Новосибирские
новости
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: костяные боги, загробные кони и черти на Каменке

20 ноября на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывала сотрудница Музея Октябрьского района «Закаменка», аспирантка археологии педагогического университета Екатерина Швецова. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку выпуска.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
15:56, 26 ноября 2020

В Дзержинском районе открыли стелу в честь маршала Советского Союза Фёдора Толбухина. Во время Великой Отечественной войны он участвовал в освобождении от немецких захватчиков пяти столиц европейских государств. В сентябре 1943 года войска под командованием Толбухина освободили от врага Донбасс, а в мае 1944-го — Крым. После этого Фёдора Толбухина назначили командующим 3-м Украинским фронтом. Высшее воинское звание ему присвоили посмертно.

Взгляд назад. Исторический календарь

17 ноября 2010 года на Заельцовском кладбище Новосибирска открыли мемориальный комплекс Николаю Тихомирову. На мемориальной плите высечена надпись: «Тихомиров Николай Михайлович (1857 — 1900). Один из основателей города Новосибирска. Инженер-путеец. Руководитель строительства железнодорожного моста через реку Обь и Собора Александра Невского».

17 ноября 1987 года свои двери для покупателей открыл главный универсальный магазин — ГУМ «Россия». Его открытие должно было обеспечить горожанам возможность купить всё в одном месте: от ниток до холодильника. Доставка больших покупок предусматривалась «Трансагентством». К открытию на склады завезли товаров на 20 млн рублей. В первый же день работы ГУМ получил выручку на 280 000 рублей.

18 ноября 1894 года агент российской торговой фирмы Шмидт на собрании Императорского русского географического общества сообщил: «В настоящее время посёлок представляет кучу безобразных, наживо сколоченных построек, занятых пришлым на железную дорогу рабочим людом и различными торговцами». Это сообщение опубликовали в «Записках Западно-Сибирского отдела Императорского географического общества», изданных в Омске в 1894 году. Эту заметку называют первым упоминанием в печати о посёлке, который положил начало Новосибирску.

18 ноября 1939 года астрономическо-геодезический факультет Новосибирского инженерно-строительного института выделился в самостоятельный Институт инженеров геодезии, картографии и аэрофотосъёмки. Он стал вторым в СССР вузом такого профиля. Приём студентов начался с 1 января 1940 г.

20 ноября 1991 года президент России Ельцин назначил главой администрации Новосибирской области Виталия Муху. До этого он был председателем областного Совета народных депутатов и его исполкома.

21 ноября 1963 года в Новосибирске сдали аэровокзал Толмачёво, он стал самым крупным за Уралом. Авиационный комплекс возвело Строительное управление-18 треста «Запсибтрансстрой». Вокзал для пассажиров в новосибирском аэропорту открыли спустя шесть лет после начала работы предприятия. Это было трёхэтажное здание площадью 10 000 квадратных метров. В 1996 году обслуживание пассажиров международных рейсов перевели в специально построенный терминал «Б». Современные очертания аэровокзал стал приобретать после реконструкции 2004-2009 годов.

22 ноября 1937 года бюро Новосибирского обкома ВКП(б) и президиум облисполкома попросили советское правительство отнести Новосибирск к категории «режимных» городов. Это было нужно «в целях прекращения дальнейшего притока и очистки города от социально-чуждого и классово-враждебного элемента». Ходатайство удовлетворили.

С 1938 года Новосибирск стал режимным. Теперь нанимать на работу людей, которые жили вне города, могли путём вербовки по нарядам плановых органов или по приглашению на работу. Завербованным или приглашённым давали жилье. Без вербовки или приглашения жить в городе было запрещено. Те, кто приезжал в командировку, на учёбу, лечение или с другой целью, должны были иметь документ, который бы эту цель подтверждал.

22 ноября 1941 года выпуск продукции для фронта начал эвакуированный из Красногорска в Новосибирск приборостроительный завод имени Ленина.

 

Однажды в Новосибирске. От создателя Останкинской телебашни

17 ноября 1933 года в Новосибирске открыли спортклуб «Динамо» с залами спортивной гимнастики, тяжёлой атлетики, борьбы, с тиром и кинозалом, а также с залом для спортивных игр.

Здание спортклуба «Динамо» стало первым строением на новой Октябрьской магистрали, а сама Октябрьская магистраль появилась в генеральном плане Новосибирска архитектора Бориса Коршунова ещё в 1927 году. Полностью на карте городе Октябрьская магистраль проявилась только через 60 лет — в конце 1980-х годов.

Комплекс зданий клуба имени Дзержинского, куда должен был входить клуб «Динамо», запроектировала в начале 1930-х годов известная творческая группа. Та самая знаменитая троица — архитекторы Гордеев, Тургенев и инженер Никитин. Самое известное их творение в Новосибирске — это конструктивистский дом-коммуна, Дом с часами на Красном проспекте. Проект клуба Дзержинского полностью реализовать не удалось. Из трёх корпусов клубного корпуса построили только один — клуб «Динамо».

Сегодня здание признано памятником архитектуры регионального значения, это яркий пример новосибирского конструктивизма. Это можно понять по характерным приёмам, таким, как противопоставление гладких и остекленных поверхностей, большие прямоугольные окна различных пропорций или вертикальные витражи лестничных клеток.

Здание спортивного клуба состояло из двух соединённых между собой под углом 90 градусов объёмов. К прямоугольному в плане 2-3-этажному главному корпусу с цокольным этажом со стороны юго-западного фасада примыкал одноэтажный игровой зал с 50-метровым тиром в подвале. Корпус игрового зала был особо примечательным сооружением. Пролётное перекрытие было выполнено из конструкций в виде двухшарнирной арки.

Арку эту разработал инженер Николай Никитин, автор Останкинской телебашни и железобетонной арки железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный. А вот арочная конструкция клуба «Динамо» была деревянной — из досок и фанеры. Её приводили в качестве примера во всех учебниках по деревянным конструкциям. Несмотря на огромные размеры — пролёт был 22 метра, арки были настолько легки, что звено рабочих устанавливало их вручную.

22 июля 1989 года корпус игрового зала клуба «Динамо» полностью сгорел.

А в честь создателя уникальной арки названа площадь — возможно, самая маленькая в городе — площадь инженера Никитина. Это крошечный прямоугольник между театром «Глобус» и комплексом «Динамо» через дорогу.

 

Было — не было. Время первых

В гостях в студии «Городской волны» — сотрудница Музея Октябрьского района «Закаменка», аспирантка археологии Педагогического университета Екатерина Швецова.

Евгений Ларин: На прошлой неделе мы говорили об истории одного из старейших районов Ново-Николаевска — Новосибирска — Закаменском, как до 1929 года назывался Октябрьский район. Сегодня мы продолжим тему Закаменки, но шагнём значительно дальше — вглубь истории. А также, я надеюсь, Октябрьским районом мы не ограничимся и географически расширим нашу беседу. Сегодня мы поговорим о том, кто и как жил на нашей земле задолго до нас — за тысячи лет до появления Новосибирска.

Древнейшими поселениями людей на территории современного Новосибирска, по крайней мере, из найдённых, считаются стоянки, которые известны под названиями «Турист-1» и «Турист-2». Находятся эти места в Октябрьском районе. С них я и предлагаю начать.

Давайте по порядку. Во-первых, как это правильно называется: стоянки, поселения, городища или как-то иначе? И давайте чётко обозначим их локации. «Турист-1» — это микрорайон «Европейский берег» в районе Инструментального завода, правильно?

IMG_9791_tn.JPG
Екатерина Швецова. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Екатерина Швецова: Да, всё верно. Действительно, это современный микрорайон «Европейский берег». Памятник открыт относительно давно, это произошло в конце 1980-х годов. Если его рассматривать с точки зрения эпохи поздней бронзы, то это поселение.

Евгений Ларин: То есть люди именно там жили? Древний город?

Екатерина Швецова: Нет, город будет называться городищем. Археологическая терминология очень чёткая. Есть понятия «поселение», «городище» и «стоянка». Они отличаются размерами и временем пребывания в этом месте древних людей.

Если мы говорим про эпоху неолита, то это, скорее всего, стоянка. А если мы говорим про позднюю бронзу, то это поселение. Также у нас есть объекты средневековья — там мы будем говорить уже о городищах. Мы судим по количеству проживающих и по времени проживания на данной территории.

Евгений Ларин: Мы выяснили, что «Турист-1» и «Турист-2» — это поселения. А стоянками их называют несведущие?

Екатерина Швецова: Лучше говорить не о том, как они называются, а о том, что это многокультурные памятники. Там зафиксированы культуры с эпохи неолита, где это будет стоянка. Дальше идёт эпоха поздней бронзы, где это будет именно поселение. Кроме того, нужно сказать, что там найден могильник. Таким образом, это разновременные памятники и разнокультурные.

Евгений Ларин: Кстати, почему «Турист»? С чем связано такое название? Там давно был магазин «Турист». Может быть, с этим?

Екатерина Швецова: Да. Вообще стоянки, памятники и часто культуры называют по месту их обнаружения. Так у нас Ирменская культура, потому что она была найдена возле деревни Ирмени. Есть Андроновская культура, которая была обнаружена у села Андронова. Тут то же самое. Памятник так назвали, потому что рядом находился магазин «Турист» — отталкиваясь от места, где он был зафиксирован.

Евгений Ларин: Недавно в Иркутской области дорогу посыпали песочком с человеческими костями и черепом. Но эта история не имеет никакого отношения к археологии. А что произошло у нас? Как и при каких обстоятельствах там что-то нашли? Тоже что-то под ногами валялось, вода вымыла кости на берегу?

Екатерина Швецова: «Турист-1» и «Турист-2» находятся на берегу надпойменной террасы. Нужно понимать, что река подмывает берег и, так или иначе, она вымывает культурный слой. Культурным слоем в археологии называется место, где зафиксированы находки. Это могут быть находки материальной культуры — керамические черепки, кости, изделия из кости и камня и остатки поселений, жилищ и чего-либо другого, следы хозяйственной деятельности. Река подмывает, и всё это сыпется на берег. Люди, конечно, для себя это фиксируют.

Плюс ко всему, поселение найдено в конце 1980-х годов, а это время активной застройки города. Так или иначе, оттуда берут землю, там строят и, конечно, обнаруживают археологические объекты. И любая постройка не может совершиться, пока этот археологический объект не будет полностью исследован. Таков у нас закон.

Евгений Ларин: Мы это знаем, в частности, по четвёртому мосту. Перед тем, как на стройплощадку запустили бульдозеры, на левом берегу вели раскопки.

Екатерина Швецова: Да, там раскапывали могильник русского времени. Нужно учитывать, что при любых постройках сейчас, в первую очередь, мониторят археологические объекты. К сожалению, это не всегда было так. А если и было, то некоторые опускали этот момент, мол: «мы не заметили». Но если сейчас кто-то из крупных компаний так «не заметит», их привлекут к уголовной ответственности.

Евгений Ларин: А там, на «Туристе», что заметили? Какие основания были копать? Только потому, что там стройка началась? Или там всё-таки косточка какая-то торчала?

Екатерина Швецова: Конечно нет. Началось строительство. И огромную роль сыграло то, что любое поселение содержит большое количество материалов, следов пребывания человека. Были найдены керамические объекты.

Евгений Ларин: Да, расскажите о том, что нашли на «Туристе-1».

Екатерина Швецова: Как я уже сказала, это многокультурный памятник. Там проживали люди в эпоху неолита.

Евгений Ларин: Это когда?

Екатерина Швецова: Это новокаменный век, 4-3 тысячелетие до нашей эры.

Евгений Ларин: Давно.

Екатерина Швецова: Очень давно! Относительно нас. Это дописьменная история, которая реконструируется только по археологии. Были найдены каменные артефакты, такие, как скрёбла, отбойники, ножевидные пластины, что дало основание предполагать, а потом подтвердить другими памятниками, что здесь, на территории Новосибирска, действительно в эпоху неолита проживал человек.

net_3002(15).jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: А как понять по виду, что это не просто осколок камня, а какое-то орудие труда?

Екатерина Швецова: Вы это сразу определите, потому что орудие труда содержит следы изготовления и использования. Это может быть шлифовка, отбитый камень, хорошо обработанный с двух сторон предмет.

Евгений Ларин: То есть вода так не могла обточить?

Екатерина Швецова: Нет конечно! Предмет имеет определённую форму. Иногда некоторые сколы, обточенные водой, можно принять за скол с орудия, но это очень редко. Чаще всего, кроме сколов, находятся и каменные орудия труда, которые изготовлены человеком. Они не могут быть так обточены водой.

Евгений Ларин: И только потому, что там нашли эти предметы, было основание полагать, что там люди жили?

Екатерина Швецова: Конечно! Как только фиксируются какие-либо археологические объекты, пусть это будут предметы материальной культуры, — приглашают археологов, которые закладывают шурф, то есть делают небольшой раскоп определённого размера. Если подтверждается, что на этой территории есть культурный слой, то дальше должны быть проведены археологические раскопки. Строить нельзя, пока не будет выработан памятник.

Евгений Ларин: Что-то ещё интересное, кроме скребков, там было обнаружено? Более цивилизованные, похожие на наши, предметы?

Екатерина Швецова: Говорить о чём-то более цивилизованном, наверное, неправильно. Все культуры, представители которых проживали на нашей территории, были цивилизованными для своего времени.

Если говорить о более приближённом времени, то это, наверное, керамические изделия. Керамические сосуды, которые мы наблюдаем с эпохи неолита до прихода русских. Русские тоже делали себе керамические сосуды.

Кстати, и сегодня во многих северных деревнях, где проживают русские, до сих пор занимаются гончарным делом. Да, были интересные предметы, которые своей историей соприкасаются с нами.

Евгений Ларин: Вы сказали, что «Турист-1» — это многокультурный памятник. Какие культуры там были найдены?

Екатерина Швецова: Как я уже сказала, это неолитическая культура. Её ещё называют верхнеобской неолитической культурой. После неё там зафиксирована культура поздней бронзы. Это Ирменская культура, примерно 9-8 век до нашей эры. Далее там фиксируются следы эпохи раннего железа. И плюс ко всему там было найдено средневековое погребение, которое относится к Кыргызской культуре. Оно датируется 9-10 веком нашей эры.

Евгений Ларин: То есть люди здесь долго жили так непрерывно?

Екатерина Швецова: Да, непрерывно, потому что в этом же месте были найдены осколки сосудов русских людей.

Евгений Ларин: Возраст поселения начинают считать с того момента, когда люди там начали жить непрерывно. То есть мы смело можем начинать считать с неолита. Что там 127 лет? Ерунда!

Екатерина Швецова: Насчёт непрерывности, конечно, сложно говорить, потому что мы с вами сейчас говорим о целых веках. Между одной культурой и другой тоже могли быть века. Если говорить об эпохах, то да, они сменялись одна за другой. В неолите люди жили, в бронзе жили, в раннем железном веке и в средневековье жили. Потом пришли русские.

Евгений Ларин: И что, от всех этих времён остались только скребки? Они ведь где-то жили, в каких-то домах?

IMG_9807_tn.JPG
Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Екатерина Швецова: Дома, к сожалению не сохраняются. В культурном слое сохраняются их следы. Остаются следы столбовых ям, в которые ставились столбы для дома, сохраняются котлованы жилищ, очаги, зольники — места, куда вытряхивали золу. В Ирменской культуре зольники — это целый пласт, интересный для археологов, который они изучают отдельно. Сохраняются не только каменные орудия, скребки. Фактически полностью сохраняется пребывание человека на данной территории, включая жилища.

Евгений Ларин: А «Турист-2»?

Екатерина Швецова: «Турист-2», как и «Турист-1», находится в том же месте, на 40 метров севернее.

Евгений Ларин: То есть это одно поселение, по сути?

Екатерина Швецова: По сути, это один памятник. Хотя «Турист-2» дал немного другую информацию, потому что на его территории выявлена культура ранней бронзы, скорее всего, относящаяся к Самусьской культуре. Она представлена могильником.

Евгений Ларин: Это значит, что люди на «Туристе-1» и «Туристе-2» жили в разное время, они не были одними и теми же людьми?

Екатерина Швецова: Да. Хотя Ирменское поселение на «Туристе-2» тоже было. То есть «Турист-2» — это часть «Туриста-1», если говорить о поселениях Ирменского времени. А если говорить, что на «Туристе-2» было обнаружено помимо этого, то это могильник ранней бронзы, который был раньше Ирменского поселения.

Евгений Ларин: Что такое ирменская культура? Это наше коренное население? Кто они такие — эти ирменцы?

Екатерина Швецова: Очень сложно говорить, что это коренное население и особенно употреблять слово «наше», потому мы сами — не коренное население.

Евгений Ларин: Мы — не ирменцы!

Екатерина Швецова: Нет! И ирменцы — не коренное население, потому что они — это стадия развития андроновской культуры. Андроновцы тоже не местные, андроновская культурно-историческая общность.

Евгений Ларин: То есть здесь изначально все были «понаехавшими»?

Екатерина Швецова: Нет, были, конечно, племена, которые шли из неолита. Они являются автохтонными, то есть аборигенными, коренными. А были те, кто приходил на нашу территорию. Как раз ирменцы — это та часть, которая когда-то, очень давно, пришла на эту землю и осталась здесь.

NET_3017(15).jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: Разрез глаз-то у них какой был? С запада они пришли, или с востока?

Екатерина Швецова: Если говорить, что они потомки андроновской культурно-исторической общности, то андроновцы пришли с запада. Но это не значит, что все были с запада. В средневековье мы видим активный приход с востока, из Азии. Очень сложно говорить, кто они были по «национальности». Гораздо легче говорить о том, чем они занимались и как жили.

Евгений Ларин: Я предлагаю немного сдвинуться географически — с берега Оби на берег Каменки. У нас есть источник. Известный ново-николаевский издатель и общественный деятель начала прошлого века, который стал, по сути, хроникёром нашего города, Николай Павлович Литвинов — о нём мы неоднократно в этой студии говорили — в 1912 году издал «Справочник по городу Ново-Николаевску».

Это очень известная книга, в этом году вышел репринт 2-го издания, со старой орфографией, с оригинальными иллюстрациями. А у меня в руках 3-е издание, которое вышло в Новосибирске в издательстве «Наука» в 1992 году. Оно печаталось как раз по 2-му изданию, правда, с современной орфографией. Так вот, в самом начале, в разделе «Краткая история роста и развития города», Литвинов пишет — я прочту большой отрывок, он для нас важен:

«Ново-Николаевцы являются не первыми обитателями на занимаемом ими месте. Давно, сотни лет тому назад, самая высокая часть настоящего города была заселена неизвестным нам племенем. Ещё видны и в настоящее время на месте, которое именуется „Чёртово городище“, следы юрточных построек. На юго-восток от жилищных следов виден земляной крепостной вал. Противоположная валу сторона становища неизвестных нам обитателей ограждалась крутым и неприступным обрывом, спускающимся в р. Каменку.

Невдалеке от крепостного вала, через лог, есть следы одиноко разбросанных холмиков, очевидно, следы могильников. Кто жил и когда покинул это место, мы, может быть, в состоянии будем узнать только тогда, когда археологи вскроют могильники; а теперь мы можем только отметить, что выбор места нашими предшественниками в смысле господства над окружающей окрестностью сделан очень удачно. С этого пункта, как с орлиной скалы, видна расстилающаяся окрестность, которая 19 лет тому назад представляла из себя тайгу с болотами, с пернатым населением этих болот и животными лесного царства...»

Я напомню, это 1912 год, и даже тогда он говорит только о следах и намёках на какое-то поселение и пишет «когда археологи вскроют могильники». Прошло больше ста лет. Вскрыли археологи могильники, или нет?

Екатерина Швецова: К сожалению, нет. Могильник пропал, как и само городище. По сути, реальных археологических раскопок на городище никогда не было. В разное время, могильник, конечно, исследовался. Был взят подъёмный материал — керамика, каменные изделия, которые частично хранятся в нашем Краеведческом музее, а частично отправлены в Эрмитаж.

Кроме того, там археологическими исследованиями занимался Кутафьев, который был директором Краеведческого музея, но его полевая документация сейчас, к сожалению, неизвестно где. Нет ни дневников, ни полевой документации. Когда в 1960-х годах новосибирский археолог Татьяна Николаевна Троицкая начала искать памятник, то его следов она уже не нашла. Троицкая — это одна из самых великих учёных Приобья.

Евгений Ларин: Бабушка археологии?

Екатерина Швецова: Да! Я хотела так сказать, но постеснялась.

Евгений Ларин: Таким образом, мы знаем, что там что-то было, но что — непонятно?

Екатерина Швецова: Мы знаем это однозначно. На фотографии рельефно зафиксировано, что там было городище.

Евгений Ларин: То есть это не природные валы?

Екатерина Швецова: Нет, не природные. Есть подтверждения, которые содержат, в первую очередь, керамику, орудия. И которые свидетельствуют, что это было именно городище позднего средневековья, 16-17 веков, которое принадлежало чатским татарам.

IMG_9816_tn.JPG
Евгений Ларин и Екатерина Швецова. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Это тоже доказано?

Екатерина Швецова: Да, доказано. Доказательства нам даёт керамический комплекс, который был поднят.

Евгений Ларин: Отлично, хотя бы о чём-то мы можем сказать с уверенностью. А почему городище «чёртово»? Археологи знают? Это народная молва его так окрестила?

Екатерина Швецова: Да, народная молва. Есть разные легенды. Одна из самых приемлемых — что крестьяне так называли этот мыс, возвышенность из-за его рельефных особенностей, валов, рва.

Евгений Ларин: Есть ещё версия, что русские так искажали слово «чаты», произнося его «черти».

Екатерина Швецова: Да, отсюда Чёртово городище.

Евгений Ларин: Давайте разберёмся с местом. Мы уже сказали, что это возвышение над Каменкой. Обычно называют место, где сейчас находится станция метро «Октябрьская». Это точно?

Екатерина Швецова: Коллега нашего музея Константин Голодяев накладывал карты. Он говорит, что место находится южнее бывшего парка имени Кирова. Это два дома. Основной массив находится на Нижегородской, 6, а северной частью уходит в дом на ул. Шевченко, 11. Таким образом мы видим, что памятник полностью находится под застройкой, то есть для археологии он как таковой утерян.

Евгений Ларин: Что указывает на то, что это именно чатское городище? Только период, к которому относятся находки?

Екатерина Швецова: Есть письменные источники, которые фиксируют, что там было городище чатов. Мы говорим о донесениях Андрея Матвеевича Воейкова, который пишет, что в том месте есть чатское городище.

Кроме того, есть артефакты, которые подтверждают наличие там городища. И рельефные признаки. Знающими археологами памятники по рельефным признакам определяются достаточно просто. Профессиональные археологи видят такие места — места, где были жилища, западины, где был ров. А в данном случае это был и ров, и вал.

Евгений Ларин: То, о чём писал Литвинов?

Екатерина Швецова: Да. Городище было полностью обнесено, то есть защищено. Чаты явно его охраняли, и это говорит о том, что обстановка была тревожной.

Евгений Ларин: Жили они не в дружелюбном окружающем мире.

Екатерина Швецова: Многие племена, жившие на нашей территории, жили в достаточно сложной обстановке, и были военизированы. То же самое мы говорим о чатах. У городища было очень удачное расположение, они окружили его рвом и валом. А с другой стороны, был обрыв, поэтому им было очень легко обороняться?

Евгений Ларин: Нормально им там было.

Екатерина Швецова: Да, достаточно комфортно жить.

Евгений Ларин: Старинные источники, в частности, донесения того же Воейкова, порой докладывают о небылицах. Либо мы должны признать, что нет дыма без огня, и что-то такое было. Кто такой был Воейков? Это был воевода или атаман, который воевал с ханом Кучумом. Он его несколько раз бил-бил, не добил. Одна из легенд и говорит о том, что остатки войска хана Кучума с ним самим, убегая с очередного сражения, заходили в реку Каменку на кораблях...

Екатерина Швецова: Вы правы, многие донесения содержат, конечно, преувеличения. Нужно учитывать, что эту историю, эту легенду романтизировали именно ново-николаевцы — новосибирцы. Реальных подтверждений тому, что хан Кучум сюда заходил и укрывался в Чёртовом городище, нет. Подтвердить это очень сложно.

Он ушел вниз по Оби и где-то поднялся по реке Каменке, но это уже то, что Воейкову донесли чаты. Достоверно он этого сам не знал. И нам, конечно, приятно говорить о том, что последний сибирский хан был на территории Новосибирска. Это даёт нашему городу ещё одну романтическую легенду о том, что мы уже столько времени находимся на исторической арене, хотя нам чуть более ста лет. А у нас нашёл своё пристанище хан Кучум!

net_3000(1).jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: А потом ещё Колчак на целых две недели сделал наш город столицей России!

Я предлагаю обсудить ещё одно место, о котором мы знаем. Сейчас оно на слуху благодаря тому, что заговорили о создании набережной Ини, заговорили о создании некоего археологического парка в районе, где Разъезд Иня. Что там?

Екатерина Швецова: Там древнее поселение. Если говорить о памятнике «Разъезд Иня-1», то это поселение эпохи поздней бронзы, ирменская культура, о которой мы говорили.

Евгений Ларин: Те же люди, которые жили на «Туристе»?

Екатерина Швецова: Да. Мы находим такие археологические объекты на берегах рек, потому что люди селились, в первую очередь, там, где были водные ресурсы. Это нужно было для обеспечения жизни. Собственно, и мы с вами здесь, потому что здесь был построен мост через наш водный ресурс. Памятник «Разъезд Иня-1» также открыли в 1980-х годах. Какая-то его часть была исследована в те годы, в 2013 году возобновились охранно-спасательные работы.

Евгений Ларин: Что там нашли? То же, что и на «Туристе»?

Екатерина Швецова: Вы должны понимать, что примерный инвентарный состав, так или иначе, один и то же: керамическая посуда, различные предметы, выполненные из кости, пряслица, которые указывают на то, что ирменцы занимались ткачеством, различные варианты бронзового оружия, наконечники стрел, которые использовали для охоты, дротики, луки, которые из дерева и из кости. Обычный с точки зрения обывателя материальный набор.

Евгений Ларин: То есть никакого золота и бриллиантов? Ничего такого потрясающего не откопали?

Екатерина Швецова: На нашей территории ничего такого не нашли. Если вас интересуют предметы искусства, то у нас время от времени откапывают бронзовых идолов. Для наших археологов это как золото-бриллианты. Это особый интерес, это говорит о духовной жизни тогдашнего населения. А золото-бриллианты — это не про нас.

Евгений Ларин: Когда вообще на территории современного Новосибирска начали находить артефакты древности?

Екатерина Швецова: Первые находки, которые мы фиксируем, связаны с началом строительства железнодорожного моста через Обь.

Евгений Ларин: В 1894 году?

Екатерина Швецова: Да, нашего моста, который заложил историю Новосибирска.

Евгений Ларин: Тоже спорное утверждение, но хорошо, мы его принимаем.

IMG_9822_tn.JPG
Екатерина Швецова. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Екатерина Швецова: У нас все даты условные. Но строители начали копать, и при строительстве основания они фиксировали археологические находки. В том числе был найден бронзовый идол и другие предметы.

Евгений Ларин: Что можно назвать самой ценной находкой за всё время?

Екатерина Швецова: Это будет для каждого своё. Мне наиболее интересными показались предметы, найденные на «Туристе-2», сделанные из кости на мамонте и других животных. На одном из таких предметов были изображены личины. Эти люди, антропоморфные изображения, от которых отходят лучи. Эти изображения присущи самусьской и окуневской культуре. Они, в моём понимании, являются наиболее яркими.

Евгений Ларин: Это боги? Инопланетяне?

Екатерина Швецова: Сложно сказать, кто это. Это просто традиция этих культур, этих народов. Какое значение они им придавали, говорить сложно, потому что их изображали на посуде, на стелах. На писаницах изготавливали предметы искусства с изображением личин. Им явно придавали большое значение, но кто это был, сказать сложно. Письменных источников у нас нет.

Евгений Ларин: На сайте «Библиотека сибирского краеведения» я нашёл статью по нашей теме, в которой встретил, с моей точки зрения, любопытный момент. Во время строительства железнодорожного моста через Иню была найдена бронзовая фигурка воина верхом на лошади. Но археологи или этнографы считают, что это не просто воин, а это мифологический персонаж — сын бога-творца, посредник между людьми и богами, защитник и хранитель людей.

8C5A2199(1).jpg
Фото: Мария Козлова, nsknews.info

Екатерина Швецова: Археология — это наука, которая строится по реконструкции. Каждый археолог может дать вам несколько интерпретаций данного предмета. Одна из них — что это сын бога, посредник между нами и богами. Могут существовать и иные точки зрения. Но что вкладывал в действительности мастер, сказать сложно.

Евгений Ларин: Дескать, чего пристали, это просто воин на лошади!

Екатерина Швецова: Да, просто воин на лошади. Такое тоже не исключено и может быть уместно.

Евгений Ларин: Но если это всё-таки бог-сын, то можно говорить о действительно насыщенной духовной жизни наших далёких предков.

Екатерина Швецова: Мы говорим о насыщенной духовной жизни со времени палеолита, хотя на территории Новосибирска нет стоянок палеолита.

Евгений Ларин: А палеолит — это когда?

Екатерина Швецова: Это очень давно, задолго до неолита. Стоянок палеолита у нас нет, потому что у нас нет выходов каменного сырья. Людям в ту эпоху было сложно здесь жить, потому что все орудия изготавливались из камня, а у нас его не было.

Евгений Ларин: Делать было нечего, работы не было.

Екатерина Швецова: Попросту да. Но духовная жизнь была насыщенной. Эту информацию мы получаем не только из одиночных находок, но и из погребального обряда. У разных культур всегда различается погребальный обряд. На нашей территории было найдено средневековое погребение, где человек был сожжён в стороне, погребены были только пережжённые кости.

Вместе с ними были обнаружены остатки колчана, стрел, костяной кочедык [плоское изогнутое шило для плетения лаптей — Википедия, прим. автора], накладки на лук. То есть это был воин, которого захоронили по обряду кремации. И тут же рядом, на «Туристе-2», были найдены погребения, которые были совершены по обряду труположения, они относятся к бронзовому веку.

Разные культуры и разные представления о духовной жизни. В погребальном обряде всё имеет значение: куда человека клали головой, где находится загробный мир, что клали в могилу. У воинов с собой обязательно была фактически полная амуниция. А в средневековье ещё и амуниция лошади.

Если говорить о бронзовом веке, то у мужчин обязательно было оружие, у женщин в некоторых культурах тоже было оружие, в других встречаются чисто женские вещи. Также обязательно присутствовали сосуды, в некоторых фиксировались остатки пищи — чтобы было, что поесть. Это говорит о развитой духовной культуре.

Евгений Ларин: Когда в нашей студии был в гостях Сергей Владимирович Колонцов, он рассказывал о том, что в Кривощёкове при раскопках кладбища под русским захоронением, значительно ниже, если я ничего не путаю, нашли захоронение совсем другого периода и другой культуры. Так там было не только обмундирование для воина и лошади, но и сама лошадь.

Екатерина Швецова: Да, это распространённое явление, которое появляется на нашей территории в некоторых местах ещё в раннем железном веке, а наибольшее распространение получает в тюркское время. Тюрки принесли с собой культуру погребения лошади.

Евгений Ларин: И культ лошади, наверное?

Екатерина Швецова: Да, и культ лошади как таковой. Лошадь, во-первых, сопровождает человека в загробный мир, а, во-вторых, служит ему там. Если это воин, то у него обязательно должна быть лошадь. В раннем железном веке с вождём хоронили огромное количество лошадей, целый табун. Это говорило о высоком статусе человека.

Евгений Ларин: Где у нас ещё находили стоянки древнего человека, городища — наиболее значимые? Нужно понять, насколько широко или компактно жили люди на нашей территории.

Екатерина Швецова: На нашей территории люди жили достаточно широко. Мы говорим о нескольких памятниках в Заельцовском бору. Есть памятники у Бердска на остановке «Юность», их там более шести, они также разновременные и разнокультурные. Наша территория была заселена активно, но что плотно — утверждать не берусь. Хотя на некоторых поселениях фиксируются следы укреплений, то есть защиты поселений. Это говорит о том, что какие-то столкновения, возможно, происходили, но небольшие.

8C5A3260(1).jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: Давайте сделаем обобщающий вывод, а для этого мы вернёмся к тому вопросу, который мы задали в начале: кто и как жил на нашей территории до нас? Мы понимаем, что было много веков, кто-то приходил, кто-то уходил. Но всё же каковы общие черты наших далёких предков? Если их можно так назвать, хотя вряд ли.

Екатерина Швецова: В эпоху неолита, в 4-3 тысячелетии до нашей эры, тут жило автохтонное, аборигенное население, которое было, скорее всего, местным. Они занимались, в первую очередь, присваивающим хозяйством — охотой и рыболовством. В бронзовом веке, это тоже ещё до нашей эры, сюда, в Приобье, с запада приходит, в том числе, андроновская культурно-историческая общность.

Следующей сменяющейся культурой стала ирменская культура, которая широко представлена на территории Новосибирска — памятники «Турист-1», «Турист-2», «Разъезд Иня-1». Эти люди уже занимаются комплексным хозяйством, как производящим, так и присваивающим. Они начинают активно заниматься скотоводством, а плюс к тому уже знают земледелие, обрабатывают землю.

И всегда остаётся подспорное хозяйство — рыбалка и охота. Благо, для этого у нас были широкие возможности. В раннем железном веке племена продолжают приходить и уходить. Средневековье у нас наиболее ярко представлено Чёртовым городищем. По исследованиям это были, отчасти, тюркские племена.

Евгений Ларин: Татары.

Екатерина Швецова: Да. И местные племена, их смешение. Татары — это тоже смешение нескольких народностей, которые на нашей территории представлены чатскими татарами. На территории Барабинской лесостепи — барабинские татары. Было ещё множество общностей, которых также называют татарами.

Это пришлые люди, но относительно нас они — коренное население. Они занимались отчасти производящим хозяйством — скотоводством. Присваивающее хозяйство у них уже играло небольшую роль. Говорить о том, к какой национальности они принадлежали, сложно. О национальности в то время вообще сложно говорить.

Евгений Ларин: Мы выяснили, что наше население выглядело как европейцы, за исключением поздних татар.

Екатерина Швецова: Европейцы, тюрки. На эти вопросы лучше ответят антропологи, они могут восстановить внешность того или иного человека.

Евгений Ларин: Мы знаем, что здесь жили телеуты, и это их называли белыми калмыками. А выглядели они фактически как европейцы.

Екатерина Швецова: Да, всё верно. И нужно понимать, что определённая культура или народ — это смешение нескольких культур. Сложно сказать, кто есть кто.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook — будьте в курсе актуальных новостей Новосибирска.

Что происходит

Мэр Кудрявцев: главы районов персонально отвечают за качество уборки улиц

Мэр Кудрявцев на Днях ритейла назвал главные задачи для Новосибирска

Систему видеонаблюдения модернизируют в новосибирском метро

Стоимость проезда в транспорте Новосибирска хотят поднять до 40 рублей

Мэр Кудрявцев сообщил о рекордной закупке ради сноса аварийных домов

Названы лидирующие по числу сделок застройщики Новосибирска

119 миллионов получит Новосибирская область на борьбу с сахарным диабетом

Афиша Новосибирска: куда сходить в четверг, 5 декабря

Ещё два шаурмячных киоска исчезли с улиц Новосибирска

«В моде зелёный»: как одеться на новогодний корпоратив в 2024 году

Стихи о зиме в исполнении детей прозвучат из колонок в городских парках

Показать ещё