Новосибирские
новости
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: улица врачей, некрополь и женщина в окне

8 октября на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывала организатор городского фестиваля пешеходных экскурсий «Удивись Новосибирску!» Елена Воротникова. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
08:53, 13 октября 2021

Взгляд назад. Исторический календарь

4 октября 1955 года в Новосибирске было образовано производственное объединение «Север».

5 октября 1922 года на заседании президиума Ново-Николаевского губернского советского народного суда объявили о создании губернской коллегии защитников по уголовным и гражданским делам, то есть адвокатов.

5 октября 1952 года показом фильма «Падение Берлина» в Новосибирске открыли кинотеатр «Победа», оборудованный новейшей отечественной аппаратурой — тремя мощными кинопроекторами.

5 октября 2009 года, в День учителя, на территории гимназии №1 на Красном проспекте, 48 установили памятный знак Варваре Афанасьевне Булгаковой. На стеле размещён такой текст: «В школе №42 (ныне гимназия №1) работала учителем Варвара Афанасьевна Булгакова, сестра русского писателя Михаила Булгакова, ставшая прототипом одной из главных героинь романа „Белая гвардия“».

С 7 по 10 октября 1933 года в Новосибирске гостили прогрессивные зарубежные писатели — Катарина Притчард из Австралии и Уолт Кармон из США, а также испанский художник Элиос Гомес. Они приехали, чтобы познакомиться с социалистическим строительством в Западной Сибири. Гости объехали город, побывали на аэродроме и совершили полёт над Новосибирском. Они также посетили колхоз «Новая жизнь» Новосибирского района и стройплощадку театра оперы и балета.

Иностранцы единодушно признали, что ещё не встречали такого замечательного по своему замыслу и грандиозного по размаху театрального здания. Также они провели несколько интернациональных встреч. Совместно с писателями Новосибирска иностранные гости побывали на беседе у секретаря горкома партии Шварца.

9-10 октября 1959 года в Новосибирске с визитом побывал первый секретарь ЦК КПСС, председатель совета министров СССР Никита Сергеевич Хрущёв. В Академгородке Хрущев посетил Институт гидродинамики, послушал доклад академика Христиановича о первых достижениях передовой сибирской науки, о планах научных работ и о ведущихся исследованиях.

На проект строительства Академгородка глава советского правительства обрушился с резкой критикой. После этого из проекта исчезли все высотки — Хрущёв в яростном порыве просто смахнул их с макета. По крайней мере, так гласит легенда. Так или иначе, но потом в Академгородке началось возведение четырёх- и пятиэтажных домов из сборных панелей, в том числе малометражных, — «хрущёвок».

После первый секретарь ЦК КПСС выступил на митинге трудящихся в театре оперы и балета. Никита Сергеевич заклеймил сторонников холодной войны, отметил победы и трудовые успехи сибиряков, а строителям Академгородка, которые, по мнению Хрущева, к делу подготовились плохо и в спешке, он порекомендовал не увлекаться возведением «домов для ворон».

 

Однажды в Новосибирске. Официальный день рождения

Первый в истории Новосибирска День города прошёл 4 октября 1987 года. Дата была не круглая — нашему городу тогда исполнилось 94 года, — но это здесь ни при чём. Праздник приурочили к 70-летию Октябрьской революции. Потому-то и провести его решили осенью, а не в июне, как сейчас.

Юбилейные даты праздновали в Новосибирске и раньше, но это был первый официальный День города. И именно тогда заложили все основные традиции привычного нам сегодня праздника, которые сохраняются и по сей день.

По замыслу чиновников и партийных руководителей, этот ежегодный праздник — День города — должен был способствовать продолжению революционных, боевых и трудовых традиций Новосибирска, пропагандировать экономические и социальные достижения трудовых коллективов, воспитывать патриотизм.

Устроители праздника предполагали, что он поможет превратить Новосибирск в город высокой культуры, образцового порядка и здорового быта.

В постановлении горисполкома говорилось: «Райкомам КПСС, райисполкомам, райкомам ВЛКСМ, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям необходимо провести широкую работу в трудовых коллективах и по месту жительства по разъяснению целей и задач праздника, по мобилизации горожан на активное участие в подготовке и проведении Дня города Новосибирска».

Соответственно поставленным целям и задачам за неделю до праздника организовали общегородской субботник. Новосибирск почистили, до блеска отмыли и покрасили, посадили новые деревья.

4 октября 1987 года выпало на воскресенье. В случае непогоды праздник хотели перенести в дома культуры, клубы, кинотеатры и спортзалы. Но делать этого не пришлось, все мероприятия прошли на открытых площадках.

На площади Ленина играли духовые оркестры, звучали речи первых лиц города. Там прошли спортивные эстафеты и общегородская зарядка, театрализованные представления и концерты, парад советской автомобильной, в том числе и ретро-, техники, а также показательные выступления мотоциклистов. Для десяти новоиспечённых пар молодожёнов в центре города устроили свадебный бал с угощениями.

На набережной организовали символическую встречу с Гариным-Михайловским. Мимо Монумента Славы, где прошёл час памяти, проскакали конные красноармейцы в будёновках и проехала военная техника. Танки и пушки выставили и под метромостом на левом берегу.

Изюминкой праздника стали экскурсии на самолёте — но их проводили только по предварительным групповым заявкам. Самолёт с экскурсантами несколько раз за день поднимался с Северного аэропорта и облетал город. Также желающие могли посетить метродепо или проехать по городу на экскурсионном автобусе.

Вечером на главной площади Новосибирска были продемонстрированы экстравагантные современные причёски и выступили представители самой прогрессивной в то время молодёжной субкультуры — танцоры в стиле брейк. Не обошлось, конечно, и без большого фейерверка.

 

Структура момента. Подарок из космоса

Музею Новосибирска передали капсулу из космического корабля «Восток». Её привезли из рабочего посёлка Чик — она находилась на территории Новосибирского опытного завода измерительных приборов. Там в начале 1960-х годов спускаемый аппарат проходил огневые и механические испытания, которые имитировали попадание в него метеоров. На корпусе полого шара и сейчас видны следы от этих обстрелов, в том числе сквозные отверстия.

kapsula2.JPG
Фото: пресс-служба Музея Новосибирска

Сейчас космический корабль отправили на площадку СибНИА имени Чаплыгина для восстановления. Во время реставрации, когда инженеры найдут под обшивкой серийный номер капсулы, станет известно, какой именно из спускаемых аппаратов достался Новосибирску. Всего их было 13 — тех, что летали с разными экспедициями корабля «Восток».

Но, по словам директора Музея Новосибирска Елены Щукиной, это точно не тот аппарат, на котором летали Гагарин или Терешкова, — та техника давно стоит в музее. В каких миссиях участвовала наша капсула и кто из космонавтов на ней спускался — вот это и предстоит выяснить.

После ремонта она станет экспонатом дома-музея Юрия Кондратюка в восстановленном здании на Советской, 24. Аппарат поместят внутрь ещё во время реконструкции, до того, как начнут делать крышу, — габариты капсулы не позволят занести её через двери или окна.

 

Было — не было. Краеведческий бум

Гость в студии «Городской волны» — организатор городского фестиваля пешеходных экскурсий «Удивись Новосибирску!» Елена Воротникова.

Евгений Ларин: Как вы, дорогие друзья, уже, наверное, догадались, сегодня мы будем говорить именно о фестивале экскурсий, который прошёл в Новосибирске этим летом, в начале июля.

Если я ничего не путаю, в этом году фестиваль экскурсий проводили в четвёртый раз, то есть четвёртый год подряд. Стало быть, фестиваль уже с историей. И для начала, думаю, совсем не лишним будет нашим слушателям эту историю напомнить. А тем, кто ничего об этом не знал, — рассказать. С чего всё начиналось и во что всё вылилось?

Елена Воротникова: Городской фестиваль пешеходных экскурсий начался четыре года назад, начали его проводить с Музеем Новосибирска. И приурочен он был ко дню рождения музея. Этот формат решили запустить, потому что такое явление, как авторские экскурсии, развивается в последнее время. Происходит так называемый краеведческий бум.

Историей города занимаются не только профессионалы — историки и краеведы, но и сами горожане тоже стали интересоваться, стали создавать свои экскурсии, звонить, спрашивать, можно ли такие экскурсии проводить от нашего музея.

NET_7478_tn.JPG
Елена Воротникова. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: Я так понимаю, что тогда, четыре года назад, это вообще было чем-то новым — авторская экскурсия, которую может провести любой желающий?

Елена Воротникова: Это был не то чтобы совсем новый формат, он существовал уже довольно давно. Но конкретно в Новосибирске тогда, видимо, сошлась концентрация разных веяний, произошёл всплеск интереса к истории города, стали появляться авторские экскурсии. Их начали проводить музейные работники.

Музей Новосибирска постоянно задаёт тон, показывает разные новые экскурсии. Видимо, горожане начали брать пример с музея, и мы решили дать им возможность, во-первых, попробовать себя в качестве гида, а, во-вторых, показать свои экскурсии, свои исследования, свой взгляд на город. И сделали такой фестиваль.

Евгений Ларин: Я полагаю, формат фестиваля постоянно хоть немного, но менялся. Что кардинально изменилось с самого первого фестиваля? К чему всё пришло спустя четыре года?

Елена Воротникова: Изменились масштабы и качество, я бы так сказала. Первый фестиваль, конечно, был не таким масштабным. В этом году у нас было 18 экскурсий, до 60 человек посетителей, мы даже не ожидали такого количества.

Первый фестиваль начинался с «Историй пяти шагов» — так, по-моему, называлась эта экскурсия. Её проводили директор Музея Новосибирска Елена Щукина и сотрудник музея Константин Голодяев. Главная мысль была в том, что про любое место в Новосибирске можно интересно рассказать. Это была больше даже не экскурсия, а акция.

Была выбрана точка на набережной. Пять шагов направо — виднеется какое-то здание. Пять шагов налево — вот он мост. Задавали такой формат: про наш город можно рассказать невероятную историю с любого места, главное — уметь видеть, наблюдать и рассказывать.

Евгений Ларин: Фестиваль экскурсий предполагает участие в нём в первую очередь непрофессиональных гидов, верно? То есть главная фишка фестиваля в том, что участие в нём может принять любой желающий. Но вот ведь какая штука: даже профессиональный гид порой может слегка (или не слегка) приврать. Даже без злого умысла. Подвести может исторический источник, которым пользовался гид. И вот он уже транслирует фейк на большую аудиторию — особенно если экскурсия на потоке.

А как быть с любителями? Тут в ход могут пойти и самые неблагонадёжные интернет-страницы, информацию на которых вообще никогда никто не проверял. Как музей контролирует эту ситуацию?

Елена Воротникова: По моему наблюдению, именно непрофессионалы гораздо более щепетильно относятся к материалу. Они глубоко погружаются в архивные исследования, пытаются найти какие-то неизвестные факты. Они относятся более ответственно, потому что они выходят на такую площадку, где их будут курировать профессионалы. Тем более что им нужно подать какую-то новую информацию.

Так что я заметила, что так называемые непрофессиональные гиды, которые только выходят со своими премьерными проектами, относятся к достоверности исторических сведений гораздо более ответственно.

Евгений Ларин: То есть они честно сидят в архивах, добывают информацию в документах?

Елена Воротникова: В этом году были экскурсии, авторы которых представили совершенно новые сведения про те места, по которым Музей Новосибирска уже давно водит экскурсии. Но это я говорю об исследователях. Вообще мы, конечно, экскурсии отсматриваем, читаем тексты, у нас есть специальная комиссия, которая делает отбор. Проверяются исторические сведения и форма подачи.

Очень важна техника проведения экскурсии. Потому что можно просто потрясающе рассказывать с места, а когда экскурсовод работает в движении с большими группами, то возникают некоторые сложности.

NET_7482_tn.JPG
Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: А «Удивись Новосибирску!» — это название, тема, слоган? В прошлом году, насколько я помню, ключевой фразой фестиваля были другие слова — «Экскурсии для души». Это так задумано — каждый раз что-то новое?

Елена Воротникова: Да, каждый год мы делаем какой-то акцент или задаём контекст фестивалю. В прошлом году мы действительно назвали наш фестиваль «Экскурсии для души». Там можно было душевно рассказать про совершенно любое место.

Евгений Ларин: То есть вот там можно было как раз приврать? 

Елена Воротникова: И привирали, кстати! Там можно было рассказать, например, про свой двор, про какие-то места, о которых не так много информации, но вы это место любите. Даже про свой любимый маршрут по городу. Не обязательно какое-то историческое исследование — просто личные чувства, эмоции по отношению к городу.

В этом году мы назвали фестиваль «Удивись Новосибирску!» и сделали упор на новые факты, новые исследования, на необычный формат и подачу материала.

Евгений Ларин: Коль скоро фестиваль прошёл под таким слоганом, хочется уже поговорить о том, чем на этот раз гиды удивили своих экскурсантов. Поскольку я тоже был участником фестиваля...

Елена Воротникова: И я тоже была!

Евгений Ларин: ... я могу отметить такой момент. В моей группе, судя по реакции, удивились тому, что в нашем городе фактически сходятся три железных дороги: Транссиб, Алтайская и Кузбасская ветки. Вот это было, пожалуй, маленьким открытием. Этот факт пусть и не новый, но он зацепил. Какие факты, по вашим наблюдениям, стали открытиями?

Елена Воротникова: Совершенно верно подмечено: удивить можно совершенно обычными вещами, на которые мы просто не обращаем внимания, проходим мимо. Действительно, Новосибирск — место, где сходятся три дороги. Если бы их не показали, на это могли не обратить внимания, не удивиться. А так открывается более широкий взгляд на наш город, на пространство.

Меня многое удивило на фестивале. Во-первых, современная подача. У нас же сейчас время так называемых иммерсивных экскурсий.

Евгений Ларин: Вот это слово нужно, наверное, сразу пояснить!

Елена Воротникова: Если говорить по старинке, это театрализованные экскурсии. Или экскурсии, во время которых задействованы разные способы подачи информации: театрализация, аудио, видео, вовлечение экскурсантов в какое-то действо. Термин новый, но все эти практики достаточно известны. Впрочем, сейчас экскурсоводами они используются активнее и профессиональнее.

Практически в каждой экскурсии у нас был интерактив — формат взаимодействия со зрителями. То, что наши экскурсии превращаются в общение, во взаимодействие, это очень хорошо. Потому что до сих пор существует стереотип, что экскурсия — это что-то не обязательно скучное, но это когда нужно ходить строем строго по маршруту, молчать, слушать и впитывать много информации. Но такой формат не всем по душе. А здесь общение и взаимодействие.

В фестивальных экскурсиях в основном они присутствовали. Формат расслабленный и при этом организованный. Вот в этом мастерство экскурсовода. Плюс новые факты. Я очень благодарна участникам фестиваля, которые проводят исследовательскую работу.

Например, Наталья Липатникова участвовала с экскурсией «Улица врачей». Насколько я знаю, она и сейчас эту экскурсию проводит, к ней можно записаться. «Улица врачей» — это прогулка по улице Асинкритовской, сегодня это улица Чаплыгина.

Тихий центр — это достаточно растиражированное место среди экскурсоводов. Там все водят экскурсии — и Музей Новосибирска, и другие гиды нашего города. Рассказывают разную информацию — там сохранилось немало красивых, интересных зданий. Но вот Наталья посидела в архивах и увидела эту улицу как улицу врачей. Там жили медицинские работники.

NET_7551_tn.JPG
Елена Воротникова и Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: Профессиональная слобода?

Елена Воротникова: Получается так! С 1906 года там находились больницы и амбулатории, работали там и частные врачи, и самые известные в Ново-Николаевске врачи Михаил Павлович Востоков и Михаил Алексеевич Иволин. Во время экскурсии Наталья демонстрирует архивные документы, это так интересно!

Можно увидеть планы построек, опись личного имущества — можно было узнать, у кого что находилось дома. Оказывается, у одного врача была фисгармония, то есть он, видимо, музицировал после работы. Получилось полное погружение, и можно проследить путь развития здравоохранения в Ново-Николаевске от больницы на 15 коек до современно оборудованного медицинского учреждения. Она рассказывает и про скорую помощь на конной тяге, о борьбе с эпидемией тифа, о социокультурной обстановке и разных других вещах. 

Евгений Ларин: Вы упомянули прежнее название улицы Чаплыгина, я думаю, мы не можем оставить это без комментария. Великолепное название, оно такое нехарактерное — Асинкритовская.

Елена Воротникова: Улица названа в честь Асинкрита Асинкритовича Ломаческого. Интересно то, что по имени, а не по фамилии, как мы привыкли. Наши гиды уже приняли на вооружение, что это, дескать, единственная в мире улица, названная по имени. Утверждение, конечно, спорное.

Евгений Ларин: Наверное, это всё-таки не так, потому что есть хотя бы улица Владимировская, которая, как считается, названа в честь инженера-путейца Владимира Жандра.

Елена Воротникова: Да, в том-то и дело. Асинкрит Ломачевский был томским губернатором. Он многое сделал для нашего города, и благодарные новониколаевцы назвали улицу в его честь ещё при его жизни. Асинкрит — имя красивое, в переводе с греческого оно означает «несравненный».

Евгений Ларин: Я слышал даже такую версию, что, назвав так улицу, горожане как бы стали называть её Несравненной.

Елена Воротникова: Вот видите, какие у нас были реалии!

Евгений Ларин: Что ещё про фестивальные экскурсии?

Елена Воротникова: Интересный формат — ваша экскурсия на электричке. Это замечательно! Одно дело экскурсия на автобусе, и совсем другое — на электричке. Совершенно другая атмосфера. К тому же нет пробок. Маршруты, по которым проезжают электропоезда, достаточно интересные, виды из окон красивые.

На экскурсии по кладбищу на фестивале было даже две заявки — от Лидии Королёвой и Кирилла Кудряшова. Он, к сожалению, не смог провести экскурсию — заболел. Но заявка была очень интересная. У нас сейчас просто бум экскурсий по Заельцовскому кладбищу. Его показывают с разных сторон. Кто-то мистику и легенды, кто-то водит по Заельцовскому некрополю.

Лидия Королёва — исследователь, она занимается генеалогией и некрополистикой. Она провела очень интересную экскурсию по кладбищу. Мне понравилась её идея. Она, во-первых, хочет восстановить память о современниках и о деятелях прошлого, эпохи СССР, которые сейчас забыты. Во-вторых, она хочет привлечь внимание администрации кладбища к тому, чтобы там навели порядок.

Вот пример из маршрута Лидии Королёвой: на Заельцовском кладбище есть могила знаменитого скульптора Веры Штейн. Её барельеф «Танцы народов мира» находится над входом в театр оперы и балета. Она вообще была очень известным человеком. Но её могила на Заельцовском кладбище заброшена, находится в запущенном состоянии.

Евгений Ларин: Насколько я помню, тема кладбища у Лидии Королёвой началась с того, что она нашла там могилу писателя Козачинского, автора повести «Зелёный фургон». Могила тоже была заброшена. Чтобы её отыскать, пришлось обойти и изучить несколько кварталов.

Мне кажется, это возвращение к пониманию кладбищ как мемориальных комплексов, которое есть за границей, в Европе, где кладбища находятся в центрах крупных городов, как Пер-Лашез в Париже. У нас как-то по-другому пока. Может, это как раз первые шаги именно к такому пониманию?

NET_7519_tn.JPG
Елена Воротникова. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Елена Воротникова: Мне это тоже видится именно так, что кладбище — это мемориальный некрополь нашего города. Людям это действительно нужно, они интересуются этими экскурсиями именно в таком контексте, что там похоронены люди, которые внесли вклад в развитие Новосибирска. Я сама ищу могилу своего любимого писателя Ильи Михайловича Лаврова, занимаюсь восстановлением его памяти.

Евгений Ларин: У вас же есть лекция о прозе Лаврова?

Елена Воротникова: Да, она называется «Утерянный город», лекция по мотивам рассказов Лаврова, в которых он описывает Новосибирск 1920-х годов. Он летописец нашего города. Его могила тоже заброшена. Мне Лидия подсказала даже, где она находится, мне бы тоже хотелось провести такую работу.

Евгений Ларин: Лавров, кажется, был у каждого на полке. Я, когда увидел корешок его книги «Мои бессонные ночи», тут же вспомнил, что видел его много раз, такая книга была дома у дедушки с бабушкой.

Елена Воротникова: Лавров был очень известен. У родителей, бабушек и дедушек тех, кто рос в 1980-х годах, на полках часто было полное собрание сочинений Лаврова. Его и сейчас можно найти.

Евгений Ларин: Кстати, когда я занимался темой названий и переименований площади Ленина, то только у Лаврова я обнаружил, что одно время площадь действительно называлась Октябрьской. В других доступных мне источниках этого я найти не мог.

Какие ещё удивительные факты из фестивальных экскурсий вам приходят на память?

Елена Воротникова: Ещё мне очень понравилась экскурсия Нины Санниковой и Светланы Пыстиной «Ах, эта женщина в окне», которая посвящена женской теме. Иммерсивная экскурсия-спектакль.

Евгений Ларин: Которую они ведут вдвоём, подхватывая друг друга?

Елена Воротникова: Да, именно. Это тоже замечательное исследование. И я также заметила, насколько эти прекрасные дамы щепетильно относятся к истории. Они даже были у меня на экскурсии «Время Тихомирова», посвящённой строителю храма святого благоверного Александра Невского. Так они её дополнили разными деталями, про которые я даже понятия не имела, хотя занимаюсь этой темой давно, с погружением.

В своей экскурсии Нина и Светлана рассказали многие ранее не известные факты — о том, как жили наши дамы, чем они занимались. Рассказали про знаменитый доходный дом мещанки Пятковой, который находится на Коммунистической. Оказалось, что у этой дамы было целых шесть домов. Формат экскурсии замечательный — с чтением стихов, с музыкой. 

Светлана Внуковская в своей экскурсии рассказала про оперный театр. Казалось, что ещё нового можно про него сказать?! Про него что-то рассказывают на каждом конкурсе гидов, на каждом фестивале. 

Евгений Ларин: И любой путеводитель по Новосибирску обязательно откроется с театра оперы и балета!

Елена Воротникова: Ему посвящено много исследований. Но у Светланы был свой авторский, индивидуальный формат, она обращала внимание на малоизвестные факты и детали архитектурного убранства, задавала экскурсантам вопросы. Я сейчас вам задам несколько её вопросов, но не буду отвечать на них — приходите к Светлане на экскурсию, она вам расскажет.

Например, для чего при проектировании купола оперного театра использовали гранёные стаканы? Или где должны были быть установлены античные скульптуры, но не в интерьерах, а в экстерьерах театра?

Евгений Ларин: У меня есть предположение, но ладно.

Елена Воротникова: Она также рассказывает о местах памяти, которые сохранились вокруг театра и в каких-то его деталях и элементах. И самое главное: экскурсия посвящена театру оперы и балета, поэтому в ней звучат романсы, звучит музыка, посетители даже пританцовывают. А в конце всем даётся возможность показать свои таланты — если кто-то что-то хочет исполнить, они с удовольствием это делают.

Евгений Ларин: Минута славы!

Елена Воротникова: Да.

Евгений Ларин: Про оперный, кажется, рассказано уже многое. А я хочу спросить по вашей теме — про Тихомирова. Было такое время, когда мы ничего не знали о Тихомирове. А потом как-то раз — и сразу всё узнали. Как вам кажется, там есть ещё куда двигаться, есть то, о чем ещё никто не сказал?

Елена Воротникова: Думаю, да. Есть исследования, их нужно озвучивать в экскурсиях, потому что они очень интересные: про семейную историю Тихомирова, про его личность. Много чего ещё можно исследовать и рассказать и про инженера Тихомирова, и про храм Александра Невского.

У меня, кстати, была обычная классическая экскурсия без интерактива, я делала упор на факты и детали, которые мне казались важными.

Евгений Ларин: Какой самый важный факт о Тихомирове можно сообщить тому, кто о нём вообще ничего не знает?

Елена Воротникова: Достоинство и ответственность. За четыре года он проделал огромную работу. Наш замечательный железнодорожный мост могли просто не достроить или сильно затянуть со строительством.

Испытание моста через Обь(1).jpg
Испытание моста через Обь. Фото: Музей Новосибирска

Евгений Ларин: Ну уж, не достроить — головы бы полетели только так! 

Елена Воротникова: Мост достраивал Тихомиров. Когда он приехал, Будагов уже не управлял стройкой, и ситуация там была просто катастрофическая. Строители сильно отставали от сроков, бюджета не хватало, были и другие проблемы.

Тихомиров, как вспоминала его жена, дневал и ночевал на стройке, спал по 2-3 часа, и он так наладил дело, что мост был построен в срок. И, конечно, меня удивляет качество постройки храма Александра Невского, благодаря которому он дошёл до наших дней, сохранил свои качества, такие как лучшая акустика. Про это я много и подробно рассказываю на своей экскурсии — даже про инженерные хитрости и про вклад Тихомирова.

выиды на собор А.Невского 2222.jpg
Храм Александра Невского. Фото: Музей Новосибирска

Евгений Ларин: А храм Александра Невского действительно был ведомственным храмом при железной дороге и именно поэтому Тихомирову и поручили его контролировать?

Елена Воротникова: Да. Более того, до того, как Тихомиров приехал в Ново-Николаевск, он уже работал на строительстве железных дорог, и у него была просто блестящая репутация. Он был ответственным человеком, и всё, за что он брался, он делал очень качественно.

Евгений Ларин: Какова дальнейшая судьба фестивальных экскурсий? Возможно, кто-то из участников захочет повторить свой опыт?

Елена Воротникова: Его уже повторяют.

Евгений Ларин: То есть не нужно дожидаться следующего фестиваля?

Елена Воротникова: Нет. Фестиваль — это же и есть начало пути. Если вы хотите работать в этой сфере — пожалуйста! Попробуйте себя на наших репетициях, потом на фестивале. Были участники, которые приходили на репетицию и у которых было потрясающе интересное исследование, но страх работы с аудиторией. Или трудности с тем, чтобы структурировать материал экскурсии.

Две репетиции, потом выступление на фестивале, а на четвертый раз человек уже блестяще работает как экскурсовод. Конечно, надо продвигаться дальше. Кто-то пошёл в туристическую организацию и теперь там экскурсии проводит, кто-то проводит прогулки по Новосибирску как автор. На те экскурсии, о которых я рассказала, можно записаться, они сейчас проводятся. Я их рекомендую, они очень качественные.

У нас есть ещё много экскурсий по разным местам. Например, на фестивале было две экскурсии по Первомайке. Одну из них провёл известный блогер Александр Матвеев, потомственный первомаец. К нему пришло 30 человек — в жару, на Первомайку! У всех восторженные отзывы.

Другую экскурсию по Первомайке провела Надежда Ходкевич — потрясающая экскурсия. Была даже прогулка по Западному жилмассиву, она называлась «Недикий Западный». Какие у всех ассоциации с Первомайкой и Западным? Такие, что туда лучше не ходить в одиночку, особенно вечерами. Но авторы экскурсий показали совершенно другой контекст.

Евгений Ларин: Мне также показалось, что некоторые экскурсии из фестивальных программ прошлых лет попали в репертуар музея. То есть и такой путь тоже возможен?

NET_7426_tn.JPG
Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Елена Воротникова: Конечно! В фестивале участвуют также гиды Музея Новосибирска со своими авторскими экскурсиями. Внутри музея такой же формат. Если сотрудник пишет свою авторскую экскурсию, она тоже проходит «кастинг», и потом её могут проводить от музея.

И некоторые экскурсии были представлены на фестивале, а потом их включили в расписание Музея Новосибирска. Таким образом пополняется репертуар экскурсий.

Евгений Ларин: На прошлом фестивале точно была экскурсия Геннадия Свистунова «Где зарождался и сгорел Новосибирск».

Елена Воротникова: Да, экскурсия была создана для фестиваля, а потом осталась и стала проводиться в числе программ Музея Новосибирска.

Евгений Ларин: Для тех, кто захочет попробовать себя в качестве экскурсовода на фестивале в следующем году, давайте расскажем, что нужно сделать, в какие двери постучать, какие выполнить условия.

Елена Воротникова: Музей Новосибирска совместно с НГТУ проводит школу экскурсоводов, в которую периодически набираются группы. Это один путь. Второй путь — обратиться в Музей Новосибирска. Вам предоставят куратора, и будем готовить экскурсию.

Мы всегда рады новым коллегам. Спрос сейчас очень большой. Мы даже хотим сделать фестиваль не ежегодным, а ежеквартальным.

Не пропускайте актуальные репортажи и интервью — подписывайтесь на канал Новосибирских Новостей на YouTube.

Что происходит

Сезон зимней гимнастики откроют 11 декабря в Центральном парке

По льду с воздушным змеем: десятки сноукайтеров съехались на Обское море

Гостиницу построят возле метро «Октябрьская»: облик одобрили в мэрии

Спортивные праздники устраивают для детей с ОВЗ в Декаду инвалидов

Открыт бесплатный прокат устройств для новосибирцев со слабым зрением

Узнать свой биологический возраст сибиряки смогут на здоровом субботнике

Спасатели просят не ходить через Юго-Западный карьер во время ледостава

Канализацию построят для очистки реки Каменки в Новосибирске

В Новосибирске умный пёс спас хозяев от пожара

Посылки с иконами отправляют каждую неделю на СВО из Центрального округа

Мэр Кудрявцев: «Долгострой на Вилюйской получил разрешение на ввод»

Показать ещё