Городская волна
Настрой город для себя

Без коронавируса

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Без коронавируса

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: художник-мистик, место силы и второй Чикаго

30 июля на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывала начальник научно-просветительского отдела Новосибирского государственного художественного музея Елена Уваровская. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
16:10, 06 августа 2021

Взгляд назад. Исторический календарь

26 июля 1914 года на площади перед городским торговым корпусом в присутствии многочисленных горожан отслужили «торжественное молебство о ниспослании победы русскому воинству в войне с Германией и Австрией».

26 июля 1928 года в Михайловском логу — сейчас на его месте проспект Димитрова — закончили строить первую очистительную станцию города. Пропускная способность её была 30 000 вёдер в сутки.

26 июля 1978 года на Волочаевском жилмассиве началось заселение первого в Новосибирске 12-этажного крупнопанельного жилого дома.

26 июля 2010 года в Новосибирске торжественно открыли Аллею связистов имени Никулина. Она представляет собой комплекс из арок, светильников в виде телефонных штекеров и скамеек в форме дисков старых телефонных аппаратов. Первая арка выполнена как мемориал, вторую сделали функциональной — в ней установили две телефонные будки, из которых можно было звонить.

28 июля 1991 года первых пассажиров приняла станция метро «Площадь Маркса».

28 июля 2007 года на улице Геодезической, неподалёку от студгородка НГТУ, открыли стелу в память о писателе, режиссёре и актёре Василии Шукшине.

29 июля 1939 года приказом наркома внутренних дел Лаврентия Берии управление СибЛАГа объединили с отделом исправительно-трудовых лагерей и колоний по Новосибирской области. Управление дислоцировали в Новосибирске. Численность заключённых в лагерях и колониях составляла свыше 80 000 человек. Основные лагерные пункты и отделения располагались на территории нынешних Кемеровской и Томской областей.

29 июля 1959 года в Новосибирск из Ленинграда прибыл вице-президент США Ричард Никсон с супругой и сопровождающими лицами. Они посетили завод имени Ефремова, ГЭС, стройку Академгородка, а также побывали на спектакле «Лебединое озеро».

29 июля 1966 года Западно-Сибирскую железную дорогу наградили орденом Ленина.

30 июля 1930 года постановлением ВЦИК из 14 округов бывшего Сибирского края и Ойротской автономной области, то есть Горного Алтая, образовали Западно-Сибирский край с центром в Новосибирске.

30 июля 1980 года на Олимпиаде в Москве новосибирец Виктор Маркин стал двукратным чемпионом. В финальном забеге на дистанции 400 метров Маркин обогнал выдающихся легкоатлетов — чемпиона предыдущей Олимпиады кубинца Альберто Хуанторена, Франка Шаффера из ГДР и австралийца Рика Митчелла. С результатом 44,6 секунды новосибирец стал новым олимпийским чемпионом. Болельщики из Новосибирска, которые сидели в пятом секторе стадиона, держали плакат с надписью «Виктор Маркин, с тобой Новосибирск!». Вторую золотую медаль Олимпиады Маркин завоевал в эстафете 4×400 метров. На последнем этапе он обошёл спортсмена из ГДР, олимпийского чемпиона Фолькера Бека. Рекорд Маркина, который он установил в забеге на 400 метров, за 40 лет не смог побить ни один из российских бегунов.

31 июля 2011 года на аэродроме в Мочище состоялся городской праздник «Первый полёт», посвящённый 100-летию со дня первого полёта летательного аппарата «Фарман-4» над Ново-Николаевском. Полёт под управлением Якова Ивановича Седова состоялся 28 августа 1911 года через семь с половиной лет после первого в мире полёта американских изобретателей и пилотов братьев Райт на летательном аппарате «Флайер».

1 августа 1916 года имам-мухтасиб Гариф Валеев освятил в Ново-Николаевске мечеть на Адреевской площади, ныне это площадь Кондратюка. Рядом с мечетью находилось здание медресе, которое позже снесли. В 1936 году мечеть закрыли, минарет разобрали, общину выселили. Там квартировали различные государственные учреждения и организации. Обратно здание новосибирской мусульманской общине горсовет вернул только в 1991 году.


Однажды в Новосибирске. Горячий телефон

1 августа 1906 года начальник Томского почтово-телеграфного округа коллежский советник Кац и член правления Ново-Николаевского пожарного общества томский купец Григорий Бейлин подписали контракт об устройстве в Ново-Николаевске городской телефонной сети для общего пользования на 135 годовых абонентов. Заведующим телефонной станцией стал некто Верезубов.

Установленный предел абонентской платы составлял 75 рублей в год. Плата могла быть уменьшена, если прибыль телефонной сети составит более 10%. В 1912 году в Ново-Николаевске было зарегистрировано 300 абонентов, к 1917 году — 574 абонента. Добровольное пожарное общество эксплуатировало сеть вплоть до гражданской войны. Телефон привлёк внимание пожарных как средство быстрого сообщения о возгораниях. Однако телефонные аппараты, конечно, использовали не только для пожарных нужд.

Телефонизированы были отделение казначейства, полицейское управление, вокзал, отделение Госбанка, городская управа, переселенческий пункт, а также средние учебные заведения, редакции газет, больницы, аптеки, банки и другие здания, в том числе и почтово-телеграфная контора.

IMG_2305.JPG
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Квартирные телефоны сначала были, в основном, у должностных лиц. Среди них городской голова, начальник полиции, начальник железнодорожной станции, городской архитектор, техник электростанции, начальник гарнизона и начальник почтово-телеграфной конторы.

Из-за Гражданской войны телефонная сеть оказалась в очень запущенном состоянии, но её реконструировали. К 1926 году её объем составил 878 абонентов.

Первая автоматическая телефонная станция появилась в Новосибирске в 1931 году. Ёмкость её составила 3000 номеров. Была даже выпущена серия плакатов, которые обучали обращению с новой моделью телефона.

Однако у станции был серьёзный недостаток: при её монтаже сэкономили на приборах для исходящих вызовов, и на каждые 500 номеров приходилось только 40 приборов. Поэтому новосибирцы вынуждены были долго ждать гудка.

В 1935 году новосибирскую АТС расширили ещё на 2,5 тысячи номеров — население города стремительно росло.

Очередное пополнение телефонной базы произошло в годы Великой Отечественной, когда в Новосибирске появились эвакуированные предприятия, которые нуждались в телефонной связи. Тогда абонентов стало 7,5 тысячи. После Великой Отечественной войны телефонная станция вновь расширилась, номеров стало 9300. В 1960 году в эксплуатацию приняли первую АТС на Левом берегу ёмкостью 3600 номеров.


Было — не было. Великий город близ Алтая

Гость в студии «Городской волны» — начальник научно-просветительского отдела Новосибирского государственного художественного музея Елена Уваровская.

Евгений Ларин: Николай Константинович Рерих — это, наверное, одна из самых загадочных фигур в мировой художественной культуре, в истории философских и религиозных учений. Его мистические философские воззрения вызывают многочисленные толкования, споры. Но по мне — так ничего конкретного, по большей части, одна экзальтация. Уж простите за прямоту суждения, но это только моё мнение.

Но мы сегодня, конечно, не станем углубляться в эзотерические дебри учения Рерихов, нам это совершенно ни к чему, это не наш огород! Семья Рерихов сыграла довольно заметную роль в культурном и духовном развитии Новосибирска, вот о чём мы будем говорить. Нас будет интересовать то, что связывает легендарного художника и философа с нашим городом, а здесь тоже есть где разгуляться. Сегодня мы будем выяснять, насколько широко это поле.

IMG_7836.JPG
Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

В своём настольном историческом календаре я нашёл довольно любопытную и вместе с тем странную дату: 27 июля 1983 года в Новосибирской картинной галерее открылась выставка картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Это должно было быть заметным и важным событием, коль скоро оно попало в летопись города, но вот какой-то вразумительной информации об этой выставке я, к сожалению, не нашел. Возможно, плохо искал. Но известно другое: самая первая выставка картин Рериха открылась в Новосибирске в год обретения части рериховской коллекции, а это произошло двумя десятилетиями раньше!

Елена Уваровская: Действительно, в 1983 году была уже не первая выставка Николая и Святослава Рерихов в Новосибирске. 

Были выставки в 1973 году и в 1975 году, когда Новосибирская картинная галерея получила в дар пять работ Святослава Рериха.

Евгений Ларин: Дополнительно к работам Николая Рериха, которые уже были?

Елена Уваровская: Да. Картины Николая Константиновича Рериха музей получил в 1960 году. Это были 60 работ из той коллекции, которую привёз в Советский Союз из Индии Юрий Николаевич Рерих уже после смерти отца. Он тогда привёз более 400 работ. По завещанию отца он хотел передать их в музеи Советского Союза. Нужно было выбрать, в какие именно музеи. И Юрий Николаевич некоторое время выбирал — он проводил выставки, смотрел, где можно было их показывать, наблюдал, какую они вызывают реакцию. А в то время о художнике Николае Рерихе никто ничего особо не знал — это были 1958-1959 годы. А так как в завещании Николая Константиновича был пункт, по которому картины следует передать в какой-то «город близ Алтая», то Юрий Николаевич стал присматриваться к сибирским городам.

IMG_7885.JPG
Елена Уваровская. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: К этому вопросу мы вернёмся чуть позже. Предлагаю выяснить вот какой момент. На сайте художественного музея я прочил следующее: «Новосибирская экспозиция произведений этого художника позволяет познакомиться со зрелым периодом в его творчестве и получить представление о его мировоззрении».

Простите мне моё невежество, но я, глядя на картины Рериха, не получаю представление о его мировоззрении. Многие, наверное, видели картины Рериха в сине-голубых тонах. Предлагаю сказать несколько слов о коллекции, которую могут видеть в нашей картинной галерее уже несколько поколений новосибирцев. Что мы получаем, глядя на эти картины?

Елена Уваровская: Конечно, получить представление о мировоззрении Рерихе лучше, если вы посмотрите на эти картины в сопровождении экскурсовода, потому что Рерих — это художник-философ. Есть разные художники. Одни идут от чисто зрительного впечатления — например, импрессионисты. В их картинах не заложена какая-то философская идея. Рерих — не такой. Он действительно закладывал в свои произведения определённые мысли, и он сам объяснял свои картины. Объяснения, которые даём мы как экскурсоводы, — это не наши фантазии. Это основано на текстах, которые оставил Рерих. Наша коллекция относится к зрелому периоду его творчества, это работы последних десяти лет жизни художника, когда он находился в Индии, в Гималаях, в долине Куллу. Поэтому в неё вошло много горных пейзажей, горы в сине-голубых тонах или контрастные — на фоне закатного неба. 

Очень красивые, яркие, светящиеся работы. Они дают нам чисто зрительное впечатление. Рерих пытается показать нам, что горы — это какой-то особый мир.

Евгений Ларин: Место силы, как сейчас принято говорить «особым» туристам.

Елена Уваровская: Горы издавна считают местом связи бога и человека. Мы можем вспомнить гору Синай, где бог дал Моисею заповеди. Где происходит преображение Иисуса Христа? На горе Фавор. У древних греков боги жили на горе Олимп. В восточной мифологии есть мировая гора Меру, в виде которой строятся восточные храмы.

Евгений Ларин: Попрошу вас привести какой-либо яркий пример пояснения картины.

Елена Уваровская: У нас, кроме пейзажей, есть картины с развитым сюжетом и толкованием. Моей, пожалуй, любимой картиной является работа под названием «Бэда-проповедник». Она основана на стихотворении Якова Полонского, поэта XIX века. Кстати, очень проникновенное стихотворение. Там рассказывается о слепом мудреце, который ходит по городам, сёлам, и обращается к людям с проповедью о боге, мире, душе, счастливой жизни — о духовном. И однажды он долго идёт по гористой местности, с ним мальчик-поводырь. Мальчик устал, он хочет отдохнуть. Он просит Бэду остановиться и обманывает его. Он говорит, что собрались люди, и они все хотят его послушать. Бэда останавливается, говорит свою проповедь. Вокруг никого нет, но он этого не знает. Мальчик отдохнул, ему всё это надоедает, и он говорит, мол, Бэда, все разошлись, никто тебя не слушает, пойдём дальше. Бэда грустно умолкает, и вдруг со всех сторон раздаётся хор голосов: «Аминь!» Ему отвечают камни, которые он пробудил свои словом. Рерих посвятил этому стихотворению картину, мы видим там Бэду, который стоит на берегу озера, видим камни, которые как бы развернулись к нему и слушают. 

Rerikh_Beda-propovednik.jpg
Картина «Бэда-проповедник». Изображение: Николай Рерих

Здесь Рерих зашифровывает очень важное послание о том, что каждый художник тоже обращается к людям с такой проповедью о мире, о красоте. Он считал, что искусство может изменить людей.

Евгений Ларин: Давайте вернёмся к истории обретения полотен Рериха. Как мы уже сказали, Николай Константинович завещал сыновьям передать его картины «городу близ Алтая». Так почему же они оказались не в Барнауле, Бийске или Горно-Алтайске, а в Новосибирске?

Елена Уваровская: Потому что в то время в этих городах не было художественных музеев, их просто не существовало. В Барнауле был краеведческий музей, но он не был приспособлен к тому, чтобы принять эти работы. А в Новосибирске как раз в 1958 году был открыт музей.

Евгений Ларин: То есть в этом нет никакой духовной или мистической подоплёки? Юрий Николаевич Рерих не усмотрел в Новосибирске «место силы», а он увидел лишь место, где есть художественный музей?

Елена Уваровская: На этот счёт есть разные мнения. Есть статьи, в которых говорится, что всё это неспроста, что это высший промысел — в том, что картины оказались в Новосибирске. Но, конечно, картины требуют определённых условий хранения.

 И одним из условий Юрия Николаевича было то, чтобы картины всегда находились в доступе. Он не хотел, чтобы они были где-то в запасниках, и их никто не видел.

Они должны были быть в постоянной экспозиции. И тогдашний директор Картинной галереи обещал выполнить это условие, хотя тогда музей располагался в другом здании.

Евгений Ларин: Таким образом, к 1960 году, когда картины Рериха приехали в Новосибирск, у нас уже были подходящие для них условия? Как появилась у нас Картинная галерея, как к этому пришли?

Елена Уваровская: Инициаторами создания художественного музея были новосибирские художники. В городе шла активная художественная жизнь, проходили выставки, а музея не было. Краеведческий музей был, а художественного — нет. Художники обратились с этой идеей к властям, и приказом министерства культуры СССР было решено открыть в Новосибирске художественный музей.

Евгений Ларин: И где он появился?

Елена Уваровская: Он находился по улице Сверлова, 13, — напротив нас через дорогу, там, где сейчас художественное училище и центр культуры.

IMG_7870.JPG
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Туда и привезли картины Рериха?

Елена Уваровская: Именно туда.

Евгений Ларин: Как формировались первые фонды? Кто этим занимался, откуда везли картины?

Елена Уваровская: Вообще Новосибирску и нашему музею очень повезло. Коллекция была сформирована таким образом, что у нас есть работы всех самых известных русских мастеров. У нас есть Шишкин, Репин, Айвазовский, Васнецов. Это подлинники. Как экскурсовод я часто сталкиваюсь с мнением посетителей музея, что в Новосибирске не может быть подлинников. Многие считают, что это копии, что все подлинники могут находиться только в Москве и в Санкт-Петербурге.

Евгений Ларин: Кто доставал для Новосибирска картины, которые вошли в первые фонды?

Елена Уваровская: Так как был приказ министерства, то начала формироваться коллекция. У министерства были собственные фонды, которые они распределяли по стране. 

Кроме того, нам очень помогли крупные музеи — Третьяковская галерея передавала картины, Эрмитаж, Павловский дворец-музей, Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Русский музей.

Евгений Ларин: Внушительный список!

Елена Уваровская: Да! Сейчас у нас есть работы Тропинина и Жуковского из Третьяковки, известная картина Левицкого «Екатерина Вторая» к нам пришла из Русского музея.

Евгений Ларин: Картинная галерея открылась в 1958 году. Чем жил город в то время? Не так уж много времени прошло после войны. Шло активное строительство, восстановление. Время непростое (хотя когда оно было простым!), наверное, не до того, а тут — картины!

Елена Уваровская: Мне кажется, раньше люди больше ценили музеи, театры, ценили наличие этих коллекций — их так мало было в свободном доступе! Радостным событием стало открытие в городе музея, где можно было увидеть подлинники картин, которых ничто не заменит.

Евгений Ларин: Где выставлялись картины до появления художественного музея?

Елена Уваровская: Художественные выставки проводил краеведческий музей. И хранил работы сибирских мастеров.

Евгений Ларин: В продолжение разговора о нашем городе того периода. Я нашёл статью в журнале «Восход», это журнал при Сибирском Рериховском обществе. В статье автор Наталья Кочергина приходит воспоминания директора Картинной галереи Виктора Петровича Токарева о том, как он в 1960 году, получив в Третьяковской галерее 60 картин, отвёз их в мастерские художественного фонда для упаковки и отправки в Новосибирск, и позвонил Юрию Николаевичу Рериху, попросил у него аудиенции.

IMG_7851.JPG
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Далее описана их встреча, Токарев рассказывает, как выглядел Юрий Николаевич. А когда разговор у них зашёл о деле, о передаваемых Новосибирску картинах, Юрий Николаевич сказал, что он курсе, как идут дела, что звонила ему Екатерина Алексеевна. То есть Фурцева, министр культуры Советского Союза с 1960 года. И Юрий Николаевич Рерих говорит замечательные слова:

«Я сказал ей [Фурцевой], что город Новосибирск знаю давно, ещё с 20-х годов, по экспедиции. Но тогда он был небольшим и незначительным. А сейчас это город с мировой известностью, он известен миру как научный центр Сибири, я много наслышан о нём».

Дальше он спрашивает Токарева о том, что представляет Новосибирск сегодня. В ответ директор картинной галереи рассказал о сегодняшнем дне города, о его потенциале, культуре и искусстве. На что Юрий Николаевич Рерих ему отвечает:

«Да, это великий город, за ним будущее. По своему промышленному размаху это второй Чикаго». — Вот ведь прилипло! — «Поэтому я без малейшего сомнения дал согласие на передачу картин вашему городу. Моя убедительная просьба — не разрывайте коллекцию в экспозиции. 

Все работы вместе будут смотреться лучше, как бы поддерживая друг друга, более полно можно будет увидеть сказочное богатство их красок. 

Вы обещали, что для работ отведёте специальное помещение для постоянной экспозиции. Исходя из этого, я и министр дали согласие на ваш город. При этом нам пришлось отказать другим сибирским городам, да и не только сибирским».

На мой следующий вопрос вы уже частично ответили — экспозиция была постоянной. А действительно ли экспозиция не разрывалась, и все картины выставлялась всегда одновременно?

Елена Уваровская: Да, так было всегда.

Евгений Ларин: То есть обещание сдержали. Тут есть ещё несколько замечательных штрихов, приведу ещё маленький кусочек. Директор Картинной галереи, рассказывая о Новосибирске, отметил, что в городе есть и лошадки, и трамваи. Про трамваи Токарев говорит Рериху, что их «конечно, не столько, сколько в Москве, но 18 маршрутов есть. Окраины города связаны с центром трамвайным движением».

Что ж, думаю, самое время сказать несколько слов о том, что и само нынешнее здание художественного музея тоже как бы своеобразный музей. Точнее, памятник архитектуры федерального значения. Давайте вспомним, что строилось здание не для Картинной галерея, а совсем для других квартирантов.

IMG_7876.JPG
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Елена Уваровская: Да, здание было построено в 1926 году замечательным сибирским архитектором Андреем Дмитриевичем Крячковым. И строилось оно как Сибирский революционный комитет. Затем в нём находился городской и областной комитет Коммунистической партии. В само здание заложена символика Советского Союза.

Евгений Ларин: Давайте немного подробнее расскажем о внешнем облике здания.

Елена Уваровская: Его декоративное оформление всё-таки достаточно строгое. На крыше стоят скульптуры рабочего и колхозника скульптора Надольского. Медальоны с серпами и молотами украшают перила лестницы внутри здания и решётки ограды снаружи. У нас очень красивый зал, который был залом заседаний — с огромной люстрой, с кессонами на потолке, с пилястрами. Сдержанный, но очень торжественный декор.

Евгений Ларин: Хороший задел для художественного музея создал архитектор Крячков.

Елена Уваровская: Да! Здание хоть и не строилось для музея, но оно великолепно для него подходит. Широкие коридоры, высокие потолки, много воздуха, очень много пространства. Здание состоит из двух частей. Постройка 1926 года — это часть со стороны Красного проспекта. А в 1950-х годах здание достроили со стороны улицы Свердлова, части соединил переходов. Таким образом, музей обладает огромными площадями, и в этом смысле мы отличаемся от многих музеев. 

У нас есть возможность показывать большую постоянную экспозицию и проводить много временных выставок.

Евгений Ларин: Возвращаясь к разговору о Рерихе, хочется отметить любопытную деталь: в Новосибирске на только постоянно выставляются его шесть десятков картин, но несколько раз проходили всесоюзные научные «Рериховские чтения» — в 1976, 1979 и 1984 годах. В них участвовали искусствоведы, историки, философы, изучающие творческое наследие семьи Рерихов. Что ж так и тянет рериховцев в Новосибирск? Какой магнитик Рерих заложил в нашем городе, ведь он даже у нас не был!

Елена Уваровская: Рерих как раз был в Новосибирске во время своей центрально-азиатской экспедиции.

Евгений Ларин: Расскажите, что он здесь делал, если об этом, конечно, известно. Например, Владимир Ильич Ульянов был в нашем городе несколько часов, проездом. Но и об этих нескольких часах есть множество легенд. Рериховцы тоже могли что-нибудь сочинить.

Елена Уваровская: Не то чтобы сочинить, конечно. В 1926 году Рерих приезжал в Москву. Сначала он собирался ехать через Новосибирск, но не поехал. А на обратном пути он останавливался в Новосибирске. Он приехал в конце июля 1926 года буквально на день и сразу уехал на Алтай — как тогда он и совершил большую поездку по Алтаю. А потом, в конце августа, он снова приехал в Новосибирск, и был здесь с 24 августа до 4 сентября. В это время он посмотрел город. Есть его фотография на фоне Дома Ленина. Видимо, он ходил по главной улице и уже мог видеть здание Сибревкома. Тогда оно уже было построено.

Prebyvanie_Rerikhov_v_Novosibirske_v_1926_godu_Biblioteka_Sibirskogo_kraevedenia.jpg
Пребывание Рерихов в Новосибирске в 1926 году. Фото: Библиотека сибирского краеведения

Евгений Ларин: А, может, он встречался с кем-то из руководителей города?

Елена Уваровская: Таких сведений я не находила.

Евгений Ларин: А какое отношение к нему было у власти? Он же, возможно, из ряда неблагонадёжных граждан, эмигрант.

Елена Уваровская: Вообще, да. Но, как я понимаю, тут всё было спокойно. Возможно, всем было не до того.

Евгений Ларин: По ходу возник вот такой вопрос. Вы водите экскурсии по картинам Рериха. Как их воспринимают посетители музея? Может быть, задают какие-то вопросы? Что им понятно, что — нет?

Елена Уваровская: Кому-то очень нравится. Есть те, кому не очень нравится, ведь живопись Рериха, конечно, своеобразная. Это определённая стилизация, это не реализм, не Шишкин. Но картины очень красивые, светящиеся, особенные. В основном, воспринимают хорошо, с удовольствием слушают экскурсии. Заявок на Рериха обычно много. Когда ещё не было пандемии, и был иностранный туризм, то иностранцы всегда приходили посмотреть, потому что за границей Рериха знают. 

К нам даже приезжало бельгийское радио, которое прямо у нас в залах записывало репортаж об этой коллекции. Они ехали по стране, но в Новосибирск заехали специально, чтобы поговорить о нашей коллекции.

Евгений Ларин: Мы близимся к завершению нашего разговора, и сейчас нам предстоит сделать сложные выводу на тему «Новосибирск и Рерих». У нас ведь не только картины, и нас и музей Рериха, и большое рериховское общество. То есть довольно-таки обширное наследие.

Я нашел интервью «Российской газете», которое взял один барнаульский журналист у доктора философских наук Михаила Шишина. Это один из авторов книги «Николай Рерих: открытие Алтая», которая вышла в Барнауле. Философ говорит, что для Николая Константиновича, его жены и сыновей Алтай сыграл основополагающую роль — стал местом, где может и должна возродиться духовность России. Михаил Шишин рассуждает:

«Именно после визита на Алтай для семьи Рерихов — и это видно по ряду документов и работ — произошла серьезная перестройка картины мира. В том числе в социальном аспекте. Они прошли всю Центральную Азию, много чего видели. Попав в Советскую Россию, Рерихи поразились „бодрому духу“ народа. Они увидели, что страна стала другой, пришла в движение. К ним часто подходили сибиряки и с интересом расспрашивали про Индию, Гималаи, Китай. Ранее в Москве у Николая Константиновича были встречи с Чичериным, Луначарским, другими интересными личностями. Эти встречи убедили Рериха в том, что произошедшее в России — при всех его минусах — высвободило народный дух, родилась новая страна, происходит нечто особенное. Соприкосновение с Алтаем утвердило Рериха в его выводах, особенно на фоне других стран, в которых побывала экспедиция. У него стал возникать образ той цивилизации, которая могла бы быть, мы предложили назвать ее „духовно-экологической“».

IMG_7900.JPG
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Мне кажется, что это важно, потому что если Рерих видел в Алтае «место силы», место возрождения духовности, то большевики видели в Новосибирске центр советской Сибири — поэтому и Сибревком здесь оказался; даже шире: центром советской Азии они видели Новосибирск. Об этом говорит и то строительство, которое шло здесь в конце 1920-х — в начале 1930-х годов. Возводились здания, которые должны были в практическом смысле служить цели проводить идеи большевиков. Оперный театр — Дом науки и культуры — должен был стать центром распространения идей социализма среди народов Азии. Когда шло всенародное обсуждение нового имени для города Ново-Николаевска, то ойроты, то есть алтайцы, предложили своё название — Курултай, это высший орган власти у тюркских народов, народное собрание.

В этом всём, наверное, можно провести параллели — почему в Новосибирске сошлись рериховские пути, распространилось его наследие.

Елена Уваровская: Конечно, на Рериха повлияло посещение Сибири и Алтая. Он писал о том, что Сибирь для него — это место встречи культуры древней Руси и культуры Азии. Для него это было важно. В нашей коллекции картин Рериха есть работы, в которых можно увидеть соединение мифологических персонажей Руси и Индии. Например, есть картина «Кришна-Лель». Это боги, которые у разных народов выполняли одну функцию. У Рериха этот персонаж одет в славянскую одежду, но у него чёрные волосы, и сидит он на фоне Гималайских гор. Рериху было интересно соединение культур, он проводил параллели, смотрел, как мы все взаимосвязаны.

Почему в Новосибирске так развилось рериховское движение? Мне кажется, что наличие у нас в городе коллекции произведений Рериха сыграло в этом свою роль. У истоков рериховского движения в Новосибирске стоит Наталья Дмитриевна Спирина, которая родилась в Харбине, а потом приехала оттуда в Новосибирск, и Евгений Павлович Маточкин, новосибирец, который был сотрудником Института ядерной физики. Спирина познакомилась с творчеством Рериха ещё в Харбине, а Маточкин — здесь. Возможно, наличие этой коллекции и подвигло их на проведение Рериховских чтений, многочисленных выставок и всего такого прочего.

Евгений Ларин: Кстати, у Рериха есть картина «Победа», где некий персонаж убивает дракона на фоне алтайской горы Белухи. Это даже связывали с большой ролью сибирских дивизий, сформированных в Новосибирске, в победе над фашизмом. Конечно, это вообще притянуто за уши, но, тем не менее, такие толкования есть.

Rerikh_Pobeda.jpg
«Победа». Изображение: Николай Рерих

С Рерихом связано много легенд, невероятных баек, много всего намешано. Так или иначе, наследие Рерихов занимает заметное место в жизни Новосибирска и по сей день.

Елена Уваровская: Наш художественный музей выделяется среди других музеев страны. Я не говорю о центральных музеях, так как Русский музей или Музей востока. А так у нас самая большая коллекция произведений Рериха. В Русском музее их очень много, а Третьяковской галерее — 30 картин Рериха, в Нижегородском музее — 11 работ. Во многих музеях — по одной-две картины, а в Новосибирске их 60. А всего у него около семи тысяч работ, они разошлись по музеям всего мира.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook — будьте в курсе актуальных новостей Новосибирска.

Что происходит

Показать ещё