Недавно новосибирские татары из села Юрт-Ора Колыванского района предложили установить в их деревне памятник встречи казаков с местными жителями. По словам юрт-оровцев, 300 лет назад русские первопроходцы встретились с сибирскими татарами - предками жителей деревни. В новосибирском аэропорту «Толмачево» установлена 15-тонная скульптурная композиция в честь Ермака. И на вопрос: кто завоевал Сибирь, любой старшеклассник ответит: Ермак! Но Ермак Тимофеевич «со товарищи» дальше Тюменской области не ходил – это знает любой учитель истории.
Почему же так живуч лубок про Ермака? Просто, понятно, удобно. Правда, есть факты, которые противоречат и этому утверждению. Например, в Новосибирской области деревня Рогалево подозревается в том, что основана в 1577 году, а дата рождения поселка Кирза вообще замахивается на 1460 год. Если помнить, что Ермак завоевал Тюменскую область (то есть Сибирское царство) в 1585 году, получается, что первопроходцы-колонизаторы двигались на Восток вдоль Телеутской землицы задолго до того, как Ермак явил им свой воодушевляющий пример. Кто же объяснит авторам скульптурной композиции «Покорение Сибири» (Лондонский скульптор Юнус Сафардиар – прим. «НН»), посвященной Ермаку в аэропорту «Толмачево», что данный исторический персонаж на самом деле не имеет отношения к прошлому Новосибирской области? Пользуясь случаем, расскажу неканонический, хотя и, на мой взгляд, самый правдоподобный вариант знаменитого сюжета из истории Тюменской области. Дело было в 1582 году. Уральские олигархи Строгановы снарядили банду наемников во главе с атаманом Ермаком, имевшем репутацию «ненасытного кровопийцы» (Миллер), для одной из своих обычных карательных операций на севере. Царь Иван Грозный, когда узнал об этом мероприятии, сильно осерчал. В грамоте от 16 ноября 1582 г. он писал Строгановым: «послали вы из острогов своих волжских атаманов и казаков Ермака с товарищи воевати вотяки и вогуличи… сентября в 1 день, а в тот же день собрався Пелымский князь … и наших людей побили… И то зделалось вашею изменою: вы вогулич и вотяков и пелынцев от нашего жалованья отвели, и их задирали и войною на них приходили, да тем задором с Сибирским салтаном ссорили нас, а волжских атаманов, к себе призвав, воров, наняли в свои остроги… А те атаманы и казаки преж того ссорили нас с Ногайскою ордою, послов нагайских на Волге на перевозех побивали, … и им было вины свои покрыти тем, что было нашу Пермскую землю оберегать, и они зделали с вами вместе… как на Волге чинили и воровали». Искаженное гневом лицо Ивана Грозного, вероятно, стояло перед глазами Строгановых, когда они читали эти строки. Как мы видим, царь был категорически против новых завоеваний – удержать бы имеющиеся. В связи с этим очевидно, что не Строгоновы, а атаман Ермак, в полном соответствии со своей нелестной характеристикой, самовольно изменил маршрут, провернув свой отряд с севера на юг, где ждала более богатая добыча. Дальнейшие события подтверждают вероятность того хода событий. Изгнав из города Сибир «салтана» Кучума, атаман Ермак решил сам царствовать, о чем и уведомил Ивана Грозного, отправив напрямую в Кремль официальное посольство. В «беседе» с Иваном Кольцо, руководителем этой «иностранной» делегации, московскому государю удалось убедить последнего, что Ермак «не прав». Видимо, вернувшимся казакам удалось донести эту мысль до своего атамана, и Ермак перестал мечтать об основании новой династии. Вот собственно, и вся история того, как Ермак «покорил Сибирь», если не считать драматической развязки, забравшей жизнь криминального авторитета русского средневековья. Недавно мусульманская организация одного из татарских сел в Новосибирской области обратились к властям с предложением увековечить событие, которые имело место во время русской колонизации этих мест. По версии авторов обращения, казаки-первопроходцы высадились на берег и первые, кого они встретили, были представители местного племени Цаттыр – их деревня Юрт-Ор до сих пор живет и здравствует. Результатом дружественной встречи стал Чаусский острог (современная Колывань на Оби), 300-летие которого будет отмечаться в этом году. Причем, обращение лидера деревенских мусульман, если верить СМИ, содержит предложение увековечить факт исторической встречи местных «татар» и русских пришельцев как акт мусульманского гостеприимства. Во всяком случае, в планируемом мемориале предусмотрено строительство мечети. На мой взгляд, предложенный проект абсолютно отвечает духу лубков из современных учебников по истории. Ведь никто не знает, какую религию исповедовали исторические Чаты (так русские звали хозяев страны Цаттыр). Среди историков, например, распространено мнение, что в рассматриваемый период они были тенгрианами, то есть язычниками. Другое дело, знакомы ли с этой информацией потомки Чатов? Ведь они, поди, как и все мы, читали учебники истории, где говорится, что Сибирское царство было мусульманской страной. Как тут догадаешься, что речь идет о Тюменской области, которую от Новосибирской области отделяет огромное даже по сибирским меркам расстояние? (Посмотрел в интернете: по автотрассе от Новосибирска до Тюмени ехать 1300 км). Кроме того, масштаб и значение описываемой встречи у села Юрт-Ор сильно сужается, если все-таки не забывать, что Чаусский острог строился не на пустом месте – до него там стояла деревня Анисимова. Черт возьми! Много ли жителей НСО интересуются историей родных мест? Кого удивит, что в 1713 году, когда был заложен Чаусский острог, русские деревни в этих местах уже не считались редкостью? Например, про поселок Передовой, говорят, что он был основан еще в 1625 году, а деревни Малый и Большой Оеш, были построены, соответственно, в 1692 и в 1693 годах. В соседнем Мошковском районе в 1695 году будущий строитель самого первого царского острога на территории области (крепость на реке Умреве) Алексей Кругликов основал пахотную заимку – ныне село Кругликово. Примерно в это же время на левом берегу реки Обь рядом с конным бродом была построена русская торговая миссия, названная Никольским погостом – предтеча современного Новосибирска. Если бы интерес к краеведению у нас с вами воспитывался с детства, то место и время встречи двух цивилизацией на территории региона уже было бы определено, и там стоял бы здоровенный обелиск, вокруг которого каждый год устраивался бы праздник. Шутки-шутками, но страна Цаттыр на территории современной Новосибирской области охватывала, как минимум, Новосибирский, Мошковский, Колыванский районы – получается, именно Чаты когда-то впустил к себе пришельцев из Московии, чтобы созидать вместе с ними будущую Новосибирскую область? Что мы знаем об этом народе? По какой причине исторические Чаты были лояльны к северным пришельцам? А может быть, нам уже давно надо бы поставить памятник этому народу, да не в каком-то отдельно взятом селе, а в центре Новосибирска? С другой стороны, как быть с первопроходцами-колонистами? Ведь их память так же нуждается в увековечении. Единственная проблема – непонятно, кому ставить памятники. Оказывается, Чаты были, а «русских»-то не было! Любой историк вам скажет, что жители Московского государства до учреждения Российской империи в 1721 году называли себя «православными», «царевыми людьми», как угодно, но только не «русскими». Например, знаменитая «Скифийская история», увидевшая свет в начале 18 века, не знает словосочетания «русский народ». Ее автор, стольник А.Лызлов, рассказывает о современном ему населении Московского государства, деля его на «москву» и «россианы». Получается, в 15-17 веках за Урал прибывал не «русский народ», как мы привыкли считать, а разноплеменные группы с Камы, Волги, Дона или Днепра? Ведь многие из них не знали русского языка. Не понимал же русский язык Иван Сусанин? Если понимал, то почему тогда родственники нашего русского национального героя, подавая челобитную царице, платили толмачу за перевод с костромского на российский «государев» язык? Видимо, не будет большой натяжкой сказать, что потомки первых крестьян-колонистов в Сибири стали «русскими», уже будучи сибиряками, причем в четвертом-пятом колене. Непонятно только, почему эта же участь не постигла коренные национальности Сибири? Те же юрт-орские татары до сих пор считают себя Чатами – это как если бы жители старых сибирских деревень продолжали называть себя Кривичами, Вятичами или той же Костромой. Эти и многие другие вопросы остаются без ответов, потому что отгорожены от нас лубком школьных учебников, чтобы, не дай Бог, мы не перессорились. Вдруг Чаты, Бараба, Теленгуты потребуют вернуть им исконные территории Новосибирской области? А у них, в свою очередь, начнут требовать свои земли потомки Джунгар – монголы, а у тех – китайцы, которые вполне серьезно рисуют на школьных атласах просторы Китая до Уральских гор, так как считают, например, ту же Новосибирскую область исконно китайской территорией. Вот к чему приводит знание истории! Так не проще ли обходить национальные вопросы? Говорят, в Америке изучают произведения Толстого по комиксам. Смотрит человек картинки, читает пояснения – и готово. Потом его спросят, знаком ли он с творчеством великого писателя, а он ответит «да». Так же, как американские школьники изучают «Анну Каренину», так и мы, жители Сибири, знакомимся в школах с собственной историей. - Кто завоевал Сибирь? Также на сайте «Новосибирские новости»:
Композиция "Покорение Сибири" в новосибирском аэропорту "Толмачево". Фото shalomanov.blogspot.com
Ермак. Литография из книги «Краткая сибирская летопись (Кунгурская) со 154 рисунками» СПб., 1880 г.
Литография из книги «Краткая сибирская летопись (Кунгурская) со 154 рисунками» СПб., 1880 г.
В.Суриков "Покорение Сибири Ермаком" Фото gkaf.narod.ru
- Ермак!
- Садись, «пять»!
Сибирские татары хотят увековечить память о встрече с русскими первопроходцами