Городская волна
Новосибирские
новости
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Разговор об истории: Несравненная, убийца голоса и вагон Колчака

23 августа на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывала экскурсовод Музея Железнодорожного района (отдел Музея Новосибирска) Ольга Добрынина.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
08:30, 28 августа 2024

«Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин: В том раю тишина бездыханна,

Только в куще сплетённых ветвей

Дивный голос твой, низкий и странный,

Славит бурю цыганских страстей.

(28 марта 1914 года.)

Есть мнение, что это стихотворение — заключительное из цикла «Кармен», отрывок из которого я сейчас прочёл, — Александр Блок посвятил певице Анастасии Вяльцевой. Но самом деле это, конечно, не так.

Ольга Добрынина: Да, совершенно верно!

Евгений Ларин: Это посвящение актрисе Любови Александровне Андреевой-Дельмас, которая играла Кармен, и Блок смотрел постановку несколько раз, и восхищался актрисой, и посвятил ей цикл стихов «Кармен», который закончил 28 марта 1914 года.

Анастасия Дмитриевна Вяльцева до этого дня уже не дожила, она умерла 4 февраля 1913 года.

Блок как будто действительно посвящал Вяльцевой стихи, но я так и не смог выяснить достоверно, какие именно. Потому что приписывают разное. И фрагмент, который я прочёл, вроде тоже подходит Вяльцевой.

Ольга Добрынина: Да, но, с другой стороны, не очень подходит. Голос низкий и странный «славит бурю цыганских страстей». Анастасия Вяльцева как раз не была певицей цыганских страстей. Она была певицей радости, певицей лёгкой фривольной любви.

KOM_8535_1.JPG
Ольга Добрынина. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Но цыганские песни она тоже пела, она даже выступала в этих широких цыганских костюмах.

Ольга Добрынина: Она, безусловно, исполняла цыганские песни, но эта блоковская строчка всё-таки больше подходит к Варе Паниной или Марии Каринской.

Евгений Ларин: Вообще с именем Вяльцевой связано очень большое количество довольно сомнительных фактов. Но, наверное, иначе и не могло быть. Вяльцева — легенда. И с ней всё так.

Ольга Добрынина: Более того, она часто сама о себе создавала легенды.

Евгений Ларин: Ольга Юрьевна, давайте для начала скажем несколько слов о самой Вяльцевой — тогда нам точно станет понятно, почему её визит в наш город и её выступление в Ново-Николаевске были настолько важны: об этом событии обычно пишут с особым трепетом и придыханием. В чём тут дело?

Ольга Добрынина: С особым трепетом и придыханием точно так же писали о визите Анастасии Вяльцевой в любой другой город. Но для нас, новосибирцев, бывших ново-николаевцев, это особенно важно. Сегодня нам трудно даже представить себе, насколько была велика слава этой женщины. 

Её называли Несравненной. В газетной статье достаточно было просто написать, мол, Несравненная выступала там-то и там-то, и всем становилось понятно, что речь шла об Анастасии Вяльцевой. 

Ещё её называли Чайкой русской эстрады и Золушкой, потому что она вышла из простой крестьянской семьи и добилась чрезвычайно многого.

Евгений Ларин: Афродита, вышедшая из пены прачечной — вот так ещё о ней писали.

Приезд Вяльцевой в Ново-Николаевск — событие поистине легендарное, и, как в любой легенде, здесь довольно трудно разобраться, что правда в ней, а что вымысел. Но мы сегодня всё-таки попробуем это сделать — определить, какие рассказы о Вяльцевой в Ново-Николаевске основаны на реальных событиях, а где эта реальность заканчивается и начинается вымысел.

Начнём с того, что не совсем понятно, когда именно Анастасия Дмитриевна была в Ново-Николаевске и сколько раз. Я сейчас намеренно свалю в одну кучу все те факты, которые можно получить, прочитав о Вяльцевой несколько материалов в интернете. Вот какая складывается картина.

Итак. В 1904-м или 1906 году Вяльцева ехала по Транссибу на Дальний восток к своему возлюбленному, раненому на Русско-японской войне — это могло быть в 1904 году. Она проезжает Ново-Николаевск, но не хочет выступать, потому что торопится. И её уговаривает выступить — кто? Будущий городской голова, купец Владимир Ипполитович Жернаков. Она соглашается. Но при этом обнаруживается, что выступать Вяльцевой негде. И тогда за одну ночь накануне выступления для неё строят сцену-ракушку в будущем саду «Альгамбра» — а это уже получается 1906 год. Потом её несут на руках то ли от вагона к сцене, то ли наоборот. И Вяльцева, растроганная всеми этими событиями, дарит жителям города граммофон. Вот это всё! Где здесь правда, а где вымысел? Давайте попробуем построить максимально (или хотя бы минимально) достоверную историю.

Ольга Добрынина: Думаю, что мы с вами попробуем построить хотя бы минимально достоверную историю. Давайте начнём с того, какой это был год — 1904-й или 1906-й.

Достоверно известно, что Вяльцева действительно отправлялась на Дальний Восток к своему раненому возлюбленному Василию Бискупскому. Тогда он ещё не был ей ни женихом, ни мужем. Их брак был практически невозможен в царской России, потому что он был дворянских кровей, он был конногвардейским офицером, а после Русско-японской войны он даже служил в охране Николая II. А она, как мы уже сказали, была из простой крестьянской семьи.

Тем не менее, когда она узнала о ранении своего возлюбленного, она отправилась к нему на Дальний Восток, чтобы за ним ухаживать. Сначала она обращалась в Красный Крест, чтобы ей помогли организовать медицинский поезд, однако ей в этом отказали. И тогда она организовала медицинский поезд на свои собственные деньги — уже тогда она была одной из самых богатых женщин в России и могла себе это позволить.

Евгений Ларин: Одна небольшая ремарка. Пишут, что за концерт она получала 20 тысяч рублей.

KOM_8664_1.JPG
Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Ольга Добрынина: Её граммофонная пластинка стоила 6 рублей, примерно так стоили в то время золотые часы.

Так вот, она на свои деньги собирает медицинский поезд и отправляется на Дальний Восток в качестве сестры милосердия. Более того, она расторгла для этого очень важный контракт.

Евгений Ларин: Полагаю, она ещё и неустойку заплатить должна была.

Ольга Добрынина: Исходя из всего этого я предполагаю, что в этот момент быть в Ново-Николаевске она не могла.

Евгений Ларин: Но ведь ей некуда было деваться! Проехать мимо нашего города по Транссибирской магистрали у неё точно не получилось бы.

Ольга Добрынина: Другого пути, конечно, не было. Но вряд ли она останавливалась бы в нашем городе. Тем более это был всё-таки медицинский поезд, вряд ли его останавливали бы с целью дать концерт.

Евгений Ларин: Таким образом, 1904 год мы отметаем?

Ольга Добрынина: Я считаю, что отметаем, потому что она торопилась к своему любимому. 

Представьте: сначала она узнала о том, что он ранен — пока эта весть до неё дошла. Потом она занималась организацией поезда, потом едет через всю Россию в Маньчжурию — это страшно далеко! 

И поэтому, я думаю, она торопилась и, конечно же, нигде не останавливалась.

Евгений Ларин: Получается, август 1906 года — эту дату мы принимаем как наиболее правдоподобную.

Ольга Добрынина: Совершенно с вами согласна.

Дело в том, что свои гастрольные туры Анастасия Вяльцева начинает как раз ещё в 1904 году, но эти гастроли проходят, в основном, по центральной и южной России. Она посещает очень много городов — и Киев, и Ярославль, и Харьков, и Варшаву, которая тогда входила в состав Российской империи. И только в 1906 году она отправляется в официальные туры по Сибири и Дальнему Востоку.

Но я хочу сказать о том, что когда я изучала историю Анастасии Вяльцевой и смотрела списки городов, в туры по которым она отправлялась, к своему удивлению, я не обнаружила там Ново-Николаевска. Он не был упомянут ни в одном из списков.

Евгений Ларин: Получается, что она хотела проигнорировать уже достаточно заметный, пусть и провинциальный, город на Транссибе?

Ольга Добрынина: Вполне возможно! Но миновать она его не могла, поэтому история о том, что Вяльцеву уговаривали дать несколько концертов в нашем городе, вполне возможна. Она вполне вероятна, потому что, повторю, в списке её гастрольных туров Ново-Николаевск не значился. Более того, это событие никак не было освещено.

Евгений Ларин: Вот! Это самое удивительное, потому что об этом должны были написать и томские газеты, и ново-николаевские, которые уже тогда были.

Ольга Добрынина: Конечно! Николай Литвинов не мог бы пропустить это событие. Должны были быть статьи, восторженные отзывы и тому подобное. И даже легенда о том, что буквально за одну ночь для Вяльцевой построили эстраду в саду «Альгамбра» — который, к слову, уже был заложен в 1905 году (на этом месте был уже не пустырь, там уже что-то происходило) — говорит нам, скорее всего, о том, что остановка её в Ново-Николаевске действительно не предполагалась. Похоже на то, что это случилось внезапно, неожиданно для всех.

049-Альгамбра.jpg
Сквер «Альгамбра». Фото: Музей Новосибирска

Евгений Ларин: Жернаков её своими пышными усами защекотал! Тем не менее, мне кажется, что в этой истории спутали как минимум два эпизода.

Ольга Добрынина: Конечно, спутали, потому что это же так интересно! Вплести такую великолепную любовную историю в историю посещения Вяльцевой Ново-Николаевска! Наш молодой город, не обладая ещё своей собственной продолжительной историей, очень любит легенды и мифы.

Евгений Ларин: У меня ещё такой вопрос: а где граммофон?

Ольга Добрынина: По поводу граммофона у меня тоже есть предположение. Дело в том, что везде пишут, что граммофон назывался «Играющий амур», но такой марки граммофона я нигде не встречала. Я знаю, что был тумбовый напольный граммофон, который назывался «Пишущий амур». От обычного граммофона он отличается тем, что у него нет этой огромной трубы, она у него спрятана в шкафчик. Уровень громкости регулируется тем, что дверцы шкафа открываются или закрываются. На стенках этого шкафа изображён тот самый амур, который сидит на граммофонной пластинке, держит в руках перо и как бы записывает на эту пластинку какие-то музыкальные послания.

Дарила ли Вяльцева ново-николаевцам граммофон, сказать сложно, учитывая то, что обычно называется несуществующая марка. Поэтому, скорее всего, нет. С другой стороны, пишут, что Вяльцева повсюду с собой возила граммофон и пластинки. Пластинки она, безусловно, могла раздаривать, а вот насчёт граммофона не могу сказать однозначно.

Евгений Ларин: Знаете, мне кажется, что в эту легенду попал отголосок другой истории из жизни Анастасии Вяльцевой. Она действительно дарила граммофон, но дарила она его не жителям нашего города, а своей служанке Анне, будущей маме композитора Василия Соловьева-Седого. И вот этот её жест, подарок граммофона, возможно, был известен общественности, и таким образом он перекочевал в ново-николаевскую историю.

Ольга Добрынина: Да, у нас в Новосибирске любят всё смешивать в одну кучу, тем более что всё так красиво получается! 

Ваша первоначальная версия была просто великолепна: Вяльцева едет к возлюбленному, её уговаривают, она даёт концерт, а потом дарит граммофон...

Евгений Ларин: И получается, что она едет по Транссибу в течение двух лет!

Ну, что ж, когда Анастасия Вяльцева побывала в Ново-Николаевске, достоверно выяснить всё же не очень получается. Но точно известно, что она путешествовала по Транссибирской магистрали в своём собственном вагоне. И это был просто какой-то космос!

Ольга Добрынина: Совершенно верно! Пишут о том, что второй такой вагон был только у императрицы. Вяльцева специально заказала его в Бельгии, он был отделан карельской берёзой. Там были купе и для самой певицы, и для аккомпаниатора, и для прислуги, и ванна, и кухня с ледником. В общем, чего там только не было!

Евгений Ларин: Мы такие вагоны можем в кино увидеть, например, в фильме «Адмиралъ». Пишут, что после Вяльцевой этот вагон якобы перешёл к Колчаку, а от него — к Блюхеру. Так что сколько раз этот вагон был в Ново-Николаевске? Александр Васильевич должен был через наш город ехать именно в этом вагоне, а вот как Василий Константинович прибыл в Ново-Николаевск в декабре 1919 года, я не знаю.

Ольга Добрынина: Насчёт вагона могу сказать, что Анастасия Вяльцева не любила останавливаться в гостиницах, она жила в этом вагоне. Он был гораздо более комфортабельным, нежели гостиницы провинциальных городов с очень низким уровнем обслуживания. Ей было удобно в вагоне, она в нём устроила себе дом на колёсах. Поэтому говорить о том, что в Ново-Николаевске она жила у кого-то в гостях, мы не можем. В отличие, например, от Марии Каринской.

Евгений Ларин: О ней мы тоже сегодня обязательно скажем несколько слов. А завершая разговор о Вяльцевой, хочется ещё вспомнить один любопытный факт, который обычно приводят в связи с её именем. Дескать, борец Иван Поддубный однажды сказал такую фразу, что, мол в России есть только три знаменитости: я, Горький и Вяльцева.

KOM_8440_1.JPG
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Ольга Добрынина: Он, скорее всего, имел в виду знаменитостей, вышедших из народа.

Евгений Ларин: Знаете почему, я думаю, он так сказал? А потому что эту фразу он произнёс на даче у Горького. И там были он и Горький. А Вяльцеву Поддубный, наверное, очень любил. Они с Максимом Горьким оба, видимо, любили Вяльцеву. Вот и прозвучала эта фраза, которая потом широко разошлась.

Ольга Добрынина: Но всё равно это говорит о значимости Вяльцевой для России, о всенародной любви к ней. Безусловно, её любили все. Хотя, конечно, и критиковали — не без этого.

Евгений Ларин: Нам сейчас сложно понять, за что её любили и так превозносили её голос. Нам достались только граммофонные пластинки. 

И самое удивительное в том, что уже кто-то из современников Вяльцевой произнёс или написал фразу о том, что ему, дескать, жаль будущие поколения, потому что то, что они услышат на пластинках — это лишь жалкое подобие голоса Вяльцевой. 

Нам сложно представить себе, как она пела в действительности и чем она брала публику. Возможно, не только голосом.

Ольга Добрынина: Безусловно, не только голосом.

Что касается граммофонных записей, то сама Вяльцева не любила записываться на граммофонные пластинки, хотя делала это регулярно в коммерческих целях. И когда она впервые услышала запись, она сказала, что граммофон — это просто убийца голоса!

Евгений Ларин: И она была совершенно права!

Ольга Добрынина: Так оно, собственно, и есть. Безусловно, мы не можем насладиться в полной мере её голосом, а самое главное — обликом.

Евгений Ларин: Фотографий много, но в них нет динамики.

Ольга Добрынина: Да, вы абсолютно правы! Со сцены должно идти обаяние. Вяльцева буквально завораживала своих зрителей, видя её, они чуть ли не с ума сходили! В её облике было сразу всё: и её невероятное сценическое обаяние, и образ гламурной женщины с утончёнными аристократическими манерами, притом что она была крестьянского происхождения. Она стала завсегдатаем салонов, кумиром, законодательницей моды.

Евгений Ларин: У нас остаётся не так много времени, но нам просто необходимо сказать ещё о нескольких звёздных гостях, которые бывали у нас в дореволюционный период. Их было немного, но это были действительно яркие звёзды. И первая них — это Мария Каринская, с которой нужно было хронологически начинать разговор.

Ольга Добрынина: Да, Мария Каринская была первой звездой для Ново-Николаевска, она была у нас в 1902 году. Впрочем, ярко её звезда взошла после 1904 года, когда она впервые выступила на столичной сцене в оперетте Казанского. В 1902 году она была ещё не так известна, огромная популярность к ней пришла немного позже.

В Ново-Николаевск Каринская приезжала несколько раз, впервые — в 1902 году. Это ещё был не город, это был просто посёлок.

Евгений Ларин: Да, городом он официально станет как минимум через год.

Ольга Добрынина: Самый удивительный для меня факт в том, что, приехав в 1902 году, она ходила по дворам, по жителям Ново-Николаевского посёлка, прослушивала их детей, давала рекомендации, советы по постановке голоса.

KOM_8511_1.JPG
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: То есть она ещё и миссией приехала?!

Ольга Добрынина: Да, представьте себе! Она была большая молодец.

Евгений Ларин: А меня в этой истории удивляет то, что она была приглашена в частном порядке, и концерты её были не очень-то публичными.

Ольга Добрынина: Совершенно верно. Тогда в Ново-Николаевске, действительно, не было никаких подходящих сцен. На сад «Альгамбра» ещё не было никаких намёков. Гастролёрам, заезжим артистам приходилось выступать в частных домах — у Аарона Кагана, у Зелика Шамовского, которые и стали организаторами приезда Каринской. 

Одной из первых сцен города была сцена железнодорожной школы, которая сохранилась до нашего времени. 

Это здание находится на улице Владимировской, 10, его великолепно отреставрировали. На этой сцене Каринская тоже пела.

Евгений Ларин: Здесь тоже есть история про подарки. Только теперь уже сами жители Ново-Николаевска подарили Каринской браслет с дарственной надписью.

Ольга Добрынина: «Вы — солнца луч, согревший нас».

Евгений Ларин: Очень похоже на Жернакова. Пишут, что, будучи уже в эмиграции и в жуткой бедности, она распродала всё и оставила только этот золотой браслет.

Ольга Добрынина: Хотелось бы, чтобы так и было, но кто нам это подтвердит? Тоже очень красивая история.

Евгений Ларин: Раз уж мы сегодня говорим, в основном, о звёздах-женщинах, то мы не можем не сказать о Вере Комиссаржевской. Дата её визита в Ново-Николаевск хорошо известна.

Ольга Добрынина: Да, она известна точно, потому что к тому времени уже всюду развешивали афиши, перед её выступлением печали газетные статьи, чего не было во время гастролей Анастасии Вяльцевой. Веру Комиссаржевскую широко рекламировали. И не только у нас в городе, а вообще по всей Транссибирской магистрали, по которой она ехала со своими гастролями. Комиссаржевская ехала на гастроли в Сибирь и на Дальний Восток с целью сбора денег — скажем откровенно.

Евгений Ларин: Она «чесала»?

Ольга Добрынина: Да! Но я не хотела произносить это некрасивое слово, — чёс. Оно принижает искренность, достоверность или качество выступления. Вера Коммерсажинская целиком и полностью отдавалась, она нигде не халтурила. Это не была халтурка. Расставшись с Мейерхольдом, она собирала деньги на то, чтобы создать новый театр. Оказавшись практически без театра, она хотела сначала создать новый театр, потом она решила создать театральную школу, готовить новых актёров. Ей нужны были деньги для благородного дела. Вера Комиссаржевская всегда была актрисой, которая символизировала собой честность, благородство, достоинства.

KOM_8584_1.JPG
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Но она и делилась деньгами! В Ново-Николаевске она была 24-25 мая 1909 года. Всего пара недель прошла после большого пожара. И она, узнав об этом, решила отчислить в пользу погорельцев 15% своего сбора.

Ольга Добрынина: Когда она приехала в город, он был в совершенно жутком состоянии, кругом был пепел. Надо сказать, что ново-николаевский бомонд уехал из города, она выступала не перед самой блестящей публикой. Многие уехали — невозможно было дышать этой гарью, а Вера Комиссаржевская со своей труппой выступала и давала блестящие спектакли. 

После её спектаклей многие ново-николаевцы стали называть своих дочерей новым для Сибири именем — Нора.

Евгений Ларин: Кстати, роль Норы в пьесе Ибсена «Кукольный дом» называют лучшей ролью Комиссаржевской.

Ольга Добрынина: Она хотела ещё вернуться в Ново-Николаевск, планировала это сделать в следующем году, но, увы, в следующем году её не стало. Она умерла в Ташкенте от чёрной оспы.

Евгений Ларин: В завершении не могу не сказать о том, что в 1916 году в Ново-Николаевске был с гастролями поэт Константин Бальмонт. Но выступал он уже не в саду «Альгамбра» и не в Коммерческом собрании, как об этом часто пишут. Есть газетное объявление о предварительной продаже билетов на концерты (они продавались в магазине у Литвинова) — Бальмонт выступал в зале Городского торгового корпуса.

Ольга Добрынина: По этому поводу тоже очень много разных сведений. У нас же на площади Кондратюка есть сквер «Альгамбра», и там на одной из информационных табличек написано, что Бальмонт выступал в саду «Альгамбра». В других случаях написано, что он всё-таки выступал в Коммерческом собрании, нынешнем театре «Красный факел», отмечая, что в Городском торговом корпусе якобы не было тех 700 мест, о которых идёт речь. Бальмонт собрал 700 человек!

Евгений Ларин: Действительно, к нему на выступление пришло 700 человек — он сам писал об этом в письме к свой «милой Кате» (бывшей жене Екатерине Андреевой-Бальмонт. — прим. автора). Они пришли слушать — что? Лекцию! Лекцию о поэзии. «Любовь и смерть в мировой поэзии» она называлась. Это в первый день. На следующий день он читал стихи, отрывки из неизданной книги «Ясень. Видение древа», и писал в письме, что это доступнее публике. Вы знаете, нет! Эти стихи — не доступнее. А удивительно то, что, если сегодня ещё можно представить себе много народа на публичной лекции — хотя, конечно, не 700 человек, — но то, чтобы пришли в огромный зал слушать поэта, сейчас это кажется невозможным.

Ольга Добрынина: Да, а мы говорим о дореволюционном Ново-Николаевске, где жили, в основном, рабочие, крестьяне, то есть люди малообразованные, хотя, безусловно, много было людей с образованием. В начале XX века у нас было более двух тысяч предпринимателей, а это всё-таки люди интересующиеся.

Евгений Ларин: Все эти гастроли — это, действительно, свидетельство того, как быстро у провинциального посёлка появились столичные амбиции. Бальмонт в 1916 году был самым модным поэтом и, конечно, он не поехал бы в какое-то захолустье. В 1916 году Ново-Николаевск уже был городом с мощёными улицами, с электричеством и телефоном. А с момента его основания тогда не прошло ещё и двух десятков лет. 

Главные новости вашего города — подписывайтесь на нашу группу Вконтакте.

Что происходит

Поедающая пластик моль окуклится после ЭкоГТО

Новые камеры для любителей кататься по выделенке установят в Новосибирске

Мэр Кудрявцев с Анной Кикиной открыли престижный турнир по карате

Концерты Дениса Мацуева в Новосибирске отменили из-за болезни артиста

Неустойку 86 млн насчитали инвестору семи поликлиник в Новосибирске

Ещё 16 гериатрических кабинетов заработают в регионе до Нового года

Учитель Ольга Косиненко: «Люди, служившие другим, запоминаются надолго»

Корма для зверей отправил в Донбасс Новосибирский зоопарк

Профориентолог: «Cчастье в профессии — это про то, зачем я это делаю»

Мэр Кудрявцев поздравляет новосибирских педагогов с Днём учителя

Если вы пропустили: троллейбус без рогов, квест про Колю и неоновый бум

Показать ещё