Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: чужая война, солдаты без сапог и лазуритовое поле

18 февраля на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывал сотрудник музея Дзержинского района «На Каменском тракте» Данила Пейнович. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
14:10, 25 февраля 2022

Взгляд назад. Исторический календарь

14 февраля 1929 года в городе появляются таблички с обозначением улиц и переулков. Длина всех улиц города составляла 260 км, из них только 30 км были замощены.

14 февраля 1948 года в Новосибирске открылся слёт молодых охотников Сибири.

14 февраля 1969 года в Ленинском районе Новосибирска открылся широкоформатный кинотеатр «Аврора» на 850 мест.

15 февраля 1946 года облисполком принял решение «О развитии индивидуального и коллективного огородничества». Предусматривалось до 1 апреля 1946 года выделить необходимые земельные участки. При этом лучшие участки, которые расположены близко к населённым пунктам, предполагалось отвести семьям военнослужащих и инвалидам войны.

16 февраля 1893 года в Петербурге прошло второе заседание Комитета Сибирской железной дороги под председательством великого князя Николая Александровича. На заседании рассмотрели предложение от Министерства путей сообщений о строительстве моста через Обь в районе села Кривощекова. Цесаревич согласился с запланированным направлением прокладки Сибирской железной дороги в районе Оби как с наиболее удобным в техническом отношении. После этого место перехода Сибирской железной дороги через Обь больше не обсуждали.

16 февраля 2010 года в Новосибирске начали строить третий автомобильный мост через Обь. Подрядчик — «Сибмост» — вышел на объекте на круглосуточный режим работы.

17 февраля 1898 года министерство внутренних дел удовлетворило ходатайство жителей о переименовании посёлка Александровского в Ново-Николаевский. Ходатайство поддержал томский губернатор.

18 февраля 1907 года император Николай Второй подписал Указ Правительствующему Сенату о предоставлении Ново-Николаевску на выкуп в собственность городских земель. В этот же день участок земли на берегу реки Обь вблизи железнодорожного моста, с береговой полосой и водным пространством в 250 погонных саженей, согласно Высочайшему повелению выделили Ново-Николаевску под пристань общего пользования.

С 18 по 22 февраля 1974 года в магазине «Орбита» проходила выставка-продажа транзисторных радиоприёмников.

19 февраля 1940 года президиум Верховного Совета РСФСР утвердил Постановление Президиума Новосибирского облисполкома об образовании в городе Центрального района. До этого территория центральной части города входила в состав ранее образованных Дзержинского и Октябрьского районов.

20 февраля 1942 года на фронт отправился бронепоезд «Советская Сибирь», который построил коллектив Новосибирского депо.

 

Однажды в Новосибирске. Через тернии

15 февраля 1952 года в парке культуры и отдыха имени Сталина — ныне это Центральный парк — открылся Новосибирский планетарий. Цейсовское оборудование из ГДР для наблюдения за звёздами и планетами разместили в деревянном здании бывшей Воскресенской церкви, — её закрыли в 1929 году. До 1952 году здание занимал Дом народного творчества.

В оборудовании планетария приняли участие специалисты из Новосибирского строительного института, а также работники Московского планетария. Учреждение подчинили Новосибирскому областному отделению Общества по распространению политических и научных знаний РСФСР.

Первыми лекторами планетария стали сотрудники Новосибирского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии Адольф Вениаминович Буткевич и Сергей Николаевич Сафронов. Планетарий сразу получил популярность и у детей, и у взрослых.

Через четыре года планетарий перешёл в ведение отдела культуры горисполкома. В 1963 году бывшую церковь снесли, а цейсовский прибор — собственно, планетарий — упаковали и положили под трибуны стадиона. Там он пролежал пять лет, пока в лабораторном корпусе НИИГАиКа не построили специальный «Звёздный зал» со сферическим куполом диаметром шесть метров.

Это произошло по инициативе ректора Константина Проворова и завкафедрой астрономии и гравиметрии Всеволода Напалкова. В 1968 году планетарий перенесли в «Звёздный зал» НИИГАиКа.

Со временем планетарий фактически стал одной из лабораторий кафедры астрономии и гравиметрии. Там появилась астрономическая площадка и различная наблюдательная техника. В 2002 году планетарий стал учебным центром, главной задачей которого стала популяризация астрономии. А в 2012 году на Ключ-Камышенском плато открыли новый Большой новосибирский планетарий.

 

Структура момента. Век мастера

Большую выставку работ знаменитого художника Николая Грицюка открыли в новосибирском художественном музее. Так в сибирской столице отметили юбилей мастера, которому 10 февраля этого года исполнилось бы 100 лет.

На двух этажах разместили 150 графических работ.

Часть картин — из фонда художественного музея, часть — из коллекции семьи Грицюка. В экспозиции — московские пейзажи, индустриальные композиции из кузбасского цикла, листы из серий «Переславль-Залесский», «Ленинград», «Таллин». И, конечно, акварели из серии «Новосибирск». На них — город 1950-60-х годов: проспекты, дворы, новостройки.

Выставку сопровождает просветительская программа — она позволит лучше понять творчество Николая Грицюка, которого называют одним из самых значимых российских художников второй половины XX века. Его работы есть в Третьяковской галерее и других известных музеях Европы. Самая большая коллекция картин Грицюка сейчас — в Новосибирске.

 

Было — не было. Трудно быть богом

Гость в студии «Городской волны» — сотрудник музея Дзержинского района «На Каменском тракте» Данила Пейнович.

Евгений Ларин: Пока я не объявил тему нашего сегодняшнего разговора, и пока мы не приступили к её обсуждению, задам такой вопрос: почему ваш филиал называется «На Каменском тракте»? Сейчас почти все филиалы музея Новосибирска выбирают себе оригинальные названия, вот оно появилось и у вас. С чем оно связано?

Данила Пейнович: Решили отличиться! Название связано, естественно, с историей. Проспект Дзержинского на заре нашего города, ещё до того, как был сформирован Дзержинский район, и был этим самым Каменским трактом. Это была дорога, по которой, как говорят, — достоверно этого не известно, — проходил «чайный путь».

IMG_2494_tn.JPG
Данила Пейнович. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: И там, вероятно, орудовали известные в Сибири так называемые чаерезы, — бандиты, которые грабили чайные караваны!

Данила Пейнович: Да, дорога была довольно опасная, так и скажем.

Евгений Ларин: Теперь к теме нашего выпуска.

15 февраля в календаре дней воинской славы и памятных дат — это День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В этот день 33 года назад, — 15 февраля 1989 года — завершился вывод советских войск из Афганистана. А с 3 февраля в музее Дзержинского района работает выставка под названием «Пока вы помните, мы живы». О ней и пойдёт речь сегодня.

«Пока вы помните, мы живы» — это похоже на строчку из какого-то стихотворения, но только я вот никак не могу понять, из какого. Откуда именно эта фраза, если это цитата? Или эти слова просто похожи вообще на все строчки о войне?

Данила Пейнович: Наверное, фраза действительно похожа на все строчки о войне. Мы её не выбирали специально откуда-то.

Вообще, нужно сказать, что наш филиал музея Новосибирска, — музей Дзержинского района, — был основан как место встречи ветеранов со школьниками и студентами, с молодым подрастающим поколением.

Выставку «Пока вы помните, мы живы» мы ставим уже в десятый раз. С самого первого года мы работаем с новосибирским союзом ветеранов Афганистана. Эта выставка у нас, наверное, самая успешная, самая проработанная. Она выполняет нашу главную миссию — свести ветеранов с подрастающим поколением.

Евгений Ларин: Так называемые уроки мужества были популярны ещё с советских времён, и вы эту традицию подхватили и продолжаете?

IMG_2437_tn.JPG
Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Данила Пейнович: Да, именно так.

Евгений Ларин: Вы даже подозаглавили свою выставку «Уроки истории», но к этому мы ещё вернёмся.

Когда мы говорим о войне, вообще, когда мы произносим слово «война», то чаще всего говорим о Великой Отечественной войне. Так у нас сложилось исторически. Это настолько понятно, что мы даже не будем пытаться сейчас это объяснять. А вот всего остального как будто не было. В массовом сознании этого нет. Оно существует только для тех, кто был «там».

Всё остальное — это какие-то непонятные «локальные конфликты» где-то очень далеко. В Корее, Вьетнаме, Египте, в Анголе. Были Югославия, Абхазия, Южная Осетия и Сирия. Продолжать этот список можно долго. И всё это были настоящие войны, в которых сражались и гибли наши солдаты и офицеры. А войну в Афганистане некоторые историки называют самой жестокой и кровопролитной войной после Великой Отечественной.

В январе 1980 года чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН назвала ввод советских войск в Афганистан агрессией. У нас же об этом не говорили практически ни слова. В семьях не знали, куда уходят служить новобранцы, куда отправляют кадровых военных. Государственная военная тайна за семью печатями.

Чтобы наш последующий разговор приобрёл уже более конкретные очертания, давайте начнём с того, что это была за война и зачем она была нам, то есть Советскому Союзу?

Данила Пейнович: С Афганской войной, как обычно с такими войнами, история была, конечно, непростая. Это была череда политических интриг. У Советского Союза с правительством Афганистана было заключено соглашение о помощи и взаимовыручке. И когда власть в Афганистане неожиданно сменилась, пришлось свои обязательства выполнять.

Но ввод войск в Афганистан не был даже единогласным решением, никто не был на 100% уверен, нужен ли он. Сложно оценить эту войну, она была «призрачная», у нас никто о ней не говорил. И люди, которые с неё вернулись в 1989 году, вернулись практически уже в другую страну. Советский Союз распался через два года. В 1990-х годах афганцев предоставили самим себе.

В прошлом году выставка «Пока вы помните, мы живы» была посвящена тому, в какую страну вернулись афганцы. И это, наверное, была самая сложная выставка, потому что рассказ о 1990-х — это, конечно, не просто.

Как жили афганцы? Много чего было: кто-то просто голодал, кто-то в криминал подался. На их долю выпало много потрясений. Почему мы не заканчиваем рассказывать их историю? Мы думаем, что эти воины заслужили того, чтобы о них помнили как о солдатах, которые защищали Родину. Мало ли кто что делал в 1990-е — там разные были истории. Эти люди не заслужили забвения. Они заслужили того, чтобы о них помнили — в любом случае.

Евгений Ларин: Ну вот что произошло в Афганистане? В октябре 1979 года там отстранили от власти и убили основателя Народно-демократической партии Афганистана Нур Мохаммада Тараки. И в декабре того же года тысячи советских солдат и офицеров отправились в чужую непонятную далёкую страну, с чуждыми обычаями и традициями, — защищать кого-то от кого-то... Сколько туда ушло наших, каков был советский контингент в Афганистане и сколько там было новосибирцев?

Данила Пейнович: На пике пребывания советских войск в Афганистане там было порядка 120 000 человек. Новосибирцев на эту войну ушло порядка 5000 человек. Действительно, наши солдаты не знали, кто с кем воюет и куда они отправились.

Афганская война, особенно в первые годы, стала большим шоком для советской армии, поскольку методы ведения войны были совсем иными: постоянные засады, боевые действия в гористой местности, неизвестно, где прячутся враги. Их пути, прорытые в горных массивах, стали настоящим открытием для советских воинов. А враг был на своей территории, у себя дома.

Стоит отметить, что это было уже не первое родео в Афганистане в современной истории. На зря эту страну называют «кладбищем империй». Первыми туда попасть пытались британцы в 18-19 веках.

Евгений Ларин: Известен факт, что, когда снимали фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», одну сцену пришлось переозвучить. В серии «Знакомство» Холмс спрашивает у Ватсона: «Давно с востока?» Но если посмотреть внимательно, то Холмс на самом деле спрашивает: «Давно из Афганистана?» Эпизод решили переозвучить, потому что началась новая война.

IMG_2575_tn.JPG
Данила Пейнович и Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Данила Пейнович: Британцы три раза пытались завладеть Афганистаном и три раза потерпели неудачу. По поводу войн Англии в Афганистане существует много легенд. В самом начале британской эпопеи у афганцев вообще не было никакого огнестрельного оружия. Ветераны рассказывают, что первый британский батальон, который зашёл на территорию Афганистана, полностью пропал без вести. Про него не было слышно вообще ничего.

А когда в Афганистан ввели советские войска, то местные воевали уже со «Спрингфилдами» — это британская винтовка. То, что осталось от того батальона, использовали в войне с Советским Союзом. Позже, когда в Афганистан вошли американцы, они уже столкнулись с автоматами Калашникова. Посмотрим, кто будет следующим, против кого будут направлены американские винтовки М-16.

Евгений Ларин: Из 5000 новосибирцев на Родину не вернулся 141 человек — столько значится в новосибирской Книге памяти. И это же не просто цифры, это конкретные имена. Некоторые из этих имён даже оказались на карте Новосибирска. Конечно, прежде всего это имена Александра Демакова и Сергея Амосова.

Улица Демакова в микрорайоне Щ в Академгородке — это очень известная улица. Но я уверен, если спросить у прохожего на этой улице, кто такой Александр Демаков, то мало кто ответит на этот вопрос. Если героев Великой Отечественной войны ещё худо-бедно знают, то здесь вообще никак.

Данила Пейнович: Демаков — наш земляк, который героически погиб в Афганистане в 1982 году. Защищал отход наших войск, прикрыл свой взвод, а сам погиб.

Евгений Ларин: Известны последние слова Александра Демакова, который вышел в эфир, связался по рации со своим командиром и сказал следующее: «Всё, командир, прощайте, нам отсюда не выйти. Отправлю Валиева и Несякина — пусть попробуют спастись. Сам не могу — руки, ноги перебиты. Передайте матери, что погиб человеком...»

Так ли это было или не совсем так, я не знаю. Но во всяком случае история хранит эти слова.

Данила Пейнович: Мы в музее Дзержинского района особо бережно храним память о ребятах из нашего района. Начиная с самой первой выставки. Пока им позволяло здоровье, пока была такая возможность — мы приглашали матерей погибших афганцев к нам в гости в музей. Они всегда приходили, потому что для них это тоже очень важно — что про их сыновей помнят, что память о них жива.

Это и капитан Александр Николаевич Лебедев, который тоже погиб в 1982 году. Первая половина войны была самая сложная, когда только нарабатывали новые тактики, гибло много бойцов. Во второй половине войны было полегче, но без потерь всё равно не обходилось.

Евгений Ларин: Есть статистика, которая говорит, что за все девять лет войны в Афганистане полегло порядка 15 000 наших солдат и офицеров.

Данила Пейнович: Это очень большая цифра. Когда оперируешь сухими фактами, то кажется, что 15 000... ну что в этом такого? Но это же всё люди! Это на самом деле очень много. В их числе дзержинцы — рядовой Константин Иванович Катников, старший лейтенант Виктор Анатольевич Жданов. Их много было. Слишком много!

Евгений Ларин: Поговорим теперь о выставке. Там у вас представлено без малого 200 предметов. Я понимаю, что все эти предметы вряд ли появились у вас одновременно. Вероятно, они приходили из разных источников. Мне бы хотелось, чтобы вы рассказали, как вы собирали эту выставку, откуда приходили предметы. Кто-то их приносил или вы их сами находили?

Данила Пейнович: Всегда бывает так: с миру по нитке — в музее выставка. Главным нашим партнёром по этой выставке с самого начала и до сих пор является союз ветеранов Афганистана. Они нам сильно помогли изначально, потому что основу этой выставки они принесли и оставили на постоянное хранение. Что-то новое и интересное мы у них каждый год берём на временное хранение из их музея.

Сами афганцы в стороне не остаются: что-то приносят, помогают, консультируют, например, как должна быть правильно надета форма на манекене, делятся с нами информацией и своими историями. Истории — это, наверное, наша главная ценность.

IMG_2544_tn.JPG
Данила Пейнович. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: И, наверное, ещё фотографии, на них ведь люди!

Данила Пейнович: Фотографии из Афганистана представляют особенный интерес. Их же нельзя было привозить. У тех, кто возвращался, при досмотре все фотографии, все плёнки отбирали.

Евгений Ларин: Как с Чернобылем?

Данила Пейнович: Именно. Какие могли быть фотографии, если войны официально не было?! 

Почти все подлинные фотографии из Афганистана привезли люди, которые отправлялись в госпитали. Там уже такой тщательной проверки не было, поскольку речь шла всё же о жизни человека. Плёнки могли у людей оставаться. А вообще всё уничтожали, не сохраняли даже дембельские альбомы. Только те, у кого хватало смекалки и сноровки спрятать так, чтобы не нашли, могли привезли фотографии.

Евгений Ларин: У вас на выставке есть форма, обмундирование, погоны, оружие, макеты боевой техники... На какие блоки можно разделить предметы?

Данила Пейнович: В этом году мы поставили несколько амбициозную задачу: на фоне недавно завершившейся войны американцев в Афганистане мы хотели сравнить две войны. Третью — британскую — мы трогать не стали, места на хватило. Замахнуться на три войны было бы уже перебором, но на две — рискнули. Задачей было более широко показать советскую войну.

Хоть мы и ставим эту выставку уже 10 лет, мы же понимаем, что наши посетители со временем меняются, и нам всегда нужно начинать с начала, — с карты Афганистана. У нас есть замечательная карта Афганистана, её для нас вручную сделали наши ветераны. Там отмечены все места боевых действий, места дислокации войск. Эта карта — одно из наших главных сокровищ, которые у нас хранятся. Наша задача была — показать начало войны, её течение и конец.

Приведу простой пример. Солдатские сапоги. Что в них такого? Сапоги и сапоги. Все всегда воевали в сапогах, ничего страшного. А тут гористая местность, уклоны, постоянно нужно скакать вверх-вниз. Мозоли на ногах появлялись уже на первый день. В этих сапогах вообще невозможно было ходить. Плюс жара. На солнцепёке температура воздуха могла подниматься до 80 градусов. В нашей форме там воевать было просто невозможно.

Не знаю, правда или легенда, но один из генералов приехал с проверкой, пришёл на смотр и увидел, что все в берцах, а не в уставных сапогах. Хотел было сделать нагоняй, но ему просто предложили немного прогуляться в сапогах до ближайшего пункта, а потом вернуться к этому разговору. За день хождения в сапогах генерал понял, что воевать в такой обуви — не вариант. Уже на следующий день вышло распоряжение о смене обмундирования.

Евгений Ларин: А где взяли новую обувь?

Данила Пейнович: Конечно, торговать с афганцами было строжайше запрещено, но куда деваться!

Евгений Ларин: Возможно, вы могли бы выделить из вашей экспозиции какие-либо особенные предметы, о которых хочется рассказать?

Данила Пейнович: Мне самым интересным предметом кажется бронепортфель фельдъегеря. Интересен он с функциональной точки зрения. Выглядит как обычный портфель, но он увесистый, килограммов 5-6, наверное, в нём есть. Всё потому, что в основном отсеке, в котором обычно хранятся документы, сложены три бронепластины. Единственный настоящий отсек для секретных документов был крайним боковым, который находился под рукой.

У бронепортфеля есть две ручки. Если одну из них отпустить, оставив держать вторую, то портфель распадается, пластины съезжают вниз и получается самый настоящий щит примерно полтора метра в длину. В случае нападения на фельдъегеря, курьера с новостями, он за полсекунды раскладывал бронепортфель и мог, прикрывая себя, начинать отход, то есть бежать. И голова, и документы были защищены. Этот предмет мы не храним на витрине, потому что его нужно показывать в действии.

Евгений Ларин: А что за загадочный камень лазурит, который есть на выставке?

Данила Пейнович: Лазурит — это драгоценный камень, который добывают в Афганистане. Это очень красивый камень светло-голубого цвета. Как я уже говорил, наше главное сокровище — это истории. А с этим камнем как раз связана история. Один из наших ветеранов, Владимир Алексеевич Шуплецов, который был разведчиком, нам рассказал эту замечательную историю.

Была у них секретная операция, а лагерь их был разбит неподалёку от заброшенной лазуритовой шахты. А солдата же хлебом не корми, дай какое-нибудь интересное занятие. Не всё время же исполнять боевой долг. Задача у разведчиков стояла довольно длительная, на несколько месяцев. И ребята потихоньку таскали камушки из этой лазуритовой шахты, — просто из интереса. Надо же было чем-то себя занять в свободное время, на отдыхе, вот они и ходили в шахту, добывали лазурит, который там просто валялся. Потом им стало скучно просто так его таскать, и они выложили лазуритом пол у себя в палатке. Весь пол.

Евгений Ларин: Дорого-богато!

IMG_2625_tn.JPG
Данила Пейнович и Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Данила Пейнович: Да! Но потом возникла ситуация, когда нужно было срочно эвакуироваться, причём под огнём противника. За ними прилетела вертушка. А это была уже вторая половина войны, 1985-86 год, пилоты к тому времени были уже настоящими асами, могли зависнуть хоть на кончике горы.

Вертушка зависает над лагерем, бойцы собрали свои вещи, стали убегать, но ветром от лопастей вертолёта палатку сдуло, и вот всем на обозрение на солнце засверкало лазуритовое поле! И вот они улетают в свете этого лазурита...

Евгений Ларин: Достойный финал напряжённой военной драмы!

Данила Пейнович: Да, это кинокартина. Хоть сейчас снимай.

Евгений Ларин: А что за колышек от растяжки, который также есть у вас в экспозиции?

Данила Пейнович: Всё, что связано с взрывчаткой, минами — это вообще отдельный разговор. Мины в этой войне — это, наверное, было самое страшное, особенно поначалу. Наши даже не могли подумать, что афганцы, с которыми мы воевали, просто возьмут и заминируют практически все свои же дороги. Кто мог себе представить, что они, находясь у себя дома, заминируют весь свой дом?! Звучит это довольно странно, но тем не менее так произошло.

Эту войну даже называют войной мин. Большая часть потерь была связана с тем, что бойцы подрывались на минах, потому что они были везде. Наши всё делали по уставу, по плану. У нас были карты минирования. Когда мы уходили, мы всё разминировали. А у афганцев не было такой установки. На минах той войны в Афганистане подрываются до сих пор.

Пусть не каждый день, но раз в месяц где-нибудь на какой-то дороге звучит эхо той войны. А афганцам ещё поставляли итальянские мины в пластиковой упаковке, которые невозможно было найти миноискателем. И вот их там до сих пор огромное количество осталось.

Есть ещё один интересный и очень важный экспонат. В блоке, который посвящён выводу войск, ещё с самой первой выставки хранится бронестекло от транспортного самолёта Ан. И у него тоже есть своя история. Стекло с трещиной, на нём виден след от пули. Фамилию военнослужащего история утеряла, но это был наш человек, новосибирец, который возвращался из Афганистана домой. И когда он уже сел в самолёт, в стекло прилетела пуля. Его спасло бронестекло. Прилетев домой он попросил пилота, чтобы это стекло ему оставили на память как талисман.

Евгений Ларин: Древние римляне говорили: «Audiatur et altera pars» — «Выслушаем и другую сторону». В своей экспозиции вы нашли место для предметов, которые принадлежали афганцам. Там есть листовки, ножи, кинжалы, головные уборы и даже афганские медали. Что вы этим хотели сказать?

Данила Пейнович: Мы хотели этим сказать, что Афганистан был очень разный. Он и сейчас очень разный.

В этом проблема всех, кто пытался его захватить: наверное, Афганистан не принадлежит никому, даже самим афганцам. Они воюют сами со своей же страной с самого детства. Тем, кому интересно понять логику, мысли людей, которые живут в Афганистане, я бы порекомендовал книгу Дианы Мохаммади и Мари Бурро «Маленькая торговка спичками из Кабула». При подготовке к выставке я проникся этим произведением.

У нас одна из наших главных трагедий — это голод в Ленинграде во время Великой Отечественной войны, когда люди варили и ели обои...

Евгений Ларин: ... это самое безобидное из того, что можно было варить...

IMG_2451_tn.JPG
Данила Пейнович. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Данила Пейнович: У афганцев даже в мирное время ситуация с питанием — как тогда в Ленинграде. Только у них обоев нет. Истории этих людей трагичны в своей будничности. Книга, о которой я говорю, автобиографична, особой художественной ценности в ней нет, но через неё можно понять жизнь этих людей.

Почему они настолько преданы богу, почему вера в этом регионе так сильна? Потому что без веры в бога там, наверное, просто не выжить. Вера просто необходима для жизни, потому что не есть они могут порой и целый день. И это сейчас, в современном Афганистане, причём в самом его центре — в Кабуле. Что и говорить про маленькие населённые пункты. Афганистан — это гористая местность, где почти ничего не растёт. Жизнь у людей там очень тяжёлая.

Задача этой выставки сложна в том, что нам нужно не скатиться в оценочные суждения. Мы — историки, у нас нет лозунгов. Наша задача — показать то, что было на самом деле. Именно поэтому, разговаривая про Афганистан, нельзя обойти стороной жителей этой страны. Не все там воевали с советским народом, не все любили советский народ. Насколько я за несколько лет работы над выставкой успел понять, порядка 30% жителей Афганистана были за нас, 30% были против, всем остальным было всё равно до этого конфликта.

Евгений Ларин: Я ничего не спросил про американцев, хотя вы уже о них упомянули. Небольшая часть вашей выставки посвящена американцам Вы проводите параллели между нашим присутствием в Афганистане и присутствием Соединённых Штатов?

Данила Пейнович: Да. В этом году мы решили попробовать это сделать, раз уж тема сегодня актуальна, — война американцев в Афганистане закончилась совсем недавно. Конечно, с наполняемостью предметами американской стороны тут было сложно, но у нас есть замечательная подборка фотографий, сделанных профессиональными американскими фотографами, — они были в свободном доступе. Эти фотографии очень хорошо показывают жизнь американцев в Афганистане.

И вы знаете, насколько схожи эти две войны! Аж до мурашек пробирает. Единственное, наверное, отличие американской войны — это её протяжённость, она шла дольше в два раза. Но то, как они там жили... На некоторые фотографии смотришь и даже не понимаешь — наши это или американцы.

И в том, как жили там наши военные, и как относились к людям вокруг себя, — во всём этом мы очень похожи. Схожи и причины ввода войск. Мы были не так сильно ангажированы, у нас была политическая необходимость войти. У американцев была, скорее, моральная необходимость, — после терактов 11 сентября. С этого мы начинаем рассказ.

Евгений Ларин: У вас на выставке есть даже макет башен-близнецов.

Данила Пейнович: Да, потому что без этого нельзя начинать рассказ. Если речь о войне, всегда надо понимать, из-за чего она началась. Без этого сложно. Сами войны почти идентичны, численность советского и американского контингента примерно одинаковая.

На пике пребывания американцев у них там было порядка 100 000 человек, у нас — около 120 000. И исход был примерно такой же. Им, конечно, не удалось так красиво выйти, как нам. С отходом у них получилось трагично. Тем не менее это такие же люди, как и мы с вами.

Евгений Ларин: Сразу вспоминается фильм, который наше поколение хорошо знает, — «Рэмбо: первая кровь». Хотя речь там идёт о Вьетнаме, но это фактически то же самое эмоциональное состояние, напряжение человека, вернувшегося с той войны. И американец это или советский человек — особой разницы нет. И уж коль скоро подзаглавие вашей выставки «Уроки истории», то какие вы предлагаете вынести уроки из истории, которую показываете?

Данила Пейнович: К этой истории лучше всего подходит название книги братьев Стругацких «Трудно быть богом». Это, наверное, главный вывод, который можно сделать из всей этой афганской эпопеи. Афганистан почему-то стал местом, где сходятся интересы стран всего земного шара. А людям, которые там живут, этого не надо. Они как жили по средневековым законам, так и живут. Их устои не изменились. И им нормально.

Некоторым людям почему-то кажется, что жители Афганистана должны быть более несчастны, чем мы. У них нет интернета, нет каких-то красивых вещей. А они живут счастливее, чем мы. Возможно. Про афганцев, конечно, сложно говорить, но их жизнь их устраивает. Им не нужны новаторские просветительские идеи, большинству, по крайней мере. Они как жили, так и продолжают жить после пяти войн. И меняться не собираются.

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Что происходит

Навигацию по Оби запустили в Новосибирске

Новосибирцев предупредили об опасности открытых окон для детей

Конкурс артефактов проведут на весеннем Экофесте-2024

Ретротехнику показали бабушкам и внукам в «Квартале Победы»

Если вы пропустили: новый мэр, генеральная уборка и артефакты из огорода

Только один тёплый день спрогнозировали синоптики на длинные выходные

За год население Новосибирска сократилось на 1500 человек

От клубники до лосятины: на площади Маркса прошла масштабная ярмарка

Средства для уборки разыграли на фестивале «ЭкоЛайк» на ОбьГЭСе

154 семьи получили ключи от квартир в долгострое на Есенина

На Пасху, Радоницу и Троицу в Новосибирске усилят меры безопасности

Показать ещё