Свадебная фотография - один из самых активных и хаотичных рынков и непростых жанров для фотографа. Здесь «живые» деньги, заказы, и мастерам приходится конкурировать с непрофессионалами. В беседе с «Новосибирскими новостями» председатель Ассоциации свадебных фотографов Новосибирска Александр Козлов признался в любви к свету и поделился секретами: как просто заставить человека улыбнуться и как тренировать воображение, стоя в очереди.
- Александр, что сегодня происходит в сфере свадебной фотографии в Новосибирске? - Сейчас фотограф – самая распространенная специальность. Фотографируют все, хотя бы на сотовый телефон. Кажется, что это легко и просто. Зеркальные фотоаппараты стали доступны. Вот почему фотографировать свадьбы идет большой поток любителей. Думают, что там легкие деньги. Человек думает – отсниму день, заработаю 15 или 30 тысяч за день, в зависимости от того, кто во сколько себя оценивает. Но на самом деле снимают-то один день, а затем на обработку уходит неделя, две или месяц. Несколько свадебных съёмок растягиваются на месяцы обработки. И тогда приходит понимание, что это не так просто. Свадебная съемка представляет собой синтез разных жанров. Фотограф должен уметь хорошо снимать репортаж, интерьер, макросъемку, портреты, постановки. И понимать особенности каждого из жанров, уметь пользоваться разным светом, осознано строить композицию. Если ты хочешь достичь успеха и делать красивые свадебные карточки, то надо безупречно владеть всеми жанрами. - В чем специфика работы свадебного фотографа? - В его работе много психологии. Например, надо командовать людьми старше себя по возрасту. Не все это могут. Кто-то не способен проявлять себя как лидер. А надо пять часов прогулки управлять коллективом из 10-20 человек, руководить, чтобы они что-то делали по твоей задумке. А это люди, которые отдыхают, они приняли алкоголь. Все это непросто. Если фотограф справляется с лидерскими задачами и получает удовольствие от съемки всего дня свадьбы, то он в свадебном бизнесе останется. Если же ему не нравится постоянно командовать и придумывать сюжеты, постановки, места для съёмок, то он из этого бизнеса уйдет, какие бы деньги там не платили. Так получается естественная ротация фотографов. Если за год человек остался на плаву, то он и дальше останется. Я знаю хороших фотографов, которые начинали заниматься свадьбами, а потом перестали и делают это очень редко. Им, возможно, не нравится толпа, подвыпившие люди.справкаВ 2011 году фотограф Александр Козлов занесен в швейцарское издание «Who Is Who In Russia».Мне в свадьбах все нравится. Я люблю людей, их эмоции. Я получаю удовольствие на каждом этапе свадьбы, начиная от сборов невесты, когда она посмотрела на себя в зеркало и сказала – «какая я красивая!» В этот момент лицо у нее светится, и надо брать и снимать. На прогулке мне нравится общаться с людьми разного возраста. Я не переживаю от того, что они выпили, или что они неуправляемые. И на банкете много чудесного происходит – на лицах людей отражаются потрясающие эмоции, которые невозможно вызвать искусственно, говоря – улыбнитесь. На занятиях в моей фотошколе есть такое упражнение – фотограф должен вызвать улыбку у человека, не говоря ему – «улыбнитесь, пожалуйста». - И как это делается? - Есть миллион способов. Представьте, что я держу камеру и спрашиваю вас – сколько будет семью восемь? - 56! - Отлично. Я получил три разные эмоции. Задумалась. Вспомнила. Улыбнулась. Это три разных кадра. И еще пять кадров как вы рассмеялись. Очень просто! - Чему можно научиться в вашей фотошколе? - У меня практическая фотошкола – один час лекция и три часа практики. Каждый ученик должен получить такие же качественные фотографии, что и я. Изучаем аппаратуру, композиция кадра, обработку в фотошопе, вечернюю съемку без вспышки. Моя задача научить человека снимать красивые кадры без помощника и без дополнительных источников света. Кроме того, я провожу много психотренингов с учениками. Как работать один на один с неподготовленной моделью. Как вызывать эмоции, с каких ракурсов снимать, позы, изучаем удачные и невыгодные постановки рук и ног. Объясняю, что человек ждет от фотографа, о чем боится спросить. Одна из тем так и называется «Страхи и ожидания фотографа и модели». Заказчики фотосессии – это же не модели. И фотограф должен знать, как с ними работать, в какую позу поставить, чтобы кадр гарантировано хорошо получился. - У вас есть какие-то секретные приемы? - Есть одно упражнение – не сходя с места, найти 10 различных интересных сюжетов для съемки. Например, ты стоишь в очереди, и у тебя есть время на ожидание. Это развитие мышцы воображения. Ее, к сожалению, никто никогда не тренирует. А надо. Когда ты начинаешь задумываться об этом, мышца начинает тренироваться, а потом ты не можешь от этого избавиться. Ты все время находишь интересный свет, геометрию, сочетания цветов. Они сами лезут тебе в глаза. При этом нужно обязательно снять то, что нашел. Желательно сотовым телефоном. И это должно быть 10 кадров таких, чтобы тот, кто это посмотрит, сказал: О! Круто! Это ты где такое увидел? – Да вот тут, в столовке, пообедать зашел и случайно снял шедевр. Или ты идешь с моделью по улице и видишь, какой потрясающий свет. Где? Да вот здесь, у невзрачной стеночки. И мы там снимаем, потому что там киоск и красивый свет от него падает. Стеночку в кадр тоже возьмём, но под углом. Это путь, которым я себя развивал. У меня два образования – первое НЭТИ «Автоматика и вычислительная техника», второе – институт рекламы. И на рекламе это упражнение давали, но применительно к рекламе. Я его уже на язык фотографов перевел. - Как найти свадебного фотографа, чтобы не пожалеть о потраченных деньгах? - Не бывает «фотографа лучше всех». Бывает фотограф, снимающий так, как нравится именно вам. А вот опыт, профессионализм, гарантированное качество, ответственность, - это исключительно важные, но неуловимые качества! С этой целью и была создана Ассоциация свадебных фотографов Новосибирска. Она объединила 10 лучших свадебных фотографов. Все они разные и специфика разная. Если посмотреть портфолио каждого, то вы увидите, что они значительно отличаются друг от друга. Из них можно выбрать фотографа, который наиболее близок вам по стилю. Самое главное - заказчик получает реальные гарантии того, что фотограф снимет свадьбу хорошо на всех этапах, не упустит ничего в церемонии. Подскажет, как лучше встать, куда посмотреть, куда деть руки. Сумеет вовремя стать незаметным и снимать трогательные эмоции и самые важные моменты. - Насколько высока конкуренция на рынке свадебных фотографов? - Конкуренция очень жесткая. Но, несмотря на высокую конкуренцию, каждый фотограф находит своего клиента. Даже те, кто недавно вышел на этот рынок, все равно находят своего заказчика, которым нужен просто репортаж. Пожалуй, главное отличие, это опыт. Опыт работы в трудных условиях съёмки – вечер, темный зал ресторана, съёмка салюта, файершоу. Опыт придумать, как интересно обыграть пару в интерьере, что с ними сделать, как поставить, с какого ракурса снимать. И опыт создания красивых, ярких, эмоциональных кадров с любой, неподготовленной парой. - Александр, в вашей фотоколлекции меня поразило большое количество гламура. Возможно, это на контрасте с Андреем Пашисом и его социальным порно. Интервью с ним мы делали две недели назад. А вы снимаете треш? - Никогда не думал, что я снимаю «гламурно»! Я люблю яркие, эмоциональные фотографии. Люблю и умею снимать отношения людей друг к другу, взгляды, прикосновения. Делаю подводные снимки, даже Лавстори снял под водой. Да, разумеется, и треш тоже есть. Как без него? Андрей Пашис – очень талантливый человек. Мы с ним дружим, ездим вместе в Каракан на фотофестиваль и проводим мастер-классы. У него совершенно потрясающее видение кадра, сюжета. Он всегда старается простроить три плана. Создать интригу из ничего. У него есть чему научиться. Как бы он скандально себя не проявлял в жизни и в фотографиях, он все равно талантлив. Иногда это выглядит смешно, парадоксально или неприятно, но он достигает результата, - его фотографии не оставляют равнодушным никого. - Как вы стали фотографом? - Мой отец был очень хорошим фотографом – Николай Васильевич Козлов. В 14 лет он подарил мне фотоаппарат. И с тех пор я и занимаюсь фотографией. Отец вел фотокружок и я там занимался. Профессии в жизни были разные. Но снимал я всю жизнь. Когда-то я был программистом. И в то же время я много занимался продажами и рекламой наших программ по всей России. Поэтому я решил получить профессиональное рекламное образование, и в 35 лет я поступил во второй институт - институт рекламы при Педуниверситете. Первое образование – НГТУ, АВТФ. В том же году я купил себе фортепиано и поступил в музыкальную школу. Днем я работал, вечером я ехал в институт. Два раза в неделю я пропускал институт, ходил на сольфеджио и на фортепиано, а в воскресенье ходил на хор. - А смысл? - Мне было просто интересно. Мне нравилось. Я, наконец, обрел ощущение, что могу позволить себе всё, что давно хотел. Мне с детства нравился звук фортепиано. Я купил его себе и поступил в музыкалку. Мне нравилось заниматься рекламой, исследовать, как люди принимают решение о покупке – вот я и поступил в Педуниверситет. А, поскольку, нравилось, то не составило труда закончить его с красным дипломом. - В 35 лет? А семья, дети? - Тогда мой первый ребенок был еще маленьким. Меня хватило на два года. Потом я решил музыкальную школу бросить, хотя меня уговаривали не делать этого. Но я не успевал учить произведения. Мне говорили – вы единственный, кто пришел сюда по своей воле! Институт рекламы я закончил с красным дипломом и начал работать в этой сфере, разрабатывать рекламные компании, проводить маркетинговые исследования. Потом несколько лет я занимался продажей компьютеров. Но все больше времени у меня уходило на фотографию. Особенно свадебную, как концентрат всех умений фотографировать в разных жанрах. И, в конце концов, все бизнесы закрыл и с 2003 года стал заниматься только фотографией. - Чего-то еще не сделали? - Я хочу проводить фотопутешествия. Чтобы люди не только съездили куда-то отдохнуть, но и под моим руководством могли бы получить хорошие снимки. Эта тема востребована, достаточно хорошо развита в столичных городах, но у нас пока в зачаточном состоянии. Мне это просто интересно. - Что вас вдохновляет? - Меня вдохновляет красивый свет. Он возбуждает, будоражит воображение. Но поскольку я не снимаю безлюдные пейзажи, то я тут же нахожу людей, которых можно поставить в этот красивый свет. Я их нахожу очень легко, знакомлюсь и фотографирую. Это тоже одно из упражнений в моей фотошколе – подойти к незнакомому человеку, познакомиться и тут же уговорить его фотографироваться. А ещё лучше – целующуюся парочку! Преодоление страха вхождения в контакт очень важно для фотографа. - Изобилие фотографии в интернете губит жанр или дает импульс к развитию? - Выбор качественных фотографий, которые бы вдохновляли, затрудняется – это да. Непросто найти фотографические шедевры. Есть сайты, которые тщательно подходят к выбору, предъявляют высокие художественные требования к снимкам – это например www.500px.com. И ты понимаешь, что не каждую картинку туда выложишь. - На критику, которая довольно часто присутствует на фотосайтах, обижаетесь? - Я это перерос. Раньше я обижался и даже вступал в дискуссии. Но сейчас я понимаю, с кем имеет смысл дискутировать, а с кем нет. Кто-то просто троллит. Эмоционально и не по существу. Ему надо просто написать на чужом заборе, получить обратную связь и бороться за что-то. Много людей, обделенных достаточным количеством любви. Они затем и сидят в интернете, потому что оттуда получают хоть какую-то подпитку энергетическую. Но есть люди, которые говорят правильные вещи, обращают твое внимание на то, что ты пропустил. - Какой фотоаппарат вы посоветуете купить начинающему фотографу? В 10 тысяч рублей можно уложиться? - Я бы посоветовал накопить еще и купить получше. У Canon есть очень хорошая серия – Canon PowerShot SX40. Продвинутые по качеству и эргономике модели. Но это незеркальные фотоаппараты. А за 18 тысяч рублей можно уже взять зеркалку начального уровня. На самом деле, можно и мыльницей снимать хорошие кадры. Но это только при наличии достаточного света. Более того, вы не увидите разницу между фотоаппаратами (мыльницей и зеркальным) при хорошем освещении. Фотоаппараты условно можно разделить на три категории – те, что снимают хорошо без вспышки только днем, те, которые снимают днем и немножко вечером и те, которые снимают хорошо без вспышки в любых условиях. Цена последних начинается от 30 тысяч рублей. Но, конечно лучше Марк-II, который тебе просто развязывает руки и ты чувствуешь себя всемогущим, ты можешь все в любых условиях. - Что вы пожелаете начинающим фотографам? - Постоянно тренировать творческое воображение, нарабатывать видение кадра, индивидуальность. Обязательно сходить поучиться у опытного мастера, посмотреть его глазами, понять, как он получает красивую картинку из ситуации на улице. Самому к этому идти очень долго. Сохранять в отдельную папку картинки из интернета, которые восхищают и вдохновляют. У меня эти картинки постоянно на экране в виде заставки скринсейвера. Обязательно печатать фотографии форматом не менее А4. Да, да! Как только встает вопрос о печати, а не просто публикации в Контакте, сразу просыпается внутренний цензор – а стоит ли фотография того, чтобы ее напечатать? Вот так постепенно выработается вкус и чувство меры. Читайте также: Лучшие фотографы Новосибирска. Андрей Пашис Лучшие фотографы Новосибирска. Владимир Дубровский
Лучшие фотографы Новосибирска. Слава Gelio Степанов