Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Жертва эпохи: что архитектор Владимир Тейтель построил в Новосибирске

Главным архитектором Новосибирска с 1932 по 1935 год был выпускник ленинградской академии художеств имени Репина Владимир Тейтель. В эту должность он вступил, когда ему исполнилось 29 лет. Впереди его ждали не только грандиозные проекты растущего мегаполиса, но и репрессивные жернова эпохи. Дважды архитектора арестовывали. Его не расстреляли и не отправили в лагеря на 20 лет без права переписки, но после освобождения он прожил лишь четыре года. Что удалось сделать самому молодому главному архитектору Новосибирска, какие здания и объекты и сейчас радуют глаз горожан, выяснили «Новосибирские новости».

Лариса Сокольникова
Лариса Сокольникова
08:13, 18 мая 2022

Владимир Тейтель не оставил дневников и мемуаров, о нём мы узнаём из немногочисленных источников — архивных документов, воспоминаний современников и от коллег. По словам смотрителя музея архитектуры имени С. Баландина в НГУАДИ Сергея Филонова, каждый новосибирец много раз в жизни видел объекты, построенные по проектам Владимира Тейтеля. Так, гуляя по Первомайскому скверу и глядя на фонтан-каскад, мы порой и не задумываемся, кто же автор. На Красном проспекте находятся здания, которые переделывал Тейтель. На улице Станиславского расположены монументальные жилые дома, созданные по его проектам.

Владимир Михайлович Тейтель окончил академию художеств имени Репина в Ленинграде в 1929 году. Сначала работал в Томске в проектном бюро «Кузнецкстроя» под руководством великого Андрея Крячкова, а затем переехал в Новосибирск.

Тейтеля дважды арестовали. Первый раз — в 1936 году. Тогда архитектор провёл в тюрьме полгода. Его обвиняли в злоупотреблении служебным положением в корыстных целях, но доказательств вины не нашли. Второй раз — в 1938 году. Владимиру Тейтелю грозило 20 лет заключения за шпионаж, но опять же органам не удалось доказать вину арестованного, и через два с половиной года он вышел на свободу. 

Тейтель2.jpg
Владимир Тейтель. Фото: книга «Советский неоклассицизм в архитектуре Новосибирска» Ивана Невзгодина

После освобождения работал в кооперативном товариществе «Художник». Владимира Тейтеля не расстреляли и не отправили в лагеря на 20 лет. Но всё равно после освобождения прожил он недолго — умер в 1945 году в возрасте 42 лет от болезни сердца. Немногочисленные биографы считают, что смертельный недуг у архитектора развился в тюрьме. Похоронили Тейтеля в Новосибирске, но место погребения неизвестно.

Сергей Филонов напомнил, что Тейтель работал в тот период, когда стилистика в архитектуре менялась с конструктивизма в сталинский ампир. «Тейтеля можно назвать жертвой эпохи. Ведь период его творчества занял всего 15 лет. К сожалению, он не успел создать своей манеры. Как Крячков, например. Или Масленников», — добавил Филонов.

Исследователь биографии Тейтеля, новосибирский архитектор Владимир Пивкин, сообщил в своей книге, что, перебравшись из Томска в Новосибирск, Владимир Михайлович до декабря 1931 года работал архитектором архитектурно-проектного подотдела завода «Сибкомбайн». После сокращения штата его пригласили на должность городского архитектора в горкомхоз.

Жил Тейтель в доме по адресу Октябрьская, 40. Он знал несколько иностранных языков — немецкий, французский и латышский. В юности окончил Ленинградскую лётную школу, а в Новосибирске состоял на воинском учёте в военкомате Октябрьского райсовета.

 

Красный проспект, 13 («Сибстройпуть»)

Жилой дом «Сибстройпути» на Красном проспекте, 13 был построен по проекту архитектора И. Т. Воронова в начале 1930-х годов. Реконструировали его в середине 1930-х годов. Первоначальный вид дома с гладкими стенами уже в процессе строительства усложнили по фасадам рустованными пилястрами, карнизными тягами, обрамлениями окон в виде пилястр и карнизов. Проект декорирования разработал Тейтель. По словам Сергея Филонова, часть старых домов центральной части Ново-Николаевка снесли, а часть перестроили.

«Как правило, до переделки это были максимально декорированные здания. Если бы они сохранили свой первоначальный вид, то сейчас это была бы жемчужина Новосибирска. Декор и рельефность заделали тяжеловесными элементами, типичными для того периода», — добавил он.

Аэроклуб на Крылова, 24

Специфическое здание первого в Новосибирске авиаклуба построено в 1934 году. Памятник истории и архитектуры. Хотя уже наметился перелом стилей в архитектуре, конструктивизм ещё жил в головах, и архитекторы так и проектировали. По словам Сергея Филонова, аэроклуб — это всё-таки постконструктивизм. В своём декоративном оформлении здание отразило смену архитектурно-художественных принципов в середине 1930-х годов.

«На тот момент Тейтель уже несколько лет проработал в Сибири, осваивая региональную специфику. Ему удалось вписаться в идею столицы Сибири. Наш город крылатый, город авиации и лётчиков. Его первый объект связан с авиацией, и он объединил в себя авангард и классику», — пояснил эксперт. Кстати, сейчас в здании работает региональное отделение ДОСААФ РФ, Новосибирский авиационно-спортивный клуб и Музей авиации им. А.И. Покрышкина.

Красный проспект, 1 («Запсибзолото»)

Административное здание треста «Запсибзолото» на Красном проспекте, 1 построили в 1930-1932 гг. по проекту архитектора А. И. Боброва. В 1936 году его реконструировали по проекту Тейтеля. В итоге здание получило новое декоративное убранство в духе стилизованного классицизма.

«Это здание было конструктивистским. Скульптор Надольский сделал барельефы и лепнину. Лопатки кронштейны, лепнина сделали здание мягче. Плюс цветовое решение с контрастными элементами. Фасад стал рельефным. Это и называется постконструктивизм», — пояснил Сергей Филонов.

По его словам, когда конструктивизм стал неугоден партийному руководству, перед архитекторами поставили задачу изменить внешний вид авангардных зданий в соответствии с принципами «сталинского ампира» (или неоклассицизма). Голые лопатки превращали в пилястры с капителями, делали рустовку, барельефы, лепнину. Пристраивали верхний аттиковый этаж.

Все эти переделанные объекты в целом выглядит неплохо, но специалист видит, что первоначальный замысел изменён. Все авангардные здания, по сути своей, были индивидуальны, у каждого была своя концепция. Поэтому переделка выглядит, как перешитая одежда.

Конструктивизм — это не просто стиль, это идеология, которая пришла с Запада. Она принесла перестройку быта, социальных отношений, жизни в целом. Авангард — это идеология мировой революции, «переработка человеческого материала». Авангард сменили на неоклассицизм — дореволюционный стиль. А поскольку у трудового народа дома с колоннами ассоциативно были связаны с эксплуататорами, то требовалось подчёркивать их пролетарскость, близость к народу с помощью барельефов, лепнины.

Первомайский сквер с фонтаном

В начале 1930-х гг Тейтель разрабатывает проект Первомайского сквера и большого фонтана для него. История с фонтаном известна многим. Запустили его в 1935 году. Но заработал он не сразу. Были проблемы с герметичностью чаши, вода уходила, размывала фундамент. Этот вопрос решить удалось. Однако неудача с фонтаном могла стать одним из поводов для ареста архитектора. Тогда, в 1936 году, его арестовали в первый раз.

Сергей Филонов считает, что фонтан-каскад в Первомайском сквере не совсем уместен. «Он был бы хорош в классическом саду, а здесь это точечная застройка, объект потерянный. Ему не хватает огромного парка в стилистике барокко или классицизма, искусственных гротов, плюща, винограда, арок и руин. А он, по сути, стоит просто на тротуаре. Это была эпоха, когда архитекторы, в том числе Тейтель, должны были производить суррогаты. Проектировать и строить красивые здания и фонтаны в окружении хаоса деревни», — пояснил Филонов.

В этом году группа архитекторов разработала проект реконструкции Первомайского сквера. По словам одного из разработчиков проекта, Александры Архиповой, новая концепция благоустройства касается восстановления первоначального замысла архитектора Тейтеля. Все основные пешеходные маршруты сохранят, особое внимание уделят фонтанам — их приведут в порядок, отремонтируют инженерную начинку, украсят цветниками. На площадке, где раньше стоял стеклянный павильон кафе «Сказка», планируют поставить памятный знак или стелу, посвящённую Владимиру Тейтелю.

Дом Ленина

Один из знаковых объектов Тейтеля — это переделка Дома Ленина. Филонов считает, что это первый советский концептуальный объект, от которого пошла вся новосибирская архитектура. Генплан 1925 года делали от Дома Ленина. Он был базовым зданием для города.

В основу лёг миф о том, что из тела Ленина родилась советская цивилизация. Ленин воспринимался как божество, убитое врагами, из которого возникает новая цивилизация. Тогда люди мыслили архаическими категориями. И традиционными русскими понятиями. 

В Ново-Николаевске подхватили идею московского мавзолея и захотели иметь собственный памятник любимому вождю. Первоначально Дом Ленина, построенный сразу после смерти вождя, внешне напоминал мавзолей на Красной площади. Этот стиль называется революционный романтизм.

В начале 1940-х годов Тейтелю поставили задачу переделать памятник под классику, поскольку здание на тот момент уже несколько лет занимал ТЮЗ. В итоге получилось то, что мы имеем сейчас — полная утрата мемориального характера здания.

«Тейтель убрал все напоминания о мавзолее, переделал ревромантику в сталинский ампир. Подчеркну, что примеров таких переделок немного. Конструктивизм и старорежимную архитектуру не жалко. Но чтобы памятник Ленину переделать — это знаковое событие. И даже мистическое. Манифест отхода от левацких идей. Реконструкцию завершили в 1944 году. В то же время в эксплуатацию ввели оперный театр», — добавил Филонов.

dom_lenina.jpg
Фото: Мария Козлова, nsknews.info

Дом «Сибметаллстроя» на Станиславского, 7

Владимир Тейтель попал в коллектив, который занимался проектированием целого города на левом берегу города-сада. Жилой дом соцгорода «Сибметаллстроя» по улице Станиславского, 7 (ул. Пархоменко, 10) совместно проектировали архитекторы Тейтель и Баранский. Построили дом в 1940 году.

Дом с разновысотными объёмами занимает угол на пересечении двух улиц и закрывает строчную застройку соцгорода, проект которого разработали в МВТУ и исправили в «Новосибирскстрое» в духе стилистики немецкого архитектора Эрнста Мая. Этот монументальный дом и сегодня впечатляет своей парадностью, удивляет композицией и геометрией. Такие дома строили для начальников, передовиков производства, партработников. 

Серей Филонов подчеркнул, что использование разновысотных объёмов характерно для того времени. Углы здания обрабатывали эркерами или лоджиями. В декоре использовали колонны, лопатки. Если их декорировали, то получались пилястры. По словам Филонова, Крячков отмечал, что вариант, в котором участвовал Тейтель, композиционно лучше, в нём меньше декоративных деталей, которые портят вид.

Тейтель участвовал в проектировании комплекса зданий для завода «Сибсельмаш», работал в одной команде с Виталием Масленниковым, который проектировал вместе с Крячковым 100-квартирный дом.

Крячков в своей предсмертной статье писал, что Новосибирск остался недоделанным. Отдельные здания весьма хороши, но не оформлено окружение, все они разбросаны. Не образуют ансамбля, потому что возникает дисгармония, им приходится противостоять хаосу большой деревни.

Жилой дом на Станиславского, 3

В проектировании этого жилого дома принимал участие Владимир Тейтель. Это характерный образец многоквартирного дома начала 40-х годов прошлого столетия и один из первых многоэтажных домов в левобережной промышленной части города, демонстрирующей отход от идей конструктивизма в сторону классики. Построили его в 1941 году.

Исследователи архитектуры называют это архитектурно-стилистическое направление «индустриальным романтизмом». Его отличает монументальность, схематичные ордерные элементы — мощные карнизы, аттики, парапеты, балконы, широкие вертикальные лопатки-пилястры на два-три этажа, а иногда и на всю высоту фасадов, русты, симметричные, центрированные и асимметричные композиции с углов.

Что происходит

Коллекцию крошечных старичков представили в Музее на Набережной

Если вы пропустили: новый мэр, испытания самолёта и официант-робот

«Вещдок: папка с эскизами»: выставка узника ГУЛАГа в краеведческом музее

День комфортного голосования: волонтёры помогли выбрать парки в офлайне

Театр «Красный факел» смешал все жанры музыки в «Ромео и Джульетте»

Автобус для раненых передал на СВО новосибирский муниципальный перевозчик

Новосибирец требует полмиллиона за ожоги в аварии на Петропавловской

Парк для всех возрастов: как может преобразиться Сосновый бор

30 лет заксобранию: депутаты приняли поздравления от губернатора

Заезд для семей участников СВО стартовал в центре «Морской залив»

Фантастические инсталляции создал в стенах музея скульптор Сафардиар

Показать ещё