Несмотря на то, что Новосибирск стоит на большой реке, водный транспорт не включён в полной мере в систему пассажирских перевозок. Как интегрировать в неё речные трамвайчики, пойдут ли по Оби электроходы, где планируют новые причалы и возможно ли в нашем городе водное такси — «Новосибирским новостям» рассказали глава Ассоциации судовладельцев Западной Сибири Сергей Павлушкин и исполнительный директор компании «Речфлот» Антон Бочаров.
— Чем запомнилась навигация на Оби в Новосибирске в этом году?
Сергей Павлушкин: В 2024 году петербургская судоходная компания «Созвездие» перегнала северным морским путём до Оби трёхпалубный туристический теплоход «Северная сказка». В этом сезоне он дважды побывал в Новосибирске — в мае и июне. В наш город такое судно заходило впервые в истории. Его длина — 96 метров. В нём 110 номеров разного класса. Оно вмещает около 140 пассажиров.
К сожалению, такой корабль не может причалить к берегу Оби, наш причал на это не рассчитан. Так что экипажу приходилось останавливаться на реке, а пассажиров вывозить на сушу другим теплоходом. В 2025 году «Северная сказка» четыре раза зайдёт в Новосибирск. Туры на новый сезон уже продают. Теплоход пойдёт по Оби и Иртышу с заходом в Тобольск, Томск, Сургут, Ханты-Мансийск.
— Сколько пассажирских и прогулочных судов «Речфлота» сейчас ходят по Оби, планируется ли увеличение флота?
Сергей Павлушкин: У компании «Речфлот» пять теплоходов «Москва» и прогулочный теплоход ОМ-136. В 2025 году в качестве круизного теплохода запустят новую единицу под названием «Новосибирск». Сейчас судно находится на модернизации.
Антон Бочаров: Теплоход «Новосибирск» класса ОМ, который станет каютным туристическим лайнером, построили в 70-х годах. Сегодня его комплексной модернизацией занимается компания «Речсервис». На судне установят новые двигатели, полностью заменят внутренний салон. Обойдётся переделка в 50 миллионов рублей. На борту будет 12 кают на 40 человек. Поскольку туры рассчитаны на несколько дней, для пассажиров будет организовано полноценное питание.
Лайнер будет выполнять междугородние рейсы, пойдёт из Новосибирска до Барнаула и Бийска, Томска и Камня-на-Оби. Также на этом теплоходе планируем возобновить прогулки до Караканского бора.
— Как развиваются пассажирские перевозки по Оби? Наметили ли вы перспективные маршруты? Куда можно будет добраться на речном трамвайчике?
Антон Бочаров: Компания «Речфлот» выполняет социальные и коммерческие рейсы. В прошлом году запустили маршрут «Тихие Зори — Северо-Чемской — Речной вокзал». В утренние часы с левого берега новосибирцы едут на работу на правый, а вечером возвращаются назад. Несколько десятков пассажиров регулярно пользуются этой возможностью.
Сейчас на теплоходе с Речного вокзала также можно дойти до острова Кораблик, острова Кудряш, пристани Ягодной, Красного Яра, Бибихи и Седовой заимки. В перспективе в маршрутную сеть речных перевозок мы планируем включить 15 остановочных пунктов. Это поможет увязать в одну пассажирскую линию Михайловскую набережную и парк, который будет построен на Северо-Чемском жилмассиве, Краснообск, парк «Арена», жилые комплексы «Аквамарин», «Ясный берег», «Марсель», «Европейский берег», аквапарк и Заельцовский бор. Работа с региональным минтрансом в этом направлении идёт.
— Получается, что все расположенные на берегах Оби новые жилые комплексы войдут в маршрут водного пассажирского транспорта?
Сергей Павлушкин: У реки много новых ЖК, и у каждого из них может быть причал, чтобы у теплоходов была возможность сделать остановку. Но причал не может быть сам по себе, у него должна быть инфраструктура: парковки, остановки общественного транспорта, подходы и подъезды. Отклик по этому вопросу со стороны правительства и мэрии есть, важно теперь подвести под это нормативную базу и понять источники финансирования.
Антон Бочаров: Нет ничего сложного и сверхъестественного в том, чтобы построить причалы у жилых комплексов. Самое главное — чтобы область и город определились: если он стоит на Оби и претендует на столичность, то так или иначе в городскую культуру должна быть включена и река. И неважно — работает она полгода или год. Это должно быть.
Так на Оби может появиться такси. Вышел из дома в «Ясном береге», и тебе не надо ехать через мосты, вызвал водное такси — доехал до Речного или куда тебе надо. Возможно, сейчас это звучит как фантастика, но на самом деле это несложно.
Для этого должны быть комфортные для лодок причалы и удобные подходы к ним. Сейчас вдоль береговой линии строят множество жилых комплексов, в том числе планируется масштабное строительство по КРТ. Это проекты в районе Ини, Затона. Почему бы не предусмотреть и причалы? Добавьте в инфраструктуру КРТ ещё 20–30 миллионов на причал. Это же логично. Чтобы это произошло, нужно внести изменения в правила застройки. А это должен кто-то проговорить. А кто в законодательном собрании или в горсовете? Представителей от реки, к сожалению, нет. Некому об этом сказать. Необходимо изменить представления общества об Оби, чтобы интегрировать её в городскую культуру. Как только придёт осознание, что у нас есть река, все вопросы с водным пассажирским транспортом автоматически решатся.
— Как обстоят дела со строительством нового здания речного вокзала? Есть ли какие-то подвижки в этой теме?
Антон Бочаров: Все мы понимаем, что третьему городу в стране нужен хороший речной вокзал. Сейчас это деревянная избушка со встроенными кассами. Пассажиры ждут теплоход под солнцем, дождём, на ветру. Проектировщики нарисовали замечательный объект в форме улитки, вписанный в ландшафт Михайловской набережной. Новое здание повысит комфорт пассажиров и персонала и даже, возможно, поспособствует увеличению туристической привлекательности нашего города. Люди захотят приехать и посмотреть на такую необычную постройку.
Когда обсуждали реконструкцию набережной, то отмели вопрос о новом речном вокзале. Сейчас жители ЖК «Михайловский» приходят к нам и просят выключить объявления маршрутов, говорят, что уже всё выучили. Обещают написать петицию, чтобы вокзал убрали в другое место, потому что он им мешает. Мы готовы вложиться в строительство, но нужно, чтобы город выделил землю. Это участок площадью 1000 кв. метров напротив действующих касс. До реконструкции набережной он был зарезервирован под такой объект, но потом его включили в парковую зону.
В этом году произошло знаковое событие. Новый мэр Максим Кудрявцев вместе с заместителем губернатора Романом Теленчиновым провели рабочее совещание, посвящённое включению реки в городскую транспортную сеть, где определили перспективные точки роста. И сейчас мы продолжаем работать по намеченным планам. Посмотрим, что нам ответят в этот раз по поводу участка.
В 2018 году мы увидели программу развития городского транспорта до 2030 года, но речных перевозок в ней не оказалось. Тогда мы обратили на это внимание властей, присутствовали на профильных комиссиях, где обсуждали, включать ли водный транспорт в эту систему. Идею поддержали и в мэрии, и в минтрансе.
— Появятся ли в Новосибирске пассажирские суда на электрическом приводе — электроходы?
Сергей Павлушкин: Да, такие планы есть. Электроходы уже эксплуатируют в Москве, Красноярске, на Волге и на Каме. Это более современный, экологически и экономически более выгодный транспорт. Но для него необходима инфраструктура: причалы, зарядные станции. Учитывая ледовые условия Сибири, нужны места для безопасного отстоя. Коллеги в Красноярске отмечают, что зимой такие теплоходы надо поднимать на берег, чтобы льдом не раздавило тонкий корпус. Однако подъёмных устройств у нас в порту нет.
Сейчас строят электроход «Москва 2.0» с толщиной металла восемь миллиметров, и такое судно можно отстаивать в Затоне. По вместительности оно аналогично «Москве»: от 40 до 240 человек. Подойдёт для социальных и коммерческих пассажирских перевозок по реке, но не для круизных маршрутов. Стоить будет чуть больше 300 миллионов рублей.
— Когда-то по Оби ходили скоростные суда на подводных крыльях. Нет ли планов вернуть такой транспорт?
Сергей Павлушкин: Это были «Восходы». Из-за недостаточных глубин они не могли полноценно работать в навигацию. Их эксплуатация и сейчас экономически нецелесообразна.
— Если уж мы заговорили о нехватке глубины, то возникает вопрос: как решается эта проблема в сфере пассажирских перевозок?
Сергей Павлушкин: Во время навигации уровень воды зачастую падает. Тогда в дело вступают путейцы из федерального бюджетного учреждения «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей». Эта служба проводит дноуглубление, чтобы поддержать необходимые судам габариты и обеспечить безаварийную работу флота.
В этом году правительство Новосибирской области начало выделять финансирование на содержание пассажирской линии, и на остановке «Седова заимка» были выполнены дноуглубительные работы, что позволило судам комфортно причаливать. Это большое преимущество нынешней навигации. В прошлом году при низком уровне воды теплоходы не могли высаживать и забирать пассажиров в дачных посёлках.
Бибиха и Седова Заимка — это социально значимые маршруты, сложившиеся исторически. Уже несколько поколений дачников пользуются ими регулярно. Но проблемные точки требуют углубления дна. В 2025 году путейцы продолжат эту работу.
#Интервью #Транспорт #Развитие города #Город в движении #Городские финансы