Экспонат Новосибирского краеведческого музея пережил путешествие в Москву и обратно. Там над бубном поколдовали лучшие российские реставраторы. Три месяца кропотливой работы — и он «ожил».
Этот экспонат — один из старожилов Новосибирского краеведческого музея. То на выставке, то в хранилище находится уже почти 100 лет. Принадлежал шаману тофаларов — это малочисленный сибирский народ. Возможно, был насильно отнят у своего хозяина на волне борьбы с шаманизмом в 20-х годах прошлого столетия, предполагают сотрудники музея. Когда шаман умирает, бубен умирает тоже — его символически протыкают ножом.
Но 100 лет даже бережного хранения, когда с экспоната пылинки сдувают и следят за влажностью и температурой, для вещи из натуральной кожи — срок критический. На ней появляются трещины, они превращаются в разрывы, вещь приходит в негодность.
Отправляясь в Москву на курсы повышения квалификации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря, сотрудник Новосибирского краеведческого музея Екатерина Рогатнева взяла с собой шаманский бубен. У реставраторов так принято, объясняют музейщики: ехать учиться со своим экспонатом. Работа над оживлением бубна шла под руководством российского светила в этой области — художника-реставратора Натальи Синицыной.
По мнению Екатерины Рогатневой, опасаться предметов культа не стоит. Всё нужно делать с любовью и аккуратностью.
Нужно подобрать методику, материалы, чтобы они не вредили предмету и выдерживали колебания кожи. Экспонат необходимо восстанавливать гармонично и прочно, чтобы реставрация держалась. Бубны, барабаны, все предметы, где есть натянутая кожа, не любят реставрацию, плохо её держат. Это всегда очень сложные и интересные предметы», — говорит реставратор.
Восстановление бубна продолжалось несколько месяцев. Подобрать кожу в тон, продублировать ей все разрывы, потом оттонировать дублировочный материал, чтобы ремонт стал малозаметен — операция долгая и кропотливая. Этот процесс нельзя ускорить, пояснила Екатерина Рогатнева. Но в итоге в Новосибирск они вернулись вдвоём — реставратор и помолодевший шаманский бубен. Признаётся, что пробовать, как он звучит, после трех месяцев работы не хочется. Хочется на него не дышать.
Бубен отправился в хранилище ждать выставок и встреч с экскурсоводами и посетителями. А мастер принялся за реставрацию других шаманских бубнов из коллекции Новосибирского краеведческого музея. Их в хранилище более 20: каждый со своим характером, историей и перспективой помолодеть.