Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: мысли из-под спуду, бедный Йорик и неудобный поэт

28 января на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывал сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
15:35, 02 февраля 2022

Памятник Покрышкину на площади Маркса планируют перенести на новое место. Скульптуру хотят установить в самом центре транспортного кольца — там, где обычно ставят новогоднюю ёлку. Так бронзового маршала авиации будет хорошо видно и с проспекта Маркса, и с Ватутина, и со всех других окрестностей. Ориентировочно перенос памятника намечен на второй квартал этого года.

 

Взгляд назад. Исторический календарь

24 января 1924 года, после смерти Ленина, постановлением чрезвычайного заседания Сибревкома и горсовета центральную городскую площадь назвали именем Ленина. Это имя площади вернули в 1961 году, после того как был развенчан культ личности Сталина, чьё имя площадь носила с 1935 года.

25 января 1929 года в шесть часов вечера в Доме Ленина открылась Первая Сибирская краевая конференция батрачества и бедноты. В конференции участвовали 195 делегатов из различных районов края. Конференция единогласно решила призвать всех батраков теснее сплотиться вокруг партии коммунистов, чтобы быть её твёрдой опорой в деревне и участвовать в работе Советов.

25 января 1939 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию новое здание железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный.

29 января 1918 года исполком Ново-Николаевского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов упразднил Городскую думу и управу, а её функции передал Совету городского хозяйства.

30 января 1942 года под руководством академика Чаплыгина при горисполкоме образован комитет учёных для решения важнейших оборонных и народохозяйственных задач. 13 секций комитета объединяли научные и инженерно-технические силы Новосибирска.

 

Однажды в Новосибирске. Не капиталистический банк

30 января 1927 года на Красном проспекте закончили строительство Промбанка. Ныне массивное серое пятиэтажное здание, украшенное советской символикой, — это мэрия Новосибирска, бывший горисполком.

Строительство Промбанка началось в 1925 году. Первоначально это было трёхэтажное здание, выполненное в стиле конструктивизма на основе проекта инженера-архитектора Швидковского и архитектора-художника Гольца. Строили Промбанк под руководством инженера Шестова.

Промбанк специализировался на долгосрочном финансировании промышленности, энергетики и транспорта. Но целью было не извлечение прибыли из оборота капитала. Промбанк как банк советский был учреждён в качестве «специального кредитного инструмента» советской кредитной системы. А её основной задачей было содействие социалистическому развитию народного хозяйства.

В 1931 году здание Промбанка передали горисполкому. А в конце 1930-х годов его надстроили на два этажа. Архитектурную законченность здание приобрело в середине 1950-х годов после серьёзной реконструкции в сверхмонументальных формах сталинской неоклассики.

Проект реконструкции составили в 1950 году архитекторы Кузьмин и Добролюбов. В 1954 году она была завершена. Сегодня здание Промбанка — это памятник архитектуры федерального значения.

Первомайский сквер(15)_cr2(85).jpg
Фото: Музей Новосибирска

Структура момента. Театр в музее

Евгений Ларин: В Музее Железнодорожного района показали поэтический спектакль «Очи чёрные» по стихам, а вернее по песням, Владимира Высоцкого. Они звучали в исполнении сотрудников музея и актёров-любителей под руководством профессионального режиссёра — в декорациях музейной выставки. Новый проект назвали «Театр в музее».

У меня на связи по телефону — руководитель Музея Железнодорожного района Алексей Авдеев.

Алексей Сергеевич, расскажите немного о том, как родилась идея проекта «Театр в музее». Почему для первого опыта вы решили обратиться к такому достаточно сложному материалу, как стихи Владимира Высоцкого?

Алексей Авдеев: Изначально идея принадлежала театральной студии «История», художественный руководитель — Екатерина Сергеевна Коноплёва. В 2020 году она также в честь дня рождения Владимира Высоцкого на сцене молодёжного клуба «Стрижи» поставила по его стихам поэтический спектакль «Нерв».

Основной задачей, которую она поставила перед актёрами, было выбрать для себя песни, переосмыслить их, прочувствовать и прочитать их как стихи. Это кажется очень легко — взять и рассказать песню. Но для актёров это оказалось непросто. Когда начинаешь рассказывать песню, всё время сваливаешься в какой-то ритм. Выбрать песню, почувствовать её и рассказать как стихотворение — это действительно требует труда.

В этом году мы решили совместно с театральной студией «История» открыть новый проект, который назвали «Театр в музее», и, приурочив постановку ко дню рождения Владимира Семёновича Высоцкого, показать свой поэтический спектакль. Его мы назвали уже не «Нерв», а добавив в программу другие стихи, назвали его «Очи чёрные».

Евгений Ларин: Как бы вы оценили этот первый опыт? Музей Железнодорожного района, театр и стихи Высоцкого... Почувствовали ли вы себя в своей тарелке?

Алексей Авдеев: Да, почувствовали, хотя, конечно, первый блин получился с комочками. Из первого спектакля мы сделали определённые выводы. Мы поняли, как взаимодействовать с публикой. Сложность в том, что мы выступаем в зале, у нас нет сцены, мы находимся рядом со зрителями.

Мы понимаем, как дальше держаться в предложенном нам пространстве, как взаимодействовать с экспозицией, использовать предметы, которые представлены на выставке. Теперь мы постараемся сделать наше выступление более гармоничным.

Чтобы погрузиться в атмосферу, мы примерили на себя некоторые образы. Мы не хотели показать поэта Владимира Высоцкого, мы хотели вести повествование от персонажей и действующих лиц тех стихов, которые мы представляли.

Евгений Ларин: Что вы собираетесь делать дальше, как планируете развивать этот проект? Намерены ли обращаться к другим темам, которые, может быть, ближе к истории Новосибирска?

Алексей Авдеев: Да, есть идея в будущем обратиться к классике, например, к Антону Павловичу Чехову, к его коротким рассказам, и показывать небольшие спектакли на разных площадках в экспозициях музея, не только Железнодорожного района. Мы хотим распространить этот проект на весь Музей Новосибирска. Планируем показывать спектакли, так или иначе соответствующие выставкам, которые в это время будут работать на площадках.

Евгений Ларин: В поддержку выставки ещё и театральное представление?

Алексей Авдеев: Да, чтобы оживить выставку, оживить экспозицию. Мне кажется, это довольно интересная идея.

 

Было — не было. Дорогой Володя Высоцкий

В гостях в студии «Городской волны» — сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев.

Евгений Ларин: 25 января 1938 года — «по указу от тридцать восьмого» — в Москве родился поэт, автор-исполнитель песен, актёр Владимир Семёнович Высоцкий. Почитатели его таланта эту дату знают, помнят её и на этой неделе отмечают 84 года со дня его рождения. И мы не останемся в стороне.

Как-то в этой студии директор Музея Новосибирска Елена Михайловна Щукина сказала, что наш город уникален тем, что, какую тему ни возьми, к Новосибирску она всегда имеет отношение — мы всегда найдём факты, которые свяжут эту тему с Новосибирском.

Сегодня мы поищем факты — и, конечно, найдём их, потому что, как известно, кто ищет, тот всегда... — факты, которые связывают Новосибирск с Высоцким. Или Высоцкого с Новосибирском.

NET_1807_tn.JPG
Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Высоцкий, наверное, у каждого свой. Пожалуй, каждый, независимо от того, как он относится к его творчеству, сможет сказать о Высоцком хотя бы пару слов. Такой вот масштаб личности поэта.

Но я говорю не о том, что в каждом городе бывшего Советского Союза обязательно найдётся человек, который с Высоцким пил при каких-нибудь невероятных обстоятельствах, или летел с ним в самолёте, или, по крайней мере, стоял в одной очереди.

Я о том, что у каждого — мне так кажется — есть о Высоцком что-то своё, очень личное, о чём не знает больше никто. Я, например, из детства помню (а у меня дома Высоцкого любили и слушали): у меня была любимая пластинка Высоцкого.

Это была пластинка миньон, как называли в Советском Союзе семидюймовые пластики. Самым потрясающим для меня было то, что винил был не обычным чёрным, а оранжевым и прозрачным. Там было три или четыре песни, точно были «Кони привередливые», но послушать можно было только две или две с половиной песни, поскольку у пластинки был небольшой скол у края, был отломан маленький кусочек, и занимал он примерно полпесни. Но пластинка была всё равно чудесная...

Думаю, вам, Константин Артёмович, тоже есть что рассказать о своём личном Высоцком, так ведь?

Константин Голодяев: О Высоцком рассказывали многое и многие. Действительно, почитатели Высоцкого каждый год вспоминают его день рождения, неважно — юбилейная это дата или нет.

Я о Высоцком публично впервые рассказывал на его 50-летие, в 1988 году. А вообще близко с его творчеством я познакомился, когда окончил школу и учился на подготовительных курсах для поступления в наш университет на историю. У меня тогда волосы были ниже плеч, а таких патлатых брали только на историю и филфак — там не было военки. 

Мы учились на подготовительных курсах, и рядом со мной сидел товарищ — он кем-то работал в троллейбусном депо. Про Высоцкого, конечно, я слышал раньше и фильмы с ним видел — тогда уже вышел не один фильм с Высоцким, были грампластинки фирмы «Мелодия». «Лягте на пол, три-четыре». Ну Высоцкий и Высоцкий.

И как-то мы с этим сокурсником разговорились, он пригласил меня к себе домой в гости, а они с женой уже тогда фанатели по Высоцкому. И вот мы приезжаем, он включает свой большой бобинный магнитофон, и вот тут я услышал «Протопи ты мне баньку», «Охоту на волков». И это если не перевернуло мою жизнь, то хорошенько так встряхнуло.

Я стал Высокого слушать, стал про него читать, стал пересматривать фильмы с его участием. В последние годы я интересуюсь Высоцким уже с чисто краеведческой точки зрения, потому что о нём много чего говорят — «беззубые старухи разносят по умам», — а было это или не было... Вот об этом, я думаю, мы сейчас и поговорим.

Евгений Ларин: Да! Если о говорить о том, как связан Высоцкий с Новосибирском, то есть вещи вполне себе очевидные, которые лежат на поверхности — на поверхности города. Это прежде всего улица Высоцкого. Но в Новосибирске есть и улица Пушкина, и даже улица Шекспира. Да мало ли в честь кого могли назвать улицу! В советских городах это часто делали вообще без всякой связи местности с именем героя, исключительно из страха перед высшими силами советского пантеона.

Но в случае с улицей Высоцкого, наверное, можно говорить только о любви — хотя дело было тоже ещё в Советском Союзе. Но, пожалуй, ничем, кроме любви, появление улицы Высоцкого в Новосибирске объяснить нельзя!

Константин Голодяев: У Высоцкого была огромная популярность. Наша улица Высоцкого была первой в Советском Союзе улицей, названной его именем.

Евгений Ларин: Удивительный факт!

NET_1837_tn.JPG
Константин Голодяев. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Константин Голодяев: Да, удивительный. Но если начать с самого начала, то Гусинобродское шоссе — это старая-старая калмыкская дорога — мы об этом упоминали, когда говорили о древней истории Новосибирска, точнее нашей местности, — которая проходила на восток, на Кузбасс. По ней товары вывозили контрабандисты — переправлялись через Кривощёковскую переправу и двигались на Кузбасс.

В ту сторону вели две дороги. Одна шла через Каменку, где стоял казачий дозор, а вторая, обходная, — через Гусиный брод. Эта дорога долгое время относилась к землям поселения Усть-Иня, а когда Усть-Иня вошла городскую черту, она также вошла в город. Это произошло в 1930 году. Но жилыми домами эта территория начала застраиваться только в 1970-е годы, когда там появился МЖК «Восточный». До этого там был большой пустырь, а вокруг — частный сектор.

Из примечательного там была барахолка грампластинок, дискобалка. Но комсомольцы бдили, пластинки нельзя было продавать, их только «меняли»: показывали только конверты, а сами пластинки можно было купить уже в другом месте. Когда торговцев пластинками выгнали с большой барахолки, эта так называемая «туча» переехала в недостроенное здание, которое изначально было предназначено для полиграфкомбината издательства «Детская литература», где она находилась во времена Черненко и Андропова. Здание это там до сих пор так и стоит.

Как на МЖК появилась улица Высоцкого? МЖК «Восточный» в нашем городе был первым молодёжным жилым комплексом, хотя в стране такие комплексы уже были. МЖК в Советском Союзе начали создавать в 1970-е годы, а в Новосибирске первый МЖК был заложен в 1985 году.

Хорошее было движение, потому что, работая на предприятии, молодой специалист или сотрудник среднего возраста мог участвовать в строительстве — по вечерам, в выходные — и закладывал себе, таким образом, потенциал для приобретения этого жилья в будущем.

В 1985 году в День комсомола, 29 октября, был заложен первый камень на месте строительства МЖК-1. Он стал «Молодёжным» позже, а сначала назывался «Восточным». Интересно то, что открытие первого дома состоялось в 1988 году, перед 50-летним юбилеем Высоцкого, — 23 января. У дома на Лазурной, 10 состоялся митинг по поводу сдачи первого дома.

Евгений Ларин: Но ведь власти не особо жаловали Высоцкого, а для новой улицы вдруг выбирают его имя!

IMG_8977.jpg
Фото: Мария Козлова, nsknews.info

Константин Голодяев: Это было модно. Это был практически конец 1980-х, перестройка! На название улицы был объявлен конкурс, в котором участвовали будущие жители улицы Высоцкого. К рассмотрению поступило более сотни вариантов! Там были имена и Покрышкина, и Крячкова, и Че Гевары, и популярной тогда Саманты Смит. Но большинство выбрало Высоцкого.

А дальше в городской комиссии по наименованиям проходит обсуждение, и комиссия упирается: говорит, мол, нет. Дескать, какой такой Высоцкий?! Это не наш, мол, товарищ! И перевесом буквально в один голос улицу всё-таки назвали именем Высоцкого. Мы найдём этого человека и поставим ему памятник.

Евгений Ларин: Я читал, что на открытии мемориальной таблички Высоцкому, то есть фактически на открытии улицы его имени, присутствовал Валерий Золотухин, который был в Новосибирске на гастролях с театром на Таганке. И он вроде собственноручно прикрутил табличку.

Константин Голодяев: Именно собственноручно. В сентябре 1988 года Таганка была в Новосибирске на гастролях, и Золотухина специально пригласили на открытие. Его просто вырвали со спектакля, привезли туда, и он лично ввернул четыре шурупа в табличку на Высоцкого, 11, на которой было написано: «Этим домом в городе Новосибирске началась застройка улицы имени Гражданина СССР Владимира Высоцкого (1938-1980), поэта, певца, актёра». Золотухин вспоминал об этом, есть фотографии, где он стоит рядом с этой табличкой, а над ним держат зонтик, потому что шёл дождь.

Евгений Ларин: Как я уже говорил, свой Высоцкий, наверное, есть у каждого человека. Но, возможно, есть свой Высоцкий и у многих городов. И Новосибирск в этом ряду чуть ли не первый, потому что у нас есть замечательная легенда, связанная с Высоцким, и даже не одна.

Константин Голодяев: Да, легенд много — был ли он у нас в городе или не был. Но у нас есть легенда-предтеча Высоцкого — о том, что он был зачат не просто «ночью порочно», но что это произошло именно в Новосибирске на улице имени печально известного наркома внутренних дел Николая Ежова, бывшей улице Томской, нынешней — Салтыкова-Щедрина.

Именно там жили родители Высоцкого в 1937 году. Семён Владимирович и Нина Максимовна поженились в Москве, а после свадьбы уехали в Новосибирск по распределению отца Владимира Высоцкого из политехникума связи. Глава семьи работал техником на новосибирском почтамте, занимался прокладкой связи. После семейной ссоры Нина Максимовна вернулась обратно в Москву и там поняла, что беременна.

Известный исследователь Высоцкого, тоже, кстати, наш земляк, Валерий Перевозчиков описывает сцену, когда Семён Владимирович с друзьями сидит в ресторане «Центральный» — это там, где сейчас находится краеведческий музей, — и рассказывает, что он-де готовится стать отцом, что же делать-то!? Говорит, мол, что получил из Москвы телеграмму от жены, в которой она сообщила о своём положении. И тут он всё решил и отправил телеграмму в ответ — мол, рожай.

Евгений Ларин: То есть судьба Владимира Семёновича решилась за стопкой в ресторане?

Константин Голодяев: Это неважно. Может быть, они там чай пили. Важно, что дело было в Новосибирске. А потом и сам Семён Владимирович вернулся в Москву.

Евгений Ларин: И это можно считать фактом. Я тут нашёл статью Игоря Маранина «Высоцкий и Новосибирск», в которой Игорь Юрьевич приводит фразу из воспоминаний Семёна Владимировича Высоцкого: «Зачат был Володька в Новосибирске, в мае». Непреложный факт. Не где-то, а именно в Новосибирске.

Константин Голодяев: Ну, раз папа сознался.

Евгений Ларин: Истории, связанные с Высоцким в Новосибирске, рождались и множились. Есть, например, история о том, что как-то на новосибирском радио была сделана большая запись Высоцкого, чуть ли не полтора часа плёнки было записано, но каким-то волшебным образом она исчезла. Было это?

IMG_1496.JPG
Фото: Михаил Периков, nsknews.info

Константин Голодяев: Об этом мне рассказывали сотрудники радио, которые там давно работают, а им об этом, в свою очередь, тоже рассказывали, сами они при этом не присутствовали — что да, действительно, Владимир Семенович записал на бобину полтора часа своих песен. Всё было хорошо, но, когда об этом узнало вышестоящее начальство, эти бобины были изъяты и брошены в ящик для размагничивания. Таким образом, эти записи пропали.

И таких «воспоминаний» достаточно много, вплоть до того, что в начале 2000-х годов на экраны страны вышел фильм «Копейка», где физик-диссидент из Академгородка дарит Высоцкому автомобиль «Жигули» ВАЗ-2101.

Много говорят о том, что Высоцкий часто пел в Новосибирске на квартирниках. Может, это и было, но ни одной фотографии, ни одного документа, который бы это подтвердил, не осталось.

Евгений Ларин: Что странно.

Константин Голодяев: Очень странно! Поэтому мы не можем с уверенностью говорить о том, что это было. Есть только один момент. В 1968 году Высоцкий вместе с Валерием Золотухиным снимался в фильме «Хозяин тайги». Съёмки проходили в Красноярском крае. Золотухин об этом потом писал, что на съёмки приехал режиссёр Станислав Говорухин, который был почитателем таланта Высоцкого, и уговорил актёра махнуть с ним до Новосибирска. Золотухин вспоминал: утром встали, а Высоцкого нет — укатил на поезде в Новосибирск.

Евгений Ларин: Игорь Маранин в статье, о которой я уже говорил, приводит запись Золотухина в дневнике от 22 августа 1968 года: «Потерялся Высоцкий. Удрал в Новосибирск».

Константин Голодяев: Тогда Высоцкий с Говорухиным якобы съездили в Академгородок, где физики показывали им строящийся ускоритель. А потом они поехали в гости к нашему знаменитому художнику Николаю Демьяновичу Грицюку, который жил в стоквартирном доме на Красном проспекте, 16.

Евгений Ларин: А они каким-то образом были знакомы? Как они там оказались?

Константин Голодяев: Вообще у Грицюка было множество знакомых. Через его квартиру прошло очень много творческих людей, которые приезжали в Новосибирск. Его жена, Валентина Эдуардовна, была очень гостеприимной хозяйкой. Когда узнавали, что в город приехал кто-то из больших столичных гостей, их приглашали к Грицюкам. И на этот раз Валентина Эдуардовна, как обычно, накрыла стол.

От Грицюков никто не уходил без подарков. И есть картина, которая сейчас находится в фондах государственного культурного центра музыки В. С. Высоцкого в Москве. Я её разглядывал-разглядывал, понял только, что там нарисованы какие-то музыкальные инструменты — картина очень абстрактная и без названия.

kartina.jpg
Картина Николая Грицюка, подаренная Владимиру Высоцкому. Фото: предоставлено Игорем Мараниным

Эту картину Николай Демьянович подарил Высоцкому, тот в ответ оставил строки. Фотография этого стихотворения широко известна в интернете. Вот это посвящение Высоцкого Николаю Грицюку:

«Мне — не-стрелю и акыну —
Многим в пику, в назиданье
Подарили вы картину
Без числа и без названья.

НЕ_УДАЛЯТЬЧто на ней? Христос ли, бес ли?
НЕ_УДАЛЯТЬИли мысли из-под спуду?
НЕ_УДАЛЯТЬНо она достойна песни.
НЕ_УДАЛЯТЬЯ надеюсь, песни будут».

Подписано личной подписью Высоцкого. Валентина Эдуардовна об этой встрече рассказывала, но письменных воспоминаний, к сожалению, оставить не успела, хотя написать об этом она хотела. Так что фактического доказательства, кроме фотографий картины и стихотворения, у нас нет.

avtograf_cr.jpg
Автограф стихотворения Владимира Высоцкого о картине Николая Грицюка. Фото: предоставлено Игорем Мараниным

Евгений Ларин: Но, наверное, самый распространённый, самый стойкий миф о Высоцком в Новосибирске — это то, что он пел в академгородковском клубе «Под интегралом». Ему, наверное, там сам бог велел петь!

Константин Голодяев: И не только бог, но и сам «Интеграл» велел. Но это только слухи. Приезда Высоцкого в «Интеграл» не зафиксировано. Есть открытка, которую посылали Владимиру Семёновичу в театр на Таганке в декабре 1967 года, она подписана Валерием Фёдоровичем Меньшиковым, который в «Интеграле» занимал пост министра песни.

В этой открытке он поздравляет Высоцкого с новым, 1968 годом и надеется на встречу в Академгородке. Кстати, там написаны такие слова, перифраз песни Высоцкого: «И молимся, чтобы обстановка не подвела. Сделать это не сложнее, чем попасть в горы».

Кроме этой новогодней открытки, было официальное приглашение на бланке клуба «Под интегралом» за подписью заместителя директора Натальи Смирновой: «Дорогой Володя Высоцкий! Совет клуба „Под интегралом“ предполагает в этом году провести в Академгородке всесоюзный фестиваль самодеятельной песни. Очень надеемся, что Вы примете в нём участие».

Безымянный2.jpg
Приглашение Владимиру Высоцкому от клуба «Под интегралом», вероятно, 1967 год. Фото: предоставлено Константином Голодяевым, Музей Новосибирска

Но, к сожалению, обстановка, видимо, всё же подвела. Высоцкий присылает телеграмму о том, что не может приехать на фестиваль. И звездой нашего фестиваля стал Александр Галич. Это, кстати, было его первое и последнее публичное выступление в СССР.

Евгений Ларин: А давайте мы расспросим об этом Анастасию Близнюк, это дочка одного из основателей клуба «Под интегралом» — министра странных дел Германа Петровича Безносова, она основатель и руководитель Интегрального музея-квартиры Академгородка. Сейчас она у нас на связи по телефону.

Анастасия Германовна, как, по вашей информации, пел Владимир Семёнович Высоцкий в клубе «Под интегралом» или нет?

Анастасия Близнюк: Если кратко, то нет. Вообще, если он и был в Академгородке, то только частным образом, и достоверной информации об этом у нас нет, как бы мы ни пытались её найти.

Евгений Ларин: То есть, возможно, это были просто квартирные выступления, как это принято у авторов-исполнителей?

Анастасия Близнюк: Скорее всего, такого тоже не было, хотя слухи были. Мы эту информацию разведали, дозвонились до людей, которые, возможно, могли принимать Высоцкого, но подтверждения этому не получили.

Евгений Ларин: Но его ведь приглашали, и не только на тот знаменитый фестиваль, который вместо осени 1967 года прошёл весной 1968-го. Его ждали даже раньше, по крайней мере, об этом шла переписка.

Анастасия Близнюк: Совершенно верно. В Академгородок приглашали всех бардов, певцов, всех ведущих деятелей культуры. Об этом у нас в архиве есть огромное количество документов, которые говорят, что приглашения рассылали всем. Есть ответы. В частности, есть телеграмма Визбора, в которой он говорит, что он хотел бы, но не может приехать.

Но есть много мифов о том, что на фестивале в 1968 году якобы были Ким, Визбор, Окуджава и Высоцкий. Видимо, потому что считают, что все они в одной когорте, но каждый случай индивидуален. Так что мы утверждаем, что Высоцкого совершенно точно не было на фестивале, он не выступал в «Интеграле» и не давал квартирных концертов в Академгородке.

Евгений Ларин: Известно, ответил ли что-нибудь Владимир Семёнович на приглашение? У нас есть документ, мы его нашли в интернете, это приглашение Высоцкого на фестиваль за подписью заместителя клуба Н. Смирновой.

Анастасия Близнюк: Наталья Смирнова — это была очень яркая девушка, которая приехала из Ленинграда и которая имела отношение к ленинградскому клубу «Восток». Мои родители, безусловно, были с ней дружны. Ответа Высоцкого у нас в архиве мы не видели, но мы планируем сделать более серьёзное исследование всех наших документов — вдруг что-нибудь найдётся. Я этого не исключаю, потому что я даже не все документы держала в руках. Мы их пока храним и только планируем обработать. Если что-то найдётся, то мы обязательно об этом расскажем всем нашим слушателям, читателям, всем, кому это интересно.

Евгений Ларин: Письмо Высоцкому, о котором мы говорим, написано на печатной машинке на бланке клуба «Под интегралом», но оно не датировано. Поясните происхождение этого письма.

NET_1872_tn.JPG
Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Анастасия Близнюк: К сожалению, не все документы датированы. Хотя наш папа, министр странных дел Герман Безносов, к этому относился очень скрупулёзно. Всё, что писал он сам и что попадало в его руки, он подписывал карандашом — все письма, обращения. Этот документ, видимо, не из нашего архива, там нет даже возможной даты. Я могу предположить, что это была рассылка 1967 года. Телеграмма Визбора тоже датирована 1967 годом.

Тогда всех приглашали с перспективой на фестиваль, который планировали осенью 1967 года, но из-за юбилея Октябрьской революции его перенесли. Поэтому предлагали варианты и других дат, которые будут удобны исполнителям, потому что у всех был свой концертный график.

Евгений Ларин: Таким образом, выступление Владимира Семёновича в клубе «Под интегралом» было и остаётся мифом.

Анастасия Близнюк: Да, думаю, что так.

Евгений Ларин: Наверное, слухи о выступлении Владимира Высоцкого в Академгородке появились потому, что очень многим этого хотелось. В письме, о котором мы говорили, было даже написано: «Клуб гарантирует оплату дороги самолётом в оба конца, независимо от длины конца».

Но у нас есть ещё один не менее любопытный фотодокумент. Это афиша филармонии, концертов в ледовом дворце спорта «Сибирь». Там заявлены большие эстрадные концерты, в том числе с участием Владимира Высоцкого.

2_cr.jpg
Афиша Новосибирской филармонии, 1980 год. Фото: предоставлено Константином Голодяевым, Музей Новосибирска

Константин Голодяев: Да, это 1980 год. Но это даже не первый документ, который у нас есть. Новосибирская филармония в лице художественного руководителя Владимира Викторовича Мочалова ещё в феврале того же 1980 года заключает с Владимиром Семёновичем Высоцким договор. Филармония заказывает и приобретает у товарища Высоцкого 20 песен для исполнения эстрадными ансамблями.

В этом документе есть цифры от одного до 20, но песни не вписаны, они должны были быть вписаны позже, от руки. Названия песен в трудовом соглашении отсутствуют, но оно уже подписано и самим Высоцким, и тогдашним директором Александром Ивановичем Мелантьевым. Общая сумма договора — 6000 рублей. Это почти стоимость новых «Жигулей».

Состоялся договор или нет, история умалчивает, потому что таких договоров — лишних с точки зрения компетентных органов — в свою бытность Мелантьев успел назаключать много. Например, на работу грузинских артистов, который ездили по всей стране под именем Новосибирской филармонии и давали концерты.

Евгений Ларин: «Ласковый май»!

Константин Голодяев: А также на создание крымского филиала в Алупке с шоу-программами. Вскоре Мелантьевым начинает заниматься ОБХСС — отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. Его снимают с должности директора Новосибирской филармонии, поэтому вряд ли договор с Высоцким вступил в силу.

Но на этом работа филармонии с Высоцким не закончилась, потому что были запланированы и назначены большие эстрадные концерты артистов дружественной Узбекской республики. А первым в этой афише стоит артист театра и кино, автор-исполнитель Высоцкий, а далее — целая череда замечательных узбекских артистов. В ледовом дворце спорта «Сибирь» было запланировано по три-четыре концерта в день.

Но афишу напечатали, а вот до билетов дело не дошло. Афишу прямо из полиграфкомбината, где она печаталась, сразу изъяли. Импресарио Высоцкого Владимир Гольдман, который некоторое время работал у нас в филармонии, в своих воспоминаниях писал: «Отмены концертов, конечно, были... В Одессе были три отмены, одна была при мне. А в Новосибирск мы раз прилетели, это было в самом начале 1980 года, — запрет... И в Риге, я знаю, были отмены, но один концерт все-таки состоялся. Но на „рубильнике“ сидел сотрудник органов».

У нас до концерта не дошло. Но это пример того, как избирательна человеческая память. Если, как говорит Гольдман, Высоцкий уже прилетел в Новосибирск, значит, концерт у него сегодня или, по крайней мере, завтра. Но город ничего об этом не знает. Я перерыл все газеты за апрель-май 1980 года — в них нет ни одного упоминания о том, что филармония планирует какие-то концерты Высоцкого и узбекских артистов. А другие объявления филармонии есть уже за две недели до выступления.

Филармония представляет японский вокальный ансамбль «Бонни Дзякс», югославскую певицу Ивицу Шефрези, украинскую Таврию. Про Высоцкого и узбеков ничего нет. Так что, если Владимир Семёнович не знал, что его концерты отменили, и прилетел зря в Новосибирск, значит, виноват его администратор, что вряд ли. Скорее всего, он знал, и Гольдман немного ошибся.

Я поднял папки в областном архиве, но они никаких сведений не дали. В планах творческой работы филармонии на 1980 год нет этого события. Впрочем, это не удивительно, потому что гастроли звёзд такими долгосрочными планами не регулировались. Там даже нет концерта Пугачёвой 1979 года, на котором я побывал в том же ЛДС, где она впервые исполнила свою песню «Эти летние дожди». Уж не знаю, в который раз. Но это очень трогательно, когда певица говорит, что сейчас будет премьера песни, которую она исполнит специально для нас. И она это говорит в каждом городе.

Евгений Ларин: В театре премьера — это весь первый сезон, так что всё нормально.

Константин Голодяев: Но мне немного света на эту историю пролили наши старые работники культуры — художественный руководитель филармонии Владимир Калужский, её бывший директор Александр Назимко. Концерт действительно предполагался, они это помнят. Афиши были отпечатаны. Но то ли выступления отменили, то ли перенесли на осень. Это не совсем понятно. Но, так или иначе, в июле 1980 года Владимир Семёнович умирает.

Евгений Ларин: Думаю, что, прилетев в Новосибирск, Высоцкий не мог не дать ни одного концерта. Где-нибудь его выступление да состоялось.

Константин Голодяев: Но у нас нет ни одного доказательства. Я думаю, что в 1980 году он в Новосибирск не прилетал. Если он и был, то в конце 1960-х годов, возможно, ещё в какие-то годы. И тогда, если он прилетал, то наверняка он где-то выступал — на той же квартире Грицюков. Но доказательств нет.

NET_1891_tn.JPG
Константин Голодяев и Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: Остаётся мало времени, но мы ещё не сказали о том, что у нас есть памятник Высоцкому. Его многие видели, многие знают. Он стоит на Аллее бардов в сквере у молодёжного театра «Глобус». Насколько мне известно, с открытием памятника тоже связано много интересного.

Константин Голодяев: Это был уже не первый проект памятника. Первый хотели поставить ещё в 1997 году, к 60-летию поэта. И его должен был сделать Михаил Шемякин, хороший друг Владимира Высоцкого. Но эта идея не пошла. И только в 2005 году в сквере около театра «Глобус» поставили этот памятник.

На открытие приезжал младший сын поэта Никита Высоцкий. Проект очень интересный — стилизованный под нож постамент, обнажённый по пояс Высоцкий с гитарой и фраза из его песни: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души».

IMG_6992.JPG
Фото: Михаил Периков, nsknews.info

Этот памятник подвергся вандализму, потому что изначально у основания был размещён бронзовый череп бедного Йорика. Его тут же украли и сдали на цветной металл. Сделали другой, и он тоже пропал. И больше там черепа нет.

Кроме того, у нас проводится много мероприятий. В 2003 году, к 65-летию поэта, был создан Сибирский фонд по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого. Когда проводился второй новосибирский симпозиум каменной скульптуры, то его участники, наши знаменитые скульпторы, посвятили свои работы Высоцкому. Некоторые из этих каменных скульптур до сих пор стоят по городу. К сожалению, они не подписаны, и мало кто понимает, что они означают, что в них заложена символика из песен Высоцкого.

Даже спорт коснулся Высоцкого, потому что Сибирским фондом по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого был организован межрегиональный детско-юношеский турнир по хоккею с шайбой. Он проводился порядка десяти лет, был очень популярным.

И в эти дни на разных площадках города проходит научно-практическая конференция «Владимир Высоцкий. Точка отсчета — Сибирь». Но сегодня, к сожалению, неудобный поэт не входит в идеологические рамки, и продвижение к этой цели идёт очень медленно.

Евгений Ларин: А пока главное, в чём мы сегодня убедились, — это то, что Новосибирск, как далеко не многие города, имеет право и на улицу Высоцкого, и на памятник Высоцкому...

Константин Голодяев: ... и на память о Высоцком.

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Что происходит

Стало известно, кто представит Новосибирск на днях культуры в Беларуси

Предпасхальные ярмарки развернут в трёх районах Новосибирска

Где посмотреть фильм «Суворовец 1944» в Новосибирске

На «Солнечном марафоне» и репетиции хора проголосовали за зелёные зоны

40 аварийных домов расселят в трёх районах Новосибирска по КРТ

Как принять участие в субботнике — горячий телефон в Новосибирске

Ночные троллейбусы развезут новосибирцев из храмов на Пасху

Лифт с озвучкой этажей установили в девятиэтажке на Тенистой

На открытии Весенней недели добра улыбнулись даже тарелки

Создатели анимационных фильмов объединились на фестивале «МультCемья»

Рыбака с обморожением эвакуировали со льда Обского моря

Показать ещё