Городская волна
Настрой город для себя

Без коронавируса

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Без коронавируса

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: электротеатр, пионер хроники и кино про всех

5 февраля на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывал сотрудник музея Новосибирска на набережной Игорь Минов. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку выпуска.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
14:01, 10 февраля 2021

Взгляд назад. Исторический календарь

1 февраля 1917 года в Ново-Николаевске открылся Городской общественный банк. Он совмещал коммерческое и ипотечное кредитование и был рассчитан на предпринимателей и зажиточных горожан, которым был нужен потребительский кредит. Там же выдавали ссуды под недвижимость. 13 марта 1918 года новая — советская — власть закрыла банк, но после белочешского переворота 3 июля банк заработал снова. Окончательно свою деятельность городской общественный банк прекратил в декабре 1919 года, когда Ново-Николаевск взяла Красная армия.

2 февраля 1959 года на сцене оперного театра показали оперетту Исаака Дунаевского «Вольный ветер». Показ этого спектакля считают рождением Театра музыкальной комедии.

3 февраля 1981 года в Новосибирск поступили первые десять новых автобусов «Икарус-280» производства Венгерской Народной Республики. Эти двухсалонные автобусы могли одновременно перевозить около 180 человек.

4 февраля 1913 года в Ново-Николаевске заработала первая городская электростанция. По случаю её запуска в купеческом собрании дали бал. К электросети подключили 540 абонентов, от неё питалось 5610 лампочек. Обслуживали станцию два машиниста и электротехник. Работала она на кузнецком угле. Эта электростанция, которую называли «буржуйской коптилкой», исправно давала городу ток для промышленных и бытовых целей вплоть до 1926 года.

5 февраля 1903 года депутация жителей, прибывшая в Петербург, передала царю Николаю Второму ходатайство о предоставлении посёлку Ново-Николаевску прав города и передаче ему в собственность земель без отрезков и ограничений за выкуп в 350 000 рублей. Новониколаевцы сетовали на то, что посёлок не имеет своей земли. Те же земли, коими пользуются его жители, арендуются у главного управления Алтайского округа.

Аренда кратковременная, участки сдают с торгов, из-за чего в более оживлённой части посёлка арендные цены на усадебные места быстро возрастают. Отсутствие своей земли лишило посёлок источников, из которых могли бы черпаться средства на городское благоустройство, и не позволяет многим желающим прочно обустраиваться — так поясняли жители посёлка своё положение.

5 февраля 1979 года в Новосибирске вступил в строй самый большой в Сибири и вообще в стране Дом бытовых услуг, который потом стали называть просто Домом быта. В Доме бытовых услуг расположились ремонтные мастерские, ателье по пошиву одежды и обуви, парикмахерские, фотостудии и другие салоны.

С начала 2000-х годов Дом быта начали перепрофилировать в административное здание. До 2016 года там ещё находилось несколько отделений банков, частные организации, торговые павильоны, салон красоты, спортивный центр, а также несколько департаментов мэрии города. Сейчас здание полностью занимает муниципалитет.

7 февраля 1944 года правительственная комиссия приняла от строителей здание Новосибирского театра оперы и балета. Весной там прошёл приём в оперно-хоровую и балетную студии. Театр готовился к открытию, шли репетиции. Одновременно артисты выступали с концертами в госпиталях и на предприятиях города.

IMG_6103(1).jpg
Фото: Михаил Периков, nsknews.info

Однажды в Новосибирске. Кто стучится в дверь ко мне?

1 февраля 1896 года в посёлке Ново-Николаевском на правом берегу Оби открыли Кривощёковское почтовое отделение. Именно кривощёковское, поскольку согласно «Списку населённых мест» правый берег тоже входил в село Кривощёково. Под почту сняли целый этаж двухэтажного дома зажиточного крестьянина Якова Петухова, который владел мельницей на Каменке. Дом стоял недалеко от мельницы — на углу улиц Кривощёковской и Мостовой, на месте современного гаражного комплекса в районе старого автовокзала и торгового центра «Мегас».

На создание почтового отделения ушло всего несколько дней. Только 27 января в новый посёлок командировали помощника начальника колыванской почтово-телеграфной конторы, коллежского секретаря Сметанина. А уже 1 февраля он известил полицейское управление и хозяев крупных предприятий о том, что «... с сего числа в посёлке Ново-Николаевском открыто Кривощёковское почтовое отделение с приёмом и выдачей всякого рода корреспонденции».

Почтовое оборудование, мебель и пишущие принадлежности привезли из Томска. В помощники Сметанину дали чиновника 6-го разряда Когтева и двух почтальонов: Большанина и Мацуева. Почта работала четыре дня в неделю с 8:00 и до 23:00. Вскоре одной только периодики, которую выписывали жители посёлка, насчитывалось 242 издания.

 

Структура момента. Диалог поколений в фотографии

Выставку работ новосибирских фотографов открыли в художественном музее. В экспозиции около 100 снимков, каждый — победитель российских и международных конкурсов. На кадрах — Новосибирск и его жители в разное время. Выставку решили посвятить 30-летию Союза фотохудожников России, которое профсоюз отмечает в этом году. Коллекцию фотографий для выставки собирали по всем сибирским городам.

Послушаем, что рассказал моим коллегам из телевизионной редакции «Новосибирских новостей» научный сотрудник новосибирского художественного музея, куратор выставки Вячеслав Чимитов.

Вячеслав Чимитов: «Фотографы здесь представлены новосибирские, фотографии созданы новосибирскими фотохудожниками разных исторических периодов — 1970-х, 1980-х, 1990-х, нынешних лет. Важной „изюминкой“ этого проекта является то, что общаются разные поколения. Фотографы, которые занимаются активной художественной, творческой деятельностью в нулевые, десятые годы, и фотографы, которые создавали свои произведения в советский период, постперестроечный. Вот этот диалог, связь времён очень интересно проследить в ткани экспозиции».

Выставка фотографий в художественном музее продлится до середины марта.

 

Было — не было. Ново-Николаевск на экране

Гость в студии «Городской волны» — сотрудник музея Новосибирска на набережной Игорь Минов.

Евгений Ларин: 1 февраля 1913 года на Новобазарной площади в Ново-Николаевске случилось столпотворение. И жаждал народ не хлеба, но зрелищ. Ибо толпы горожан стремились попасть в кинотеатр Федота Махотина. Кино в Ново-Николаевске в 1913 году уже не было в диковинку, это было уже не так, как если бы по улицам слона водили. Да и кинотеатр в городе был уже не один. Что же так подогрело интерес публики к кинотеатру Махотина, и в каком ключе события развивались дальше? Вот об этом мы будем говорить сегодня.

Итак, что же так влекло жителей города 1 февраля в синематограф Федота Махотина?

Игорь Минов: Всё очень просто. В этот день жители Ново-Николаевска впервые на экране смогли увидеть не купание в реке Сене, не прогулки слонов в Индии, а свою повседневную жизнь. В январе 1913 года Федот Махотин снял первую хронику жизни Ново-Николаевска. Естественно, мимо внимания жителей города это пройти не могло.

IMG_9844_tn.JPG
Игорь Минов. Фото: nsknews.info

Евгений Ларин: Спешите видеть! Сверх обычной программы лента «Виды города Ново-Николаевска и крестный ход» — вот такой примерно был анонс.

О том, что кинотеатр Махотина существовал, внимательный горожанин может узнать самостоятельно. На площади Ленина возле входа в метро ближе к улице Депутатской есть небольшой скромный памятник, который говорит о том, что на этом месте в 1908 году открылся электротеатр-синематограф, как он назывался, Федота Махотина.

Давайте скажем несколько слов о том, как это было. Мы не будем углубляться в биографию Махотина, его жизнь была насыщенной. Но где он раздобыл киноаппарат, и почему он решил отрыть в городе кинотеатр? Ведь его первая профессия была несколько другой. Или даже совсем другой.

Игорь Минов: Вообще избежать биографических подробностей мы не сможем. Но вкратце это выглядит следующим образом.

Федот Махотин был сотрудником цирка, артистом и акробатом в цирке Гнеуса, который гастролировал по стране. И в 1896 году Махотин вместе с труппой оказался в Нижнем Новгороде на всемирной выставке. Там они впервые всей компанией увидели кинематографические аппараты фирмы братьев Люмьер.

Евгений Ларин: Тех самых?

Игорь Минов: Да, тех самых, одних из основоположников кино. С одной стороны, они, конечно, были покорены этим новым видом искусства. С другой стороны — и мы об этом сегодня ещё поговорим, — Федот Махотин был достаточно предприимчивым человеком. Он понял, что этот вид искусства может в том числе приносить доход.

Ну и, в-третьих, как считают историки, Махотину несколько поднадоел кочевой образ жизни. Поэтому он решил приобрести этот аппарат, демонстрировать фильмы и таким образом зарабатывать себе на жизнь.

Евгений Ларин: И он приобрёл в собственность какое-то помещение?

Игорь Минов: Он приобрёл участок земли в 55 квадратных саженей на Новобазарной площади — в нынешнем Театральном сквере, расположенном перед оперным театром. Поскольку построить новое здание ему — цирковому артисту — было не по средствам, он приобрёл склад и переоборудовал его, разделил на две части. В части поменьше — гардероб и фойе, часть побольше — демонстрационный зал. Первоначально он был рассчитан на 200 мест.

Евгений Ларин: Но это, мне кажется, достаточно много!

Игорь Минов: Это достаточно много, но, по мнениям историков, заведение не пустовало.

Евгений Ларин: Кинотеатры в Ново-Николаевске появлялись то и дело, город с удовольствием принимал кинопрокатчиков. И кинотеатр Махотина, надо полагать, быстро стал не единственным в этой отрасли?

Игорь Минов: Историк сибирского кино Ватолин в своих трудах приводит интересные мысли по поводу популярности кино. Он берёт Иркутск, Омск, Томск — базовые сибирские города — и анализирует их культурную жизнь. Несколько театров, несколько концертных площадок. В основном это помещения собраний — купеческих, дворянских. Это всё — для наиболее образованной, наиболее подготовленной части публики.

А куда было деваться ткачам, поварам, писарям, приказчикам и прочему люду, который попроще? Поэтому, когда дельные люди поняли, что появился кинематограф и он может эту нишу очень успешно закрыть, кинотеатры, действительно, стали появляться как грибы.

«Электротеатр» Махотина в Ново-Николаевске был совсем не единственным. Параллельно действовали кинотеатры «Гигант», «Диана», «Москва», «Иллюзион», «Заря» и «Модерн».

Евгений Ларин: Много!

Игорь Минов: Очень много, тем более что Ново-Николаевск был не самым населённым городом. Культурная жизнь здесь была бурной, были и гастролёры, были и собственные силы. Но кинематограф приобрёл чрезвычайную популярность, в частности кинотеатр Махотина.

Евгений Ларин: А почему? Это было дешево?

Игорь Минов: Не скажу, что это было дёшево. Билеты у Махотина стоили от 20 до 50 копеек в зависимости от места. Просто он как человек прозорливый и предприимчивый начал делать абсолютно грамотные с точки зрения маркетинга шаги.

IMG_9835_tn.JPG
Евгений Ларин. Фото: nsknews.info

Евгений Ларин: Он устроил наклонный пол, например, ввёл нумерацию. Об этом речь?

Игорь Минов: Да, он впервые ввёл нумерацию кресел, ввёл аннотации к фильмам, которые вручались вместе с билетами. То есть зритель знал, на что он идёт, что он будет смотреть. Не приходилось много работать с ново-николаевскими газетами того периода. Махотин строил рекламу чрезвычайно грамотно, по-современному.

Евгений Ларин: То есть он и пиарщиком был хорошим?

Игорь Минов: Он был совершенно потрясающим пиарщиком! Кстати, объявления о сеансах синематографа всегда шли на первой полосе газеты. Синематограф и цирк были там, а театры уходили на вторую и третью полосы.

Евгений Ларин: Важнейшие из искусств, как мы помним, кино и цирк.

Игорь Минов: Да, пока народ неграмотный. Так вот, обычно кинотеатры просто давали объявления, что идут такие-то фильмы и сколько-то стоит билет. 

Махотин начинал издалека. Он, например, давал такое объявление: «Старый друг лучше новых двух». И всё. Ни подписи, ни разъяснения.

Евгений Ларин: Многоходовочка?

Игорь Минов: Да. И из номера в номера в газете появлялись такие интригующие объявления, и в итоге оказывалось, что открывается кинотеатр. Или выходит новый фильм. Всё это давало Махотину необычайную популярность.

Евгений Ларин: Если я правильно понимаю, то он сам о себе писал в 1910 году в качестве рекламного объявления: «Только Махотин может дать такую гигант-картину, идёт 90 минут беспрерывно, 2400 аршин». Речь шла о «Каторжнике» по «Отверженным» Гюго. То есть он достаточно успешно держал конкуренцию. Он первым поставил второй проектор, чтобы ликвидировать паузы между частями при показе длинных фильмов.

В 1913 году начинается самое интересное. Как кинопрокатчик стал кинопроизводителем? Ему показалось недостаточным просто демонстрировать кино, и он решил делать его самостоятельно? Что произошло?

Игорь Минов: Он, думаю, понял, что бесконечно смотреть импортные картины — это, конечно, интересно, но зрителю хочется видеть себя. Вот почему народ толпой бросился в синематограф смотреть на виды Николаевского проспекта.

Евгений Ларин: Они его не видели, что ли!?

Игорь Минов: Он его видели, но, когда ты сидишь в кино, смотришь на экран и видишь себя, своих знакомых — это совсем другое восприятие. Если ты знаешь, что тебя снимали, ты найдёшь любую возможность сообщить об этом своим родственникам, знакомым — что сегодня тебя будут показывать в кино! Обеспечить явку. Наш герой это понял. Понял он и прибыльность этого дела. Но ещё, поскольку он был человеком творческим, ему стало тесно в рамках кинопрокатчика. И он решил попробовать себя в качестве оператора и режиссёра.

Евгений Ларин: А техническая сторона вопроса? Ладно, был у него кинопроектор, он его купил у Люмьеров. Но теперь нужны были и кинокамера, и плёнка, и условия производства! Откуда всё это?

Игорь Минов: Аппарат, который он купил, как и все аппараты того времени, был предназначен и для съёмки, и для демонстрации. Отдельно камеры не было, это была бы большая роскошь. Плёнка — да, это была проблема. Плёнку нужно было выписывать и покупать исключительно за границей.

Когда началась первая мировая война, с плёнкой у Махотина начались большие трудности. Если до войны он свою хронику выпускал два раза в месяц, то потом с плёнкой пришлось ужаться, и выпуски стали выходить с меньшей периодичностью. А что касается мастерства...

Евгений Ларин: Сейчас ведь этому годами учатся!

Игорь Минов: Сейчас — да. А когда возникла киностудия «Сибирь на экране», операторами и режиссёрами народ туда приходил разный. И учились на ходу. Махотин встречался с кинематографистами французской фирмы «Гомон». Они были проездом в Ново-Николаевске, ехали на съёмки на Алтай.

Известно, что он с ними общался, и какие-то секреты они ему передали. Он тоже планировал участвовать в этих съёмках, но потом решил снимать в Ново-Николаевске. Историки говорят, что именно после этой встречи у него возникли интерес и большое желание снимать самому.

Евгений Ларин: Махотин сделал выбор в пользу хроники. Он не стал подражать привозным зарубежным фильмам, которые доставал для показа, не стал снимать игровое кино. Вот какой отклик он получил во всероссийском журнале «Вестник кинематографии»:

«Первая кинематографическая картина местной работы имела большой отклик у публики. Вместо набившей оскомину иностранщины перед взором обывателя на экране промелькнули знакомые уголки родного города, оживлённые праздничным движением. Владельцы томских театров, заинтересовавшись картиной, обратились к Махотину с просьбой о прокате, но последний, признавая оплошности, которые он в будущем надеется устранить, отказал».

Здесь интересно не то, что он допустил оплошности и отказал, хотя было бы интересно узнать, о каких оплошностях шла речь, а то, что он, как мы уже сказали, показал людям самих себя. Он снимал хронику. Как мы предполагаем, понимал ли Махотин, что делает что-то для вечности, либо он просто руководствовался коммерческим интересом?

Игорь Минов: Очень непростой вопрос! Я думаю, и Ватолин, мне кажется, так считает, хотя напрямую он об этом не говорит, что Махотин был очень интересным и творческим человеком, и в глубине души он всё-таки понимал, что он снимает для вечности. Но — увы и ах — его плёнки не сохранились.

IMG_9830_tn.JPG
Игорь Минов. Фото: nsknews.info

Евгений Ларин: Вы опередили мой вопрос. То есть сегодня мы ничего не можем увидеть из того, что снимал Махотин?

Игорь Минов: К сожалению, нет.

Евгений Ларин: А почему? Ведь плёнка достаточно долговечна!

Игорь Минов: Да, если цветная пленка со временем выцветает, то чёрно-белая при определённых условиях хранится практически неограниченное время. Это гораздо лучше, чем «цифра». Мы говорили с вами о фильме «Красный газ». Почему он не сохранился?

Евгений Ларин: Мы пришли к выводу, что, скорее всего, причины были политические.

Игорь Минов: Отчасти да. Но кто его знает, может, как в случае с «Красным газом», ничего не осталось, а может, у кого-то в загашнике и лежит плёнка с махотинской съёмкой. Очень хочется на это надеяться. Но мы не знаем.

Но, скажем, виды Николаевского проспекта, которые показывали 1 февраля 1913 года — это же не новое слово в кинематографе. До этого были съёмки в Москве на Тверской, если я не ошибаюсь. Это очень известная съёмка, она сохранилась. Там что ценно? То, что передан дух эпохи в деталях. Идёт мужчина по улице, о чём-то задумался, приложил руку к голове, развернулся и пошёл назад. Идёт по улице какая-то баба с корзиной, зазевалась, смотрит по сторонам, а идущий сзади мужик её подталкивает, мол, давай проходи дальше.

Вот эти детали настолько интересны и передают дух эпохи, что это очень важно. Махотин в своё время снимал, как закладывали фундамент в начале строительства Дома инвалидов, нынешнего Дома офицеров. Я очень плотно занимался этой темой. Безумно интересно было бы посмотреть эту хронику, потому что там наверняка был запечатлён весь цвет города Ново-Николаевска, люди, которые участвовали в сборе денег на строительство.

Евгений Ларин: Там же купечество много сил приложило?

Игорь Минов: Купечество и не только. Полицмейстер Бухартовский — очень интересная личность. Это история в концентрированном виде. И, отвечая частично на вопрос, почему Махотин не снимал игровое кино, скажу, что, во-первых, это безумного дорого. Надо нанять актёров, заплатить им, создать сценарий — всё это сложно.

Во-вторых, это несколько надуманно, но большинство западных документальных фильмов того времени были постановочными. А Махотин снимал жизнь, то, что он видел перед собой и что могло потом стать свидетельством эпохи.

Евгений Ларин: Мы уже сказали, что ничего из того, что снимал Махотин, посмотреть мы не можем, но что он снимал, мы знаем. А откуда?

Игорь Минов: Мы знаем об этом из газет того времени, которые очень подробно об этом писали. Если посмотреть газету «Обская жизнь», которую издавал Николай Литвинов, то первая полоса — это исключительно реклама синематографа. Там какие хочешь фильмы, на любой вкус. Мы в музее на набережной делали программу по синематографу того времени, и она пользовалась огромной популярностью у современного зрителя.

Евгений Ларин: А вот что снимал Махотин в 1913 году: «Новониколаевские торжества Дома Романовых» к 300-летнему юбилею царской семьи, «Масленица в Ново-Николаевске», «Прогулка от Ново-Николаевска до Берска», как писали тогда название сегодняшнего Бердска, видимо, на теплоходе.

Игорь Минов: На пароходе!

Евгений Ларин: Откликнулся Махотин и на заявку губернского центра и снял две серии ленты «Виды и события города Томска». Ватолин пишет, что с весны 1914 года выпуски Махотина становятся регулярными. Более того — с шапкой «Ново-Николаевск на экране». Это действительно было предтечей хроники «Сибирь на экране»?

Игорь Минов: Безусловно! Думаю, что «Сибирь на экране» не случайно получила своё название. Это был некий отсыл к Махотину, который и начал это дело в Ново-Николаевске.

Евгений Ларин: Давайте обратим внимание на наиболее яркие события, которые попали в объектив Махотина. Мы уже упомянули торжества Дома Романовых. Что мы могли бы увидеть на экране, сохранись эта плёнка?

Игорь Минов: Я думаю, что мы могли бы увидеть народные гулянья, торжества, наверняка крестный ход, посвящённый этому событию, молебен и, условно говоря, ликование граждан. Очень интересно было бы посмотреть прогулку на пароходе от Ново-Николаевска до Бердска. Чисто видовая картина. Думаю, что многого в пейзажах мы бы там не узнали. Но это было бы очень интересно!

Я бы любую картину Махотина с большим удовольствием посмотрел. Но особо я бы выделил картину, которую он снял в 1917 году после Февральской революции. Она называлась «Великий праздник революции в Ново-Николаевске». Он очень оперативно откликнулся на события Февральской революции, с точки зрения истории это было бы интересно.

Шествия, митинги, выступления — как реагировал Ново-Николаевск на события в Петрограде. Мы знаем это из бумажных исторических источников, сохранились фотографии. Но увидеть бы это всё в динамике! Это было бы, конечно, совершенно другое впечатление.

Евгений Ларин: Вот ещё несколько названий кинолент Махотина — они говорящие, они сообщают нам о содержании фильма. Это хроникальные выпуски, которые он снимал с весны 1914 года, они, как правило, содержали два сюжета: «Путешественник вокруг света Фердинанд Лейбвиц в Ново-Николаевске» и «Похороны первого городского старосты Ивана Сурикова», «Пребывание в Ново-Николаевске московского митрополита Макария» и «Путешественная прогулка на пароходе „Гуллет“», «Полёты авиатора Седова на „Фармане“» и «Бега и скачки с ипподрома». Берём название, находим параллели в историческом календаре, и вот оно — всё здесь!

Игорь Минов: Фактически это киножурнал «Сибирь на экране», к которому мы привыкли за долгие годы его существования. Ему предшествовали съёмки Махотина. Он снимал обыденные события. Ну, может, не совсем обыденные, хотя путешествие из Ново-Николаевска в Бердск — это совершенно рядовое мероприятие.

Евгений Ларин: Именно так по реке и добирались до Бердска?

Игорь Минов: Да. Он это показывает. И вот мы знаем, что до Бердска существовал пароходный маршрут. Киноплёнка — это ещё один исторический источник.

Евгений Ларин: Мы уже сказали, что, когда в 1914 году началась первая мировая война, у Махотина начались трудности с плёнкой, но тем не менее он продолжал снимать. Что ему удалось запечатлеть в этом периоде?

Игорь Минов: Он снял несколько лент. О чём они, также понятно из названий: «Торжественное молебствование о ниспослании побед русскому воинству», «Манифестация в ознаменование взятия Львова и Галича», «Торжественный парад 41-го сибирского полка», «Сбор белья в пользу воинов» и «Торжественная закладка Дома инвалидов», о которой я уже говорил. Вот такие сюжеты из городской жизни.

Евгений Ларин: Всё происходило здесь, он никуда не выезжал?

Игорь Минов: Нет, всё происходило в Ново-Николаевске. Это было тем ценно, что он показывал жизнь города в годы войны.

Евгений Ларин: Всего один год не дожил Махотин до съёмок первой в нашем городе игровой картины «Красный газ». 

Мы знаем, что и во время Махотина кино в Сибири внимали — в Иркутске, в Томске. Почему для Ново-Николаевска Махотин остался единственным и неповторимым? По крайней мере, до «Красного газа»? Или снимал кто-то ещё, но мы это упустили?

Игорь Минов: Так получилось, что в каждом городе был свой лидер. Кинопрокатчиков было много, а людей, которые объединили прокат с кинопроизводством, были единицы. В Ново-Николаевске это был Федот Махотин. Крупнейший историк документального кино Ватолин, на которого мы всегда опираемся, других фамилий не выделяет. Прокатывать хотели все, дело выгодное. А вот снимать дано было не каждому.

Евгений Ларин: Если от Махотина не осталось ничего, то что сохранилось? К какому периоду относится самая ранняя плёнка из тех, что мы знаем?

Игорь Минов: Что касается Ново-Николаевска, то самая ранняя плёнка относится к 1929 году. Это пролёт над городом на самолёте. Это хроника, которую мы у себя в музее показывали неоднократно. Самолёт пролетает фактически только над Красным проспектом, но там чётко различимы объекты, которые сохранились до сих пор — собор Александра Невского, реальное училище, городской торговый корпус и ряд других зданий. Находки последнего времени, которые датируют более ранним периодом, на мой взгляд, ещё требуют некой атрибуции и изучения.

Евгений Ларин: Махотин умер в 1923 году?

Игорь Минов: Да, ему было 53 года. Он умер от туберкулёза лёгких.

Евгений Ларин: В завершение хочется сказать о влиянии Махотина на его последователей. Кинохроники в Новосибирске снимали много, мы её храним, в музее Новосибирска много хроники. То, что для создателей кинохроники Новосибирска Махотин стал учителем, на которого они опирались — это очевидно? Или на эту тему можно порассуждать?

Игорь Минов: Я думаю, что это очевидно. Массовое кинопроизводство в Новосибирске началось в конце 1920-х годов. Состав Западно-Сибирской киностудии был неоднородным. Были и приезжие, и местные. Приезжих я не трогаю. Но свои-то наверняка мальчишками бегали в синематограф и видели там картины Махотина.

И думаю, что им в душу запали не заграничные фильмы, а то, что они видели каждый день — Николаевский проспект, Дом инвалидов, свой родной город. И хотя мы не видели съёмок Махотина, но, безусловно, там использовались те же профессиональные художественные приёмы. Махотин, действительно, был основоположником кинодела нашего города.

Евгений Ларин: Сама философия, подход кинохроники — снимать обыденность, которая потом станет историей. Вот это, видимо, общее.

Игорь Минов: Это титанический труд. Операторы и режиссёры документального кино в хроникальном понимании — это люди, перед которым можно снять шляпу!

IMG_9862_tn.JPG
Игорь Минов. Фото: nsknews.info

Евгений Ларин: Вспомним съёмки Махотиным гимнастического праздника в реальном училище в апреле 1914 года!

Игорь Минов: Махотин показал в своём синематографе этот сюжет вечером то же дня, в который он был снят! За день был сделан сюжет. Нынешним работникам можно поучиться!

Евгений Ларин: Можно, наверное, сказать, что он снимал монтажно?

Игорь Минов: Как бы он это ни делал, но за один день сделать сюжет и вечером его показать при уровне техники того времени — это дорогого стоит.

Евгений Ларин: Чем больше всего дорожит и гордится музей Новосибирска из того огромного массива кинохроники? А она всё прибывает, извлекается из красногорского архива. Что сегодня самое ценное?

Игорь Минов: Расставить приоритеты очень тяжело, у каждого свои подходы. Для меня, наверное, наиболее ценным является фильм Кима Долгина о Ново-Николаевске, в котором он собрал хронику разных лет, безумно талантливо её смонтировал. Этот фильм — это лица эпохи, именно неповторимые лица людей. Я могу этот фильм пересматривать сколько угодно, и пресыщения не наступает. У каждого свои ценности.

Нашим девушкам в музее на набережной безумно нравится хроника 1950-60-х — показы мод, танцы в кафе. Я бы не выделял чего-то, всё ценно, потому что это свидетельства эпохи. Мы в музее на улице Обской, 4 возобновили цикл «Синематограф на набережной», где дважды в месяц смотрим хронику.

О главном в одну строку — подписывайтесь на нас и следите за новостями города в Twitter.

Что происходит

Кто поможет отказаться от курения в Новосибирске — адреса и телефоны

Первые ёлочные базары в Новосибирске: сколько стоит дерево

Портреты аристократов с Красной площади выставили в новосибирском музее

От коронавируса умерли ещё 14 новосибирцев — от 50 до 92 лет

Вмёрзшую в лёд корягу возле нового ЛДС приняли за тело человека

Ночью виднее: как беспилотники ищут утечки тепла в Новосибирске

Новосибирских строителей стали штрафовать в два раза чаще

Если вы пропустили: юбилей сайта «НН», собачий рай и кукольный замок

Новые турникеты со створками привезли на станцию метро «Речной вокзал»

Где будут убирать снег с 4 по 6 декабря в Новосибирске — список улиц

Активистам ТОС вручили премии за субботники и украшение дворов

Показать ещё