Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: блин комам, огонь, ярость и прощание с мясом

18 марта на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывали сотрудники музея Железнодорожного района — руководитель Алексей Авдеев и экскурсовод Лариса Данилова. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
13:32, 22 марта 2022

Взгляд назад. Исторический календарь

14 марта 1926 года Новосибирск получил свет от выстроенной на берегу Оби электростанции. Это была ТЭЦ-1, получившая позднее имя Михаила Калинина. Всесоюзный староста лично участвовал в закладке первого камня здания в мае 1924 года. Оборудование на первую ТЭЦ города поставили английские, германские и чехословацкие фирмы.

17 марта 1926 года в Новосибирске заработал первый рентген-кабинет. Он располагался на улице Рабочей, 88 — ныне это улица Чаплыгина, а первоначально — Асинкритовская. Кабинет работал с 23:00 до 3:00, поскольку городскую электростанцию в целях экономии электроэнергии запускали только в тёмное время суток.

17 марта 1942 года в Новосибирскую область начали прибывать эвакуированные из блокадного Ленинграда. Значительную их часть разместили на станции Инской. Трудоспособные ленинградцы влились в коллективы нескольких оборонных предприятий. Всего весной 1942 года в наш регион прибыли 255 000 эвакуированных, в том числе 128 000 ленинградцев.

17 и 18 марта 1916 года в Ново-Николаевске выступал Константин Бальмонт. Наш город стал одной из его остановок по пути в Японию. Встречи с Бальмонтом проходили в здании коммерческого клуба (это нынешний театр «Красный факел»). В первый день поэт выступил с лекцией «Любовь и смерть в мировой поэзии». Зал, в котором собрались 700 человек, встретил поэта рукоплесканиями, слушали (как писал сам Бальмонт) «внимательно, как сказку, как грёзу музыки». Во второй день гастролей Бальмонт на своём творческом вечере прочёл отрывки из книги «Ясень. Видение древа».

18 марта 1977 года Новосибирский электротехнический институт стал первым вузом страны, который применил для хозяйственных и учебных целей пневмопочту.

19 марта 1937 года прошло собрание городского и краевого партийных активов с участием всех секретарей горкомов и райкомов. Собрание единодушно одобрило решения февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б). В Новосибирске развернулась массовая кампания борьбы с «врагами народа». В результате тысячи жителей города были репрессированы.

20 марта 1981 года вступил в строй новый большой корпус Новосибирской дорожной клинической больницы.

20 марта 1988 года началась творческая деятельность Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева. На сцене новосибирского Дома актёра был поставлен спектакль «Вечер французской комедии» по пьесам Фортюно, Бернсье-Маринье и Арну.

 

Однажды в Новосибирске. Стахановский прорыв

15 марта 1942 года токари комбината №179 — это будущий «Сибсельмаш» — Павел Ширшов и его сменщик Иннокентий Савельев положили в нашем городе начало движению «тысячников»: выполнили сменное задание на 1090% каждый.

По воспоминаниям Павла Фёдоровича Могулова, напряжённая подготовка к организации работы первых «тысячников» шла два месяца: пересматривали технологический процесс, решали вопрос с оснасткой, которую фактически нужно было сделать заново, изготавливали специальный режущий инструмент. Ширшов тщательно готовился к этой новой для него боевой вахте, приходил на работу задолго до начала смены, интересовался каждой мелочью.

15 марта, в день, когда Ширшову и Савельеву удалось справиться с поставленной задачей, по воспоминаниям рабочих, в цехе сразу появилась «молния».

Могулов вспоминает: «Какой радостью и волнением мы все были полны тогда! Героев дня обнимали, пожимали им руки, хлопали по плечам. А те счастливо улыбались. Да, это был незабываемый день. Ещё бы! Стахановское задание было выполнено. Есть и у нас теперь на заводе свои „тысячники“».

Пример новаторов подхватывают и другие рабочие. На следующий день, 16 марта, токарь Марцинкевич дал за смену 1000% плана. «Тысячниками» стали фрезеровщик Непомнящих и шлифовщик Бородин. 1 мая сам Ширшов дал больше 2000% нормы, Савельев — 2210%, Марцинкевич — 3780%.

Количество стахановцев-тысячников увеличивалось с каждым днем. В июне 1942-го их было уже несколько десятков человек. Ширшов стал инициатором соревнования «тысячников» на комбинате, которое переросло в соревнование «тысячников» Сибири и Урала.

Энтузиазм строителей и рабочих позволил в 1942-м в основном закончить строительство комбината и полностью запустить снарядное производство. Только в первой половине 1942 года комбинат №179 наладил выпуск пяти новых важнейших изделий для Красной армии. В течение всего одного года работы комбината выпуск снарядов увеличился в 16 раз.

 

Было — не было. Гори-гори ясно!

Гости в студии «Городской волны» — руководитель музея Железнодорожного района Алексей Авдеев и экскурсовод музея Железнодорожного района Лариса Данилова.

Евгений Ларин: У православных христиан начался Великий пост, который длится 40 дней до Пасхи. А началу Великого поста предшествовала масленичная неделя и широкая Масленица, которую в этом году в Новосибирске праздновали, может, и не так широко, как в предыдущие годы, но тем не менее истинные хранители народных традиций не забывают этот большой праздник ни при каких обстоятельствах. Такие хранители, в частности, работают в музее Железнодорожного района Новосибирска.

Сегодня мы поговорим о том, как праздновали Масленицу наши предки — жители села Кривощеково, Ново-Николаевского посёлка, затем города Ново-Николаевска, потом — Новосибирска и, наконец, какие традиции они передали нам, современным горожанам.

Для начала расскажите, как вы отпраздновали Масленицу в этом году. О чём говорили и что показывали в музее Железнодорожного района? Вы хотели своих гостей научить чему-то доброму и полезному, открыть истинные смыслы праздника или просто хорошо и весело провести время?

NET_9028_tn.JPG
Лариса Данилова. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Лариса Данилова: Наша программа, которую мы представляем уже не первый год, стала традиционной. В силу того, что мы — учреждение культуры, мы говорим в первую очередь об истории вопроса. Любого. И, в частности, об истории празднования Масленицы. Мероприятие выпало на субботу, а суббота на масленичной неделе — это золовкины посиделки, и мы нашим гостям предлагали изготовить куколку, которая называется Масленица. О ней мы позже поговорим.

Это не то чучело Масленицы, которое нужно сжигать. Это кукла, которую делали женщины на вечёрках у золовки со специальными наговорами, и она целый год хранилась в доме и оберегала. Это обережная кукла, которую не нужно сжигать.

В этом году мы немного расширили программу и предложили нашим посетителям старинные рецепты блинов. Мы взяли книгу «Скоромный и постный стол», составленную Ольгой Павловской, изданную в Санкт-Петербурге в 1890 году. Там я нашла рецепт настоящих гречишных блинов.

Евгений Ларин: Чем в корне отличаются старинные блины от современных? Я читал, что раньше в тесто снег добавляли!

Лариса Данилова: Не знаю, я такого не встречала.

Отличие прежде всего в том, что блины готовили в русской печи. А это совсем не то, что на сковороде.

Во-первых, это продолжительный процесс. Нужно было поставить опару. Использовалась гречишная мука, которую сегодня, как ни странно, очень тяжело найти. Может быть, мне просто не повезло, но я в ходе своей исторической реконструкции была вынуждена использовать кофемолку. Я гречишную муку сделала из крупы, которую предварительно нужно было прокалить.

С вечера на ночь ставится опара — дрожжевая заготовка. С утра нужно вбить все ингредиенты и дать тесту расстойку. И, конечно, у меня нет русской печи, поэтому я пекла блины на плите с помощью сковородки. Историческая реконструкция была выполнена не полностью.

Но из гречневой муки не получится тонкий ажурный блин. Получается что-то вроде крупных оладий.

Евгений Ларин: Как для пиццы?

Лариса Данилова: Примерно. Но если соблюдать все предложенные правила, такие блины получаются безумно вкусными. Хотя хозяйки могут использовать разные рецепты. Нашим посетителям в этом году мы предложили три варианта блинов по старинным рецептам.

Евгений Ларин: Давайте попробуем понять, что означает Масленица для современного горожанина. И коль скоро наша программа о Новосибирске, то пусть это будет новосибирец. Насколько то, что мы делаем на Масленицу, похоже на то, что делали наши предки хотя бы в начале прошлого века, уж не говоря — а может, и говоря — о более седой старине?

Алексей Авдеев: Если посмотреть на то, как Масленицу празднуют сейчас, и на то, какое значение она имела раньше, то мы, конечно, увидим, что всё трансформировалось, адаптировалось к современным традициям. Прежде всего для новосибирца, для сибиряка Масленица — это отправная точка в ожидании весны. Долгая холодная зима наконец-то подошла к завершению, скоро выглянет солнышко, оно будет припекать, и зима закончится. Поэтому сибиряки особое значение придают Масленице.

В наши дни даже те, кто не празднует Масленицу, всё равно в масленичную неделю стараются испечь блины, сходить друг к другу в гости, настроение у всех приподнятое, начинается обжорная неделя.

Сегодня люди массово пост не соблюдают, но всё равно за неделю перед ним многие стараются разнообразить свою кухню, приготовить какие-то более интересные, изысканные блюда и обязательно испечь блины.

Евгений Ларин: В советское время (уже на излёте советской эпохи, в моём детстве), я помню, слово «Масленица» часто, как правило, не звучало. Но праздник был, его называли проводами русской зимы. Наверное, это и есть главное значение праздника?

Лариса Данилова: Да, конечно!

Алексей Авдеев: Действительно, мы её провожаем. Мы её не гоним, а именно провожаем. Осенью мы встречаем зиму как госпожу. К зиме относились с достаточным уважением.

NET_9040_tn.JPG
Алексей Авдеев. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: Я, конечно, не фольклорист и не этнограф, но мне кажется, что если и сохранились старинные масленичные традиции, то они дошли до нас только лишь в виде формы. Мне кажется, что мы потеряли их истинное значение. Мы что-то делаем, но что под этим подразумеваем, не знаем.

Лариса Данилова: Во-первых, важно уже то, что мы не забываем основу, мы не забываем корни. Если мы будем говорить о древних славянах, то ещё до того, как они приняли православие, у них это был самый главный и великий праздник.

Евгений Ларин: Сдаётся мне, он должен был совпадать с Новым годом.

Лариса Данилова: Вы правы. Он назывался не Масленица, а Комаедица. И длился он порядка двух недель, а по некоторым источникам, даже месяц. Пик этого праздника приходился на 22 марта, день весеннего равноденствия. Принцип природосообразности у наших предков был чётко отработан. Мы же были язычниками, идолопоклонниками, поклонялись разным богам. Мы почитали богиню, которую сейчас называют Масленицей, а на самом деле это богиня смерти и зимы Мара. 

Евгений Ларин: Или Марена, Морена.

Лариса Данилова: Да. И мы не могли её просто так выгнать. Её уважали, почитали. Её делали в самом начале празднования. Сейчас это всё свернулось до одной недели.

По-другому этот праздник ещё называли Бабьим праздником. Наряжать чучело Марены полагалось только женщинам. Женщина — это зарождение, продолжение, это та, которая даёт жизнь. Именно им доверяли наряжать чучело. 

И, конечно, почитали предков — куда без них! Оттуда и пошла поговорка «Первый блин комом», но она дошла до нас в искажённом виде. Вообще, блин — это поминальное блюдо. Произошла метаморфоза, и получилось так, что блин — это олицетворение солнца, об этом говорят его круглая форма и цвет.

Да, мы провожаем зиму, встречаем весну. А главным богом у нас был Ярило, который олицетворял солнце. Эти связи прослеживаются и сегодня. Но те традиции, которые существовали пару-тройку тысяч лет тому назад, дошли до нас в искажённом виде. Кое-что осталось, мы это делаем, но мы этого не объясняем.

Наша задача — объяснить это людям. Почему мы печём блины, зачем мы в понедельник делаем чучело, а в воскресенье его сжигаем, почему катаемся с горок и так далее.

Вернёмся к блину. В понедельник на масленичной неделе, который называли встречей, в первую очередь пекли блины. И первый блин отдавали предкам — комам. Первый блин нужно отдать им, чтобы они на нас не обижались, помянуть предков.

Алексей Авдеев: Удивительно, но комами древние славяне называли медведей. Вообще имя этого зверя неизвестно, поскольку медведь — это тот, кто ведает, где мёд.

Евгений Ларин: Оно зашифровано, видимо, из страха перед этим зверем? Это тот, кого нельзя называть!

Алексей Авдеев: Совершенно верно. Например, сегодня есть детская игрушка в виде медведя, а в древности играть медведем было нельзя.

Евгений Ларин: Такое бы, наверное, никому и в голову даже не пришло.

Алексей Авдеев: Конечно. Медведь считался нашим прапрапрапредком, потому что он, так же, как и человек, мог ходить на двух ногах.

В верованиях многих народов медведь был прародителем человека. В марте медведь просыпается, и ему надо принести жертву: отдать первый блин.

Евгений Ларин: Удивительный факт. Известен славянский корень «бер» со значением «медведь», который есть в словах «берлога», «Берлин» — «город медведей». Но почему «ком»?

Алексей Авдеев: Сложно сказать. Возможно, глядя на медведя, люди видели большой ком.

Евгений Ларин: Ну, то есть мы говорим неправильно. Первый блин не комом, а комам!

NET_9087.JPG
Лариса Данилова, Алексей Авдеев и Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Лариса Данилова: Именно так. Наши предки, понятно, не ходили в лес к медведям. Но в первый день Масленицы, на встречу, обряжались в шкуру медведя. В основном так наряжали мужчин, всем селом собирались, шли в лес — будить медведя. Шумно шли, как бы находили медведя в берлоге, чтобы его разбудить.

Незамужняя девица должна была сеть на этого «медведя», он ей подыгрывал, сразу не пробуждался. Его нужно было щекотать, тут он должен был проснуться, зарычать, все должны были испугаться и убежать.

Этот ритуал исполнялся в обязательном порядке. 

Как всё это дошло до нас? Мы это сохранили, пережив время гонения церкви на языческие обряды, а потом гонения на церковь со стороны советской власти. Масленица — это единственный сохранившийся языческий праздник. Даже Ивана Купалу сегодня православная церковь не принимает.

Евгений Ларин: Священники называют его бесовскими игрищами!

Лариса Данилова: Немало сотен лет православные священники считали и Масленицу бесовским праздником, в первую очередь потому, что он приходился на Великий пост. Страшные грехи — чревоугодие, гульба — церковь этого не принимала. Но народная любовь к Масленице, её народное понимание и нежелание от неё отказываться заставили православную церковь найти место этому празднику.

Евгений Ларин: Пошли на компромисс с народными традициями!

Лариса Данилова: Да, священники поняли, что не надо сопротивляться. Чтобы всем было удобно, нашли неделю до начала Великого поста. Даже в церковном календаре она называется сырной седмицей. Это не просто так, с этим согласились.

Последний день Масленицы стал Прощёным воскресеньем — это то, что было предложено уже православной церковью. Мы просим друг у друга прощения за всё, что было, и вступаем в Великий пост.

Евгений Ларин: Давайте теперь разберём по косточкам масленичную неделю.

Лариса Данилова: Понедельник назывался встречей. Мы уже об этом говорили, останавливаться не будем. Пекли первые блины, первый блин — тем самым комам. Идём в лес, будим медведя. На всю масленичную неделю блин становится главным блюдом на столе.

В первый день женщины наряжали то самое чучело, которое как хозяйку праздника провозили по улицам села или города и устанавливали на лобном месте, где в субботу и воскресенье будут проходить гуляния.

Вторник назывался заигрышами. В этот день катались на тройках и с горок. Считалось, что если гора достаточно высокая, ты по ней долго катишься и часто скатываешься, то лён будет высокий, хороший.

NET_8954_tn.JPG
Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: Накатывали высоту льна?

Лариса Данилова: Да, такие интересные ассоциативные связи. Также качались на качелях. Это делали незамужние девки на выданье и неженатые парни, а также молодожёны. На гуляньях обязательно должны были быть молодожёны. Когда они скатывались с горы, на них наваливались всей гурьбой и заставляли целоваться. Эротическая составляющая тоже имела значение. Наши предки на это смотрели совсем по-другому.

Алексей Авдеев: Молодожёны должны были целоваться, пока ещё ехали с горы. Мужики обожали наблюдать, как бабы скатывались с горы. Кубарем катились, у них задирались юбки, можно было глядеть на голые коленки. Радость, смех, бабья застенчивость, заигрывания.

Евгений Ларин: Вот они, заигрыши!

Алексей Авдеев: Традиция качаться на качелях в деревнях сохранялась до самого последнего времени. В деревнях были качели, и качались на них именно неженатые парни с незамужними девками. Парень приглашал девушку на качели, а она должна была не струсить, ведь парень будет её раскачивать до предела.

Лариса Данилова: Третий день, среда. Это лакомка. Со среды начинались ярмарки. В конце февраля — в начале марта скотина телится, и, естественно, есть молоко. Отсюда у нас масло, творог, сметана.

Это возможность поизобиловать. Вот тут открываются масленичные ярмарки, и тут не только блины, но и всевозможные пироги и чего душе угодно.

Наш известный краевед Ирина Шипулина приводит воспоминания своего отца, которые передала ему его мама, бабушка Ирины, Евдокия Серебрякова. Она вспоминала, как праздновали в начале прошлого века Масленицу в Ново-Николаевске. Первое, о чём говорит, — это то, что на улицы выходили лоточники. Есть поговорка о том, что один день год кормит, вот у них была тогда возможность хорошо заработать.

Из этих воспоминаний мы понимаем, что у нас в городе очень любили массовые гулянья. В этот период хорошо зарабатывали и ямщики, поскольку было распространено катание по городу на тройках, на санях. Катались включительно до вечера воскресного дня. В общем, в дореволюционном Ново-Николаевске гуляли!

Евгений Ларин: Кажется, что всё, что в старину наши предки делали в течение всей масленичной недели, у нас спрессовалось до одного дня, воскресенья. В этот день мы делаем сразу всё!

Лариса Данилова: Да, получается так.

Евгений Ларин: Четверг?

Лариса Данилова: Четверг — это разгул. Кстати, четверг — это тот день, когда и поминали усопших, приходили на кладбище. Накрывали специально для покойников столы в домах. Обряжались в мертвецов, в сказочных воронов, в Бабу-ягу. Существовал ритуал отпевания мертвеца, в домах проводили такие игрища. Мужика завёртывали в простыню, клали на скамью, и женщины его отпевали. Но не в известном нам смысле, а они пели шуточные песенки, притом матерные. Ругали псевдопокойника.

Евгений Ларин: Это сложно понять!

Лариса Данилова: Мы не можем этого сейчас объяснить, но был такой ритуал.

Молодые незамужние девицы щекотали «покойника», они его пробуждали. Потом он вставал, жизнь возвращалась. Мы же верили в то, что человек не уходит навсегда, а он уходит в другой мир и продолжает своё существование. 

На этом фоне, естественно, продолжаются гулянья, ярмарочная торговля. В четверг разыгрываются и кулачные бои, и взятие снежных крепостей. В четверг набирает обороты широкое гуляние.

Алексей Авдеев: Во время кулачного боя стенка на стенку были поединки один на один, потом дрались чётная сторона улицы против нечётной стороны, потом они объединялись и шли биться улица на улицу, потом бились район на район.

Евгений Ларин: Тут Закаменка на Центр могла пойти!

Алексей Авдеев: Да! И всё это сопровождалось яростью. А ярость — это яркость, Ярило. Это выброс энергии. Причём у этих яростных кулачных боёв были определённые правила, покалечить кого-то задачи не ставилось. За поединщиками следили. Команду давали ударом бича. Щёлкнули бичом — стенка на стенку сошлись.

Было три сходки. Первая была кулачной, когда бились кулаками, но чаще всего в рукавицах. Проверяли, чтобы в рукавицах не было спрятано ни камней, ни свинчаток, ни кастетов. По лицу старались не бить, хотя всякое бывало. Не разрешалось бить ногами, удары ниже пояса также были запрещены. Следующая стенка была свальной, когда боролись. Здесь запрещались уже удары кулаками, соперника нужно было повалить. Третьей стенкой было братание. Давали команду, и все, кто друг другу только что мял бока, налетали друг на друга, обнимались и просили друг у друга прощения.

Евгений Ларин: Ну, тут хотя бы было за что!

Алексей Авдеев: Кстати, в народе говорят, дескать, что за свадьба без драки?! Эта деревенская традиция перешла и в городскую свадьбу.

Ужасное, конечно, проявление, но тем не менее в старину считалось, что если яростно подраться на свадьбе, принести дар богу Яриле, то этот брак будет благословенным. 

Евгений Ларин: То есть если драка не назревала сама, её нужно было спровоцировать?

Лариса Данилова: Кулачные бои тоже возникали не спонтанно. Перед ударом бича происходило так называемое задирание, иногда оно могло длиться до часу.

Евгений Ларин: Троллинг!

Лариса Данилова: Да, чтобы назревал праведный гнев.

Алексей Авдеев: Да. Здесь давайте вспомним выражение «поле брани». Оно произошло от того, что, прежде чем перейти к битве, бранились, обзывали друг друга, задирали. И только потом шли в бой.

NET_8984.JPG
Лариса Данилова, Алексей Авдеев и Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Лариса Данилова: Снежные крепости также были в четверг. Принцип — тот же самый: разрушение, весна побеждает зиму. Самое главное — если крепость взял неженатый парень, то он стал победителем, то ему давалось право перецеловать всех девчонок. Крепость, как правило, защищали девчонки — прогоняли парней палками, вениками и всем остальным. Это же такие заигрыши.

Евгений Ларин: Мы в детстве, помню, играли в «Царя горы», что-то похожее.

Лариса Данилова: Да, что-то из этой серии. Пятница — тёщины вечерни. По-другому «к тёще на блины». Зятевья приходили к тёще.

Есть дурацкая поговорка «Хоронили тёщу, порвали два баяна», но на самом деле её корни лежат в масленичных традициях, потому что тёщу отождествляли с той самой богиней Мареной, смертью. Вот так было принято.

Хотя она была уважаема, своим приходом зять замасливал тёщу, благодарил её за то, что она подарила ему такую чудную жену. И зять просто обязан был съесть всё, что предлагала ему тёща.

Суббота — золовкины посиделки. Молодая золовка встречает у себя дома сестёр мужа, как правило, незамужних девиц. В этот день золовка показывает, какая она хозяюшка. Здесь изобильный стол, девичьи разговоры. Девчонки, естественно, идут к новой хозяйке с разными подарками, как съестными, так и с какими-то вещами, пригодными в быту.

И вот как раз в субботу женщины создают обережную куклу, которая называется Масленица, или Масленичка. Она не имеет никакого отношения к богине Маре, которую сожгут. В субботу женщины собираются, плетут этих куколок со специальными заговорами, и потом такая куколка целый год охраняет дом.

NET_8932_tn.JPG
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

У нас осталось Прощёное воскресенье — кульминация всей недели. В воскресенье продолжаются ярмарка и увеселения, катания с гор, добывание со столба предметов — парни показывают свою удаль. Мы просим друг у друга прощения и к вечеру успокаиваемся, памятуя о том, что на следующий день начинается Великий пост.

Евгений Ларин: К концу всех гуляний происходит сожжение того самого чучела. Но мы сегодня во всём ищем глубинный смысл — что это означает. Мы всю неделю это чучело почитали, ходили вокруг него, возили его по селу или по городу, а теперь сжигаем и пепел пускаем по ветру.


Алексей Авдеев: Огонь — это олицетворение яркого солнца. Гори-гори ясно, чтобы не погасло! Интересно то, что мы знаем о традиции сжигания чучела, а в некоторых губерниях было распространено его утопление.

Лариса Данилова: Сакральный смысл тот же: проводы зимы. Мы тебя чествовали неделю, а теперь уходи, твоё время ещё придёт, но сейчас уже не твоё время. Огонь ассоциируется с Ярилом. Жизнь побеждает смерть, тепло побеждает холод. Земля прогревается, жизнь возвращается.

Евгений Ларин: У нас же все праздники ещё и аграрное значение имели!

Лариса Данилова: Конечно, у нас страна такая.

Евгений Ларин: Чучело сжигали, видимо, призывая плодородие?

Алексей Авдеев: Да, это так.

В советское время про Масленицу не забывали, но называли её проводами зимы. Сжигание чучела осталось и в советской традиции.

Когда я ещё был пионером, мои родители со всем заводом выезжали за город, в район Мочища. И там на большом стадионе закрытого пионерского лагеря был установлен огромный снеговик, набитый соломой. Были блины, катания на тройках, песни, пляски, а в конце мероприятия было сжигание этого огромного снеговика.

Такая же традиция долгое время была в парке «Берёзовая роща», есть фотографии. Там устраивали проводы зимы — также со сжиганием чучела

Евгений Ларин: В Бугринской роще недалеко от пляжа также устраивали такие праздники, я помню из детства. Есть фотография, где мне лет 12, я стою с пучком какой-то ковыли, а вокруг масленичное гуляние.

Если говорить о Ново-Николаевске, то у нас были ярмарочные площади. Сначала в районе современной площади Свердлова, потом на нынешней площади Ленина, там и обжорные ряды были. Видимо, масленичные гуляния проходили именно там?

Лариса Данилова: Конечно. Ещё гуляли в саду «Альгамбра» и в Александровском саду. Большие гуляния были именно в общественных садах. Оттуда кого-то развозили, зажигались редкие масляные и газовые фонари и звёзды, и всё в воскресенье к вечеру утихало.

Евгений Ларин: К сожжению чучела на Масленицу так и напрашивается аналогия, ведь традиция каком-то образом перешла в советское время, приобретя несколько иной смысл. Это сожжения чучела мирового империализма на молодёжных маёвках. Ведь маёвка — это тот же самый карнавал, а Масленица, по сути, и есть русский карнавал. Буквально carnevale — «мясо, прощай».

Это то, что предшествует посту, мы прощаемся с мясом на какое-то время. А маёвка была советским карнавалом с другими традициями, но смысл пришедшей из Европы маёвки был тот же — встреча весны, только чуть позже по времени.

Лариса Данилова: Тут мы снова возвращаемся к тому, что корни наши крепки. Произошли метаморфозы, но основа осталась, идея этого праздника осталась, принцип остался, мы его пронесли через все идеологические пласты.

Евгений Ларин: Задам, возможно, странный, на первый взгляд, вопрос. Почему Масленицу невозможно праздновать в одиночку? Вот никак!

Алексей Авдеев: Прежде всего Масленица, как и Рождество, считается объединяющим праздником. Все стараются собраться вместе. Масленица же не просто семейный праздник, он — общенародный, а народ — это огромная семья. Это всё — проявления жизни. Один человек не может создать жизнь, это можно сделать только всем вместе.

Лариса Данилова: А я бы ещё предложила нашим слушателям обратится к картине Бориса Михайловича Кустодиева, которая так и называется — «Масленица». Это очень яркая картина, там мы можем увидеть все проявления, о которых мы сегодня говорили. Она относит нас к концу 19-го — началу 20 века. А также предлагаю обратиться к книге Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне». Краше описание Масленицы в литературе, может быть, и есть, но я такого пока не встречала.

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Что происходит

Обои-убийцы и привет от Ван Гога: выставку о цвете открыли в Новосибирске

Какие услуги по «Карте жителя» станут доступны новосибирцам в 2024 году

Леса Новосибирской области обработают от прожорливого шелкопряда

Какие новые школы откроют в этом году — рассказали в мэрии

Детей бойцов СВО примут в первый класс вне очереди

Жители Вьетнама и Монголии моют голову сибирскими шампунями

Что делать, если ребенка травят в школе — советы психолога

Новый павильон готовят к открытию в зоопарке на Затулинке

Одну из старейших школ Новосибирска впервые капитально ремонтируют

Застройщики предлагают льготы на покупку жилья участникам спецоперации

Волонтёры с ментальными расстройствами читают книги одиноким старикам

Показать ещё