3 февраля на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В студии побывал доктор исторических наук Владислав Кокоулин. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.
Взгляд назад. Исторический календарь
30 января 1917 года в Ново-Николаевске выступила Екатерина Васильевна Гельцер, известная балерина императорского, или Большого театра, яркая представительница русской школы классического танца. В 1925 году её одной из первых артисток балета удостоили звания народной артистки республики.
30 января 1927 года завершилось возведение здания Промбанка, строить который начали в 1925 году. Это было трёхэтажное здание в стиле конструктивизма, построенное под руководством инженера Шестова на основе проекта инженера-архитектора Швидковского и архитектора-художника Гольца. В 1931 году здание Промбанка передали горисполкому, в конце 1930-х годов его надстроили на два этажа, а в середине 1950-х реконструировали в сверхмонументальных формах сталинской неоклассики. Сегодня это здание — мэрия Новосибирска, памятник архитектуры федерального значения
30 января 1942 года под руководством академика Чаплыгина при Горисполкоме образован комитет учёных для решения важнейших оборонных и народохозяйственных задач. 13 секций комитета объединяли научные и инженерно-технические силы Новосибирска.
1 февраля 1896 года в посёлке Ново-Николаевском на правом берегу Оби открыли Кривощёковское почтовое отделение «с приёмом и выдачей всякого рода корреспонденции...». Кривощёковским отделение стало, поскольку, согласно «Списка населённых мест», правый берег тоже входил в село Кривощёково. Почту разместили на первом этаже двухэтажного дома на углу улиц Кривощёковской и Мостовой, который принадлежал владельцу мельницы на Каменке, крестьянину Якову Петухову. Почтовое отделение всего за несколько дней организовал помощник начальника колыванской почтово-телеграфной конторы, коллежский секретарь Сметанин, которого командировали в Ново-Николаевский посёлок 27 января.
1 февраля 1913 году в электротеатре-синематографе Махотина прошёл показ первой местной кинокартины «Виды города Ново-Николаевска и крестный ход». Её в январе 1913 года снял владелец кинотеатра на Новобазарной площади Федот Махотин, который стал первым кинохроникёром нашего города.
1 февраля 1917 года в Ново-Николаевске открылся Городской общественный банк. Он совмещал коммерческое и ипотечное кредитование и был рассчитан на предпринимателей и зажиточных горожан, которым был нужен потребительский кредит. Там же выдавали ссуды под недвижимость. 13 марта 1918 года новая власть — советская — закрыла банк, но после белочешского переворота 3 июля банк заработал снова. Окончательно свою деятельность городской общественный банк прекратил в декабре 1919 года, когда Ново-Николаевск взяла Красная Армия.
2 февраля 1959 года спектаклем «Вольный ветер» Дунаевского на сцене оперного театра состоялось рождение нового новосибирского театра — Театра музыкальной комедии.
3 февраля 1981 года в Новосибирск поступили первые десять новых автобусов «Икарус-280» производства Венгерской народной республики. Эти двухсалонные автобусы могли одновременно перевозить около 180 человек.
4 февраля 1913 года в Ново-Николаевске заработала первая городская электростанция. По случаю её запуска в купеческом собрании дали бал. К электросети подключили 540 абонентов, от неё питалось 5610 лампочек. Они светили в гостиницах и квартирах, в торгово-промышленных заведениях, в конторах и на складах, в ресторанах и даже на улицах города.
5 февраля 1903 года депутация жителей, прибывшая в Петербург, передала царю Николаю II ходатайство о предоставлении посёлку Ново-Николаевску прав города и передаче ему в собственность земель без отрезков и ограничений за выкуп 350 000 рублей. Ново-николаевцы сетовали на то, что посёлок не имеет своей земли. Те же земли, коими пользуются его жители, арендуются у главного управления Алтайского округа. Аренда кратковременная, участки сдаются с торгов, из-за чего в более оживлённой части посёлка арендные цены на усадебные места быстро возрастают. Отсутствие своей земли лишило посёлок источников, из которых могли бы черпаться средства на городское благоустройство, и не позволяет многим желающим прочно обустраиваться — так поясняли жители посёлка своё положение.
5 февраля 1979 года в Новосибирске вступил в строй самый большой в Сибири и вообще в стране Дом бытовых услуг, который потом стали называть просто Домом быта. В Доме бытовых услуг расположились ремонтные мастерские, ателье по пошиву одежды и обуви, парикмахерские, фотостудии и другие салоны. С начала 2000-х Дом быта начали перепрофилировать в административное здание. До 2016 года там ещё находилось несколько отделений банков, частные организации, торговые павильоны, салон красоты, спортивный центр, а также несколько департаментов мэрии города. Сейчас здание полностью занимает муниципалитет.
Однажды в Новосибирске. Память Великого Учителя и Вождя
31 января 1924 года газета «Советская Сибирь» опубликовала открытое письмо руководителя Сибирского архива, общественного деятеля и чиновника от культуры Вениамина Вегмана. Письмо было адресовано президиуму Новониколаевского (в газете без дефиса) горсовета. В нём Вегман просил переименовать Ново-Николаевск в город Ульянов, — несколько дней назад умер Владимир Ильич Ленин.
В заметке под названием «Город Ульянов» Вениамин Вегман писал:
«Город, в котором мы живём и который считается столицей Сибири, назван „Новониколаевск“ в честь последнего русского царя.
После февральской революции и особенно после Октябрьской революции, которая навсегда покончила с царизмом, неоднократно подымался вопрос о переименовании нашего города. Предлагались разные имена, но ВЦИК каждый раз все ходатайства о переименовании отклонял, ибо находил предложенные названия неподходящими.
Теперь, когда, после смерти Ильича, каждый город считает своим революционным долгом каким-нибудь актом почтить память нашего Великого Учителя и Вождя, предлагаю город Новониколаевск переименовать в город Ульянов, — такова настоящая фамилия нашего Ленина.
Нет никакого сомнения в том, что такое переименование будет утверждено ВЦИКом.
Предлагаю поэтому президиуму горсовета созвать в один из ближайших дней заседание пленума горсовета для вынесения соответствующего постановления, которое и направить ВЦИКу на его утверждение,
Пусть наш город, носящий до сей поры имя последнего царя, отныне венчается настоящей фамилией нашего первого председателя Совнаркома.
Вместо Новониколаевск, пусть наш город впредь называется — „Ульянов“.
Член Новониколаевского горсовета Вениамин Давидович Вегман».
Однако на заседании президиума ЦИК СССР 29 февраля 1924 года ходатайство о переименовании Ново-Николаевской губернии и города Ново-Николаевска (в документе с дефисом) в Ульяновскую губернию и город Ульянов отклонили.
Было — не было. Дети разных народов
Гость в студии «Городской волны» — доктор исторических наук Владислав Кокоулин.
Евгений Ларин: Сегодня мы, как я и обещал, продолжим разговор, который мы с Владиславом Геннадьевичем начали в декабре прошлого года — 9 декабря мы встречались в этой студии и говорили о том, кого первые русские поселенцы в наших краях встретили в начале XVIII века на территории будущего города Новосибирска.
Сегодня мы поговорим о том, представители каких народов могли участвовать в формировании «человека новосибирского» (назовём его так), какие народы могли стать предками современного новосибирца.
Итак, я напомню. Во время прошлой нашей встречи мы пришли к выводу, что коренные жители наших мест — телеуты и чатские татары — не оказали серьёзного влияния на русское население Кривощёкова, левобережного села, которое мы условно можем назвать прапредком Новосибирска. Наши народы не смешались и сохранили свою идентичность, культуру и религию. То есть они, чаты и телеуты, в общем не вошли в число предков новосибирцев.
А мы говорим о том, что именно кривощёковские, которые в своё время переселились с левого берега на правый и основали Кривощёковский выселок, создали ядро будущего Ново-Николаевска — Новосибирска.
По данным Тамары Семёновны Мамсик — известной исследовательницы истории нашего города, — практически полный фамильный состав жителей Кривощёковской волости воспроизводится в Новосибирске в старожильческих семьях вплоть до настоящего времени, такие данные приводит кандидат исторических наук Евгений Владимирович Антропов в своей книге «Новосибирск. Этнические аспекты истории города».
Таким образом, мы смело можем утверждать, что население Кривощёкова стало основой будущего Новосибирска. К кривощёковским потом присоединялись строители железнодорожного моста, которые приезжали сюда со всех концов страны. Но сейчас речь немного не об этом.
Сейчас я предлагаю вернуться в Кривощёково, на левый берег, а именно — на упомянутое нами ранее кривощёковское кладбище. Это кладбище, которое археологи датируют XVIII веком, и обнаружили его во время раскопок вблизи фундамента Никольской церкви в Кривощёкове перед началом строительства четвёртого автомобильного моста — рядом с железнодорожным.
Так вот, из земли извлекли около трёх сотен нательных крестов, в большинстве своём православного канона, из чего понятно, что кладбище было в основном православным. Среди них были и старообрядческие крестики, но старообрядцы — это тоже православные. И со старообрядцами в Сибири, в общем, понятно — они бежали сюда, спасаясь от гонений со стороны официальной церкви.
Но вот кресты были не только православными, но и католическими, и протестантскими. И вот здесь вопрос. Католик и протестант в XVIII веке — это заведомо иноземец, нерусский, скорее всего. Да так оно и было. И вот кем могли быть католики, похороненные на кривощёковском кладбище?
Владислав Кокоулин: Но начать, наверное, всё же стоит с протестантов, потому что протестанты здесь появились раньше, чем католики. Это было связано с петровскими войнами.
Пётр I вёл Северную войну против Швеции, против Карла XII. И после победы под Полтавой, где взяли в плен очень много шведов, их потихоньку, через Казань, переправили в Тобольск. Потом они разными путями расселялись по городам Сибири. После заключения мира основная масса их уехала, но многие остались.
Они были любознательными, путешествовали по Сибири. Шведы и оказались, скорее всего, на территории Кривощёкова.
Конечно, основные пути пролегали немного севернее, через Томск, но мы помним, что когда организовывали экспедицию Витуса Беринга, то именно у нас в Кривощёкове заготавливали продовольствие для этой экспедиции. То есть несмотря на то, что путь проходил севернее, из Каинска на Томск, Кривощёково, находящееся южнее, играло не последнюю роль — здесь была продовольственная база.
То же самое было, когда отправлялись в научные экспедиции шведы. Они приходили сюда и оказывались здесь, на территории Кривощёкова, которое было продовольственным складом для этих экспедиций. Вот так, скорее всего, у нас появились первые протестанты.
Что касается поляков, то они были в Сибири и раньше. Их появление было связано ещё со Смутным временем XVII века.
Евгений Ларин: А поляки — это уже католики?
Владислав Кокоулин: Да, поляки — это католики. Если мы говорим об их появлении в Сибири в XVIII веке, то оно связано с эпохой Екатерины II, — с разделами Польши, потом с польскими восстаниями. И вот эти поляки, которых тогда обобщённо назвали «Литва», и могли оказаться на территории Кривощёкова.
Евгений Ларин: А почему Литва? Это же разные государства?
Владислав Кокоулин: Раньше было единое Польско-Литовское государство. Была Люблинская уния, которая образовало Польско-Литовское государство. Мы помним, что Иван IV хотел сделать своего сына великим князем Литовским, и он автоматически стал бы Польским королём, таким образом, к Российскому государству присоединялась бы Речь Посполитая. Но тогда у Ивана IV сделать этого не получилось.
Кстати, большинство литовцев были православными, католиков в то время среди них не так много было. Католиками были поляки, а литовцы стали католиками позже. И вот эти литва-поляки оказались на территории Сибири и, соответственно, на территории Кривощёкова.
Евгений Ларин: То, что поляков в Сибири было много, мы понимаем. Но вот шведы — это новость! Хотя, конечно, многие, наверное, смотрели фильм «Тобол» — сильно рекомендовать я его, конечно, не буду, но там эта тема шведов в Сибири как раз звучит.
Владислав Кокоулин: Шведов в Сибири было достаточно много — не сотни, а тысячи человек. Конечно, когда заключили мир, большая часть их вернулась на родину, но часть осталась.
Евгений Ларин: Таким образом, галочку мы ставим: шведы в наших краях отметились.
Упомянутый уже мною историк Евгений Антропов к книге «Новосибирск. Этнические аспекты истории города», ссылаясь на ту же Тамару Семёновну Мамсик, пишет:
«В первой половине XVIII века на обоих берегах реки Оби в черте будущего города возникли поселения Кривощёкова — Малая, Чомская Малая, Чомская Большая, Усть-Инская, Ельцовская, Верткова и Ересная, во второй — Бугринская. Социальное и этническое происхождение первых жителей перечисленных приобских деревень было неоднородным. При преобладании русских здесь также проживали мордва, зыряне, пермяки, чуваши, башкиры, белорусы (малороссы), поляки, немцы, греки и представители других народов; это были крестьяне, служилые люди и ссыльные».
И вот вопрос: откуда такое разнообразие? Откуда пришли сюда представители всех этих народов?
Владислав Кокоулин: Вот когда мы говорим о том же походе Ермака и других казаков, мы обычно представляем себе, что в них участвовали русские.
То есть когда мы говорим о казацких отрядах, то мы должны понимать, что это были не чисто русские отряды.
Евгений Ларин: То есть если бы они могли бы сфотографироваться на память, то на фото этой ватаги бы мы сейчас увидели довольно пёструю компанию!
Владислав Кокоулин: Причём если чаты и телеуты на этой территории здесь жили со своими семьями, в жёны они брали своих соплеменниц, и у них рождались дети, то, если мы говорим о тех же поляках, шведах или казаках, которые приходили в Сибирь, эти люди были мужчинами, а жёны у них были из местного населения, ведь женщин они с собой не везли. Они же не семьями сюда ехали. Поэтому они здесь смешивались с местным населением. Так, пленные шведы были мужчинами, женщин среди них не было, поэтому мы и говорим о том, что шведы вошли в составе компонента.
Действительно, когда мы говорим о казацких отрядах, то они были многонациональными в современном понимании, там были представители разных народов, например, поволжских: мордва, зыряне, чуваши, башкиры. И вся эта масса народа перемещалась в Сибирь. Только сибирские татары, которые тоже входили в состав служилого населения, жили здесь со своими семьями, поскольку они были местным населением.
Евгений Ларин: Известно, что Сибирь заселялась волнообразно, многие исследователи выделяют несколько волн прихода переселенцев. Можем ли мы выделить какие-либо периоды массового пришествия, переселения в Сибирь каких-либо народов. Например, в одном из неакадемических источников — это был документальный фильм о разных периодах освоения Сибири, — мне встретился факт, о котором я прежде ничего не слышал. Дескать, в 1830-х годах было насильственное переселение в Сибирь евреев. Их зачисляли в государственные крестьяне, ямщики, их наделяли землёй и многие из них здесь прижились. Что вы скажете на этот счёт? И можете привести ещё примеры подобных переселений?
Владислав Кокоулин: Если этот факт комментировать, то он историческими источниками не подтверждается. Есть источники первичные, где мы можем говорить о достоверности, есть вторичные, в которых достоверность иногда сомнительна. Там возможны художественные преувеличения, иногда присутствуют какие-то местные легенды.
Если мы говорим о волнах переселения, то давайте не будем говорить о том, насильственные ли это были переселения или добровольные, мы будем рассматривать их вместе.
Евгений Ларин: Нам важен результат!
Владислав Кокоулин: Да. Итак, вначале с казаками в Сибири появились представители разных народов Поволжья, которые собирала по пути казачья ватага. Потом, при Петре I, в Сибирь отправились шведы, затем, при Екатерине — поляки, в XIX веке они тоже сюда шли.
После было переселение периода конца строительства Транссибирской магистрали. Кстати, гастарбайтерами на строительстве Железнодорожного моста у нас работали итальянцы.
Евгений Ларин: А почему же итальянцы? У нас что, таджиков не хватало?
Владислав Кокоулин: Я, конечно, понимаю, что это шутка, но таджики и в самом деле сюда в то время не ехали. Тогда их территория вполне могла прокормить население. Конечно, мы можем говорить о бухарских купцах, которые торговали. «Бухарские» сёла со смешанным таджикско-узбекским населением есть в Омской области, в Тюменской области.
Что касается казахов, то они жили рядом с нами и постоянно к нам сюда приезжали. Есть этнические казахи, которые всегда жили на территории современной России. Есть политические границы, а есть этнические, и вот юг Новосибирской области, юг Омской области, Тюмень, Саратов, Волгоград, Астрахань — это территории, на которых казахи жили со времён Кимакского каганата, а потом Чингисхана. Казахское население здесь тоже является коренным, как сибирские татары и телеуты.
На нашей территории постоянно шла активная торговля, и казахи были посредниками в торговых делах со Средней Азией, они постоянно приезжали и уезжали.
Ну, а в период строительства железнодорожного моста самым ярким явлением для наших мест, как я уже сказал, были итальянцы. Они приехали сюда целенаправленно, на заработки, из европейской части нашей страны — не прямиком из Италии, конечно.
Крестьянские переселения в Сибирь происходили со времени отмены крепостного права. Самые массовые переселения крестьян были во времена проведения столыпинской аграрной реформы. Из европейской России шли волны крестьян, и это были не только русские крестьяне. В Сибирь шли представители народов Поволжья — те же башкиры и другие народы.
Во время Первой мировой войны на нашей территории оказались пленные немцы, австрийцы и турки. Отношение к пленным в то время было немного другое и, поскольку мужского населения не хватало, совершенно нормальной была ситуация, когда их привлекали на хозяйство в качестве рабочей силы. Пленные охотно заменяли мужиков, которые ушли на германский фронт.
Дальше был период революции и гражданской войны — в это время здесь кого только не было! И чехи, и поляки, и румыны, и американцы, и французы тут побывали.
В 1920-х годах в Новосибирск приглашали квалифицированных инженеров-немцев.
Евгений Ларин: Одним из был немецкий архитектор Рудольф Волтерс, который участвовал в проектировании железнодорожного вокзала и посёлка при станции Инской. Об этом периоде он написал книгу «Специалист в Сибири». Очень увлекательное чтиво! Рекомендую.
Владислав Кокоулин: Да, там он очень ярко описывает реалии конца НЭПа, начала 1930-х годов, реалии нашего города — как он здесь жил, как работал, с кем встречался, что ел и что его удивляло в Сибири.
В 1920-х, а потом и 1930-х годах был голод в Поволжье, в Сибирь хлынуло огромное количество самого разнообразного населения. В 1920-х годах к нам также приезжали из Прибалтики, у нас появлялись и эстонские, и латышские деревни. Известный специалист по этому периоду — ныне покойный профессор Михаил Николаевич Колодкин — написал очень интересную книгу под названием «Балтийские поселенцы в Сибири». Они жили на территории Новосибирской области. С городским населением они меньше смешивались, поскольку жили они в сельской местности, но, тем не менее, потомки от смешанных браков в Новосибирске есть.
Когда началась Великая Отечественная война, из Поволжья в Сибирь переселяли российских немцев. А в послевоенный период было несколько больших волн строителей чего бы то ни было в Сибири — БАМа, КАТЭКа, участников других великих строек. Они приезжали в Сибирь в составе молодёжных отрядов из Украины, Белоруссии, Прибалтики, Средней Азии и других регионов.
Евгений Ларин: Мне ещё, например, вот такой факт встретился: 12 июля 1946 года облисполком принял решение «О хозяйственно-трудовом устройстве, материальном обеспечении и культурном обслуживании спецпереселенцев-калмыков, расселённых на территории области».
Владислав Кокоулин: Да, время сталинских репрессий. Это было переселение народов.
Конечно, город Новосибирск не был местом пересылки, депортированных отправляли больше в Нарым, на Дальний Восток.
Кстати, немцам, которых переселили во время войны, не разрешали выезжать из Сибири до 1970-х годов. Это были российские немцы — территории, на которых жили этнические немцы, были частями Российской империи, например, Курляндия. И немцы, которые там жили, были на службе у российского правительства — у петровского, потом у екатерининского. При Екатерине эти немцы переселялись в Поволжье, так что эти немцы уже давно не были германскими. При Сталине их переселили в Сибирь, в Казахстан. А потом, когда ограничения на выезд из Сибири для них сняли, они стали расселяться по российским городам.
Евгений Ларин: Мы сейчас перечислили достаточно много исторических эпизодов и многие народы в них участвовали. Если подытожить эту периодизацию, то кто из тех народов, которые осели и обосновались в Новосибирске, оказались самыми многочисленными группами?
Владислав Кокоулин: Самая многочисленная группа у нас здесь — это, как ни странно, российские немцы. На территории области именно немцы — даже не сибирские татары — третьи по численности после русских и украинцев. Это удивительный факт. Дальше идут татары и все остальные народы, которых меньше по численности. Если мы посмотрим, сколько народов живёт в Новосибирске по переписи 2010 года, то мы увидим длинный список из 30 строк, в который входят даже финны.
Евгений Ларин: Вообще, во множестве разных источников можно встретить сведения о том, что в Новосибирске сегодня живут представители 120 и больше национальностей. И довольно трудно себе представить, какие это народы, ведь статистика — это интересная вещь. Если какой-то человек назовёт себя навахо, то статистика скажет нам, что в Новосибирске живут навахо. Представители каких народов, проживающих в нашем городе могут вызвать у нас удивление? Кто они и какими путями к нам пришли?
Владислав Кокоулин: Сейчас в Новосибирске уже, наверное, никто никого не удивит — кого у нас тут только нет! Сейчас на учёбу в вузы приезжают вся Азия и Африка. Смешанные браки, которые в нашей стране имеют место со времени Олимпиады-80, докатились и до Сибири. У нас живут люди из других стран, которые приехали к нам учиться, а после учёбы остались жить и работать в Новосибирске. Например, из Колумбии. Экзотическая страна, которая в нашем представлении связана в основном с наркомафией. Но оказывается, что оттуда тоже к нам приезжают молодые люди, учатся (в основном на медицинских специальностях), а потом остаются работать.
30 народов — это те народы, представителей которых в нашем городе много. А дальше — до 120 народов — те, которых уже меньше, их сотни, десятки и единицы.
Так что удивить нас кем-то сложно. Но вот судьбы некоторых людей, которые побывали в Сибири, очень интересны. Вот одна из них.
В Ново-Николаевске он не был, поскольку в его время этого города ещё не было, он был в Кривощёкове. Это поляк Мориц Август Бенёвский, который стал королём Мадагаскара.
Екатерина II решила не поднимать международный скандал, а просто отправила его на Мадагаскар в составе экспедиции. А там местные старейшины избрали его главой Мадагаскара, главой там был выборный племенной король. Вот так. Человек побывал в плену в Сибири, бежал, а потом стал королём целого острова.
Евгений Ларин: Никогда нельзя предугадать, куда забросит тебя судьба!
Владислав Кокоулин: И таких судеб много. Многие из тех, кто побывал в Сибири в плену, вернувшись, либо писали интересные воспоминания, либо судьба их складывалась необычным образом.
В Ново-Николаевске во время гражданской войны побывал Ярослав Гашек, знаменитый автор «Похождений бравого солдата Швейка». Одно время он работал в Иркутске, состоял в политотделе Красной армии, занимался пропагандой и дважды побывал в нашем городе.
Чехов в городе после гражданской войны осталось не много. Но всё же их потомки в Новосибирске есть. Однажды я читал лекцию о гражданской войне, рассказывал о чешских легионах, и после лекции ко мне подошла одна женщина и рассказала, что её дедушка был в составе этих чешских частей. Здесь он нашёл себе жену, потом они уехали в Чехословакию, а после Великой Отечественной войны в Новосибирск приехали уже родители этой женщины — она родилась в нашем городе. И такие бывают интересные судьбы.
Евгений Ларин: Отвечая на тот вопрос, который мы поставили в начале нашей беседы, — кем по национальности является новосибирец? — мы нарисовали довольно пёструю картину, так что легко можно запутаться. Новосибирск изначально был, остаётся и, наверное, ещё долго будет многонациональным городом. И транзитным.
Владислав Кокоулин: Действительно, ведь здесь проходят транспортные магистрали. А средний новосибирец — это человек смешанной национальности. Это сибиряк. Все мы сибиряки!
Евгений Ларин: Мы за дружбу народов!
Слушать аудиоверсии программы «Вечерний разговор об истории» теперь можно также в разделе подкастов на Яндекс Музыке.
#Однажды в Новосибирске #Интервью #Городская история #Культурный город #Городская волна