Президент Сибирской ассоциации дизайнеров и архитекторов Андрей Радаев выступил в качестве гостя передачи «Вечерний разговор о жизни замечательных новосибирцев». Он рассказал о различиях московского и новосибирского дизайна, о работе над проектом «125 идей для Новосибирска», о том, как из строительства можно перейти в сферу дизайна, почему сам считает себя оловянным солдатиком, и как слова турецкого поэта символизируют его жизненный путь.
Регина Крутоус: Здравствуйте! С вами Регина Крутоус и «Вечерний разговор о жизни замечательных новосибирцев». Каждый вторник к нам в студию приходят люди, которые своими делами и достижениями внесли наиболее заметный вклад в развитие нашего города и сделали его лучше, известнее и добрее. И у нас в гостях — президент Сибирской ассоциации дизайнеров и архитекторов Андрей Радаев.
Досье:
Андрей Радаев родился в Новосибирске в 1976 году. Президент Сибирской ассоциации дизайнеров и архитекторов. В 1999 году окончил Новосибирский военный институт. До 2007 года служил в рядах вооруженных сил Российской Федерации. После этого занялся бизнесом в сфере отделочных работ, сегодня руководит студией дизайна и архитектуры АртВижн. Женат, трое детей.
Регина Крутоус: Андрей Владимирович, здравствуйте, я очень рада вас видеть!
Андрей Радаев: Регина, здравствуйте, взаимно! Рад вас видеть после этих новогодних праздников, и очень рад быть у вас в гостях.
Регина Крутоус: Андрей Владимирович, вы являетесь президентом Сибирской ассоциации дизайнеров и архитекторов, которая успешно работает уже почти 1,5 года. Давайте напомним нашим радиослушателям, для чего её создавали, в чём миссия?
Андрей Радаев: Миссия ассоциации, в первую очередь, — это популяризация дизайна, развитие отрасли, формирование внешней среды, где мы с вами живём; выработка стандартов профессии, более глубокое обучение дизайнеров. В целом, конечно, это формирование рынка дизайна, правильное формирование рынка. Наша профессия очень молодая. Понимаете, это белое пятно на карте профессий.
Здесь нет никаких стандартов абсолютно, и каждый человек, независимо от того, насколько он учился, где он учился и как, выдает своё. И здесь нужно формировать культуру подачи проекта, культуру создания проекта и культуру принятия заказчиком наших проектов. Мы должны воспитывать и внутреннюю среду, и внешнюю среду. Мы должны сформировать этот рынок, чтобы он действовал по определённым правилам.
Это и как правильно дизайнер работает над созданием проекта, как он правильно занимается авторским надзором, как он комплектует объект, как ведёт руководство строительством. Здесь много, что можно и нужно делать. Это абсолютно незаполненные ниши, поэтому на данный момент ассоциация является, можно сказать, неким регулятором этого рынка.
У нас, кстати, есть замечательный спикер, дизайнер-архитектор Саша Кутенков, который как раз ведёт образовательный проект именно по стандартам профессии. Я могу сказать, что это очень востребованная тема, и люди как губка впитывают эту информацию для того, чтобы более успешно строить свою карьеру в рамках профессии дизайнер. Поэтому наша миссия такая, и мы её в целом выполняем успешно.
Регина Крутоус: То есть, вы начинали с чистого листа, или опирались на какой-то опыт?
Андрей Радаев: Конечно, есть опыт московских коллег. Это не только мы одни такие сознательные и о чём-то думаем. Конечно, есть в России дизайнеры, которые этим вопросом уже озадачивались. Например, Станислав Орехов — московский дизайнер-архитектор. У него есть большие наработки по стандартам профессии, именно по делению профессии дизайнер на разные компетенции и то, что помогает систематизировать работу в студиях. Мы, конечно, взяли часть его наработок, внесли свои коррективы, потому что нужно всё-таки понимать масштабы Москвы. Да, там люди другие, с другим достатком, по-другому выстраивается работа с клиентами. И, соответственно, профессии могут отличаться определённым алгоритмом работы.
Понятно, что для творчества не будет никаких стандартов: мы не говорим, чьё круглое более круглое, чьё синее более синее. Мы говорим о том, что есть в ремесле некие алгоритмы, и как это всё вмонтировать именно в наши бизнес-процессы, и у нас это успешно получается.
Каждый, кто будет внедрять наши стандарты, я уверен, увеличит доходность своего бизнеса. Дизайн нужно однозначно рассматривать как бизнес, увеличивать свои обороты. И я думаю, что нужно оптимизировать все процессы, которые происходят у дизайнера в студии, вообще в его работе. Тогда освободится время для того, чтобы заниматься какими-то делами.
Регина Крутоус: Я знаю, что на базе Сибирской ассоциации дизайнеров и архитекторов вы ещё и лицензируете дизайнеров. Какие итоги можно подвести?
Андрей Радаев: Да, действительно, мы одно время называли это лицензированием. Сейчас, наверно, более правильно называть это сертификацией. То есть, мы на базе ассоциации сертифицируем дизайнеров. Мы не говорим о том, что те дизайнеры, которые прошли процедуру этой сертификации, достаточно компетентны в своей области и могут правильно выполнять свою работу. Мы за 2017-й год сертифицировали более 30 специалистов. Эта система сертификации очень чётко выстроена изначально. Нужно обязательно пройти курсы Open Design, которые повышают квалификацию там, где мы прививаем как раз стандарты профессии, прокачиваем дизайнеров в сфере бизнеса, в сфере личного продвижения.
Обучение прошло уже в трёх городах Сибири — в Омске, в Новосибирске, в Барнауле, и всего мы повысили квалификацию более 200 дизайнеров. И эти курсы — это уникальная возможность для специалистов совершенно бесплатно открывать для себя новые горизонты, открывать для себя эту профессию совсем по-другому. Не надо тратить 10-15-20 лет на то, чтобы получить опыт. Можно пройти эти курсы за три месяца, получить действительно колоссальный опыт, потому что на этих курсах наши спикеры передают этот опыт, рассказывают о том, как надо работать.
Специальные бизнес-тренеры прокачивают дизайнеров в сфере бизнеса, и это очень большой пласт о современном материаловедении, новые технологии, новые возможности материалов, юридические аспекты профессии. Мы обязательно освещаем психологию профессии, и сейчас происходит набор на новые потоки. С февраля у нас в трёх городах стартует опять новый курс, и уже сейчас поступает очень много заявок. Мы за год проводим три трёхмесячных курса обучения в каждом городе, и всё это бесплатно.
Регина Крутоус: Что даёт эта лицензия, например, дизайнерам с именем?
Андрей Радаев: Я могу сказать, что сертификация — это, прежде всего, стимуляция профессионального роста.
Задача ассоциации — создав механизм сертификации, дать толчок для самостоятельного развития дизайнера. Для того, чтобы он и дальше обучался, чтобы рос профессионально, развивал отрасль, поэтому сертификацию проходят достаточно опытные дизайнеры.
Здесь нужно правильно понимать, для чего это делается. Мы делаем это для того, чтобы запустить целиком отрасль, и не надо думать только о себе в этот момент. Мы говорим о том, что мы становимся частью чего-то такого большого, единого целого. Всё-таки у нас действительно ассоциация объединяет уже, наверное, порядка 740 человек.
С каждым днём количество участников растёт, и это действительно принадлежность большому профессиональному коллективу. Поэтому неважно, какой опыт, какой стаж профессии дизайнера. Если ты член профессионального сообщества и готов рассказывать о себе, делиться опытом, просто общаться, потому что это ещё и интересная тусовка, то я уверен, что эта тема будет очень востребована, будет развиваться в остальных городах Сибири. В тех, в которых ещё пока у нас не открыто отделение ассоциации.
Регина Крутоус: Андрей Владимирович, я знаю, что и студентам вы помогаете в профессиональном становлении, причём абсолютно бесплатно. Конкурентов же воспитываете? Или нет?
Андрей Радаев: Мы не воспринимаем представителей нашего профессионального сообщества как конкурентов по одной простой причине: мы все коллеги, для нас важно делиться опытом, для нас важно всё-таки развивать нашу профессию, и, тем более, воспитывать студентов, передавать им свой опыт. И я думаю, что это очень благородная миссия. Здесь нельзя говорить о том, что мы воспитываем конкурентов. Наоборот, мне кажется, мы должны показывать студентам направление, куда им следует двигаться по жизни. Мы должны студентам показывать, что наша сфера живёт вообще, чем она живёт, что она развивается, чтобы они потом, не дай бог, не опустили руки, когда выйдут из институтских стен и начнут шагать по взрослой жизни.
Понятно, что у них будет очень много сложностей, не везде их возьмут на работу, где-то придётся самим что-то пытаться сделать, но мы в любом случае должны в трудный момент оказать им помощь, поддержать их. Всё-таки, это наши коллеги. По-человечески это нормально, это обычная система человеческих взаимоотношений.
Регина Крутоус: Андрей Владимирович, у Сибирской ассоциации дизайнеров и архитекторов среди приоритетных задач есть и такая, как формирование городской среды. Кстати, именно этот приоритет развития Новосибирска озвучивал и мэр Анатолий Локоть. Как идёт эта работа? Уже можно подвести какие-то итоги?
Андрей Радаев: Мы как объединение профессионалов принимаем очень активное участие во всех общественных слушаниях, которые касаются именно городской среды. У нас вырабатываются предложения для формирования городской среды, и наши предложения всегда принимаются к сведению. Также мы принимаем участие в разработке разных проектов не только по городу, но ещё и по области.
Мы участвовали в разработке парков и скверов, общественных зон, придомовых территорий. Работа ведётся, потихоньку, помаленьку, но она ведётся. Всё-таки всё зависит от бюджетов, но я знаю, что с 2018 по 2021 годы в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» выделяются средства как раз на благоустройство городов, посёлков, и они будут преображаться.
Мы как профессиональное сообщество обязательно будем принимать в этом участие в рамках консультации, обучения и разработки проектов. Для нас это очень важно, чтобы наша Сибирь, наш Новосибирск был красивым и уютным, и узнаваемым городом.
Регина Крутоус: Андрей Владимирович, чем вы особенно гордитесь за время работы в САДА?
Андрей Радаев: Я горжусь тем, что нам удаётся зарядить людей на успех, на победу, на эмоции. Когда видишь их горящие глаза, сразу всё понимаешь, сразу хочется ещё больше что-то сделать. Когда люди говорят, что после этих курсов объединились в студии, стали получать результат, то я вдохновляюсь их результатами. Можно получать удовольствие от процесса труда, от результата труда. Я здесь получаю абсолютно удовольствие от процесса, когда работаем с людьми, и от результата не только своего, но и труда своих коллег. Это очень круто. Я этим очень сильно горжусь. Горжусь, конечно, той командой, которая сформировалась в ассоциации. Это командная работа, это не Андрей Радаев, это реально большая дружная семья.
Регина Крутоус: Андрей Владимирович, когда мы с вами разговаривали в последний раз, вы рассказали о миссии САДА и, в принципе, дизайнеров в проекте «125 идей для города». На каком этапе находится эта работа?
Андрей Радаев: Работа идёт очень плотно. Сейчас мы вместе с главным архитектором города и главным художником города работаем над концепцией въездных знаков в город Новосибирск. Эта концепция утверждена, идёт более детальная доработка. Перед этим объявляли конкурс на разработку въездных знаков. Дизайнеры и архитекторы присылали нам свои работы. Мы отобрали часть, и что-то уже рассматривалось на уровне мэрии, и я думаю, как только будет у нас готов доработанный вариант, представим его на рассмотрение главе города. А дальше это будет общественное обсуждение и принятие к исполнению.
Работа идёт, и наш город, я думаю, со временем займёт своё место среди городов, которые будут отличаться, будут узнаваемы. Главное — не опускать руки, и с позитивом смотреть вперёд, в будущее, и, конечно, проводить для этого какую-то работу. Поэтому над программой «125 идей для города» мы работаем очень плотно.
Регина Крутоус: Из чего состоит ваш рабочий день?
Андрей Радаев: Рабочий день состоит у меня из очень простых вещей — это встречи, звонки, планирование, мозговые штурмы, генерация идей, работа над проектами. Начинается рабочий день, как правило, часов в 9:00 и заканчивается в 20:00-21:00. Насыщенный, насыщенный и ещё раз насыщенный день. Здесь нет такого, что удаётся просто посидеть час, чтобы никто ничего не спросил. Постоянно нахожусь в чьих-то делах, вопросах. И выходных дней как таковых не бывает. Есть воскресенье, когда я могу отдохнуть, но все субботы у меня рабочие.
Регина Крутоус: Андрей Владимирович, помимо президентства в ассоциации у вас есть ещё и своё дело. И я никак не могу понять, зачем вам это — и студенты, и консультации, и высокие цели по поводу повышения статуса профессии, когда можно просто заниматься дизайном интерьеров, отдыхать, жить в своё удовольствие?
Андрей Радаев: Знаете, в детстве я очень много читал. Наверное, я за всё своё детство перечитал все книги.
Понимаете, это с детства у меня, как прочитал. То есть, если не мы, то кто? Не надо ждать, надеяться, что придёт какой-то хороший дядя, возьмёт и всё за нас сделает. Пока мы сами не начнём что-то делать, ничего не изменится. Хочешь — не хочешь, но нужно что-то менять. Хочешь, чтобы что-то изменилось, бери и делай. Показывай пример, как это нужно делать, формируй команду и двигайся вперёд.
Регина Крутоус: Андрей Владимирович, вы считаете себя успешным человеком в плане карьеры?
Андрей Радаев: Регина, я ещё раз услышал название вашей программы «Жизнь замечательных новосибирцев». Возможно, я не настолько замечательный. Возможно, есть ещё тысячи и тысячи людей, которые более достойны. Когда вопрос касается успеха, это вопрос относительный, потому что всегда есть, к чему стремиться, над чем работать. Мы находимся в постоянном развитии, поэтому на данный момент, может быть, некий успех в чём-то есть. Например, в том, что мы достигли сообща. Есть результаты, да. Возможно это какой-то успех, но это не мой личный успех, это успех команды, это успех тех людей, которые меня окружают, с которыми я нахожусь в постоянном взаимодействии.
Регина Крутоус: Расположите в порядке убывания важности: деньги, карьера, признание, успех?
Андрей Радаев: Наверное, всё сделать наоборот: успех, из успеха идёт признание, потом карьера и деньги. А деньги — не самое главное, потому что не всё измеряется деньгами.
А ещё: чем больше ты даёшь, тем больше ты получаешь. Это тоже очень важно. Поэтому эти правила я соблюдаю в жизни, и действительно мы очень много вкладываем, не только в своё развитие, ещё и в развитие других. Мы вкладываем вообще в социальную сферу. У нас есть, например, подшефная школа №2 в Октябрьском районе. Мы сделали там за свой счёт дизайн-проект спортивного зала, зала самбо, потом за свой счёт сделали там ремонт, и сейчас уже целый год дети в этой школе занимаются по программе «Самбо в школах», представляете!
Регина Крутоус: Андрей Владимирович, у вас уже есть успех, признание, вы делаете добрые дела и получаете от судьбы за это подарки. А с чего всё начиналось? Как вы пришли в архитектуру?
Андрей Радаев: Вы знаете, тут нужно экскурс в историю сделать. Школу я закончил в 1993 году. Представляете, 90-е годы — это такое смутное время было. Заканчивал школу №149, а после поступал в Академию госслужбы, в то время Сибирский Кадровый центр. Сдал достаточно хорошо экзамены — две пятёрки и четвёрки, но, к сожалению, не поступил по баллу. Пришлось забрать документы и подать их в юридический филиал Томского университета, который находится на Советской. Там была такая же история — две пятёрки и четвёрки, не хватило балла.
Я целый год работал на заводе «Экран», мы собирали какие-то приборы для комбайнов, собирали электронно-оптические преобразователи, что-то там ещё. Прошёл год, и встал вопрос о том, что нужно дальше идти, как-то развиваться, и я по настоянию родителей пошёл сначала в пединститут поступать на физико-математический факультет, а параллельно поступал ещё в военный институт. Конечно, в то время хотелось стать мужчиной, не пропасть в жизни, и когда я поступил и туда, и туда, выбрал военный институт.
Никто нам ничего не давал, мы обычные ребята из обычных семей. Не имели ни стартовых капиталов, ничего. Только огромное желание найти своё место, найти себе какую-то работу по душе, и чтобы можно было не только работать, но ещё и зарабатывать. С этого всё и начиналось.
Регина Крутоус: То есть, через ремонт вы пришли к архитектуре и дизайну?
Андрей Радаев: Конечно! Это такая работа многофункциональная. Человек должен обладать разными компетенциями. Дизайнер — это не просто человек, который рисует красивую картинку, он ещё должен знать особенности и при строительстве, должен понимать, как правильно размещать инженерные коммуникации. И это тот опыт, который должен приходить с годами. То есть, нельзя закончить вуз и сразу начать делать качественные проекты. Кстати, в России, я могу сказать, очень много дизайнеров, декораторов, которые не имеют профильного образования и достаточно успешны.
Регина Крутоус: Андрей Владимирович, как вам удаётся сочетать общественную работу и семью? Откуда черпаете силы?
Андрей Радаев: Тут такой у меня вздох. Знаете, у меня подход просто к жизни такой. Да и не могу сидеть на месте. Даже в праздники, когда все отдыхают, я не могу отдыхать. Мне надо что-то делать всегда. Конечно, я вдохновляюсь от результатов. И от результатов тех людей, которые окружают.
Регина Крутоус: А семья вас поддерживает?
Андрей Радаев: Конечно, вы же знаете, что без поддержки семьи трудно было бы что-то делать. Если вдруг дома начали пилить за то, что прихожу поздно и не уделяю достаточного внимания, и нет нормальных выходных, то, конечно, было бы тяжело делать то, что мы делаем. Но супруга сама из этой сферы и понимает, что перемены необходимы, и что деятельность, которую мы ведём, очень важная.
Регина Крутоус: Андрей Владимирович, расскажите о своей семье. Откуда вы родом, кто сейчас входит в вашу семью?
Андрей Радаев: Я родом из Новосибирска. У меня есть мама. У меня есть сын от первого брака, Кирилл. Ему десять лет, он учится в школе. Есть два сына — Рома и Захар, три и один год. Жена Лена, она дизайнер-архитектор. И есть у меня ещё мой замечательный младший брат Сергей.
Регина Крутоус: Вы многодетный отец. Как вы считаете, чему должен научить отец своего сына?
Андрей Радаев: Вы знаете, когда мне было, наверное, года три, у меня, к сожалению, отца уже не стало. И, конечно, отец должен дать сыновьям своё мужское общение. Поэтому, может быть, я и ушёл тогда с таким желанием в армию, чтобы всё-таки там закалить свой характер, получить стержень, но сейчас я, конечно, буду своим сыновьям давать именно это.
Регина Крутоус: А какое место в вашей жизни занимают друзья? Вообще, что для вас значит дружба? Вы можете сказать, что у вас есть настоящие друзья?
Андрей Радаев: Дружба и друзья — это очень важно для меня. Я, конечно, по мере возможности всегда уделяю время своим друзьям. Не могу сказать, что у меня их много, но есть очень старые друзья, очень хорошие, ещё со школы. Есть близкие друзья из армейского времени.
Конечно, друзья приходят со временем. С кем-то мы знакомимся, сближаемся, например, я очень хорошо дружу с Максимом Останиным. Для меня это очень хороший друг, который разделяет мои идеи, и, наверное, в большей степени он вдохновил меня на создание ассоциации, очень сильно помог в своё время. Для меня очень важны друзья, но, к сожалению, не всегда есть время проводить с ними много времени. Когда мы встречаемся, тогда мы окунаемся в какое-то детство, юношество, отрочество.
Блиц-опрос
Ваш девиз?
Не отступать и не сдаваться.
Опишите себя в двух словах?
В трёх: Стойкий оловянный солдатик.
Ваше самое большое достижение?
Три сына.
Чего бы вы никогда не сделали в жизни?
Не женился бы в третий раз. Наверное, всё, хватит. А в глобальном смысле: никогда бы не совершил какую-то подлость, не предал Родину, никогда бы не предал людей. Для меня всё-таки, наверное, интересы общества даже порой важнее, чем мои собственные интересы.
Какие мечты детства вы воплотили в жизнь?
Я стал мужчиной, у меня появился стержень. Я твёрдо знаю, чего я хочу, я твёрдо иду по жизни.
Какой вы видите свою жизнь через десять лет?
Такой же насыщенной, такой же сложной и напряжённой. Чтобы постоянно была динамика. Тут нельзя расслабляться, а нужно постоянно действовать в этой жизни. Хочется объединить людей не только в Сибири, дизайнеров и архитекторов, а вообще всех единомышленников, кто хотел бы заниматься развитием города и выработать общественную стратегию развития Новосибирска, Сибири и региона.
Три главных качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать герой нашего времени?
Он должен быть открытым, честным и патриотичным.
Регина Крутоус: Спасибо вам большое за интересную беседу, Андрей Владимирович!
Андрей Радаев: Регина, вам спасибо за то, что пригласили. Всем новосибирцам хочу пожелать, чтобы смотрели по сторонам, принимали участие в изменении облика города. Очень бы хотелось, чтобы наш город был одним из лучших в России и, возможно, в мире. Но на всё нужно время, и, возможно, мы этого и не увидим, но для наших детей, для наших внуков мы должны сделать сейчас всё, чтобы они жили в хорошей стране, в хорошем городе. Чтобы в их домах было уютно и хорошо, чтобы они могли гордиться своим городом, городом Новосибирском.
#Замечательные новосибирцы #Городская волна #Интервью #Архитектура #125 идей #Образование