Переписка в интернете требует быстроты, простоты и ясности. Но главное отличие виртуального общения – это возможность выступать анонимно и выражаться, как заблагорассудится. Возможно именно поэтому в интернете сформировалась довольно странная с точки зрения лингвиста культура общения. Убьют ли социальные сети русский язык? На этот вопрос в рамках цикла публичных лекций попыталась ответить зав.кафедрой филологии НГТУ, лингвист Галина Мандрикова.
Интернет – это не просто место для общения, это особая культура или даже субкультура. У пользователей есть своя социальная иерархия, считает Галина Мандрикова. По степени профессионализма они бывают чайниками, юзерами, висельниками, программерами, сисадмины, геймеры, хакеры, кракеры и пр. Список достаточно внушительный. Кроме этого, у них есть свой сленг, своя мифология и суеверия, свой пантеон великих, а также свой богатейший фольклор. Как только стало возможным писать комментарии к новостям и статьям на сайтах, вести блоги, ЖЖ, общаться в чатах и социальных сетях (т.е. всячески проявлять себя как языковую личность), сразу выяснилось, что безграмотность речи никак не связана с интернетом. «Если вы пользуетесь интернетом, чтобы писать статьи, новости, комментировать интересные публикации, общаться с такими же, как вы, пользователями, то ошибки могут быть – случайные или намеренные. Либо языковая игра. Если вы хотите что-то другое, то зайдите на другой ресурс, блог, чат. И там будет то, что так страшно – сквернословие, неграмотность, отсутствие пунктуации. Тогда возникает последний вопрос: а какой язык в интернете вам нужен? - спрашивает лингвист и тут же отвечает. - Какой хотите, такой и нужен!» С тех пор, как интернет стал полем деятельности человека, люди пережили несколько культурно-языковых потрясений. Во-первых, это «язык падонков» или «олбанский» язык. Сколько было криков и шуму – спасайте русский язык, мы гибнем духовно… Ну и где сейчас этот ваш «превед медвед»? Там же, где и любой жаргон. «Это детская болезнь левизны в коммунизме, как писал Владимир Ильич Ленин, если его еще кто-нибудь помнит. Надо пережить некоторое увлечение, которое проходит, а люди либо придумывают что-то другое, либо начинают общаться нормально», - уверена Галина Мандрикова. Второе потрясение лингвист Максим Кронгауз назвал «русский язык на грани нервного срыва». Это когда люди увидели, какой он на самом деле, русский язык. Кого-то это ужаснуло, а кого-то нет. Когда мы начинаем сетовать, что же происходит с языком, мы должны понимать, что ровно то же самое, что происходит с ним вообще в жизни. Ведь в социальных сетях не инопланетяне пишут. Третье потрясение – это возможность анонимного выступления. Прикрывшись каким угодно ником и аватаром, можно выступать от лица любого человека. Ты можешь быть кем угодно. И можешь выступать с любой языковой позиции. Ты можешь писать матом, потому что тебя все достало, но можешь выражаться изысканно и красиво. Языковая креативность в этом случае – это один из способов самовыражения. Она предполагает языковую игру, эксперименты со знаками, смайликами и т.д. По ее словам, люди самовыражаются, и слава Богу. «Но как специалист, который занимается психолингвистикой, хочу сказать: товарищи, человек никогда не говорит ничего просто так. Никогда не говорит что-то, что его бы не выдало. Есть такое понятие – «языковая одежда». Начните говорить – и о вас все станет понятно. Какое у вас образование, чем вы занимаетесь, кто ваши друзья и родители, каковы ваши приоритеты», - объяснила лингвист. Именно в комментариях сразу видна культура дискуссии, степень грамотности, степень толерантности, способность принимать чужие мнения, способность выражаться. Кстати, ругаться тоже надо уметь. Кто умеет ругаться, тот использует литературный язык, кто не умеет, то, как правило, «…удалено модератором». Есть люди, которые живут в социальных сетях постоянно. Если ты постоянно находишься в этом пространстве среди этих мыслей и фраз, то писать надо просто, быстро и понятно. Соответственно, и в голове что-то будет меняться. «Мы есть то, что мы едим. Мы есть то, на каком языке говорим». Как правило, человек использует слова, которые в данный момент ему кажутся наиболее точными. Если вы выражаетесь витиевато не для человека, на которого хотите произвести впечатление, а для себя, значит, ваше душевное состояние требует такого выражения. Если вы выражаетесь матом, когда прищемили палец дверью – это тоже вполне понятно. Но если человек все время говорит на языке Эллочки Людоедки, можно подозревать, что он так мыслит. Когда мы видим кого-то, кто разговаривает с помощью интернет–сленегизмов, то это либо какой-нибудь крутой пиарщик, либо литературный редактор, которого все на работе достало, либо это тот, кто по-другому не умеет думать. С одной стороны, нельзя сказать, что социальные сети развивают культуру письма, но с другой стороны, нельзя сказать, что они ее убили. Сейчас социальные сети дают возможность найти одноклассников, родственников, сообщить им, как у тебя дела, спросить, как у них. Выразить свое мнение, сформулировать мысль. Это развивает письменную речь? Разумеется, развивает. Но вот здесь можно сделать акцент на культуре письма. И тогда вывод ясен – социальные сети убили культуру письма. Но кроме этого, они убивают и потребность в настоящем общении, считает Галина Мандрикова. Конечно, интернет-словечки войдут в русский язык. И это нормально. Жизнь берет свое. Язык развивается, что-то в нем меняется, он становится немного другим. Ну и что? Фактически, язык интернета – это устно-разговорная машинопись, и выражать какие-то эмоции можно с помощью знаков препинания. Два-три восклицательных знака, четыре вопросительных, письмо БОЛЬШИМИ БУКВАМИ, смайлики, О_О, ГЫГЫГЫ и прочее. Но со временем мусор отфильтруется, да и жизненная необходимость экономии речевых усилий сделает свое незлобное дело.
Фото adhard.ru