Тренер тхэквондо Владислав Митрофанов побывал в гостях «Вечернего разговора о жизни замечательных новосибирцев» вместе со своими дочерями. В эфире радио «Городская волна» (101,4 FM) Митрофановы рассказали о том, чему учат тхэквондо и спортивные поражения, насколько тяжело быть тренером и отцом одновременно, за что можно любить Новосибирск и легко ли воспитывать четырёх дочерей-спортсменок.
Регина Крутоус: Здравствуйте! С вами Регина Крутоус и «Вечерний разговор о жизни замечательных новосибирцев». Каждый вторник к нам в студию приходят люди, которые своими делами и достижениями внесли наиболее заметный вклад в развитие нашего города и сделали его лучше, известнее и добрее.
И сегодня у нас в гостях — тренер отделения тхэквондо Новосибирского центра высшего спортивного мастерства (НЦВСМ) Владислав Митрофанов. Он пришел не один, а с двумя дочерями: Екатериной и Анастасией, чемпионками различных турниров по тхэквондо.
Досье: Владислав Митрофанов родился в 1971-м году в Казахстане, городе Алма-Ате. Окончил Новосибирский государственный педагогический университет. Имеет высшую квалификационную категорию. Тренером-преподавателем работает с 1993 года. Его воспитанники неоднократно являлись призёрами и победителями первенств и Чемпионатов Новосибирской области, России, Европы и мира. Женат, четверо детей.

Регина Крутоус: Екатерина, Анастасия, несколько месяцев назад вы вернулись из Челябинска. Екатерина с золотом, Анастасия — с серебром. Эти победы были ожидаемы?
Екатерина Митрофанова: На самом деле на этот турнир мы ездили больше для себя, чтобы оценить свои наработки, что-то новое прочувствовать. Посмотреть, какие есть провалы. Да, это турнир хорошего уровня. Там соревнуются девчонки российского уровня — это соперницы, которых мы встретим и на Чемпионате России.
Это было очень интересно, и мы никогда не обнадёживаем себя, и никогда не едем на соревнования с уверенностью, что будем первыми. Работаем по ситуации и стремимся к победе. Поэтому если говорить, что это было ожидаемо — мы бы так не сказали, просто выполнили по максимуму все задачи, которые перед собой ставили, и всё сложилось.
Анастасия Митрофанова: Я полностью согласна с Екатериной. Но у Екатерины получилось выполнить все свои задачи, а у меня что-то пошло не так. Точнее я увидела все свои ошибки, и в дальнейшем планирую их корректировать и исправить на более важных соревнованиях.
Регина Крутоус: Сколько медалей в вашей копилке?
Екатерина Митрофанова: Сложно сказать, потому что мы начали заниматься с раннего детства. И с десяти лет уже начали выступать. Сначала — на соревнованиях местного уровня, потом — всероссийские, международные старты. Для фотографий надеваем их, тяжело все медали сразу нести. Очень сложно по числу сказать, но около 50-ти точно.
Анастасия Митрофанова: Также все стеллажи дома заполнены кубками.

Регина Крутоус: Как настраиваетесь на победу, и как вам в этом помогает тренер, ваш папа Владислав Митрофанов?
Анастасия Митрофанова: Наш папа-тренер всё время настраивает нас на кураж, весёлое настроение. «Не нужно думать именно о конечном результате — всегда нужно думать о том, чтобы сделать какие-то наработки».
Екатерина Митрофанова: И в первую очередь мы стараемся получать удовольствие от поединка, соревнований, атмосферы. Мы занимаемся любимым делом, и делаем всё, чтобы этим наслаждаться.
Регина Крутоус: Владислав Владимирович, вы являетесь тренером не только Екатерины, но также и других чемпионов. Скольких вы уже вырастили? Кем особенно гордитесь?

Владислав Митрофанов: Через меня прошло очень много ребят. Где-то это были спортсмены, которых готовил лично я, где-то — заслуга всего клуба и школ, в которых они состоят.
Но вообще нашим первым лидером была Бородина Людмила, которая именно на международных турнирах выиграла Кубок мира. Это первая спортсменка из клуба боевых искусств «Мангуста».
А потом появились и другие спортсмены, когда мы начали работать со спортивными школами и НЦВСМ. И здесь пошли результаты уже более продуманные, спланированные — это Сергей Дозорцев, Станислав Хмелевский, в частности, мой брат. Почему мне стало просто секундировать своих дочерей? Потому что я уже тренировался на родном брате, за которого я даже больше переживал, чем за дочерей. Это те спортсмены, которые дали яркие результаты.
Появились новые звёзды, которые сейчас подрастают. Есть у нас перспективные ребята. Например, Емелькин Максим — это молодой спортсмен, юниор, который уже в своей копилке имеет несколько побед на российском уровне, выиграл первенство Европы, и буквально недавно в Тунисе взял лицензию на юношескую Олимпиаду.
Владислав Митрофанов: Считаю, что самое главное — это поддерживать своего ребенка во всём. Особенно когда у него что-то не получается.

Регина Крутоус: Если говорить о спортивных целях: чего вы хотите добиться в ближайшее время и в долгосрочной перспективе?
Екатерина Митрофанова: Мы цели себе ставим постепенно. И сейчас настраиваемся на Чемпионат России, который будет в декабре. На протяжении года у нас проходит вся подготовка, плавно подводим себя к этому старту, чтобы там уже попасть в сборную и представлять страну на Чемпионате мира.
Анастасия Митрофанова: А для меня сейчас основная ступень — Россия среди молодёжи, то есть юниоры до 21 года. Для меня главное — правильно подойти к подготовке, и получить наивысший результат на этих соревнованиях.
Владислав Митрофанов: Хотелось бы ежегодно представлять страну нашими спортсменами на международных стартах — и неважно, какого уровня будут эти соревнования. Любой спортсмен хотел бы видеть себя на Олимпиаде. У нас олимпийский вид спорта, конечно, мы со своими лидерами пытаемся там быть. Для начала поставить целью участие, а если нам повезёт, если мы добьёмся такого результата — будем говорить о результате и о местах.
Регина Крутоус: Владислав Владимирович, с дочками — понятно, почему они выбрали этот вид спорта. Ведь такой пример перед глазами. А вы сами почему выбрали тхэквондо? Расскажите о своём спортивном пути?
Владислав Митрофанов: Тхэквондо — не знаю, наверное, воля случая. В шесть лет родители отдали меня в группу ОФП. В наше время большинство детей отдавали сначала туда, а потом уже тренеры отбирали по видам спорта.
Мне это очень нравилось, но прошло определённое время, и встал барьер — в зал не хотелось идти. Тренер мне сказал: «Глаза должны гореть. Без этого — никуда». Год занимался баскетболом, а в конце 1980-х началось повальное увлечение восточными единоборствами. И у нас в Нижней Ельцовке, в Советском районе, открылся клуб «Мангуста», в котором руководитель Попов Сергей Юрьевич начал тренировать. Набрал ребят и начал преподавать ушу.
Конечно, к тому ушу, которое сейчас есть у нас в Новосибирске, такого хорошего уровня, это не имело никакого отношения, но фанатизм был большой. Потом была армия, и, придя с армии, мне предложили тренироваться и самому тренировать в этом клубе. Начинали с ушу, а потом решили преподавать тхэквондо. На вопрос: «Что это такое?», нам сказали: «Научитесь!».
В 21 год я познакомился с тхэквондо. Потихоньку приобретали опыт, мастерство, и, тренируясь сами, и тренируя мелких ребятишек, пришли к такому результату, какой имеем сейчас.

Регина Крутоус: А какие свои главные спортивные достижения вы бы особо отметили?
Владислав Митрофанов: Именно в тхэквондо в своё время нас притормозил Сергей Юрьевич Попов. Когда мы выиграли Чемпионат СФО тренерским составом, и он сказал, что на соревнования поедут спортсмены, а не тренеры. Это, конечно, хорошо — стоять рядом с пьедесталом. Но именно своё достижение... В 44 года я сделал себе подарок: подготовился и выступил на ветеранском турнире, и выиграл его. Тогда и почувствовал кайф стояния на пьедестале, тем более — на высшей ступеньке.
Регина Крутоус: Всю жизнь вы занимаетесь спортом. А образование у вас педагогическое?
Владислав Митрофанов: Педагогическим оно стало, когда я начал преподавать и понял, что мне нужны новые навыки. А первое образование получил после восьмого класса, такое же, как и у отца. Он — мастер по холодильному делу при институте ядерной физики СО РАН. Соответственно, по его стопам я и пошёл, и получил профессию монтажника радиоаппаратуры и приборов в ПТУ, имею 4 и 3 разряды электрика.
Очень помогла армия: я сразу пошел в сержантскую школу, и уже увольнялся в запас старшим сержантом на должности старшины роты. Тогда понимал, что руководство людьми мне нравится. И когда мне предложили ещё и тренировать, то я не раздумывая согласился.
Регина Крутоус: Владислав Владимирович, а какой вы тренер? Подопечные вас боятся или считают другом?

Владислав Митрофанов: Для начала — должен быть авторитет. А панибратства, если мы хотим добиться результатов, быть не должно. Другой вопрос — мы развиваем не только спортсменов. У нас ещё есть клубное воспитание, совместное проведение различных мероприятий, занятия общими видами деятельности, не относящиеся к тхэквондо.
В частности, выходы в театры, новогодние праздники, капустники. То есть именно общение с ребятами. Но при этом панибратства не должно быть. Должна быть чёткая авторитарность. Но они тоже понимают, что помогать им я буду всегда.
Регина Крутоус: А тренировка дочек чем-то отличается? Другие спортсмены не ревнуют?
Владислав Митрофанов: Конечно, отличается. Я к ним более требователен. У нас с давних пор поставлена граница: на тренировках в зале мы — тхэквондисты, а сели в машину, доехали до дома — о тхэквондо мы не разговариваем.
Другие спортсмены наверняка ревнуют. Но всё равно стараешься всем время уделить. Долгое время тренировался, чтобы не видеть в них дочек, а прежде всего — спортменок. Потом да — после боя можно обнять, поцеловать и утешить.

Регина Крутоус: Владислав Владимирович, мне интересно, когда, например, Екатерина выходит на ковер, какие чувства испытывает отец Владислав Митрофанов? Ведь тхэквондо достаточно травматичный вид спорта, и упор там, насколько я осведомлена, делается на удары ногами.
Владислав Митрофанов: Моя задача была — поставить им такую технику, чтобы за них не переживать. Переживания должны быть до и после, а во время боя эмоций быть не должно.
Регина Крутоус: Екатерина и Анастасия! А все ваши сёстры занимаются тхэквондо?

Екатерина Митрофанова: Да, мы все занимаемся тхэквондо — Елизавета и Вероника. Елизавета с нами в старшей группе, также кандидат в мастера спорта. Вероника только пошла на тхэквондо и только начинает свой путь.
Регина Крутоус: А с какого возраста вы в тхэквондо?
Анастасия Митрофанова: Я с шести лет.
Екатерина Митрофанова: Меня стали брать на тренировки в четыре года. Как раз в это время родилась Елизавета, чтобы маме было полегче, ведь мне энергию нужно было куда-то девать.
Регина Крутоус: А почему, например, не плавание или не фигурное катание?
Владислав Митрофанов: У нас девочки начинали, мы пытались. Катю некуда было деть, и в четыре года я её взял на тренировку, она встала в строй и здесь и осталась. А средних дочерей, Елизавету и Анастасию, мы пытались изменить, отдавали их в спортивную аэробику, какое-то время они отзанимались, и были неплохие результаты. Но то ли клубная деятельность, то ли отношения внутри на это повлияли. И потихоньку-потихоньку они перебрались из одного зала в другой. И закрепились, остались здесь практически навсегда.
Регина Крутоус: Владислав Владимирович, я знаю, что вы родились в Казахстане, Алма-Ате, а как оказались в Новосибирске?
Владислав Митрофанов: Мои родители были шебутные. Тогда было модное поветрие — молодежные стройки, поэтому со мной годовалым родители сначала поехали в пески, строить молодой город Капчагай.
Детство у меня было беззаботным и счастливым. У нас очень активный папа. Он всегда участвовал в спортивной жизни, при заводах были и футбол, и лыжи. Всегда у нас была большая компания родственников — все праздники вместе отмечали. Также папа привил любовь к туризму и таскал меня везде. И далее я это привил своим ребятишкам.
Раз в год мы сплавляемся по Берди. Мне нравится автотуризм — по всей стране с маленькими детьми. С той же годовалой Вероникой ездили в Хабаровск, проходит пару лет — садимся и едем в Сочи. В принципе, всё время нахожусь в движении, не могу сидеть на месте.

Регина Крутоус: Кто сейчас входит в вашу семью?
Владислав Митрофанов: Вокруг нас очень много народу. Кроме родственников есть и близкие друзья. Например, вспомнить мой прошедший день рождения. Спрашивают: «Сколько у вас будет народу?» Если брать только семью — а друзей мы тоже считаем семьей — то минимум 30 человек набирается. То есть, если говорить расширенно — менее 60 человек у меня не бывает.
Регина Крутоус: Четыре дочери! Каково это — быть единственным мужчиной в семье?
Владислав Митрофанов: Замечательно! Тебя любят в четыре раза больше. Вообще, благодаря нашей маме с меня был снят такой груз, как необходимость следить за учёбой детей. Она им привила такую ответственность. Мне всегда было удивительно, как они, с такими физическими нагрузками, ещё и учатся без троек. Благодаря нашей маме девочки более ответственны, чем, наверное, папа.
Регина Крутоус: Владислав Владимирович, чему вас научили дочери?
Владислав Митрофанов: Самоотдаче и ответственности. Несмотря ни на что, они очень трудолюбивые. Таких детей я встречал очень мало. Если они поставили себе задачу — они это сделают.
Регина Крутоус: Ваш папа говорит, что этим качествам вы его научили. Как вы считаете?
Екатерина Митрофанова: У нас обмен энергиями. Когда-то они вложили это в нас. Мы с девочками иногда обсуждаем и удивляемся: откуда эти непоколебимые принципы, как они это сделали? И задаёмся вопросом — как же так сделать, чтобы и своих детей также воспитать?
Регина Крутоус: Это здорово, когда такое воспитание дают девочкам. Тяжело, наверное, разглядеть достойного молодого человека, когда есть такой пример перед глазами?
Анастасия Митрофанова: Это самое сложное, на самом деле. Всегда ищешь что-то похожее. И понимаешь, что тебе нужно, чтобы он был трудолюбивым, чтобы он смог за домом, также как папа, последить. Очень сложно найти именно мужчину. Потому что сейчас мальчики какие-то мягкотелые, что ли.

Владислав Митрофанов: Они всегда такие были. Ничего не меняется. Это так только кажется, девчонки! Мне повезло с нашей мамой. Когда мы познакомились, ей было 12, мне 14, и я понял тогда, что это «моё». Я её долго и упорно добивался. После армии я сделал очередное предложение, и она согласилась. А дальше всё совместно: роды принимали совместно, каждую дочь своими руками принимал и так далее, и тому подобное.

Регина Крутоус: Вы много ездите по миру, наверняка какой-то город сильно вас впечатлил. А никогда не думали переехать из Новосибирска?
Владислав Митрофанов: Мысли такой не было. Когда приехал в Новосибирск — сразу в него влюбился. Да, мне предлагали переехать, и за границу, и в другие ведущие российские города, но, не успев даже сесть в «Толмачево» в самолёт, меня сразу же начинает мучить ностальгия по дому.
Все-таки энергетически Новосибирск — это мой город. Тем более, даже в армии, когда я служил в Кремлёвском полку, мне предлагали остаться на сверхсрочную службу, предлагали в то время очень хорошие варианты с квартирой, но моё место было здесь.
Анастасия Митрофанова: Часто, когда ездишь по другим городам России, понимаешь, какой Новосибирск у нас красивый, как здесь всё хорошо и удобно. Никогда такого желания не возникало.
Екатерина Митрофанова: Посетили многие зарубежные города, во многих странах бывали. Везде есть свои проблемы, поэтому приезжаешь, и понимаешь, что всё в Новосибирске замечательно, хорошо живём!
Да, это здорово, что мы бываем в других городах, но погулял там, почувствовал атмосферу, и всё — пора домой. Я ещё не встретила ни одного города, ни одной страны, в которых мне хотелось бы остаться. Всегда тянет домой, в Новосибирск.
Блиц опрос с Владимиром Митрофановым:
— Ваш девиз?
— Позитив.
— Что вы считаете своим долгом?
— Патриотизм. Потому что мы часто с этим встречаемся на соревнованиях. И представлять свою страну достойно — это многого стоит.
— Чему учит тхэквондо?
— Как и любой вид спорта — дисциплине, усидчивости, работоспособности.
— А чему учат поражения?
— Поражения учат тому, что человек растёт, и учат стремиться исправлять ошибки. Тем самым человек становится лучше.
— Что бы вы посоветовали тем, кто опустил руки?
— Чтобы рядом был другой человек, который сможет поддержать этого человека.
— Вы считаете себя успешным человеком?
— Да.
— Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы быть успешным?
— Во всём видеть только хорошее.
— Что вы делаете хуже всего?
— Сложный вопрос. Чувствую, что я идеален.
— Ради чего вы бы бросили спортивную карьеру?
— Только ради семьи.
— Какую книгу вы можете перечитывать снова и снова?
— «Маленький принц», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать герой нашего времени?
— Честностью, в первую очередь — перед самим собой. Если это будет, то всё остальное будет сопутствовать. Ничего не поменялось. Могут меняться времена, а люди как были, так и есть — со знаком «плюс» и со знаком «минус». Они разные, и так и должно быть.
#Замечательные новосибирцы #Спорт #Семья #Интервью #Город в лицах #Городская волна