Страшную болезнь хорошеньких женщин научились лечить новосибирские врачи

Страшную болезнь хорошеньких женщин научились лечить новосибирские врачи

Смертельное аутоиммунное заболевание, поражающее чаще всего миловидных девушек, называется системной красной волчанкой. 50 лет назад пятилетняя выживаемость пациентов с таким диагнозом не превышала 5%. Сейчас картина кардинально изменилась, и врачи научились лечить заболевание. Кто находится в группе риска, какие факторы способствуют развитию волчанки, и какие симптомы категорически нельзя игнорировать — на эти и другие вопросы «Новосибирских новостей» ответил кандидат медици...

Лариса Сокольникова

— Максим Александрович, что такое системная красная волчанка (СКВ)?

— Это аутоиммунное заболевание, которое может поразить любой орган человеческого организма. Обусловлено это тем, что в результате некоторых процессов в организме формируются аутоиммунные антитела, которые его повреждают. То есть иммунная система начинает работать против самого человека. Именно поэтому волчанка многоформна и многообразна. И хотя у неё есть определённые постоянные симптомы, у каждого пациента она протекает по-своему.

— Можно ли нарисовать портрет пациента с волчанкой? Есть ли у пациентов какие-то общие признаки?

— Волчанка — это болезнь молодых женщин. На пять женщин-пациенток приходится только один пациент-мужчина. К сожалению, на этом явные отличительные признаки заканчиваются, но есть ряд предположительных признаков, которые выделяет медицинское сообщество.

В первую очередь это повышенная врождённая чувствительность к солнцу. Таким людям, как правило, неприятно находиться под открытым солнечным светом, и они не любят жару. Волчанка вообще достаточно часто проявляется после долгого пребывания под солнцем, например, на отдыхе. Однако солнце ни в коем случае не является причиной СКВ, только катализатором.

Другой отличительный признак — среди пациенток с волчанкой часто встречается ярко выраженный женский фенотип. То есть это то, что называется очень женственной внешностью, и это также связано с большим функциональным уровнем эстрогена. Также стоит отметить, что женщины с тёмной кожей, в том числе негроидной расы, болеют волчанкой чаще и тяжелее.

— Какие факторы способствуют проявлению заболевания?

— К сожалению, нет никакой зависимости от образа жизни или пищевых привычек. Очень значимый влияющий фактор — это воздействие солнца. И, конечно, использование гормональных контрацептивов. Абсолютно точно доказано, что их применение повышает риск возникновения СКВ, и для ревматолога это будет тревожным знаком. Всем пациенткам с красной волчанкой категорически противопоказан данный вид контроля за беременностью.

Также на возникновение волчанки может повлиять приём ряда препаратов для контроля за нарушениями сердечного ритма и ряд противоинфекционных препаратов. К счастью, эти препараты используют редко, и в целом лекарственная волчанка тоже достаточно редкое явление.

— На какие характерные симптомы человеку обязательно нужно обратить внимание?

— Для волчанки характерно яркое начало болезни, которое сопровождается рядом симптомов. Во-первых, это характерное покраснение кожи на лице, по форме похожее на бабочку. Во-вторых, повышение температуры тела вплоть до 39 градусов, достаточно интенсивная лихорадка.

Очень частый синдром — это артриты: припухлость локтевых и коленных суставов, фаланги стопы, скованность по утрам. На какой-то момент может нарушаться функциональность человека, способность к физическим нагрузкам, к полноценной работе. Также это отёки на лице или на ногах, почечная недостаточность, сердечная недостаточность.

Иногда волчанка начинается с непонятного тромбоза вен ног или бёдер: сосудистые сеточки на ногах или банальный варикоз. К счастью, все эти симптомы быстро купируются после начала лечения глюкокортикоидами. Пациентка, которой назначили лекарство, может через 2-3 дня вернуться в нормальное состояние. #SHOWMORE__295847#

— Почему женщины болеют чаще мужчин? С чем это связано?

— Среди пациентов мужчины встречаются довольно редко, хотя болезнь протекает у них тяжелее. В целом в ревматологии достаточно много болезней, которые принято считать мужскими или женскими, и, как правило, это связывается с гормонами. В организме каждого человека есть и мужские, и женские гормоны, основная разница в их соотношении.

Гормональная теория очень хорошо объясняет многие механизмы протекания болезни, но не все. Поэтому нельзя сказать, что только гормоны определяют, является болезнь «женской» или «мужской», есть и другие факторы. Но абсолютно точно можно сказать, что гормоны в этом участвуют.

— Сколько пациентов зарегистрировано сейчас в Новосибирске и области? Как меняется это число каждый год?

— В Новосибирске официально зарегистрировано 500 пациентов, которые так или иначе фигурируют в сводках по обращению. Это очень близко к среднему показателю по России. В целом число пациентов стабильно, что типично для многих заболеваний в ревматологии. Если говорить о мировой статистике, то, к счастью, СКВ — достаточно редкое заболевание. Принято считать что оно встречается в 40-50 случаях на 100 000 человек.

— Как давно диагностируют и лечат СКВ?

— Исходя из исторических документов, можно с уверенностью сказать, что волчанка преследует человечество с самого момента его зарождения. В нашей стране первое отделение, специализирующееся на пациентах с красной волчанкой, открыли в 1958 году на базе института ревматизма (ныне институт ревматологии). Его возглавила прекрасный врач, академик Валентина Александровна Насонова. Именно её можно назвать основоположницей систематического лечения СКВ в России.

— Как вы сказали ранее, лечением СКВ в России занимаются с конца 1950-х годов. А как изменился подход к лечению с тех времён?

— В конце 50-х годов, когда было организовано первое специализированное отделение, в него поступили 40 самых тяжёлых пациентов со всей страны. В течение одного года 38 из них умерло. Тогда не существовало методов диагностики и лечения, поэтому заболевание в целом считалось не поддающимся лечению. С тех пор всё кардинально изменилось. Сейчас пятилетняя выживаемость пациента составляет 95%. В самом начале пути это соотношение было обратным, то есть 95% пациентов погибали.

В арсенале врачей того времени не было никаких эффективных средств терапии. Всё кардинально изменилось с появлением глюкокортикоидов. Американский профессор Филип Хенч впервые в мире успешно применил их для лечения СКВ в 1958 году. В нашей стране эти препараты стали применять в начале 60-х годов. И примерно десять лет потребовалось для полной отработки процесса.

Как только для лечения волчанки стали применяться глюкокортикоиды, всё пошло на лад, значительно повысились продолжительность и качество жизни пациентов. Конечно, у некоторых людей до сих пор существует определённый скепсис в отношении такой терапии, ведь она часто вызывает побочные эффекты, такие, как набор веса. Но стоит понимать, что альтернативы нет и что польза намного превышает все побочные эффекты.

— К какому врачу нужно обратиться при таких симптомах? К узкому специалисту? Или терапевт тоже может распознать неизлечимый недуг?

— Чаще всего пациент с признаками волчанки ещё не знает о том, какое конкретно заболевание у него проявилось. К тому же симптомы часто проявляются выборочно, и поэтому неспециалист, вероятнее всего, не сможет понять, что это признаки именно волчанки. Поэтому при первых симптомах обычно обращаются к терапевту, так как волчанка часто начинается с высокой температуры.

Если первый проявившийся синдром — это характерная «бабочка» на коже лица, то пациент идёт к дерматологу. При тромбозе вен пациент идёт к сосудистому хирургу. Независимо от того, к какому именно специалисту обратился пациент, всегда срабатывает принцип маршрутизации. Если терапевт замечает у пациента отёки, то он направит пациента к нефрологу.

Чаще всего пациенты не обращаются напрямую к ревматологу, и ревматолог выступает в качестве второй линии обороны. Терапевт, хирург или нефролог понимают, что речь идёт об СКВ, и уже после этого отправляют пациента к ревматологу. Это абсолютно нормальная ситуация. Стоит помнить, что ревматолог — это узкий специалист, и нас сравнительно немного.

Если говорить про Новосибирск, то у нас не возникает ситуаций, когда специалисты первого контакта не распознают волчанку и не направляют пациента к ревматологу. Волчанка является хорошо изученным заболеванием с ярким набором симптомов, поэтому не стоит беспокоиться, что врачи не сумеют её выявить и отправить пациента к профильному специалисту.

— Какими принципами руководствуется ревматолог при ведении пациентов с СКВ?

— Международные организации, занимающиеся ревматологией и конкретно волчанкой, выпустили специальный документ, отражающий принципы ведения пациентов с СКВ. И можно выделить четыре основных принципа.

Первый — это доверие. Ведение СКВ должно быть основано на согласованных решениях врача и пациента. Задача пациента — понимать, разделять и очень тщательно следовать этой стратегии. Мы можем контролировать поведение пациента в стационаре, но поведение пациента на амбулаторном этапе зависит только от него самого. Пациент должен на 100% соблюдать все рекомендации врача, не пропускать приём лекарств.

Второй — это открытость. Врач должен донести до пациента главную задачу лечения: увеличить продолжительность жизни. Нам нужно, чтобы человек не терял свою социальную активность, чтобы он ходил на работу, мог завести семью и детей. #SHOWMORE__304769#

Третий — это мультидисциплинарный подход. Хотя ревматолог и специализируется на лечении волчанки, он не может работать в одиночку. Это всегда командная работа. Если у пациента нефрит (воспаление почек), то мы привлекаем нефролога. Если серьёзно страдает сердечно-сосудистая система, то мы приглашаем кардиолога. Если пациентка хочет завести детей, то мы привлекаем гинеколога, чтобы подобрать специальный режим вынашивания и кормления. Многие препараты, которые мы применяем, плохо влияют на плод, но благодаря совместной работе мы можем обеспечить рождение здорового ребёнка.

Четвёртый — это контакт на всю жизнь. Нужно чётко сказать пациенту, что предстоит долгий совместный путь. Тогда будут долгая счастливая жизнь, семья, работа и социальная активность в полном объёме.

И напоследок я хочу развеять миф о том, что волчанка — это неконтролируемая болезнь, которая точно приведёт к смерти. Да, это тяжёлая и потенциально смертельная болезнь, но в настоящий момент мы научились бороться с ней и обеспечивать пациенту долгую жизнь. Сейчас стыдно для системы здравоохранения, когда молодая женщина умирает от волчанки.

Выбор редакции