Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: бродячие артисты, косморама и театр из-под палки

28 февраля на радио «Городская волна» (101,4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывала сотрудница Музея Новосибирска, гид-экскурсовод Елизавета Тютюнникова. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
20:02, 04 марта 2020

Взгляд назад. Исторический календарь

24 февраля 1923 года в Ново-Николаевске начались первые междугородные зимние состязания. Лыжные гонки состоялись на беговом ипподроме. В них приняли участие спортсмены из трёх сибирских городов: двое лыжников прибыли из Томска, один — из Красноярска, Ново-Николаевск представил пятерых спортсменов. Эти состязания стали толчком к развитию в нашем городе лыжного спорта.

24 февраля 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР академику Мешалкину присвоили звание Героя Социалистического Труда.

24 февраля 1995 года создан хоровой ансамбль Новосибирской филармонии «Маркеловы голоса». Его основателем стал Игорь Тюваев.

25 февраля 1933 года открылась первая выставка изобразительного искусства Западно-Сибирского края.

28 февраля 1959 года в Новосибирске открылся самый большой продовольственный магазин в Сибири и на Дальнем востоке — гастроном № 2, ставший известный потом как магазин «Под строкой». В нём было пять торговых залов общей площадью 1630 кв. м.

29 февраля 1964 года Новосибирскому театру оперы и балета присвоили звание академического. В этот день была исполнена опера Михаила Глинки «Иван Сусанин», с которой и началась жизнь театра.

С 1 марта по 14 апреля 1922 года Ново-Николаевск находился на военном положении, которое ввели из-за разгула в городе бандитизма.

1 марта 1958 года вышел в свет первый номер газеты «Вечерний Новосибирск». Очереди к газетным киоскам начинали выстраиваться около пяти часов вечера, они надолго стали характерной деталью городского пейзажа.

1 марта 1897 года в посёлок Ново-Николаевский прибыл Владимир Ульянов, впоследствии известный как Ленин. Он следовал в место ссылки — в Шушенское. В 21:25 будущий вождь мирового пролетариата сошёл с почтово-товарно-пассажирского поезда №4 на конечной станции Западно-Сибирской железной дороги Кривощёково.

На санях по речному льду Ленин перебрался на правый берег на станцию Обь, заплатив за проезд примерно 40 копеек. Следующим утром, 2 марта 1897 года, в 9:01 Ленин отправился дальше — в Красноярск. В посёлке Ново-Николаевском Ильич пробыл 696 минут.

 

Однажды в Новосибирске. Храм культуры и искусства

24 февраля 1957 года на улице Богдана Хмельницкого открыли Дворец культуры имени Горького, спроектированный архитекторами Михайловым и Внуковым в неоклассическом стиле. Сцена ДК Горького стала третьей по значению концертной площадкой в Новосибирске. Под его крышей работали многочисленные кружки художественной самодеятельности, ансамбли, фольклорные студии и детская спортивная школа олимпийского резерва по гимнастике. У Дворца культуры был свой театр музыкальной комедии и драматический театр имени Светлова. В 1968 году там был создан первый в Советском Союзе самодеятельный коллектив «Балет на льду».

Дворец культуры имени Горького — это архитектурный комплекс. Он состоит из самого ДК, двух внешне идентичных друг другу жилых домов и прилегающего к заднему фасаду Дворца культуры парка. Эти три здания образуют курдонёр, то есть некий парадный двор или площадь, которая ограничена главным корпусом и двумя боковыми.

На фронтоне ДК сохранился барельеф, в центре которого — медальон с профилем Максима Горького. А раньше фронтон украшали ещё и три скульптурные фигуры: «Право на труд» и «Право на образование» скульптора Меньшикова, а также «Право на отдых» Бурлаковой.

Сегодня здание Дворца культуры имени Горького представляет собой историко-культурную ценность. Это типичный образец клубного здания периода неоклассицизма 1950-х годов.

IMG_5700(1).jpg
ДК Горького. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

 

Структура момента. В объективе легенды

Уникальные кадры кинохроники, снятые в Ново-Николаевске в 1924 году, показали новосибирским любителям визуальной истории в Доме документального кино. На них запечатлены приезд и встреча на железнодорожном вокзале всесоюзного старосты Михаила Калинина и первомайские демонстрации. Вроде ничего особенного. Калинин был в нашем городе четыре раза, демонстрация — и вовсе мероприятие ежегодное. Но всё не так просто.

Руководитель Дома документального кино, кинорежиссёр Элла Давлетшина рассказала, что редчайшую плёнку удалось обнаружить в Российском государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске, в котором хранится основная часть документальных съёмок страны.

Советская система хранения киножурналов предполагала, что обязательный экземпляр будет храниться в Красногорске Московской области. Сегодня там планомерно ищут всё, что касается Ново-Николаевска — Новосибирска. Наиболее ценные находки приходится приобретать за деньги.

По словам Давлетшиной, искать редкие кадры ранней хроники нашего города по архивным каталогам не так уж и просто. Запросы в лоб там не срабатывают. Но на этот раз поиски увенчались успехом. Возможно, просто повезло.

Дело в том, что Михаила Калинина, который приехал в Ново-Николаевск закладывать здание городской электростанции в 1924 году, снимал легендарный хроникёр Дзига Вертов. Его вообще считают основоположником документального кино, а его фильм «Человек с киноаппаратом» называют величайшим кинодокументом прошлого столетия.

IMG_0628.jpg
Элла Давлетшина. Фото с эфира 1 марта 2019 года. Фото: nsknews.info

Элла Давлетшина: «По каким-то документам я увидела, что Дзига Вертов был в Новосибирске. А если он был в Новосибирске, то без камеры же он не должен был быть. Я набрала „Дзига Вертов“. И тут-то, и то не сразу, нашлись эти кадры. Это же не фильм, это остатки от кинохроники. Это был киножурнал. И это остатки от него. Значит, я думаю, ещё что-то должно быть найдено.

Если есть остатки, значит, в киножурнал вошло что-то большее. Снимался Госкинокалендарь. В былые времена, как и сейчас, вслед за какой-то важной персоной, которая куда-то отправлялась, ехал кинохроникёр. Дзига Вертов сопровождал Калинина, а Калинин был в Сибири.

Но, конечно, снимал он больше, чем обнаружилось в этих остатках, которые не вошли в киножурнал. А сам Госкинокалендарь того времени, в котором, вероятно, находятся эти кадры, мне пока получить не удалось, потому что эта плёнка находится в очень ветхом состоянии. Для того чтобы её получить, нужно особое разрешение. Тогда у меня не было возможности.

Следующая поездка у нас предполагается к весне. Мы получили грант мэрии, который называется „Новосибирская кинохроника на фронте и в тылу“. Думаю, заодно я обязательно посмотрю тот Госкинокалендарь».

Кадры демонстраций, которые относятся к 1924-му и 1926-му годам, наверное, не представляли бы особой ценности: всевозможных шествий и парадов за советскую эпоху было снято великое множество. Но штука в том, что ничего из того, что было снято в Ново-Николаевске до 1924 года, мы не видели.

IMG_5775.jpg
Константин Голодяев. Фото с эфира 1 марта 2019 года. Фото: nsknews.info

Константин Голодяев: «Это вообще самые ранние сохранившиеся кадры, которые мы пока имеем, которые мы нашли. Возможно, есть более ранние съёмки, потому что Махотин снимал ещё до революции. В период двух революций — февральской и октябрьской — Махотин также проводил съёмки. Но эти кадры не найдены. А более поздние найдены.

Они уникальны, потому что мы можем видеть нынешнюю площадь Свердлова такой, какой она была в 1924 году, когда ещё не было надстроено училище, когда ещё не стоял Крайисполком. Там стояла пожарная каланча, была булыжная мостовая и многие другие вещи, которые фотографии не всегда отражают.

А самое интересное — это люди и характер людей. Он виден в фильме. Какие-то люди самодовольные, какие-то страшно любопытные, какие-то безразличные. Это срез, который даёт нам понимание мышления, состояния того общества. Любопытство, которое люди испытывают по отношению к кинокамере. Это необычно, это для них какое-то шоу, они стремятся в неё попасть, заглядывают. Это очень интересно смотреть.

С чисто исторической точки зрения интересно, как центр города выглядел раньше. Показываются обе стороны Красного проспекта. Это важные, бесценные кадры. Тем более что „живого“ Вегмана мы тоже раньше не видели. Как и Максимилиана Кравкова — основателя ново-николаевского музея, который сейчас называется краеведческим музеем. У нас есть его фотографии, но „вживую“ мы его видим впервые».

Сегодня самые ранние кадры хроники нашего города может посмотреть любой посетитель Дома документального кино на ул. Романова, 26 в часы работы музея.

 

Было — не было. Передвижники, сподвижники и блокадники

Гостья в студии — сотрудница Музея Новосибирска, гид-экскурсовод Елизавета Тютюнникова.

Евгений Ларин: Старейшим из ныне действующих в Новосибирске театров, наверное, нужно считать театр юного зрителя, «Глобус». Он ведёт свою историю с 1930 года. Хотя «Красный факел», конечно, старше его на десять лет, но в Новосибирске он обосновался не сразу.

Но и на заре юности нашего города он уже жил театральной жизнью, хотя профессиональные коллективы, конечно, появились не сразу. Но даже рабочему человеку в безымянном ещё посёлке мостостроителей было не чуждо зрелищное искусство. Рабочему нужен был не только хлеб, но и театр.

Об этом заботился Григорий Моисеевич Будагов, который руководил на первых порах строительством железнодорожного моста, потом его сменил Тихомиров. Будагов организовал первую школу у Каменки. А при школе — ещё и драматический кружок. Возможно, именно с этого драматического кружка и нужно вести историю театральной жизни нашего города?

IMG_2094_tn.JPG
Елизавета Тютюнникова. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Елизавета Тютюнникова: По сути — да. Но тут нужно уточнить. Мы чаще говорим, что Будагов построил школу, но если посмотреть документы, то можно выяснить, что, уезжая из города, он просит принять здание, которое он построил для театра и в котором потом разместилась школа. То есть мы немножко приукрашиваем и меняем историю.

Григорий Моисеевич всё-таки первоначально строил здание для взрослых, чтобы они там собирались, устраивали театральные постановки. Рабочие там тоже проводили время. Потом стало понятно, что это помещение также годится для того, чтобы днём там занимались школьники. Один из первых учителей школы Будагова — по-моему, его фамилия была Козлов — писал в своей записке томскому губернатору, что так как помещение не было предназначено для школы, то там освещение не очень хорошее.

И был ряд параметров, по которым он просил «вспомоществования», чтобы это здание, ранее не предназначенное для школы, приспособить. У нас есть два документа, по которым мы можем судить, что изначально здание строилось под театральные постановки, и читальня там была.

Евгений Ларин: На сайте «Библиотека cибирского краеведения» в материале по статьям Цыплакова читаем: «28 января 1896 года — на третий год существования посёлка — состоялся первый любительский спектакль по комедии „В чужом пиру похмелье“ и водевиль „Танцующий кавалер“. Представление проходило на сцене будаговской школы, и весь сбор пошёл в её пользу». Что нам известно об этих постановках?

Елизавета Тютюнникова: К сожалению, подробнее ничего нет. Не сохранились какие-либо сценарные документы. Но, тем не менее, о дореволюционной жизни театров мы можем судить по газетным вырезкам, по театральным рецензиям в газетах «Томский листок» и ново-николаевских газетах. Иногда встречаются документы, в частности, переписка с чиновниками, из которых мы тоже можем поднять какие-то сведения.

Евгений Ларин: Кстати, о «Томском листке». Именно на ту постановку, которая состоялась 28 января 1896 года, в «Томском справочном листке» 11 февраля вышла рецензия. Там было написано, что спектакль прошёл «весьма удачно», в игре исполнителей чувствовались «умение и опытность».

Газета называет это событие рождением театрального искусства в Ново-Николаевске. Известно, что постановку осуществила некая госпожа Чернявская — жена протоиерея Диомида.

Елизавета Тютюнникова: Конечно, это был любительский театр, самодеятельный. В нём ещё не было профессиональных актёров. Люди, свободные от работы, или после работы могли собираться и по имеющимся либретто и сценариям разыгрывать какие-либо сцены.

Евгений Ларин: Но, тем не менее, нам известно имя первого профессионального актёра. Это был Георгий Соколов.

Елизавета Тютюнникова: Действительно. О его первых шагах нам известно не так много — только то, что он родился в Оренбурге в 1847 году. С 1872 года он выступает в европейской части страны как профессиональный актёр, а потом он приезжает в Сибирь, но не сразу в Ново-Николаевск — его ещё тогда не было.

У нас в городе он появляется позднее, примерно в 1898 году. За этот год мы, по крайней мере, находим упоминание о том, что первая профессиональная труппа Георгия Соколова репетирует на сцене первой железнодорожной школы, той, которая стояла на улице Владимировской.

Евгений Ларин: На станции Обь. Нужно сказать, что имя Георгия Соколова было очень значимо на первых порах театральной жизни нашего города. Его труппа выступала и в коммерческом собрании, на сцене нынешнего театра «Красный факел».

Елизавета Тютюнникова: Его труппа действительно внесла весомый вклад. Конечно, в этой труппе профессионалами были не все. С Соколовым в разные годы было несколько сподвижников, в газетах мы можем встретить разные имена. И подчёркивается, что частью труппы под руководством Соколова продолжали быть всё те же любители.

И действительно, эта труппа за свою историю передислоцировалась очень много раз. У нас не было стационарного театра, по сути, до 1920-х годов. Театральные сцены то появлялись, то исчезали, то перемещались. Если проследить, как перемещалась труппа Соколова по городу, можно понять, что с театральными подмостками была проблема.

Евгений Ларин: Из материалов Цыплакова известен состав труппы Соколова уже при советской власти. В ней, например, состоял характерный актёр-герой-бытовик, актёр — тенор оперы, актёр — баритон оперы, пианист, хормейстер-репетитор и так далее. То есть состав смешанный: и драматические актёры, и певцы были.

Елизавета Тютюнникова: Это характерная особенность. Театры на первых порах были смешанными. В 1920-х годах появилась Сибгосопера. И были и опера, и оперетта, и драматический театр — всё было соединено. Когда в посёлке, в городе не было ещё никакого театра, заводить какой-то специализированный театр, наверное, было преждевременно. Поэтому наши первые театры старались максимально вобрать в себя все жанры. Потом они развивались. Можно увидеть, как от нашего ТЮЗа отделяется театр кукол.

IMG_2069_tn.JPG
Евгений Ларин и Елизавета Тютюнникова. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Мы уже немного забежали вперёд. Но, тем не менее, ещё в 1902 году в центральном журнале «Театр и искусство» была заметка о том, что минувший театральный сезон прошёл в Ново-Николаевске очень оживлённо.

Далее перечисляется целый ряд постановок, среди которых «Жидовка», «Горькая судьбина» Писемского, «Блестящая партия», «Роковой шаг», «Князь серебряный» — довольно внушительный список спектаклей. Всё это где-то нужно было представлять. Где развлекало почтеннейшую публику театральное сообщество нашего города?

Елизавета Тютюнникова: В 1907 году был открыт театр-ресторан «Луна» в бывшем помещении общественного собрания. Какое-то время там шли театральные постановки, но потом театр переквалифицировался. Там стали показывать больше кинофильмов, кинотеатр получил название «Косморама». Любили у нас такие названия, как сад «Альгамбра», например. Сложное для русского языка слово.

Евгений Ларин: Но новосибирцы его уже знают, потому что недавно на площади Кондратюка разбили сквер, который назвали так же — «Альгамбра». В начале прошлого века сад «Альгамбра» находился на той стороне улицы Нарымской, где детский сад. А современный сквер появился на противоположной стороне Нарымской. Так что слово «Альгамбра» мы теперь знаем.

Елизавета Тютюнникова: Новосибирцы стараются не забывать историю!

Евгений Ларин: Да, это очень приятно. Что представлял собой, собственно, театр в саду «Альгамбра», который был очень популярным у горожан?

Елизавета Тютюнникова: На первых порах это была летняя сцена. Построена она была для артистки Вяльцевой, которая должна была приехать в наш город. И она действительно приехала. Это была прекрасная сцена-ракушка.

После того как Вяльцева уехала, сценой продолжили пользоваться. На ней показывали театральные постановки как самодеятельные, так и профессиональные театры, такие, как труппа Соколова. И очень скоро там было построено помещение для зимнего театра.

Евгений Ларин: Это был театр «Яр»?

Елизавета Тютюнникова: Да, это был именно он. Если мы посмотрим ново-николаевские газеты, то даже по названиям театров мы можем понять, что жизнь действительно бурлила. Упоминаются театры «Яр», «Луна» или «Косморама».

После 1913 года зрителей приглашают уже в коммерческий клуб. Это здание, которое нам сейчас известно как театр «Красный факел». А в годы Первой мировой войны единственной театральной сценой нашего города становится зал Городской думы, который находился на втором этаже современного краеведческого музея, тогда — городского торгового корпуса. Все остальные помещения, в том числе и здание «Красного факела», были отданы под нужды эвакуированных госпиталей.

Евгений Ларин: Прежде чем мы начнём говорить об истории каждого театра в отдельности, хочется понять вот что. Изначально театр в России, по крайней мере, до революции, был искусством более возвышенным, чем цирк и кино. То есть менее понятным простому человеку — рабочему, крестьянину.

А так как власть у нас поменялась, пришла власть рабочих и крестьян, нужно было, наверное, приблизить театральное искусство к массовому пониманию, сделать его более балаганным? Как это происходило? Кто этим занимался у нас в городе? Эта задача, наверное, была политического толка?

Елизавета Тютюнникова: Я бы не сказала, что политики целенаправленно принимали какие-то постановления, что театр должен измениться. Была жёсткая цензура, постоянно искали бывших дворян, выявляли контрреволюционную деятельность. Новых советских пьес ещё почти не было.

На появившийся у нас первый стационарный театр, которому выделили отдельное здание — Сибгосоперу, буквально через два сезона работы в городе обрушился шквал газетной критики за подписями якобы пролетариев и простых рабочих. Сибгосоперу они обвиняли в том, что она очень сложна для их понимания, что этот театр обслуживает нэпманскую публику. Сложно представить, что простой рабочий напишет такие тексты.

Был целый ряд таких статей, очень острых. В них писали, что из-за того, что город содержит Сибгосоперу, у нас не остаётся денег на драматический театр, на цирк. После ряда таких негативных замечаний театр отправляют в длительные гастроли.

Евгений Ларин: А что это был за театр? В самом деле оперный?

Елизавета Тютюнникова: Это был синтетический театр. Он был образован ещё в Омске. Это был омский театр оперы и балета. После того, как Новосибирск становится центром Сибирского края, вышло постановление о том, что омский театр делят на две части: балетная труппа остаётся в Омске, а оперная часть переезжает в Новосибирск и становится Сибгостеатром. Балетной труппы у нас не было, но Сибгосопера давала оперу, оперетту и небольшие драматические постановки.

IMG_8702(1).jpg
Строительство оперного театра. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: То есть это зародыш новосибирского театра как такового? А всходы были в виде разных театров?

Елизавета Тютюнникова: По большому счёту, да. Сибгосопера была театром высочайшего класса. Практически половину труппы составляли мастера, которые учились в Москве и Санкт-Петербурге. Они, конечно, не были самоучками. Это были люди с громкими именами.

И хотя в 1928 году стали появляться негативные статьи, тем не менее, здание Дома науки и культуры, которое мы сегодня знаем как театр оперы и балета, строили как раз для Сибгостеатра. А до того как театр отправили на гастроли, он располагался в здании коммерческого клуба — «Красного факела».

Евгений Ларин: Коль скоро мы заговорили о театре «Красный факел», давайте продолжим. Мы знаем, что этот театр родился не в Новосибирске, а в Одессе. Как он оказался здесь? Довольно далековато даже для передвижного театра.

Елизавета Тютюнникова: История говорит о том, что одесской театральной труппе было обещано, что после нескольких сезонов гастролей им выделят помещение для театра. Правда, им обещали столичный город — Москву или Ленинград. Но сложилось так, что им предоставили помещение в Новосибирске. Поэтому к нам приехала не вся труппа, а только её часть — для некоторых актёров выбор между Ленинградом и Новосибирском был не в пользу Новосибирска.

Евгений Ларин: Потом он станет очевидным!

Елизавета Тютюнникова: Да! Труппа приехала недоформированной, и здесь довольно быстро уже из местных сибирских артистов она была доформирована.

Евгений Ларин: Возможно, это были артисты, которые служили и в Сибгосопере?

Елизавета Тютюнникова: Конечно! Получилось так, что в 1932 году Сибгостеатр отправили в официальные длительные гастроли. Они должны были гастролировать больше года и проехать почти по всем Советам. И в этом же 1932 году в здание коммерческого клуба заезжает театр, который мы теперь знаем как «Красный факел».

Планировалось, что в течение года гастролей будет закончен Дом науки и культуры. Оперная труппа должна была въехать в новое здание. Но через год здание не было построено.

Евгений Ларин: И через два, и через три...

Елизавета Тютюнникова: В 1935 году вообще было принято решение, что это будет не Дом науки и культуры, а более классический театр. Проект полностью переделывали. Поэтому Сибгосопера, уже два года проколесив по стране, возвращается в Новосибирск и понимает, что им въезжать некуда. В их здании уже два года живёт «Красный факел».

Новое помещение им не выделили, а ожидать ещё неизвестное количество лет труппа не могла. Естественно, она была самостоятельно расформирована, артисты просто пошли искать себе новую работу.

Евгений Ларин: Как приняли у нас театр «Красный факел»? Известно, какой постановкой они открыли свой первый сезон?

Елизавета Тютюнникова: Первой сыгранной в нашем городе постановкой была постановка Василия Фёдорова «Гоп-ля, мы живём!» по пьесе Эрнста Толлера. Спектакль прошёл 1 ноября 1932 года. У нас даже сохранилась одна фотография с этой постановки, которую, конечно, хранят в театре.

Евгений Ларин: Эрнст Толлер был революционером, антифашистом и, если я не ошибаюсь, возглавлял Баварскую советскую республику после революции в Германии в 1918 году. Наш человек, революционный!

Мы видим, что в начале 1930-х годов идёт активное театральное строительство, создание новых театров. К 1930 году относится появление театра юного зрителя. История его создания любопытна. В 1929 году новосибирские пионеры, почти как новгородцы призывали на княжение варягов, призвали ленинградских театральных деятелей помочь создать театр для детей. Наши узы с Ленинградом уже тогда проявлялись. А началось это ещё тогда, когда петербургские инженеры-путейцы приехали к нам строить мост. И ленинградцы откликнулись!

Елизавета Тютюнникова: Ленинградцы действительно откликнулись. Приехало пять человек — Мокшанов, директор будущего театра, а также две супружеские пары. Они заселились в гостиницу и начали с поиска помещения для себя.

Евгений Ларин: Как создавать театр с нуля? Это непросто, наверное?

Елизавета Тютюнникова: Они были самыми настоящими подвижниками. Энергичные, уверенные в том, что у них получится. Конечно, поддержка со стороны населения была большая. Здание быстро нашлось. Это было здание клуба «Молодые ленинцы», которое ещё не так давно все знали как кинотеатр «Пионер», а сейчас его передали театру Афанасьева. Мы все ждём, когда закончится его реконструкция. Первые годы наш театр юного зрителя находился именно в этом здании. Премьера состоялась в 1930 году, это был спектакль «Тимошкин рудник».

Евгений Ларин: Известно, почему выбрали именно эту пьесу?

Елизавета Тютюнникова: Содержание спектакля революционное. Он о молодом человеке, который наравне со взрослыми действует в изменяющейся ситуации. Конечно, после революции такая тематика ещё долгое время была актуальна. Театр юного зрителя был первым театром для детей не только в Новосибирске, но и вообще в Сибири. К 1930 году начали осознавать, что для детей нужно делать отдельные постановки.

Евгений Ларин: И театр для детей сделали в первую очередь!

Елизавета Тютюнникова: Да. Он до сих пор у нас является единственным театром, который ориентирован именно на детско-юношескую аудиторию. Хотя в последние годы он немного повзрослел.

У нас есть ещё театр кукол, который, по большому счёту, есть детище театра юного зрителя. Он возник внутри ТЮЗа, часть труппы отпочковалась, ушла в кукольную жизнь. Просуществовав два года как часть труппы театра юного зрителя, которая ставила кукольные спектакли, она смогла добиться статуса отдельного театра — театра кукол.

Евгений Ларин: До того как заселиться в новое, специально построенное здание, в знаменитый «парусник», где сейчас находится театр «Глобус», долгое время ТЮЗ ведь находился в Доме Ленина, где сегодня камерный зал филармонии?

Елизавета Тютюнникова: Да, действительно. Переезд в Дом Ленина был связан с новым этапом жизни ТЮЗа. В это время в театр приходит несколько актрис-травести, таких, как известная нам сейчас Зоя Фёдоровна Булгакова, Агаронова, Афонина.

И впервые в этот 1935 год, в год переезда ТЮЗа в Дом Ленина, был поставлен спектакль не просто для детей, а для малышей. Спектакль, рассчитанный на самых маленьких. Это была сказка «Конёк-горбунок». Потом были «Синяя птица» и другие сказки.

Это был этап, когда ТЮЗ стал ориентироваться не только на школьников и подростков, но и на малышей. И, конечно, на новой сцене было более свободно, более комфортно. Она была больше, чем в старом здании.

Евгений Ларин: Недавно я слышал, что возникли споры насчёт даты основания театра музыкальной комедии (ныне музыкального театра). Оказывается, он несколько старше, чем мы думали. С чем это связано?

Елизавета Тютюнникова: Это не то чтобы споры. Дело в том, что театр музкомедии, который мы знаем сегодня, действительно был сформирован 65 лет назад. В прошлом году театр отмечал эту дату. Это так. Но до этого в Новосибирске тоже был музыкальный театр, который просто уехал из нашего города, труппа была расформирована.

Прямой преемственности у театра музыкальной комедии с тем театром нет, но, тем не менее, мы можем сказать, что музыкальная комедия сама по себе была известна нашему городе и раньше. В 1945 году в «Советской Сибири» была опубликована заметка, что весной этого года наш театр музыкальной комедии будет отмечать свою первую годовщину, то есть он работал с 1944 года. Сохранилась фотография, которая прилагалась к статье, в подписи к ней мы можем прочитать имена первых актёров: Виноградов, Волкова, Волков, Бахурин.

Евгений Ларин: Если «Красный факел» изначально создавался как стационарный театр, а потом на целых 11 лет стал передвижным, то нынешний «Старый дом» сразу был передвижным театром, более того — колхозно-совхозным передвижным театром.

Елизавета Тютюнникова: В 1930-е годы было такое направление. По всей стране создаётся огромное количество передвижных театров, которые должны были мотивировать колхозников, поднимать уровень жизни и культуры сельского человека.

Интересны воспоминания самих актёров, которые ездили по сёлам. Они писали, что работать было очень сложно, потому что крестьяне, колхозники неохотно шли на спектакли. С работы их не отпускали. То есть колхозник должен был отработать рабочий день, а в сезон уборки он заканчивался около 10 часов вечера. Спектакли показывали с 11 до 12 часов, иногда до часу ночи.

Соответственно, у крестьянина, который 12 часов отпахал в поле, был выбор: или пойти посмотреть спектакль, или поспать на два часа дольше. Их просто заставляли ходить на эти постановки. Актёры писали, что их ставят в такие условия, что театр получался из-под палки.

Наверняка были и субботние, и воскресные спектакли. Но воспоминания о том, что по ночам после страды крестьян собирают и силком заставляют идти в театр, для меня по-новому открыли реалии, в которых приходилось жить актёрам передвижных театров. Кстати, наш передвижной театр интересен тем, что он, говорят, единственный передвижной театр, который в середине 1930-х годов не расформировали, а дали ему собственную сцену.

Евгений Ларин: Да ещё какую, в каком доме!

Елизавета Тютюнникова: Здание действительно историческое, это памятник — одна из первых крячковских школ. Сегодня театр «Старый дом» известен горожанам в первую очередь тем, что на его сцене не боятся экспериментов. У них есть ночные спектакли, постановки начинающих актёров, которым дают себя пробовать в качестве режиссёров.

Есть любопытная деталь. Именно в этом здании бывшей крячковской школы после революции располагалась экспериментально-опытная показательная школа имени Ломоносова. В нашей области таких школ было всего три.

Это была школа, которую сейчас мы могли бы сравнить с методом Монтессори. Там находились дети разных возрастов, у них не было педагогов. Видимо, какой-то педагог у них всё-таки был, но подчёркивалось, что не учителя им передают информацию, а что они учатся друг у друга. При этой школе существовал собственный огород, на котором дети сами выращивали овощи, и они потом шли в столовую на обеды. При школе даже существовали ясли.

Евгений Ларин: Дух эксперимента в этом здании царил изначально?

Елизавета Тютюнникова: Именно так! Действительно, как будто стены передали свою энергетику. И сейчас актёры продолжают ею напитываться и передавать её нам.

Евгений Ларин: И вот ещё что интересно. Известно название первой постановки «Старого дома», драматического театра, которая состоялась 1 октября 1933 года. Она называлась «Прорыв в любви».

Елизавета Тютюнникова: Прорыв в экспериментах у них начался!

IMG_2088_tn.JPG
Елизавета Тютюнникова. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: В театральной жизни, и вообще в культурной жизни города, безусловно, интересен период военных лет. Мы знаем, что в Новосибирск из европейской части страны эвакуировали не только заводы, не только промышленные и оборонные предприятия вместе с их работниками, но и театры, и другие творческие коллективы. И в эвакуации артисты не сидели без дела, они выступали, давали представления. Чьё творчество стало доступно новосибирцам во время войны?

Елизавета Тютюнникова: Общей характерной чертой военного времени было то, что наши новосибирские театры в это время уступают место прославленным театрам и в то же время становятся либо их филиалами, либо просто уезжают в другие города, полностью уступая приезжим театрам своё место работы. Даже было предписание, что они должны были оставить для эвакуированных свои квартиры с мебелью.

Евгений Ларин: Наверное, не всем это нравилось?

Елизавета Тютюнникова: Я уверена, что это нравилось не всем. По-разному реагировали на такие постановления, но, тем не менее, большинство откликнулись. Из театров в Новосибирск приехали ленинградский Театр имени Пушкина, новый ТЮЗ, Ленинградская филармония, о которой наверняка многие слышали, Минский еврейский театр.

Приехал и Ленинградский театральный институт. Во время войны он проводил наборы, и некоторые из новосибирцев начинали обучение там. Кто-то потом уезжал в Ленинград, кто-то продолжал обучение в заочной форме. Во время войны была возможность получать образование в Ленинградском театральном институте.

Евгений Ларин: Примечательно то, что в Новосибирске одним из символов окончания войны стало открытие театра.

Елизавета Тютюнникова: Да, театр оперы и балета открылся всего через три дня после объявления Победы. Стройка шла очень долго. Открытие театра планировалось в августе 1941 года, но началась война, и его, естественно, отложили.

Театр открыли 12 мая 1945 года оперой «Иван Сусанин». Наверное, в семье почти каждого горожанина есть история о том, кто из его родственников был на этой постановке. Весь город старался туда сходить. По воспоминаниям моей бабушки, они старались всем коллективом с работы сходить вообще на любую постановку в оперный. Если не на саму премьеру, то на последующие показы. И хоть по одному разу, но увидеть все спектакли, которые тогда давали в театре оперы и балета.

Евгений Ларин: Мне встречались воспоминания очевидца, которому удалось там побывать 12 мая 1945 года. Он говорит, что там не то что яблоку было негде упасть, а люди даже на улице стояли, пытаясь уловить отзвуки музыки. И когда зазвучала финальная часть — «Славься!», весь зал встал и все пели хором. Это было что-то потрясающее! Мы, наверное, таких премьер не видели.

Елизавета Тютюнникова: Конечно, нам сейчас сложно понять, какие чувства переполняли людей после Победы. А прошло всего лишь три дня. Для всех людей это было символом того, что началась мирная жизнь. Всё будет хорошо!

Главные новости из жизни нашего города — подписывайтесь на нашу группу в Одноклассниках.

Что происходит

Ускоренные электрички запустят из Новосибирска на майских праздниках

Полигоны будут бесплатно принимать мусор с субботника до 5 мая

С беглых преступников взыскали миллион рублей в Новосибирске

605 отцов в декрете насчитали в Новосибирской области

Глава городского департамента ЖКХ покидает свой пост

О рекордах в синхронном плавании слушайте в прямом эфире Горволны

Спрос на жетоны существенно сократился в метро Новосибирска

Набрать ещё 50 тысяч: до конца зелёного голосования осталась неделя

Афиша Новосибирска: куда сходить во вторник, 23 апреля

Главные преимущества Новосибирска назвал мэр Максим Кудрявцев

В День манула смотрим на милейшие фотографии из новосибирского зоопарка

Показать ещё