26 марта на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывала начальник отдела хранения фондов Музея Новосибирска Валерия Гречухина. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.
Взгляд назад. Исторический календарь
22 марта 1904 года указом царя Николая Второго на военное положение перевели Сибирскую железную дорогу и прилегающую к ней территорию, в том числе Ново-Николаевск: шла русско-японская война.
22 марта 1922 года тиражом 10 000 экземпляров вышел первый номер литературного журнала «Сибирские огни». Он стал вторым толстым журналом в стране, а первым был «Красная новь», который выходил с 1921 года.
22 марта 1980 года на Красном проспекте открылся ресторан «Океан», в нём посетителям предлагали блюда только из рыбы и морепродуктов.
23 марта 1987 года впервые вышла в эфир информационно-аналитическая программа новосибирского радио «Микрофорум».
24 марта 1917 года в Ново-Николаевске состоялось организационное собрание сибирских федералистов для выработки программы создания самоуправляющейся Сибири.
24 марта 1946 года на базе эвакогоспиталя №1239 организовали НИИ ортопедии и восстановительной хирургии. Приказ минздрава РСФСР о его создании вышел 6 апреля 1946 года. Позже НИИ стал Новосибирским научно-исследовательским институтом травматологии и ортопедии.
25 марта 1898 года для посёлка Ново-Николаевского утверждены полицейские штаты. Первым полицейским приставом назначен коллежский советник Иван Копейкин.
25 марта 1940 года был образован Заельцовский район Новосибирска. Территория района была образована путём разукрупнения Дзержинского и Кагановичского (впоследствии Железнодорожного) районов. Своё название Заельцовский район получил от рек Первой и Второй Ельцовок, а они, в свою очередь, от названия рыбы «елец».
28 марта 1958 года состоялись первые выборы академиков и членов-корреспондентов академии наук Советского Союза по Сибирскому отделению. Среди них были в числе прочих Векуа, Мальцев, Трофимук, Будкер и Чинакал.
А 23 марта 1924 года в Ново-Николаевске прошло первое общее собрание членов общества «Долой неграмотность!». Об этом расскажу чуть более подробно.
Однажды в Новосибирске. Меч побеждающий
«Неграмотность — резерв контрреволюции», «Грамота — путь к коммунизму», «Грамотность — меч, побеждающий тёмные силы» — такими лозунгами в начале 1920-х годов в Стране Советов пестрели газеты. В городах и сёлах создавали пункты по ликвидации неграмотности, школы, клубы, избы-читальни и библиотеки. В 1923 году было организовано массовое добровольное общество «Долой неграмотность!». В него вошли видные государственные деятели — Крупская, Луначарский, Семашко, а председателем центрального совета общества стал Михаил Калинин.
В Сибири такое общество создали в 1924 году. 14 февраля Сиббюро ЦК РКП(б) постановило «предложить губкомам поставить работу по ликвидации неграмотности... как одну из своих важнейших задач... [и] немедленно приступить к организации обществ „Долой неграмотность!“». Сибирское отделение общества возглавил тогдашний заместитель председателя Сибревкома Роберт Эйхе. Первое общее собрание членов общества «Долой неграмотность!» прошло 23 марта 1924 года.
— говорилось в листовке правления Ново-Николаевского общества. Во всей губернии насчитали 187 000 неграмотных в возрасте от 14 до 35 лет. А по стране таких было 18 миллионов. Денег на их обучение у молодого государства не было. Помочь должны были трудящиеся массы.
К 1 ноября 1924 года в Ново-Николаевске было 55 ячеек общества «Долой неграмотность!», в них состояло 2890 человек. На ликвидацию неграмотности шли все деньги, которые поступали в общество от лотерей, спектаклей и членских взносов. «Грамотный, обучи неграмотного или дай 3 рубля 75 копеек на его обучение» — вот типичный лозунг того времени.
Со второй половины 1920-х годов работа по ликвидации неграмотности стала более планомерной и системной. Совершенствовали методику преподавания, появились подготовленные педагогические кадры, стали издавать учебники для взрослых. Отделения общества «Долой неграмотность!» просуществовали до начала 1936 года. Потом необходимость в них отпала: доля грамотных сибиряков к тому времени выросла до 90%.
Структура момента. Прогулки с городской совой
Аудиогид по Новосибирску «Говорит Сова» подготовили в отделе краеведения областной научной библиотеки.
Аудиогид стал развитием интернет-проекта «Городская сова», который библиотека презентовала в прошлом году. Это краеведческий ресурс, который рассказывает историю новосибирских улиц и людей, чьими именами они названы, а также историю памятников архитектуры, храмов, парков, скверов, мемориалов и других знаковых мест. Там можно почитать и о личностях, так или иначе связанных с городом, его созидателях, героях революции и войны, учёных, людях искусства. Теперь же «Городская сова» ещё и заговорила голосами сотрудников отдела краеведения Андрея Верхова и Валерии Яковлевой.
Пока аудиогид включает только две виртуальных прогулки — по площади Ленина и улице Инской. Звуковые файлы доступны на сайте и в мобильном приложении izi.TRAVEL. Это, пожалуй, самая популярная и самая крупная международная платформа для размещения аудиоэкскурсий.
По словам библиографа отдела краеведения областной научной библиотеки Андрея Верхова, выбор Инской и площади Ленина для двух первых выпусков аудиогида не совсем случаен, и это не два диаметрально противоположных объекта: туристическая, открыточная площадь Ленина и скрытая от глаз большинства новосибирцев, забытая почти всеми и исчезающая старейшая улица города — Инская.
Андрей Верхов: «Эти две территории — не такие уж и противоположные. Инская — это одна из старейших улиц Ново-Николаевска. Помните, как появился город? Он в бытие вошёл взрывообразно, город Ново-Николаевск не планировался.
Когда город становится центром Сибирского края, совершенно нового территориального образования, из этого города начинает управляться новая Сибирь с новым укладом. Поэтому это два этапа развития города».
Как любой аудиогид, «Городскую сову» можно слушать не выходя из дома, а можно взять с собой смартфон с мобильным приложением и, следуя за рассказчиками, пройти по экскурсионному маршруту своими ногами — около 40 минут по площади Ленина и порядка 20 по Инской. Все объекты на карте снабжены геометками, и в нужной триггерной зоне аудио включится автоматически.
Библиотекарь отдела краеведения Валерия Яковлева говорит, что экскурсия под названием «Жители Инской: пимокаты, извозчики и богатые наследники» записана именно с таким расчётом — на пешеходный маршрут.
Валерия Яковлева: «Во-первых, когда мы отбирали, что включить в экскурсию, а что в неё не включать, мы в первую очередь отталкивались от маршрута — как идти ногами, где и на какое время останавливаться, чтобы информация была распределена равномерно. А во-вторых, если в исследовании есть информация о тех зданиях, которые утрачены, то мы в большей мере старались включить те здания, которые сегодня существуют. Хотя несколько утраченных зданий мы тоже взяли в маршрут.
Учитывая, что пять из девяти точек маршрута — это здания с исторической ценностью, но не памятники, то это, наверное, и был главный принцип отбора объектов для экскурсии: обратить внимание на здания, которые не охраняются, но у которых есть история. Если о памятниках можно почитать в изданиях инспекции по охране, у Баландина или где-то ещё, то об этих зданиях информация опубликована в виде научной статьи и лонгрида. Но кто до них доберётся и будет читать большие тексты? Мы старались эту информацию адаптировать.
В экскурсии по Инской у нас получилось совместить разные источники: научные исследования, популярные книги по краеведению и художественную литературу. В частности, там есть озвученное голосом Андрея стихотворение новосибирского поэта по фамилии Быченок о Каменке. Это ещё один способ подачи информации. Мы посчитали, что эту историю лучше рассказать через стихотворение, чем говорить сухими фактами».
Вот это стихотворение «Каменка» Владимира Алексеевича Быченка:
ииииииииииииииииНе стало речки Каменки,
ииииииииииииииииКаменка в трубе.
ииииииииииииииииЯ жил, когда был маленьким,
ииииииииииииииииВ маленькой избе.
ииииииииииииииииСреди таких же стареньких,
ииииииииииииииииВидная собой,
ииииииииииииииииОна осталась в памяти
ииииииииииииииииС белою трубой…
ииииииииииииииииТо ль званы,
ииииииииииииииииТо ль непрошены
ииииииииииииииииБульдозеры пришли,
ииииииииииииииииПлохие и хорошие
ииииииииииииииииДомики снесли.
ииииииииииииииииИ вот уже заглажены
ииииииииииииииииМятые бока.
ииииииииииииииииДеревьями засажены
ииииииииииииииииРечки берега.
ииииииииииииииииИ лишь на плане города —
ииииииииииииииииТрауром в судьбе —
ииииииииииииииииОсталась надпись черная:
ииииииииииииииииКаменка в трубе.
По словам Андрея Верхова, аудиогид по Инской создан на основе никому не известных архивных документов и фактов. За этой экскурсией, на самом деле, стоит огромное авторское исследование истории Инской и её жителей. Всего Валерии Яковлевой удалось перелопатить для этого 54 архивных дела. А в экскурсии «Центральная площадь столицы Сибирского края» применили другой подход. Там раскрываются факты общедоступные, но не общеизвестные. Их легко найти, но вот обратить внимание на них порой бывает непросто.
До конца 2021 года отдел краеведения областной научной библиотеки планирует выпустить ещё четыре аудиогида. Темы пока обсуждаются.
Было — не было. Тысяча поцелуев из Ново-Николаевска
Гость в студии «Городской волны» — начальник отдела хранения фондов Музея Новосибирска Валерия Гречухина.
Евгений Ларин: Перед нами на столе лежат несколько открыток, и разговор сегодня пойдёт именно о них. Говорить мы будем не только об этих открытках, которые Валерия Александровна принесла с собой в студию. Их на самом деле больше. Но будь у нас даже одна такая открытка, рассказывать о ней мы могли бы до конца этого часа.
А всё дело в том, что это виды Ново-Николаевска начала 20 века. Там каменные и деревянные здания, которые можно узнать сегодня с большим трудом, а то и не узнать вовсе, потому что их уже просто-напросто не существует. Здесь и виды улиц, и городские пейзажи, которые не имеют вообще ничего общего с современным Новосибирском. Многие из этих видов нам, на самом деле, знакомы. Они частенько нам попадаются в интернете, в публикациях, посвящённых истории нашего города. Мы на сайте «Новосибирские новости» нередко иллюстрируем ими текстовые выпуски наших вечерних бесед.
Но сегодня мы постараемся внимательнее, более пристально рассмотреть эти открытки — и с лицевой стороны, и с оборотной.
Если я ничего не путаю, 18 марта возле Первомайского сквера появилась уличная выставка Музея Новосибирска «Открытка из прошлого». Это выставка в уже знакомом, даже привычном, нам формате — узнаваемые стенды. На этот раз они между городским торговым корпусом, нынешним краеведческим музеем, и зданием, которые мы по привычке продолжаем называть «Аркадой», хотя это Деловой дом архитектора Фридмана, или ещё Центральная гостиница, на Красном проспекте, 25.
И знаете, что, на мой взгляд, самое удивительное в этой выставке? То, что эти открытки цветные! Ведь мы привыкли эти виды лицезреть в чёрно-белом исполнении. Или даже в сепии — в красновато-коричневом оттенке. Первое, что приходит в голову — что это открытки специально раскрасили для выставки. Как Штирлица. Это так? У нас же не было в начале 20 века цветной печати, она появилась только спустя десятилетия. Или я ошибаюсь?
Валерия Гречухина: Вообще сама открытка как таковая появилась в начале 19 века. Некоторые исследователи относят её появление к концу 18 века. Изображения на открытках начали появляться уже в начале 19 века. И они были чёрно-белыми.
Но технологии не стояли на месте — стали практиковаться разные виды печати. Цветной печати как таковой ещё не существовало. Первым, кто стал применять цветную фотографию, был Сергей Прокудин-Горский, он использовал технологию наложения трёх фильтров. Черно-белый кадр пропускался через три фильтра — красный, зелёный и синий.
Евгений Ларин: RGB!
Валерия Гречухина: При наложении получался «цветной» снимок, хотя и не вполне естественных цветов. В открытках, которые представлены у нас в студии, использована немного другая технология. Это фототипия — каждый красочный слой на открытку накладывали штампом.
Например, на открытке с городским торговым корпусом, которая печаталась в Стокгольме по заказу Литвинова, земля прокрашена не до конца, виден чёрно-белый кусочек.
Евгений Ларин: Вы упомянули Литвинова — это был известный ново-николаевский предприниматель, издатель в том числе газет, общественный деятель. А вообще он был фельдшером и приехал на стройку моста по специальности. Мы знаем, что в 1904 году в городе вышло первое фотографическое издание под названием «Альбом видов города Ново-Николаевска. 1-е десятилетие». Я так понимаю, что его выпустила типография Литвинова?
Валерия Гречухина: В издании были использованы открытки, которые выпускало издательство Николая Павловича Литвинова. Он своими открытками внёс большой вклад в наши знания об облике города, благодаря Литвинову мы понимаем, каким был город и как он менялся.
Евгений Ларин: Что было вперёд — открытки или альбом?
Валерия Гречухина: Сначала печатали открытки, а уже потом, обычно к памятным датам, создавали альбомы.
Евгений Ларин: То есть в альбом вошли те же виды, которые выходили в другом формате, только их собрали в виде альбома, и получились подарочное издание! Если у Литвинова была своя типография, то он, вероятно, мог себе позволить печатать открытки сам?
Валерия Гречухина: Часть открыток печатали в Ново-Николаевске, а часть — за рубежом. Это было очень популярно, и печать там была более качественной. Сам Литвинов лично заказывал печать открыток в Стокгольме, в издательстве «Гранберг». Если мы посмотрим оборотные стороны наших открыток, то там указано и издательство Литвинова, и издательство в Стокгольме.
Также открытки печатал в Ново-Николаевске Сергей Кузьмич Ляликов, он тоже внёс большой вклад в создание «бумажного» образа нашего города. Самая знаменитая открытка Ляликова — панорама Ново-Николаевска, над которым пролетает самолёт «Фарман».
Евгений Ларин: Об этом виде мы обязательно сегодня ещё поговорим!
Валерия Гречухина: Также открытки печатали в Москве и Санкт-Петербурге.
Евгений Ларин: Помните, у Джанни Родари есть стихи «Открытки с видами городов»:
ииииииииииииииииОткрытки, блещущие глянцем,
ииииииииииииииииРаспродаются иностранцам.
Но там понятно, почему они распродаются. Потому что там:
ииииииииииииииииМилан с прославленным собором.
ииииииииииииииииРим: Капитолий, Купол, Форум.
ииииииииииииииииНеаполь с морем и вулканом,
ииииииииииииииииОткуда вьётся дым султаном…
И так далее. А для кого были предназначены виды маленького провинциального городка в Сибири — Ново-Николаевска? На кого они были рассчитаны? У Литвинова была крепкая предпринимательская хватка, и он должен был отчетливо понимать, что эти открытки будут интересны и их будут покупать. Ведь нужно же было извлечь выгоду из предприятия!
Валерия Гречухина: На самом деле, открытки были очень ценными.
Открытка была очень дорогим подарком. Люди, которые приходили в гости, обязательно с собой приносили открытку с душевными пожеланиями, на открытках писали послания.
Евгений Ларин: То есть приходили не с коньяком и конфетами, а открыткой!
Валерия Гречухина: Да, шли с открыткой. Открытки также отправляли в другие губернии и даже за рубеж. Ново-Николаевск очень быстро развивался, многие приезжали сюда жить, строить бизнес. В основном это были купцы. И они своим родным в разные края посылали открытки с видом города, в котором они обосновались.
Евгений Ларин: Расскажите об уличной выставке «Открытка из прошлого», которую кто-то, может быть, уже видел, обращал внимание, а кто-то сходит посмотреть после нашей передачи. Сколько открыток вошло в экспозицию?
Валерия Гречухина: Наверное, более полутора десятков видов. Мы выбирали не просто цветные открытки, а подбирали открытки разных издательств, хотели показать и разные виды печати, и что писали на этих открытках, какой был почерк у людей в то время. К сожалению, не все оборотные стороны вошли в выставку.
Евгений Ларин: Давайте начнём с тех открыток, которые вы принесли с собой. Это прекрасные открытки! Они оригинальные, их держали в руках люди в начале 20 века. В это сложно поверить, но это так. Они потрясающе выглядят, сохранились просто великолепно. Расскажите, какие открытки вы принесли, почему выбрали именно их?
Валерия Гречухина: Я принесла открытки с несколькими видами Ново-Николаевска и нескольких издательств.
Евгений Ларин: Вот у нас Александровский сад. Вот, пожалуйста, первая загадка. Здесь прекрасная зелёная аллея с высоким фонарём. Что это за место?
Валерия Гречухина: Александровский сад находился на нынешней улице Фабричной, ближе к реке. В народе его называли «сад Сосновка». Это был парк отдыха с павильонами, скамейками, прогулочными тропинками.
Евгений Ларин: Если я не ошибаюсь, в одном из павильонов Александровского сада, возможно, в театре или в клубе, проходил показательный суд над захваченным бароном Унгерном. Его привезли в Ново-Николаевск, и при большом скоплении народа проходило судилище.
Это как раз одна из тех открыток, у которых есть оборотная сторона, она подписана. Я ничего не могу прочесть, чернила совершенно выцвели. Что здесь написано?
Валерия Гречухина: «Здравствуйте, дорогие Митя и Нина! Поздравляю вас Высокоторжественным праздником, и желаем всего-всего хорошего! Как живёте? Что у вас нового? Никто к нам не приедет?»
Евгений Ларин: А известно, от кого кому?
Валерия Гречухина: К сожалению, на оборотной стороне этой открытки адрес не указан. Скорее всего, эту открытку могли передать с кем-то.
Евгений Ларин: А вот ещё одна открытка. На ней — всем нам известное здание. Сегодня оно выглядит почти точно так же, за исключением некоторых деталей. Это городской торговый корпус, нынешний краеведческий музей. Что можно сказать об этом экземпляре?
Валерия Гречухина: Эта открытка печаталась по заказу Литвинова в Стокгольме. На обороте выделены полоса под адрес и место под письмо. Изначально оборотная сторона была предназначена только для того, чтобы написать лишь адрес. Печаталась эта открытка тем способом, когда накладывались штампы с красками. Мы видим, что не все участки прокрашены. Качество самой печати хорошее, мы видим даже тиснение.
Евгений Ларин: Вот эти две открытки — с Александровским садом и городским торговым корпусом — отличаются от других: они по-другому оформлены, изображение помещено в овал. Ещё три открытки — явно другого происхождения. И выглядят они несколько иначе, и, видимо, печатались в другом месте.
Валерия Гречухина: Открытка с видом Покровской церкви и приюта «Ясли» — это предположительно офсетная печать. Мы сейчас может только предполагать виды печати, потому что это очень сложные процессы, и какие процессы использовались тогда, сказать трудно.
Евгений Ларин: Что мы можем сказать о виде с этой открытки?
Валерия Гречухина: Приют «Ясли» был построен в 1906 году для детей-сирот. При церкви была школа, где обучались дети. В Ново-Николаевске по разным причинам оставалось много детей без попечения родителей, они находились в этом приюте.
Евгений Ларин: Вариант детского дома?
Валерия Гречухина: Да.
Евгений Ларин: У нас остались ещё две открытки. На обеих — внушительные панорамы города, и фигурирует в том числе река Каменка.
Валерия Гречухина: Верно. Один из самых знаменитых снимков — это панорама Ново-Николаевска, над которым пролетает самолёт «Фарман». Это двукрылый летательный аппарат, сделанный из реек и рояльных струн, с шестидесятисильным мотором и пропеллером. Демонстративные полёты, если верить источникам, устраивал Яков Иванович Седов-Серов. Первый полёт был совершён в Ново-Николаевске в 1911 году.
Евгений Ларин: И, как я понимаю, открытка была сделана в честь памятного события?
Валерия Гречухина: Да. Это фотомонтаж в честь памятного события.
Евгений Ларин: То есть тогда уже была такая технология, а сейчас бы выскочили злобные гоблины и закричали: «Фотошоп! Фотошоп!» Это второй, я считаю, по гениальности коллаж в нашем городе, связанный с самолётами. Хотя исторически он был первым. Но потом сотрудник Музея Новосибирска, дизайнер…
Валерия Гречухина: … Евгений Социховский…
Евгений Ларин: ... сделал коллаж с вылетающим стремительной стрелой из-под Коммунального моста самолётом летчика-истребителя Валентина Привалова. А вот у нас, пожалуйста, первый коллаж: полёт Якова Седова над Ново-Николаевском.
Что можно сказать об этих двух панорамных снимках города, какие стоит отметить характерные детали?
Валерия Гречухина: Интересен сам облик города. В то время он был практически весь деревянный. В то же время на втором плане мы видим пролёт моста. То есть с одной стороны — деревянные дома, бараки вдоль реки, с другой стороны — город динамично развивается, есть железная дорога, мост. И большой бонус — полёт самолёта. В этих открытках — сочетание чего-то простого, статичного с динамикой развития.
Евгений Ларин: Я встречал открытку с совершенно потрясающим видом Каменки. Это больше сельская, нежели городская территория, где люди по колено стоят в воде, Каменка бежит среди оврагов. Таким был Ново-Николаевск. А сколько оригинальных открыток, напечатанных в начале 20 века, хранится в фондах Музея Новосибирска?
Валерия Гречухина: У нас хранится более ста открыток разных издательств с разными видами города. Развитие открытки не останавливалось, со временем появлялись новые виды, такие как фотооткрытка. Одним из фотографов города был Иван Моторин, он запечатлел город 1930-х годов. По его открыткам был создан памятный фотоальбом, который дарили почётным гостям нашего города.
Евгений Ларин: Расскажите ещё о наиболее впечатляющих видах города, которые есть на открытках. Чем удивляли фотографов тех лет пейзажи Ново-Николаевска?
Валерия Гречухина: Один из первых знаменитых обликов города, который был запечатлён, — это строящийся храм в Ново-Николаевском посёлке. Открытка с таким видом была выпущена в конце 19 века Санкт-Петербургским товариществом художественной печати в серии «Великий сибирский путь».
Чуть позднее вышла открытка в серии «Сибирь» — пассажирское здание на станции Обь. Это также один из знаменитых образов города. В 1902 году была выпущена открытка с видом пристани на Оби в Ново-Николаевском посёлке.
Качество печати этих открыток, конечно, отличается от качества открыток, которые мы сегодня рассматривали. Те открытки были чёрно-белыми. Вообще самые интересные чёрно-белые облики города дублировались в цветной печати. Кто-то мог себе позволить открытку за 5 копеек, а кто-то и за 20 копеек.
Евгений Ларин: Мы уже начали говорить о том, что писали на открытках. Давайте продолжим эту тему. Подписана одна из открыток, о которых мы уже говорили, — с видом Покровской церкви и приюта «Ясли». Давайте прочитаем надпись на обороте.
Валерия Гречухина: Это письмо в Вологду. Интересен адрес: Ташкентская улица, собственный дом. Этим открытка и привлекает к себе внимание. «Дорогая Надя! Дядя Ваня купил мельницу, и мы подняли туда, — здесь слово не читается из-за того, что потекли чернила, — сегодня или завтра, не знаю. Напишите, ради бога, что-нибудь. Поклон. Живу очень хорошо. Пишите на Колю, и адрес его в письме». Письмо от Елены Никитичны. Кто это, мы, к сожалению, не знаем.
Евгений Ларин: Какие у нас есть ещё образцы эпистолярного жанра?
Валерия Гречухина: Есть письмо с поздравлениями на Рождество. Что примечательно, открытка совсем не рождественская. На ней — один из видов города: вокзал. Письмо такое: «Поздравляю вас с Рождеством Христа и с Новым годом! Карточку вашу получила, за что спасибо!» Датировано декабрём 18 числа. Год, к сожалению, там не указан. Но я могу предполагать, что это был 1911-12 год. Дату мы можем устанавливать после года печати открытки. После того, как открытку купили, она могла какое-то время полежать, а потом её взяли и написали на ней поздравления.
Евгений Ларин: Можно предположить, что надо было срочно написать открытку к Рождеству, но не оказалось нужной, поэтому взяли, что под руку попалось.
Валерия Гречухина: Возможно. Другое очень замечательное письмо: «Дусик! Шлю тысячу поцелуев и искренний привет из Ново-Николаевска. Тайна была в двенадцать, потому что не писала, а сюда приехала утром. Чувствую себя удовлетворительно. Болит голова. Теперь завтра буду в Чите, откуда напишу. Появились первые ягоды земляники. Пиши чаще, не забывай, милый и дорогой».
Евгений Ларин: Кажется, пишет и думает: что ещё такое написать? Видимо, человек едет на поезде и, возможно, на вокзале купил открытку?
Валерия Гречухина: Скорее всего, женщина остановилась в Ново-Николаевске переночевать, отдохнуть, чтобы дальше продолжить свой путь, и написала близкому человеку, чтобы он не беспокоился. Ещё одно интересное письмо — из Ново-Николаевска в Петергоф: «Многоуважаемая Елена Евгеньевна! Шлю вам и Лёве привет из сибирских степей. Целую ваши руки. Рад, что вы здоровы и что у вас всё благополучно. Ваш Ершов. 4 июля 1912 года».
Евгений Ларин: Лаконично!
Валерия Гречухина: На открытках, на самом деле, было очень мало места, а написать и сообщить людям хотелось очень многое. Пишут не только приветствия, но и разные другие вещи, которыми хочется поделиться: земляника появилась, мельницу купили. Встречаются даже открытки, на которых, из-за нехватки места на обороте, исписана лицевая сторона.
Также лицевая сторона была исписана на первых открытках, потому что оборотная сторона была предназначена только для адреса. Но в 1904 году оборотную сторону открытки разделили, выделив место и под адрес, и под текст. Но ещё раньше, в 1878 году, на Всемирном почтовом конгрессе в Париже был установлен стандартный формат открыток: 9 на 14.
Евгений Ларин: И, соответственно, также и формат конверта?
Валерия Гречухина:
Евгений Ларин: Если совести нет.
Валерия Гречухина: В 1925 году был установлен другой размер открытки — 10 на 15, я немного округляю значения. Этот формат был стандартным. Сейчас, конечно, открытка очень сильно изменилась, как и её печать. Открыток с различными образами выпускают много больше. Но, к сожалению, открытка в современном мире потеряла свою актуальность, некий душевный образ. Мы можем найти что-то в интернете и отправить. Но того трепета, который раньше вызывала открытка, уже нет.
Евгений Ларин: Как бы вы охарактеризовали наш город, который проявил себе в открытках? Каким показался его облик и люди, которые писали отсюда открытки, — как местные жители, так и проезжающие?
Валерия Гречухина: Сам город мне представляется очень душевным, открытым.
Евгений Ларин: От слова «открытка»!
Валерия Гречухина: Видно, что было очень много свободного пространства, дома не были скученны, они были невысокими. От этого и люди были открытыми, отсюда и такие душевные и тёплые пожелания. И по открыткам видно, как менялся наш город — он всегда находился в бешеной динамике.
Евгений Ларин: И ведь нигде больше мы не увидим таких видов, кроме как на тех открытках, которые действительно запечатлели город и стали настоящими историческими документами.
#Однажды в Новосибирске #Городская история #Городская волна #История