Байки из новосибирского книжного магазина «Перемен» вошли в сборник английской писательницы Джен Кэмбл. Книга должна выйти ближе к 31 декабря, и её с нетерпением ждут в нашем городе. Какое издание возглавит рейтинг продаж в 2021 году? Чьё произведение можно назвать главной детской книгой эпохи? И какие романы ни в коем случае нельзя пропустить? Книжные итоги уходящего года для «Новосибирских новостей» подвела директор магазина «Перемен» Анна Яковлева.
Лидеры продаж
Если не считать краеведческой литературы (например, биографии Михаила Лаврентьева и детской книги об Академгородке, которые часто берут в качестве сувениров), в предварительных топах продаж за 2021 год невооружённым взглядом заметны:
-
«Зверский детектив» Анны Старобинец (возможно, главная детская книга нашей эпохи);
-
«Читай не хочу» петербургской учительницы литературы Риммы Раппопорт (она приезжала к нам в этом году на фестиваль «Другие книги»);
-
новый сборник стихов Веры Полозковой «Работа горя»;
-
«Страна отходов» Андрея Яковлева (живое журналистское расследование проблемы непереработки мусора в России);
-
«Тайны Чароводья» Юлии Ивановой — детско-подростковый фэнтези-цикл (его автор тоже приезжала в Новосибирск на фестиваль «Другие книги»);
-
«Мы так говорим» Марии Бобылёвой — книга о толерантной лексике;
-
«Детство. Юность. Зависимость» — трилогия датской писательницы Тове Дитлевсен;
-
комиксы шведской фемактивистки Лив Стрёмквист — иронические и колкие, задающие неловкие вопросы обществу;
-
«Тот, кто полюбит все твои трещины» — сборник рассказов Рафаэля Боба-Ваксберга;
-
«Страстоцвет» Ольги Кушлиной — филологическое исследование роли цветоводства в поэзии Серебряного века.
Книги и оптимизм
По словам Анны Яковлевой, также заметен всплеск интереса к сибирскому андеграунду — очень востребованы воспоминания о Егоре Летове «Значит, ураган» музыкального журналиста Максима Семеляка, переиздание сборника материалов о Янке Дягилевой и книга стихотворений собственно Летова.
«Полный топ-40 продаж мы традиционно обнародуем ближе к 31 декабря. Скорее всего, рейтинг возглавит сборник рассказов „Дом“ издательства „Клаудберри“. В этой книге несколько десятков современных писателей, журналистов и гражданских активистов делятся размышлениями о том, что такое дом в истории страны и в их личной, а также в искусстве, филологии, биологии и социологии. Всю выручку издательство отправляет в фонд помощи бездомным людям „Ночлежка“, а магазин „Перемен“ в свою очередь — в местный фонд „Маяк“, оказывающий комплексную помощь людям, испытывающим бездомность. Факт высоких продаж этой книги и у нас, и у коллег по всей стране говорит, мне кажется, о многом и вселяет надежду», — комментирует Анна Яковлева.
В издании больше тысячи страниц с графиками и массой ссылок на доказательства того, что мир становится безопаснее, жизнь здоровее, дольше и интереснее, человечество в целом гуманнее, и всё это — благодаря просвещению и науке. Очень своевременный и утешительный текст.
Главные художественные произведения
Из художественной литературы Анну Яковлеву в этом году особенно впечатлили три книги. Все они написаны нашими современницами и соотечественницами.
Первая книга — «Домовая любовь» Евгении Некрасовой. По форме это сборник полуфантастических рассказов о поисках дома и себя в нём в условиях большого города, пандемии и вызовов новой реальности.
Вторая книга — «Павел Чжан и прочие речные твари» Веры Богдановой. В этом романе — Россия недалёкого будущего, практически поглощённая китайскими корпорациями, в которой бывший детдомовец ищет способ отомстить сломавшему его детство и жизнь влиятельному чиновнику и параллельно занимается поисками пропавшего отца. «Если вам слышится эхо Гамлета, то это не просто так», — предупреждает Анна.
Третья — автобиографический поэтический нарратив Оксаны Васякиной «Рана». Если герой Веры Богдановой ищет мёртвого отца, то героиня Васякиной едет через Сибирь хоронить мать.
К этой тройке она добавила совсем свежий роман Линор Горалик «Имени такого-то», основанный на архивных записях об эвакуации московской психиатрической больницы в 1942 году. «Даже если это произведение вдруг не займёт своего места в истории литературы начала века, имя самой Горалик, поэтессы, дизайнера, художника и романиста, само по себе является причиной прочитать её второй большой роман. И я обязательно это сделаю», — добавляет Анна.
Событие года
По её словам, большим событием для книжного рынка стало перерождение издательской программы фонда фондов «Нужна помощь», недавно сформировавшейся в бренд «Есть смысл». Под ним уже вышло несколько документальных и художественных книг о жизни человека, в том числе «Все мои ребята» о первых годах ВИЧ-активизма, «Райский сад первой любви» о роковом влечении учителя литературы к школьнице, «Если бы не ты, то бы и не я» Веры Тихоновой о переживании утраты близкого, «Подтексты» Евгении Волунковой, где, кроме собственно лучших её материалов, едва ли не впервые представлена изнанка работы социального журналиста в России во многих нюансах — от коммерческих до психологических.
«У издательства большие планы на 2022-й, и меня это страшно воодушевляет в первую очередь как свидетельство укрепления силы горизонтальных связей в России. Иными словами, это ещё одно подтверждение того, что мы все есть друг у друга и мы и есть государство», — считает Анна.
Байки из «Перемен»
Ещё одно важное переиздание, которое вот-вот выйдет из типографии, — «Диковинные диалоги в книжных магазинах» Джен Кэмбл. Кроме переводных баек из жизни маленьких и больших книжных магазинов Британии, в новое издание вошли истории и из российских точек продаж литературы, в том числе из «Перемен». Выход книги ожидают ближе к 31 декабря.
«В декабре-январе все, конечно, будут читать семейную сагу „Голландский дом“ Энн Пэтчетт. Не в последнюю очередь из-за невозможной красоты бумажной книги. И „Однажды в Голливуде“ Квентина Тарантино — не беллетризацию одноимённого фильма, как можно поначалу подумать, а самостоятельное произведение на тему. Оба текста страшно хвалят первые читатели и критики по обе стороны океана, и разочарования быть не должно», — подытожила Анна.