Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: смерть преступника, «романцы» и перо жар-птицы

23 апреля на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывал писатель и краевед, автор нескольких книг о Новосибирске Игорь Маранин. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
10:10, 28 апреля 2021

Взгляд назад. Исторический календарь

20 апреля 1917 года постановлением Временного правительства Томскую губернию разделили на собственно Томскую и Алтайскую губернию. В Томскую губернию вошли шесть уездов — Мариинский, Томский, Кузнецкий, Тогурский или Нарымский, а также Каинский и Ново-Николаевский. Таким образом Ново-Николаевск стал центром вновь образованного уезда из 63-х волостей.

23 апреля 1965 года опубликовано сообщение о присуждении Ленинских премий в области науки. В числе номинантов оказались и новосибирские учёные, академики Сибирского отделения Академии наук СССР. За исследование детонации в газах Ленинских премий удостоились член-корреспондент Академии наук, заведующий отделом Института гидродинамики Богдан Войцеховский и завлабораторией того же института, доктор физико-математических наук Рем Солоухин. За научную разработку метода линейного программирования и экономического моделирования премию получил замдиректора Института математики, академик Леонид Канторович.

24 апреля 2006 года торжественно открыли пригородный вокзал на станции «Новосибирск-Главный» вместимостью в 1000 пассажиров. В здании вокзала 22 билетных кассы, справочное бюро, сервис-центр с разнообразным спектром услуг и бар.

 

Однажды в Новосибирске. Проектируя города

25 апреля 1947 года в отделе по делам архитектуры Новосибирского горисполкома организовали архитектурно-планировочную мастерскую. В 1951 году на её базе образована проектная контора «Горпроект». В 1957 её преобразовали в институт по жилищному, гражданскому и коммунальному строительству «Новосибгражданпроект». Можно сказать, что проекты этого института и создали современный облик Новосибирска.

Перу архитекторов «Новосибгражданпроекта» принадлежит Толмачёвский аэровокзал, ГПНТБ, театр музкомедии, кинотеатры «Аврора», Маяковского, «Горизонт» и «Рассвет», а также ДК «Строитель». В «Новосибгражданпроекте» создали комплекс областной клинической больницы, хореографическое училище, профилакторий «Сибиряк» и логистический центр на Пашинском переезде.

Институт проектировал и жилые здания, и целые жилые массивы: Затулинский, Гусинобродский, Ботанический, Волочаевский, Ипподромский, Кропоткинский, Северо-Чемской и другие. По проектам новосибирского института строились и другие города, например, города нефтяников — Муравленко и Радужный в Тюменской области, III и IV кварталы города Мирного в Якутии, наукоград Кольцово в Новосибирской области и микрорайон А в Бердске.

Институт «Новосибгражданпроект» — активный участник разработки генеральных планов Новосибирска, Кольцова, Междуреченска, Ленинска-Кузнецкого и города Тайги Кемеровской области.

«Новосибгражданпроект» — обладатель большого числа медалей и призов различных конкурсов, международного сертификата и допуска на проектирование уникальных объектов.

 

Было — не было. Ново-Николаевск глазами СМИ

Евгений Ларин: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...» Так, мы помним, говорил булгаковский Воланд про москвичей в романе «Мастер и Маргарита» в сцене в театре.

Времена и нравы — так условно мы обозначили тему нашей сегодняшней беседы. Мы постараемся разобраться в том, какими были жители Ново-Николаевска, а потом и Новосибирска в разное время. Разумеется, не внешне, а с точки зрения их морально-этического облика. Что горожане считали красивым, а что — безобразным, что — прекрасным. Какие поступки им представлялись достойными восхищения и уважения, а какие — порицания?

Мы посчитали, что довольно адекватным мерилом нравственного облика горожан может служить то, как они развлекались, как проводили свой досуг, что они считали весёлым, а что — не очень.

Мой сегодняшний гость, писатель и краевед, автор нескольких книг о Новосибирске Игорь Юрьевич Маранин — обладатель довольно внушительной коллекции заметок из ново-николаевских и новосибирских газет разных лет. Сегодня мы разбираем корреспонденцию!

Для начала я зачитаю одну заметку, которая мне встретилась в подборке статей из томской газеты «Сибирская жизнь» — её читали в Ново-Николаевске — сделанной в своё время нашим археологом Сергеем Владимировичем Колонцовым.

Там среди многочисленных сообщений о простых кражах, кражах со взломом, грабежах, убийствах, бездействии полицейских чинов, есть, например, сообщение, о буйстве арестантов в каталажной камере при волостном правлении в Кривощëкове, где они в числе прочего, «безчинствовали, выбрасывая в зал правления содержимое ночной посуды».

И есть сообщение, которое у меня ничего, кроме недоумения, не вызывает. Автор этой заметки из газеты «Сибирская жизнь» от 1898 года как будто написал эпиграф к нашей передаче [орфография и пунктуация здесь и далее сохранены — прим. автора]:

«Артель на новых началах. Нам пишут из Ново Николаевского посёлка что там на-днях задержано несколько человек из артели, которая будто бы заключила между собой оригинальный письменный договор бить всякого встречного. Жертвой такого договора явился один из местных обывателей, котораго члены артели жестоко избили. В настоящее время артель эта задержана местной полицией и у одного из членов ея найден письменный договор. Вот такие нравы!»

Действительно, как это объяснить? Люди нашли себе такое развлечение? Игорь Юрьевич, как по вашим наблюдениям, такой варварский способ развлечения был характерен для жителей посёлка в конце позапрошлого и в начале прошлого века?

Игорь Маранин: Я думаю, Воланд мог бы произнести свои слова не только в московском театре-варьете. Он мог бы их повторить и в Коммерческом собрании Ново-Николаевска, и в Рабочем дворце — в этом же здании, но позже — а затем там же, в театре «Красный факел». Люди как люди. У нас они были теми же самими, ничем особо не отличавшимися от людей в других городах.

Другое дело, что обстановка в Ново-Николаевске в конце 19 века — в начале 20 века, действительно, была довольно криминальная. Недаром я свою книгу о том периоде назвал «Город-вестерн», потому что во многом обстановка была характерной для американских вестернов.

Меня в своё поразила заметка в одной из ново-николаевских газет, где описывался рядовой эпизод из жизни города. Крестьяне, которые здесь торговали и выручили на базаре какие-то деньги за товар, а дело было зимой — зимой ездили по льду Оби — на нескольких подводах выехали на лёд и отправились домой, то ли в Усть-Иню, то ли в Бердское.

И тут, видимо, следившие за ними и знавшие, что у них имеются деньги, разбойники выезжают из-за ближайшего лесочка на лошадях. Причём один — как из фильма «Всадник без головы», в капюшоне. Разбойники скачут, стреляют по крестьянам. И что бы вы думали? Крестьяне совершенно спокойно останавливаются, достают из подвод топоры и прогоняют этих разбойников, вооружённых ружьями, и едут дальше! Вот такой рядовой эпизод.

IMG_5433_tn.JPG
Игорь Маранин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Что касается зрелищ, то да, перефразируя известное выражение, можно сказать: «Скажи мне, какие зрелища тебя привлекают, и я скажу, кто ты». Надо сказать, что не только криминальные, и не столько криминальные развлечения были в Ново-Николаевске с момента его рождения. При будаговской школе работал театральный кружок, для которого сами инженеры и члены их семей — жёны и дети — шили костюмы, делали декорации, ставили спектакли.

На чтения в народную читальню собиралось до 100 и даже до 200 человек. В железнодорожной школе в районе вокзала показывали «туманные картинки» с помощью «волшебного фонаря» — нечто вроде слайдов с проектором. На эти представления тоже собирались многочисленные зрители, по 100-200 человек в зал набивалось.

Помню, читал воспоминания одного старика, который выходил оттуда со слезами на глазах и говорил, что более прекрасного зрелища он никогда раньше не видел, а вот теперь жизнь прожита не зря!

В декабре 1895 года во Франции состоялся первый киносеанс, показывали всем известный теперь фильм «Прибытие поезда». Так вот у нас, в захолустном далёком сибирском посёлке, не имеющем ещё даже официального имени Ново-Николаевска, «Прибытие поезда» показывали уже через несколько месяцев!

А случилось это так, что цирк, побывавший на Нижегородской ярмарке, купил у фирмы братьев Люмьер кинопроектор, причём за большие деньги. Артисты цирка решили использовать аппарат в своих гастролях и показывать в том числе кино. «Прибытие поезда» ново-николаевцам показал Федот Махотин, который позже стал основателем первого в нашем городе кинотеатра. Так что зрелищ у нас было достаточно, и не только криминального толка.

Евгений Ларин: Но люди находили себе развлечения и попроще. Видимо, ещё по своей деревенской привычке стремясь из всего извлечь что-то любопытное. Зачитаю ещё одну из найденных заметок из газеты «Сибирская жизнь» от 1904 года:

«Г. Ново-Николаевск. 4-го апреля в общественном собрании любителями драматического искусства в соучастии с артистом Коханским ставилась драма „Семья преступника“, накануне спектакля были расклеены афиши, в которых крупным шрифтом было отпечатано слово „Смерть преступника“. Это-то слово и бросилось малограмотным жителям города Ново-Николаевска в глаза и, утром 4-го апреля по всему городу прошел упорный слух, что в 2 часа дня будет совершена за местным кладбищем казнь трёх преступников, присужденных к повешению военным судом за какое-то зверское убийство сидельца казенной военной лавки.

И вот, в 2 часа дня по кладбищу потянулась масса народа ждать казни. Такое брожение умов дошло до полиции, которая командировала несколько стражников для разъяснения собравшейся в поле толпе народа, что никакой казни не предназначалось и не будет, и просили разойтись по домам, но этому не верили. Прождав с 2 часов дня до 5 часов вечера, никакой казни не дождались и разочарованные разошлись по домам».

Игорь Маранин: Кстати, к подобным происшествиям можно отнести и более позднее событие начала 1920-х годов. Тогда устраивались открытые суда над бароном Унгерном и над другими белогвардейцами. Барона Унгерна судили в Ново-Николаевске в клубе на территории ныне не существующего Александровского сада, он располагался на улице Фабричной.

Хотя казнь потом была тайной, барона казнили не прилюдно, но сам суд и оглашение приговора было, в том числе, своего рода зрелищем, причём зрелищем, показанным новой властью нарочито, дескать, смотрите: вот они, враги.

Евгений Ларин: Это что-то очень патриархальное, когда на базарной, скажем, площади, собирались толпы, пришедшие поглазеть, как кого-то обезглавят.

Игорь Маранин: Да, это отголоски Средневековья. Мы вспоминали про кино и про Махотина. Так вот, о происшествиях — как пересекалась культурная сторона жизни со страстью к хулиганским выходкам. Вот коротенькая заметка из «Обской жизни» от 18 октября 1911 года:

«Переполох в сениматографе [так в тексте — прим. автора]. 16 октября около семи часов вечера, во время сеанса, в синематографе Махотина неожиданно погасло электричество, что вызвало переполох публики. Пользуясь темнотой и шумом, галерочная публика стала безобразить, кричать, свистать и пр. Порядок был водворён мерами полиции».

Евгений Ларин: Мы знаем, что заезжие артисты частенько бывали в нашем городе, развлекали публику, и они тоже притягивали к себе большое количество людей, — посмотреть на «бременских музыкантов» многим было интересно. Из «Сибирской жизни» за 1903 год:

«... Не так давно посетила нас труппа (?!?) из пяти человек „знаменитых“ артистов, которые сразу поняли вкусы нашей публики и дали представление на открытой сцене сада (бывшей Олюниной); в программу вошли отборные номера балаганщины и шансонетное пение, включительно до пения дамским персоналом „труппы“ полунеприличных „романцев“. Публика была в восторге и гоготала во всю».

То есть публика, как мы видим, достаточно непритязательная.

Игорь Маранин: Очень интересно следить за становлением шансона, особенно за гастролями артистов этого жанра. У нас есть несколько таких заметок. Дело было в том же кинотеатре Махотина, но уже позже. Это от 1918 года маленькая заметочка, которая называется «В защиту детей»:

«Нас просят обратить внимание на следующее недопустимое явление. В электротеатре Махотина выступает 10-летняя девочка „Маруся“. В театре бывает много детей, много учеников и учениц, и вот перед ними такой же ребёнок поёт „по толкучке я прошёл и мамзель себе нашёл“ или исполняет танец „Ойра“. Всё это говорит достаточно ярко за себя, и думается, что не требует особых „пояснений“».

Кстати, одно из первых упоминаний о гастролях исполнителей шансона в Уссурийском крае я обнаружил в газете «Владивосток» от 24 марта 1902 года:

«Посёлок Барановский. ...К нам ещё приезжала, несмотря на пост, какая-то певичка похабных песен. Свои представления она давала в одном доме и за первое место брала не более трех целковых. Впрочем, нашлись охотники — со станции служащие, которые пришли посмотреть на эту певичку и платили ей не только деньги, но еще и разными кушаньями кормили».

Вот гонорары, которые получали шансонье того времени. И ещё одна у меня заметка есть, это уже 1924 год, из «Советской Сибири». Сейчас многие себе берут яркие псевдонимы. И тогда был у нас местный, из Закаменского, то есть Октябрьского района, шансонье, которого называли Леонид Пропащий. Заметка так и называется — «„Леонид Пропащий“ в Закаменском районе»:

«На-днях в Закаменском районном рабочем клубе была прочитана лекция тов. Воробьевым на тему «Жизнь вселенной». Нужно заметить, что в этом районе в текущий зимний сезон это первая лекция. Ещё задолго до начала зал наполнился слушателями. Присутствуют исключительно рабочие и работницы. Лекция проходит очень оживленно и вызывает живой интерес среди слушателей. Слушают со вниманием, это видно на того, что по окончании задаётся много вопросов, на которые лектор дает исчерпывающие ответы.

Таким образом, лекция прошла бы, как нельзя лучше, если бы по окончании её правление клуба не догадалось попотчивать слушателей «концертом»-спектаклем, который, надо сказать, и испортил всё дело.

<...>

Начался концерт. После ряда декламаций выходит один на клубных работников и объявляет:

— Сейчас на сцене выступит любимец местной публики куплетист Леонид Пропащий.

Слышится пение, треньканье балалайки и на сцене появляется сам «любимец». Он кривляется, ломается и поет пошлые балаганные куплеты, вроде:

— «И сел к ней тут я на колени».

Или:

— «Отец дьякон, деньги на кон, а потом целуй».

При этом он топает ногами, принимает непристойные позы, приговаривая: «Вот так на цыпочках, по балетному», «Эх, ма, отдирай, примёрзло».

Смотришь и кажется, что со сцены на слушателей льются грязные помои отживающей кабатчины и заливают в их головах маленькие искорки знаний, заброшенные полчаса тому назад словами лектора. Обидно за работников клуба а жаль время, по траченное лектором.

Закаменцы! Метлой гоните с пролетарской сцены всех этих Леонидов Пропащих, они кроме вреда в культурной работе ничего не принесут потому, что они на caмом деле пропащие, — не давайте же им воскресать«.

Каков слог! «Помои отживающей кабатчины»!

IMG_5506_tn.JPG
Игорь Маранин и Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Вообще корреспонденты газет тех лет никак не могли оставаться в стороне от описываемых событий. Они всегда старались ввернуть какие-то своё едкое слово, а порой откровенно побрызгать ядом. Вот ещё одна из заметок, она, к сожалению, тоже касается криминальной стороны дела, но я предлагаю насладиться повествованием, оно в своём роде прекрасно! Газета «Сибирская жизнь», 1898 год:

«... Вот не угодно ли полюбоваться на заурядную у нас картинку. Несколько дней тому назад два машиниста Западно-Сибирской железной дороги приехали среди белаго дня на базар, каждый на своей лошади. Объехав несколько магазинов, и сделав нужныя покупки, гг. машинисты зашли в кондитерскую, оставив лошадей у окна на улице. Подходят два молодца, садятся на лошадей и преспокойно поехали, машинисты вскочили из кондитерской и побежали в догонку за уезжающими. К несчастью на встречу им никто не попадался.

Когда молодцы выехали на пустое место, задний, позадержав немного лошадь, подвинулся к одной стороне кошовки и, указывая на место возле себя, предложил бежавшему за ним машинисту: „теперь садись!“. Ласковый взгляд молодца, брошенный в это время на машиниста, был на столько выразителен, что последний счел более удобным для себя отказаться от любезнаго предложения, простившись таким образом и с лошадью и с покупками... Так оба машиниста и возвратились по образу пешаго хождения, приятно вспоминая, что у них были когда то добрые кони!...»

Это Чехов, я считаю! Отдельный вид искусства. Журналист всегда на передовом крае общественного мнения, и такие заметки весьма красноречиво говорят об образе мысли горожан.

Игорь Маранин: Я бы ещё выделил такой интересный момент: некоторые развлечения сейчас уже либо трансформировались в какие-то современные, либо вообще ушли из жизни. Вот, скажем, маскарады. Это было очень популярное в дореволюционные годы развлечение. Причём оно было не только просто весёлым действом, но и поучительным, и даже сатирическим. И даже коммерческим. Сейчас маскарады практически ушли из нашей жизни — кто их сейчас устраивает?

Евгений Ларин: Ну, маски-то мы все носим.

Игорь Маранин: Но это уже не маскарад, а маска-не-рад!

Вот интересная заметка по поводу маскарада из «Обской жизни» от 1909 года, — каким наши предки делали это шоу:

«На маскараде, 29 ноября в железнодорожном общественном собрании можно было отметить несколько интересных масок. Одна их них изображала состояние нашего воздухоплавания — к рукавам военнаго генерала были прикреплены маленькия крылья, к ногам коньки на колесиках, сзади, пониже спины, — изрядный руль. Вторая маска представляла члена Гос. Думы Челышева, увешаннаго «шкаликами» и четвертными бутылями. На фуражка надпись: «борьба с пьянством» и на пиджаке «торговыя бани» или просто «кабак — распивочно и на-вынос». Третья маска — равноправие. Женщина, одетая в чёрный сюртук, держала портфель, наполненный принадлежностями женскаго туалета — зеркало, пудра, духи и т.п.. Четвертая — редактор «Русскаго Знамени», — Дубровин, ищущий с огнём подписчиков. Одет редактор в русскую рубаху, шаровары и фартук, за поясом громадный нож мясника. Пятая изображала прогресс. Одна половина костюма представляла деревенскую девицу, другая жительницу города в дорогом мешурном костюме, с надписью: «из деревня в город, из города в шантан». Шестая — тип почтово-телеграфнаго чиновника в духе Севастьянова — представлен в виде кухарки, одетой в почтово-телеграфную форму с выдержками из газет (Письмо к тётеньке и др.) Мужской приз получила маска, изображающая редактора «Русскаго Знамени», первый женской — «прогресс», второй — «равноправие».

Вот такие неожиданные маски. Кстати, я, пока читал, вспомнил происшествие в Барнауле примерно того же времени, когда на таком маскараде появились двое, одетые в костюмы Адама и Евы, то есть с фиговыми листочками. Ну, или некими вырезами, изображающими фиговые листочки на причинных местах. Их изгнали, полиция их оштрафовала за нарушение нравственности. Даже такие происшествия случались на маскарадах! А вот о коммерческой составляющей коротенькая заметка из «Обской жизни» от 25 октября 1911 года:

«К маскарадам. На весь предстоящий сезон готовлю костюмы, отпускаю на прокат. Вырежьте это, спешите захватить. Барнаульская улица №3, флигель».

То есть люди зарабатывали на маскарадах.

Вот из «Сибирской жизни» от 6 февраля 1903 года уже ироничная заметка под названием «Маскарад» — именно в кавычках:

«Полицией составлен протокол на томскую мещанку Анну Фёдорову, торговку толкучаго рынка, которая 4-го февраля, будучи в сильно нетрезвом видь, разгуливала по толкучке в мужской одежде».

Вот оно равноправие! Нельзя ещё было в мужской одежде разгуливать.

Если говорить о маскарадах, о женщинах и эмансипации, то мне нравится заметка от 1926 года. Это были уже новые времена, положение женщины изменилась, женщина эмансипировалась. И вот в июле 1926 года «Советская Сибирь» поместила крошечную, в несколько строк, заметку о некоей Лобановой Наталье в разделе «О пьяницах и дебоширах». Читаем!

  • «Лобанова Наталья, грузчик станции железной дороги...»

Грузчик! И не просто в какой-нибудь мелкой лавчонке, торгующей платьями и сукном, а на железнодорожной станции, где разгружают вагоны.

  • «...подкрепив себя самогоном...»

Представьте: разгрузив пару вагонов, грузчик Наталья подкрепила себя самогоном и...

  • «...отправилась на толкучку,..»

Это по-женски. Мужик, накатив стакан, куда пойдет? В кабак или на бега. А женщина — на толкучку. Читаем дальше: «...завела с торговками ссору...».

Неуважение к рабочему человеку проявили, вероятно.

  • «...затем драку».

Какова картинка! Июль. Жара. Тополиный пух. Грузчик Наталья устраивает драку на базаре!

  • «Во время драки разбила посуду...»

И опять-таки чисто женский поступок. Ни один мужик не будет бить посуду во время драки.

  • «...и после этого была препровождена в милицию».

Вот такая сторона эмансипации!

IMG_5528_tn.JPG
Игорь Маранин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Какие ещё популярные развлечения занимали наших горожан?

Игорь Маранин: Прежде всего, цирк. По своим формам и жанрам цирк в дореволюционные времена был гораздо богаче. Из цирка вышли многие сегодняшние жанры. Скажем, жанр пародии, который представляет Максим Галкин, вышел из цирка. Многие виды спорта, такие, как борьба, тоже вышли из цирка. Циркачи привезли в Ново-Николаевск кино, потому что они считали, что это некое развлечение, вроде фокусов с картинками, которые можно показывать в цирковом представлении. Сейчас кино — это большое искусство, а тогда оно было только в зачаточном состоянии. Мы сегодня уже говорили о гастролях. Так вот, в 1911 году в газетах и на афишах появилась реклама:

«Общественное собрание. Первая гастроль знаменитой итальянской электро-трансформаторши мадмуазель Франкарио.

В 1-й раз в Ново-Николаевске исполнит одна, не сходя со сцены, 60 художественных трансформаций с моментально меняющимися на глазах публики костюмами, аксессуарами и декорациями, а также примут участие: безконкурентная в России Босоножка Фрина исполнит танец „Серпантин“ в тюрьме босая. В заключение Живой Медиум воздушной испанки Альмиды под наблюдением известнаго иллюзиониста мистера Андре. 

Начало в 9 часов вечера. Цена местами от 22 коп. до 2 руб. 20 коп. Билеты продаются в кассах Собрания».

Это было опубликовано 13 октября, а через два дня та же «Обская жизнь» поместила рецензию на это представление:

«В четверг 13 октября в помещение общественнаго собрания должна была состояться, как значилось на афишах, гастроль „Босоножки“. Но вместо новаго искусства классических танцев публике были приподнесены устарелые номера биоскопа — „транформации“, публика должна была выдержать четыре скучных отделения, ожидая указаннаго в программе выхода Босоножки — Фрины, и — напрасно.

Такого беззастенчиваго обирательства и одурачиванья публики, какое мы наблюдали в этот вечер, давно не приходилось видеть».

Трансформация, надо сказать, — это искусство перевоплощения, когда артисты меняли грим, костюмы, маски, тембр голоса, показывали фокусы. Всё это происходило моментально, практически в одно мгновение. Это было достаточно любопытно.

Например, классический Райкин, когда он меняет маски и показывает нам различных персонажей — это искусство трансформации, вышедшее из цирковых представлений. Так вот, «трасформаторы», несмотря на провал, намеревались показать, ещё более крутые представления. И об это пишет «Обская жизнь» дальше.

«Господа трансформаторы уже афишируют следующий сеанс, так сказать ultra-трансформации — „исключительно для взрослых“. Надо надеяться, что этот вечер заведомой порнографии не встретит отклика в публике. А совету собрания не следовало бы отдавать помещения таким господам.

Еще один-два случая такого околпачиванья публики и — даже более достойные гастролеры будут встречаться от чувством холоднаго недоверия, а это уже скверно».

Тот же стиль: «околпачивание публики», «встречаться с чувством холодного недоверия». Да, были люди в наше время! Сейчас так не пишут уже.

Евгений Ларин: Хочется отметить, что наряду с такой непритязательной публикой, всегда существовали люди, которые пытались что-то противопоставить вкусу обывателей, и вытянуть людей из болота, в котором они, по мнению просвещённого общества, пребывают. Газета «Сибирская жизнь», 1903 год:

«Ново-Николаевск. На днях инициаторами, взявшими на себя труд разогнать мрак невежества, будет отправлена в Томск для утверждения устав общества попечения о начальном образовании. Прошение на имя губернатора уже подписано многими будущими членами будущаго общества. Учредителей насчитывают до ста человек, в том числе много дам.

Задачи будущаго общества очень обширны: помогать учащимся в низших школах и давать возможность продолжать образование окончившим курс в этих школах, помогать местным просветителям молодой России, а также частным предпринимателям по устройству школ.

С открытием здесь просветительного общества, интересы общечеловеческие возьмут, может быть, перевес над узким эгоизмом, и люди, до сих пор не знающие как убить время, возьмут на себя труд разгонять мрак невежества: врачи будут читать лекции по гигиене, учителя устроять народныя чтения, а библиотека и читальня дадут более возвышенныя темы для обмена мыслей.

Если общество и не даст нам жар-птицы, то перо-то ея непременно покажет. Желаем будущим членам общества успеха и взаимнаго понимания друг друга. Что не под силу одному, то сделает общество, говоря русской пословицей: „Один горюет, а семья воюет“. Лишь бы было побольше единодушия и дружелюбия между членами, ведь только, по словам поэта:

Дух вражды и дух разъединенья
Держит мир в невежестве и зле»

Этот материал даёт нам возможность о том, что кабатчине и цирку было сильное противопоставление.

Игорь Маранин: И надо сказать, что это имело свои результаты. Строительство 12 так называемых крячковских школ — это была целая программа, которая позволила Ново-Николаевску сделать прорыв на уровне страны, стать примером организации начального школьного образования в масштабах Российской империи.

В продолжение темы поиска новых форм. Особенно это проявилось после революции, когда власть вообще искала новое во всех сферах жизни, в том числе в вопросах зрелищ, собраний. Иногда это принимало очень неожиданные формы. Возможно, они не прижились, но история этого поиска довольно любопытна. Были, скажем «красные крестины».

Есть заметка в «Советской Сибири» от 31 января 1924 года — как крестили и давали имена новорожденным. Тогда шла борьба с религией, но она оборачивалась тем, что вместо религиозных форм предлагались формы псевдорелигиозные. Читаю эту довольно любопытную заметку:

«Клуб печатников полон. Присутствуют почти все члены комъячейки и ячейки РКСМ, ГОГПУ, много беспартийных сотрудников. Есть и гости.

Настроение у всех торжественное и праздничное.

Ячейка ГОГПУ справляет красные крестины двух пролетариев и одной пролетарки, которые комочками лежат укутанные в одела на руках у трёх женщин: две из них — матери новорожденных, одна — бабушка.

Они на сцене занимают центральное место. Около них — «крестные отцы» — люди бывалые, старые и по возрасту, и по партийному стажу.

За особым столом — секретарь комъячейки и секретарь райкома РКСМ товарищ Захаров.

Внизу у сцены — оркестр.

IMG_5409_tn.JPG
Игорь Маранин и Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Заведующий агитпропом губкома РКП горячо говорит о новых обрядах и, между прочим, подчеркивает, что коммунистическая партия всё берёт с бою <и сегодняшнее торжество — это бой в области быта>.

Речь заканчивается под гром аплодисментов. Оркестр играет «Интернационал».

«Крестные отцы» по очереди прочитывают грамоты, закрепляющие появление на свет новых людей.

Чтения грамоты заканчивается под туш и бурные аплодисменты собравшихся.

«Крёстный отец» прикрепляет к одеялу младенца изящный значок Коммунистического интернационала молодежи; на одной стороне его написано: «КИМ», на другой стороне выгравировано имя новорожденного и дата рождении.

Одного зовут Спартак.
Другого зовут Красномир.
Третьего зовут Пальмира.

Каждого младенца принимает представитель Российского коммунистического союза молодёжи товарищ Захаров в знак того, что ребёнок при достижении определённого возраста будет являться воспитанником данного союза. Каждый такой прием сопровождался краткой речью представителя РКСМ по вопросу о значении имени, данного ребёнку; каждое выступление оканчивается под шумные аплодисменты и звуки музыки.

С простой, безискуственной речью выступила одна матерей — беспартийная, заявившая, что она взрастит сына «для коммунизма к профсоюзов». «Крестины» завершились исполнением «Интернационала» оркестром музыки.

По выполнении обряда была поставлена пьеса в одном действии; некоторые товарищи, и также дети выступали с декламацией.

После угощения вечер закончился песнями и играми, организованными участниками вечера.

Наша ячейка убеждена, что вскоре все сознательные пролетарии последуют примеру ее членов».

Вот такое действие. С одной стороны — праздничное, а с другой стороны, из нашего времени оно, конечно, смотрится довольно иронично. Но это не предел. Все мы ходим за грибами в леса — с компанией, с семьёй, в одиночку. А советская власть любила всё обобществлять. И походы за грибами она обобществляла тоже, и в Новосибирске появлялись новые интересные формы. Вот две заметки от 1934 года. Первая, в «Советской Сибири» от 12.08.1934:

«Пойдёмте за грибами!

В лесах под Новосибирском очень много грибов. Немало и ягод: черемухи, брусники и смородины. Однако массового сбора грибов кооперация и госторговля до сих пор не организовали.

Честь организации первого массового грибного похода принадлежат Дзержинскому райкому партии. В походе приняли участие коллективы мылзавода, кожзавода, работники милиции и работники аэрофлота. Свыше 400 человек вернулись из лесу с грибами и ягодами».

Я представляю себе этот поход! Идут колонны как на демонстрации, и всей это огромной человеческой толпой идут в лес, вытаптывая там всё. Но через четыре дня рекорд был побит:

«В массовой грибной вылазке, организованной 12 августа Дзержинским райсоветом, приняли участие около 2500 тысяч человек рабочих и служащих».

Две с половиной тысячи человек — по грибы! Даже если они по одному грибу нашли...

IMG_5474_tn.JPG
Игорь Маранин и Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Вообще, нужно отметить, что альтернативные формы проведения досуга стали внедряться достаточно рано. Как говорит заметка из «Сибирской жизни» от 1900 года, на детях это уже тогда испробовали. Корреспондент пишет, что после выпускных экзаменов в церковно-приходской школе, которые прошли 13 мая, «...18-го мая для детей была устроена прогулка в лес. Отстояв обедню, мальчики и девочки собрались в здании 2-х классной школы; здесь Н.П. Литвиновым коротенько было объяснено детям, какую важную роль играют деревья в жизни человека, а затем предложено было на гуляньи каждому выкопать по деревцу и посадить на школьный двор».

В общем, всё это они проделали, вернулись поздно, поэтому «по случаю поздняго времени, посадка деревьев произведена была утром следующаго дня; по окончании посадки розданы были конфекты».

Игорь Маранин: Кстати говоря, у нас каждую весну до сих пор устраиваются субботники, жители домов, школьники выходят, убирают в городе. Это действительно было заложено с самых первых лет. Мы можем вспомнить о древонасаждении, об озеленении города, — это была старая ново-николаевская традиция.

В 1910 году была высажена аллея, до сих пор существующая местами на Красном проспекте. Жителям города было предписано каждому напротив своего дома облагородить участок, — посадить деревья. Традиция продолжалась и в послевоенное время. Массовые зелёные насаждения 1950-х годов — это основа той зелени, которую мы сегодня видим на улицах. Это было действительно массовое явление.

Евгений Ларин: В общем, среда, в которой человек живёт, облагораживает его не хуже совместного коллективного труда по высадке деревьев и сбору мусора.

Что ж, тема, которую мы сегодня выбрали, фактически неисчерпаема. Мы постарались собрать то, что лежало на поверхности и показалось нам наиболее интересным.

Игорь Маранин: Давайте сделаем так, чтобы люди, собравшиеся в какой-нибудь радио- или интернет-студии через 100 лет, разбирая наши сегодняшние зрелища, говорили о том, что мы были высокого уровня и способствовали тому, что создавали вокруг себя замечательную среду!

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Что происходит

Жители Вьетнама и Монголии моют голову сибирскими шампунями

Что делать, если ребенка травят в школе — советы психолога

Новый павильон готовят к открытию в зоопарке на Затулинке

Одну из старейших школ Новосибирска впервые капитально ремонтируют

Застройщики предлагают льготы на покупку жилья участникам спецоперации

Волонтёры с ментальными расстройствами читают книги одиноким старикам

29 миллиардов потратят на наказы избирателей в Новосибирской области

Для улучшения трафика на Октябрьском мосту изменили работу светофоров

Проект «Свой — чужой — равный» объединил школьников с МЖК

Запись первоклашек в школы Новосибирска стартует 1 апреля

Нейросеть для сортировки мусора создают программисты из НГТУ

Показать ещё