Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Конструктивизм без травм: как дома 20-х годов стали лицом Новосибирска

Организаторы выставки «Конструктивизм здесь!» поставили перед собой задачу показать всю красоту, глубину и подоплёку одного из самых недооценённых в России направлений, которому незаметно исполняется вот уже 100 лет. Выставка завершилась на прошлой неделе в доме культуры Октябрьской революции. «Новосибирские новости» прогулялись возле стендов с Евгением Дубровиным, одним из инициаторов акции, и поговорили о том, почему многие идеи конструктивизма актуальны и сегодня.

Вячеслав Горчаков
Вячеслав Горчаков
11:42, 12 апреля 2021

— Евгений, ваша выставка работает уже больше недели. Наверное, есть какой-то срез. Кто интересуется конструктивизмом особенно сильно?

— Прежде всего — люди старшего поколения. Люди, которые имеют отношение к строительству, к архитектуре. Они обрадовались, что не только их эта тема интересует. Нам радостно, что пришли даже несколько тикток-блогеров. Неожиданно для нас аудитория выставки резко помолодела. А ведь у нашего проекта нет даже своей группы в «ТикТоке».

— Новосибирск вроде не считается столицей конструктивизма. Ею считается Екатеринбург. 

— Конструктивизм был новым стилем молодой советской власти. Во всех центрах, на которые молодые Советы делали ставку, появлялась конструктивистская застройка. И это стиль в том числе столичный.

При этом в Екатеринбурге, городе с тогда уже большой историей, сносится много интересных зданий, что-то перестраивается. Город переживает некую травму. А совершенно молодой Новосибирск становится столицей Сибирского края. Больше 200 зданий сохранено в нашем городе. А тогда их было построено ещё больше.

Потому что на тот момент ещё очень небольшой городок не соответствовал по своим возможностям инфраструктуры требованиям к столице Сибирского края.

Мы сейчас с вами тоже находимся в памятнике архитектуры, доме культуры совторгслужащих. Это часть замысла нашей выставки — в том, что мы не идём в какое-то специально выделенное музейное помещение нехарактерной эпохи. Мы приходим на место действия.

NET_4295(1).jpg
Евгений Дубровин и Вячеслав Горчаков. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

— Тут у вас есть макет. Оперный театр тоже планировался в конструктивистском стиле?

— Это макет центральной площади. Он отражает динамику того, как прежняя базарная площадь преображается в главную площадь Ленина, какой мы её сегодня знаем. Формируется ансамбль. И здесь он показан как преимущественно конструктивистский. Небоскрёбы по тем меркам.

Здание Промбанка — современная мэрия — показано как конструктивистское, с угловыми балконами, ещё не надстроенное. И Облпотребсоюз, здание Госбанка, Дом контор появляются. Он известен горожанам под многочисленными именами последних десятилетий. Но мы верим, что когда-нибудь он своё имя — Дом контор — вернёт. И мы будем узнавать его не как магазин, у которого самая большая вывеска на фасаде, а с точки зрения его функции в истории.

— Я понимаю, что история не терпит сослагательных наклонений. И история архитектуры тоже. Но представим, что наш нынешний оперный театр был бы в таком стиле — со всеми фантастическими задумками. Насколько другим мог бы быть тогда наш город?

— Когда свернули такое строительство, начали строить другие дома для элиты. Типа Стоквартирного дома — очень красивого, но уже без идеи обобществления быта. С жёстким разделением на тех, кто управляет, и тех, кто им прислуживает. Включая комнаты для обслуги.

Конечно, мы могли иметь не просто театр оперы и балета, а дом культуры и науки, как он был запланирован изначально. Сооружение, отражающее культ конструирования нового общества, нового человека. Где-то этот пафос был потерян.

— А есть какие-то здания в конструктивистском стиле, которые, может быть, подчас незаметны?

— Конструктивизм вообще часто оказывается незамеченным. И люди думают, что эта постройка послевоенная. Не догадываются, что такое могли построить в конце 1920-х годов. Потому что мы плохо распознаём этот период архитектурной истории, настолько он слипается. Вот была революция, потом репрессии и война.

А о том, что был период яркого и бурного роста в конце 20-х, часто забывают. И было развитие страны, очень интересное, с разнообразными течениями, школами, архитектурными коллизиями и так далее. Многие упускают это из виду.

И отражением этого — пафоса, напора эпохи просвещения, науки, рационализаторства — является колледж Менделеева. Он так незаметно притаился в городском пространстве. Хотя рядом есть ещё три интересных конструктивистских объекта. Один из них, к сожалению, находится за забором нынешнего аффинажного забора. Поэтому его можно либо только с ГПНТБ увидеть, либо приподнявшись на цыпочки на тротуаре.

А колледж абсолютно доступен, люди ходят мимо. Но часто не замечают его. Вроде да — симпатичное здание. Но если присмотреться, то действительно — его контуры выделяются. Можно представить, как он на фоне всей частной застройки плывёт, как огромный корабль. Символизируя наступление новой эпохи.

— У вас каждый стенд так сделан начала превью, а с изнанки можно посмотреть остальное?

— Да. Тут мы подчёркиваем характерные черты конструктивизма, а внутри уже есть более узнаваемые элементы. Колледж нравится нам ещё и потому, что он в хорошем состоянии.

— Как так получилось, кстати? Часто конструктивизм стараются оформить керамогранитом, закрасить, что-то снести. Это от хозяина здания зависит?

— Керамогранит — это ещё не самый худший способ. Мы действительно считаем, что хорошая культура обращения с наследием представлена как раз здесь.

— И как тут не вспомнить кинотеатр «Металлист»! Почему это здание ценно? Давайте объясним это тем, кто не понимает, чем лучше это здание в сравнении с другими. Почему одно — памятник архитектуры, а другое  нет.

— Мне кажется, признание «Металлиста» памятником состоит не в том, что он шедевр. Нет, он был частью большого левобережного комплекса соцгорода. И действительно хорошо сохранился до наших дней. Первый звуковой кинотеатр в нашем городе. Этап развития культуры, обустройства самой концепции соцгорода, инфраструктурной доступности. Что вот — на левом берегу, посреди полей... Тогда от Монумента Славы ещё видна была Башня на площади Маркса. Сегодня это сложно представить — столько вокруг застройки. А тогда это были поля, мелкие пролески. И Башня также возвышалась, можно было смотреть с одного здания на другое.

Ватутина 29-1, Башня, одно из первых строений левого берега,(1).jpg
Фото: Музей Новосибирска

— Как так получается, что чаще всего у западных архитекторов конструктивизм до сих пор в моде, а у нас его недооценивают?

— Некоторые новосибирские архитекторы и застройщики очень уважительно относятся к такому типу строений. И поддерживают инициативы в этой сфере. Пока это не стало настолько явным. Хотя уже есть процесс, который когда-нибудь приведёт к результату.

Я думаю, что это недооценка нашего национального, родного: «Как тут у нас, в Новосибирске, может быть что-то ценное и интересное?» Наш город тем и интересен туристам, что в нём именно вот этот кусочек нашей истории очень чётко и явно проявляется.

— Здесь вы собрали далеко не всё?

— У нас есть замечательный фотоальбом, который отражает жизнь города того времени. И это кадры трансформации уездного городка Ново-Николаевска.

— У архитектуры тоже есть обучающая и воспитывающая функция. Чему нас учит конструктивизм?

— Открытости, это очень функционально. Архитектор не просто рисовал, отдавал застройщику, а тот говорил: «Тут мы сэкономим, тут переделаем, а тут удобнее ещё что-то пристроить». Этот был каждый раз целостный, последовательно реализованный замысел.

И архитекторы действительно реализовали эту функцию авторского надзора. Это уважение к авторскому началу, творчеству. Желание сделать что-то новое, преобразовать движением за идею. Не просто погоней за прибылью с квадратного метра. Такой идеи там точно не было. Была идея сделать город новым, современным, красивым, удобным — с учётом тех ресурсов, которые для того времени были.

— И с учётом тогдашнего сценария жизни?

— Да.

— Нам есть чему поучиться.

Полную запись интервью смотрите в этом видео:

Видео: nsknews.info

Что происходит

Вечерний разговор: ремонт дорог, всеобщий субботник и комфортная среда

Афиша Новосибирска: куда сходить в пятницу, 26 апреля

Транспорт изменит маршруты из-за ярмарки у ГУМа на площади Маркса

Церемония вступления в должность мэра Новосибирска — онлайн-трансляция

Техникумы, колледжи и училища: сталинский ампир с ананасами в Новосибирске

Таиланд изменил правила въезда: сколько стоит отдых в стране слонов

Артиллерийский салют прогремит 9 мая над Михайловской набережной

На областные 1,3 миллиарда Новосибирск обновит больше 47 км дорог

Шестиметровый мемориал защитникам Отечества согласовали у 105-й школы

Трудным подросткам помогают выбрать профессию в «Тёплом доме»

38 яблонь высадят в Новосибирске за счёт продажи пакетов в магазинах

Показать ещё