В гостях у ведущих «Вечернего разговора о спорте» побывал спортивный журналист и хоккейный эксперт Дмитрий Ерыкалов. В эфире радио «Городская волна» (101,4 FM) он рассказал, чего можно ждать от новых легионеров в «Сибири», подвёл итоги Олимпиады и объяснил, почему «Вашингтон» в ближайших матчах станет обладателем Кубка Стэнли.
Михаил Якимов: Дмитрий, как ты оцениваешь выступление «Сибири» в этом сезоне? Доволен или нет? Потому что выступление с одной стороны неоднозначно — проваливали часть сезона. С другой стороны — выдали лучший финиш регулярки в истории.
Дмитрий Ерыкалов: Послевкусие осталось нормальным, а сам вкус не удовлетворил. Главное, что «Сибирь» два года подряд не попала в плей-офф, и такого мы уже не помним. Были единичные провалы, но не более того. Здесь нужно присмотреться к какому-то системному провалу. В чём системно «Сибирь» провалилась.
Александр Потянихин: Поговорим о трансферах. Сейчас идёт комплектование команды. Как ты оцениваешь политику «Сибири»?
Дмитрий Ерыкалов: Мне очень нравятся иностранцы. На бумаге. Понятно, что не все адаптируются, кто-то может заскучать по дому, у кого-то не пойдёт игра из-за нового стиля. Но Анттила, Бертран, эти два парня из «Кярпят», которые стали чемпионами, плюс финн Пелтола, который играл против них в «Таппора», почему они смогут заиграть? Потому что Юрзинов работал в Финляндии, он знаком с финским рынком игроков, он имеет подход к финнам, знает финский язык.
Пелтола больше мужичок, настоящий капитан. А Бертран с Анттилой — юркие, быстрые, техничные ребята, и как раз Юрзинов таких любит. Он очень котирует подобных хоккеистов. Разве что фигура Денни Тейлора смущает. Но выбрали просто рабочий, не очень дорогой, проверенный вариант. Он проверен и лигой, и «Сибирью», поиграл здесь. Поняли, что Алексей Красиков, вытеснив на время Александра Салака, поравнявшись с ним по ходу сезона, достоин того, чтобы быть уже первым номером. А Тейлор — это его конкурент, это тот человек, который ему будет навязывать какую-то рабочую конкуренцию и подталкивать его всё выше и выше. Поэтому Тейлор тоже неплохой вариант. С русскими игроками намного сложнее.
Александр Потянихин: По линии защиты взяли Логинова. Понятно, что это бывший капитан «Салавата», вместе с Юрзиновым они играли. Но взяли также ещё защитника из «Адмирала», Мнацяна. Зачем?
Дмитрий Ерыкалов: Многие новосибирские болельщики возмущаются. Это из разряда, когда «Наши то — разведчики, а их — шпионы». Когда такие, как Мнацян, играют за другую команду, у всех просто слюни брызжут. Но когда это наш парень, тогда просто любимчик публики и на руках готовы носить. Вспомните Виталия Меньшикова, вспомните, как Евгений Артюхин когда дрался за «Сибирь», тогда все им довольны были. Я этого парня знаю. Он очень добродушный. Несмотря на свой грозный вид, он душа компании и его обожали во Владивостоке. Я думаю, после первого боя его полюбят и в Новосибирске. Он не очень хорошо обучен технически. Да, он тяжело катается, в атаку особо не ходит. Вы не увидите его у чужих ворот, если, конечно, там не будет потасовки.
Александр Потянихин: А если говорить о тех, кто ушел. Кого бы ты посчитал нужным сохранить? Кого не хватит в этом сезоне?
Дмитрий Ерыкалов: Можно говорить о многих. И Степа Санников. Мне хотелось, чтобы он отыграл за «Сибирь» всю карьеру, чтобы это был такой символ клуба. Это было бы прежде всего красиво. Но игрокам нужно давать шанс попробовать себя в командах другого масштаба, других амбиций. Он хочет выиграть Кубок Гагарина с «Локомотивом». И Алексеев ездил в «ЦСКА», если не получится — вернется. Но я хочу, чтобы он вернулся не так скоро, чтобы Степа приехал доигрывать карьеру. Я желаю ему только успехов.
Мне лично хотелось бы видеть в Новосибирске Ермакова. Если брать из всех защитников, Верещагин уже наиграл на повышение, и в Магнитогорске ему дали хороший контракт. Всё классно. Воробьев меня особо не впечатлял по прошлому сезону. Крепкий защитник, но не более того. Его заменить можно. Но Ермаков как человек очень приятный, весёлый, компанейский. И на площадке он раскрылся именно в Новосибирске, потому что ни в «Торпедо», ни в «Спартаке» его так не ценили. Здесь он показал себя атакующим защитником с хорошим броском, подвижным. Будет не хватать его именно в большинстве. А легионеры... Что с них взять? Закрисон, Бергстрём — хорошие профессионалы, но они приехали, заработали денег, дали какой-то результат. Да, не вышли в плей-офф, но отработали, поехали дальше. Поэтому по ним особо скучать и кусать локти не стоит.
Александр Потянихин: Не воспринимают ли нашу команду новые игроки как клуб-трамплин к топ командам?
Дмитрий Ерыкалов: Возможно, что воспринимают. А это плохо? Я думаю, что «Сибирь» как раз зарекомендовала себя именно таким «трамплином», куда люди охотно едут. Они понимают, что здесь не завязнут в болоте, что они только набьют себе цену. Это не значит, что они не бьются за эмблему, это не значит, что он не благодарны клубу. Просто имея репутацию «трамплина» получается заполучать всё новых и новых перспективных игроков. И лучше брать таких парней, как когда-то Лехтеря, сейчас Анттила. Перспективных, кто может перейти в клуб КХЛ или уехать в НХЛ. Это будет такой круговорот. Сначала Лехтеря, потом условный Бергстрём. Хотя он не молодой, но для него «Сибирь» стала стартовой площадкой.
Михаил Якимов: Что касается главного лица для болельщиков. Несколько лет подряд это был именно Александр Салак. А сейчас? Красиков уже готов стать? Или на кого-то из полевых переместится весь центр внимания?
Дмитрий Ерыкалов: Леша Красиков уже и на матч звёзд съездил, и к Малахову на эфир сходил на телевидение. Так что, я думаю, это такая медийная звезда №1 сейчас для Новосибирска, с точки зрения того, как он себя подаёт. Он знает, как себя вести с болельщиками, он достаточно искренний, яркий игрок. А вратарей в Новосибирске всегда любят.
Красиков — прежде всего. И думаю, полюбят ещё кого-то из легионеров. Но надо присматриваться и к Александру Шарову. Человеку дали четырёхлетний контракт. Нужно привыкнуть к тому, что Шаров в Новосибирске надолго, если, конечно, не перекупят. Сам он не уйдёт. Пусть он оправдывает надежды и пусть к нему привыкают. Я думаю, это тоже будет одна из будущих звездочек в «Сибири» на ближайшие годы.
Александр Потянихин: Правильное ли это решение — взять бэкапом иностранца Красикова, если можно было взять русского вратаря?
Дмитрий Ерыкалов: В том то и дело, что русского вратаря особо и не было на рынке. Того, кто бы нам походил. Разговаривали с Судницыным, но его не очень хотели брать. Он поехал в итоге в «Трактор». Думали взять Станислава Галимова.
Он остался в «Торпедо», не захотел улетать. А в итоге «Торпедо» перевели на восток. Рассматривали Лазушина, там было такое мнение, что если хотим взять вратаря, с которым мы не попадем в плей-офф, то надо брать Лазушина. «Лада» с ним не пробилась в восьмерку. Российских вратарей мало. Проще взять иностранца, даже не самого выдающегося, не самого звездного.
Михаил Якимов: Если говорить о всей лиге — ситуация нормальная с исключением «Югры», «Лады»? Или всё-таки погорячились?
Дмитрий Ерыкалов: Ситуация назрела. Я знаю, что тот же Кирилл Валерьевич Фастовский, генеральный менеджер «Сибири», был против исключения «Лады». Можно понять — всё-таки город живёт хоккеем. Город с одним заводом. Вокруг «Лады» десятилетиями кучкуются болельщики. В принципе, неплохая посещаемость была, команда с традициями. Но они последние годы не занимались ни работой со своими болельщиками, ни каких-то амбиций у них не было. Нет плей-офф, и ладно.
Это была команда с безликим имиджем. Только традиции, только прошлое и нет настоящего. Зачем «Югру» в свое время приглашали, я тоже не очень понимаю. В одном шаге от вылета была и «Северсталь», но она выдала шикарный сезон, она была медийно активна. Она отсрочила свой вылет, но я думаю, что следующей командой, которая покинет КХЛ, будет именно «Северсталь». И они отпустили, не смогли удержать Кагарлицкого и Гудачека, двух самых ярких игроков. Я думаю, их судьба предрешена.
Михаил Якимов: Кстати, по поводу медийности. Они же наоборот — стали немного лучше работать, посещаемость подросла.
Дмитрий Ерыкалов: Поэтому они и остались в КХЛ. Пока, на год. Они выделялись на фоне «Лады» и «Югры». Их не смогли поставить с ними в один ряд.
Михаил Якимов: То есть ты думаешь, что в следующем сезоне они наверняка провалятся?
Дмитрий Ерыкалов: В следующем сезоне кто-то должен вылететь. Это будет либо иностранная команда, либо «Адмирал», либо «Северсталь». Но «Адмирал» — команда с Дальнего Востока, которая создавалась с участием первых лиц государства. «Куньлунь», «Адмирал», «Амур» — это такой дальневосточный кластер, стратегически важный сейчас регион. Я не думаю, что «Адмирал», в каком бы он состоянии не был, отправят в высшую лигу. Так что «Северсталь» попадает под этот удар.
Александр Потянихин: Почему убирают восточные команды в основном? На западе такие же проблемы. И с посещаемостью, и с работой.
Дмитрий Ерыкалов: У западных команд, конкретно у «Витязя», есть покровители. Например, у «Витязя» президент Михаил Головков — это родственник Александра Медведева, бывшего президента КХЛ. Всё-таки своя рубашка ближе к телу и команды, которые ближе к Москве, ближе к офису Газпрома имеют больше шансов сохранить прописку в лиге.
Александр Потянихин: В этом году закончилась олимпиада. Понятно, что сборная выиграла. Но осталось послевкусие после этой победы. Как ты считаешь, что-то надо менять?
Дмитрий Ерыкалов: Очень сложная тема. Понятно, когда весь чемпионат ломали под интересы сборной, никто не думал, что Россия поедет туда чисто игроками КХЛ. Никто не думал, что мы и так будем доминировать. Сборная России туда ехала главным фаворитом, с такими звездами, как Ковальчук и Дацюк. Ни у кого таких спортсменов не было. Но заранее мы об этом знать не могли. Даже у этой команды была сложность — преодолеть этот пресс, и, будучи фаворитом, играть очень сложно.
Я ребят тоже понимаю, разговаривал с Мишей Григоренко, ещё с некоторыми, кто был на Чемпионате мира и Олимпиаде. На Чемпионате мира они себя чувствовали намного раскованнее, потому что были темной лошадкой, на них не смотрела вся страна. Когда думали, что будут НХЛовцы, предполагалось, что будет часть наигранных игроков из «СКА» и «ЦСКА» плюс звёзды НХЛ. Я против всего этого.
Михаил Якимов: Сама победа, сам финал оказался каким-то неубедительным.
Дмитрий Ерыкалов: Ты скажи то же самое шведам, которые не то, чтобы натужно, но проиграли немцам и остались без медалей. А шведов тренирует Рикард Грёнборг, человек, который выиграл два последних Чемпионата мира и которого сватают тренером в НХЛ, что, в принципе, редкость для европейца. Грёнборг этим же немцам и проиграл.
Я был на финальном матче, это были непередаваемые эмоции. Понятно, это не когда вы обыгрываете канадцев дома, как было в Квебеке. Но по драматизму это было какое-то сумасшествие. Когда Гусев в меньшинстве, с лопаты, забивает и сравнивает счёт на последней минуте — это очень круто. Всё равно, так или иначе, показали характер.
Это очень значимая победа, несмотря на то, что уровень хоккея был уровнем евротура. Дух не захватывало. О том, что это Олимпиада, напоминали только кольца на арене. После финала, тот же Ковальчук, который видел в этой хоккейной жизни всё, радовался этому золоту, как ребёнок. Я такого счастливого человека в хоккейной форме не видел очень давно.
Михаил Якимов: Золото взяли, результат есть. Теперь будут изменения в КХЛ? Как оцениваешь новый регламент?
Дмитрий Ерыкалов: Здесь всё упирается в то, что у КХЛ, как у лиги, очень здравые идеи и верный вектор. Но простив КХЛ выступает такая «ОПГ» из топ-клубов. Это «ЦСКА», «СКА», отчасти ещё некоторые команды. Прежде всего, это «ЦСКА». На всех этих советах директоров, когда обсуждаются нюансы регламента, куда двигаться лиге, «ЦСКА» всегда становится «лежачим полицейским», который не позволяет двигаться быстро и ровно. Они отложили жесткий потолок зарплат ещё на один сезон.
Они вводят и другие инициативы, очень спорные и очень вредные для других клубов. У них очень серьезный админресурс, очень могущественная организация за ними стоит. Сейчас важно, сможет ли КХЛ отстоять свои правильные инициативы перед клубами. Сокращение лиги, может быть, и болезненное, но оно нужно. Должен быть низкий жесткий потолок зарплат.
Александр Потянихин: Это североамериканская модель, где за счет драфта можно звезду заполучить. В то же время сейчас падает уровень игроков, потому что многие уезжают за океан. Взять тех же Ковальчука и Войнова. «СКА» уже начинает охотиться за «рыбками» поменьше. Взять Ли, Бывальцева. Рынок скуднеет. Ребята просто провели один хороший сезон, и после этого их сразу забирают в «СКА».
Дмитрий Ерыкалов: Ли не очень даже и сезон провёл. «СКА» в этом плане удивляет. Да, Ковальчук уезжает, Войнов уедет, скорее всего, в НХЛ. Хороший защитник Киселевич отправился, Ожиганов, знакомый новосибирским болельщикам. В то же время и обратный процесс есть. Якупов, возможно, вернётся в этом году. Он сменил агента, отказался от услуг Игоря Ларионова. Педан, защитник силового плана, перешел в «Ак Барс». Виктор Антипин думает вернуться.
Всё равно каждый год происходит такой взаимообмен, поэтому не надо говорить, что «Да, Ковальчук — это потеря для лиги, безусловно, но в целом уровень остается примерно равный». И ещё не открылся рынок свободных агентов в НХЛ. Иностранцы подъедут. Правда, не так много клубов, где есть свободные позиции для легионеров. Тем не менее, интересных игроков в лиге мы ещё увидим.
Михаил Якимов: Если вернуться к вопросу по жесткому потолку зарплат. 850 млн рублей планируется. А пол зарплат? В НХЛ есть пол зарплат. Есть ли какое-то обсуждение этого вопроса?
Дмитрий Ерыкалов: Работающего пола нет. Единственный момент, который можно отнести к полу — то, что в рейтинге КХЛ, на основе которого исключаются команды, один из пунктов — сколько команда тратит на игроков. Там идёт планка в 600 млн. Если больше 600 — то это в рейтинге уже не учитывается. Это что-то типа пола зарплат. Если меньше, то ты в рейтинге будешь чуть ниже.
Александр Потянихин: Значит ли это, что если установят потолок и пол зарплат, то многие наши клубы могут просто его не потянуть?
Дмитрий Ерыкалов: Жесткого пола зарплат не будет. Если ты меньше тратишь — это будет влиять на твои позиции в рейтинге, но то, что тебя не пустят в лигу, не допустят до сезона — такого не будет. Об этом даже нет разговоров.
Михаил Якимов: Понятия «пол» и «потолок» зарплат впервые появились за океаном, так что хотелось перейти к хоккею заокеанскому. Что касается финала — смотришь ли, каковы шансы «Вашингтона» на победу? Потому что, я думаю, приоритет именно у этой команды.
Дмитрий Ерыкалов: Я на протяжении сезона, особенно когда идёт сезон КХЛ, с трудом смотрю матчи НХЛ. Больше хайлайты и некоторые суперинтересные игры в записи. Но от финала и от финалов конференции не мог оторваться. «Вегасу» респект, но «Вашингтон» шел к этому титулу очень долго. И Овечкин исстрадался — столько на него выливалось критики. Но сейчас он изменился, стал более командным игроком. Отмечу, что он стал и более самоотверженным — бросается под шайбу, ведёт силовую борьбу как игрок четвертого звена. Сейчас действительно есть такой Овечкин, который готов пожертвовать всем, и который где-то стал более спокойный, более эмоциональный, невероятно сбалансированный.
Александр Потянихин: В чём феномен «Вегаса» в этом сезоне? Вроде набрали «ноунеймов», ребят, которые друг с другом никогда не играли. Да, хороший вратарь, несколько классных нападающих. Но взять того же самого Карлсона, который не показывал в «Коламбусе» такой классной игры — сейчас один из лучших снайперов лиги.
Дмитрий Ерыкалов: Если посмотреть на КХЛ, на лигу, которая новые клубы чаще запускает, чем НХЛ в последнее время, то практически все клубы новые. Они попадали в плей-офф с первого раза. Это и «ХК Сочи», и «Адмирал». Можно перечислять ещё долго. В том же «Адмирале» была такая же ситуация. Там были отказники, были игроки, от которых отмахнулись и у которых есть мотивация доказывать, что они не второй сорт. То же самое сейчас идёт с «Вегасом». И там ещё и подобрали игроков под модель тренера, который ставит очень агрессивный, энергозатратный, силовой хоккей. Я уверен, в него не вписался бы Вадим Щипачев, если бы он потерпел, поиграл бы в фарм-клубе и не поехал бы обратно в «СКА».
Это совершенно не та команда, в которой заиграл бы Щипачев, это команда-антагонист для него. И команда-антагонист «Вашингтону» изначально. Но почему «Вашингтон» сейчас выигрывает 3:1 и наверняка одержит победу в серии? Потому что у них есть много мастеров. Оши, Бэкстрём, Овечкин, Кузнецов. Помимо того, что они в большинстве классно играют. И вратарь вроде бы на уровне. Я думаю, Холтби даже превосходит Флёри в этой серии. Помимо всего этого, «Вашингтон» научился играть просто, научился бить, бежать. Именно так была обыграна «Тампа». «Вашингтон» не переиграл «Тампу» в хоккей, они её перебегали и переработали. Поэтому это команда практически без слабых мест.
Александр Потянихин: Проспектом «Вегаса» является Гусев. Он сможет в эту модель вписаться?
Дмитрий Ерыкалов: Ситуация интересная в том, что у Гусева в следующем году заканчивается контракт со «СКА», но у него истекают права на него у «Вегаса». Он становится неограниченно свободным агентом и может уехать в любую команду НХЛ.
Полное интервью с Дмитрием Ерыкаловым смотрите в этом видео: