Арт-объекты уличного искусства отреставрировали в Новосибирске. Проект «РеАрт» получил поддержку конкурса социально значимых проектов «Парад идей». Граффити во дворах по адресу ул. Романова, 23 и Фрунзе, 5 были созданы в рамках фестиваля «Окрашено!» четыре года назад и заметно обветшали. Почему важно сохранять такие рисунки и когда граффити — вандализм, а когда — культурная достопримечательность, поговорим с менеджером центра «Альтаир» Анастасией Батуниной.
— Расскажите, что это за двор?
— Мы находимся во дворе по адресу ул. Романова, 23 — это дворик, который мы именуем «музеем под открытым небом», где находятся граффити с фестиваля «Окрашено!» 2018 года.
— Когда работы были сделаны — за ними требовался какой-то уход или они обветшали просто из-за времени?
— Они потеряли свой первоначальный вид со временем. Соответственно, из-за климатических условий, из-за начинающих граффити-художников, которые оставляют свои теги (имена) на этих работах. После этого требуется уже какая-то работа с объектом.
— Что ещё произошло за четыре года? Граффити стали менее яркими?
— Да, очень яркие цвета на работах, как правило, выгорают. В этом дворике есть работа Миши Мака, коллективная с ещё несколькими художниками, она — красная и золотая. Эти цвета выгорают очень сильно и быстро. Плюс обсыпается сама стенка.
— Какова была идея граффити?
— Это изображение картинки телевизора, того, лампового. Когда картинка уходит — и остаются цветные полосочки и шипение. Работа называется Mute — молчание, ничего не слышно.
— Расскажите, что ещё вошло в проект, что ещё отреставрировали на деньги от гранта в «Параде идей»?
— Помимо двух двориков мы отреставрировали троллейбусы и трамвай. Они курсируют по городу, их можно увидеть.
— Были ли там какие-то интересные детали?
— Троллейбусы и трамвай — это самое весёлое. Мы работаем ночью, одной ночи вполне достаточно. С одним троллейбусом справлялись за два часа с учётом того, что мы нанесли грунт, дали ему высохнуть, а потом нанесли сверху рисунок. Но у нас была и такая ситуация, что ещё непонятно было, что с троллейбусом — выйдет ли он на линию или нет. Очень долго сох грунт.
— Расскажите, в чём сложность работ при реставрации? Как рассчитать стоимость, какие нюансы учесть?
— Самая большая сложность в том, что цены меняются каждый день, и нужно правильно попасть в сумму бюджета, которая была заложена.
Сам процесс реставрации сложен именно в том, что цвета, несмотря на то что не сильно выгорели за четыре года, всё равно потерялись. Нужно подобрать баллон, если его нет — нужно сходить купить либо красить тем, что есть, и делать плавные переходы. Потому что просто закрасить одну часть рисунка другим цветом — это не реставрация, это халтура.
Это две главные сложности.
— Как вы считаете, почему важно реставрировать эти работы?
— Мы этим занимаемся для того, чтобы популяризировать в Новосибирске уличное искусство, чтобы жители города лояльнее относились к нему. Мы учим отличать красивые, концептуальные, идейные граффити от вандальных нелегальных рисунков. Мало того, что наши граффити согласовываются, они проходят даже городской художественный совет.
Сами граффити-фестивали мы проводим, чтобы вести работу с граффити-сообществом — новосибирским и российским.
Совершается обмен опытом между художниками, происходит общение с жителями — на любых фестивалях они могут подойти поговорить с художниками, что-то узнать. Художники никогда не отказывают.
Помимо фестивалей у нас есть ещё галерея уличного искусства «100 квадратов», для начинающих уличных художников снаружи расположен легальный спот, где они могут порисовать, набраться опыта. Они могут прийти туда в любое время дня и ночи и порисовать.
— Ещё один двор, где концептуальные граффити соседствуют с чьими-то тегами.
— Да, Фрунзе, 5 — дворик с ярчайшими двумя противоположностями: уличным искусством и вандальными граффити. Те самые вандальные граффити, где можно увидеть набор букв, непонятные линии — это не искусство, это то, что остаётся в истории, где мы хотим, чтобы нас заметили (или просто побаловаться).
Красивые, концептуальные рисунки, где можно разглядеть каких-то персонажей — даже если они простые, шрифтовые, они выполнены качественно, с хорошим фоном, с хорошими цветами самого шрифта. Это тоже говорит о том, что это уличное искусство, потому что оно красиво выглядит, на него интересно смотреть, с ним хочется хоть как-то взаимодействовать. С теми же шрифтовыми работами жители нашего города фотографируются, не только с персонажами — это им тоже интересно, они начинают понимать, что этот шрифт относится к искусству, а этот — к вандалам.
Граффити-художникам разрешили делать свои выставки не только в Новосибирске, но и по всей стране они выходят с масштабными выставками. Это место притяжения иногородних гостей, для них это как достопримечательности.
В Новосибирске знают имена многих граффити-райтеров, которые живут по соседству. Люди смотрят на эти рисунки, узнают их почерк: «О, а это сделала Марина Ягода! А это — Слава Psyho». Это очень круто, мы делаем это не потому что нам интересно тусить с граффити-райтерами, а потому что жителям это тоже нравится, они это тоже воспринимают — и в большинстве случаев это положительные отклики.
Полную версию интервью смотрите в этом видео:
#Интервью #Культура #Культурный город #Молодежь #Активный город #Дом в городе #Благоустройство #Городское телевидение