В гостях у ведущих «Вечернего разговора о спорте» побывал прославленный пловец-подводник Алексей Казанцев, победитель Всемирных игр и Кубка мира. В эфире радио «Городская волна» (101,4 FM) он рассказал Михаилу Якимову и Александру Потянихину как он тренируется, когда бассейны закрыты, о результатах Чемпионата мира по подводному спорту, о лучших моментах для подводника, о нестабильности результатов молодых спортсменов, и о том, легко ли настраиваться на соревнования, если они проходят в курортной зоне.
Михаил Якимов: Алексей, вы сказали, что поучаствуете в событии, которое мы проанонсировали.
Алексей Казанцев: 2 сентября я планирую поучаствовать в забеге, который организовывает хоккейный клуб «Сибирь». Он пройдёт на набережной. Побегу четыре километра.
Александр Потянихин: В таких мероприятиях всё-таки важна победа или достаточно просто поучаствовать?
Алексей Казанцев: Скорее всего, просто поучаствовать. Немножко отвлечься, переключиться от водной среды на что-то ещё.
Александр Потянихин: Выйти на сушу, так сказать.
Михаил Якимов: Следите за новостями спорта? Какая-то новость из последних впечатлила, порадовала, может, наоборот, расстроила?
Алексей Казанцев: Если дело перед соревнованиями, то все мысли — о предстоящих стартах. А после уже не интересует. Хочется побыть в неком спортивном вакууме и не думать о каких-то видах спорта.
Михаил Якимов: Какие медали вы привезли с Чемпионата мира?
Александр Потянихин: Насколько сильная была конкуренция на Чемпионате мира?
Алексей Казанцев: На каждом Чемпионате мира достаточно высокая конкуренция. Здесь выступают представители различных школ. Сильную конкуренцию на чемпионате всегда составляют команды из азиатских стран. В первую очередь, это члены сборной Кореи. У них очень сильные спринтеры. И это первенство, как заметил мой коллега Павел Кабанов, было знаковым в плане преемственности. Сейчас появляется много молодых спортсменов, которые пытаются заявить о себе, показать результаты. В некоторых дисциплинах появляются новые молодые звёзды. Пытаются посягать на спринт. Но пока ещё удаётся держать марку и привозить домой медали.
Михаил Якимов: Про молодых звёзд. Они сильно на пятки наступают? Вы говорите, что их много появилось, но насколько велико отставание?
Алексей Казанцев: У молодых не хватает стабильности в результатах. Они могут на отборочных очень хорошо себя показать, пройти отбор, попасть во взрослую сборную. Но на самом Чемпионате мира могут плохо проплыть. Или может сказаться волнение из-за недостатка опыта. Не всегда показывают стабильные результаты. Поэтому могут напрячь, могут не напрячь. Тут 50 на 50 получается.
Александр Потянихин: Как вы оцениваете своё выступление в этом сезоне? Понятно, что второе и третье места — это очень хорошо. Но, может быть, ждали от себя большего?
Алексей Казанцев: Нет, второе и третье место — это не хорошо. Я остался, мягко говоря, недоволен Чемпионатом мира. Неудовлетворен результатами. Могло быть немного лучше. Также у меня была дистанция 100 метров с аквалангом. Я её недавно начал практиковать снова. Там я приплыл четвёртым, опять-таки уступил корейцам. Но всегда хочется стремиться к лучшему результату, и сейчас будем дорабатывать оставшиеся ошибки и стараться исправить их к финалу кубка мира, показать более высокие результаты.
Михаил Якимов: Кстати, про корейцев. Я знаю, что раньше они не были в числе фаворитов. Или я что-то путаю?
Алексей Казанцев: Представители, по крайней мере, мужской сборной Кореи всегда в топе, особенно на спринтерских дистанциях. В частности, именно на подводных дисциплинах: 50 метров ныряние и 100 метров с аквалангом.
Александр Потянихин: Интересно получается то, что корейцы, например, на шорт-треке тоже в фаворитах. Динамический, спринтерский спорт. И в плавании тоже.
Михаил Якимов: Сейчас предстоит клубный чемпионат. Что это? Расскажите про кубок мира.
Алексей Казанцев: Кубок мира — это финальные соревнования в сезоне. После них наступает межсезонье. В финале кубка мира участвуют уже непосредственно клубы. Там выступает не сборная конкретной страны, а могут приехать, если взять, например, Россию, команда с Новосибирска, с Томска, со Свердловска. Несколько команд могут выступать с одного города. Здесь спортсмены представляют свой клуб, где они занимаются.
Вопрос от слушателей: Подскажите, как выбрать снаряжение для плавания в ластах?
Алексей Казанцев: Снаряжение подбирается индивидуально. У нас весь инвентарь «кустарного» производства. Всё заводское, что продаётся в магазине, именно для профессионального подводного плавания не подходит.
Александр Потянихин: Сколько стоит одеть подводника? Оборудование сильно дорогостоящее?
Алексей Казанцев: Недёшево. Хорошая моноласта стоит порядка 500-600 евро.
Михаил Якимов: Спортсмены-подводники способны содержать себя? По крайней мере, одевать, обувать на гонорары? Может спонсорские контракты есть?
Алексей Казанцев: Сложный вопрос. Как и у всех клубов, финансирование и материальные поощрения могут отличаться. Кто-то с лёгкостью может позволить себе на каждый старт покупать новый костюм, который стоит порядка 300 евро. Кто-то — может раз в год получить от своего клуба за хорошие показатели костюм. Или состоять в неком контракте с фирмой-производителем. Получает от них костюмы. Некоторые копят, чтобы один костюм на несколько лет. Растягивают, бережно используют.
Вопрос от слушателей: Говорят, у бегунов лучший момент, когда бег закончился и бегун идёт в тёплый душ. А вы сушите ласты?
Алексей Казанцев: Лучший момент для подводника — это когда он снимает ласту. Ласта должна быть продолжением ноги. Это не домашние тапочки, в ней не особо комфортно. Она очень плотно сидит, не побоюсь слова, «перелавливает» ногу. Особенно, если это спринтерская дистанция. Ласта не должна болтаться и растягиваться. Она должна очень плотно сидеть.
Александр Потянихин: Каково тренироваться и плавать с такими людьми, как Павел Кабанов? Всё-таки человек-легенда.
Алексей Казанцев: Мы с Павлом вместе занимаемся с 2006 года. И он не воспринимается как конкурент. У нас с ним дружеские отношения и на тренировке нет такого, что «Ох, это же Павел Кабанов!». Обычные рабочие моменты. Обычный спарринг.
Александр Потянихин: Сейчас многие бассейны закрыты. Всё-таки лето. Где вы сейчас тренируетесь? Какая программа?
Алексей Казанцев: Сейчас я отдыхаю и просто поддерживаю себя в форме, хожу в тренажёрный зал. В основном это небольшая силовая работа и кардио.
Михаил Якимов: Если говорить о предстоящих соревнованиях. Где ещё предстоит выступить в этом сезоне? Где будет проходить кубок мира, какие даты и на что рассчитываете?
Алексей Казанцев: Финал кубка мира будет проходить в 20 числах сентября на Пхукете, в Таиланде. Соревнования обычно проходят в два-три дня. Там программа не такая, как на Чемпионате мира, она очень сокращённая: одни дисциплины — утром, другие — сразу вечером. Нет предварительных и финальных заплывов. Сразу финал и уже смотрят лучшие результаты по всем заплывам.
Александр Потянихин: Каково будет выступать в Таиланде? Всё-таки лазурный берег, сказка. Всё это расслабляет.
Алексей Казанцев: Такое присутствует. У нас были этапы кубка мира на Мальорке в Испании. И ещё там был открытый бассейн. Атмосфера абсолютно не соревновательная. Есть сложности с настроем, потому что солнце, народ отдыхает, загорает, и напрягаться не всегда охота. В этот раз бассейн находится где-то в глубине острова, то есть совсем не в курортной зоне. Поэтому, думаю, будет проще.
Вопрос от слушателей: Есть ли шансы у подводного плавания стать олимпийским спортом? Что мешает сейчас?
Алексей Казанцев: Непростой вопрос. Даже не знаю с чего начать. Вообще за попадание в олимпийскую программу разговоры, битвы идут уже давно. В прошлом году мы прошли лонг-лист. Постепенно боремся, пытаемся. Сейчас Анна Викторовна, президент Федерации подводного спорта, делает ставку на фридайвинг. Это ныряние в глубину на открытой воде. Достаточно сложный и зрелищный вид спорта.
Михаил Якимов: Это не раньше 2026 года получается?
Алексей Казанцев: Может быть 26-28. Скорее всего, позже.
Александр Потянихин: Мы с нетерпением будем ждать этого, потому что тогда у Новосибирска будет больше шансов привезти олимпийские медали.
Вопрос от слушателей: Кто для вас пример по жизни?
Алексей Казанцев: Первоначально это был Сергей Ахапов. Наш самый титулованный, самый известный спортсмен. И в подводном плавании, и по жизни у него всё хорошо сложилось. И в спорте, и в дальнейшем. Сейчас не ставлю таких кумиров, ориентиров. Просто слежу за собой.
Александр Потянихин: Заметил, что у вас есть татуировки. Я знаю, что у вас есть Бендер и Гомер. Почему вы набили именно этих героев?
Алексей Казанцев: Фанат «Симпсонов», фанат Мэта Гроунинга. «Симпсоны», «Футурама» — это такие мультфильмы, не то чтобы детства, скорее, осознанного детства. Я вырос на них. Захотелось сделать, решил почему бы и нет.
Михаил Якимов: Зато любимые герои всегда с собой. Кстати, про соревнования. Была история, что некоторых спортсменов заставляли закрыть татуировки. У вас такого не было?
Алексей Казанцев: В подводном плавании таких прецедентов не было. У нас есть обязательное требование, что нужно снимать кольца, цепочки, пирсинг. Но это в целях безопасности спортсмена, чтобы он ничего не передавил, не потерял и никаких казусов не произошло. К татуировкам относятся лояльно.
Блиц-опрос:
— Кто ваш любимый спортсмен?
— Михаэль Шумахер.
— Какая у вас самая любимая песня?
— Hot Dog (Limp Bizkit).
— «Симпсоны» или «Футурама»?
— «Симпсоны».
— Павел Кабанов или Сергей Охапов?
— Сергей Ахапов.
— Самое лучшее место на земле?
— Пальма-де-Майорка.
— Какая у вас любимая книга или фильм?
— «Оно» Стивена Кинга.
#Разговор о спорте #Спорт #Город в лицах #Интервью #Городская волна