22 года назад Вячеслав Штромбергер устроился на Новосибирский стрелочный завод в цех сборки стрелочных переводов. Сейчас имеет статус передовика производства и опытного наставника. По его словам, несмотря на то что работа на предприятии связана с тяжёлыми физическими нагрузками, за все прошедшие годы он ни разу не ловил себя на мысли, что устал и пора увольняться.
Новосибирский стрелочный завод специализируется на выпуске продукции для железной дороги, метрополитенов, металлургических и горно-обогатительных комбинатов, угольных разрезов и шахт. Предприятию 82 года: его открыли в 1942-м на базе эвакуированного Днепропетровского стрелочного завода.
Слесарь механосборочного цеха Вячеслав Штромбергер устроился сюда два десятилетия назад.
«Нас было у мамы трое, я старший. Она нас воспитывала одна, поэтому после школы я сразу пошёл работать, чтобы помогать семье. О получении образования тогда речи вообще не шло. Первым местом работы стала станция технического обслуживания в ПАТП-5. Там я освоил специальность фрезеровщика обработки холодного металла. В 2002 году пришёл на стрелочный завод. Остался, погрузился в работу, потому что мне всё понравилось, наставники были хорошие, научили всему», — вспоминает специалист.
С тех пор его интерес к профессии не угасает.
«Мне очень интересно, когда появляется что-то новое. Например, 20 лет назад электровозы ездили с гораздо меньшей скоростью, чем сегодня. В связи с этим требования к путям сейчас жёстче. Для высокоскоростных путей идёт своя продукция с отдельными стандартами. От старых стрелочных соединений в них осталось совсем немного», — рассказывает Вячеслав Штромбергер.
Каждую смену он собирает металлические конструкции из деталей размером от 9 до 25 метров. Главные инструменты слесаря — это ключи, пневмоболтовёрт, штангенциркуль, шаблоны и другие средства допускового контроля.
«Ни разу не было мысли уволиться. Наоборот — мне всегда нравилось то, чем я занят. Сейчас работаю уже практически автоматически, без лишних движений. Главная моя черта — дотошность. Люблю, чтобы всё было чётко по чертежам. Не люблю, чтобы было недоделано. Работа на производстве не требует спешки. Спешить никуда не надо. Сначала подумай, что ты должен сделать. Не торопись. Как ты продукцию сделаешь, так она в путях и будет лежать», — поясняет слесарь.
По его мнению, главное для профессионала — устойчивая нервная система и стремление к результату.
Когда в механосборочный цех приходит начинающий специалист, в особенности работы его погружают постепенно. Обучение может занять от 6 до 11 месяцев.
«Сначала новичок осваивает один технологический этап, затем другой. Это как выучить стихотворение. Ты же его учишь не сразу всё, а четверостишиями, а потом объединяешь в целое. Так же и меня обучали постепенно», — говорит Вячеслав.
Производственный процесс на заводе не останавливается ни на минуту, рабочие трудятся в три смены. В коллективе — более 2000 человек. Много молодых руководителей до 40 лет. Целая группа опытных сотрудников старше 60−70 лет. Это мастера с нестандартным подходом к решению вопросов. Есть и семейные династии — от прадеда до правнука. Женщин в коллективе — около трети. Они, как правило, работают крановщицами, технологами, уборщицами, кладовщицами, в столовой. Дело на предприятии находится каждому: и тем, у кого среднее образование, и тем, у кого два высших.
По словам Вячеслава Штромбергера, за время работы в цехе у него было столько учеников, что и не сосчитать. Кто-то приходит и остаётся, кто-то уходит, кто-то пробует себя в других подразделениях. «Таланты стараемся раскрыть в каждом человеке. Многие имеют несколько смежных заводских специальностей», — отмечает слесарь.
На предприятии есть своё проектно-конструкторское бюро, которое занимается разработкой новых стрелочных переводов. Его сотрудники — молодые инженеры — часто приходят за советами к Вячеславу, поскольку он имеет большой стаж и готов взяться за технически сложные изделия.
«Когда собирается узел, опытный сборщик видит это по-своему, и он способен подсказать, как оптимизировать процессы, снизить затраты и не потерять в качестве. Так мы можем повысить производительность, — добавляет передовик. — Слесарь механосборочного цеха — это эксклюзивная профессия. На рынке труда его не найти. Это творческие люди, как художники. Взял кисть — и нарисовал то, что тебе нужно».
Основной рынок сбыта для стрелочного завода — это структуры ОАО «РЖД». Им отгружают львиную долю продукции. Постоянные партнёры предприятия — метрополитены Москвы и Санкт-Петербурга, шахты и разрезы, портовые направления на восток. Изделия новосибирского производства отправляют не только в города России, но и в Беларусь, Азербайджан, Казахстан.
Завод сохранил традиции советского предприятия и адаптировал их к современным условиям. У организации есть своя столовая, спортзал, лыжная база. Собрана волейбольная команда, зимой проходят соревнования по лыжным гонкам между цехами. Регулярно проводят конкурсы профессионального мастерства. Победителям выдают премии.
Как и положено в большом коллективе, у заводчан есть свой профсоюз. Они могут получить путёвки в санатории и на курорты как нашего региона, так и черноморские. Так, в 2012 году Вячеслав ездил отдыхать в Адлер.
На предприятие приводят экскурсии школьников и студентов. Детям нравится вживую смотреть на то, как устроено производство.
«В советское время заводчане имели авторитет в обществе, но потом случилось так, что рабочие профессии обесценились. Поскольку сейчас у нас в стране идёт полное импортозамещение, возрождается промышленность, мы пытаемся донести до молодёжи, что токари, слесари и фрезеровщики — это высококвалифицированные специалисты с хорошей заработной платой. Мы показываем пример людей, которые работают на заводе десятилетиями, пережили все этапы — от распада СССР до современной России», — сообщает Вячеслав Штромбергер.
Гостям всегда рассказывают, сколько можно заработать на заводе. Так, в период обучения новый сотрудник получает стипендию — 60 тысяч — и к ней сдельную оплату в зависимости от выработки. После постепенно выходит на чистую сдельно-премиальную оплату. За перевыполнение плана положено дополнительное поощрение. Не менее двух раз в год зарплату индексируют.
Поскольку завод — это объект повышенной опасности, там очень строго подходят к соблюдению внутренних правил. Категорически запрещено появляться на производстве в состоянии алкогольного или наркотического опьянения — за это увольняют сразу. Работодатель заботится о соблюдении трудового законодательства, применении СИЗ — у каждого защитный костюм, каска, очки, верхонки, беруши. Всей экипировкой рабочих обеспечивает предприятие.
#Промышленность #Милый город #Сделано в Новосибирске #Активный город #Фотогалерея