Ему всего 23 года, а его фотографии уже публикуют американские и британские таблоиды. В сети его знают как «Деда Махорку». Он не любит, когда его сравнивают с другими фотографами, не любит, когда его называет руфером. Он не любит снимать людей. Вадим Махоров – представитель молодого поколения новосибирских фотографов – рассказал «Новосибирским новостям» о том, как становятся фотографами, как не бояться высоты и о том, что такое профессиональный баттхёрт.
- Вадим, старшему поколению новосибирских фотографов уже пора задумываться о том, что молодежь составляет им серьезную конкуренцию?
- Фотографы старшего поколения заработали себе имя, и оно теперь на них работает. Это позволяет многим из них расслабиться. Заказы идут и хорошо. Но у многих уже нет ничего нового. Как снимали пять лет назад, так и снимают сейчас. А за эти пять лет фотография очень сильно изменилась. Пришла новая техника. Все новое и качество в том числе. А некоторые даже в фотошопе не работают или вообще не понимают технических особенностей камер. Относятся к фотографии как к ремеслу.
Я считаю, что нельзя к этому относиться как к работе. А молодые фотографы - Майя Шелковникова, Антон Уницын, Роман Шаленкин - все они снимают очень качественно, и у них хочется учиться.
Но есть одна проблема у всех фотографов – это коммерциализация. И я, кстати, сам боюсь с этим столкнуться. Пока человек не получает деньги, он снимает для себя то, что ему нравится. За деньги он уже думает о другом.
- А что происходит? У него меняется формула крови?
- Он снимает то, что продается. А это совсем другая песня. Абсолютно. Понимание того, что продается, а что нет, приходит с опытом.
- Почему Махорка дед? Тебе же всего 23 года.
- Это началось с юношеского увлечения компьютерными играми. Да ради смеха придумал. Все повеселились, а псевдоним остался. Он удобный – его легко запомнить, и таких больше нет. Во всяком случае, раньше не было. Но, может быть, сейчас уже появились.
- Ты начинал снимать с крыш. Не страшно забираться так высоко? Высоты совсем не боишься?
- Нет, высоты я не боюсь. Все началось где-то три года назад, когда я познакомился с командой роуп-джамперов. Я тогда фотографировал прыжки и сам прыгал. Хотелось острых ощущений. Потом я купил штатив и решил поснимать ночной город. Поснимал с земли, не понравилось. Залез повыше, поснимал с крыши и получилось то, что хотел.
А руфером я стал, потому что невозможно было договориться с ТСЖ и прочими организациями. Они просто не пускают на крышу, говорят: ты кто вообще такой? давай до свидания! Так называемый «синдром вахтера», которым страдают все эти люди, вынудил меня так же относиться к ним. И вообще, я злопамятный на такие случаи. Поэтому даже не пытался договариваться и самыми разными способами попадал на крыши. Но я не руфер. Я всегда говорил: я фотограф.
- А где интереснее на крышах или под землей?
- Крыша – это понятно. Ее видно, и легко придумать, как на нее попасть – по пожарным лестницам, например, или еще как-нибудь. А подземку ты не видишь, но знаешь, что она есть. В этом ее притягательность. Поэтому я стал диггером. Подземщики делятся на спелеологов, исследующих природные пещеры, и диггеров, которые изучают урбанистические подземелья.
Но, по-моему, спелеология - это скучно. Хотя многие скажут, что я не прав. Они лезут в пещеру и ничего интересного их там не ждет. Там нет опасности в виде таких же людей, как ты. Если я залезу в метро или подземное убежище, есть шанс, что придет майор и надает мне по башке. В период моего диггерства я побывал на многих объектах в разных городах, не только российских, но и Украины и Белоруссии. Но потом подземка как тема отошла, и я заинтересовался производствами.
Сейчас я снимаю фабрики и заводы, делаю репортажи, виртуальные туры. А на них нелегально, конечно, можно попасть, но производственный процесс не увидишь. Поэтому я решил попадать туда законным путем, договариваться с руководством. И тогда у меня начал появляться заработок. Я понял, что это серьезная работа, и ее надо делать качественно.
Иногда приходится делать не только фоторепортажи, но и текст к ним. Так, на фоторепортаж с СибНИА я потратил больше двух недель. Хочется, чтобы все люди на производстве были довольны – от директора до обычного рабочего. И еще хотелось бы, чтобы читатели блога тоже понимали, о чем идет речь.
- Как ты стал фотографом?
- Это произошло в результате творческого поиска. С детства я все время пробовал себя в разных видах творчества – писал стишки, потом пытался писать музыку и рисовать, но как-то не очень получалось. Когда мне было 18 лет, я подрабатывал в охране и, сидя на работе, снимал на телефон то, что охранял на железной дороге – вагоны, рельсы и все такое прочее. Потом дома обработал снимки, перевел в черно-белое, выложил на форум. Люди посмотрели и сказали: круто! Давай еще.
Потом посоветовали купить камеру. Я думал взять мыльницу. Сначала. Но если бы я ее взял, то так и остался бы там в охране. Но я купил «зеркалку», и что-то у меня как пошло-полетело, и я понял, что камера – это как мои руки-ноги. Она меня носит везде, и я снимаю. Так постепенно учился всему сам и стал фотографом.
- Какое у тебя образование? Кто ты по профессии?
- Образование у меня гуманитарное – СИБАГС. По профессии управленец. Но сидеть с бумажками и пузо растить – это не мое. Мне нужно движение, иначе я загибаюсь и ухожу в депрессию. Если я долго ничем не занимаюсь, то мне начинает казаться, что я зря живу. Поэтому все свое время я стараюсь забить съемками, общением с друзьями. Редко бывает, что я дома сижу.
- Можешь рассказать какие-нибудь смешные истории, связанные с работой?
- Да, много чего было. Это связано с руферством и с различными способами проникновения на крыши. Интересно было залезть на Шуховскую башню в Дзержинске. Это «родная сестра» Шаболовской башни – гиперболоидная конструкция высотой 128 метров на берегу Оки.
На вантовый мост в Киеве высотой тоже боле ста метров мы забирались прямо по вантам. На YouTube ролик про это собрал больше миллиона просмотров. Была мечта попасть на высшую точку Петропавловского и Исаакиевского соборов, на звезду МГУ. Звезда стала моей итоговой точкой.
- Как удалось? Там ведь охрана, наверное, не дремлет круглые сутки?
- Потихоньку. Незаметно получилось. Была мечта, я ее осуществил и всё - завязал с крышами.
- При подъемах вы пользуетесь страховкой?
- Это самый частый вопрос. Нет. Страховка не нужна. Я считаю, что не стоит лезть туда, где нужна страховка. Такой риск не оправдан.
- Важно снимать грамотно или уметь продавать то, что снимаешь?
- Важно качественно снимать. Но должен быть баланс. Можно быть крутым маркетологом, снимать фигню и продавать ее. Можно «заспамить» весь интернет собой, можно печататься в метро.
- Есть у тебя любимые темы? Что тебе интереснее всего снимать?
- Я люблю масштабные съемки. Меня привлекает индустриальный стиль, промышленные объекты, урбанизм, архитектура, интерьеры. Правда, последние я снимаю не так часто, как хотелось бы. В подземке мне нравилось снимать туннели, уходящие в перспективу. Что-то неизведанное и большое – это мои темы.
Природа пока меня не привлекает. В детстве мне больше нравилось лазить по стройкам, чем идти в поход с палатками. У индустриальных объектов и производств есть своя художественность, если абстрагироваться. С людьми построить сложные композиции не так просто. К тому же они постоянно двигаются.
- Пользуешься фотошопом, графическими программами?
- Конечно, пользуюсь. Я вообще использую много графических редакторов. Часто конечный продукт очень сильно отличается от того, что снято. Не обрабатывать можно репортаж или хронику. Но и там иногда хочется добавить контраст или цвета откорректировать.
- Какие съемки можешь назвать самыми сложными?
- Звезда МГУ, Петропавловка. Есть точки, куда попасть было моей мечтой. И поэтому они и есть самые сложные.
- Как появился твой фотоблог?
- Когда я начал снимать, мне надо было где-то размещать фотографии, и я решил завести себе блог http://dedmaxopka.livejournal.com/ . Сначала вел его как личный дневник для фотоотчетов о полазках. Потом увидел, что людям интересно, и начал систематически обновлять.
- Бывает, что ты видишь, что твои работы публикуют без твоего разрешения. Как ты на это смотришь?
- Смотря кто своровал и смотря в каких целях. Где-то я могу махнуть рукой, где-то попросить указать авторство, а можно и до суда дойти, компенсацию потребовать. Это зависит от того, как использовали. Например, «Вечерний Екатеринбург» недавно опубликовал статью и фотографию, права на которую принадлежат мне, с подписью «фотографии предоставлены ребятами». Какими ребятами? И это меня задело. И сейчас мы с данной редакцией на эту тему общаемся.
- Ты говоришь – главное сделать хороший кадр. А как понять, что кадр хороший?
- Хороший кадр – это тот, который тебе самому нравится. Ты считаешь его идеальным. Нельзя выкладывать кадры в стиле «и так сойдет». Надо показывать только те снимки, которыми ты гордишься. Вот тут и начинает выясняться, умеешь ты снимать или нет. Если ты гордишься, а тебе говорят, что это фигня, значит, тебе не повезло, значит ты снимаешь только для себя. Если ты публикуешь фото, и людям нравится, значит, ты хороший фотограф. Все очень просто.
Я много сижу в интернете и слежу за многими фотографами из Москвы, Питера, Новосибирска. Хожу на www.500px.com , в ЖЖ. Постоянно читаю статьи по технической части съемки. Странно, когда человек снимает в режиме «Р» и при этом считает себя фотографом. Это также как говорить, что ты гонщик, а за руль ни разу не сесть.
Хорошую фотографию всегда видно. И если человек хочет быть фотографом, то он постепенно выделится из того шума, который сейчас можно видеть в социальных сетях. Сейчас фотоаппарат есть практически у каждого. Все снимают. Но это не мешает нашим звездам оставаться на пьедестале.
- Ты знаком с профессиональной завистью?
- Как человек я не завистливый. Нет. Но есть такое сленговое словечко – баттхерт. Например, я куда-то хочу попасть, а не удается. И вот у какого-нибудь знакомого человека получилось. Это огорчение.
Такое было, когда я занимался крышами. У крышелазов есть какие-то знаковые точки – особо сложные для достижения. Вот когда я залез на Петропавловку, все обламывались и говорили – уууу, это баттхерт, короче! Также и у меня было, когда кто-то раньше меня куда-то залазил, и получалось, что я проиграл это соревнование.
Завидовать нельзя. Если кто-то добился, значит, и ты сможешь.
- В этой вечной маркетинговой войне между Canon и Nikon ты на чьей стороне?
- Мне кажется, что главное – это откуда у фотографа руки растут. Неважно, хорошая у тебя камера или плохая, пленочная или цифровая. Важно чувствовать кадр и понимать, что ты снимаешь. Фотографии невозможно научиться. Это вИдение дается от рождения. Если изначально этого чутья не было, то ты там хоть какие курсы пройди. Да, ты научишься создавать технический кадр, но не более.
- А не скучно снимать производство? Агрегаты, пробирки, цеха?
- Я считаю, что скучно снимать людей. Люди – это люди. Что я, людей не видел что ли? Но их тоже надо уметь снимать. Мне нравится, как Роман Шаленкин снимает людей.
- Но ведь в высотной съемке у тебя есть люди.
- Они там для масштаба. Ну и для дополнения композиции тоже.
- Как ты относишься к свадебной фотографии?
- Нет, это не для меня.
- А если тебя друзья попросят снять свадьбу в твоем стиле?
- Я сниму, но сразу скажу - ребята не обижайтесь, но я не умею свадьбы снимать. Один раз свадьбу друга снимал. Он остался доволен, но я-то нет. Я не люблю людей снимать, потому что вижу в кадре много «косяков». А на самом деле, может быть, когда-нибудь мне всё надоест. И я пойду снимать свадьбы!
- Вадим, ты пришел на интервью со съемки. Что и где сегодня снимал?
- Сегодня я снимал Новосибирскую ГЭС для виртуального тура. Он будет в моем блоге, на сайте РусГидро. Большинство людей никогда не смогут побывать в таких местах, и им может быть интересно, как устроена ГЭС. Виртуальные туры можно делать не только в коммерческих целях, но и в ознакомительных.
Подробнее о работах Вадима Махорова можно узнать здесь:
http://dedmaxopka.livejournal.com/
http://vk.com/id36102760#/id20247578