Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Лучшие фотографы Новосибирска: бёрдвотчер Андрей Поляков

Бёрдвотчеры — это как одержимые рыбаки, но только ловят они не рыбу на удочку, а птиц в объектив камеры. Более увлечённых своим делом людей найти сложно. Они тратят внушительные суммы на технику, время на съёмку и её обработку, и это не просто приносит им удовольствие, они без этого не представляют своей жизни. «Новосибирские новости» расспросили фотографа Андрея Полякова о его увлечении воробьями — неприметными, но такими разными птицами, узнали, как становятся бёрдвотчерами, как складываются рифмованные комментарии к снимкам и правда ли, что фотографам бывает стыдно за свои первые работы.

Лариса Сокольникова
Лариса Сокольникова
12:00, 11 ноября 2020

— Андрей, почему воробьи?

— У меня на сайте и в соцсетях так и написано: «Почему воробьи?» Отвечаю: просто так. Лет семь назад в моей жизни был период, когда я работал сутки через трое и большую часть времени сидел дома. Надо было чем-то себя занять. И захотел я хорошую камеру. Именно хорошую — мыльница у меня была, но это совсем не то. Выбрал новую камеру в интернете, узнал, как она работает, как ею пользоваться. Это Nikon. Для меня она оптимальна. И она всегда со мной.

воробей.jpg
Фото: Андрей Поляков

— Вы купили камеру. Помните свою первую съёмку? Вы остались ею довольны?

— До этого я заприметил одно интересное место в районе Учительской. Там очень красиво голуби сидят на ветках и проводах. Съездил пофотографировал, домой приехал, посмотрел — и начал себя корить за то, что столько денег потратил зря. (Смеётся.) Около 30 000, сейчас уже точно не помню. Я тогда не знал, что надо осваивать Photoshop, обрабатывать съёмку, а иначе никак. Начал учиться обрабатывать, посмотрел видеоуроки, и постепенно что-то начало получаться.

— Есть среди фотографов те, кто категорически против обработки в Photoshop. А какие у вас отношения с этой программой?

— Однажды я снял птиц в Сосновом бору, и съёмку выложили в одном тематическом паблике «ВКонтакте». Знаете же, что комментаторы, как правило, всех ругают. Но мне написали комплимент — вот, наконец-то выложили нормальные фотографии без обработки. На самом же деле, если бы их опубликовали без обработки, то никто бы на них и не посмотрел. Просто надо знать меру и делать так, чтобы не видно было обработки.

portret.jpg
Андрей Поляков. Фото: Елена Черненко

— Сначала вы фотографировали голубей, а потом переключились на «воробьиные истории»?

— Да, мне всё-таки потом удалось снять голубей так, что мне результат понравился. Опубликовал съёмку в соцсетях и даже получил положительные комментарии. После чего возомнил себя богом и царём. Но мне очень повезло, что у меня это быстро прошло, и я понял, что ничего не умею. И до сих пор, понимая это, я постоянно учусь. А если б не понял, плохо бы было. После съёмки голубей я пошёл в наш зоопарк, поснимал животных. 

лев.jpg
Фото: Андрей Поляков

Одну работу отправил на конкурс, который сам зоопарк и проводит. Хотя тогда я и камеру-то правильно держать не умел. К моему удивлению, на конкурсе мне никакого места не дали. Думал, что всё жюри купленное, хороших фотографов не замечают. Но на следующий год опять отправил работу, это был кадр с молодым ягуаром, и занял первое место. Тогда убедился, что жюри честное.

— Сложно снимать животных? Они же не позируют и не улыбаются в камеру.

— Несложно. Для этого нужен специальный длиннофокусный объектив, чтобы снять через клетку и её не было видно при этом. 

Некоторые фотографы могут часами стоять перед клеткой в ожидании нужного кадра. Я так не могу. Пять минут — это всё для меня. 

Я прошёлся, что-то увидел, снял — и дальше иду. Когда идёшь, всегда что-то происходит.

— Как начались ваши «воробьиные истории»? Это же не просто так, это же целая эпоха.

— Поскольку я занялся фотографией, то зарегистрировался на одном фотосайте, чтобы выкладывать свои работы, показывать себя. И увидел там очень качественные фотографии птиц, где каждое пёрышко видно. Меня это поразило — начал к этому стремиться, купил объектив получше, и тогда постепенно начали получаться кадры.

Тот сайт я завалил воробьями, и один пользователь из Питера даже уже начал ругаться. Я ответил ему в рифму. И у нас началась такая дуэль. В итоге сайт разделился — половина за него, половина за меня. Воробьи стали объектом внимания и обсуждения. Я втянулся. С тех пор каждый день брал с собой камеру и шёл снимать. В этом году реже —из-за болезни, но всё равно стараюсь время от времени выйти на прогулку и пофотографировать. Особенно если плохое настроение. Вышел, поснимал воробьёв — настроение улучшилось.

— Каким-то образом удаётся монетизировать своё увлечение фотографией и птицами?

— Нет. Я за деньги не снимаю, только для души. Свой сайт «Воробьиные истории» я создал тоже исключительно для поднятия настроения. 

— Абсолютное большинство людей вообще не замечает воробьёв и не задумывается, откуда они прилетают, чем питаются и где находятся их гнёзда с птенцами. К тому же все воробьи одинаковые, чего на них смотреть.

— Все воробьи разные. У них даже мимика есть, и настроение воробья можно поймать. Вот у синиц — нет, они все на одно лицо. 

У меня есть и воробьи-депутаты, и бандиты, и гопники. Знаете, когда они сидят на кортах и семечки щёлкают? Вот такой воробей у меня есть. Есть профессиональный нищий — ногу спрятал и побирается.

Всего, судя по коллекции в «Одноклассниках», у меня около 2000 снимков с воробьями. Но я пока ещё не систематизировал съёмку, руки не доходят. Правда, одна моя хорошая знакомая на день рождения подарила мне книгу с моими воробьями и стишками. Спасибо ей.

— Как приходят сюжеты с воробьями, из чего складываются ваши поэтические комментарии к фото?

— Бывает, что рифма в голове складывается заранее, а потом уже складывается история с воробьями. Но чаще, конечно, наоборот. Всемирный день воробья отмечают 20 марта. Перед ним я придумал три рифмы — как воробей собирается праздновать, как отмечает и как напился пьяным. И мне повезло снять, как воробей купается в луже, собираясь на праздник. И «пьяного» тоже снял. Мне в комментариях написали — зачем ты снимаешь мёртвых птиц. Но воробей был живой, с ним всё хорошо. Просто он чистился в тот момент об ветку.

WGZ8kNEd2_U.jpg
Фото: Андрей Поляков

— В смешные ситуации не попадали, фотографируя воробьёв?

— Раньше я стеснялся, что я, взрослый дядька, воробьёв фотографирую. Но хорошо, что дочка была маленькой. Придём с ней на площадку, она играет, а я снимаю. Однажды снимал возле одной районной администрации, а мимо шла на работу чиновница. Она увидела меня, подбежала, давай ругаться. А я растерялся сначала, но потом понял — она думала, что я её фотографирую. Птиц она не видела. Я её догнал, показал ей съёмку, вместе посмеялись.

— Воробьи обитают по всему Новосибирску или у них есть какие-то особые места обитания? Где вы их находите?

— Оказывается, во многих городах уже нет воробьёв. К счастью в нашем городе они обитают, и неплохо себя чувствуют. Больше всего их в Первомайском сквере. Они живут там в ёлках и в скворечниках. Поэтом, если нужен воробей, то там он точно будет. Спасибо воробьям, что они не дают мне взрослеть. Надеюсь, что ещё долго буду бегать за ними, как ребёнок.

f-M7xWU4Uhw.jpg
Фото: Андрей Поляков

— Кроме воробьёв, ещё что-то любите фотографировать?

— Сейчас ехал к вам и увидел толстого голубя, который сидел на вывеске «Голубей не кормить». Он явно намекал, что написанное — неправда.

Кроме птиц, я люблю снимать архитектуру, старые дома. В «Одноклассниках» у меня есть альбом «Новосибирск уходящий». Я ездил специально искал старые здания. Мне нравится обрабатывать съёмку архитектуры.

победа.jpg
Фото: Андрей Поляков

Поскольку камера всегда со мной, то иногда удаётся снять и какие-то ситуации с людьми на улицах.

первый снег в 2020 году.jpg
Первый снег в 2020 году. Фото: Андрей Поляков

Есть у меня серия «Суета подземки» — про метро. Там я использовал режим мультиэкспозиции, это когда камера сама склеивает два кадра. Главное — удачно сфотографировать, а камера сама доделает работу.

суета.jpg
Из серии «Суета подземки». Фото: Андрей Поляков

У меня дома висит фотография размером метр двадцать на восемьдесят сантиметров (до этого она висела в Доме художника в Москве). Там изображён лабрадор в очках, из тех, что часто гуляют в Первомайском сквере возле фонтана. Я назвал работу «Такси на Дубровку», потому что очень этот пёс похож на Папанова. 

1.jpg
Фото: Андрей Поляков

Отправил её на фестиваль современной фотографии в 2018 году. Конкурс прошёл, выставка завершилась, и работы раздали авторам. Мне её переправила моя знакомая из Москвы.

Один раз был среди победителей «Лучшие фотографии России» (The Best Of Russia — 2014). Моя работа из зоопарка с новорождённым оленёнком висела в художественном музее.

— Когда вы смотрите на свои старые работы, вы видите свой рост как фотографа?

— Да, бывает, что смотришь на свои старые работы и понимаешь, что всё надо было делать по-другому. 

Иногда стыдно перед самим собой — как ты мог такое сделать. Какой ужас, думаешь. А в то время работа казалась чуть ли не шедевром.

Это, наверное, и есть творческий рост.

привычки.jpg
Фото: Андрей Поляков

— У вас много чёрно-белой съёмки. Что вас в этом стиле привлекает?

— Когда я что-то снимаю, то сразу вижу, чёрно-белый это кадр или цветной. А когда сравниваешь два варианта одного кадра, то видишь, что чёрно-белый всегда выигрывает. Цвет как будто отвлекает от композиции, гармоничнее получается в чёрно-белом ключе. 

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook — будьте в курсе актуальных новостей Новосибирска.

Что происходит

Новосибирский зоопарк перешёл на летний график работы

Афиша Новосибирска: куда сходить в четверг, 25 апреля

Задайте вопрос и. о. мэра: прямой эфир с Олегом Клемешовым на Горволне

История новосибирской «шоколадки»: какао вместо пушек и спасение Покрышкина

Тотальный диктант: за что новосибирцы любят акцию проверки грамотности

От 78 рублей за кулич: в магазинах появилась пасхальная выпечка

Копию Знамени Победы передали школьникам в музей новосибирские ветераны

«Помним каждую страничку истории»: и. о. мэра встретился с фронтовиками

В 84 года — на подиум: дефиле учат в студии «Элегантный возраст»

Проезд у ГПНТБ и Октябрьского рынка перекрыли до 30 апреля

Как принять участие в онлайн-акции «Бессмертный полк»

Показать ещё