Городская волна
Настрой город для себя

Без коронавируса

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Без коронавируса

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: Иван Сусанин, Седьмая симфония и пуанты Жаровой

18 декабря на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывала ведущий методист музея «Заельцовка», филиала Музея Новосибирска, Алёна Овчинникова. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку выпуска.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
13:34, 23 Декабря 2020

Взгляд назад. Исторический календарь

14 декабря 1949 года обком ВКП(б) обратился к председателю Совета министров СССР Сталину с просьбой решить в 1950-1953 годах вопрос о строительстве моста через Обь. В связи с этим отмечалось: «Ещё перед Великой Отечественной войной этот вопрос был предрешён. Проектная организация „Проектстальконструкция“ начала работы по составлению технического проекта, но в связи с войной строительство моста было приостановлено. За последние годы особенно развивалась в промышленном отношении левобережная часть города, население этой части города составляет около 150 000 человек... Весной и осенью Кировский район на длительный срок полностью отрезан от основных жизненных центров города Новосибирска».

16 декабря 1907 года работники торговых предприятий Ново-Николаевска, которыми руководило Общество приказчиков, заключили с владельцами магазинов и лавок общегородской коллективный договор. По этому договору рабочий день продавцов определён в восемь часов. Договорились также об отпусках — от двух недель и больше, освобождении женщин от работы при родах на шесть недель, оказании медицинской помощи и о других условиях.

16 декабря 1929 года появилось распоряжение Совета труда и обороны при Совете народных комиссаров СССР о строительстве в Новосибирске завода по выпуску сельскохозяйственных комбайнов. За месяц до этого коллегия главного управления Метстроя утвердила программу сооружения завода по выпуску 15 000, а потом и 25 000 комбайнов в год. 2 мая 1930 года на левом берегу началось строительство промышленного гиганта — завода «Сибкомбайн» (затем «Сибтекстильмашстрой», «Сибметаллстрой», Комбинат №179 и, наконец, «Сибсельмаш»).

16 декабря 1941 года в окружном Доме Красной армии открылась выставка трофеев Великой Отечественной войны.

17 декабря 1918 года для руководства сибирскими подпольными большевистскими организациями было сформировано Сиббюро ЦК РКП(б).

17 декабря 1966 года в Новосибирске открыли городской Дворец бракосочетаний. В этот день было зарегистрировано восемь пар молодожёнов.

20 декабря 1914 года городской голова Алексей Беседин обратился к населению Ново-Николаевска с таким воззванием: «Граждане, жертвуйте на помощь раненым воинам русской армии. Каждая лишняя ваша посылка в сегодняшний день, каждый лишний рубль, каждый двугривенный, опущенный в кружку, которыми будут снабжены извозчики, даст возможность приобрести для воинов лишнюю смену белья. Помните, что только дружная поддержка всей страны поможет выйти с честью из ниспосланного родине испытания».

20 декабря 1937 года на территории Ипподромского рынка открыли государственный цирк Зооцентра. Среди его обитателей были львы, медведи, обезьяны, удавы, страус, крокодил и другие животные и птицы.

 

Однажды в Новосибирске. Практичный и выразительный Сибкрайсоюз

16 декабря 1926 года на Красном проспекте на первом этаже нового здания Сибкрайсоюза, известном сегодня как Облпотребсоюз, открылся универсальный магазин. На тот момент он стал самым большим магазином в городе. На верхних этажах здания расположились отделы Сибкрайсоюза и его правление, а также несколько жилых помещений.

Административно-торговый корпус Сибирского краевого союза кооператоров был одним из крупнейших сооружений того времени. Вообще в Новосибирске тогда было сосредоточено до одной трети всего монументального строительства в Сибири. И это не удивительно: вторая половина 1920-х годов была временем бурного развития города.

В 1921 году Ново-Николаевск становится политическим и административным центром Сибири. В 1925 году ВЦИК утверждает постановление об образовании Сибирского края с краевым центром в Новосибирске.

Проектирование общественных зданий Сибревком поручил архитектору Андрею Крячкову. В 1926 году Крячков проектирует здание Сибкрайсоюза на Красном проспекте.

IMG_9206_cr(1).jpg
Фото: Мария Козлова, nsknews.info

Трехэтажное П-образное строение стало частью ансамбля площади Ленина. По длине оно было равно расположенному напротив зданию госучреждений, ныне это университет архитектуры, дизайна и искусств. Конструктивная основа здания Сибкрайсоюза состояла из железобетонного монолитного каркаса с ограждающими его кирпичными стенами. Планировка этажей отличалась простотой и целесообразностью, интерьеры были просты, элегантны, пронизаны воздухом и светом.

Считалось, что «серая гранитная облицовка стен — толчёный мрамор и цемент — помимо внушительного, чисто сибирского, вида рассчитана на капризы сибирской погоды, вредно влияющей на обычную штукатурку». Большинство построенных в те годы зданий имели такую же сдержанную серую цветовую гамму. Это видно и в последующей застройке города. Сам Крячков считал, что штукатурка такого цвета не только практична, но и выразительна, что придаёт необходимый облик общественным сооружениям.

Здание Сибкрайсоюза относили к «стилю рационального конструктивизма с лёгким уклоном в сторону строгих немецких принципов наибольшей утилизации площади».

 

Было — не было. Театр победы

Гость в студии «Городской волны» — ведущий методист музея «Заельцовка», филиала Музея Новосибирска, Алёна Овчинникова.

Евгений Ларин: Новосибирский государственный академический театр оперы и балета весь этот, уже уходящий, год отмечает 75-летие со дня своего основания, то есть со дня, когда зрители увидели его первую постановку. Дата, конечно, не круглая, но красивая. И красивый повод поговорить об оперном и нам.

Мы в этой студии о нём говорили уже столько, что если создать некий рейтинг упоминаемости, то оперный будет в числе безусловных лидеров. Конкуренцию ему может составить разве что «мост-основатель».

Мы подробно говорили о драматической и даже трагической истории строительства театра, оценивали его архитектурные качества, пытались поместить под его купол разные объекты, сравнивали купол с куриным яйцом и даже пытались пробраться в мифические подземелья оперного. Чего только не делали!

Но, по сути, мы ни разу не заходили внутрь театра оперы и балета, не проникали за кулисы. Но ведь театр — это, конечно же, не только стены и купол, насколько бы они ни были величественны. Театр — это в первую очередь сцена, артисты и спектакли. Сегодня мы попробуем рассказать историю оперного через его репертуар, его постановки, расскажем о его служителях, выдающихся артистах и руководителях театра.

И для этого у нас есть ещё один красивый повод. Недавно в музее Заельцовского района открылась выставка, посвящённая 75-летию оперного театра.

Позволю себе начать с несколько нескромного, пожалуй, вопроса. Почему районный музей «Заельцовка» взялся за выставку, посвящённую оперному театру? Ведь это не ваша вотчина! Где оперный, и где Заельцовский район!

NET_7919_tn.JPG
Алёна Овчинникова. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Алёна Овчинникова: Всё началось примерно полтора года назад, когда мы готовились к новому проекту. У нас была выставка, которая и сейчас, кстати, работает — «Танцы-шманцы, или Потехе час». Мы решили рассказать о досуге заельцовцев — чем они занимались, куда ходили.

И когда мы изучали историю местных театров (у нас театр был, в частности, в ДК «Энергия»), то мы обнаружили, что, оказывается, наши жители участвовали и в постановках оперного театра. Причём даже в самых первых, например в опере «Иван Сусанин», премьера которой состоялась 12 мая 1945 года.

В этом числе жительница Заельцовского района Нина Борисовна Петрухина. Она была балериной, но участвовала и в некоторых оперных постановках — «Евгений Онегин», «Кармен». 17-летней девочкой она прошла отбор и стала одной из первых балерин оперного театра. Позднее, когда закончилась война и вернулись дипломированные специалисты, она ушла из оперного. Потом её пригласили преподавать в хореографическое училище. Так всё у нас и началось с одной жительницы района и в дальнейшем развилось в большой выставочный проект.

Евгений Ларин: У оперного театра в Новосибирске ведь был предшественник — Сибирский государственный театр из Омска. Можем ли мы считать театр оперы и балета прямым наследником Сибгосоперы, которая, кстати, одно время претендовала на здание Дома науки и культуры, который потом и стал оперным театром?

Алёна Овчинникова: Всё верно. Думаю, что мы вполне можем так считать, потому что в самые первые постановки оперного театра много артистов было приглашено как раз из Сибгосоперы. Здание Дома науки и культуры тогда только строилось, здесь Сибгосопере выступать было негде. Они отправились в длительные гастроли, долго путешествовали.

Когда строительство здания было завершено, в оперном начались постановки, то артистов пригласили в том числе из Сибгосоперы. Они одними из первых выступали в нашем оперном театре. Так что его вполне можно считать правопреемником Сибгосоперы.

Евгений Ларин: У Сибгосоперы сложная судьба. Театр базировался в здании будущего «Красного факела», но однажды они уехали на гастроли и не вернулись!

Алёна Овчинникова: Действительно, они не вернулись, на этом деятельность театра в Новосибирске закончилось. Тем не менее многие артисты, бутафоры и другие специалисты всё-таки вернулись в наш город.

Евгений Ларин: Давайте теперь перейдём непосредственно к предмету нашего разговора. Что удалось собрать музею для выставки? Какими материальными свидетельствами у вас представлена история оперного?

Алёна Овчинникова: У нас собраны, конечно, архивные вещи, первые программки. Есть копия программки самой первой постановки — оперы «Иван Сусанин» — из архива Нины Борисовны Петрухиной. К сожалению, оригинал нам не предоставили, но тем не менее мы можем увидеть, как она выглядела, посмотреть, кто участвовал в постановке, подробно её изучить.

Есть программки 1960-х годов. Это важный период в жизни театра — были гастроли, была совместная постановка с китайским театром, который сегодня знают не все. Есть материалы и современных постановок, это тоже интересно. Например, бутафорский реквизит.

Своим посетителям мы даже предлагаем примерить на себя некоторые головные уборы. Есть у нас предметы, которые мы разрешаем немного потрогать руками. У нас, конечно, представлены фотографии с первых постановок. Есть книги, есть личные вещи артистов, например пуанты Анны Жаровой.

Евгений Ларин: История театра до его официального открытия — насыщенная, временами очень захватывающая. Речь идёт даже не о строительстве театра, а о том времени, когда он был уже фактически построен.

Одна из историй связана с исполнением Седьмой симфонии Шостаковича — «Ленинградской». История вполне даже детективная. Во многих источниках, в том числе на сайте театра оперы и балета — НОВАТа, сказано: «7 ноября 1942 года в присутствии автора была исполнена первая часть Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которая была создана и прозвучала в блокадном Ленинграде».

На сайте Музея Новосибирска и на Новосибирском краеведческом портале говорится, что «Ленинградская» симфония прозвучала 9 июля 1942 года, но тоже в присутствии самого Шостаковича. Советник генерального директора новосибирского театра оперы и балета Игорь Решетников на открытии выставки об оперном театре в мультимедийном парке «Россия — моя история» в сентябре этого года сказал: «Ещё одна ошибка — Шостаковича исполняли не в нашем театре, а в ДК Октябрьской революции». Так всё-таки где и когда прозвучала Седьмая симфония, и был ли Шостакович на том концерте?

NET_7955_tn.JPG
Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Алёна Овчинникова: Действительно, эта история обросла легендами. Для Новосибирска это было очень важное событие. Всё же в первый раз симфония прозвучала 9 июля 1942 года, 11, 12 и 15 июля были повторы. Именно на этих премьерных исполнениях присутствовал сам Шостакович. Но это было не в театре оперы и балета. Это действительно было в ДК Октябрьской революции.

Возникает вопрос: откуда пошла путаница? Когда мы изучали архивы газеты «Советская Сибирь», то обнаружили, что 7 ноября действительно вновь исполняли Седьмую симфонию — и также в ДК Октябрьской революции. Но в этот же день, 7 ноября, в театре оперы и балета было очень важное событие, большое заседание по поводу 25-летия Великой Октябрьской социалистической революции, выступал Кулагин.

Обо всём этом было написано на одной полосе газеты, и в восприятии всё это смешалось в одно событие. Мы даже находили книги 1970-х годов, где было написано, что 7 ноября в оперном театре была исполнена Седьмая симфония Шостаковича в присутствии автора. Нам казалось, что это не такое давнее событие и что это всё-таки правда. Но вот теперь докопались до истины.

Евгений Ларин: Вот что любопытно. В доступных источниках, которые у меня всегда под рукой, я не встретил ни одного официального документа на этот счёт, ни одного упоминания такого документа. В частности, в изданном городским архивом календаре «Жизнь Новосибирска в годы Великой Отечественной войны», основанном на документах, я вообще не нашёл упоминаний ни об июле, ни о ноябре, ни о Шостаковиче.

А другой сборник, основанный на документах, выпущенный Централизованной библиотечной системой Ленинского района, всё-таки упоминает исполнение Седьмой «Ленинградской» симфонии, но очень туманно — сказано просто, что она была исполнена в городе. Там говорится, что после заседания 7 ноября в оперном театре состоялся концерт с участием артистов Ленинградской филармонии. Возможно, там они сыграли отрывок симфонии. Ссылка даётся на книгу Цыплакова «Вклад Новосибирска в разгром фашизма». 

Но интернет знает всё. Думаю, что канал филармонии имени Шостаковича в Санкт-Петербурге на Яндекс.Дзен можно считать официальным источником. Там есть публикация, посвящённая Ленинградской филармонии во время эвакуации в Новосибирск.

Там пишут: «В Новосибирске Седьмая прозвучала под управлением Мравинского 9 июля 1942 года, а 11 и 13 июля была повторена. На репетиции приехал автор. Накануне премьеры состоялось два вечера с его участием: 27 июня Шостакович солировал в своем фортепианном концерте, 4 июля исполнил с квартетом имени Глазунова фортепианный квинтет».

Также там приводят рассказ ученика гобоиста оркестра Мравинского Георгия Ивановича Амосова, который вспоминает о встрече с Шостаковичем:

«В последние дни июня 1942 года А. Мравинский начал репетировать Седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича, позже получившую название „Ленинградская“. Это была кропотливая работа, и музыканты очень уставали.

Г. И. Амосов вспоминал, что на одной из репетиций дирижёр был как-то по-особому взволнован и частенько посматривал на часы. Кто-то из музыкантов сказал, что Мравинский ждёт приезда Д. Д. Шостаковича... Репетиция уже приближалась к концу, когда неожиданно дверь в зал Дома культуры» — очевидно, ДК Октябрьской революции — «робко приоткрылась, и музыканты увидели смущённо улыбающегося Д. Д. Шостаковича.

Композитор не хотел мешать работе оркестра и, стараясь остаться незамеченным, сел в последнем ряду зала. Евгений Александрович тотчас же остановил репетицию и легко помчался по проходу между кресел навстречу своему другу». То есть Мравинский и Шостакович были друзьями. «Оркестранты встали и зааплодировали. Премьера Седьмой симфонии прошла триумфально. Г. И. Амосов сказал мне, что он никогда не забудет ту овацию, которую новосибирцы устроили в тот вечер».

Это отрывок говорит о том, что оркестр Мравинского и базировался не в театре оперы и балета, а в ДК Октябрьской революции.

Алёна Овчинникова: Да, конечно, совершенно верно. Подтверждением этим событиям можно считать газету «Советская Сибирь», в которой были объявления, и там были указаны даты, когда исполняли Седьмую симфонию. В газете даже публиковали отзывы слушателей концертов, которые восхищались игрой. И, конечно, там была опубликована фотография Шостаковича с Мравинским — его другом.

Евгений Ларин: Тем не менее мы знаем, что если не Седьмая симфония, то концерты в оперном шли ещё до его открытия. Так, в зале при закрытом занавесе в 1941 году звучала «Иоланта».

Алёна Овчинникова: Да, так и было. Официальное открытие театра состоялось 12 мая 1945 года. Но и торжественное собрание в честь 25-летия революции говорит о том, что театр жил и до открытия. Там не только хранили культурные ценности, там проходили постановки и различные собрания.

Евгений Ларин: Известно, что на 9 мая 1945 года была назначена генеральная репетиция. И историки спорят насчёт того, состоялась она или нет.

Алёна Овчинникова: С этим тоже связано много легенд. Есть много источников, везде пишут по-разному. Наиболее вероятно, что репетицию перенесли. Говорили также, что было две репетиции, утренняя состоялась, а вечерняя была перенесена. Но раз об этом говорят, значит, в этом есть доля истины. Если спектакль был 12 мая, то логично, что накануне должна была состояться генеральная репетиция.

Но произошло эпохальное событие — Победа в Великой Отечественной войне — и репетицию перенесли на следующий день, на 11 часов утра. Говорят, что было рукописное объявление: «Товарищи! С Победой!!! Генеральная переносится на 10-е в 11:00».

Евгений Ларин: Труппа к тому момента, разумеется, должна была быть сформирована. Известно, как формировали первую труппу? Мы уже сказали, что частично она состояла из артистов Сибгосоперы. Откуда ещё приходили артисты? Насколько они были профессиональны?

Алёна Овчинникова: Во всех газетах тогда появились объявления о том, что театр набирает артистов. Мы находили воспоминания о том, что в театре переживали, найдут ли они людей, которые смогут выступать. В опере и балете требуется мастерство. Желающих пришло много. В первый год на одно место претендовали пять человек, конкурс был довольно высокий. На следующий год уже было десять человек на одно место. Отбирали очень долго и качественно.

Можно привести пример жительницы Заельцовского района Нины Борисовны Петрухиной, о которой мы говорили. Она ходила в балетный кружок в «Пионере» и участвовала в этом конкурсе. Артистов собирали со всего Новосибирска. Может, кто-то считал, что здесь глухая Сибирь и ничего не знают о высоком искусстве, но оказалось, что люди есть. Конечно, большинство на тот момент были любителями, их приходилось обучать. Но они тоже сыграли свою роль в театре оперы и балета.

Евгений Ларин: Кстати, интересно, что Сибгосоперу в своё время критиковали с высоких трибун и в печати, дескать, народ не понимает этого искусства. А в 1945 году уже было всё нормально, все понимали!

Алёна Овчинникова: Здесь большую роль сыграло то, что в годы войны к нам было эвакуировано много театров, филармония. Из архивных документов мы знаем, что в городе проходило много лекций, и люди с удовольствием приходили и слушали. Так что сибиряки уже были подкованными, уже широко интересовались искусством. И поэтому неудивительно, что первые постановки оперного люди приняли «на ура».

Евгений Ларин: Воспитали слушателя! Мы же знаем, что известный искусствовед Соллертинский был в эвакуации в Новосибирске, и это, видимо, его вклад.

Алёна Овчинникова: Совершенно верно, в том числе его.

Евгений Ларин: Репертуар нескольких первых сезонов театра связан с именем народного артиста СССР Исидора Зака, который занимал пост главного дирижёра театра. Что было в те годы определяющим в репертуаре тех лет, каким он был?

Алёна Овчинникова: Конечно, в послевоенное время предпочтение отдавали классике. Первой оперой, как мы уже говорили, был «Иван Сусанин». Далее — тоже классика: «Евгений Онегин», «Кармен», «Травиата», 26 июля 1946 года состоялась первая балетная постановка — «Корсар». Это были большие, массовые спектакли.

Несмотря на нехватку в те годы средств, были очень качественные, красивые декорации, изготавливали огромное количество сценической обуви для артистов, рулонами привозили различные ткани для костюмов. Конечно, это давало эффект.

Евгений Ларин: Что мы может сказать о самом Исидоре Заке?

Алёна Овчинникова: Тогда он был ещё довольно молод, но уже проявлял себя как профессионал своего дела. Под его руководством были созданы одни из лучших поставок.

Евгений Ларин: В 1963 году театр получил звание академического. Что это означало? За что дали звание, и что оно дало театру?

Алёна Овчинникова: Театр оперы и балета очень быстро развивался, с каждым годом было всё больше постановок. То, что театр пригласили на гастроли в Москву, говорит о многом. Это тоже сыграло свою роль. Театр делал не только классические постановки, но и начал заниматься новаторством. Театр был в расцвете, работал качественно и заслуженно получил звание академического. Это задаёт определённый уровень и говорит о том, что у нас была одна из лучших школ балета. Многие балерины вышли именно из Новосибирска и добились мировой известности.

В Москву театр ездил с классическими постановками, такими как «Ермак», «Кармен». После столицы театр отправился на гастроли в Китай. В 1960-е годы были и новаторские постановки, опера, совмещённая с балетом — «Снежная королева», «Алкины песни». В 1980-х годах было много новых постановок. Среди них была опера «Необычайное происшествие, или Ревизор». Была также совместная постановка с китайским театром — «Драгоценный фонарь лотоса».

Евгений Ларин: В 1970-80 годах новосибирский театр оперы и балета прославила балерина Любовь Гершунова. Что можно о ней сказать как об артистке, что ей принесло славу? И с ней связана одна смешная история. Это, кстати, один из вопросов вашей викторины.

Алёна Овчинникова: О характере и игре Любови Гершуновой говорили, что она неземная. И ей давались роли неземных красавиц, мистических героинь. Она была очень лёгкая. Действительно, мы проводили викторину «Мы земляки. Театр Победы». Нас заинтересовал один из фактов биографии Любови Гершуновой, мы решили включить его в вопросы викторины.

Когда она ещё только поступала в хореографическое училище, она думала, что её там будут учить петь. Хор же! Но потом выяснилось, что слово «хореграфический» состоит из двух греческих слов, которые означают «хоровод» и «писать». Это искусство сочинения и постановки танца. Гершунова, конечно, не пела, а танцевала. Она играла «Жизель», в театре прошла через всю классику.

Был очень известен дуэт Гершуновой с её мужем Анатолием Бердышевым. Говорили, что они работают на контрасте. Она — неземная и воздушная, а он ближе к земле. Они были противоположностями друг другу, но именно поэтому на сцене они смотрелись великолепно. Это был один из классических дуэтов театра оперы и балета.

NET_7901_tn.JPG
Алёна Овчинникова. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: Кто прославил оперный театр на все времена и народы?

Алёна Овчинникова: Если говорить с самого начала театра, то в послевоенное время там выступала единственная в Новосибирске народная артистка СССР Лидия Крупенина. Позднее был дуэт Анатолия Бердышева и Любови Гершуновой. Ближе к современности — Анна Жарова, которая получила «Золотую маску». Список большой, я назвала только самых известных в мире оперы и балета.

Евгений Ларин: Если говорить об истории театра обобщённо, то каким он был в начале и каким он стал, как менялся с течением времени?

Алёна Овчинникова: Театр начинался с классики, первые постановки были классическими. Потом репертуар расширялся. В 1960-70-е годы было много новаторства, новых постановок, начались гастроли, театр начали узнавать во всём мире. Всё шло к наибольшему развитию. Ближе к современности оперный театр начал принимать гастроли уже на своей сцене.

Думаю, что театр и дальше продолжит приглашать звёзд к себе и активно гастролировать сам. Сейчас у театра появляется всё больше детских постановок, есть отдельное направление «Театр — детям». Многие постановки меняются, обновляются. В самом театре прошла большая реконструкция.

Евгений Ларин: Сейчас такое время, когда уже можно начинать поздравлять с наступающим Новым годом.

Алёна Овчинникова: Мы очень рады, что юбилейный год театра оперы и балета начался с нашего музея. Первая выставка, посвящённая оперному театру, была в окнах нашего музея. Сейчас год завершатся, впереди праздник. Хочется поздравить театр с 75-летием. Мы рады, что объединили этот юбилей с нашим: в этом году Заельцовскому району — 80 лет. Считаю, что мы провели этот год довольно успешно, сделали всё, что запланировали — несмотря на все трудности. Желаю успехов театру и нам всем!

Евгений Ларин: Спасибо! Заельцовский район — с юбилеем!

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Что происходит

Новый гипермаркет «Леруа Мерлен» в Новосибирске откроют уже весной

Закон о гаражной амнистии Госдума приняла в первом чтении

Прямая линия о вакцинации пройдёт 28 января в Новосибирске

О новых правилах ЕГЭ-2021 рассказали в новосибирском минобре

Запсибгидромет возглавил алтайский синоптик Александр Люцигер

Мэрия и СГК заключили мировое соглашение о расторжении двух концессий

Путин назначил нового главу УФСБ по Новосибирской области

Афиша Новосибирска: куда сходить в среду, 27 января

Актовый зал с большим экраном открыли в центре «Юниор» в Новосибирске

Почему моржей тянет в прорубь — слушайте в прямом эфире на Горволне

Мэр Локоть о блокаде Ленинграда: «Сохраним память об этих страшных днях»

Показать ещё