В эфире «Вечернего разговора о спорте» побывала Мила Полякова — двукратная чемпионка мира по сноукайтингу и многократный призёр российских соревнований. На радио «Городская волна» (101,4 FM) гостья рассказала, как кататься на сноуборде, не выезжая в горы, как приходится делить лёд с рыбаками и почему нельзя выбрасывать старые лыжи.
Вероника Иванова: Зима для сноукайтера — один из желанных сезонов. Почему снег и ветер на руку спортсменам, которые катаются с кайтом?
Мила Полякова: Кайтинг — это парусный вид спорта. Вы можете ехать при помощи ветра на снаряде скольжения — лыжах, на доске. Кайт — это такой большой воздушный змей, который вас может тянуть туда, куда вы захотите. Сегодня ветер, и я сразу после тренировки приехала к вам в студию.
Вероника Иванова: В Новосибирске основная тренировочная база — это Обское водохранилище?
Мила Полякова: Да, это удобное место для тренировок, открытое пространство, ветер ровный и достаточно сильный. У нас есть и другие места в области — озёра, поля снежные, где тоже можно кататься.
Вероника Иванова: Нужна ровная поверхность и снег? Лёд важен?
Мила Полякова: Не обязательно, это могут быть и холмы, на них очень интересно заезжать вверх-вниз, главное, чтобы деревьев на пути не было. Можно просто по равнине катиться, по замёрзшему льду, по снегу. Поверхность может быть на самом деле любая. Когда нет водохранилищ, водоёмов, то катаются обычно на полях. Единственное, что там мешает — деревья. Они портят качество ветра: любое препятствие создаёт завихрения, ветер получается не стабильный, рваный, на нём не так комфортно кататься, как на нашем новосибирском водохранилище.
Вероника Иванова: Что должно быть у спортсмена, кроме кайта, который, судя по всему, основной элемент? Какой снаряд нужен на земле — лыжи, сноуборд? Я читала, что это могут быть и коньки.
Мила Полякова: Кому что нравится. Может быть одна лыжа — и сверху площадка, лыжи, сноуборд, коньки, тележка на колёсиках. Кайтинг — он разнообразный, каждый найдёт себе что-то по душе, под свою фантазию, под свой темперамент.
Вопрос от слушателей на автоответчик: Здравствуйте! Меня зовут Марина. Интересен такой момент — есть известное противостояние лыжников и сноубордистов. А как они уживаются под кайтом? И какой снаряд чаще используют?
Мила Полякова: Лыжников, которые выступают на соревнованиях, больше. У нас прошёл Кубок Сибири по сноукайтингу пару недель назад — лыжников было больше, нежели сноубордистов. А противостояния, я считаю, нет. Лично я катаюсь и на лыжах, и на сноуборде. Просто чаще отдаю предпочтение лыжам, но это мой выбор. На дистанции часто пересекаются и те, и те. Здесь работают правила парусных гонок. Помеха справа. Много правил, это одно из них. Сложнее, чем на дороге, но похоже.
Вероника Иванова: На чём проще кататься?
Мила Полякова: На лыжах, когда управляете двумя ногами, научиться попроще. А если давно катаетесь на доске с горы, сложностей обучение тоже не составит. Осталось овладеть кайтом и поехать.
Вопрос от слушателя: Можно ли спускаться с кайтом с горы?
Мила Полякова: Да, так можно. Можно заехать на гору и спуститься, планируя на кайте, вниз. То есть вы летите вдоль склона. Достаточно сложно по технике, но это возможно. Есть максимально близкая гора к Новосибирску — в Шерегеше. Мы после Кубка Сибири туда ездим и катаемся, с той горы летали.
Вопрос от слушателя: Насколько травматичен сноукайтинг? Требуется ли какая-то подготовка, чтобы начать занятия?
Мила Полякова: Специальной подготовки не требуется — если вы понимаете технику, как управлять кайтом, то поедете без труда. Есть правила безопасности, которые обязательно должны будете изучить. К каждому кайту есть толстая инструкция, которую вы прочитали, посмотрели, вдохновились и — желательно — пошли к инструктору. Он покажет всё наглядно.
Вероника Иванова: Если сноуборд не модный, старый — это препятствие?
Мила Полякова: Любые старые классические лыжи, любой старый сноуборд, даже у которого сломан сердечник, подойдёт для начального обучения и катания. Нагрузка на снаряд идёт несколько иная. Любые «дрова» подойдут — можно снять со стены старый вариант и прийти с ним на море.
Вероника Иванова: Какой у нас в Новосибирске вообще уровень сноукайтинга? И куда прийти, если хочется попробовать?
Мила Полякова: У нас достаточно высокий уровень, уровень чемпионов мира — мы проводим крупнейшие всероссийские соревнования. Школ основных три: есть школа в Бердске, на ОбьГЭСе, на Шлюзе. Можно прийти и научиться.
За 500 рублей в час можно кататься. Всё вместе — трапеция (это специальный пояс, который прикрепляет человека к кайту), сноуборд или лыжи, ботинки, шлем — то 1000 рублей. Шлем у кайтера обязательно должен быть, это важно.
Вероника Иванова: Хватает ли часа, чтобы накататься?
Мила Полякова: Если умеете, то да. А при обучении я советую рассчитывать урок на полтора-два часа.
Вероника Иванова: А сезона хватает, чтобы чему-то научиться и закрепить навыки?
Мила Полякова: Сезона хватит, хватит три-четыре занятия, чтобы поехать на кайте и потом уже брать его в прокат, например.
Вероника Иванова: А как быть, если и на сноуборде ещё так, с серединки на половинку, а уже и кайт хочется попробовать? Или нужно сначала уверенно кататься без кайта?
Мила Полякова: Не обязательно. К нам иногда приходят люди, которые никогда не стояли ни на борде, ни на лыжах. Они занимаются некоторое время, учатся пилотированию, потом мы их отправляем раза три-четыре покататься с горы. Позанимались и возвращаются, беспрепятственно катаются. Техника, конечно, отличается на море и на склоне. Основная сложность в управлении кайтом.
Вероника Иванова: То есть сноукайтинг может стать альтернативой катанию с горы? Какие-то расчёты проводили, может быть? Кажется, что кайтинг — это безумно дорого, что кайт стоит безумных денег.
Мила Полякова: Когда я начала заниматься кайтингом, я любила ездить в Шерегеш, но времени не было, ведь на один-два дня туда не поедешь, хочется потратить там больше времени — встал вопрос, что бы попробовать ещё?
Если пересчитывать среднюю поездку в Шерегеш, например, учитывая время на дорогу, деньги на бензин, проживание, подъёмы. В среднем — 10 тысяч рублей. Если раза четыре не съездить в Шерегеш, можно купить б/у оборудование. Это примерно 40 тысяч рублей. Можно найти и дешевле, можно и дороже — повышать цену можно до бесконечности.
У вас будет при этом кайт, который вы будете использовать и зимой, и летом, сможете кататься практически в любой ветер и не один год. Окупится достаточно быстро. Кайт берётся на два-три сезона. Знаю тех, кто катается на кайтах и пять, и шесть лет. Если вы его порвали, уронили, можно починить. На лётные характеристики это не влияет.
Вероника Иванова: Сегодня где-то −10...–12, ветер и снег, и это, как я понимаю, для сноукайтеров — лётная погода. А где тот предел, когда некомфортно, и на лёд выходить нельзя? На море-то холоднее.
Мила Полякова: Когда дует ветер, температура комфорта понижается. Но если правильно одеться — закрыть лицо, надеть тёплые перчатки, шлем, который защитит в том числе от ветра. Тёплый комбинезон, куртка. Всё, как на склоне. Главное — правильно подобрать оборудование, экипировку. Бывает, приходят к нам люди в вязаных варежках или перчатках. Это, конечно, не то — руки замёрзнут минут за десять.
Вероника Иванова: А насколько вообще популярен этот вид спорта сегодня в России? Не только в профессиональном плане? Много ли любителей?
Мила Полякова: Мы проводим здесь соревнования, и когда хороший «катальный» день, это совпадает с выходными — кайтов в небе достаточно много. Что касается нашей акватории, она является одной из лучших в России. Есть хорошая акватория в Тольятти, и там, кстати, в 2019 году будет проходить этап Кубка мира. Мы надеемся поехать туда командой. В Петрозаводске будет Чемпионат России. Это Карелия, Онежское озеро — это достаточно большой и интересный водоём с разным ветром за счёт географии озера.
Я до туда всё никак не могу доехать, но со слов знакомых, там сильные ветра и голый лёд практически всегда — и очень красиво. Есть знакомая, которая на коньках там преодолела больше ста километров. Это был такой поход на коньках и с кайтом.
Вопрос от слушателей: Приходится, наверное, делить водоёмы с рыбаками. Есть ли какие-то места, где и рыбаки есть, и вы занимаетесь? Бывают ли конфликты?
Мила Полякова: На Обском море очень много рыбаков, и мы с ними стараемся дружить. И весной, когда лёд начинает таять, или осенью, когда он, наоборот, намерзает, можно подъехать к рыбаку и узнать, какая точно толщина льда. Они ещё большие экстремалы: мы ещё ждём, когда лёд окрепнет, а они — только застыло водохранилище, сразу выходят туда. Единственное, что мне не нравится в рыбаках — мусор за собой надо убирать. Когда едешь на сноуборде или лыжах, попадается битое стекло на льду — может оборудование испортить. Неоднократно спортсмены резали скользяк, то есть поверхность лыж.
Вероника Иванова: А какие черты характера развивает сноукайтинг? Нужно ли быть командным игроком, компанейским человеком, чтобы заниматься?
Мила Полякова: Я думаю, что находчивость, выносливость. Есть люди, которые катаются одни — всё зависит от характера. Для кого-то это своего рода медитация. Любой человек с любыми качествами может заниматься кайтом.
Блиц:
Любимый спортсмен — фигуристка Алина Загитова, ведь я сама с трех лет занималась фигурным катанием в прошлом.
Ваш любимый музыкальный коллектив или песня — Земфира, если еду в дальние путешествия
Обское водохранилище или Чёрное море — Чёрное море, Севастополь, там очень хорошая атмосфера, отличная вода, на которой комфортно тренироваться летом.
Любимое место на земле — португальский город Порту, была там дважды, и там был не кайтинг, а сёрфинг. Волны, равновесие, ветер — всё в том же русле.
Любимый фильм/книга — Трилогия «Властелин колец», потому что очень нравится фэнтэзи и фантастика. А почитать — «Крыло ангела» Романа Злотникова.
Полную запись интервью с Милой Поляковой смотрите в видео:
#Спорт #Интервью #Город в лицах #Активный город #Разговор о спорте