Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: борьба, раскрепощение и противогазные вечеринки

8 марта на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывал писатель и краевед Игорь Маранин. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
09:05, 13 марта 2024

Взгляд назад. Исторический календарь

4 марта 1971 года было создано Западно-Сибирское отделение Союза кинематографистов РСФСР. Отделение объединило кинодеятелей пяти областей и краёв Западной Сибири.

5 марта 1966 года в Заельцовском районе открылась первая в городе прачечная-автомат.

6 марта 1917 года состоялось чрезвычайное заседание Городской думы Ново-Николаевска, на котором гласные, то есть депутаты, торжественно лишили графа Фредерикса Владимира Борисовича звания первого почётного жителя Ново-Николаевска. А удостоен этого звания он был за его заслуги перед городом в деле выкупа в городскую собственность земель у Кабинета Его Императорского Величества. А вот за что горожане лишили Фредерикса почётного знания, точно неизвестно. Возможно за то, что тот по долгу службы скрепил подпись царя под текстом его Манифеста об отречении от престола. А возможно, старый граф просто попал под горячую руку на волне народного ликования по поводу падения монархии и отречения от всего царского.

7 марта 1898 года считается днём отсчёта в Ново-Николаевске истории фотодела. В этот день томский губернатор разрешил барнаульскому мещанину Новосёлову открыть в посёлке первое заведение по производству фотографических работ. Вслед за ним в Ново-Николаевске открылись ещё несколько фотомастерских, самой известной из которых было, наверное, фотоателье Рудольфа Шалля в доме между улицами Вокзальной и Надеждинской в квартале №15 у Михайловского лога. Теперь это улицы Шамшурина и Ивачёва.

фотоаппарат (1).JPG
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Рудольф Самуилович прославился ещё и тем, что в декабре 1919 года, незадолго до прихода Красной Армии, стал городским головой. И занимал он этот пост в течение одного месяца — столько просуществовала последняя Городская дума в Ново-Николаевске.

8 марта 1917 года поездом №1 через станцию Ново-Николаевск проехали члены социал-демократической фракции четвертой Государственной думы Муранов, Розенфельд, известный как Каменев, Сталин и другие. Их приветствовал председатель Совета рабочих и солдатских депутатов Владислав Герман-Каменский и члены Совета.

9 марта 1898 года было положено начало развитию в нашем городе телеграфа. В этот день приказом Томского почтово-телеграфного органа в посёлок Ново-Николаевский назначили почтово-телеграфным чиновником 6-го разряда Клавдию Козловскую. В конторе «Обская» установили 4 аппарата Морзе и открыли приём телеграмм.

10 марта 1959 года впервые на русской сцене в Новосибирском театре оперы и балета поставлен первый национальный китайский балет-легенда «Драгоценный фонарь Лотоса» композитора Чжан Сяо-Ху. Спектакль был построен на сочетании классического и народного танца, он включал акробатику, жонглирование и пантомиму. 


Однажды в Новосибирске. Прислуга — тоже человек!

9 марта 1917 года в Ново-Николаевске учредили профсоюз домашней прислуги. Это произошло на организационном собрании, в котором приняли участие 200 человек. Они избрали комитет профсоюза из семи человек. Председателем правления профсоюза назначили Матрёну Пуляшкину. Для защиты интересов профсоюза общее собрание направило в ново-николаевский Совет рабочих и солдатских депутатов 4 человека.

Членами союза стали кухарки, прачки, горничные, кучера, сторожа, дворники, банщики и сиделки. Именно в защите их интересов и заключалась деятельность организации. Профсоюз выступал с характерными для того времени требованиями: установить восьмичасовой рабочий день и минимальные ставки оплаты труда. Организация вела борьбу за прекращение работы Частного бюро труда, нормирование работы сторожей и кучеров, а также за выплату сверхурочных для домашней прислуги.

Профсоюз разрабатывал договоры условий труда, договоры найма и профессиональные уставы. Свои проекты союз выносил на общее собрание, в Городское народное собрание и Совет рабочих и солдатских депутатов, а на своих заседаниях рассматривал вопросы городского значения.

демонстрация 1.05.1933_(1).jpg
Фото: Музей Новосибирска

Также профсоюз обучал грамоте своих членов через собственную школу за счёт добровольных сборов. Члены профсоюза активно участвовали в политической жизни города — в частности, в ноябрьских событиях 1917 года и манифестациях в честь годовщины свержения царской власти в марте 1918 года.

В период Временного Сибирского правительства большинство членов профсоюза арестовали. В заключение попала и Матрёна Пуляшкина, которую не отпустили даже несмотря на её болезнь, хотя профсоюз просил её освободить.

27 сентября 1918 года состоялось общее собрание профсоюзов ресторанных работников и домашней прислуги, на котором они объединились в одну организацию.


Было — не было. Долой кухонное рабство!

Гость в студии «Городской волны» — писатель Игорь Маранин — публицист, краевед, фантаст, поэт и собиратель легенд и историй.

Евгений Ларин: Две недели назад мы с Владиславом Геннадьевичем Кокоулиным в этой студии говорили об истории и современном звучании мужского праздника, это как раз было 23 февраля.

Сегодня пришёл черёд симметричного гендерного праздника, Международного женского дня, сегодня мы поздравляем наших дорогих женщин с 8 марта.

Такая расстановка праздников — мужского и женского — пожалуй, довольно удобна по нескольким причинам. Наверное, это, в первую очередь, комфортно психологически. 

Эти близкие по календарю и по содержанию праздники нас как бы уравнивают, ставят в одинаковые условия, они несут некий баланс и дают возможность всем сделать адекватные высказывания и жесты. 

И это хорошо.

В прошлый раз мы пытались докопаться до истины и вывести на чистую воду настоящих героев Дня защитника Отечества, а в этот раз наша главная цель заключается, пожалуй, в том, чтобы сделать женщинам приятный подарок.

Но для начала давайте всё же вспомним историю происхождения Международного женского дня и его первоначальное значение.

Игорь Маранин: Международной женский день — это наше традиционное сегодняшнее название праздника. В разные эпохи он назывался по-разному. Зародился он за несколько лет до Первой мировой войны, когда во всём мире поднялось и большое революционное движение, и борьба женщин за свои права. На дореволюционное этапе и ещё до Первой мировой войны, до 1914 года, формировалась дата этого праздника и то, что он будет означать. И слово «праздник» по отношению к тому периоду — не совсем удачное, оно к нему неприменимо.

KOMP8971_1.JPG
Игорь Маранин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Это, видимо, был день, который отмечал некую общественную установку?

Игорь Маранин: Это был день манифестаций, день солидарности всех женщин, которые борются за свои права, угнетённых женщин.

А вообще первоначальная идеология этого дня складывалась из двух направлений. Первое — это борьба женщин за равноправие, и тут всё всем было понятно. Речь шла о юридическом равноправии — это избирательное право голоса, право учиться и работать там, где хочешь. Ведь хотя формального запрета женщинам учиться во многих странах, в том числе и в России, не было, женщин не принимали во многие высшие учебные заведения. Просто это считалось неприемлемым. Женщина-физик — как это? Это не то место для женщины. Это то, что касается юридического равноправия.

Второе направление — это раскрепощение женщины. Это была уже революционная составляющая женского движения. В обществе ещё сохранялся классовый подход. Женщины боролись за освобождение от экономической эксплуатации, за равную с мужчинами зарплату, за освобождение от семейной эксплуатации, за право на развод, на аборт. Кроме того, речь шла об освобождении женщины от обязанности заниматься детьми, ими должно было заниматься государство, как и бытом. И здесь представления о том, что именно и как это должно быть, было довольно аморфными и разнообразными — от абсолютной анархии с полной свободой, в том числе свободной любовью, до представления о том, что всё должно контролировать общество. 

В основе всех этих коммунистических идей лежат многочисленные произведения социалистов-утопистов, которые представляли, как должно быть устроено общество. 

Это и Томас Мор, и Томмазо Кампанелла со своим «Городом Солнца». У Кампанеллы сферы личной жизни контролировало общество: человек не мог пойти и переспать с кем угодно, там не было никакой свободной любви. Сверху определяли, что худые должны спать с толстыми и от них рожать детей, высокие — с низкими, и так далее. Все эти представления потом отразились в советской эпохе. Те, кто постарше, помнят, что общество так или иначе контролировало личную и семейную жизнь. И можно было пойти в местком, в профсоюз и пожаловаться на мужа или жену, которые ведут себя неправильно. Их вызовут и пропесочат на комсомольском, партийном или профсоюзном собрании.

Евгений Ларин: Хороший, мощный рычаг воздействия на неверных супругов!

Игорь Маранин: Да! Общество, действительно, контролировало личную жизнь. И это уходит в ещё дореволюционные идеи.

Евгений Ларин: Говоря о возникновении Международного женского дня, обычно вспоминают Клару Цеткин. Она действительно, имеет к этому отношение — к тому, чтобы назначить какой-то конкретный день. Но 8 марта она не предлагала. Там было несколько разных дат. А 8 марта, насколько я понимаю, праздник сложился именно в нашей стране в честь того, что 8 марта 1917 года, а по старому стилю это, что забавно, было 23 февраля, прошла манифестация, в которой активное участие приняли, в том числе, и женщины — с многочисленными требованиями. И вот эта дата уже и прижилась в нашей стране.

Игорь Маранин: Тем не менее, Клара Цеткин и Роза Люксембург были двумя самыми известными женщинами в европейском революционном движении, которые многое сделали вокруг этого дня солидарности женщин. Да, в конце концов, дата 8 марта устоялась в России, в Советском Союзе, а потом, позже, и в странах социалистического лагеря. Кажется, в 1945 году её утвердили и в ООН, а с 1975 года, по-моему, праздник 8 марта установлен как всеобщий. Забавно то, что одним из последних указов императора Николая II был указ о том, что женщины теперь имеют равные избирательные права. Но это ему не помогло, — его всё равно свергли.

Евгений Ларин: У моего поколения с детства есть некий образ этого праздника, Международного женского дня: тюльпан в банке на окне, милые открытки, где нарисованные мальчики дарят нарисованным девочкам огромные коробки, перевязанные лентами, и рассказы для внеклассного чтения с довольно однотипным легко узнаваемым сюжетом. Подборки подобных рассказов сегодня можно найти в интернете. Я нашёл один из таких рассказов, который идеально ложится на мой детский образ праздника, и выписал из него коротенький отрывок. Автор — некий О. Кургузов — пишет:

«...А не придумать ли нам что-нибудь поинтереснее? — предлагает папа. — Давай рассуждать: сегодня мы всю мамину работу выполнять будем. Ну, там, пол подметём, обед сготовим, рубашки постираем... Значит, мы сами сегодня целый день будем для неё подарками!»

И вроде бы такая милая и приятная ситуация, но ведь здесь есть подвох, который как будто никто не замечает. Ведь такая постановка вопроса уводит нас к утверждению, что всё перечисленное во все остальные дни — это исключительно женская работа. И без вариантов.

KOMP8851_1.JPG
Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Дело в том, что сначала сегодняшний выпуск я хотел посвятить дате 9 марта 1917 года, когда в нашем городе, в Ново-Николаевске, был создан профсоюз домашней прислуги, и поговорить о борьбе женщин за свои права. Но одна молодая женщина, которую, видимо, всё же коснулись ужасы кухонного рабства, сказала мне, что связка «женщина — домашняя прислуга» — это вообще-то так себе идея для праздничного выпуска. В общем, от этой идеи я отказался.

Так вот, дорогие друзья, мальчики и девочки, возможно, для кого-то это станет открытием, но такая концепция праздника 8 Марта — я имею в виду тему мальчиков на кухне — была далеко не всегда. И давайте мы начнём вспоминать, как отмечали праздник в первой половине XX века?

Игорь Маранин: «Мальчики на кухне» — это, наверное, уже послевоенная итерация. Эта тема появилась, когда изменилось отношение к этому празднику как таковому.

Что касается отношения к празднику, его содержания, то в разное время оно было разным. Между революцией и Великой Отечественной войной я бы выделил два периода. В 1920-е и в 1930-е годы отношение к празднику было разным.

В 1920-х годах праздник даже назывался немного по-другому: Международный женский коммунистический день. В послереволюционные 1920-е годы праздник воспринимался не совсем как праздник. Это был день, когда подводили итоги. Во многих газетах так и писали, что сегодня, мол, мы подводим итоги социализации и раскрепощения женщины.

Под социализацией подразумевалось то, что женщину нужно обучить грамоте и продвинуть её в общественную жизнь: в комсомол, в партию.

Как говорилось в одним из более поздних фильмов: «Вот стою я здесь перед вами, простая русская баба» («Член правительства», киностудия «Ленфильм», 1939 год, режиссёры — Александр Зархи и Иосиф Хейфиц. — Прим. автора). Это говорит бывшая батрачка, которая стала председателем колхоза, а потом её избирают депутатом Верховного Совета СССР. Вот это называлось социализацией.

А раскрепощение — это освобождение от кухонного рабства. Кухней должно было заниматься государство. 

Дома должны были быть коммунами, где в «квартирах», в жилых ячейках не было никаких кухонь — там была одна общая на коммуну столовая.

Раскрепощёная женщина должна была освободиться от воспитания детей. Детьми тоже должно было заниматься государство, потому как мало ли что родители вложат в их головы. А государство вложит в них с самого начала идеологически правильные вещи. В 1920-х считалось, что детей надо сразу разлучать с родителями и отдавать их на воспитание в ясли, а потом — в детские сады, интернаты. Там они будут жить отдельно, а родители смогут приходить изредка, чтобы их навещать. Но, к счастью, так не получилось.

Социализация готовила воинов мировой революции — тогда ведь мы ещё хотели мировую революцию делать, — а раскрепощение делало из женщины труженицу.

Я тут кое-что выписал из газет. Вот из праздничного номера «Советской Сибири» от 8 марта 1926 года: «В будни, в часы труда советскую женщину нелегко увидеть на улице Новосибирска. Ибо шляющаяся в эти часы по магазинам дама в шляпе попугаевого цвета и в мягкой шубке, довольная мягкой постелью и богатым мужем, конечно, не советская женщина. Советская женщина до четырёх-пяти вечера на работе: на фабрике, на заводе, в школе, в амбулатории, в партийной организации».

И ещё из того же номера «Советской Сибири»: «Задачей раскрепощения является освобождение женщины от самого дикого и самого отупляющего труда — от домашнего хозяйства».

KOMP8871_1.JPG
Игорь Маранин и Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Вот! Милые женщины, не занимайтесь домашним хозяйством!

Игорь Маранин: А вот ещё цитата из газеты от 8 марта 1927 года: «День 8 марта считается женским днём. Но на деле это день общерабочий. Ведь не только женщина заинтересована в полном переустройстве всей жизни, всего быта, но и всякий трудящийся. Этот день назван женским не потому, что он должен интересовать только женщину, а потому, что в этот день как мужчины, так и женщины должны подсчитывать успехи и недочёты в деле раскрепощения женщины».

То есть, как я уже говорил вначале, это был день подведения итогов и постановки задач на следующий период.

А в 1930-х годах задача социализации женщины, конечно, остаётся, но уже так не выпячивается. Вся эта мировая революция совсем уходит на второй план. И остается женщина как труженик, потому что начинается индустриализация.

Евгений Ларин: И идея обобществления быта проваливается.

Игорь Маранин: Да, она приваливается вместе с домами-коммунами. Всё это перечёркивает постановление ЦК КПСС, дома-коммуны называют перегибами и начинают строить нормальное жильё.

В 1930-х годах мы во многом возвращаемся к классике. В архитектуре это сталинский ампир. В общественной жизни возвращается новогодняя ёлка. К истории начинают относиться по-другому, Александр Невский и Пётр I становятся уже не отрицательными фигурами, а положительными героями, государственниками. Изменения коснулись и семейной жизни. Ни о какой свободной любви уже речи не идёт, и женщина возвращается в семью. Но всё равно она остаётся ещё прежде всего труженицей.

Интересно, что в 1930-е годы на первых полосах газет в праздник печатали лозунг «Славим женщину — труженицу». 

А после войны, в 1950-х годах, в той же «СовСибири» появляется лозунг, напечатанный практически тем же шрифтом, но уже в новой редакции: «Славим женщину — мать, жену, труженицу». То есть после войны труженица уехала уже на третье место, акценты сместились на мать и на жену.

Была такая совершенно замечательная новосибирская поэтесса Нина Изонги, которая творила в 1930-х годах. У неё есть стихотворение «Письмо», которое было опубликовано в «Сибирских огнях» в 1935 году. В этом стихотворении — роль женщины с позиции 1930-х годов. Она, прежде всего, труженица, у неё есть свои интересы, она независима. Я очень люблю это стихотворение, оно очень энергичное.

Итак, Нина Изонги, «Письмо»:

Я не могла, читая, не вскипеть...,

Ты требуешь, грозишь, — какого чорта!..

Или не мог ты раньше разглядеть,

Что с женщиной совсем другого сорта,

Чем те, которых прежде ты встречал,

Тебя в глуши сдружил лесной привал.

 

Теперь, Сергей, другие времена,

И мы глядим на всё совсем иначе...

Ведь я тебе не «мужняя жена»,

Чтобы в слезах трястись на бурой кляче

По первому письму «за мужиком»

С детишками и всяким барахлом.

 

За мною не насиженный уют,

Не куры, не иконы, не тулупы,

Реторт и колб за мной грозит редут,

Играют зеркала, сверкают лупы,

И, вверх бросая свой прозрачный свод,

Стремительно растёт большой завод,

 

Ты погляди, какая красота!

Я не могу никак налюбоваться.

Не звёзды ли упали у моста,

Дрожат, мерцают, светятся, роятся,

Растут и движутся меж елей и берёз,

Где в темноте вздыхает сонный плёс.

 

Да, эту зиму здесь я проживу

Вдвоём с моею маленькой дочуркой.

Ты пишешь, что найдёшь себе жену,

Зовёшь меня бесчувственною чуркой,

А я как раз, Серёжа, о тебе

Сейчас мечтала, сидя на окне.

 

В кустах свистит пернатый балагур,

Всё потонуло в белой влажной дымке,

И не хватает только двух фигур,

Одной повыше, а другой в косынке,

Обнявшись, уходящих в тихий лес...

Я рвусь к тебе, но я останусь здесь!

Евгений Ларин: Несгибаемая женщина!

Игорь Маранин: Вот такая позиция была в 1930-е годы. И потому, кстати, и праздник был уже праздником, но если раньше у женщины в этот день были отчёты, то теперь она должна была либо готовиться к войне — время-то предвоенное, — либо совершать трудовые подвиги.

Мы помним эпизод из «Золотого телёнка» Ильфа и Петрова, когда Корейко скрывается от Бендера, надевая противогаз и исчезая в толпе таких же людей в противогазах. Так вот, это были реальные походы в противогазах, и женщины в них принимали самое непосредственное участие.

Евгений Ларин: Противогазные вечеринки!

Игорь Маранин: 6 марта 1937 года, то есть накануне праздника, девушки-комсомолки новосибирской фабрики имени ЦК швейников совершили пеший переход в противогазах по маршруту Новосибирск — Черепаново на 140 километров.

Пять работниц хлебокомбината прошли в противогазах из Новосибирска в Барнаул.

Девушки с завода Сибметаллстрой совершили переход на лыжах в противогазах на 70 километров.

В январе 1937 года 200 женщин-домохозяек совершили переход в противогазах по городу.

Вот такие противогазные вечеринки!

KOMP9077_1.JPG
Игорь Маранин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Хочется так спросить: мужиков им, что ли, не хватало?!

Игорь Маранин: Мужики тоже ходили в противогазах, там их полно было! Там, может быть, они и встречались с женщинами.

Вот 8 марта 1940 года в противогазном параде приняли участие 1130 новосибирских женщин. Они отпраздновали таким образом Международный женский день.

Евгений Ларин: Классная идея! Надо взять на вооружение.

Игорь Маранин: Цитата: «Бодро прошли всю дистанцию 42-летняя Стебенева Александра Андреевна, депутат Октябрьского райсовета, и 55-летняя работница артели имени Димитрова Савинская Елизавета Борисовна, имеющая два оборонных значка».

А вот ещё о трудовых подвигах. Тогда Кузбасс, нынешняя Кемеровская область входила в Новосибирскую область. И вот 8 марта 1940 года из Ленинска-Кузнецкого сообщают:

«7 марта на всех шахтах во всех цехах треста „Ленинуголь“ жёны горняков отмечают 8 марта высокопроизводительной работой. На шахте имени Ярославского 30 жён горняков спустились 6 марта в лаву Болдыревского пласта, очистили её и подготовили фронт работы. — Для мужей, видимо. — Кроме того, они погрузили 65 тонн угля. Особенно хорошо работали товарищи Бронская, Девятова, Корсикова. Одна товарищ Земляникова погрузила 20 шахтовых вагонов. В этот же день вышли, чтобы радостно встретить праздник, жёны горняков шахты имени Кирова и Журинка-3».

Евгений Ларин: Вот это я понимаю праздник! А то всё какие-то рестораны...

Игорь Маранин: Женщина — труженик! В 1930-х годах она такой и была.

Евгений Ларин: Когда стали появляться первые признаки женского праздника — такого, каким мы знаем его сегодня?

Игорь Маранин: Первые признаки стали появляться, наверное, как раз в 1930-е годы, но это были только ростки. А вообще только в послевоенные годы, как мы уже говорили, труженица в лозунгах отошла на третий план, а на первый план вышла мать и жена, стали появляться стихи, посвящённые матери. Это всё стало появляться после войны, особенно после смерти Сталина, в 1950-60-х годах. 

Изменилось всё, и истории стали другими. Не говоря уже о том, что в противогазах вообще перестали ходить. 

Историй о том, как женщины трудятся, было по-прежнему очень много, но не меньше стало появляться историй о том, как женщины воспитывают детей. В газетах на 8 Марта стали появляться шаржи на тему того, как муж сыном на кухне моют посуду — это то, о чём мы говорили вначале. Такие ситуации обыгрывались юмористическом ключе.

Евгений Ларин: Ну, а позже в эту сторону появился уже вполне серьёзный перевес!

Игорь Маранин: Он нарастал постепенно. Потихоньку праздник дрейфовал в эту сторону.

Я только что читал стихотворение Нины Изонги. А другая замечательная новосибирская поэтесса Елизавета Стюарт в послевоенное время писала совершенно другие стихи. В них — горечь о несбывшемся. Горечь эта, конечно, прежде всего, связана с потерями войны, но не только. В них уже проскальзывает то, что есть и какая-то другая жизнь. Прочту одно из таких стихотворений. Оно называется «Золушки сороковых годов»:

Ты, говорят, пред жизнью виновата,

Что не была светла и весела...

Но в юности не принца, а солдата

Ты с поля боя, Золушка, ждала.

 

А ласковые феи за тобою

Не присылали золотых карет.

И ты, невеста, сделалась вдовою,

Навек вдовою в девятнадцать лет.

 

Бывает — у невесты отбивает

Разлучница любимого её...

Война не отбивает — убивает.

Я говорю не только про твоё.

 

Вас было много, Золушек безвестных,

Чьи руки перепачканы в золе,

Чьи женихи, не возвратясь к невестам,

Лежали молчаливые в земле.

 

И вы сжились с бедой, с военным хлебом,

С морщинками на молодом лице.

Вы башмачка под чёрным звёздным небом

Не оставляли на чужом крыльце.

 

А годы шли. Кареты мчали мимо

На бал других. Но, строги и тихи,

Вы знали только труд неутомимый

И не вошли в легенды и стихи.

 

Но если б, все пересчитав утраты,

Строка вам дань по праву отдала,

Она бы не казалась виноватой,

Что не была светла и весела.

 

Я помню вас не в пышных бальных залах,

Не в туфельках хрустальных, не в парче,

А у теплушек ночью на вокзалах

С картофельною тяпкой на плече.

В этом стихотворении — уже совсем другая интонация.

Как-то я вычитал совершенно замечательную историю 1958 года. История эта тоже связана с войной, с материнством, детством. Я её сейчас расскажу.

Этот случай произошёл в 1942 году Колпино — это город под Ленинградом — когда его бомбили немцы. Во время бомбёжки люди прятались кто где мог, и женщина несла на руках недавно родившегося малыша. Бомбежка закончилась, она вылезла из траншеи, и на перекрёстке из-за угла вдруг вылетает мотоцикл и сбивает её. Она падает с переломанной ногой, малыш отброшен в сторону, но, к счастью, невредим. Но она об этом не знает. Её, Елизавету Николаевну Калаеву, увозят в больницу, а сына Гену — в детские ясли Ленинграда. 1942 год, под бомбёжками царит полная неразбериха. Всех, кого можно, стараются поскорее эвакуировать, пока немцы эту возможность не перекрыли. И вот её увозят в Рыбинск, она думает, что сына она потеряла. А Гену эвакуируют в глубокий тыл — в Новосибирск.

KOMP8951_1.JPG
Игорь Маранин и Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Он растёт в доме ребёнка, оканчивает семилетку, поступает в ремесленное училище. Но мальчишку терзает мысль: а может быть, родители всё-таки живы? И вот он идёт к депутату, заведующей городским ЗАГСом Екатерине Владимировне Рахманиновой, рассказывает ей о своей судьбе, и она начинает поиски родителей.

У него в документах было написано, что он из Колпино, туда отправляют запрос и получают ответ, что отец парня погиб на фронте, а где мать — неизвестно. Сведений о ней нет. Но дают адрес родителей отца.

Депутат Рахманинова проявляет настойчивость, она пишет туда, где могут жить родители отца Гены. Выясняется, что тех уже тоже нет на свете, но удаётся найти братьев отца, то есть его дядей. А у них был адрес жены брата, то есть матери Гены, и с ней связались и нашли её, представляете! С 1942-го по 1958-й годы прошло 16 лет. Мать жила где-то в Ленинграде и всё это время считала, что сын её погиб. И вдруг ей звонят и говорят, что в Новосибирске отыскался парень, по документам это её сын!

Вот такие человеческие истории стали публиковаться после войны. Эти истории — не для 1920-х и не для 1930-х годов, они были возможны только после войны. История, которую я сейчас рассказал, кстати, была опубликована в номере газеты от 8 марта 1958 года.

И если продолжать тему публикаций на 8 марта, то можно вспомнить один забавный момент. 8 марта 1962 года в газете были опубликованы стихи о женщине за авторством Карла Маркса.

Евгений Ларин: Настоящего Карла Маркса?!

Игорь Маранин: Да, настоящего. И это было совершенно удивительно. Оказывается, Карл Маркс в юности писал стихи, сохранилось три тетрадки его стихов. Удивительно и то, что стихи он эти писал в 1836-37 годах. То есть ещё был жив Пушкин.

Получается, что Пушкин и Карл Маркс — поэты одной эпохи! И ведь мог стать Карл Маркс поэтом, но не стал.

Евгений Ларин: Пошёл по скользкой дорожке!

Игорь Маранин: Да! И вот эти тетрадки отыскались, их передали в Институт марксизма-ленинизма, который тогда существовал. Стихи перевели на русский язык, их опубликовал журнал «Иностранная литература», а «Вечерний Новосибирск» перепечатал 8 марта 1962 года. И это было совершенно немыслимо: любовные стихи Карла Маркса в советский газете! Я их прочту.

Евгений Ларин: Дорогие друзья, впервые в эфире «Городской волны» звучат стихи Карла Маркса!

Игорь Маранин: Итак, Карл Маркс:

Что слова? Для суеты, для вздора!

Им ли чувств величье выражать?

А моя любовь — титан, который

может гор громады сокрушать.

 

О, слова! Сокровищ духа воры!

Всё бы им мельчить и унижать:

Что нескромного боялись взора,

Любят напоказ они держать.

 

Женни! Если б голосами грома,

Если бы речью сфер я овладел,

По всему пространству мировому

Я бы письменами ярких молний

Возвестить любовь к тебе хотел,

Чтобы мир навек тебя запомнил!

Перевод сделал поэт Лев Пеньковский, и сложно по этому переводу сказать, насколько...

Евгений Ларин: ...Насколько хорошо Карл владел пером?

Игорь Маранин: Да, но журнал «Иностранная литература», которые эти стихи опубликовал, в предисловии оговаривался, что сам Маркс о своих стихах был невысокого мнения. Но от себя замечу: три тетрадки-то он всё-таки сохранил!

Евгений Ларин: Ну, что ж, наконец, мы можем говорить о том, что пришло полное переосмысление праздника 8 Марта, несмотря на то, что его название сохраняется практически в неизменном виде. Но мы уже говорим о празднике женщины как поэтического образа, празднике весны и красоты.

KOMP9014_1.JPG
Игорь Маранин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Игорь Маранин: Да, такое понимание сформировалось в годы застоя, в брежневскую эпоху. Но тогда ещё существовала идейная основа праздника как Международного женского дня, а после того, как рухнул Советский Союз, ушла и идея. Остался исключительно гендерный праздник.

Интересно, кстати, что в марте 1993 года газеты писали о том, что к 8 марта в Новосибирске состоялось открытие первого в городе театра эротики и секса. И такой, у нас, оказывается, был — я очень удивился. Вот я выписал из газеты цитату: «Творческий коллектив, состоящий всего из пяти человек (причём на сцене занято трое, редко четверо) ставит перед собой задачу показать людям всю красоту человеческого тела».

Я не знаю, что стало с этим театром, но я так понимаю, что под этим громким названием скрывался просто первый в городе стриптиз.

Времена изменились. Женский день воспринимается как праздник женщин, как гендерный праздник во всей его палитре — от театра эротики и секса до романтики, любви и чествования матери и жены.

Евгений Ларин: Для того, чтобы нам красиво завершить на выпуск, я попрошу вас, Игорь Юрьевич, прочесть что-нибудь из своих стихов.

Игорь Маранин: У меня есть стихотворение, которое называется «Бабье лето». Может быть, оно немного, грустное, но оно о женщинах, оно посвящено женщинам.

Сентябрь решительно к утру

простился с летом,

сменив ленивую жару

холодным ветром.

 

И вместо радостей простых,

любимых нами,

впитали камни мостовых

хандру с дождями,

усталый и помятый вид

мужчин небритых,

размолвки, накипь от обид,

давно забытых.

 

Болезнью город поражён,

простужен ветром 

и он отправил своих жён

за бабьим летом:

в осенних убранных полях,

в снопах пшеницы

да в жёлтых скошенных лугах

оно таится.

 

Там, обжигая кожу рук

огнём рассвета,

по капле бабы соберут

в бидоны лето.

Вернувшись, тёплою щекой

прижмутся, плача,

и сложат руки за спиной,

ожоги пряча.

Евгений Ларин: Прекрасно! Спасибо большое, Игорь Юрьевич. Дорогие женщины, милые дамы, мы поздравляем вас с вашим профессиональным праздником, желаем вам вечной весны в душе, счастья, и чтобы наши мужчины помогали вам на кухне не только один день в году.

Игорь Маранин: Как минимум 365.

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Что происходит

Стали известны участки ремонта теплосетей в Новосибирске: смотрим карту

300 мусоровозов выйдут на работу в Новосибирске в майские праздники

Названы самые популярные профессии у вернувшихся с СВО бойцов

Где подлатали асфальт за минувшие сутки в Новосибирске

Решение об отключении отопления в Новосибирске примут в начале мая

42 тысячи «умных» электросчётчиков установят в Новосибирской области

Чёртову дюжину голубей-мигрантов развернули в аэропорту Толмачёво

Афиша Новосибирска: куда сходить в среду, 24 апреля

Что грозит тем, кто жарит шашлык — слушайте в прямом эфире Горволны

Что делать, если вас укусила гадюка

Год семьи: новосибирская пара воспитывает усыновлённого малыша с ДЦП

Показать ещё