Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: храм при Транссибе, духовный центр, ДК на костях

25 декабря на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывал хранитель фондов Музея истории архитектуры Сибири имени Баландина Сергей Филонов. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку выпуска.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
17:10, 29 декабря 2020

Взгляд назад. Исторический календарь

21 декабря 1914 года в Ново-Николаевске прошёл День извозчика, во время которого было собрано 777 рублей 42 копейки пожертвований в пользу раненых на фронтах Первой мировой войны. В этих же целях позже прошли дни учителя, ремесленника, банщика и другие.

21 декабря 1934 года в Новосибирске открыли Центральную научно-техническую библиотеку.

22 декабря 1917 года в помещении Дома революции, нынешнего «Красного факела», прошло заседание членов гарнизонного и полковых комитетов. Было принято решение — отпускать в необходимом количестве оружие и патроны в распоряжение Совета рабочих и солдатских депутатов.

23 декабря 1919 года административный центр Томской губернии перенесли из белогвардейского ещё Томска в Ново-Николаевск, который в ночь с 13 на 14 декабря заняла 27-я дивизия 5-ой Красной армии. Однако Ново-Николаевск не справился с задачами губернского города — негде было размещать учреждения и селить людей.

Менее, чем через три месяца — 10 марта 1920 года — столицу губернии вернули в Томск, а наш город остался центром Ново-Николаевского уезда. Ново-Николаевская губерния с центром в нашем городе была создана 13 июня 1921 года.

23 декабря 1970 года новосибирский горсовет учредил герб города, утвердил описание герба и положение о нём.

23 декабря 1981 года открылся магазин «Техника в быту», известный потом как «Уют». Там продавали технику по образцам. В нём было пять торговых залов общей площадью 900 кв. метров.

24 декабря 1986 года Городской клуб книголюбов пригласил читателей обменяться мнениями о новом романе Чингиза Айматова «Плаха». Встреча прошла в переполненном конференц-зале областной научной библиотеки.

26 декабря 1937 года в адрес секретаря обкома ВКП(б) Алексеева была направлена спецсводка УНКВД по Новосибирской области. В ней сообщалось, что органами милиции на Северном, Чановском, Коченёвском, Купинском и Чистоозерном пунктах «Заготзерно» «вскрыты контрреволюционные вредительские диверсионные группы, состоящие из активных контрреволюционеров, белогвардейцев, бывших кулаков, антисоветского и уголовного элемента. Контрреволюционные подрывные действия указанных групп на пунктах „Заготзерно“ были направлены на порчу зерна и семенных ресурсов».

Всего было арестовано 33 человека. Аресты проводили в соответствии с полученной в августе 1937 года телеграммой Сталина «о вредительстве в системе Комитета заготовок и заготзерно». В ней было требование применять репрессии в отношении работников заготовительных пунктов на местах.

27 декабря 1921 года Сибирское бюро ЦК РКП(б) приняло решение о создании журнала «Сибирские огни».

27 декабря 1958 года на ул. Свердлова, 13 открыли Областную картинную галерею. В экспозиции было около 100 работ. В комплектовании фондов помощь оказали Государственный Русский музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж и другие музеи страны.

 

Было — не было. Культовый город

Гость в студии «Городской волны» — хранитель фондов Музея истории архитектуры Сибири имени Баландина Сергей Филонов.

Евгений Ларин: Рождество, которое отмечают 25 декабря, называют Рождеством католическим, хотя, конечно, никакое это не католическое Рождество. Это просто Рождество по старому стилю. До 1917 года Рождество 25 декабря отмечала вся православная Россия. Но мы не будем вникать в перипетии летоисчисления и тонкости календаря. Сегодня нам это не важно.

А важно то, что Рождество в прежние времена было, в первую очередь, праздником церковным, а уже потом семейным. Это значит, что добропорядочный горожанин в Рождество направлялся в храм. Хотя бы для того, чтобы соблюсти приличия и не навлечь на себя праведный гнев своих ортодоксальных соседей. И это означает, что у нас есть прекрасный повод поговорить о храмах, которые строили в Ново-Николаевске на заре истории нашего города. А их строили, потому как и инженеру, и каменщику, и лавочнику, и конторщику нужен был храм.

«В центре поселения, раскинувшегося почти на 10 верст вдоль берегов реки Оби и её притока реки Каменки, сооружен на суммы, пожертвованные Его Императорским Величеством и на жертвы и приношения частных лиц... красивый каменный храм, долженствующий служить памятником Царю-миротворцу на Великом Сибирском пути...»

Это описание Ново-Николаевского посёлка из «Путеводителя по Великой Сибирской дороге», изданного в 1901 году. И речь идёт о Храме Александра Невского, который мы уверенно называем не только первым каменным церковью, но и вообще первой каменной постройкой будущего города.

Но он был построен только в 1899 году, так что первой церковью, судя по всему, он быть не мог? Давайте разбираться, какая церковь была первой, куда ходили мостостроители, если, конечно, они ходили в церковь, а не предавались пьянству всё своё свободное время? Возможно, по большим праздникам они переправлялись на левый берег, где стояла церковь в Кривощёкове?

NET_0254_tn.JPG
Сергей Филонов. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Сергей Филонов: Я начну с того, что в пределах городской черты современного Новосибирска находилось больше 20 культовых объектов разных религий. Это очень много. Значительную их часть, конечно, составляли деревянные постройки, которые до нашего времени не сохранились. Либо сохранились в очень искаженном виде, либо это перестроенные копии.

В целом расположение культовых объектов было очень плотным, все верующие могли удовлетворить свои потребности. В основном, это были православные никониане, у которых было больше возможностей, но также и старообрядцы. У старообрядцев, которые жили в Сибири, здесь были молитвенные дома.

Молитвенный дом упоминается с 18-го века на территории Большого Кривощёкова. Там стояла и церковь, которая на момент начала строительства моста через Обь была достаточно новой — её построили в 1881 году. Это был типовой проект 1846 года. Это была небольшая церковь, которая вмещала жителей Большого Кривощёкова — их было порядка 700 человек.

А по большим праздникам, видимо, люди приходили из соседних деревень, где не было церквей. Кроме того, церковь Михаила Архангела была в районе современной ОбьГЭС и также Михаила Архангела в районе Плющихи. Всего этого было достаточно для населения, которое было весьма малочисленным.

А когда приехали первопоселенцы — их было много, численность населения посёлка быстро росла — возникла необходимость в культовых объектах. Были люди разных религий, но, насколько нам известно, в первую очередь, это были православные — будущие ново-николаевцы. Тогда они жили ещё в посёлках — при строительстве моста и при станции Обь.

Евгений Ларин: Сейчас это вокзал Новосибирск-Главный.

Сергей Филонов: И был построен так называемый молитвенный дом — культовое сооружение, которое имеет много функций. Там проводили не только богослужения, проповеди, требы, там можно было отмечать общественные, гражданские праздники, проводить собрания по каким-то случаям. Нельзя сказать, что это был клуб, но это было особое здание. Особой была и его архитектура — возможно было отступление от канона.

Евгений Ларин: То есть молитвенный дом выглядел не совсем как церковь?

Сергей Филонов: Да, это могла быть просто изба, частный дом. Никаких пристроек не надо было делать, не надо было пристраивать абсиду, устраивать алтарь. В определённые дня мог прийти батюшка и совершить требы. Такие молитвенные дома устраивались в деревнях с малой численностью населения или в отдалённых местах, где не было возможности содержать причт, были проблемы с кадрами церковнослужителей.

Молитвенные дома могли быть и постоянными, то есть могли не ждать, когда построят капительный храм. Это было очень распространено у протестантов. У баптистов в Ново-Николаевске — Новосибирске практически до настоящего времени молитвенные дома были основными культовыми постройками. У нас жили евангелисты, молокане. У старообрядцев тоже до недавнего времени не было капитального храма. Они также собирались на частных квартирах.

Что же касается православного молитвенного дома, то он был построен на улице Октябрьской — мы будем говорить современные названия улиц, чтобы было понятно, где это — примерно на том месте, где стоит Покровская церковь. Это был 1895 год.

Фотографии нет, но, скорее всего, это была обычная изба. То есть молитвенный дом, скорее всего, выглядел как обычный жилой дом. Потом на этом месте и была построена в 1901 году Покровская церковь. Сначала она была небольшая, а в 1906 году была сделана пристройка, где находилась школа, службы и так далее. В таком виде церковь простояла до советской власти, потом её закрыли. Там были разные заведения, в том числе «Новосибирскреставрация».

Потом церковь вновь отдали верующим. В конечном счете здание обветшало и в начале 21-го века его снесли. В 2004 году было построено здание, которое стоит до сих пор. Частично остался фундамент, сохранились отдельные исторические детали, поэтому это здание является памятником. Но сказать, что оно выглядит так, как в 1901 году, конечно, нельзя.

Молитвенный дом разобрали перед тем, как построить Покровскую церковь. Но этот молитвенный дом был предшественником Собора Александра Невского, его можно считать храмом, от которого пошли все ново-николаевские православные храмы.

выиды на собор А.Невского 2222.jpg
Собор Александра Невского. Фото: Музей Новосибирска

Собор Александра Невского — это очень интересный объект, и самая его ценность заключается в том, что это единственный храм в нашем городе, сохранившийся с того времени без особых изменений и повреждений. Всё остальное наше наследие было уничтожено при советской власти либо после неё по причине ветхости. И сейчас мы можем видеть только муляжи, переделки, копии или полностью новоделы.

Считается, что проект Собора Александра Невского принадлежит архитекторам Пруссаку и Косякову. Этот проект предназначался для Санкт-Петербурга. Дело в том, что тогда здесь был ещё просто посёлок Александровский, и в таких посёлках никакие оригинальные проекты были невозможны. Эти были типовые проекты, переделанные реплики.

Нам очень повезло, что проект был изначально оригинальным с некоторыми вариациями. Здание строилось в 1897-99 годах. Это достаточно быстро. Архитектором считается либо Соловьёв, либо Лыгин. Сейчас склоняются к тому, что это Соловьёв.

Евгений Ларин: Лыгин же был известным архитектором, он работал в Томске.

Сергей Филонов: Лыгин работал в Томске, но то место, где мы живём, по тем временам было пригородом Томска. Это был Томский уезд. Наш посёлок, а потом безуездный город — это даже не райцентр. Это пригород Томска. Церковное начальство сидело в Томске. Лыгин работал и в нашем городе. Он запроектировал первый вокзал станции Обь в Ново-Николаевске, перестраивал его он же.

Перед тем, как был построен Собор Александра Невского, Лыгин построил перед вокзалом станции Обь церковь Пророка Божия Даниила. Но это тоже был каким-то образом переработанный типовой проект. Это был небольшой храм. Он стоял примерно на том месте, где сейчас на площади Гарина-Михайловского перед вокзалом автопарковка, напротив выезда на улицу Челюскинцев. При советской власти этот храм был снесён.

Это была деревянная церковь, которая тоже могла бы сохраниться до настоящего времени, не будь революций, репрессий и так далее. Тогда это был достаточно крупный объект, архитектурная доминанта, самое высокое здание пристанционного посёлка железнодорожников. Церковь построили в 1898 году. В это время уже строится Храм Александра Невского. К работам привлекались лучшие строительные силы — именно рабочие.

Евгений Ларин: Я читал, что там даже какие-то итальянские каменщики трудились.

Сергей Филонов: Да, итальянские гастарбайтеры там качественно поработали, мы можем гордиться. Наблюдал за постройкой инженер Николай Тихомиров.

Евгений Ларин: Инженер, который заканчивал строительство моста после отъезда Будагова. Каким образом он связан со строительством храма?

Сергей Филонов: Он был инженером-путейцем. Все инженеры-путейцы строили разные сопутствующие здания. Дело в том, что Храм Александра Невского относился к железнодорожному благочинию — это церковные власти на железной дороге, на Транссибе. Тот же Лыгин строил в связи с этим и в то же время в городе Тайге церковь Андрея Критского. Тогда это была станция Тайга, Томск-таёжный, поворот железнодорожной ветки на Томск. Церковь до сих пор стоит.

NET_0333_tn.JPG
Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: Получается, что и водоразборные башни на железнодорожных станциях, и церкви относились к одному ведомству?

Сергей Филонов: Это был комплекс. Инженеры-путейцы отчасти выполняли работу архитекторов, потому что тогда в Сибири и архитекторов, и инженеров было по 30 человек.

Тихомиров наблюдал за постройкой, он этот объект не проектировал. Он был инженером-путейцем, занимался строительством железной дороги и железнодорожных объектов, иначе говоря, инфраструктуры. Этот храм должен был быть памятником царю Александру Третьему, который приказал построить Транссиб.

Евгений Ларин: То есть эта тема была уже тогда?

Сергей Филонов: Да. Александр Третий приказал построить Транссиб, поэтому железнодорожники же поставили ему памятник в парке «Городское начало». Этот царь мыслил стратегически, благодаря ему, по сути, и возник наш город. Жители города чтили царя и когда он был жив, и после его кончины. Поэтому храм был освящён во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Евгений Ларин: Зашифрованное имя царя. А что с посёлком Александровским?

Сергей Филонов: Назвать в честь царя посёлок или город — это было можно. Но назвать церковь в честь царя, который не святой, тогда нельзя было. Поэтому назвали в честь Александра Невского, святого покровителя царя.

Ну и есть легенда, дескать, Александр Невский проезжал в Орду, в Монголию, через место, на котором находится Новосибирск. Но это современная легенда, тогда про это не говорили. Рядом была улица Александровская, ныне Серебренниковская, о ней спорят: либо она названа в честь Александра Невского, либо в честь царя.

Изначально храм был запроектирован как образец так называемого псевдовизантийского стиля. Для Сибири это была редкость. В Новосибирске, по сути, один такой объект.

Евгений Ларин: То есть не близкий нам стиль?

Сергей Филонов: В середине 19 века, когда Россия начала помогать нашим балканским братьям освободиться от османского ига, был официально спущен такой стиль. Таких объектов было мало. Их начали возводить на окраинах империи, чтобы — как сейчас считается, есть такое суждение — показать величие православного царства.

Они строились на Кавказе, в Прибалтике, в Средней Азии и в Сибири. Ну и в Петербурге, конечно, это же столица. В азиатской части Российской империи храмов в таком стиле, похожих на Храм Александра Невского, было всего лишь три.

В Ново-Николаевске постройки 1899 года, в городе, который сейчас называется Фергана в Узбекистане, постройки того же года и в Чите. Читинский храм на 10 лет младше нашего и ферганского. Читинский и ферганский храмы были разрушены в 1936 году. У нас примерно в это время пытались, но не получилось.

Евгений Ларин: Храм действительно взрывали?

Сергей Филонов: Да, его пытались взорвать. Его минировали, но храм стоит на скале, то есть он практически впаян в гранитную скалу. Тем количеством взрывчатки, которое было заложено, взорвать его оказалось сложно. Можно было заложить и больше, но тогда бы разрушились окружающие постройки. На это идти не захотели, и здание оставили для хозяйственных нужд.

А в Фергане и в Чите это получилось. Таким образом, новосибирский Собор Александра Невского остался единственным на такой территории. Это, конечно, смело, но Собор Александра Невского можно сравнить с храмами Владимира на Клязьме, Суздаля, Центральной России, с храмами домонгольской постройки, которые пережили все пертурбации.

Можно было бы его сравнить с Храмом Покрова на Нерли, но для Ново-Николаевска это примерно оно и есть. Когда мы проходим мимо Собора Александра Невского, мы понимаем, что этот объект старше всех, которые стоят вокруг него. Что он многое пережил. И мы понимаем его ценность.

Что касается Николая Тихомирова, то он вскоре скончался и был похоронен в ограде храма как строитель собора.

Евгений Ларин: Так обычно священников хоронили?

Сергей Филонов: Не территории храма хоронили, в первую очередь, священнослужителей и непосредственно его строителей — архитекторов, каменщиков. Их могли хоронить даже в крипте, но это больше для католиков характерно, в принципе это практиковалось.

При советской власти ограду храма перенесли, и поверх могилы Тихомирова положили асфальт. Получился тротуар. В застойные годы случайно, при каких-то строительных или ремонтных работах, могилу обнаружили, смогли опознать, кто там похоронен, эксгумировали останки и перенесли их на Заельцовское кладбище. Потом там сделали памятник. И по сути это мемориал одному из основателей нашего города, первостроителей. Вот такая история.

Храм Александра Невского стал собором перед Первой мировой войной, в 1912 году. Потом его захватили так называемые обновленцы, то есть православные священники, которые перешли на сторону советской власти, признали её. И понадобился новый собор. И он был найден в Турухановской роще, в нынешнем Нарымском сквере — Вознесенский кафедральный собор. Это тоже очень интересный объект, но я завершу про Собор Александра Невского.

Он имел ещё и градостроительное значение. Это архитектурная доминанта центральной части города. Высота его по тем временам была просто колоссальной — примерно 24 метра. Выше его долгое время зданий не было. Когда Крячков проектировал и строил рядом Сибревком, он не решился, видимо по религиозным соображениям, умалить высоту храма. Сибревком примерно такой же высоты. Стоквартирный дом уже выше, но это была уже другая история.

Сейчас Собор Александра Невского теряется даже в окружающей застройке, она его давит. Храм был отдан верующим в 1980-е годы, в 1990-х годах его реставрировали. Был построен капитальный крестильный храм. Старый деревянный крестильный храм перенесли в Пашино, из него сложили церковь Иоанна Кронштадтского. Потом его разобрали и сложили из этих материалов воскресную школу.

Евгений Ларин: Я прочитал, что до 1917 года в Ново-Николаевске было построено шесть церквей.

Сергей Филонов: Давайте в хронологическом порядке. 1898 год — церковь Пророка Божия Даниила возле вокзала станции Обь. 1899 год — Храм Александра Невского. 1901 год — Покровская церковь на современной улице Октябрьской рядом с одной из крячковских школ. Школа была построена позже, конечно. Это вокзальная и центральная части города.

img1_cr.jpg
Покровская церковь. Фото: infourok.ru

В Закаменке была единственная церковь, построенная в 1908 году — Казанская. Она располагалась примерно на пересечении улицы Восход и улицы Декабристов с южной стороны. Церковь стояла на огромной Закаменской площади, колоссальной по своему размеру — от улицы Зыряновской практически до военного городска. На этой площади сейчас располагается ГПНТБ, Аффинажный завод, завод «Оксид» и вся застройка.

Площадь Пименова — это просто небольшой участок. Казанская церковь была достаточно крупным объектом, она была выше всех других деревянных церквей Ново-Николаевска. Она была пятиглавая, что тоже не характерно для ново-николаевских церквей, которые имели одну главку над центральной частью.

Таким образом, Казанская церковь выделялась. Она была достаточно представительной, её было видно, наверное, и с левого берега, потому что там была одноэтажная застройка. При советской власти эту церковь закрыли, её превратили в кинотеатр «Октябрь». Здание разрушили в 1983 году. Оно было настолько крепким, что даже в деревянном исполнении простояло так долго.

Пятый храм — на кладбище. Это продолжение улицы Романова, из известных объектов рядом сейчас Театр Музкомедии. Это Центральный парк, но тогда это было кладбище, и церковь стояла ближе к улице Мичурина. Церковь была кладбищенской с соответствующей функцией — отпевание, поминание усопших, предков. Она была закрыта в 1930 году. При её закрытии были эксцессы, и понадобилось вмешательство силовиков. Это посчитали чуть ли не мятежом против советской власти. Краеведы это до сих пор вспоминают, и практически во всей литературе, которая посвящена тому периоду, этот момент есть. Но саму церковь не разрушили, не разобрали.

В 1952 году там сделали планетарий. Здание было несколько изменено, и этим занимался архитектор Евгений Андреевич Ощепков. Здание простояло достаточно долго, но в 1971 году там произошёл пожар, и оно было разобрано, до настоящего времени оно не сохранилось. Эта церковь называлась Воскресенской либо Старокладбищенской. Потому что Новокладбищенкая — это Успенская церковь на Берёзовой роще. Эта церковь, построенная в 1912 году, переделывалась в 1914 году. Она стояла несколько южнее, на углу Фрунзе и Кошурникова. Потом её перенесли севернее. Церковь не закрыли, она функционировала.

В промежутке между 1941 и 1944 годами это был единственный православный храм, который действовал в нашем городе. Остальные церкви, в том числе и Вознесенский собор, были закрыты. Его тогда превратили в зерносклад. Церковь на Берёзовой роще снесли в начале 1960-х годов.

Евгений Ларин: Рассказывали, что её чуть ли не за одну ночь чудесным образом раскатали по брёвнышку.

Сергей Филонов: Да. Собрали милиционеров, дружинников, комсомольцев, партработников, оцепили кладбище. Разбирали церковь, по-моему, пожарные, но я не ручаюсь. Всё произошло в экстренном порядке. Это были хрущёвские гонения на церковь. Хрущёв обещал показать народу последнего священника, были репрессии.

Церковь на Берёзовой роще была разрушена, и на этом месте построили ДК «Строитель». А там было кладбище, то есть это всё стоит на костях. После советской власти храм был восстановлен. Церковь там функционирует и сейчас, но надо помнить, что это совершенно другой объект.

Ещё надо упомянуть Никольскую часовню, которая символ Новосибирска. Это тоже довольно загадочный объект. Что она означает? Говорят, что это символ центра России.

Евгений Ларин: Центр России, вроде, где-то в Эвенкии.

NET_0339_tn.JPG
Сергей Филонов. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Сергей Филонов: Духовный центр! Как у Гоголя: ни до какой границы не доскачешь! Глубинка. До революции о том, что это центр страны, вообще речи не было. Часовня была построена в рамках кампании по празднованию 300-летия Дома Романовых, который отмечали в 1913 году. Часовню запроектировали в 1914 году, а построили в 1915-м. Авторство приписывают Андрею Дмитриевичу Крячкову. Либо он один из соавторов.

Руководил постройкой Фёдор Фритцевич Рамман, первый городской архитектор Ново-Николаевска. Часовня отмечает ось Николаевского проспекта. В конце 1920-х годов, когда архитектор Коршунов делал знаменитый генплан, наметили Октябрьскую магистраль. С Красного проспекта должен был быть поворот в Закаменку, а часовня мешала, она стояла прямо на месте этого поворота. Поэтому она и была снесена.

Советская власть не обязательно сносила культовые объекты, она их, в первую очередь, переделывала под что-то другое. Сносить капитальные постройки было нерационально, бесхозяйственно. Там можно было сделать школу, зерносклад, киностудию — как в Соборе Александра Невского. Но часовня мешала повороту на Октябрьскую магистраль.

Никольская часовня пережила революцию и Гражданскую войну. Во время мора 1919-20 годов она использовалась, условно говоря, как морг. Туда свозили трупы для отпевания, перед тем, как везти хоронить. Если бы не делали Октябрьскую магистраль, то при советской власти часовню бы переделали под другие нужды. В 1925 году появилось предложение часовню снести и поставить там памятник Ленину. Снесли в 1930 году.

На её месте поставили памятник рабочему, а потом Сталину. Памятник Сталину снесли в 1961 году. Образовалось пустое место, поскольку Октябрьская магистраль была ещё не реализована. Её реализовали только в 1980-х годах, когда построили виадук через Каменку на улицу Кирова и образовался искомый участок магистрали.

Когда началась перестройка, встал вопрос о том, чтобы часовню восстановить. И вот тут возникла легенда о том, что здесь центр России, Российской империи. В 1993 году часовня была восстановлена по проекту Чернобровцева, но с отклонениями от проекта, поскольку в первоначальном виде шлемовидное завершение должно было быть тёмным. Это символизировало траур по жертвам Гражданской войны и революции. Рядом — известное захоронение. Но по какой-то причине купол сделали золотым. Тут же возникла легенда о том, что это центр России.

Новый объект отличается от прежнего. Новое здание стройнее и выше. И стоит на другом месте, потому что на старом уже появился поворот на Октябрьскую магистраль. Изменены пропорции часовни, главка — крупнее. Это сделали для того, чтобы часовню было лучше видно, потому что изменилась градостроительная ситуация. Здания, построенные вокруг, стали выше. Часовню пришлось ставить на постамент и укрупнять главку. Но она осталась Никольской часовней, как и была.

Она посвящена Николаю Мирликийскому — Николе-Угоднику, который весьма почитается в народе. В его честь была церковь и в Кривощёкове, и несколько домовых часовен — в Реальном училище, на Сухарном заводе — но они не сохранились. Часовня в Реальном училище была разрушена в 1920-е годы, а о часовне на Сухарном заводе вообще нет информации.

Кроме того, был ещё Никольский храм 41-го Сибирского стрелкового полка в 17-м военном городке. Часовен у нас было не очень много. Была часовня на кладбище в Берёзовой роще, а в центре городе, по сути, только Никольская часовня.

Евгений Ларин: Дальше всех в первозданном виде, наверное, простоял Вознесенский собор?

Сергей Филонов: Вознесенский кафедральный собор можно назвать самым часто перестраиваемым храмом Новосибирска. Его начали строить как молитвенный дом в 1912 году, в 1913 году он был построен уже как церковь. В таком виде церковь простояла до середины 1920-х годов, когда получила статус собора, и её расширили. Потом её расширяли, когда снова открыли в 1944 году, потом ещё, после войны — в 1947 году.

Реставрация и реконструкция были в 1974 году, и, наконец, на этом месте в 1988 году построили капитальный каменный храм. В 1990-2000-е годы к собору возвели сопутствующие постройки. Возник целый комплекс.

Помимо православных отметим также храмы других конфессий. До екатерининских времён в Сибири и на Дальнем Востоке было запрещено строить инославные храмы — лютеранские и католические. Чтобы лютеране и католики не переманили к себе коренное сибирское население, которое должно было стать православным.

Но когда ситуация изменилась, в Сибири оказалось много немцев и поляков, здесь начали строить костёлы и кирхи. В Ново-Николаевске католики и лютеране были, но их было не так много, поэтому у них было по одному храму — один костёл и одна кирха. 

Костёл Святого Казимира сначала, с 1902 года, существовал в виде молитвенного дома. Потом его строили в 1905-09 годах. Это был интересный объект, он был в стилистике неоготики — единственное в нашем городе здание в такой стилистике. Располагался он до его сноса в 1960-х годах на том месте, где стоит ЦУМ, северная его часть. То есть фундамент ЦУМа опирается на остатки костёла.

Святой Казимир был первым литовским святым. Это святой покровитель Великого княжества Литовского и потом Речи Посполитой. Он, в первую очередь, покровитель армии этого государства, он являл чудеса и победы при Кирхгольме над шведами, при снятии осады Вены. В победах над Россией Святой Казимир тоже отметился, чего уж таить. Он очень почитается католиками и в диаспоре, и по всему миру. Ему посвящено много церквей.

В Ново-Николаевске костёл Святого Казимира был построен на средства поляков-железнодорожников, которые имели достаточно денег, потому что зарабатывали примерно по 100 рублей в месяц. Они сложились и построили храм. Границы его прихода были просто колоссальными, они захватывали половину Новосибирской области, часть Кемеровской области и Алтайский край вплоть до Казахстана в сторону Змеиногорска. Хотя прихожан было мало, и они не все могли приехать.

Костёл одновременно использовался как клуб для представителей польской диаспоры. Храм спокойно простоял до революции, потом его использовали для хозяйственных нужд. В начале 1960-х годов его снесли, причём никто не знает как. Если про снос церкви на Берёзовой роще много всяких рассказов, много очевидцев сноса, я лично знаю двоих человек, которые спустя много лет об этом говорили, то насчёт сноса костёла ничего не известно. Рядом — жилые дома. Взрывали костёл или сносили как-то иначе — непонятно.

Такая же ситуация произошла и с кирхой. Она стояла примерно на месте дома на Красном проспекте, 59 на углу Красного проспекта и улицы Крылова. Кирха занимала по площадь, предназначенную для двух жилых усадеб. Построенная в начале 1910-годов, кирха была деревянной. Простояла она до 1937 года. Потом её разобрали и из этих материалов построили общежитие мединститута через пару лет после его открытия в 1935 году. Кирха никак не была запечатлена, я не знаю ни одной фотографии, нет также её подробного описания.

Про костёл мы знаем, что в длину он был 21 метр, в ширину — 9,5 метров. Современные новосибирцы, когда смотрят на фотографии этого костёла, называют его величественным. По тем временам он таким и был. Костёл был архитектурной доминантой, его было видно издалека. Потом, когда построили большие объекты, такие, как Городской торговый корпус, который имеет дину 117 метров, величие костёла померкло.

Костел_cr.jpg
Костёл святого Казимира. Фото: career.mgimo.ru

Когда стало можно восстанавливать храмы, католики потребовали вернуть данную им ещё царём землю. Землю выделили на улице Максима Горького, где и был построен костёл по проекту архитектора Бородкина. Строительство завершили к 1997 году. Это уже совершенно другая — современная западная культовая — архитектура. Этот костёл никак не похож на костёл Святого Казимира, хотя его можно восстановить. Отчасти сохранились и чертежи, и габариты. Но этого не сделали.

В отличие от мечети, которую восстановили взамен старой, которая разрушилась от ветхости. О том, чтобы восстановить кирху на прежнем месте, и речи не шло — уже негде. Хотя её можно было поставить где-то поблизости, например, в Нарымском сквере и в Берёзовой роще, где был участок захоронения лютеран.

Никольская церковь в 17-м военном городке — это типовой проект 1901 года, архитектор Вержбицкий. Это были проекты для военных городков. По всей Российской империи по ним было построено 66 церквей. Это огромное количество. По декору они варьируются. Ближайший такой храм в Барнауле, он до сих пор сохранился и функционирует. Он тоже называется Никольским. Храм в военном городе был закрыт около 1920-го года. Его использовали под разные нужды воинской части.

В 1989 году, через год после празднования 1000-летия крещения Руси, остатки храма были разрушены, хотя он мог бы быть восстановлен. На этом месте построили объект, необходимый для военного городка. Никольский храм был архитектурной доминантой военного городка и был виден с северной стороны Каменки, потому что стоял на площади между казармами.

В Большом Кривощёкове церковь стояла практически посреди села, рядом было кладбище. По этому месту прошла железная дорога, выезд Транссиба на мост. Недавно краеведы откопали остатки фундамента этого храма. Сам храм в связи со строительством железной дороге перенесли на место, где сейчас находится Областная больница. В 1930 году его закрыли «по просьбам трудящихся», буквально. Советская власть должна была на это реагировать. И там устроили тюрьму. Через пару лет это здание сгорело, возможно, зеки подожгли, но это неточно. Здание демонтировали.

Храм на Плющихе не сохранился. Там новодел — в храм переделали кинотеатр. На ОбьГЭС в Левых Чёмах храм также не сохранился. Мы не можем даже сказать, как он выглядел. Изображение храма в Большом Кривощёкове есть, его при желании можно восстановить на старом фундаменте на берегу Оби возле моста либо в другом месте, в Ленинском или Кировском районе.

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Что происходит

Если вы пропустили: китайский бум, неделя тишины и китесса Мурочка

Спасатели перечислили опасные места на льду, которые скрыты под снегом

У животных в новосибирском зоопарке начался период ухаживаний

Косуля разгуливает по огородам возле Бугринской рощи

Рекорд по посещаемости игр поставили хоккейные болельщики на Сибирь-Арене

Микроавтобус с логотипом баскетбольного клуба сбил 9-летнего мальчика

На улице Писарева ограничат движение транспорта на месяц

В Новосибирске назвали самые прибыльные хобби

Новосибирск попал в топ-10 популярных городов для путешествий в праздники

О наступающих помехах в радиосвязи предупредили новосибирцев метеорологи

В Новосибирской области пересчитали мужчин

Показать ещё