Новосибирский фотограф и создатель фотоблога «Родинки на карте» Валерий Кламм месяц назад вернулся из Австралии, где проект принимал участие в Сиднейском фотофестивале Head On. Благодаря «Родинкам», жители зелёного континента смогли увидеть нестоличную Россию, будни глубинки, жизнь малых поселений. Корреспондент «Новосибирских новостей» расспросил фотографа о том, как найти героя для фотоистории, как взрослые люди становятся фотографами, и зачем вообще нужна фотожурналистика.
— Валерий, как фотоистории про нестоличную жизнь Сибири стали, не побоюсь этого слова, всемирно известным проектом?
— Проект «Родинки на карте» сегодня — это блог-сообщество, в котором несколько десятков участников из разных регионов России, с обширной географией сюжетов о буднях провинции — от Курил до Белого моря. А началось всё в июле 2009 года с моего выезда на съёмки в Сузунский район по заказу Агентства регионального маркетинга НСО (дальше будем сокращать — АРМ, это наш постоянный партнер). Специалисты АРМ написали для меня (фотографа) очень подробное задание в русле маркетологической инвентаризации территории; мне нужно было фотографировать власть, успешный бизнес, инвестиционные площадки — когда-то успешные сельхозпредприятия. И еще «сделать фото людей на улицах». Я выполнил обязательную программу, и, поскольку уже имел опыт полевой работы с более глубоким погружением в человеческие жизни, стал пробовать сверхплановое. Знакомясь с человеком на улице, шел снимать к нему домой, записывал прямую речь героя — в общем, пробовал сделать фотографию его судьбы.
— Сколько уже опубликовано историй в «Родинках на карте»?
— Сейчас там больше 300 постов, больше 40 авторов. Есть совершенно неизвестные за пределами своих городков фотографы, есть студенты и выпускники питерского Фотофакультета имени Гальперина, есть только набирающие популярность профессионалы, есть призёры World Press Photo — Сергей Максимишин и Виктор Загуменнов. Есть лауреат Пулитцеровской премии Джеймс Хилл — британец, около 20 лет живущий в России. Но больше всего там конечно меня, так я злоупотребляю служебным положением.
— Мне вспоминается 2008 год и твой проект «Маслята» — фоторепортажи из семейных детских домов. В МЕГЕ тогда проходила выставка. Эти работы вошли в «Родинки»?
— Да, в 2008 году меня пригласил Центр устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для съёмок в Маслянинском районе. Я снимал пять дней в многодетных приёмных семьях, на летней базе детского дома, а затем подключились компания «Кока-кола» и торговый центр МЕГА — и помогли сделать выставку. Потом я ещё выезжал на съёмки для этого Центра в другие районы НСО, и эти сюжеты тоже вошли в архив блога.
— Сколько работ увидели Австралию, а она увидела их?
— Фестиваль Head On проходил в Институте фотографии ТЭЙФ в самом центре Сиднея. У меня было четыре шестиметровых стены. В Австралию я привёз 40 работ 12-ти авторов, включая меня. Лицом проекта на фестивале стала моя работа — портрет Ивана Панкраца, жителя села Неудачино в Татарском районе НСО, десятого сына менонитского пресвитера и дояра по профессии, с 29-м племянником на руках. Этот же кадр — на обложке подготовленной к австралийской премьере фотокниги «Сибиряки».
— Какие-то истории или персонажи запали в душу, засели в память?
— Из таких экспресс-сюжетов — история местного мецената в Сузуне. Владимир Качалов — пенсионер и инвалид, получает скромную пенсию в 8000 рублей, живёт в маленьком доме со своей серьёзно больной женой. При этом он — главный даритель местного краеведческого музея. На момент съёмок в 2010-м Качалов собирал коллекцию мужских часов 70-80-х годов. И с каждой пенсии он 1200 рублей тратил на приобретение и ремонт экспонатов, которые потом передавал в дар музею... Если бы каждый олигарх или просто успешный предприниматель отдавал на общественно-полезные дела не крохи с барского стола, а соразмерную качаловской долю от дохода, то мы бы жили в другой стране.
— Как и где ты находишь героев для фоторепортажей?
— В такой фотокраеведческой работе, в поиске героев и сюжетов три главных помощника и советчика — это местная власть, местный музей и районная газета. Затем идут учреждения культуры, директора школ, кочегар дядя Вася (без иронии!). Я уже научился задавать правильные вопросы. Ведь в небольших поселениях все заметные люди на виду. Не в смысле успешности в бизнесе или ступеньки на социальной лестнице, а герои, без которых земля свой аромат потеряет. «Градообразующие личности». И мне на месте говорят, куда поехать и кого поснимать.
Если ты приезжаешь без предустановок в башке, что тебе надо снять, не цепляешься за свое единственно верное понимание реальности, если в тебе нет высокомерного пренебрежения к чужой жизни, порой неустроенной, если ты не судишь, а просто проживаешь какое-то время среди соседей по планете, как их близкий... То тогда твои герои откликаются на искренний интерес к ним и вознаграждают тебя возможностью сделать что-то стоящее и настоящее. Дают тебе бесценные советы, великолепные идеи других сюжетов. Один герой подсказывает следующего — это бесконечный сад расходящихся тропок...
— Понятно, что в блоге регулярно появляются новые фоторепортажи. Но, зная твои привычки искать новые и нестандартные форматы, можно не сомневаться, что рост происходит не только количественным путем.
— В какой-то момент возникла идея создания рубрики «ФотоРадио». Я подумал, что зрителям «Родинок» интересно не только смотреть фотографии и читать тексты, но и слушать голоса фотографов. Поэтому портфолио фотографов мы сопровождаем записью скайп-интервью с ними. Первым в этой рубрике стал британский фотограф Джеймс Хилл. Он живёт в Москве, ездит по окраинам нашей страны и даже выпустил книжку на французском языке под названием «В Россиях». В своем интервью «Родинкам» он рассказывает, как работается иностранному фотожурналисту в России, говорит неожиданные и удивительные вещи. Что Россия для него — это свобода. И это описывается так: я иду по пустому пространству, и все, что я слышу — это скрип снега под ногами.
— Как фотографу попасть в «Родинки»?
— Стать участником просто. Проект открыт для присоединения. Нужно зарегистрироваться и загрузить фотоматериалы и текст. Или выслать мне (контакты есть в блоге) и я опубликую. Главное тематическое ограничение: нас интересует жизнь вне больших городов. Единственное допустимое исключение — это «деревня в городе», во всех сибирских городах есть островки патриархальности, все города когда-то были деревнями.
— Строительство фотомостов будет продолжено?
— Сэм Хэррис формулирует свои предложения Новосибирску по проведению здесь воркшопа — мастерской по фотографии осенью этого года. Пятидневный интенсив на тему городских проектов плюс совместная мини-экспедиция в Новосибирскую область. Группу фотографов забросим на недельку в какой-нибудь район, чтобы отработать его сильно и глубоко. Предыдущий экспедиционный опыт — проекты-предтечи начала 2000-х — показывает эффективность такого сжатого во времени фотографического освоения территории.
В 2011 году проект «Родинки на карте» попал в шорт-лист номинации «Лучший блог на русском языке» в конкурсе The Best of Blogs.
http://vk.com/id36102760#/klamm?z=albums12449171
Читайте также:
Лучшие фотографы Новосибирска. Слава Gelio Степанов
Лучшие фотографы Новосибирска. Андрей Пашис
Лучшие фотографы Новосибирска. Владимир Дубровский
Лучшие фотографы Новосибирска. Константин Ощепков
Лучшие фотографы Новосибирска. Евгений Иванов
Лучшие фотографы Новосибирска. Александр Козлов