В гостях у ведущих «Вечернего разговора о спорте» побывал 13-кратный чемпион мира по пауэрлифтингу Сергей Федосиенко. В эфире радио «Городская волна» (101,4 FM) он рассказал, чем завтракают чемпионы, как тренируются и почему высота каблука имеет значение.
Михаил Якимов: Гость нашего эфира — Сергей Федосиенко, двукратный победитель всемирных игр и теперь уже 13-кратный чемпион мира по пауэрлифтингу.
Вероника Иванова: Сергей Федосиенко при собственном весе в 58,5 килограмма присел с весом в 295 килограммов. Всё это на Чемпионате мира, о котором пойдёт речь. В жиме лёжа пожал 205,5 килограмма и потянул 262,5 килограмма в становой тяге. В сумме нашему пауэрлифтеру покорились 763 килограмма. Также стоит добавить, что Сергей установил сразу два мировых рекорда — в жиме лёжа и в сумме троеборья. Как прошёл чемпионат, чем запомнился и кто основные конкуренты, кто дышит в спину?
Сергей Федосиенко: Чемпионат прошёл, как и все предыдущие 12 раз, позитивно. Установил мировые рекорды — уже можно сказать: успешное выступление. Приседания прошли успешно, все три подхода. В жиме тоже справился со всеми тремя подходами. Установил рекорд, который до этого мне же и принадлежал, тем не менее, побил его на 500 граммов. В итоге в сумме троеборья — 763 килограмма. Два года назад я установил рекорд 762 с половиной килограмма. И вот побил его на пятьсот граммов. Вроде не много, однако, чтобы эти 500 граммов преодолеть, пришлось приложить очень много усилий.
Михаил Якимов: Ну как минимум два года работы!
Сергей Федосиенко: Ну получается, что так. В прошлом году был результат на 20 килограммов меньше. В этом году я сделал работу над ошибками. И в общем-то всё получилось.
Вероника Иванова: С кем приходится бороться, кроме себя самого?
Сергей Федосиенко: Если сказать в командном зачёте, то это такие страны, как Украина, Тайвань, Польша. Если брать конкретно мою весовую категорию, то мои соперники — это азиаты. В этом году второе место занял тайванец, третий — японец, четвёртое место — это Эквадор, пятое — тоже кто-то из Тайваня. Такая азиатская дуэль. Но дуэль не всегда, конечно, получается. Только в разных упражнениях мы соперничаем. А вот в сумме троеборья от ближайшего конкурента я обошёл на 70 килограммов. И соперничеством это сложно назвать.
Михаил Якимов: 13 раз подряд становились чемпионом или был перерыв?
Сергей Федосиенко: Был перерыв. Нас пару раз не выпускали как страну. Мы приезжали на сборы, в итоге нас не выпускали. В те времена, которые были связаны с отстранением из-за большого количества отрицательных допинг-проб.
Вероника Иванова: Тяжёлый спорт — тяжёлые, наверное, и тренировки приводят к таким феноменальным результатам. Расскажите о тренировочном процессе?
Сергей Федосиенко: На самом деле, выступление — это самое простое.
Меня часто спрашивают: «Тебе же столько лет уже, как тебе?» Выступать я хоть каждую неделю готов, а вот тренироваться уже сложновато стало.
Михаил Якимов: Были ли на ваших тренировках случаи, когда поддавались большие веса, чем на соревнованиях?
Сергей Федосиенко: Что касается жима лёжа, то на 10 килограммов больше удавалось поднимать, в тяге становой — тоже. В приседании? Это очень морально сложное упражнение, очень тяжело с большими весами на тренировке справляться. Поэтому на большие веса не хожу. В остальных двух упражнениях — да, были результаты выше.
Михаил Якимов: И не расстраиваетесь, что на соревнованиях не удаётся повторить достижение?
Сергей Федосиенко: Нет, тем более что даже то, что показываю на соревнованиях, как правило, уже мировые рекорды. Нечего расстраиваться.
Вероника Иванова: А насколько легко попасть в этот спорт? Люди сейчас повально ходят в спортзалы, есть ли у них шанс заняться пауэрлифтингом? Или если не отдали в детстве в секцию, то всё?
Сергей Федосиенко: Никогда не поздно, у нас возрастной вид спорта. Примеров много. Мне тоже 36 лет, и я начал 20 лет назад тренироваться. И до сих пор ещё могу прибавлять, немного, но тем не менее. Мне этого хватает для уверенных побед. Сейчас повальная фитнес-индустрия, все ходят в залы.
Развитие здорового образа жизни, увлечение фитнесом — всё это нам тоже на руку как виду спорта.
Михаил Якимов: Сергей, на чемпионате следили ли за соперниками или опять сильно оторвались от остальных?
Сергей Федосиенко: Было порядка 70 килограммов разницы по итогу между мной и вторым местом. У нас есть номинация, я своих соперников уже знаю, кто будет, смотрел. Всё те же действующие лица, можно сказать. И что кто-то из них прибавит 50-60 килограммов за год, это очень маловероятно. Так всё и получилось: в принципе, как был отрыв по номинации 60 килограммов, так ещё и увеличился немного. Поэтому особо не слежу.
Вероника Иванова: А есть ли какое-то любимое упражнение?
Сергей Федосиенко: Самое сложное и самое любимое — это приседание. Оно как было давным-давно, так и осталось. Тяжело даются тренировки, поэтому если ты получаешь какой-то хороший результат на упражнении, на соревновании, то это приносит больше всего радости. Это самое килограммоёмкое упражнение, как правило. Самые большие веса в этом упражнении поднимаются. Это всегда хорошо.
Вероника Иванова: Как отличается процесс тренировки воспитанников от собственного? Переживаете за каждого, наверное, как за себя?
Сергей Федосиенко: Мне выступать самому даже намного легче, чем готовить, даже выводить спортсмена. Когда что-то нужно сделать, а помочь ничем не можешь уже, когда он на помосте. Но мне нравится совмещать дела.
Несколько моих воспитанников становились и чемпионами мира, и призёрами Чемпионата мира, и чемпионами Европы, победителями Кубка России, чемпионатов. Я всё пропустил уже через себя. Все свои наработки я отдаю своим спортсменам. У меня все практические выкладки, нет никакой теории в этом.
Михаил Якимов: А на прошедшем Чемпионате мира ваши воспитанники тоже выступали?
Сергей Федосиенко: Выступала спортсменка из Новосибирска, Лидия Заяц. Установила рекорд среди юниоров. Пока бороться ей, конечно, сложновато с лидерами в своей весовой категории. Она заняла пятое место, но выступила очень достойно. С опытом всё в порядке. Она выполнила все девять подходов, просто физически она не готова ещё соперничать со взрослыми спортсменками. Пока, надеюсь.
Михаил Якимов: А насколько велик этот разрыв? Как сложно в пауэрлифтинге из юниоров перейти в категорию профессионалов? В игровых видах спорта не очень просто.
Сергей Федосиенко: У нас тоже переход не всегда весёлый получается. Здесь порядка 25-30 килограммов. А так сложно сказать, это если третье место не прибавит к следующему Чемпионату мира. А Лидии нужно прибавить по 10 килограммов в каждом упражнении. А это задача, может быть, не одного года.
Вероника Иванова: А есть какие-то ключевые отличия между мужским пауэрлифтингом и женским? Или правила одни и те же, и женщинам послаблений нет?
Сергей Федосиенко: Никаких послаблений, правила одни и те же. Та же экипировка, штанга та же самая. В тяжёлой атлетике, например, штанга для женщин потоньше и весит 15 килограммов. Вроде бы, у них идёт какой-то такой плюс. У нас ничего подобного. Иногда женскими руками, небольшими в маленьких весовых категориях, сложно даже обхватить гриф. Но никаких поблажек нет!
Михаил Якимов: А насколько разница по итогу отличается, у мужчин и у женщин?
Сергей Федосиенко: Ну очень сильно отличается. Допустим, весовую категорию возьмём 72 килограмма. Женщины. Чемпионка мира поднимает 620 килограммов, а у мужчин — 900. Большая разница, несравнимо.
Вероника Иванова: Дома, судя по всему, вас поддерживают. Может, супруга тоже интересуется пауэрлифтингом?
Сергей Федосиенко: Интересовалась лет десять назад, немножко занималась. Кандидат в мастера спорта, выполнила разряд. Но как-то быстро прошло.
Вероника Иванова: Психологические нагрузки? Или, может быть, определённый склад характера важен в этом спорте?
Сергей Федосиенко: Да в любом виде спорта — важно, чтобы нравилось. Если это не нравится, никакая психология, никакая «физика» ничем не помогут. Только если нравится, ты ходишь постоянно на тренировки. Ты думаешь об этом, анализируешь до и после. Только тогда будет результат.
Михаил Якимов: Если говорить о новосибирцах, насколько популярен именно пауэрлифтинг в нашем городе? Сколько людей приходят на тренировки, вы ведь активно работаете в федерации?
Сергей Федосиенко: Я являюсь исполнительным директором федерации несколько лет уже.
И это только спортсменов, которые выступают. Я не считаю тех, кто занимается и пока не выступает по каким-то причинам. Их очень много.
Михаил Якимов: А не смущает ли людей, что это не олимпийский вид спорта? Все же стремятся попасть на Олимпиаду.
Сергей Федосиенко: Ну вы представляете, сколько человек попадает на Олимпиаду? Единицы. И на Чемпионат мира, даже в нашем виде спорта, попадают единицы. Потому что нужно сначала выиграть чемпионат России. Ну а здесь, сами понимаете. Какие сейчас результаты, многие бы посмотрели и сказали бы, что не будут этим заниматься. Потому что нереально. Но, тем не менее, многие не ставят столь высоких задач. Есть разрядная сетка, первый, второй разряды, кандидат в мастера спорта. Есть звание — мастер спорта. К этому тоже люди стремятся. А дальше самые перспективные спортсмены продолжают ставить себе уже какие-то другие цели.
Вероника Иванова: Ваши воспитанники какие цели чаще ставят? Красота тела как приоритет осталась в таком направлении, как бодибилдинг, например. Пауэрлифтеры к чему стремятся?
Сергей Федосиенко: Я не видел у нас некрасивых тел. Потому что если ты приседаешь с весом 300 килограммов и жмёшь 200, вряд ли это можно делать костями и жиром. А люди совершенно разные. Кто-то случайно заходит. А смотришь — и правда человек талантливый. Кто-то целенаправленно приходит, слышал, что готовят спортсменов. Совершенно разные случаи, много людей и ситуаций.
Михаил Якимов: Кстати, да. Как к вам попасть на тренировки, если кто-то хочет?
Сергей Федосиенко: Приходите в спортивный зал аграрного университета. И попадёте ко мне на тренировку. Студентом быть не обязательно.
Вероника Иванова: Есть ли ограничения у пауэрлифтеров, диета какая-нибудь, например? Что у вас на завтрак обычно?
Сергей Федосиенко: Разный завтрак бывает. От бутербродов до просто кофе. Иногда настолько времени нету, ведь много разных, и не только спортивных дел. Моя особенность в том, что не приходится особо вес контролировать и держать. Раньше была весовая категория 52 килограмма, я в ней выступал. Её убрали, сделали 56 килограммов как самую маленькую. Пришлось в ней выступать. Сейчас самая маленькая 59 килограммов. Поэтому я бегу, грубо говоря, за категорией, и проблемы набрать или сбросить вес нет. В этом плане я не заморачиваюсь.
Вероника Иванова: А как вы сами пришли в этот спорт? Вы же учились в аграрном университете? Зашли на тренировку случайно?
Сергей Федосиенко: Можно сказать, я начал заниматься ещё задолго до того, как поступил в аграрный университет. Я занимался пауэрлифтингом, просто не зная, что я им занимаюсь. В 14 лет ещё.
Там прозанимался три года. Затем уже поступил в аграрный университет и продолжил более профессионально. И буквально через год, наверное, я уже выиграл первенство среди юниоров. Всё скоротечно очень было.
Михаил Якимов: Как сами думаете, предрасположенность?
Сергей Федосиенко: Да, конечно. Я даже сейчас вижу ребят, например, воспитанник Алексей Сорокин. Он когда пришёл на тренировку ко мне, по-моему, уже через неделю присел с весом 160 или 170 килограммов. Никакого отношения к железу не имея. И со временем он стал двукратным чемпионом мира и рекордсменом мира именно в приседаниях. В нашем виде спорта очень легко увидеть предрасположенность. Это не футбол, где не увидишь по человеку. Здесь сразу видно.
Михаил Якимов: Если в футболе есть техника работы с мячом, то у вас в пауэрлифтинге экипировка, обувь подбирается под каждое упражнение, так ведь?
Сергей Федосиенко: Это выглядит всё просто: пришёл, поднял. Что там — иди да поднимай! На самом деле много нюансов: разная высота каблука на штангетках. Я вот не могу приседать в стандартной обуви со стандартным каблуком. Мне отрезают его сантиметра на полтора. Я ездил на чемпионат мира в экипировке. Там вообще куча нюансов в её освоении. Она прибавляет в результате, но чтобы получить прибавку, нужно столько раз это всё перепробовать, понять, как она работает. Это как прыжки с шестом. Вот шест. Ну как там с ним первый раз прыгнешь? Просто в землю воткнёшь и упадёшь. То же самое и здесь.
Вероника Иванова: Достаточно травмоопасный спорт, наверное? Приседания достаточно опасны для коленей.
Сергей Федосиенко: При правильной технике, при правильном выполнении получить травму в виде переломов, разрывов достаточно сложно. В основном травмы связаны с тем, что постепенно накапливаются какие-то микротравмы. Спина начинает побаливать, приходится к каким-то средствам прибегать. Одним словом, «ремонтироваться» немножко.
Михаил Якимов: Как в пауэрлифтинге относятся к использованию медикаментов? Контролируют ли, чтобы спортсмены не употребляли какие-то вещества, не совсем разрешённые для соревнований? !!!
Сергей Федосиенко: Очень жёсткий допинг-контроль. Ко мне домой периодически приезжают в семь утра. Стучат, заходят, берут пробы. Пауэрлифтинг — тот вид спорта, в котором все эти вещи, конечно, помогают, потому и пристальное внимание со стороны ВАДА, РУСАДА. Нас по этому плану дёргают, но, тем не менее, всё нормально. За последнее время у нашей сборной проблем с этим нет.
Блиц-опрос
Любимый спортсмен — Александр Карелин. Человек столько времени выигрывал соревнования. Насколько знаю, лишь пару раз проиграл свои поединки за всю карьеру. Меня вдохновляют те люди, которые могут держать свою форму на протяжении долгого времени. Не кратковременно: выскочил и потом пропал. Тем более, человек, сейчас уважаемый не только в спорте.
Любимая песня — Queen, Show must go on. Раньше флешка у меня была, я эту песню просил ставить и под неё выходил на помост. Потом как-то прошло это у меня. Но среди всех композиций эта — по-прежнему лучшая.
Валентина Верменюк или Алексей Сорокин? — Алексей Сорокин. Здесь чисто по спортивному принципу. Валентина достойная спортсменка, выиграла шесть чемпионатов России. Была призёром Европы — три выиграла. А у Алексея чуть побольше заслуг: двукратный чемпион мира. Сильнейший мой воспитанник.
Халк или Илья Муромец? — Илюша. Халк — это не моё. Как-то представляют пауэрлифтеров, что брутальные чуваки ходят. На самом деле это не так.
Любимое место на земле — Новосибирск, потому что город, в котором я живу.
Любимый фильм и книга — «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Раньше другие фильмы нравились. А вот сейчас этот только и возникает в памяти. Советую посмотреть, если не видели.
#Спорт #Интервью #Город в лицах #Имидж #Амбиции #Разговор о спорте