Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: печуга, мордушка и дубина для налима

16 апреля на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывал руководитель музея Железнодорожного района Алексей Авдеев. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
13:43, 21 апреля 2021

Взгляд назад. Исторический календарь

Пробежимся по основным событиям нынешней исторической недели.

15 апреля 1957 года после масштабной реконструкции свои двери для новосибирцев открыл широкоэкранный кинотеатр «Металлист» со стереофоническим звуком.

15 апреля 2003 года Почта России выпустила в обращение специальную марку, посвящённую столетию присвоения Новосибирску статуса города. На марке изображены театр оперы и балета, театр «Глобус», городской торговый корпус, то есть краеведческий музей, фигуры юноши с факелом и девушки с колосом — часть скульптурной композиции памятника Ленину, а также эмблема Академгородка.

16 апреля 1958 года в Новосибирске был образован Советский район. В его состав вошли Академгородок Сибирского отделения Академии наук СССР, посёлок ОбьГЭС, Верхние и Нижние Чёмы, Огурцово и Нижняя Ельцовка.

17 апреля 1917 года Временное правительство предоставило Ново-Николаевску статус уездного города.

17 апреля 1943 года в обком ВКП(б) поступила докладная записка управления НКВД по Новосибирской области. В записке сообщалось, что «затруднительное положение с продуктами питания», «употребление в пищу мяса павших животных», «факты смертности от истощения» охватили 20 районов области. В наиболее тяжёлом положении оказались эвакуированные и семьи красноармейцев.

Всего по области было зарегистрировано около 300 фактов употребления в пищу трупного мяса. Около 50 человек умерли от истощения, более 500 «опухли от недоедания». Как отмечалось, «приведённые данные являются далеко не полными и только частично характеризуют положение».

17 апреля 1989 года в новосибирском филиале МНТК «Микрохирургия глаза» впервые провели лазерную микрохирургическую операцию.

 

Структура момента. Загадка кривощёковского кладбища

Со следами нераскрытого убийства 18 века, возможно, столкнулись новосибирские археологи во время раскопок сохранившегося участка старинного села Кривощёково на левом берегу Оби. Первый раз село снесли во время строительства железнодорожного моста, возведение которого началось в 1894 году. А в 2019 году оставшийся кусок прежней территории села стал стройплощадкой четвертого автомобильного моста через Обь.

Осенью 2018 года во время раскопок предполагаемого центра Кривощекова с найденным там ранее фундаментом церкви археологи обнаружили, что сельская соборная площадь находилась прямо на территории старого кладбища, причём с очень высокой плотностью погребений. Там нашли около 500 домовин и гробов с хорошо сохранившимися останками.

Кривощёковское кладбище подкинуло учёным немало загадок, которые ещё только предстоит разгадать. Но самой неожиданной находкой для археолога Сергея Колонцова стал мешок с костями.

Сергей Колонцов: «В археологии это называется „вторичное погребение“. Человек умер, его сложили в мешок и похоронили в яме. С этим надо разобраться. Во-первых, кто он антропологически? Это не какой-нибудь современный „висяк“. Он найден в том же слое, с той же сохранностью, что и другие погребения того времени.

В кожаной сумке в Сибири могли похоронить, например, охотника, на которого напали волки и оставили от него лишь часть. То, что нашли, собрали и похоронили. Подобным образом могли похоронить и представителя северных народов, когда по обычаю сначала покойника в гробу подвешивали, потом собирали кости и их хоронили.

В нашем случае все кости целы. Это говорит о том, что покойника сразу упаковали в этот мешок. Это очень интересная находка. Возможно, это ритуальное погребение, а может, какой-то криминал. Тем не менее эта тема очень интересная, я с ней ещё буду разбираться. У православных таких обрядов не было, а это кладбище по большей части православное. Вот это меня и удивило».

По мнению Сергея Колонцова, раскопанное кладбище относится практически ко дню основания Кривощёкова. Так что сами кривощёковцы ко второй половине 19 века умудрились даже о нём забыть. Одна из монет, найденных в погребении, датирована 1739 годом. Это означает, что по крайней мере к середине 18 века кладбище и село уже существовали. Хотя есть сведения, что уже в 1710 году в Кривощёкове было 11 дворов.

То есть хоронили селян на этом кладбище довольно долго — могилы нередко находили одну над другой. Однако вопрос о том, можем ли мы считать Кривощёково историческом фундаментом Новосибирска, археологические раскопки не закрыли. Сергей Колонцов считает, что ответ нужно искать в письменных источниках.

Сергей Колонцов: «Интересно то, что по газетным публикациям тех лет мы можем увидеть, что Ново-Николаевский посёлок, когда он уже был Ново-Николаевским посёлком, таковым не воспринимался. Всё считали, что это часть Кривощёкова. Станция Обь и где-то там Ново-Николаевск, а всё остальное — Кривощёково.

Корреспондент газеты „Сибирская жизнь“ пишет, что вот, наконец, построили школу — речь идёт о школе Будагова, — построили железную дорогу. Вот теперь, дескать, Кривощёково заживёт! Цивилизация, мол, будет у нас в Кривощёкове. А это, собственно, уже Ново-Николаевск. Но у людей очень долго сохранялось представление, что это всё ещё Кривощёково.

То, что нашли кладбище, позволяет нам говорить о том, что люди там жили довольно долго. Наши раскопки не дали точных сведений по основанию Ново-Николаевска, но дали знания по Кривощёкову как предтече города. Здесь люди жили, здесь их хоронили, и это было не мелкое поселение, а большая крепкая деревня, которая захватила ещё и город. У нас таких деревень немного. Большинство деревень город полностью поглотил».

Что касается происхождения кривощёковцев, чьи останки нашли на старом кладбище, то здесь потребуются их антропологические исследования. А найти потомков этих людей среди современных новосибирцев возможно, изучив их ДНК.

 

Было — не было. Ни хвоста, ни чешуи!

Гость в студии «Городской волны» — руководитель музея Железнодорожного района Алексей Авдеев.

Евгений Ларин: Музей Железнодорожного района уже не в первый раз удивляет довольно неожиданным выбором тем для выставок. И вот теперь на смену игровым приставкам, пейджерам и малиновым пиджакам из 1990-х годов и игрушечных гэдээровских индейцев приходит рыбалка.

Я так понимаю, что новая экспозиция ещё в процессе подготовки. Расскажите о вашей задумке. Сначала пришла идея, а потом вы стали собирать предметы? Или, отталкиваясь от накопленных предметов, стали их собирать в выставку?

Алексей Авдеев: Актуальность темы обусловлена тем, что впереди лето, скоро начнётся сезон рыбалки. И мы решили, что нужно поделиться своим опытом и напомнить о том, какая была рыбная ловля лет 100 назад и чуть больше. Идею создания выставки подали некоторые артефакты, которые оказались у нас в музее.

Их нашли в Новосибирской области во время раскопок, либо это были случайные находки. Но к нам попали достаточно колоритные предметы — крючки-самоловы и крючки для перемёта. Я их принес с собой, чтобы вам показать. Эти крючки нас и вдохновили на создание выставки.

IMG_3289_tn.JPG
Алексей Авдеев. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: И ещё у нас здесь есть забавная бобышка.

Алексей Авдеев: Глиняный цилиндр с отверстием внутри. Это керамическое грузило, которое называется печуга. Такое название печуги получили, потому что их лепили из глины и сажали в печь в большом количестве, обжигали и потом привязывали к длинным сетям. Они выполняли роль грузила.

Евгений Ларин: Еще не промышленное производство...

Алексей Авдеев: ...но уже массовое, кустарное.

Евгений Ларин: Давайте со снастей разговор и начнём. Заядлым рыбаком себя я назвать не могу, никогда им не был. Но как человек, у которого лето в детстве проходило, в основном, на реке, я к процессу приобщён и понимаю, каков минимальный набор составляющих для рыбной ловли. Это палка, леска, крючок, грузик и поплавок.

Всё это, за исключением, пожалуй, лески и крючка, можно было сделать самому из подручных материалов. Сейчас, если зайти в магазин в отдел «Рыбалка» или включить тематическую передачу по телевизору, то можно увидеть столько снастей и всевозможных приспособлений, сколько я даже не понимаю — что это и для чего. Как обстояло дело в начале прошлого века? Ново-николаевский рыбак был обеспечен снастями в какой-то мере? Или он как-то был вынужден выкручиваться и всё мастерить сам?

Алексей Авдеев: Вы удивитесь, но всё необходимое для рыбалки житель Ново-Николаевска действительно мог найти у себя во дворе. Лески не было, но был конский волос. Леска из конского волоса в нашей экспозиции будет представлена. Мы к этому скептически относились — как может волос выдержать такую большую нагрузку?

Евгений Ларин: Его, наверное, надо скатать, как струну из конского волоса?

Алексей Авдеев: Нет! Самое удивительное, что конский волос по своей структуре настолько крепкий, что он, может... Большую щуку, конечно, не вытянет, но килограммового карася на леску, сделанную из связанного конского волоса, вытянуть вполне реально.

Удилищем служила прямая ветка ивняка, который в изобилии рос везде. Достаточно было выбрать наиболее прямую палку, срезать её и ошкурить, — вот удилище уже готово. Конечно, было ещё специальное правИло, с помощью которого палку можно было выправить, чтобы она было не такая кривая.

Но более состоятельные горожане, которые хотели провести свой досуг с удочкой в руках, могли в магазинах для туризма, которые уже существовали в нашем городе, купить импортное бамбуковое удилище, да ещё и составное, из нескольких частей. Бамбук для разных нужд везли из Китая.

Вернёмся к самодельной удочке. Поплавком служило гусиное перо, его ошкурённый стержень. Часть его была покрашена красной краской, его было видно на воде. Грузилом выступал кусочек свинца, который был в изобилии. Также можно было применить дробину. А вот зачем нужно было идти на ярмарку или к кузнецу — так это за крючком.

Евгений Ларин: Это уже какое-никакое, но промышленное изделие, достаточно тонкое!

Алексей Авдеев: Да, нельзя взять портняжную иголку, просто согнуть её и сделать крючок. Она просто переломится. Нужна была ковка. Более того, как показывают находки в деревнях и заброшенных домах, крючки начала 20 века были медными. От нынешних крючков они отличались тем, что не у всех был бородок, за который цепляется рыба. И были они достаточно крупного размера. Ну вот, наша импровизированная удочка уже готова!

2021-04-14_09-53-24_cr_tn.JPG
Фото: Евгений Ларин, nsknews.info

Евгений Ларин: Где любили ловить рыбу наши не такие уж и далёкие предки? Где были излюбленные рыбацкие места?

Алексей Авдеев: Если мы посмотрим на карту нашего города начала 20 века, то мы увидим, что помимо Оби у нас было ещё несколько достаточно крупных рек, которые протекали через весь город. Каменка по ширине и глубине не уступала Ине.

Две реки Ельцовки — это название говорит само за себя — оно происходит от рыбки елец, которая там водилась в изобилии. Также вокруг города было много озёр, в которых водился карась. Его вылавливали сетями и бреднями. Само собой, Обь была кормилицей горожан.

При раскопках села Кривощёкова были обнаружены крючья-самоловы, которые использовали для ловли донной рыбы — стерляди и налима. Есть свидетельства, что кривощёковцы вылавливали по много пудов и стерляди, и налима, и прочей ценной рыбы, которую не только брали себе, но могли ею ещё и торговать.

В 18-19 веке, в начале 20 века Сибирь была богата осетром, стерлядью. Основной же ценной рыбой был муксун. Его считали царь-рыбой.

Евгений Ларин: Он водился в наших местах?

Алексей Авдеев: Да. В селе Ташара Мошковского района муксуна вылавливали в большом количестве. Потом его везли продавать в Болотное и дальше — в Томск. Муксун был валютой в торговле между аборигенами и русскими. Муксунов мерили вершками. Вершок — это приблизительно спичечный коробок, пять сантиметров.

Муксуном считался 12-вершковый — достаточно большой — представитель. Те, что меньше 8 вершков, считались подмуксунками. Ценились они меньше. Муксунов выменивали на соль, порох, железо. Эта рыба ценилась очень высоко.

Примечательно то, что сейчас самым ценным продуктом мы считаем чёрную икру. А прежде царской, или золотой икрой называли икру щучью или икру нельмы. Нельму в Оби тоже вылавливали в большом количестве. Её икры очень легко приготавливалась. Делали так называемый тузлук — крутой раствор соли, в нём на некоторое время замачивалась икра. И всё, к вечеру её уже можно было подавать на стол. Сейчас такой способ приготовления назвали бы «пятиминуткой».

2021-04-14_09-54-27_cr_tn.JPG
Фото: Евгений Ларин, nsknews.info

Евгений Ларин: Вы сказали, что царь-рыба — муксун. Я всегда считал, что это осётр, и писатель Астафьев со мной бы согласился.

Алексей Авдеев: В Красноярске до сих пор идёт спор, кого же имел в виду Астафьев, когда писал свой роман «Царь-рыба». Памятник ему на Енисее стоит в виде осетра, но некоторые утверждают, что он имел в виду не осетра, а тайменя. Это тоже достаточно серьёзная рыба, которая в Оби водилась не могу сказать что в большом количестве, но, тем не менее, таймень попадался.

Была ещё одна особенность фауны обского бассейна. Все мы знаем выражение «реветь белугой». Но кто есть белуга? Многие знают, что белуга — это огромный осётр. Понятно, что осётр никаких звуков, тем более рёва, издавать не может.

Выражение «реветь белугой» к нам принесли поморы, но оно очень плотно вошло в наш обиход. Белугами или белухами назывались белые арктические дельфины, которые, охотясь на рыбу, из Северного ледовитого океана через Обскую губу заплывали в Обь, и по течению проникали достаточно далеко.

Евгений Ларин: Вот здесь у нас плавали дельфины?!

Алексей Авдеев: До нас они не доходили, но южнее Обской губы белух встречали. И белуха способна издавать разного рода звуки, похожие на плач и рёв. Рёв белуги — это рёв арктического дельфина.

IMG_3393_tn.JPG
Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Я читал, что в Обское море какую-то рыбу заселяли специально.

Алексей Авдеев: Совершенно верно. Когда произошло заполнение чаши Обского водохранилища, и образовался самый большой в Советском Союзе искусственный водоём — 200 километров в длины, 20 в ширину и глубина больше 35 метров — встал вопрос о том, кем населить такой огромный водоём.

Ихтиологам была поставлена задача акклиматизировать новые виды промысловых рыб. Удачно были акклиматизированы судак и лещ. То есть это рыба у нас не местная, привозная. Гости, которые очень быстро почувствовали себя хозяевами, причём достаточно наглыми.

Прожорливый лещ уничтожил икру исконно сибирских рыб, муксуна и нельмы, а хищный судак выловил их малька. Под угрозу исчезновения в Обском водохранилище также встал и сибирский осётр.

Евгений Ларин: То есть мы своими руками погубили наше рыбное богатство — муксуна?

Алексей Авдеев: Это вопрос к биологам и экологам, но процессы замещения одних видов другими идут в природе постоянно.

Евгений Ларин: А куда всё же подевалась стерлядь? Помню, какие богатые были её уловы на рубеже 1980-90-х годов.

Алексей Авдеев: Я думаю, что экологическая обстановка в водоёмах повлияла на то, что стерляди стало не так много, как раньше. Хотя в новостях регулярно, практически каждую весну, показывают репортажи о том, что ихтиологи выпускают в Обь мальков, которых специально выращивают с надеждой, что стерлядь и сибирский осётр восстановят свою популяцию.

Евгений Ларин: А в начале — в первой четверти 20 века богаче была Обь рыбой?

Алексей Авдеев: Конечно, в разы! Интересно, что рыбу разделяли на ценную и сорную. К ценной рыбе относили нельму, муксуна, стерлядь, осетра, щуку, налима. К сорной — карасей, пескарей, ершей и другую мелочь.

А вот чебак всегда был желанным трофеем для всех рыбаков. Это рыба, которая имеет, наверное, самое большое количество названий. У нас её называют чебаком, в России — плотвой, на Волге — таранью. Также её называют краснопёркой и сорогой. Это всё одна рыба, только с небольшими различиями.

Чебаком у нас называют рыбу с красными глазами и чёрными плавниками. Есть такая же, с жёлтыми глазами и более крупная — это будет уже сорожка. Елец тоже очень похож на чебака.

Евгений Ларин: Кстати, какова судьба ельца?

Алексей Авдеев: Понятно, что из Ельцовки елец ушёл. Да и сама Ельцовка уже не та. Обитаемой в черте города остаётся только Иня. Все остальные малые реки в этом отношении утрачены. Но, кстати, возможно, экология как-то восстанавливается или меняется.

Прогуливаясь у небольшого участка Каменки в районе улицы Лежена, который не зарыт в трубу, а остаётся открытым водоёмом, я обнаружил там плавающих карасей. Но ловить не советую! Даже котиков кормить не надо.

Евгений Ларин: В конце 1980-х был довольно распространён варварский метод рыбной ловли, который мы сегодня уже упомянули — так называемый самолов. Выбиралось более-менее узкое место реки или протока, через неё с одного берега на другой протягивались толстая леска или шнур с привязанными к нему заточенными крючьями, довольно большими. 

Рыба просто напарывалась на эти крючья и либо оставалась на них, либо уходила уже сильно покалеченная и, скорее всего, после этого погибала. Сейчас такой способ ловли, насколько я понимаю, вне закона, а если применяется, то за это строго наказывают. Думаю, что в начале прошлого века это был широко распространённый способ, как и некоторые другие, которых сегодня мы уже не знаем. Это так?

Праходная (1) верфь - на месте парка Городское начало_cr_cr.jpg
Фото: музей Новосибирска

Алексей Авдеев: Действительно, самолов — это очень опасная снасть. Причём опасна она как для рыбы, так и для самого рыбака. Для рыбы она опасна тем, что, проплывая мимо, рыба цепляется за крюк чем угодно, — жабрами, брюхом. Если она срывается, она травмируется и потом в итоге всё равно погибает.

Чем эта снасть опасна для рыбака? Чаще всего ловля на самолов происходит с лодки. Рыбак, находясь на середине реки, осторожно вытягивает шнур с крючьями. А крючья очень острые! Крючку, который я принёс в студию, уже больше века, он пролежал в земле, но по-прежнему очень острый. Их оттачивали до игольной остроты.

Когда рыбак вытаскивает эту снасть из воды, на крючке может сидеть очень крупная рыба — большой налим, осётр или щука. На ловлю самоловом выходили парами. Один вытягивает снасть, а второй стоит наготове с дубиной или с веслом. И если только из воды появляется большая рыбья морда, надо её сразу же оглушить, потому что рыбе достаточно махнуть хвостом, дёрнуться, и в это время крючок, который уже вытянули, может вонзиться в руку, травмировать.

Дальше бывало, что рыбаки вываливались из лодок, запутывались в этих же снастях и просто тонули. Поэтому даже в начале 20 века и дальше — при советской власти — самоловы были под строжайшим запретом. Уже тогда говорили, мол — нет, ребята, найдите другие способы. И другие способы, естественно, были найдены.

В нашем понимании рыбалка — это когда человек взял удочку, пошёл на реку и полдня с удочкой сидит на берегу. Но надо вспомнить, что в начале 20 века население в городе было крестьянским. Им некогда было с удочкой сидеть на берегу. А рыба составляла большую долю рациона, поэтому добывали её с помощью разных ловушек.

Мы рассматривали фотографии начала 20 века, видели, что небольшие реки перегораживались специальными заграждениями, которые были похожи на плетень. В плетне оставляли несколько проходов, в эти проходы опускали большие корзины-ловушки, которые назывались гимги. Они были выше человеческого роста. Их было два вида — для сорной рыбы и для рыбы ценной. В сорную гимгу заходили ерши, пескари, карасики. А в большую — щуки, налимы.

Также почти у каждого крестьянина в хозяйстве была мордушка, она же морда, корчага, корчажка. Это ловушка, сплетённая как корзина. Она имеет вход, но не имеет выхода. Рыба, которая туда заплывает, выйти из мордушки уже не может. Для того, чтобы рыба туда шла активнее, туда бросали сухари, семена конопли, которые давали запах. Рыба, привлекаемая запахом, заплывала в ловушку.

Использовались также неводы, бредни. На рыбалку с бреднем выходила вся семья, мужчины и женщины. Заводили бредень против течения, один человек шёл вдоль берега, в другой — по глубине. Выводили на отмель, и всё, что попало в сеть, шло на сковородку.

Кроме того, на ночь ставили сети, перегораживая русло реки. И был ещё один интересный способ, который сохранился и до сегодняшнего времени — ботанье рыбы. Это, наверное, один из древнейших способов ловли рыбы. Русло реки перегораживается сетью, вверх по течению идут рыбаки с большими палками. Палки — толстые, настоящие шесты. Люди идут по берегу, заходят в воду по пояс, по грудь и палками бьют по воде, гонят рыбу в сеть.

Евгений Ларин: Загонная охота!

Алексей Авдеев: Совершенно верно, это уже не рыбалка в известном смысле слова. Вся рыба, которая пугалась и плыла от рыбаков, оказывалась в сети. Я сам несколько раз участвовал в таком ботанье рыбы — это достаточно интересно. И эффективно.

Евгений Ларин: А рыбу, которую поймали таким способом, — это её заботали?

Алексей Авдеев: Выходит так. Весьма распространён в Сибири был способ лучения рыбы и охоты на острогу.

Евгений Ларин: Как первобытный человек — с кольём?

Алексей Авдеев: Да! Это уже действительно охота на рыбу. Самый честный способ, единоборство с рыбой. Твоя задача, как охотника — близко подойти к рыбе, но у рыбы всегда есть шанс уплыть. Никого обмана. Когда подойдёшь достаточно близко, нужно нанести только один, но точный удар.

Евгений Ларин: Благородно!

Алексей Авдеев: Честно. Те люди, которые открыли для себя способ охоты на острогу, к удочке уже не возвращаются.

Ещё в начале 20 века был способ ловли щуки на петлю. У щуки есть такая особенность: она стоит на одном месте. И достаточно завести вокруг щуки петлю, чтобы резким движением её подсечь, затянув петлю где-то у головы, либо посередине туловища, и выбросить её на берег.

Евгений Ларин: Заарканить!

Алексей Авдеев: В общем, да. Я слышал, что такой способ у рыбаков до сих пор практикуется.

Евгений Ларин: Здесь нужна такая выдержка и аккуратность в движениях!

Алексей Авдеев: Особенность щуки ещё в том, что она стоит неподвижно, но если вдруг что-то её вспугнуло, она моментально, как торпеда, исчезает.

Евгений Ларин: Я знаю, что сейчас ещё для ловли используют так называемый подъёмник, когда с высокого места в воду опускают сеть на распорке. Это тоже старый способ?

Алексей Авдеев: Да, старый. Сейчас подъёмники выпускают фабричным способом, их существует большое разнообразие, они достаточно лёгкие. Опираясь на фотографии начала 20 века, такие подъёмники устанавливались в реках на огромных жердях. Жердь на подпорке, а к ней ещё четыре распорки, которые держат кусок сети. В сеть бросают какую-то приманку, или ничего не бросают, и опускают на дно реки. Периодически на верёвке эту сеть поднимают и вынимают рыбу, которая туда попалась.

Кстати, о сетях. Сейчас, может быть, не так сложно купить сеть. А раньше, в начале 20 века, владение сетью считалось очень престижным. Не каждый мог позволить себе иметь сеть. Её нужно было сплести из какого-то материала, и мастер, который умел плести сети, ценился очень высоко. Это был уважаемый человек, и он хорошо зарабатывал. Воровство сети считалось очень серьёзным преступлением. Если ловили вора, который украл сеть, самосуд ему был обеспечен.

Евгений Ларин: Побьют?

Алексей Авдеев: Если побьют — это хорошо. Могли и вовсе утопить.

IMG_3264_tn.JPG
Алексей Авдеев и Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Ещё совсем недавно движение на Оби было настолько плотным, что судам на реке порой трудно было разойтись, как сегодня машинам на Красном проспекте в часы пик. А в начале века, лодка, наверное, должна была быть у каждого горожанина. Ну, может, не у каждого, но как сейчас машина, — через одного. Я знаю, что у вас на выставке будет даже настоящая лодка.

Алексей Авдеев: Нам очень повезло, у нас в экспозиции будет демонстрироваться настоящая сибирская долблёная лодка — обласок, как называли такие лодки. Его нам любезно предоставил Вячеслав Карманов, хозяин этнопоселения в Заельцовском парке.

В связи с тем, что Заельцовский парк сейчас закрыли на реконструкцию, он на время выставки эту лодку передал. На примере этой лодки можно показать всю технологию, по который выдалбливали такие лодки. Она достаточно лёгкая, но длинная. Представленная лодка датируется 1960 годами, но в селе Юрта-Балык Новосибирской области, откуда он её привёл, подобные лодки строят до сих пор. Местные жители и сегодня пользуются такими лодками.

Евгений Ларин: А наши горожане тоже должны были обладать навыками мастерить лодки? Или их всё-таки можно было купить?

Алексей Авдеев: Нельзя просто взять топор и выдолбить себе эту лодку. Специальные люди либо нанимались, либо продавали уже готовые лодки. Для выдалбливания лодки нужны специальные инструменты, такие, как тесло — топор с лезвием, расположенным поперёк, как у тяпки. Или косой топор, который нужен для того, чтобы закруглить борта лодки. Там много особенностей. Всю технологию изготовления лодки мы расскажем на выставке.

Евгений Ларин: Рыбалка однажды косвенно повлияла на ход истории нашего города. Произошёл случай, который частично изменил облик Ново-Николаевска. 11 мая 1909 года один житель улицы Каинской по фамилии Гнусин, по самой распространённой версии — собираясь на рыбалку — развёл огонь, на котором топил смолу и конопатил лодку. Искры попали на сеновал, отчего и начался пожар, который быстро распространился по центральной части города.

Одним из последствий этого достаточно серьёзного пожара, который повредил значительную часть центра города, стало то, что там стали строить преимущественно каменные дома.

Завершая нашу беседу, хочется понять, какое место занимала рыбалка в жизни горожанина. Мы уже поняли, что это было не просто развлечение, а жизненная необходимость, потому что рыбы много ели!

Алексей Авдеев: Нужно помнить, что в 19 веке — в начале 20 века мы жили в православной традиции. И жители города соблюдали посты. А рыба — это полупостная пища, которую можно было вкушать во время постов, в определённые дни, за исключением самого строго поста.

Чаще всего варили щербу. Это именно рыбный суп, который мы называем ухой. Но уха — это наваристый бульон. Уха из петуха — это не просто забавное словосочетание. Действительно, уха — это наваристый бульон из курицы, из дичи, например, из рябчиков, а также из рыбы. Основным ингредиентом здесь является какое-то мясо, а продуктом потребления — наваристый бульон, уха.

Но когда французское слово «бульон» прочно вошло в наш словарь, то слово «уха» осталось только для рыбы. А рыбный суп — щербу — варили с крупой, луком и кусками рыбы. Также рыбу вялили, коптили, солили, жарили. Легендарные пескари и караси в сметане, конечно, присутствовали на столе сибиряков.

Подготовка к выставке у нас в музее идёт достаточно активно. Если у вас где-то в гараже, на антресолях сохранились какие-то интересные самодельные блёсна, крючки, снасти — поделитесь с нами на время выставки. И обязательно — своими рассказами о рыбалке! Всё это наполнит как предметное, так и словесное содержание нашей выставки. Если что-то найдёте, приносите к нам в музей Железнодорожного района на Вокзальную магистраль, 3.

Евгений Ларин: Отправляемся в кладовки, разбираем снасти, смолим лодки и готовимся открывать летний сезон рыбалки!

Алексей Авдеев: Всем рыбакам я желаю ни хвоста, ни чешуи! И напоминаю, что время, проведённое на рыбалке, в жизненный цикл не включается.

Не пропускайте актуальные репортажи и интервью — подписывайтесь на канал Новосибирских Новостей на YouTube.

Что происходит

Обои-убийцы и привет от Ван Гога: выставку о цвете открыли в Новосибирске

Какие услуги по «Карте жителя» станут доступны новосибирцам в 2024 году

Леса Новосибирской области обработают от прожорливого шелкопряда

Какие новые школы откроют в этом году — рассказали в мэрии

Детей бойцов СВО примут в первый класс вне очереди

Жители Вьетнама и Монголии моют голову сибирскими шампунями

Что делать, если ребенка травят в школе — советы психолога

Новый павильон готовят к открытию в зоопарке на Затулинке

Одну из старейших школ Новосибирска впервые капитально ремонтируют

Застройщики предлагают льготы на покупку жилья участникам спецоперации

Волонтёры с ментальными расстройствами читают книги одиноким старикам

Показать ещё