Мастер фоторепортажа и психологического портрета Владимир Дубровский был вынужден начинать профессиональную карьеру заново в 40 лет. Переезд в Новосибирск из Узбекистана, из-за национального конфликта, открыл новую страницу его жизни. «Новосибирские новости» представляют эксклюзивное интервью и лучшие кадры Владимира Дубровского, который называет главным в профессии фотографа умение строить отношения с людьми.
Я не придворный фотограф
— Владимир, вы давно и тесно сотрудничаете с областным правительством, с Губернатором. За глаза вас иногда называют «придворным» фотографом. В чем профессиональные особенности фотосъемки визитов высокопоставленных лиц или мероприятий областной власти?
— Слышал от многих о том, что меня считают «придворным» — пусть говорят. Каждый, кто окажется на этом месте, станет таковым. Но я не считаю себя «придворным» фотографом. «Придворный» — значит при дворе, а «двор» за время моего с ним сотрудничества меняется уже четвертый раз. Многие организации могут назвать меня своим «придворным» — ведь в активе нашей Студии Визуальных Решений немало постоянных клиентов. Так что «придворный» — статус больше надуманный, чем реальный.
Профессиональные особенности у этой работы есть. Но не только они определяют долголетие и стабильность сотрудничества. Очень важна в этом деле конфиденциальность. У меня огромный архив, накопленный за два десятка лет. Ни одно изображение никогда не ушло «на сторону». Вы не представляете, сколько было скользких предложений во время избирательных компаний. И еще. Я не умею и не хочу пользоваться «близостью» к власти, возможно, поэтому я до сих пор с ними.
Так получилось, что я снимаю все визиты сильных мира сего в Новосибирск. По сложившейся традиции гостям в память о поездке дарят фотоальбом. А если визит одного дня? Вот тут-то профессионализм и сказывается, потому что очень непросто все сделать за день. Снять, сверстать, напечатать. Работает вся команда. И альбомы разных визитов друг на друга не похожи.
С правительством не так легко работать, как кажется. Сложно «подвинуть» на интересный для меня фотографический проект. Справедливости ради, следует признать, что когда мы делали первый фотоальбом «Новосибирская область», нам позволили опубликовать много «спорных» фотографий. Хотя бы с точки зрения «дресс-кода»... Мужик в телогрейке и ушанке, доярка в халате явно не первой, и даже не второй свежести, - обычное явление в деревенской жизни.
Я, как представитель репортажно-документальной фотографии, не приучен инсценировать рабочие моменты, тем более использовать практику костюмера, как в художественном кино. Потому снимал то, что видел. Но опубликовать такие фотографии в статусном фотоальбоме - серьезное нервное потрясение для чиновников. И, тем не менее, альбом состоялся. Правда, принимающая сторона не вдруг и не сразу согласилась с моей аргументацией. Их поначалу слегка «корежило». Но, очевидно, отстаивая свои профессиональные принципы, я был и убедителен и красноречив.
Готов уехать на любую войну
— Почему в 90-х вам пришлось бросить все в Ташкенте, и вынужденно переселиться в Новосибирск?
— В 1991 году Узбекистан объявил о своей независимости. Но процесс национального самоопределения, и не только в Узбекистане, проходил очень болезненно. Не стану лукавить, самоопределение коренного населения, зачастую, происходило за счет ущемления интересов русскоязычного... Бывали и случаи хулиганства и беспредела. Больше на бытовом уровне. Меня и моей семьи подобное, слава Богу, не коснулось.
Правда, вездесущие слухи - этакие бытовые ужастики, не скрою, пугали. И я, если честно, очень сильно опасался за детей. Решение уехать возникло спонтанно, но, сейчас я понимаю, что зрело оно долго. Целых три года. В 1994 году мы приехали в Новосибирск. Между прочим, на историческую Родину - в Каргатском районе родилась моя мама - в девичестве Кирсанова Ульяна Серафимовна...
Четырехкомнатную квартиру в центре Ташкента пришлось сменить на комнату в общежитии...
В Узбекистане я сотрудничал с международными агентствами, мотался по странам СНГ и снимал фотоистории о жизни простых людей. Зарубежную прессу тогда интересовало практически все про нашу жизнь. Железный занавес рухнул в одночасье, и человеческий интерес к тому, что связано с Советским союзом, был грандиозным. Это был пик моей профессиональной востребованности.
В Новосибирске без работы я тоже не сидел. Меня сразу взяли в «Сибирскую газету». Но на зарплату фотокора я не мог не то чтобы купить жилье, нормально питаться не всегда получалось. Я отчаивался и сожалел, что поступил необдуманно и поддался эмоциям. Решил писать друзьям - готов был уехать на любую войну, фотографировать этот ужас, кровь и горе, и этим зарабатывать. Тяжелый труд, но в тот момент иного выхода не видел. Но один мудрый японский друг мне написал: «Я 10 лет снимал войну. Война это не выход. Вова, ты главное не нервничай! У тебя все будет хорошо!»
За два года сменил несколько новосибирских газет. Работал в издательском доме «Сатрен», уже не только в качестве фотографа, но руководителя фотослужбы, которая обеспечивала фотоиллюстрациями два журнала: «Эгоист» и «Горожанка». И параллельно сотрудничал с центральными изданиями - журналами «Огонек» и «Родина».
— Как удалось выкарабкаться?
— В конце 90-х работа наладилась, и я рискнул предложить руководителю «Фотолэнда» концепцию городского фотоагентства. Возможно, я блефовал, предлагая Михаилу Юрьевичу Должных создать и возглавить имиджевую фотостудию. Даже больше, современное многофункциональное фотоагентство, обслуживающее весь городской истеблишмент. И не только его.
В общем, я предложил генеральный план покорения этого города. В запале, даже пытался просчитать окупаемость проекта. Сделать это, конечно, не получилось, но была абсолютная уверенность, что фирма в накладе не останется. В компании долго совещались и, теперь я знаю точно, что Михаил Юрьевич решил: фотоагентству быть. С того времени – а на дворе стоял 1999 год - у меня началась совершенно другая, непростая, но очень интересная жизнь.
В числе заказчиков фотоагентства была и областная администрация. Помню первый их заказ – съемку визита Хиллари Клинтон. Губернатором области был Виталий Петрович Муха. Его самого, кстати, я тоже снимал для журнала «Огонек». И портрет на надгробии бывшего губернатора - это моя фотография. Как и снимок великого дирижера Арнольда Каца на его мемориальной доске.
Жена в шутку говорит знакомым - приходите, сфотографируйтесь у нас хотя бы для того, чтобы у вас потом нормальные фотографии на памятнике были.
Сан Саныч стал чемпионом практически с одной рукой
— Какое-то самое знаковое событие того периода можете назвать?
— Знакомство с Александром Карелиным. Случилось оно в 1995 году. Знакомство с Карелиным вернуло меня в горячо любимую документальную фотографию. Находясь рядом, я, по сути, снимал большой фотоочерк о нем. Это было невероятно интересно!
В зарубежных СМИ Карелина называли «Красной машиной» - на ковре Александр не оставлял своим соперникам никаких шансов.
В 1996 году на чемпионате Европы в Венгрии, в полуфинальной схватке, у Александра случилась непредвиденная и сильная травма руки. До Олимпиады в Атланте оставалось чуть больше трех месяцев. Прогнозы врачей были малоутешительны.
Карелин готовился к состязаниям по индивидуальному графику. Мне повезло быть в эти мгновения рядом, и стать свидетелем, какое это было преодоление себя, своей боли, на одной силе воли, на честолюбии, на обостренном чувстве долга.
Своим глазами видел, как Саша «закачивал» травму, часами повторяя упражнения на тренажере. Потел на ковре, словно заново изучая «сложенные в подсознании» и отработанные до автоматизма приемы, ставшие в новых условиях невероятно трудными. Так родилась серия фотографий, которую я назвал «Человек, творящий мир».
Помню, как я напечатал черно-белые фотографии и показал их Александру. Цветная фотография в середине 90-х годов ворвалась в нашу реальность, и на ее фоне черно-белая осталась только в арсенале профессионалов. Ответа от Александра не было долго, очевидно были консультации с теми, кому он доверял. Но когда в 1997 году я решил выставить эту серию в художественном музее, Карелин благословил меня на это.
Это была моя первая «персоналка» в Новосибирске. Руководство музея без особого оптимизма восприняло мое предложение организовать у них фотовыставку. Мне объяснили, что подобные выставки крайне редки в деятельности музея и требуется решение художественного совета, и надо набраться терпения. Оставив фотографии на высокий суд, я приготовился к долгому ожиданию. Но очень быстро разрешение дали.
Экпозиция продлилась более двух месяцев, вместо общепринятых двух недель. «Посетителям интересно» - объяснили мне. Это был мой первый триумф в Новосибирске. Позднее фотографии этой серии выставлялись на турнирах Приза Карелина в Кемерово, в Томске, в Новосибирске.
— Умение выстраивать отношения с людьми — это обязательно для фотографа?
— Для меня и в работе и в жизни очень важны простые человеческие отношения. Фотограф просто обязан относиться к людям, которых снимает, с вниманием и симпатией. К портретной съемке я отношусь с большой осторожностью и с пиететом. Может быть потому, что есть в заказном портрете изначальное стремление угодить. Если фотограф этого не сделает, то у него может появиться дурная слава. А стремясь угодить постоянно, можно потерять то, за что я лично больше всего люблю и уважаю фотографию: искренность и честность.
Поэтому, фотографируя людей, я стремлюсь «достать» из них лучшее, что есть в них, в человеческом плане. Убежден: не существует нефотогеничных людей. Есть люди глубокие, духовные, тонкие, образованные умные, и иные. Раскрыть «настоящее лицо» портретируемого - задача номер один для меня.
Анонимы не стесняются в выражениях
— Массовое увлечение фотоизображениями в Интернете убивает фотоискусство или дает ему новый стимул к развитию?
— Сегодня фотография стала удобным и популярным средством коммуникации - можно сказать, визуальным языком. Но понимать этот язык, а тем более им владеть, могут немногие. Причина в тотальной фотографической безграмотности. Но не только. Уровень культуры и образованности среднестатистического россиянина, как известно, невысок. По этой причине я не люблю «зависать» на популярных фотографических сайтах. Слишком часто их используют как трибуну для собственного «»красноречия». А поскольку 90% посетителей - это анонимы, они не сильно стесняются в выражениях. Приняв участие в двух-трех форумах, я перестал на них заходить. Не хочется в этой помойке «плавать».
Успех фотографа часто мотивирован не очень высокими требованиями зрителя, или заказчика. Я говорю о концептуально-художественных запросах наших заказчиков. Особенно это прослеживается в свадебной фотографии. Я когда вижу некоторые «шедевры» этого популярного фотографического жанра - злобно хихикаю.
Если вернуться к интернету, то надо признать, что на фейсбук друзья-фотографы меня затащили. Сейчас уже больше тысячи друзей на моей странице. Сформировался очень интересный для меня круг общения. Публикую фотографии, вижу, сколько людей их смотрит. Я, в свою очередь, смотрю интересных мне авторов. Этакая клубно-просветительская тусовка. Такое общение мне нравится. Ведь, реально, про настоящую фотографию, знают тем меньше, чем больше ее становится в нашей жизни. Как ни странно.
В альбомах на фейсбуке я попытался сформировать свое «фотографическое лицо». Выложил практически все хорошее, что у меня есть. Но до альбомов многие попросту не доходят, ограничиваются новостной лентой. Поэтому частенько, под каким-нибудь поводом, фотографии из альбомов размещаю в ленте.
Владимир Дубровский, фотограф Родился в 1954 году в семье военнослужащего в городе Нижний Тагил Свердловской области. Детство и юность прошли в Узбекистане. Учился в Ташкентском политехническом институте. В 1983 году начал работать фотокорреспондентом. Публиковался в европейских изданиях. В 1994 году приехал в город Новосибирск.
Участвовал в фотоэкспедиции «Люди на границах» в 2002 году, организованной фондом «Объективная реальность». Вместе с тувинскими и хакасскими шаманами «камлал» на своем фотоаппарате. Выиграл тендер, объявленный Сургутским художественным музеем в проекте «Обитатели» в 2005 году. В 2003-2005 годах был снят проект «Вот моя деревня», большая часть которого была опубликована в 2004 году в фотоальбоме Новосибирская область. Участвовал в выставках - российских и международных. Побеждал в некоторых из них. Член Союза журналистов России с 1983 года, и Союза фотохудожников России с 1999 года. |