- Андрей, как вы стали фотографом, чем занимались до того?
- Фотографический инстинкт заложен от рождения в каждом человеке. Это феномен даёт возможность запечатлевать на сетчатке глаз быстропроходящие ситуации с помощью мгновенного физиологического действия наподобие моргания. Эту способность я открыл у себя лет в четырнадцать… По профессии я научный сотрудник института катализа СО РАН. Специализация – катализ, электронная спектроскопия. Член союза фотохудожников России с 1991 года.
|
|
«День Города Новосибирска 26 июня 2011 г.» |
«ROUND (ОБЪЕЗД)» |
- Вы универсальный фотограф, или на чем-то специализируетесь?
- Классифицировать специализацию того или иного творческого фотографа вряд ли корректно. Творчество – это не специализация фотографа, по которой его удобно воспринимать потребителю. Творчество – это создание нового, ранее невиданного. Каждая креативная фотография появляется индивидуально, отдельно и по одной. Поэтому и воспринимать её должно индивидуально, отдельно и по одной. А все специализации, разделы, жанры, полки, виды, классы, страты и направления в искусстве придумали и создали не фотографы, но администраторы (бюрократы) от искусства.
Если что и стоит развивать фотохудожнику, специализированно направлять свои усилия, то это постоянное стремление к разнообразию фотозапечатлений. В этом состоит принцип творчества как перманентного преодоления вчерашних достижений.
- Ваши профессиональные амбиции - чего еще не сделано, а хотелось бы?
- Амбиция профессиональная (по определению) у всех профессионалов абсолютно однотипна и банальна – получить максимальную прибыль при минимальном уровне затрат. Если же говорить не о профессиональной корысти, а о творчестве, то успеху в искусстве способствует высокий уровень притязаний на художественность и креативная изысканность при максимально поднятой планке самокритики. Мне хотелось бы издать альбом или книгу. Работа в этом направлении уже идет.
- Где вы берете девушек для фотографий с обнажённым телом?
- Девушки экзистенциально наполняют наше повседневное бытиё. Лучшие модели - это мои подруги. Визуальное очарование и тяга к его демонстрации запрограммированы в генетическом коде каждой девушки или женщины. Надо лишь дать возможность реализовать эту предрасположенность в виде художественной фотографии. Не упускать случая, уловить мимолётное видение…
|
|
«Tractor Drivers (ТРАКТОРИСТЫ)» |
«Morning in the Village (Утро в Деревне)» |
- У вас были любовные взаимоотношения с девушками, которых вы фотографировали?
- Для того чтобы искренне создать фотографию, наполненную любовным очарованием, необходимо, конечно же, немножко влюбиться в девушку, исполняющую в данный момент роль фотомодели. Однако в идеале фотография должна представлять спонтанный ухват непредсказуемой ситуации.
- Чему вы учитесь до сих пор?
- Вот я и занимаюсь до сих пор каждодневно этой повседневной тренировкой навыка творческой спонтанной ловли уникального нерукотворного гармонического мгновения. Это и составляет предмет перманентной учёбы.
- Необходимо ли использование программы Photoshop в фотографическом творчестве?
- Нерутинную творческую работу в программе Photoshop я уподобил бы медитации или молитве над избранным исходным материалом. Чего следует остерегаться при этом, так это стирания иллюзии спонтанной свежести и жанрового реализма в процессе коррекции линий и поверхностей.
- Существует свод правил для творческого фотографа? Есть ли табу, запреты?
- Фотохудожник (в отличие от политика или бизнесмена например, которые имеют дело с реальными людьми в повседневной жизни) работает с отстранённой уже – фотографическим способом – субстанцией – свето-цветовым изображением. Если это изображение уже попало на матрицу и зафиксировалось в памяти фотоаппарата, значит, оно реально имело место быть в повседневной жизни. И не существует никаких запретов, чтобы ещё раз пересмотреть то, что реально уже однажды запечатлено. А вот показывать ли это изображение другому человеку – зрителю – или не показывать – этот вопрос человек фотографирующий решает каждый раз для себя индивидуально для каждой конкретной ситуации. И решение здесь и сейчас зависит от того, какую эстетическую реакцию фотограф хочет пробудить у зрителя, какой почувствовать отклик.
- Что вас вдохновляет в работе?
- Вдохновляет возможность увидеть невиданный ранее кадр. Также стимулирует творчество освоение новых тем и территорий. Новая техника зачастую приводит к появлению концептуально новых фотографий.
- Бывали у вас при съемке веселые или курьезные случаи или истории?
- Истинная съёмка – это не длительная процедура взаимного общения. Фотографическое творчество сконцентрировано в мгновении длительностью меньше секунды, которое, как правило, невозможно запрограммировать или предвидеть. Чтобы не пропустить это мгновение, необходимо быть максимально сосредоточенным, отстранённым, невесёлым и не курьёзным. Тем более, когда хочешь ухватить смешной, весёлый или курьёзный кадр.
|
|
«MONSTERATION: Love — Love (Монстрация, Новосибирск)» |
«Ночь в Музее» |
- Что главное, чтобы был удачный снимок?
- Фотография – это не «свето-пись», как многие полагают, калькировано переводя термин «фотография». (Также как живопись – это не «живая-пись»). Фотография (как вид творчества) – это искусство спонтанной ловли уникального нерукотворного гармонического мгновения (ИСЛУНГМ). Вот именно эта иллюзия спонтанного ухвата, уникальности залетевшего в объектив мгновения, гармоничности изобразительной формы зафиксированной многоплановой и полицентровой композиции и составляет главную заботу творческого фотографа. Отсюда очевиден основной настрой при фотосъёмке: нужно быть всегда готовым гармонично совместить в кадре максимальное количество композиционных элементов.
- Ваше отношение к папарацци? Эпитет «папарацци» для фотографа комплимент или оскорбление?
- Инстинкт подглядывания питает фотографическую страсть. Настоящий фотохудожник – всегда подсматривающий маньяк, ловец редких мгновений и композиций. Реализуя свою девиантность в композиционно организованном материале, он безопасно сублимирует её. Если папарацци честен и непродажен, а композиции его творчески, спонтанны, уникальны, многоплановы и гармоничны, то он – гений. Это комплимент. Если папарацци просто констатирует, пушкарски фиксирует человека в эпатажном состоянии, то такой «папарацци» – оскорбление.
- Нужно ли провоцировать объект съемки ради хорошего кадра?
- Творческая фотография в фотоискусстве подобна игровому фильму в художественном кинематографе. Кинорежиссёры ведь не стесняются активно править на съёмочной площадке… Все приёмы, провокации, манипуляции и ролевые игры возможны и нужны в искусстве фотографии во имя творческого (а значит ранее невиданного, никем ещё не созданного) кадра.
- Самый недооцененный снимок?
- Что есть оценка зрителя? Поветрие моды, настроения… Массовый зритель ценит и любит больше всего то, что банально, легко усваиваемо, приятно, гламурно и уже известно давно. Любит то, к чему он уже привык и пригляделся. Профессиональные, успешные фотохудожники не идут дальше толпы и выражают в лучшем случае лишь то, что хотят лучшие из толпы. Новое, необычное, уникальное, как правило, изначально недооценено. Нередко бывает, что лишь сам автор, как главный эксперт, может по-настоящему оценить (или недооценить) своё произведение. Приём, отклик и оценка публики – это уже вторая производная публичной жизни авторского артефакта.
- Самый трудный снимок?
- Чего же трудного может быть в снимке? Нажал на кнопку – получил изображенье. Искусство – это продукт жизнедеятельности ветреных и беззаботных муз.
- Интернет губит фотоискусство или дает ему новый мощный импульс?
- Интернет сегодня – трибуна, жизненно необходимая каждому творчески фотографирующему человеку. Кроме того, интернет – средство и инструмент общения и игры со зрителем с помощью фотографических изображений. В свою очередь игра эта порождает новую игровую (т.е. художественную) фотографию. Игра со зрителем в комментариях, творческое соревнование с другими фотографами здорово стимулируют внутренний креатив. Интернет призван быть столь же непродажным и честным, как честный и непродажный папарацци.
- В соцсетях невероятное количество групп, связанных с фото, – растет ли число любителей и профессионалов?
- Сегодня фотографируют все. А вот спонтанно ловят многоплановые композиции единицы. Создание большого количество интернет-групп для показа фотографий столь же неэффективно, сколь неэффективно создание большого количества микрорынков (например, в каждом подъезде) по продаже семечек или морковки, например. Рынок (стадион) должен быть один, большой, эффективный и честный.
- Порнография всегда была локомотивом фотодела. Как сейчас обстоят дела? Снимали ли вы порно?
- Все действия, которые человек реально совершает в своей жизни, имеют право быть отображёнными фотографическими средствами. Если мы что-либо видим, мы тем самым, самим фактом вИдения, мы это уже фотографируем. Многоплановая, гармоничная, динамичная, спонтанная либидозно-чувственная фотографическая композиция никогда не получит ярлык «порно», сколь бы откровенна или генитальна она не была. «Порно» – это качество композиционно неорганизованного фотоснимка, единственная способность которого пробуждать похоть. Но и отсюда, из этой неорганизованной похотливости может быть выход и исток. Каждый раз по-новому организуя эротическое пространство, мы становимся творцами новой художественной реальности, пробуждая уже не эмоцию исходного сексуального чувства, но эмоцию формы произведения. Не порно локомотив фотоискусства, как вы, формулируете в своём вопросе… Но перманентное стремление к композиционному разнообразию творимой композиции – двигатель и локомотив искусства!
- Как человек становится профессиональным фотографом?
- Человек фотографирующий становится профессиональным фотографом примерно так же, как становится профессиональной девушка любящая. Если же серьёзно обсуждать не «профессиональность» (способность зарабатывать деньги), а изысканность, креативность, художественность произведений человека фотографирующего, то эти качества обретаются в процессе перманентного совершенствования искусства спонтанной ловли уникального нерукотворного гармонического мгновения. Просто каждый день необходимо давать возможность самовысвободиться изначально внутренне присущей божественной гармонии момента.
- Чью работу из новосибирских коллег особенно уважаете? Кто выделился за последние годы?
- Творческое озарение – это не постоянная награда, не пожизненная пенсия. Сегодня мой коллега-фотограф (или я сам) может быть вдохновлён и творчески парить. Завтра – проснуться бесплодным. Уважать коллег-фотографов как людей и личностей стоит изначально. Но оценивать их как творцов логично по их произведениям, по продуктам их фотографического творчества, причём в ближайший временной промежуток создания того или иного его произведения. Иначе говоря, сегодня фотограф сотворил уникальный продукт, – он художник, он – гений. Завтра он на потребу деньгоплательщика проституирует свой дар, не фотографирует творчески и по наитию, значит он бездарность.
- Как пробиться и достичь успеха в творческой фотографии? Важнее хорошо снимать или умело продавать свой труд?
- Рецепт успеха прост и ясен. Творить – для себя. Продавать – для денег. Грешно проституировать вдохновение, но разумно продавать уже готовый продукт вдохновения.
Аккаунт Андрея Пашиса http://pavpavfs.photosight.ru/
Пашис Андрей Валерьевич Родился в 1959 году в Новосибирске. Выпускник Факультета естественных наук НГУ. По основной профессии - научный сотрудник лаборатории исследования поверхности в Институте катализа СО РАН. Фотографией увлечен с 1974 года. Лауреат международных фотоконкурсов в Росии и за рубежом. Председатель фотоклуба «Мудрец» при Доме ученых в Академгородке с 1998 по 2012 год. Член Союза Фотохудожников России. Публикации в книге «Фототворчество России», в журналах «Земля Сибирь», «Фото Сибирский Успех», «Дорогое Удовольствие». |
Читайте также:
Лучшие фотографы Новосибирска. Владимир Дубровский
Лучшие фотографы Новосибирска. Константин Ощепков
Лучшие фотографы Новосибирска. Евгений Иванов
Лучшие фотографы Новосибирска. Слава Gelio Степанов