Начальник электромеханической службы Новосибирского метрополитена Алексей Мамонтов в 27 лет стал самым молодым руководителем в структуре подземки. В его подчинении оказались сотрудники, которым он годился даже не в сыновья, а во внуки. Но это не стало для него препятствием. Несмотря на возраст, Алексей готов решать рабочие задачи, находить подход ко всем специалистам. Кроме работы, у него есть ещё одна страсть — фотография. Он научился профессиональной студийной съёмке, любит фотографировать свой коллектив, не расстаётся с камерой в путешествиях и командировках. Подробнее — в материале «Новосибирских новостей».
В метрополитен Алексей Мамонтов устроился около десяти лет назад. Начинал с самой низшей ступени — с должности ученика машиниста эскалатора. Рабочую профессию получил в учебном центре подземки.
«До метро я работал в строительно-монтажной организации инженером по наладке систем вентиляции. Окончил НГАСУ (Сибстрин) по направлению „Теплогазоснабжение и вентиляция“. Имея базу знаний в этой области, я занял вакансию инженера систем вентиляции в лаборатории метрологии и микроклимата технического отдела предприятия. Там я проработал примерно два с половиной года.
После этого был предложен перевод в электромеханическую службу старшим мастером ремонтно-механической дистанции, в задачи которого входили организация и контроль двух участков: участка по капитальному ремонту инженерно-технического оборудования и участка капитального ремонта эскалаторов в электромеханической службе. Под инженерно-техническим оборудованием понимаются такие системы, как вентиляция, кондиционирование, тепло- и водоснабжение, а также эскалаторное хозяйство», — рассказывает сотрудник подземки.
Обязанности старшего мастера он выполнял полгода, затем стал начальником дистанции, где в подчинении у начинающего руководителя было уже 54 коллеги.
«Не скажу, что это просто. Часто люди думают, что молодость — это недостаток. Стереотип, что молодой чего-то не знает, переломить нелегко, — вспоминает он. — Приходилось в чём-то разбираться с нуля. Руководить непросто, потому что многие подчинённые не то что в отцы — уже в деды годятся. Однако время идёт, всё меняется — технологии, подход. Нельзя жить по-старому, надо идти в ногу со временем. Всегда надо чего-то хотеть — на работе, в жизни. Тогда будешь сам развиваться — и люди вокруг тебя».
Ещё через полгода Алексей Мамонтов возглавил электромеханическую службу. Он оказался самым молодым её начальником за всю историю подземки. Ему было 27 лет. И вот уже пять лет он руководит вверенным ему коллективом, основная задача которого — обеспечивать безаварийную работу устройств и тем самым — безопасность пассажиров.
Фотографией Алексей увлекается больше десяти лет. Начинал с телефона, а потом постепенно созрел до зеркальной камеры. Лет пять самостоятельно пытался научиться снимать: смотрел тематические видео, читал. Но в какой-то момент понял, что базовых знаний в этой области не хватает. В 2020 году нашёл фотошколу и стал осваивать основы съёмки.
«Учили нас с нуля, показывали, как держать камеру, объясняли, для чего какая кнопка. У нас были домашние задания. Занимались четыре раза в неделю по вечерам после работы. Было много практики. Упор делали на портретную съёмку в фотостудиях с моделями. Учились редактировать фотографии. В конце курса защищали дипломные работы. После окончания курса по основам фотографии я прошёл курс по студийной съёмке. Меня это привлекало с технической стороны: как выставить свет, как применить цветные фильтры и прочее оборудование, что возможно встретить в студии», — рассказывает фотограф.
Он подчёркивает, что студийная съёмка — это не только фото на паспорт. В Новосибирске достаточно помещений, приспособленных для разнообразных фотосессий. К праздникам там обновляют декорации. Это востребованный формат, особенно у девушек.
«Многие относятся к профессии фотографа легкомысленно. Считают, ничего сложного. Но на самом деле это такая же профессия и работа, как и другие. Она так же отнимает силы, время. Ты так же можешь устать. Как и в любом другом деле, нужно готовиться к процессу. Чем лучше подготовишься, тем лучше результат», — констатирует Алексей.
Как и все творческие люди, фотографы часто загораются какими-то идеи и желанием их воплотить. Иногда хочется повторить определённый кадр именитого мастера. Но сделать это не так-то просто. Много времени уходит на подготовительную работу, отбор и редактирование снимков.
«Как бы ты ни выставлял настройки, какие-то моменты всё равно придётся подтягивать. Вот в этом и есть магия», — добавляет Алексей Мамонтов.
Поскольку фотография — это искусство визуальное, и любителям, и профессионалам необходимо постоянно развивать «насмотренность», учиться у мэтров. Тренды в этой сфере ежеминутно меняются, и надо быть в курсе происходящего.
«Полученные знания и умение построить кадр помогают снимать в самых разных направлениях. Когда я снимаю, то отдыхаю душой — пусть это съёмка в фотостудии или просто прогулка по городу с камерой», — говорит Алексей.
Технологии позволяют делать достойные снимки даже на телефон. В современных гаджетах настроек не меньше, чем в хорошем фотоаппарате. Флагманские модели смартфонов успешно конкурируют с профессиональными камерами.
По словам Алексея Мамонтова, любовь к фотографии ему передалась по наследству — от деда. Он тоже увлекался съёмками, сам дома проявлял плёнки и печатал фотокарточки. Для внука этот процесс был сродни волшебству. Во все поездки — командировки, отпуск — Алексей старается взять камеру и поснимать часок-другой. Где бы ни оказался, отовсюду привозит красивые кадры.
«В метрополитене тоже снимал, потому что приходится фиксировать некоторые моменты в работе. Однажды провёл съёмку по поручению начальника метрополитена: снимал три службы в работе. Теперь эти кадры применяют на нашем сайте, в Telegram-канале, в публикациях, на выставочных стендах», — добавляет специалист.
В коридорах управления подземки давно размещена фотовыставка. Сотрудник, снимавший эту серию, уже не работает, и коллеги предлагают Алексею поменять экспозицию на его кадры. В 2025 году метрополитен будет отмечать юбилей, и, возможно, набор снимков обновят к этой дате.
«Когда смотрю на свои первые работы, то улыбаюсь с мыслью: „Это я тогда думал, что хорошо снимаю“. Как в любом деле, чем больше ты работаешь, тем больше совершенствуешься. Возможно, через десять лет я посмотрю на сегодняшние свои работы и скажу себе: „Ты зачем это людям показывал?!“», — шутит сотрудник метрополитена.