
Что такое дизайн-код и зачем он нужен? Как победить засилье хаотичной рекламы на улицах Новосибирска? Какие архитектурные изменения ждут нас в самое ближайшее время? Чего стоит опасаться бизнесменам, размещающим рекламу на улицах? Как искоренить ларёчную торговлю? Об этом и многом другом рассказал главный художник Новосибирска Иван Фаткин в ток-шоу «Вечерний разговор с Артёмом Роговским» 10 мая.
Артём Роговский: «Вечерний разговор с Артёмом Роговским» в прямом эфире радио «Городская волна» на частоте 101,4 FM. Всем добрый вечер и всех с прошедшим праздником Великой Победы!
Тем временем в Новосибирске завершается разработка городского дизайн-кода. Этот документ будет содержать требования к внешнему виду фасадов зданий, рекламных и информационных материалов. Как будет выглядеть Новосибирск в ближайшем будущем — об этом пойдёт речь в ток-шоу «Вечерний разговор с Артёмом Роговским». Сегодня [10 мая] у меня в гостях главный художник Новосибирска Иван Фаткин. Иван Юрьевич, добрый вечер!
Иван Фаткин: Добрый вечер!
Артём Роговский: Друзья, мы работаем в прямом эфире, нам можно позвонить на номер 30-40-600 или написать сообщение во все мессенджеры на номер 8-913-787-60-05. А вопрос, с которым я обращаюсь к нашим радиослушателям, такой: «Что вас не устраивает в сегодняшнем облике Новосибирска? Что бы вы лично изменили?».
И сейчас мы будем говорить об облике нашего города. Разработка дизайн-кода близка к завершению. Что это за документ? Почему назрела необходимость его появления? Давайте с этого и начнём.
Иван Фаткин: Дизайн-код — это такое общее понятие, условное обозначение будущего документа. Из города в город кочует это название, уже во многих городах подобные документы приняты. Вообще это такой набор стандартов, который регулирует внешний облик всех аспектов городской среды — это и рекламные конструкции, и фасады зданий, и городская мебель, и озеленение, и так далее. Требований очень много.

Московская копипаста
Мы изучили опыт многих городов. Пока в наших планах разработка дизайн-кода. На сегодняшний момент мы собрали порядка 25 пунктов. В первую очередь мы занимаемся самыми острыми проблемами — это фасады зданий и рекламные конструкции, информационные конструкции на фасадах. В дальнейшем у нас в очередь — отдельно стоящие рекламные конструкции, нестационарные объекты (киоски), и далее по списку.

Артём Роговский: А как долго шла работа над таким документом?
Иван Фаткин: Мы начали эту работу два года назад. Этот документ прошел 3–4 редакции. Первая редакция была практически копией московских правил, которые были приняты в 2013 году.
Артём Роговский: Не самая плохая, кстати, копия. Ещё бы «скопипастить» от бюджета Москвы какую-нибудь долю, и тогда, я думаю, мы развернёмся.
Иван Фаткин: Да, было бы здорово. У них очень жёсткие документы были приняты. И в последующие годы очень многие города пошли тем же путём — «копипастили» московский опыт.
По определённым причинам мы эту стадию прошли, и решили развиваться дальше. Перешли к следующей редакции. Этот документ теперь у нас с цветными картинками и значительно подробнее, чем те материалы, которые мы рассматривали изначально. Надеемся, что получилось лучше.
Артём Роговский: Иван Юрьевич, давайте, наверное, начнём с фасадов зданий. Согласно документу под названием «дизайн-код», как должны выглядеть фасады наших зданий?
Иван Фаткин: Сейчас уже действует документ, который называется «Правила благоустройства города Новосибирска». Там довольно много требований, с которыми, к сожалению, наши жители не знакомы. Мы, конечно, со временем в графический документ дизайн-кода эти требования включим.
Запрет антенн и сайдинга
Пока у нас немного другие приоритеты, но про фасады зданий могу рассказать следующее: в конце прошлого года у нас была принята последняя редакция «правил благоустройства». Там появился пункт, которого раньше не было — это требования к внешнему виду фасадов.

В том числе, один из пунктов, котором я не раз останавливался, — запрет на оклейку стёкол и витрин декоративными плёнками. Для многих предпринимателей это стало неожиданностью. Тем не менее, за это будут штрафовать. Администрации районов сейчас активно работают с предпринимателями.
Кроме плёнок появились следующие требования: запрет на размещение кондиционеров на магистральных улицах. Есть запрет на отделку фасадов домов сайдингом, установку антенн. Запрещена фрагментарная окраска фасадов. Всё это недопустимо в соответствии с новыми правилами благоустройства.
Беспредел и захламленность
Как приводить в порядок фасады — это вопрос №2. Но, в принципе, такие вещи должны оформляться через паспорта фасадов. Сейчас идёт активная паспортизация фасадов здания, и любые изменения возможны только в соответствии с этим документом.
Артём Роговский: Иван Юрьевич, мы переходим на такой болезненный вопрос, как рекламные конструкции. Мы знаем, что раньше на протяжении многих-многих лет в Новосибирске творился полнейший беспредел в сфере рекламы. Прежняя команда мэрии просто запустила город по полной программе этими вывесками, полнейшим хламом.
Сейчас уже поменяли начальника комитета по рекламе. И насколько я понимаю, документ дизайн-кода будет серьёзным наступлением не на рекламный рынок и добросовестных бизнесменов, а именно на качество рекламы.

Иван Фаткин: Да, безусловно. Действующие документы, к сожалению, недостаточно подробно описывали требования к рекламным конструкциям. Не было описано, какого они должны быть размера, что на них может размещаться, что не должно на них размещаться и так далее...
Всё это было названо единым словом «рекламные конструкции». И на сегодняшний день, к сожалению, у нас всё поставлено с ног на голову: сначала предприниматель размещает некую конструкцию, которая ему нравится; потом получает предписание от комитета рекламы. Пугаясь штрафов и демонтажей, он начинает эту конструкцию соответственно оформлять, начинается беготня. И результат этой работы мы видим на улицах города.
Дизайн-код для чайников
Город постепенно становится лучше, но скорость этих изменений нас не устраивает. Это происходит из-за того, что до сих пор у нас не было разработано жестких требований ни к размеру, ни к месту размещения этих конструкций. И тот документ, который мы разрабатывали последние годы, должен понятно разъяснить и предпринимателям и жителям, что они могут размещать, из чего сделать эти конструкции, с какой подсветкой, на каких улицам можно размещать лайтбоксы, на каких — отдельные буквы и так далее.
Артём Роговский: Иван Юрьевич, сегодня проблемы с пресловутым качеством рекламы есть, наверное, во всех районах города?
Иван Фаткин: Да, безусловно.

Артём Роговский: А какой вы можете привести вопиющий пример некачественной рекламы, чтобы было понимание у людей? Где должны стоять рекламные конструкции, а где не должны.
Иван Фаткин: За примером далеко ходить не надо. Достаточно выйти из студии на проспект Маркса, оглянуться вокруг, и посмотреть на то, что творится с фасадами зданий. А пример вопиющего несоответствия: торговый центр «Горский». Есть ещё «Золотая Нива». У нас в городе масса торговых центров, которые на самом деле размещают рекламу хаотично, не приводят её в общую систему. И мы пытаемся с этим бороться.
Есть и приличные примеры. В «Галерее Новосибирск» рекламы довольно много, но, тем не менее, она размещена системно. Она сделана качественно, с внутренней подсветкой, и к ней особых вопросов нет.
Артём Роговский: На мой взгляд, не сочтите за рекламу, «Галерея» — это редкий пример того, как строительство торгового центра сделало территорию вокруг лучше, а не хуже. Раньше там было не самое приглядное место. А сейчас всё благоустроено, красиво, и пользуется популярностью у жителей.
Иван Фаткин: Безусловно, вопрос интересный. Контроль никто не отменяет. Мы попытаемся разобраться подробнее в том, что является рекламной конструкцией, а что является информационной конструкцией. Я сейчас все карты не смогу раскрыть. Пока документ должен пройти всё редакции, на это уйдет примерно месяца два.

Московская «революция»
Контроль будет усилен. Конечно, предпринимателям будет в какой-то степени немного повольнее. Не на все конструкции теперь нужно будет получать разрешения. Но новые конструкции, которые будут размещаться не так, и не в соответствии с тем документом, который будет принят, должны быть демонтированы. Абсолютно также работает Москва, абсолютно также работают в Питере.
Документ сам по себе сейчас регулирует внешний облик. О том, как будут работать санкции с точки зрения администрирования, мы пока не говорим. Комитет рекламы как работал, так и будет работать. Более того, считаю, что сотрудников, которые занимаются контролем, там маловато, и штат нужно расширять.
Артём Роговский: Кстати, а что позитивного произошло в Москве, раз мы её берем за образец? Какой была реклама, и какой стала?
Иван Фаткин: В интернете можно найти очень много материалов на тему того, что было и что стало с улицами Москвы. Некоторые сайты даже позволяют перемещать бегунок на фото, чтобы люди увидели разницу.
С 2012 года в Москве полностью запретили рекламу на фасадах зданий вообще. Разрешается размещение вывесок в соответствии с очень жестким регламентом. Например, запрещено размещение вывесок высотой более полуметра. Такие примеры в Новосибирске единичны, и только на Красном проспекте мы их можем увидеть.
Ещё они все оформлены в едином стиле. Возникает поле для того, чтобы мы смогли эту информацию воспринимать. И в итоге предприниматели не проигрывают, потому что всем достаточно места, чтобы разместиться на фасаде.
Насколько я знаю, ещё в 2014-м году руководство Москвы докладывало на одном из форумов, посвящённых городской среде, что за два года им удалось сократить количество рекламных конструкций в Москве в восемь раз. Как сейчас там развивается ситуация — сложно сказать. Я думаю, что все «революции» уже прошли, предприниматели привыкли к новым правилам, особых конфликтов между городом и бизнесом уже не возникает. А мы сейчас как раз находимся в этой острой стадии.
Артём Роговский: И наполняемость бюджета Москвы не сократилась?
Иван Фаткин: Как утверждает руководство Москвы — нет. Они перешли с системы конкурсов на систему аукционов, что позволило получать больше денег с каждой единицы рекламной конструкции.

Артём Роговский: Мы берём это на контроль. Прямо сейчас буду звонить главе администрации Ленинского района, Олегу Петровичу Клемешову.
И такие звонки к нам тоже поступают, Иван Юрьевич. Кстати, благоустройство тоже входит, по-моему, в дизайн-код Новосибирска.
Иван Фаткин: Конечно. Это отдельная, очень интересная статья.

Хитрые полотнища
Артём Роговский: Рекламу обсудили, фасады обсудили. А как дела с вывесками? Не так давно была ситуация, когда предприниматели завешивали вывески какими-то полотнищами. Что это было?
Иван Фаткин: Это как раз та ситуация, о которой я говорил: предприниматели сначала что-то делают, а потом спрашивают. Происходит это так: открывается какое-то предприятие, допустим, аптека. Предприниматель размещает вывеску над входом и работает, пока не получит предписание от соответствующего органа. И после этого пытается скрыть вывеску, чтобы избежать санкций, пытается оформить компанию уже задним числом. Это обычная ситуация, просто самовольное размещение конструкций, и больше ничего.
Борьба с беляшными
Иван Фаткин: Эта тема очень обширная. Мы вплотную к ней подошли, работаем с управлением потребительского рынка. Последние пару лет проблема очевидна всем. Нужно разрабатывать стандарты для внешнего вида этих нестационарных объектов. И кроме того, мы и в правила благоустройства вносим дополнительные требования, и в рамках дизайн-кода разрабатываем дополнительные условия к местам размещения таких объектов.
Конечно, с такими объёмами рекламы, как сейчас, как бы новые условия не выглядели, нам вряд ли удастся радикально изменить ситуацию в городе. Нужно думать об целесообразности рекламы, об её количестве.

Сейчас мы также прописали обязательные расстояния от зданий, рассчитали необходимую ширину тротуаров. В новой редакции правил благоустройства будет расстояние не менее трёх метров для прохода пешеходов. В предыдущей редакции это число составляло 2,25 метра.
То есть, все вновь устанавливаемые объекты должны отвечать заявленным требованиям. Там есть масса цифр, масса расстояний. Минимальное расстояние от дерева — три метра, расстояние от окон — 20 метров. Кстати говоря, и противопожарные меры тоже действуют.
Нужно разрабатывать новую графическую схему, в которой будут чётко прорисованы все допустимые места размещения всех нестационарных объектов в Новосибирске.
Вопросы горожан
Артём Роговский: Спасибо за сигнал, Татьяна. По окончании эфира наберу главе администрации Советского района Дмитрию Оленникову и в департамент транспорта тоже, сигнализируем Роману Дронову о проблеме.
Иван Фаткин: Планы насчёт освещения в дизайн-коде, конечно, тоже есть. И мэр уже неоднократно ставил задачу, и мы недавно проводили совещание, посвящённое освещению. И архитектурному, и праздничному освещению. В данном случае звонок, конечно, про больную тему — где нет освещения вообще. Но, в принципе, тема архитектурного освещения и праздничного освещения у нас сейчас в работе. Мы неоднократно проводили совещания со специалистами, собрали пожелания от всех районных администраций Новосибирска.

Артём Роговский: Да, все вывески на этом здании отвратительные. Иван Юрьевич как раз кивнул, когда вы говорили об опыте Казани, поскольку, наверное, изучал его?

Иван Фаткин: Да, безусловно, конечно! В Казани дизайн-код существует в рамках правил благоустройства, и все эти требования к оформлению там прописаны. Мы этот опыт изучали одним из первых. Также мы изучали опыт порядка 50 городов — в их числе и Воронеж, и Санкт-Петербург, и Екатеринбург — и попытались выбрать всё самое удачное, что в этих документах есть. Нас как раз этот опыт и ждёт.
На днях мы рассуждали о ремонте здания на пересечении улиц Советской и Ленина. И мы очень рассчитываем, что после ремонта фасадов этого здания у нас появится «первая ласточка». Здание, которое будет оформлено в едином стиле.
Артём Роговский: И это здание очень удачно впишется в проект пешеходной улицы Ленина, которая будет пешеходной. Этим летом, я так понимаю, что нет. А вообще, она, конечно, будет пешеходной. Город заслужил пешеходную улицу Ленина. Кто бы что там ни говорил из числа возмущающихся на Facebook.
А ещё на Карла Маркса есть рынок на Башне. Зайдите и посмотрите, какой там ужас и безобразие. И кругом расклеены непонятные объявления. Город надо чистить и морально, и физически... А машины, которые во дворах стоят? Вот прямо сейчас у нас во дворе ремонтируют машину.

И ещё момент: сейчас лето, у нас рядом море. Но почему у нас такая пыль стоит? Почему не поливают? Я была недавно на приёме у главы администрации, обо всем этом говорила. Но по факту — «а воз и ныне там».
Артём Роговский: 15 минут назад разговаривал с Олегом Петровичем Клемешовым, главой администрации Ленинского района, но по вопросу Затона, который нам задала наша радиослушательница. Я по вашему вопросу передам сигнал главе, чтобы он повнимательнее к этому отнёсся.
А насчет машин, я вас очень понимаю, потому что сам борюсь с автохамами, которые паркуются на газонах, и считают, что это нормально. Вот с этим надо активно бороться, и я всех к этому призываю. Ведь отсюда и возникают пыль и грязь.
Есть такой адрес: ул. Новая Заря, 15. Там стоит пятиэтажка, есть двор, и когда-то там был газон. Но его весь изъездили и уничтожили. Жители сами себе создали свинарник.
Артём Роговский: Спасибо за звонок, сделаю ещё один сигнал главе Советского района.

Иван Фаткин: Мы тоже сможем проконсультировать, но нам надо хотя бы представлять общую картину. Можете позвонить нам на номер 227-50-03.

Артём Роговский: Там очень сложная история, связанная с тем, что решением Верховного суда городские власти были лишены полномочий штрафовать паркующихся на газонах. Обязательно детально займусь этим вопросом, потому что мне и самому интересно. Я намерен эту беду, по крайней мере, в своём районе — Дзержинском — победить. Я не собираюсь смотреть, как кто-то давит колёсами газоны и зелёные насаждения.
Артём Роговский: Насчёт Плющихинского жилмассива, по урнам, — просигнализирую Петру Ивановичу Прокудину о проблеме.
Раскраска трамвая — интересная совместная идея НГС и департамента транспорта. Трамвай — это тоже внешний облик города.
Иван Фаткин: Безусловно. К сожалению, до трамваев у нас ещё руки не дошли.
Наследие прошлой мэрии
Артём Роговский: Но зато у городских властей дошли руки до совместного российско-белорусского сборочного предприятия по трамваям, потому что долгое время трамваи приходили в упадок. Точнее, их намеренно вводили в упадок, разбирали трамвайные пути, уничтожали этот вид транспорта. Сейчас мы всё это восстанавливаем, весь этот ужас, который прошлые власти оставили после себя. А там действительно ужас: посмотрите на эти трамваи, которые ездят сейчас по городу. Приходится несладко, но работа в этом направлении идёт.

Артём Роговский: Татьяна, я понимаю, о чём вы говорите, но могу лишь только сказать, что те, кто был «до», они огромное количество земельных участков «прогуляли». Незаконно построенные жилые дома у нас сносят, такие прецеденты были. Но если частный детский сад уже стоит, то я очень сомневаюсь, что здесь можно что-то изменить.

Опять «приветы» из прошлого летят. Они летят постоянно, и вся работа этих предыдущих товарищей была одним сплошным «приветом».
Вот так, Иван Юрьевич. Когда должны утвердить дизайн-код?
Иван Фаткин: Пока у нас идёт первая стадия, одна глава из этого дизайн-кода. Надеюсь, что в ближайшие месяцы мы сумеем воплотить её в жизнь. В июне выходит на обсуждение Совета депутатов Новосибирска новая версия размещения рекламных и информационных конструкций в Новосибирске. Там должна быть предусмотрена ссылка на вновь разрабатываемый документ.
Эти два документа должны вступить в силу параллельно. Если успеем, то два месяца у нас есть. Если не с июня, то в ближайшее время, летом, у нас уже будут действовать новые правила размещения рекламных и информационных конструкций. То есть одна из 25 глав, о которых мы говорили.
Артём Роговский: Спасибо большое, Иван Юрьевич, за сегодняшний разговор!
Уважаемые радиослушатели, до скорого! До встречи в следующий четверг, 17 мая!
Полное интервью с Иваном Фаткиным смотрите в этом видео:
#Вечерний разговор #Архитектура #Проекты планировки #Благоустройство #Интервью #Город в лицах #Городская волна #Реклама