29 сентября на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывала исследователь истории города и автор экскурсионных маршрутов Елена Воротникова. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.
Взгляд назад. Исторический календарь
25 сентября 1913 года томские губернские власти закрыли в Ново-Николаевске общество приказчиков. Причиной тому послужило активное участие общества в забастовке солидарности с торговыми служащими компании «А. Ф. Второв и сыновья» в Иркутске.
25 сентября 1929 года открылся Новосибирский машиностроительный техникум. В 1937 году его преобразовали в авиационный техникум, а в 1991-м он получил статус колледжа и стал называться Новосибирским авиационным техническим колледжем.
25 сентября 1943 года президиум верховного совета СССР наградил комбинат №179, то есть завод «Сибсельмаш», орденом Ленина.
25 сентября 1948 года на северной окраине Новосибирска основали секретный завод по выпуску урановой продукции. Его назвали предприятием №80, или заводом химконцентратов. Район, который примыкал к заводу, по тогдашней терминологии называли соцгородком — за особый режим снабжения и особое отношение со стороны властей. А курировал проект член президиума ЦК Лаврентий Берия. В 1951 году на 80-м заводе начали выпускать уран, и на первых порах его выплавляли открытым способом.
26 сентября 1924 года постановлением президиума совнаркома в Ново-Николаевске создано акционерное (паевое) общество «Сибкрайиздат». 28 сентября 1930 года его закрыли.
С 27 по 30 сентября 1920 года в Ново-Николаевске проходила губернская партийная конференция. На ней обсуждали международное положение республики, новую экономическую политику, борьбу с голодом, кооперативное строительство и многие другие вопросы.
27 сентября 1941 года театр «Красный факел» перевели работать в Сталинск, нынешний Новокузнецк.
27 сентября 1960 года в Новосибирской картинной галерее открылась выставка картин Николая Константиновича Рериха. На ней было представлено 60 полотен.
28 сентября 1930 года состоялся первый выпуск 1-й Сибирской школы пилотов Осоавиахима — Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству. С 1934 года это Новосибирский аэроклуб.
28 сентября 1937 года была образована Новосибирская область. Центральный исполнительный комитет СССР утвердил Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета о разделении Западно-Сибирского края на Новосибирскую область с центром в Новосибирске и Алтайский край с центром в Барнауле. В Новосибирскую область тогда вошло 58 районов и Нарымский округ, который состоял из 13 районов.
29 сентября 1915 года в Ново-Николаевске был образован военно-промышленный комитет, он должен был содействовать развитию промышленности в интересах войны. В его состав вошла преимущественно местная буржуазия.
29 сентября 1933 года кафедру архитектуры Сибирского строительного института возглавил известный сибирский архитектор Андрей Дмитриевич Крячков.
1 октября 1895 года на станции Кривощёково бастовали 150 рабочих, строителей Сибирской железной дороги. Они протестовали против тяжёлых условий и плохого питания. Однако забастовка окончилась поражением.
1 октября 1906 года в Ново-Николаевске открыли частное мужское училище 1-го разряда, которое готовило юношей для поступления в технические вузы по программе реальных училищ. В 1908 году его преобразовали в частное реальное училище, а в 1910-м — в правительственное. В 1913 году ему присвоили имя Дома Романовых.
1 октября 1919 года вышел первый номер газеты «Советская Сибирь». А в этот же день в 1923 году открылось одноимённое издательско-полиграфическое предприятие.
1 октября 1932 года по приказу директора завода горного оборудования для подготовки рабочих завода была образована школа фабрично-заводского ученичества — ФЗУ. В 1936 году училищу определён новый профиль — самолётостроение. С 1957 года ФЗУ преобразовано в ПТУ №1, это одно из старейших училищ города.
1 октября 1933 года открылся драматический театр «Старый дом». Он возник как Новосибирский передвижной колхозно-совхозный театр и существовал как филиал театра «Красный факел», работал он в основном по области. В ноябре 1943 года он становится Новосибирским областным драматическим театром, а «Старым домом» — с 1992 года.
Однажды в Новосибирске. Третий в Сибири
26 сентября 1959 года академик Сергей Соболев прочитал первую лекцию в Новосибирском государственном университете, и этот день считается началом занятий в НГУ. Новосибирск стал третьим университетским городом в Сибири после Томска и Иркутска.
Открытие университета общественность города торжественно отметила в концертном зале театра оперы и балета. Первых студентов напутствовал академик Сергей Христианович, а ректор университета академик Илья Векуа рассказал собравшимся о задачах нового вуза.
На первый курс дневного отделения поступили 175 юношей и девушек. Более половины из них были производственниками. 150 студентов поступили на вечернее отделение. Это были строители, заводские рабочие и лаборанты.
В университете он сумел соединить образование и науку, несколько специальной появились в НГУ задолго до того, как их «узаконили». Это, например, «сварка взрывом», «прикладная лингвистика», «экономическая кибернетика» и «математическая биология».
Было — не было. Новосибирск Ильи Лаврова
Гость в студии «Городской волны» — исследователь истории города и автор экскурсионных маршрутов Елена Воротникова.
Евгений Ларин: Книги писателя, о котором мы будем сегодня говорить, в советское время точно были в домашней библиотеке практически каждой новосибирской семьи. Наверное, у тех, у кого их не было, просто не было никаких книг — такое, конечно, тоже случалось в самой читающей стране мира. Илья Михайлович Лавров был очень популярным автором у новосибирской читающей публики. И он был именно новосибирским писателем, наверное, даже самым новосибирским. В этом мы сегодня убедимся — я в этом уверен — в нашей главной рубрике.
Лаврова называют патриархом сибирской лирики. Между тем, мы намеревались поговорить о городе Новосибирске в книгах Лаврова, и я полагаю, что это, в первую очередь, книга «Мои бессонные ночи» — эпический автобиографический роман Ильи Михайловича Лаврова.
Поэтому давайте вперёд несколько слов о лирике. В чём лиричность Лаврова?
Елена Воротникова: Прежде всего, нужно отметить язык Ильи Михайловича Лаврова. Он настоящий мастер слова. Читать его — это просто наслаждение. Лавров — автор очень тонко и остро чувствующий и умеющий подбирать слова, их сочетания. Он писал о том, что, наверное, близко каждому — о любви, о человеческих переживаниях, о природных явлениях, которые он наблюдал.
Евгений Ларин: Вневременная классика!
Елена Воротникова: Это действительно так! Мне кажется, что книги Лаврова придутся по душе каждому, потому что то, о чём он пишет, — всегда понятно, актуально и всегда нужно.
Евгений Ларин: Помимо того, что Лавров был тонко чувствующем лирическим писателем, он был ещё и профессиональным актёром, а эта профессия тоже ежедневно требует большого душевного напряжения. То есть эмоционально Лавров работал практически на износ! Это не как у Маяковского: «землю попашет, попишет стихи». Душа его обязана была трудиться и день, и ночь! Как он справлялся?
Елена Воротникова: Про это есть даже цитата самого писателя. Он говорил так:
«Я всё время живу как бы на острие любви, всё время что-нибудь мучительно люблю: или живописный листопад, или девчонку, или стихи или книги, или свои мечты. И сердце для всего открыто, и от всего ему больно или счастливо, а то и то, и другое сразу».
Евгений Ларин: Как мы знаем из книги «Мои бессонные ночи», он по временам решал то отказаться от театра, то отказаться от... Но от писательства он, по-моему, всё-таки не намеревался отказываться. Но он постоянно себя истязал тем, что не находит каких-то нужных слов, каких-то нужных сюжетов, его постоянного от этого лихорадило.
Елена Воротникова: Да! Кстати, многие классики литературы писали об этом, о том, что при таком остром чувствовании всего есть необходимость выразить эти чувства, донести их до родственных душ. Лавров жил этим.
Евгений Ларин: Лавров был писателем советским, и вы, Лена, отмечали это в своей лекции, что он писал в то время, когда было принято писать о героях, о героях производства, о каких-то сверхлюдях, людях будущего. А тут, понимаете, какие-то душевные метания, какие-то бессонные ночи. Да вообще некогда спать! Надо перевыполнять нормы! Это на нём как-то отражалось? Не клевали критики соцреализма?
Елена Воротникова: Его постоянно критиковали! Довольно длительный период, когда нужно было изображать эту плакатную монументальность, этих передовиков, победителей, Лавров писал о лирике, о жизни такой, какая она есть, и его постоянно критиковали.
Евгений Ларин: И он был признанным, он был любимым, почитаемым. Он был членом Союза писателей, а в советское время это было, наверное, не просто корочка!
Давайте теперь о Новосибирске Ильи Лаврова. Вот мы, те, кто учились в советской школе, конечно, все писали сочинение на тему «Петербург Достоевского» — писали и мало понимали то, о чём пишем. Мы никогда не видели этого Петербурга Достоевского.
У Музея Новосибирска есть экскурсия «Новосибирск глазами Юрия Кондратюка». И я знаю, что уже есть экскурсия вроде «Новосибирск глазами Ильи Лаврова». Она состоялась, она была апробирована?
Елена Воротникова: Да, но это было давно. Эту экскурсию я уже давным-давно сделала, и пару раз она была апробирована. Один раз — на одной из музейных ночей. Мы её вели на двоих с Натальей Ивановной из Дома сибирской книги. Во второй раз я проводила эту экскурсию для своих друзей, которые благодаря мне стали почитателями Ильи Лаврова.
Евгений Ларин: Давайте сегодня попробуем если не пройти по всему этому маршруту, то побывать в каких-то его точках. Где бы мог начаться этот маршрут? Мне из первых страниц книги «Мои бессонные ночи» особенно запомнилась сцена траурного митинга в день похорон Ленина. Когда в Москве хоронили Ильича, у нас народ собрался на центральной площади — сейчас это площадь Ленина. Это был январь 1924 года, и по описанию мы понимаем, что это всё ещё базарная площадь, которую Лавров называет Октябрьской. Мне, кстати, так и не удалось, кажется, больше нигде найти этого названия. Мы знаем, что площадь Ленина несколько раз меняла своё название, но то, что она была ещё и Октябрьской, мне кажется, мы узнаём только от Лаврова.
Это первая точка маршрута, или его можно начать ещё раньше?
Елена Воротникова: Можно начать ещё раньше. Я начинаю маршрут с бывшей улицы Бийской (сейчас это Депутатская), потому что на этой улице стоял дом писателя. У него есть много интереснейших бытовых зарисовок — это именно то, чего часто не хватает в экскурсиях: настоящая жизнь людей, яркие персонажи. Лавров очень здорово всё это описывает.
Евгений Ларин: Давайте подтверждать это всё примерами из книги!
Елена Воротникова: Один из таких сюжетов тоже относится к Бийской улице. Сейчас там, конечно, тех домов, которые описывает Илья Михайлович, не сохранилось. Но был такой сюжет в истории нашего города — это 1920-е годы, когда город бурно разрастался, и домовладельцы должны были пускать к себе советских служащих за какую-то небольшую плату, иначе к ним применялись санкции.
Евгений Ларин: Это было то время, когда к нам переезжает Сибревком, издательства газет, различные партийные и советские организации, и город становится столицей Сибири?
Елена Воротникова: Да, совершенно верно! И вот у Лаврова была одна соседка, довольно прижимистая дама. Он описывает её комичный портрет. У неё было прозвище — Коробочка, как у Гоголя в «Мёртвых душах». Лавров пишет о ней так:
«Собаку и кошку она морила голодом. Из-за жадности ходила обедать к родным и знакомым. Перед каждым выходом из дома гадала на картах, пытая судьбу, что её ждет, пудрилась, чернила брови и румянила рыхлые булки щек. Она была вдовой и охотилась за женихами».
И тех самых советских служащих, которых подселяли к ней на квартиру, конечно, ей было невыгодно долго держать у себя, поэтому она им всячески вредила. И вот что пишет Лавров о том, как она их выживала:
«Бывало, разобьёт случайно чашку, тут же слепит осколки хлебным мякишем и подсунет квартиранту. Тот, ничего не подозревая, берёт чашку, а она разваливается, и бежит квартирант в магазин за новой».
Евгений Ларин: Очень остроумно!
Елена Воротникова: Да, а однажды своих квартирантов она выкуривала серой:
«Летом перебралась в амбар, замуровала в доме все отдушины, запечатала окна и подожгла в подполье кучу жёлтой серы, дескать, мыши и крысы одолели и она травит их. Целый месяц в доме лениво клубилось облако вязкого, ядовитого дыма».
Евгений Ларин: У Лаврова очень много описательных моментов, мест, где он жил — центр, Закаменка, где он провёл детство, очень много той самой базарной площади, мы фактически можем написать картину!
Елена Воротникова: Когда мы читаем Лаврова, мы просто видим эту базарную площадь, эту сутолоку, суматоху, этих мальчишек, которые носятся там, пробуют мороженое и петушков на палочке. Это магия словесной изобразительности, когда перед читателем встаёт яркая картина того, что происходило на этом месте.
Евгений Ларин: Кстати, есть исторические факты, подтверждение которым мы можем найти у Лаврова, а есть такие вещи, которые, мне кажется, мы узнаём только у него. Если мы вернёмся к эпизоду траурного митинга на площади, которую называли Октябрьской, то там отмечаются такие интересные детали, которых я больше нигде не встречал.
Елена Воротникова: Да, я тоже. Например, оказывается, над площадью во время этого митинга кружился аэроплан, «бросая вниз красные ракеты», и постоянно звучал похоронный марш:
«Кончает один оркестр, начинает другой. И вдруг с каланчи на городском корпусе, что выходит на площадь, падает восемь звучных, будто бы круглых, ударов колокола. Уже восемь часов. С трибуны несется: — Сейчас, товарищи, тело Ильича предается погребению!»
От кого бы ещё мы узнали такие детали того, как это происходило!
Евгений Ларин: Кстати, по поводу названия площади Октябрьской — это действительно было официальное название, оно ещё где-то фигурировало? Мне его больше нигде найти не удалось.
Елена Воротникова: Я тоже нигде больше не встречала этого названия, может быть, это было народное название, может быть, стоит просто ещё глубже исследовать эту тему. Ну, я тоже впервые встретила такое название у Ильи Лаврова.
Так же и про переименование Ново-Николаевска. У всех гидов, наверное, это одна из любимых тем — туристам и жителям города она заходит.
Евгений Ларин: Кстати, это один из моих любимых вариантов, Курултай — это прекрасное название!
Елена Воротникова: Были ещё такие варианты, как Лашевичград и так далее. И вот Лавров пишет про этот сюжет в истории города, о том, что его предлагали назвать его Партизанополем — я лично видела в «Советской Сибири» это название, там публиковались варианты имени для города — Краснооктябрьском, Курултаем и Оревсибом. И вот такого названия, как Оревсиб, что означало «организатор революции в Сибири», среди предлагаемых вариантов, которые публиковались в газете, я не встречала.
Евгений Ларин: А для меня стало большой новостью то, что слово «Курултай» можно ещё и как-то расшифровать! Это же название народного съезда и монголов, бурятов, алтайцев и других тюркских народов!
Елена Воротникова: Да, народный съезд, центр съезда азиатских народов. А Лавров расшифровывает это слово, точнее, он предлагает версию. Он пишет, что это название было составлено из нескольких слов, но, дескать, он забыл, каких, и сейчас не может расшифровать это «курултай». Он предполагает, что там были слова «культура», «коммунизм», «революция». И вот ты из этих слов создался такой словесный образ.
Евгений Ларин: Это мне напоминает ситуацию, когда создавали новые советские имена — брали уже существующие имена, например, азиатские, и расшифровывали их но-новому. Донэра — «дочь новой эры». В таком духе.
Елена Воротникова: У Лаврова и про это есть. У него есть упоминание про обряд октябрин. Это известный факт, что в советское время, когда шла борьба с религией, обряд крестин меняли на обряд октябрин. В храме собирались молодые родители с ребёнком, затем они давали клятву, что обязуются сделать из ребёнка настоящего ленинца, после голосованием выбиралось, а заканчивалось всё пением Интернационала.
И вот у Лаврова мы встречаем совершенно конкретный сюжет. Он рассказывает про некоего рабочего Архипова, который решил стать продвинутым жителем советского государства, и ему товарищи устроили октябрины в клубе Петухова. Лавров пишет:
«... народ его сынишке имя дал. Хорошее, боевое имя Вил. Это сокращённое Владимир Ильич Ленин. Предрабочкома даванул антирелигиозную речугу. Рабочие дали наказ воспитать из сына железного, несгибаемого борца с мировой буржуазией. Посажённые отец и мать были, всё чин чином. Из загса товарищ пришёл, документы оформил».
Правда, Архипов потом всё-таки убежал к бабкам, и они окрестили сына. И этого Архипова за это выперли из комсомола. Но шаг был сделан!
Евгений Ларин: Ещё у Лаврова мы узнаем удивительные вещи о реалиях, которых сегодня уже нет, например, о том, как работали водовозы — есть замечательное описание!
Елена Воротникова: Да, его отец, Михайло Лавров, был сначала ломовым извозчиком. Илья Михайлович описывает время, когда появляются новые технологии, и старорежимным людям приходится постоянно адаптироваться. Лавров пишет, как ворчал его отец, а потом купил огромную бочку — и из извозчика стал водовозом.
Есть в книге очень выразительная бытовая зарисовка:
«Утром угрюмый отец привёз продолговатую бочку. Он крепко-накрепко прихватил её веревками к телеге. Сверху у бочки было прорезано четырехугольное отверстие — наливать воду. Отверстие накрывалось тряпкой и крышкой на шарнирах. Сбоку, из днища, торчал медный кран.
Так отец стал водовозом. Без воды людям не обойтись. Здесь был твёрдый заработок.
Отец подкатывал к городской водокачке. Она вздымалась кирпичной башней. Из неё высоко торчал кран с широкой трубой из листового железа. Отец вставлял трубу в отверстие бочки, и по ней с гулом обрушивалась толстая, как бревно, твёрдая, прозрачная струя воды. Труба сотрясалась».
Евгений Ларин: Какие у нас ещё есть лавровские точки на нашем экскурсионном маршруте?
Елена Воротникова: Их полно!
Практически весь центр города, весь популярный сейчас Тихий центр — это всё места, которые Лавров описывал, с которыми связаны какие-то истории из его жизни.
Например, школа, в которой учился Илья Михайлович, и которую он, как и многие такие творческие, сверхталантливые люди, он не закончил. Он ушёл в Театральный техникум. Это школа имени Бориса Богаткова на улице Октябрьской. Он красиво описывает её архитектуру.
Евгений Ларин: Одна из крячковских школ!
Елена Воротникова: Да, именно. У него есть вот такое красивое её описание:
«Я осторожно выглядываю из-за угла и вижу старинную двухэтажную школу. Лебедино-белая, обдуваемая синим ветром, она походит на корабль в зелёных волнах тополиной листвы. Её борта окаймляют кирпичные белёные зубцы, точно на кремлёвских стенах. Среди крыши-палубы, над главным входом, возвышается шатровая надстройка — штурманская рубка».
Узнаваемый образ крячковской школы! Правда, видимо, в то время она была белёная. Она узнаваема и когда мы заходим внутрь этой школы. Сразу представляешь, как там учился юный Илья Лавров — это было время строительства нового общества, — как они с друзьями, Додькой и Севкой, выполняли задание: им нужно было разработать проекты идеальных городов, городов будущего. И Лавров нарисовал город будущего абсолютно не в тренде тех реалий.
Евгений Ларин: У него была не коробка из стекла и бетона?
Елена Воротникова: Нет. В отличие от его друзей, которые предлагали, кстати, очень стильные, интересные авангардные проекты, Лавров предложил уединённые особнячки, которые находятся на природе. По реалиям того времени это была пропаганда мещанства!
Евгений Ларин: Но, кстати, он нарисовал настоящий город будущего! Это же был наш Академгородок, которого тогда ещё не было.
Елена Воротникова: Да! И вообще это было то, к чему мы стремимся сейчас — жилые комплексы, кварталы, которые находятся ближе к природе.
Лавров был деткором — детским корреспондентом школьной газеты. И он выступил против тех проектов, которые разрабатывали его друзья. Он написал так:
«Я отвергаю все жилые блоки, дома-коммуны и ещё там что-то. Сияющие шары, набитые сотнями людей — нет, это не по мне. Я писал уже о коттеджах в лесу, это лучше. А то как марсиане в шарах».
Ну, естественно, потом была разгромная статья в стенгазете с карикатурой, где Лавров сидит на веточке с какой-то там жареной курицей в руке, и было написано, что, мол, ребята, деткор Лавров пропагандирует свои мещанские вкусы, нужно с ним поработать!
Евгений Ларин: Буржуй! Рябчиков есть!
А вообще, город Лаврова — какой? Какое настроение его города мы можем почувствовать? К чему он больше склоняется, что он больше любит? Что-то старое, уходящее в прошлое — например, переправу через Обь с паромом, о которой он пишет, — или всё новое: появляется трамвай, появляется световая газета в Первомайском сфере, строятся новые здания и их он описывает тоже довольно восторженно. Но к чему у него больше лежит душа?
Елена Воротникова: Я не вижу у Лаврова противостояния между старым и новым. Он с восторгом пишет о новом строящемся городе и также очень тепло, уютно и лирично описывает атмосферу деревянного дома, особенно зимой. У него сквозная линия — это природные явления, которые обрамляют все его зарисовки, движение природы. Мне кажется, что он любил и принимал всё.
Евгений Ларин: И он оказался как раз на стыке старого и нового. Ведь при нём ещё были живы левобережные сёла, и он наблюдал, как ехали с базара или на базар мужики, бабы с корзинами.
Елена Воротникова: Да, и он их описывал очень живописно.
Евгений Ларин: Много ли можно узнать тех мест, которые описывают в своей книге Лавров? Или город уже совершенно другой?
Елена Воротникова: Для меня все места узнаваемые, даже если они изменились внешне. Есть какая-то особая атмосфера, которую в этих местах чувствуешь, видишь их суть.
Есть ещё какая-то магия в том, как он описывает природу, времена года — через это чувствование, которое мне близко, также и места остаются родными и знакомыми, хотя они изменились.
Евгений Ларин: Очень хотелось бы отметить ещё вот что. В своём неповторимом стиле Лавров ведь описывает не только места, не только какие события, которые там происходили, он ещё очень точно описывает и чувства людей. Это, например, можно видеть в сюжете о сносе старого кладбища, на месте которого сейчас Центральный парк. Там он подробно передаёт, о чём говорили люди.
Елена Воротникова: Да, через его описание начинаешь чувствовать такое же острое отчаяние, которое чувствовали эти люди. Действительно, Лавров — мастер описывать чувства. В общем, он к этому и стремился: правдиво описать свои чувства и разделить их с кем-то.
Эпизод на кладбище — это очень такой тяжёлый драматичный сюжет:
«На кладбище пришло человек двести, рассыпались среди шумящих на ветру берез; залязгало железо, затрещало дерево: выворачивали кресты, памятники, оградки, стаскивали их в кучу.
Вокруг этой кучи собрались старики, старухи. Поднялся вой, причитания.
Мне стало нехорошо. <...> На каменных плитах и памятниках, испятнанных дождем, были надписи. Их вызывающе громко читал какой-то мужчина <...>.
„Спи спокойно, наш дорогой и любимый отец“, — громко звучал голос. „Пусть земля тебе будет пухом“. „Жди меня, доченька, в мире вечного покоя“. „Мир праху твоему!“
С десяток комсомольцев, притащивших узорные оградки, остановились, слушали».
В конце концов, это закончилось тем, что кладбище сровняли с землей.
Евгений Ларин: Началась война, закончилась война, началась новая жизнь, и всему этому был свидетелем Илья Михайлович Лавров. И обо всём этом книга «Мои бессонные ночи».
Елена Воротникова: А как он писал о любви!
Евгений Ларин: Мне показалось, что любви у него даже слишком много для советского писателя.
Елена Воротникова: Как он страдал, когда у него с его любимыми девушками что-то не ладилось, как он был вдохновлён на пике любви, как он провожал Тоню в лютый мороз в Закаменку по Сибревкомовскому мосту! Это нужно просто брать и читать! Прикоснитесь к этому сами.
Евгений Ларин: Вопрос, который я приготовил, чтобы задать его ближе к завершению, возможно, прозвучит странно, но я его сформулирую его именно так: зачем читать Лаврова?
Елена Воротникова: Книги Лаврова — это книги, пробуждающие чувства.
Евгений Ларин: Они больше о Новосибирске или всё-таки больше о людях и о нём?
Елена Воротникова: Они и о Новосибирске, и о людях. Книги Лаврова нужно читать для того, чтобы полюбить и прочувствовать наш город, понять, что у него есть своя самобытная история, что в нём жили люди, которые видели этот город, проживали здесь какие-то события. Это такие же люди, как мы. Город — это люди. Это глубокое наследие вы найдёте в книгах Лаврова. Город откроется вам живым, с живыми людьми, которые его населяли.
Евгений Ларин: Тот город, о котором мы читаем у Лаврова, ещё существует?
Елена Воротникова: Конечно, он существует! Мы — преемники того, что в нём происходило.
Евгений Ларин: Ну, и наконец, когда же мы всё-таки сможем побывать на экскурсии, услышать аудиогид или в каком-то виде пройти этот маршрут?
Елена Воротникова: Хотелось бы, конечно, снять фильм. Материал здесь явно для фильма. Для большого глубокого фильма.
Евгений Ларин: В стиле наших известных «Прогулок по Новосибирску»?
Елена Воротникова: Я бы сделала шире. Мне бы хотелось и личность писателя тоже раскрыть. Он был очень интересным, замечательным человеком.
Что касается экскурсии, то в индивидуальном порядке я готова провести её в любое время. А запланированную экскурсию обещаю сделать в ближайшее время. Мы с Музеем Новосибирска планировали сделать как раз осеннюю прогулку. Думаю, что мы её сделаем.
#Однажды в Новосибирске #Интервью #Городская история #Культурный город #Городская волна