22 октября на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывал руководитель музея Железнодорожного района Алексей Авдеев. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.
Взгляд назад. Исторический календарь
19 октября 1959 года постановлением Западно-Сибирского Совета народного хозяйства при новосибирском заводе «Экран» создано опытно-конструкторское бюро (позднее — ОАО «Катод»).
20 октября 1980 года образован десятый район города — Калининский. Его создали за счёт части Дзержинского района. Центральной магистралью Калининского района стала улица Богдана Хмельницкого.
20 октября 1955 года в Новосибирске открыли Коммунальный (ныне Октябрьский) мост. Он соединил Октябрьский и Ленинский — тогда Кировский — районы Новосибирска.
По поводу запуска моста в 17 часов 20 октября состоялся митинг. Площади с правой и левой сторон моста заполнили десятки тысяч новосибирцев. В 17:45 перерезали алые ленты, и началось движение.
Потом по Коммунальному мосту пустили и трамвай, который ходил вплоть до 1992 года. Вечером в день пуска моста дорогу идущему транспорту осветили семь мачт со светильниками.
20 октября 2007 года в Новосибирске открыли первую в городе скоростную магистраль — улицу Ипподромскую — с пропускной способностью до 30 000 машин в сутки.
21 октября 1943 года вышло постановление об организации Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР.
22 октября 2008 года открыли сквозное движение на участке Северного автодорожного обхода Новосибирска с мостом через Обь. На церемонии открытия присутствовал тогдашний председатель правительства Владимир Путин. Новая трасса стала связующим звеном в сети дорог Челябинск — Новосибирск — Ордынское — Кочки — Карасук — Казахстан.
23 октября 1939 года президиум новосибирского облисполкома своим постановлением распорядился «организовать областную больницу на 500 коек в помещении по Красному проспекту №3». Ныне это новосибирская областная клиническая больница.
23 октября 1956 года указом президиума Верховного Совета СССР Новосибирскую область наградили орденом Ленина — за успехи в освоении целинных и залежных земель. 27 октября по этому поводу в Новосибирске прошёл митинг трудящихся.
Однажды в Новосибирске. Переписали за один день
23 октября 1905 года в Ново-Николаевске провели однодневную перепись. В городе насчитали 203 квартала, более 2500 застроенных усадеб, более 3500 жилых зданий, более 3000 хозяйственных построек. Всего в Ново-Николаевске и его окрестностях проживало больше 26 000 человек. Чуть больше половины из них были квартиросъёмщиками, остальные — домохозяевами и их семьями.
1500 с лишним человек жили за городом в помещениях керосиновых складов компании «Нобель» и общества «Мазут», лесопильного завода и продовольственного пункта. Ещё до 1500 человек каждый год приходили в город на заработки и жили в нём временно.
В числе городских и общественных зданий были скотобойня, холерный барак, биржа труда, здания больших весов и пожарной охраны, а также «обширный» ватерклозет. Многие предприятия находились в частных домах.
В разделе правительственных учреждений были упомянуты полиция, которая находилась в ведении томского исправника, медицинские учреждения, ветеринарная часть, юстиция, отделение государственного казначейства, управление Томским имением и контора. В числе культовых заведений были перечислены три православных храма, римско-католический, старообрядческий и иудейский молитвенные дома.
Было — не было. Ах, эта свадьба, свадьба...
Гость в студии — руководитель музея Железнодорожного района Новосибирска Алексей Авдеев.
Евгений Ларин: Покров Пресвятой Богородицы, или просто Покров, — это один из самых важных и один из по-настоящему любимых народом праздников. Своими корнями он уходит ещё в дохристианскую языческую историю Руси и вообще славянских народов. В любом случае Покров, как бы его ни называли, знаменовал начало подготовки к зиме.
Покров по новому стилю православные отмечают 14 октября. И именно с Покрова в деревнях начиналось время посиделок и свадеб. Вот это то, что полагалось делать сейчас, именно в это время в деревнях.
Так что своим деревенским традициям бывшие крестьяне продолжали следовать и в городе, по крайней мере, до известных революционных перемен в обществе, когда попытались искоренить пережитки прошлого и разрушить традиционный уклад.
Однако можно сказать, что сделать это в полной мере не удалось, поскольку даже в современных свадебных обычаях мы можем узнать, услышать отголоски старинных обрядов русской сибирской свадьбы. О них мы и поведём речь сегодня в выпуске.
Алексей Сергеевич, давайте для начала, наверное, расскажем, что это за праздник такой — Покров — и почему его так любит православный народ. Покров в нашем сознании крепко связан со снежным покровом.
Алексей Авдеев: Да, совершенно верно. Покров действительно был одним из любимых праздников на Руси, потому что в это время заканчивались сельхозработы. Урожай уже собрали и в это время начинали колоть скотину.
На Покров зачастую уже ложился снег, и можно было заготовить много мяса, которое пролежит всю зиму и не испортится. То есть именно с середины осени начинался период изобилия, когда в еде уже можно было себе не отказывать.
Евгений Ларин: Если хорошо поработали летом!
Алексей Авдеев: Конечно. Это было время пожинания плодов. И, естественно, наступало время праздников. Ну а какой был самый весёлый праздник? Конечно, свадьба!
Евгений Ларин: Насчёт дня рождения в старину ничего сказать не могу.
Алексей Авдеев: День рождения, как правило, так широко не праздновали. В лучшем случае могли какой-то маленький подарочек подарить. Самым большим праздником была свадьба.
Евгений Ларин: Я читал, что девушки на Покров, выходя утром на крыльцо, приговаривали что-то вроде «Покров, покрой землю...»
Алексей Авдеев: «...снежком, а меня женишком». Да, совершенно верно.
Евгений Ларин: И таких присказок было много.
Алексей Авдеев: Да, много было «зазывалок».
Евгений Ларин: То есть девушки приглашали Богородицу оказать им магическое содействие в замужестве.
Алексей Авдеев: Да, именно Богородица в русской православной культуре является покровительницей женщин и защитницей семейного очага. Поэтому не удивительно то, что на Покров планировались свадьбы, венчания, создание семьи.
Евгений Ларин: Тут есть ещё одна важная деталь. Покров в народном понимании — это платок Богородицы, которым она покрывает всю землю и защищает всех своих людей. Запомним это и чуть позже вернёмся к этому моменту.
Алексей Авдеев: А также то, сколько будет гостей и какие подарки увезут с собой молодожёны.
Евгений Ларин: Я начал с того, что деревенские привезли с собой в город свои свадебные традиции. Но действительно ли это так? Что мы знаем о различиях городской и деревенской свадьбы? И были ли эти различия?
Алексей Авдеев: Действительно, если мы говорим о нашем городе начала 20 века, то если бы мы каким-то волшебным образом перенеслись, скажем, в 1906 год, то с удивлением бы обнаружили, что Ново-Николаевск был похож скорее на большую деревню, чем на город, и в общем ничем от села не отличался. За исключением небольшого количества высоких домов на широких улицах в центральной части города.
А так новониколаевцы продолжали жить в сельской традиции. Практически у каждого горожанина был свой надел земли, на котором он ставил стайку — сарайку, где жили поросёнок, корова, которую гоняли на выпас относительно недалеко от города.
Нужды горожан ничем не отличались от нужд сельских жителей. Точно так же с наступлением холодов по всему Ново-Николаевску в октябре — в начале ноября кололи и палили свиней, убирали птицу. Занятия везде были одинаковые.
Евгений Ларин: Когда я готовился к нашей беседе, я нашёл очень интересную статью Нины Адамовны Миненко — это известный историк, исследователь Сибири — о свадебных обрядах у русских крестьян Западной Сибири в 18 веке — в первой половине 19 века.
Очень простая и удобная классификация периодов свадьбы. Я предлагаю и нам её придерживаться и именно в этом соответствии построить нашу беседу. Итак, досвадебный период — это сватовство?
Алексей Авдеев: Сватовство, смотрины, потом — рукобитие, когда родня договаривается, на какой день назначается свадьба.
Евгений Ларин: Из статьи Нины Адамовны Миненко я узнал, что было две формы заключения брака: свадьба «добром» и свадьба «убёгом».
Алексей Авдеев: Свадьба убёгом — это сибирское явление. По крайней мере, в Сибири она была очень распространена. В начале нашей беседы мы сказали, что современная свадьба строится на том, сколько родители готовы выложить за неё денег.
Прошло 100 лет, и ничего не поменялось, потому что в старину родители тоже задумывались о том, сколько они готовы потратить на свадьбу, на наряды жениха и невесты, сколько дней гулять. И, посчитав всё, прикинув, родители часто сами давали благословение молодым на то, чтобы они провели свадьбу убёгом.
Что же такое свадьба убёгом?
Евгений Ларин: Сначала скажите, что такое свадьба добром.
Алексей Авдеев: Здесь, я думаю, особой расшифровки не нужно. Это свадьба по согласию не только жениха и невесты, но и родителей. А свадьба убёгом интересна ещё и тем, что это была полукриминальная традиция. Криминал заключался в её незаконности.
Свадьбу убёгом могли устроить представители разных сословий, например, батрак и дочь хозяина, которая полюбилась этому батраку. Таких историй очень много. У Ромео и Джульетты практически была свадьба убёгом, потому что венчались они тайно, хотя история у них немного другая.
Евгений Ларин: А разве закон у нас запрещал межсословные браки?
Алексей Авдеев: Общество было против. Богатый родитель не хотел брать себе в сыновья батрака, у которого за душой ни гроша. Своей любимой доченьке родители хотели подыскать состоятельного жениха. Может, где-то в соседней деревне они уже сызмальства «выращивали» ей такого будущего супруга. А тут доченька взбрыкнула и, полюбившись батраку, убегает с ним в другое село. Там их тайно ночью за малую взятку венчает поп.
Евгений Ларин: Но венчание-то законное — перед богом!
Алексей Авдеев: Да. Дальше они какое-то время, чаще всего месяц, живут в другом селе, где-нибудь на подселении. Через месяц они возвращаются мужем и женой, и общество с этим уже ничего не может поделать. Их принимают как новую ячейку общества, новую семью.
В европейской части Российской империи священники за это могли жестоко поплатиться. Их могли лишить сана, отправить куда-нибудь далеко в монастырь. А в Сибири свадьбы убёгом священники широко практиковали. Тайные венчания были одной из статей их дохода. Говорили, что даже из Малороссии и Белоруссии, из европейской части нашей страны, молодые убегали в Сибирь, чтобы здесь тайно обвенчаться и создать семью.
Евгений Ларин: Вот это всё свободомыслие сибирское!
Алексей Авдеев: Да, здесь было уже не столь сильное влияние общины. Плюс возможности. Столыпинская реформа возникла не просто так. Пётр Аркадьевич говорил о большом потенциале сибирской земли: большая территория для обработки, а людей-то на ней нет. Именно поэтому в 1906 году была разработана аграрная реформа, по которой люди поехали сюда, в Сибирь.
Евгений Ларин: А как в городе обстояло дело с убёгом? Тут далеко не убежишь!
Алексей Авдеев: Почему? Молодые могли так же из города убежать в деревню, так же найти сговорчивого попа. А может, до деревни и не надо было бежать. Может, только из одного района города в другой. Главное — на какое-то время скрыться от родителей. Телефонов не было, и кто кого когда найдёт? Это было не так просто.
Евгений Ларин: Коль скоро свадьба убёгом была такой распространённой в наших краях, этап сватовства, видимо, проходил как-то по-другому? Договариваться родителям уже не нужно было, молодые сами сговаривались меж собой?
Алексей Авдеев: Если мы говорим о конфликте сословий, то молодые, конечно, сами сговаривались. А если ни та, ни другая семья не хотела тратиться на свадьбу, то во время рукобития они могли договориться, чтобы молодые уехали в другую деревню, там повенчались, вернулись, и все останутся при своём интересе, а выйдет намного дешевле.
Евгений Ларин: Но всё-таки были и «честные» свадьбы, по всем правилам — так, как они проходили испокон веков. Вы рассказали про рукобитие. Помните, я говорил про платок Богородицы? Так вот, во время рукобития отцы жениха и невесты, или отец невесты со сватом, покрывали руки платком, который невеста отдавала жениху или свёкру в качестве задатка того, что свадьба состоится. Вот он платок — покров Богородицы.
Алексей Авдеев: Дальше начинали готовиться к свадьбе. Начинались вечёрки — девичники и мальчишники.
На мальчишнике жениху впервые разрешалось выпить вина, но немного — он ещё не мужик. По полной ему будут наливать только после свадьбы. Кстати, вином в старину назывался любой алкогольный напиток, а не только красное и белое вино.
Евгений Ларин: Зелено вино?
Алексей Авдеев: Так называли водку, потому что её разливали по бутылкам зелёного стекла.
Евгений Ларин: Кстати, если я не ошибаюсь, в свадебных традициях есть что-то, связанное с выкупом женихом косы невесты...
Алексей Авдеев: Выкуп — это вообще отдельная история. В старину невесту чаще всего брали из другой деревни. Соответственно, молодые парни из этой деревни имели право невесту не отдать. Отсюда идёт такая традиция: жених берёт с собой дружку — как сказали бы сейчас, свидетеля, — всех своих друзей, и этой малой ратью они едут в соседнюю деревню. А их там уже поджидают.
В лучшем случае въезд в село перегородят возами, которые друзья жениха должны раскатить, чтобы проехать дальше. А дальше перед воротами невесты может стоять целая ватага подвыпивших парней, которые на полном серьёзе готовы подраться. И вот здесь уже выбор жениха — либо драться, либо выкупать невесту, одаривая всех подарками.
Если мы говорим о старинных традициях, которые сохранились до сегодняшнего дня, то выкуп невесты сохранился. Но очень хорошо, что теперь жених должен только что-то спеть, сплясать, назвать ласковым словом свою невесту и одарить её подружек символическими подарками, чтобы пройти дальше.
Евгений Ларин: Поговорим о свадебном облачении. Сейчас невеста, как правило, задолго до дня свадьбы выбирает наряд или шьёт его за какие-то немыслимые деньги. С костюмом жениха порой происходит то же самое. Наверное, и в старину к одежде молодых было особое внимание. Я полагаю, что были какие-то каноны того, как нужно одевать невесту и жениха.
Мы знаем, как выглядела невеста? У нас есть об этом какое-то представление?
Алексей Авдеев: Да. Сейчас мы готовимся к выставке, посвящённой переселенцам в Сибирь в начале 20 века. И Тогучинский краеведческий музей нам передал два свадебных костюма начала прошлого века — костюмы жениха и невесты. Эти костюмы дают чёткое представление о том, как готовились к свадьбе.
Начнём с того, что свадебные наряды жениха и невесты, которые нам передали из Тогучина, — не чёрный и белый, как в нашей традиции заведено. Это два бордовых костюма. Достаточно длинная мужская рубаха и женская кофта — обе вещи бордового цвета.
Я так понимаю, что это оттенок красного, а красный на Руси всегда считался священным, праздничным цветом, цветом радости. Жених и невеста в этих бордовых костюмах выглядели действительно празднично.
Евгений Ларин: И были заметны среди прочих!
Алексей Авдеев: Совершенно верно. И рубаха, и кофта были пошиты из одного материала в рубчик.
Евгений Ларин: То есть, скорее всего, их готовили для какой-то конкретной пары?
Алексей Авдеев: Именно так. Уговорившись о свадьбе, они поехали на ярмарку, купили отрез этой материи, представив, сколько нужно ткани, чтобы пошить рубаху, кофту и юбку. Думаю, юбка там тоже была какая-то необычная. Шили, скорее всего, не сами, а отдали мастерице, которая на швейной машинке — там видно, что шов не ручной, а машинный, — сшила два наряда.
Ещё мы обратили внимание, что в старину вместо фаты у невесты на голове чаще всего был венчик из искусственных бумажных цветов.
Евгений Ларин: Не кокошник?
Алексей Авдеев: От кокошников к тому времени уже отказались. Сохранились свадебные фотографии — в интернете их достаточно много, — и мы обратили внимание, что фата на деревенской свадьбе встречается очень редко. В основном невеста украшала себя венчиком из искусственных бумажных цветов.
К нам из музейных фондов попала икона Богородицы в киоте. В этом киоте лежит венок из искусственных цветов, который уже является украшением иконы.
Евгений Ларин: Это свадебная икона?
Алексей Авдеев: Это свадебный венок. После того, как невеста его сняла, она его для благополучия положила в этот ящичек — в киот. Его навсегда забили гвоздями, так что оттуда его достать уже невозможно. И больше 100 лет он уже там лежит.
Евгений Ларин: Богородица, как мы помним, — покровительница брака.
Алексей Авдеев: Семейного счастья.
Евгений Ларин: А что у вас ещё есть?
Алексей Авдеев: Продолжаем хвастаться! Ещё мы обратили внимание, что в деревенской свадебной традиции приоритеты были расставлены несколько иначе, чем у городских жителей, у тех, кто начал жить в городской культуре.
Евгений Ларин: То есть всё-таки обручальные кольца были?
Алексей Авдеев: Обручальные кольца были обязательно, это древняя традиция. Но они были не из золота, как сейчас. Крестьяне предпочитали колечки попроще. Очень часто я слышал истории о том, что, когда жених понимал, что ему нужно раздобыть два обручальных кольца, он брал два пятака и шёл к кузнецу.
И кузнец из этих медных пятаков вырезал два колечка, раскатывал их, и в церкви перед батюшкой молодые представляли эти обручальные кольца. Нигде же не сказано, что обручальное кольцо должно быть именно из золота.
Евгений Ларин: ГОСТов на этот счёт, по-моему, нет.
Алексей Авдеев: Совершенно верно!
Евгений Ларин: Ещё чем-нибудь похвастаетесь?
Алексей Авдеев: Свадьба ещё интересна застольем. На нашей выставке мы решили поговорить и о свадебном застолье. Мы покажем посуду, которая могла бы иметь отношение к приготовлению свадебного стола.
Этой осенью мы из деревни привезли долблёное корытце. Не корыто, а небольшое корытце. Из него поросят никогда не кормили. Это корытце использовалось для того, чтобы в нём рубить мясо. В старину мясорубок не было. Вернее, они были, но стоили очень дорого. На рынке они появлялись редко, а на сельскую ярмарку мясорубки бы никто не повёз.
Сибирские пельмени, настолько я знаю, делали из трёх видов мяса: часть говядины, часть свинины и часть дичи — медвежатины или лосятины. Но, думаю, чаще всего использовали фарш только из свинины и говядины.
Ну а чтобы на столе была экзотика, подавали закрытый пирог курник. Когда начала широко распространятся картошка, внутри пирога запекались картошка, лук кольцами и кусочки курицы. Или просто курятина. Курник был как свадебный торт. Он стоял посреди стола. Жених с невестой кормили курником всех гостей. Они должны были так его разделить, чтобы хватило всем.
Ещё, когда я изучал свадебные традиции, я нашёл один интересный эпизод. Мы знаем, что раньше свадьбу гуляли в течение нескольких дней, могли гулять неделю: день — в доме жениха, день — в доме невесты, потом у родственников.
Евгений Ларин: Мы сказали, что ели и в чём готовили, но не сказали ещё, что, прежде чем сесть за стол, нужно было доехать до невесты. Существовало такое понятие, как свадебный поезд. Это же была целая процессия!
Алексей Авдеев: Да, это была красивая и страшная традиция — свадебный поезд.
Красивая она, потому что в деревнях у крестьян была даже специальная свадебная сбруя для лошадей. Кстати, у нас на выставке она будет представлена. Рабочая сбруя для лошади — это обычные ремни, гужи, ничем не украшенные. А свадебная сбруя была богато украшена клёпками, пряжками, бляшками, бубенчиками, лентами. Как сейчас свадебная машина с рыжей куклой, хотя эта традиция уже ушла. А тогда украшали телеги, сани.
Ради интереса я изучаю мистические истории, которые происходили в Сибири и в России. Мне рассказывали такую историю. Было две деревни. Как-то в один и тот же день из обеих деревень условились две свадьбы. И вот два свадебных поезда поехали в церковь, которая стояла как раз между этими двумя деревнями. У болота две дороги сливались в одну дорогу к церкви. И надо было этим двум поездам встретиться на этой узкой дороге! Ни одна свадьба не захотела уступать дорогу — каждой паре хотелось приехать на венчание первой и скорее уже сесть за праздничный стол.
Евгений Ларин: И лошади пьяные, им тоже вперёд надо!
Алексей Авдеев: Лошади пьяные, друзья пьяные, невесты в слезах — мол, не хотят после этих, женихи не хотят уронить своего достоинства...
Евгений Ларин: Какие ещё старинные свадебные обычаи дошли до наших дней в том или ином виде? Первое, что вспоминается, — это обычай рассыпать по полу мелкие деньги, чтобы невеста их подметала.
Алексей Авдеев: Выражение «сорить деньгами» идёт как раз от свадебной традиции.
Евгений Ларин: А где крестьяне брали деньги, если у них, как мы уже сказали, их было мало?
Алексей Авдеев: Когда речь шла о свадьбе, и родственники, и гости знали, что молодым нужно привезти подарки. Понимали, что надо какую-то скотинку продать именно за деньги, чтобы эти деньги привезти молодым.
Есть ещё традиция, которая сохранилась, но уже не так популярна. В определённый момент свадьбы жених и невеста должны были удалиться в опочивальню, а утром свекровь должна была вывесить простыню, на которой спали молодые.
Евгений Ларин: Понятно, такая традиция во многих странах существует — вывешивать простыню, скажем, на балконе.
Алексей Авдеев: Самое интересное в том, что если невеста попалась «порченая», то, чтобы не опозориться, свекровь могла поймать курицу, отрубить ей голову и испачкать простыню кровью.
Кстати, ещё в «Домострое» оговаривалось, что, если жениху досталась порченая невеста, он имел право в первую брачную ночь её побить.
Евгений Ларин: Не станем давать оценки этому действию, но в общем мотив вполне понятен.
Алексей Авдеев: Если мы продолжаем говорить о традициях, которые сохранились до наших дней, то скажу из личного опыта. Мой сын меня в этом году обрадовал, когда пришёл ко мне 31 марта и сказал, дескать, папа, мы поженились. И показал паспорт.
Евгений Ларин: Убёгом!
Алексей Авдеев: Именно так. Решили возродить традицию и провели свадьбу убёгом. Надо сказать ему спасибо, потому что мы на это не потратились.
Так как сейчас начинается традиционное время свадеб, всем желаю семейного благополучия. Молодым — совет да любовь!
Евгений Ларин: Горько!
#Однажды в Новосибирске #Городская история #Городская волна #История #Семья #Общество #Религия