Женщина-фотограф, творчество которой готовы на равных оценивать лучшие мастера фотографии сильного пола; вероятно, лучший детский фотограф Новосибирска Анна Маслова вдобавок успешный фотопедагог и организатор студии «Желтый слон». В интервью «Новосибирским новостям» Анна рассказала, зачем называет учеников «лошарами», почему мужчины не уделяют внимания женщине с фотокамерой, какой фотоаппарат требуется начинающему и почему позитивное фото – более трудный путь к успеху, чем съемка кровавых военных конфликтов.
- Насколько вы фотограф, а насколько педагог? - 50/50. Мне одинаково нравится и учить людей, и снимать самой. Когда я преподаю учусь сама. Потом использую это вдохновение во время фотографирования. Сейчас я уже больше работаю как творческий фотограф, а не профессиональный. - В какой сфере больше денег зарабатываете? - Сейчас больше как педагог. А вообще присутствует сезонный фактор. Например, зимой объемы свадебной фотографии сокращаются, люди меньше женятся. А летом преподавательская деятельность идет на спад, у всех отпуска. Фотография и преподавание в этом смысле друг друга дополняют. - Вы снимаете очень позитивные фотографии: дети, свадьбы, неформальная молодежь. Но в какой-то момент возникает впечатление, будто смотришь добрый детский канал по телевизору, «Дисней» или типа того. Вы снимаете одно и то же? - У каждого фотографа есть свой авторский стиль, и он отражает его отношение к миру. По сути, как вы видите мир и людей в нем, такая фотография у вас и получится. Поэтому, конечно, все мои фотографии в этом смысле одинаковы. Вообще, со спокойной повседневной фотографией ребенка сложнее добиться успеха, чем со снимком, на котором будет изображен человек с отрубленной головой. Например, я стараюсь не показывать своим младшим фотошкольникам свежий каталог конкурса World Press Photo. Там безусловная журналистика, но часто слишком жесткая. И возникает вопрос: если бы не было шокирующей оторванной головы, снимок бы стал победителем? Есть тонкая грань, за которую я бы не хотела выходить. Понимаете, слишком просто спекулировать на горе, трагедиях. Я не говорю о том, что нужно закрыть глаза и сделать вид, что этого нет. Просто доносить эту информацию до зрителя можно разными способами. При подготовке выставки «Будни одного дома» - это был репортаж из Дома малютки №2 - я очень много спорила с одним из наших новосибирских фотографов. Он говорил мне: «Что ты сняла? Это просто детский садик! А не детский дом!». Спасибо ему за эти споры, они помогли мне до конца понять, что же я хотела сказать этими снимками. Но когда выставка открылась, многие ее посетители говорили мне, что такое спокойное трактование темы наоборот сильнее трогает и заставляет задуматься о том, как можно помочь малышам. - Известна формула знаменитого фотографа Роберта Капа, что если снимки недостаточно хороши, значит, вы недостаточно близко подошли к смерти. Это не единственный путь, чтобы делать хорошие снимки? - Фотография многогранна. Каждый фотограф находит свою нишу и живет в ней. Трудно представить репортажника, который снимает в студии. И наоборот, студийного фотографа, работающего на митинге. Разные направления, стиль съемки, эмоции. Поэтому я думаю, что такая формула подходит для военной журналистики, но не для детской или свадебной фотографии. Понятие « хороший снимок» не имеет точного определения. Вы можете снять уникальное событие, например приземление летающей тарелки. Если вы первым сделаете снимок инопланетянина, все равно, как и на что он будет снят, это будет уникальный снимок, который абсолютно точно войдет в историю человечества. Другое дело, если вы снимаете цветочек. Представьте, сидит перед вами человек, и вы показали ему тысячу похожих на вашу фотографий. Какой шанс, что ваш цветочек он запомнит? А снимать надо так, чтобы именно ваш цветочек оказался самым запоминающимся из тысячи. - Кадры детей у вас замечательные. Как вам это удается? Как правильно снимать ребенка? Легче снимать своего или чужого? - Просто надо быть рядом. Своего ребенка, конечно, легче снимать. С ним ты проводишь много времени, знаешь его привычки. Любая съемка, особенно детская — это всегда ожидание. Крайне трудно, а зачастую невозможно предугадать, как поведет себя маленькая модель. Поэтому когда я иду на съемку, ничего не планирую, просто плыву по течению. Знаю, что хочу получить, но у меня нет жесткого плана действий, как именно я это получу. Время съемки также может очень сильно варьироваться. Один раз я снимала десятилетнюю девочку больше трех часов. Не могла поймать настроение, которое хотелось, работала очень долго. Под конец ей сказала: «Разозлись!» Она тоже устала и легко разозлилась. Я сделала нужный кадр. А иногда достаточно пяти минут. Все съемки моих детей - это очень короткие сессии, я их не изнуряю. Но это снимки исключительно для семейного архива. - У мужчин популярный способ знакомства с женщинами – взять фотоаппарат и пригласить сфотографироваться. А женщина с фотокамерой привлекательна для мужчин? Вы это чувствуете на себе? - Для мужчин более привлекательна сама фотокамера. (Смеется) Особенно, когда они спрашивают цену оборудования. «Классно!» - говорят они, и все внимание немедленно переключается на аппаратуру. - То есть, женщина-фотограф априори обделена мужским вниманием? - У меня есть любимый муж. Когда я прихожу на съемку, у меня другие приоритеты. - Самая запоминающаяся съемка? - Вы можете быть суперфотографом, у вас может быть великолепная модель, классная аппаратура. Но, чтобы все сложилось, требуется что-то еще: случай или высшая воля. У меня была съемка, когда все сложилось, хотя начало было невдохновляющим совершенно. Подготовка к съемке для проекта «Сказочные дети» была очень долгой, около полугода - нужно было придумать и сшить костюм, состыковать свои графики. Когда подошло время ехать на съемку, я была в крайне подавленном состоянии, хотелось лечь, забиться под одеяло и ничего не делать. Так совпало. Но ехать надо. Встречаемся с родителями модели на условленном месте и видим, что колосья, на которые мы рассчитывали, уже скосили. Ужас! Все пропало?! Нет, конечно! Потому что вокруг горят поля! Фантастическая воздушная перспектива! Куда не посмотришь - везде мрачные синие грозовые тучи. А я, как нормальный фотограф, приехала к закату. И я вижу, что единственный просвет между тучами там, где садится солнце. Свет падает откуда нам надо. Декорации, которые невозможно не то, что заказать – представить! Модель переодели. Безумно красивое платье и сама девочка очень красивая. У меня начинают трястись руки. И тут модель мне говорит: «Я не хочу фотографироваться». Дальше уговоры: «Один раз! Солнышко! Ну, пожалуйста!»… Конечно, если ребенку что-то не нравится, он прямо скажет вам об этом и откажется иметь с вами дело. Но ребенка можно переключить, и тогда он будет работать очень хорошо. Что у нас и получилось в тот день. Я до сих пор люблю эту съемку. - Поговорим о педагогике. Какие люди приходят к вам учиться, за что они готовы платить и какого ждут результата? А какие у них мотивы для учебы? - Очень часто люди, купив большой фотоаппарат, ожидают красивых, качественных фотографий. А зеркальные камеры в неумелых руках работают хуже, чем «мыльницы». Это естественно, что люди, покупая дорогую камеру, хотят научиться ей владеть. Основной возраст фотошкольников – около 20 - 40 лет. На интенсивный курс «Основы фотографии» я беру с 14 лет. Часто звонят мамы и просят взять детей младше. Я иногда соглашаюсь, иногда нет. Все зависит от желания ребенка учиться. Сейчас в фотошколе появился курс для подростков «ФотоЛето», поэтому у детей есть возможность заниматься в компании сверстников. Все время существования фотошколы, три с половиной года, я постоянно учусь учить. Отбираю то, что действительно работает, отказываюсь от неэффективных методов. Обучение интенсивное, я строгий преподаватель. Но с другой стороны, в фотошколе очень доброжелательная атмосфера. Я всегда сравниваю свою фотошколу с передачей про автомобили «Top Gear» — это безусловное качество и много юмора. Так, например, у меня свой сленг. Учеников я называю «лошарами». Слава богу, они не обижаются. - Для большинства все-таки цель посещения школы – творческое самовыражение? - В основном да, но в каждой группе есть пара человек, которые хотят заниматься фотографией профессионально. Это абсолютно нормально, и я поддерживаю их стремление. Но предупреждаю, что фотографию надо любить. Если относиться к ней, только как к способу зарабатывания денег, она вас сожрет. Это тяжелый, изнуряющий труд, который требует большого эмоционального отклика. - Вы учите только снимать или продавать свою работу? Эффективно находить заказы? - Если человек имеет свой уникальный, узнаваемый стиль, заказчик сам найдет его и будет рекомендовать своим друзьям. Хотя на рынке большая конкуренция, но ведущие фотографы всегда загружены. - Но это ведущие фотографы. А мы говорим просто о выпускнике вашей школы. Откуда вчерашний «лошара» возьмет заказы, выйдя за порог вашей школы? - Я учу не бояться трудностей. Фотография это восприятие мира. Я учу снимать и быть личностью. Если говорить о самопродвижении – я начинала с сайта «Сибмама». Я дала объявление на форуме. Провела 10 бесплатных съемок. Когда установила цену , никто не пошел… а потом, постепенно, заказы стали появляться. Вообще фотография, как любая услуга, держится на «сарафанном радио» - на рекомендациях. Если вы сделали хорошую съемку, и она понравилась клиенту, он будет рекомендовать вас. Мне, наверное, повезло. Я в тот момент оказалась одним из первых детских фотографов. Если вы хотите привлечь клиентов, вы должны снимать то, что вы сами хотите. Выделяются, добиваются успеха фотографы, которые делали то, что им интересно. Вы не станете известным свадебным фотографом, если вы не любите невест, ощущение праздника и вас тошнит от белых платьев. Или ненавидите детей – как из вас получится детский фотограф? Если будете снимать искренне, у вас будут клиенты, появятся заказчики. Люди всегда чувствуют, любите ли вы, то, что делаете. Еще важно быть открытым, уметь общаться и, что очень важно, слушать. Фотография людей — это в первую очередь психология, а потом уже техника. - Какая аппаратура должна быть для начала? Хотя бы по уровню цены? - Я рекомендую: сначала определитесь, сколько денег вам не жалко отдать за технику? У каждого «не жалко» свое. Идите в магазин, подержите в руках камеры компаний Canon или Nikon в пределах этой суммы, какая покажется наиболее удобной по эргономике, ту и берите. Фотоаппарат – та же машина. Вы сможете ехать хоть на «запорожце», хоть на «мерседесе». А с каким комфортом, с какой скоростью - это второй вопрос. Нет смысла сразу тратить деньги на топовую камеру, вы все равно не поймете разницу. Лучше начинать с простой модели. И когда вы почувствуете, что она тесновата в плечах, тогда уже выбор следующего фотоаппарата будет осознанным. Но я не рекомендую экономить на объективах. Они, в отличие от самой камеры, будут с вами всегда. - Начальная камера - это «мыльница»? - Нет, «зеркалка». Хотя можно снимать и мыльницей, и на телефон. Однако если вы собрались в фотошколу, правильнее взять «зеркалку». Но не стоит гнаться за универсальными несветосильными объективами. Оптимальный начальный набор: камера, «китовый» объектив (идет в комплекте с камерой) плюс объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Для начинающего такой набор будет актуален год или два – абсолютно точно. Все выставки Анны Масловой 2011, Новосибирск – персональная выставка «Сказочные дети». Читайте также: Лучшие фотографы Новосибирска. Слава Gelio Степанов Лучшие фотографы Новосибирска. Андрей Пашис Лучшие фотографы Новосибирска. Владимир Дубровский Лучшие фотографы Новосибирска. Константин Ощепков Лучшие фотографы Новосибирска. Евгений Иванов
2010, Новосибирск – персональная выставка фотографий «Детки».
2009, Новосибирск – персональная выставка фотографий «Fairytale».
2009, Новосибирск – персональная выставка фотографий «Двенадцать».
2008, Новосибирск – персональная выставка «Ценности» – 20 фотоисторий из семейной жизни губернатора, врача, дворника, художника, депутата, священника и других.
2008, Новосибирск – персональная выставка «Свадебный альбом»;
2007, Новосибирск – участие в выставке «Нечужие дети»;
2007, Сургут – выставка «Будни одного дома»;
2006, Новосибирск - персональная выставка фотографий «Будни одного дома».
Лучшие фотографы Новосибирска. Вадим Махоров