В Новосибирском зоопарке разработали стратегию развития до 2050 года. Она включает в себя масштабное строительство новых павильонов, получение животных, сохранение исчезающих видов. В ближайших планах — подготовка к молодёжному чемпионату мира по хоккею, который пройдёт в Новосибирске зимой 2023 года. Для него в зоопарке разработают специальный зимний маршрут, чтобы гости города смогли максимально ознакомиться с коллекцией животных. Затем приступят к строительству огромного павильона «Африка», где поселят жирафов, антилоп и зебр. О том, как живёт сегодня зоопарк, и к каким переменам готовится, «Новосибирские новости» расспросили его директора Андрея Шило.
— Андрей Ростиславович, в этом году исполнится 5 лет, как вы возглавляете Новосибирский зоопарк. Если сейчас подвести итоги работы за эти годы, то о каких самых главных достижениях и решённых задачах вам хочется сказать?
— В первую очередь скажу, что мы завершили все проекты, которые начинал Ростислав Александрович. Достроили и открыли павильон для мелких приматов и пингвинов, запустили дельфинарий, открыли мост через Ельцовку. В 2017 году мы провели большую конференцию ЕАРАЗА (Евроазиатская ассоциация региональных зоопарков и аквариумов). Это очень значимое событие для жизни зоопарка. Отметили юбилей зоопарка — 70-летие.
В 2018 году мы впервые в мире в Республике Алтай, на границе с Монголией в Сайлюгемском заповеднике, выпустили четырёх самцов аргали (горный баран), которые содержатся только в нашем зоопарке. По международной программе сохранения редких видов животных и птиц начали выпускать водоплавающих птиц савок в Карасукском районе.
В 2018 году мы построили большой павильон для кубинских фламинго и получили 15 птиц. Договорились с австралийцами на получения вомбатов. Отмечу, что в России ещё ни в одном зоопарке нет вомбатов. К сожалению, пока мы не можем их получить из-за пандемии коронавируса и закрытых границ. Павильон для них построили ещё в 2019 году. Тогда же появились павильоны для луговых собачек, для жёлтых мангустов, для кустарниковых собак и гигантских муравьедов. Их нам удалось получить в прошлом году впервые в истории зоопарка.
— Каких животных и птиц планируете выпустить на волю в этом году? И где будет выпуск?
— В этом году планируем выпустить трёх аргали там же, в Сайлюгемском заповеднике. Мы для них купили специальные датчики, чтобы отследить их миграцию. В ближайшую неделю в Сузунском районе выпустим двух лосей. В Маслянинском районе традиционно выпустим дикуш, в Карасукском районе — савок, в Ордынском — тетеревов и глухарей. Ещё в этом году у нас хорошо расплодились зайцы, поэтому тоже планируем выпустить в дикую природу семь или восемь зайцев.
— Бывает так, что новосибирцы или жители области привозят в зоопарк животных? Если да, то каких?
— Привозят травмированных косуль, птиц. Мы их принимаем, подлечиваем и выпускаем обратно в лес.
— Прошлый год стал годом испытаний для всех, но особенно мы переживали за животных зоопарка. Как вы пережили локдаун? Были ли потери — финансовые, кадровые, или, возможно, всё прошло не так болезненно, как кажется со стороны?
— Из-за карантина зоопарк не принимал посетителей ровно три месяца. Потерь среди персонала не было, наоборот — сотрудники зоопарка сплотились и готовы были даже жить здесь. В итоге один павильон жил в зоопарке в течение месяца. Это шесть человек, которые ни с кем не контактировали, им только подвозили всё необходимое для жизни. Среди животных потерь тоже, к счастью, не было.
Что касается финансовой стороны, то благодаря руководству города и области мы получили поддержку. И этого было достаточно, чтобы зоопарк функционировал в полном объёме. Помогали и простые люди.
Благодаря такой поддержке мы построили павильон для мунтжаков (маленьких оленят). В этом году павильон открыли, и теперь за ними можно будет наблюдать и зимой.
— Идею строительства в нашем зоопарке африканского павильона озвучивал ещё Ростислав Александрович. На каком этапе реализации сейчас этот проект? Когда появится вольер с жирафами и слонами?
— Африканский павильон сейчас находится в стадии проектирования, даже в стадии рабочей документации. Сейчас проект приостановлен из-за принятия закона об особо охраняемых территориях. Дело в том, что часть территории зоопарка попала в границы Заельцовского бора, наделённого охранным статусом.
Я надеюсь, что в ближайшем будущем все бюрократические моменты решатся, и мы сможем продолжить проект. Зоопарк либо исключат из охранной зоны, либо поменяют статус, и мы получим разрешительные документы, решим вопрос с землёй, присоединим два гектара для павильона «Африка».
Проект планируем презентовать осенью. Надеемся на федеральную поддержку, поскольку реализация проекта обойдётся в сумму около 1 миллиарда рублей. Без поддержки нам не обойтись.
— Какие животные поселятся в павильоне «Африка»?
— Слонов не будет. Будут жирафы, три вида антилоп, зебры, птицы и другие мелкие африканские животные. «Африка» будет представлять собой целый комплекс из двух павильонов, между которыми разместится кафе с выставочными помещениями и конференц-залом для лекций. Два этажа отдадим под интерактивную площадку и один этаж под кафе.
Площадь уличного вольера составит не менее 1500 кв. метров. Нам предстоит благоустроить территорию площадью около 2 гектаров, подвести туда все коммуникации, построить котельную и подстанцию, детскую площадку, два вольера для копытных, на речке поставить водяную мельницу, сделать висячие мосты. Это огромный и классный проект. Даже если он будет стоить 1,5 миллиарда, то это всё равно того стоит.
— Решился ли вопрос с частными домами, которые расположены на территории зоопарка, и их хозяевами?
— Вопрос с частными домами на территории зоопарка мы пока решили только наполовину. С одним собственником мы договорились и выкупили его дом за приемлемую для него и зоопарка стоимость. Со вторым домом, где два собственника, мирно договориться пока не получается. Они выдвигают очень высокие требования, поэтому спор с ними решаем в судебном порядке.
— Появились ли в 2021 году в зоопарке какие-то новые животные или птицы?
— В этом году мы ещё не получали новых животных, но договорённости есть. Мы немного суеверны, поэтому, когда получим животных, тогда и сообщим. Кстати, договорённости об отправке наших животных в другие зоопарки тоже есть, но всё пока приостановилось из-за коронавируса. Все ждут открытия границ, чтобы можно было прилететь и проверить — созданы ли в зоопарке условия для нормальной жизни животных.
— Прояснилась ли судьба белых медвежат — Норди и Шайны? Есть ли на них заявки из каких-нибудь зоопарков мира? Когда они переедут на новое место жительства?
— По медвежатам тоже есть предварительные договорённости, но пока рано это комментировать. Должны быть заключены и подписаны контракты и соглашения. Это однозначно произойдёт по программе сохранения редких и исчезающих видов с согласованием кураторов российской и европейской ассоциаций. И это будет обмен. Так же, как Ростика мы поменяли на много интересных видов, в том числе фламинго, вомбатов, гепарда, луговых собачек. Медвежата разъедутся по разным зоопаркам, и для них предварительно подберут партнёров.
— Как перевозят животных из одного зоопарка в другой? Как перевозят тигра, и как полетят на новое место жительства белые медвежата?
— Перевозкой животных занимаются специализированные компании. Для животных создают специальные транспортные клетки, где они могут развернуться, поесть, попить. С крупными животными летят сопровождающие. Без сопровождающих летают мелкие животные, птицы, кошки.
— Сколько сейчас работников в штате зоопарка? Есть ли кадровый голод, текучка? Требуются ли какие-то специалисты?
— В штате зоопарка, с учётом двух подразделений, расположенных в Карасуке и Барлаке, сейчас состоит 290 сотрудников. К сожалению, текучка есть, люди приходят и уходят. Вместе с тем основной костяк коллектива, который сформировался ещё при Ростиславе Александровиче, держится, и все работают.
— У каких сотрудников в нашем зоопарке самый большой опыт?
— У нас есть сотрудники со стажем работы в зоопарке 53 года. Со стажем от 30 до 50 лет сегодня работает больше десяти человек. Все они из разных отделов.
— Какие животные самые сложные в уходе и содержании?
— У каждого животного своя специфика. Тигр или лев — это опасные животные, тропическая обезьянка размером с ладонь требовательна к температурному режиму и питанию, кому-то нужен живой корм, кому-то — какао с утра. Обобщать тут нельзя.
— Число меценатов, которые помогают в содержании животных зоопарка, с годами растёт или уменьшается?
— Круг наших меценатов пока стабилен, хотя есть и небольшая положительная динамика. Если кто-то отсеивается, то вскоре появляется новый опекун. Мы разработали новую программу опекунства, расширяем возможности и даём больше бонусов для её участников. Сейчас опекуном может стать любое частное лицо, не только коммерческие компании. При этом человек получает гостевой пропуск, и может в любой момент посещать зоопарк при выполнении определённых условий с его стороны.
Справка: Андрей Ростиславович Шило официально пришёл работать в зоопарк 1 мая 2010 года, будучи студентом. Его первая работа была связана с хозяйственно-технической службой. Фактически же Андрей Шило начал активно участвовать в жизни зоопарка гораздо раньше — с раннего детства, ведь здесь всегда были его родители — Ростислав Александрович и Ольга Владимировна Шило. В 2011 году в возрасте 22 лет Андрей стал заместителем директора Новосибирского зоопарка. В 2016 году, после смерти Ростислава Александровича, возглавил зоопарк, продолжив дело отца.
#Город в лицах #Активный город #Милый город #Зоопарк #Работа #Интервью #Животные #Финансы #Проекты планировки #Отдых #Благотворительность