В Новосибирске есть герои нашего времени с активной жизненной позицией, которые работают, творят и вдохновляют других к благородным и добрым поступкам. Те, кто своим примером ежедневно показывают, к чему можно стремиться, что, действительно, важно, и как сделать свою жизнь, жизнь других, мир вокруг лучше. Сегодня у нас в гостях известный новосибирский архитектор Игорь Викторович Поповский.
Справка: Игорь Поповский. Родился в Новосибирске в 1963 году. В 1985 году окончил Новосибирский инженерно-строительный институт, архитектурный факультет. Работал в Новосибгражданпроекте, затем руководил группой архитекторов в проектно-строительной фирме «Стройкомплект». Работал главным инженером и главным архитектором проектов в творческой архитектурной мастерской архитектора Долнакова. В 2002 году основал свою проектную фирму. Преподаёт в строительном университете и университете архитектуры дизайна и искусств. Автор нескольких десятков реализованных объектов и более 100 проектов и концепций, статей. Женат, трое детей.
Регина Крутоус: Игорь Викторович, здравствуйте, я очень рада вас видеть!
Игорь Поповский: Здравствуйте!
Регина Крутоус: Игорь Викторович, в последнее время в Новосибирске всё чаще говорят об озеленении, развитии зеленых зон и общественных пространств. Да и вы сами как эксперт принимали участие в некоторых обсуждениях по работе над «концепцией зелёных зон». Как вы оцениваете эту программу и её реализацию?
Игорь Поповский: В принципе, это в тренде мировых подходов к городу. Я бы сказал, что Новосибирск, между прочим, имеет неплохие показатели по созданию комплексной системы озеленения города. Нам, понятное дело, кажется, что город плохо озеленён. Но, если сравнивать нас с рядом европейских городов, то у нас есть и леса —чего нет во многих городах; у нас есть дикорастущая растительность, которую, например, хотят в Милане вырастить; и пояс этих лесов. То есть, биофильные города — это такой мощнейший тренд в мире, который предполагает новую парадигму развития городов, в которых будет значительно улучшена экологическая составляющая.
Новосибирск впервые подходит к этой программе комплексно. Хотя до этого такие идеи были и в генплане профессора Коршунова в 1928 году. Такие идеи были и у архитектора Пивкина, который описывал много таких трудов. Но к реализации не только не подходили, а наоборот: территории занимали магистралями, гаражами. И в конечном итоге Новосибирск разорвал ту цепочку этих зелёных территорий. Сегодня есть идея создания непрерывного зелёного каркаса, которая будет иметь какие-то приоритетные территории, какие-то вспомогательные, в которых люди будут комфортно передвигаться внутри города, и могут в этих рекреациях отдохнуть. Нельзя говорить, что эта программа исполнима в течение одного срока мэра, и даже не двух. А главное, что это не должна быть задача пятилетнего срока, а скорее всего это должен быть некий ориентир, куда двигаться, и осмысленные задачи, что в эту сторону двигаться.
Регина Крутоус: Как часто к вам как к профессиональному и общественному эксперту по архитектуре и градостроительству обращаются за советом городские власти?
Игорь Поповский: Я не являюсь советником у серьёзных лиц, но я состою в восьми советах, причём не только в городских, но и в областных. Это большая нагрузка, потому что эти заседания проходят довольно часто. Но я каким-то образом стараюсь это дело урегулировать. Что касается советов, я к ним отношусь спокойно, то есть, как человек, который является профессиональным экспертом, я могу власти дать совет, но я вовсе не ожидаю, что этот совет будет выполнен в силу сложностей выполнения. Нужно находиться в рамках диалогов, в которых происходит объяснение и аргументация всех позиций.
Регина Крутоус: 18 марта в Новосибирске прошло голосование за места для отдыха, которые необходимо благоустроить. Как вы считаете, оправданно ли участие простых горожан в таком выборе или профессионалам виднее?
Игорь Поповский: На самом деле, эта федеральная программа комфортной среды она построена даже не на том, чтобы создать эту среду, а она построена на принципе формирования и на принципе активизации горожан, то есть, соучастия горожан в благоустройстве своего города. И очень важно, чтобы они понимали ценность своей малой родины, и какие-то осмысленные шаги стали делать. Чтобы они не ждали какой-то подачи сверху, а сами принимали решения и меняли мир, который их окружает. И такой подход поможет найти ресурсы, как от бизнеса, так и от людей, которые позволят малыми средствами благоустроить значительно качественнее территории, и самое главное — отвечающие чаяниям и желаниям тех людей, который там живут.
Никогда особо в Советское время людей не спрашивали, это считалось прерогативой профессионалов. Это была элита среди архитекторов. Они всё понимали, с горожанам особо не делились, а показывали: у вас будет так и так. Единственное, был такой урбанист Коршунов, который делал в 1928 году генплан города Новосибирска, он докладывал суть городского хозяйства, суть генеральных планов, очень подробно пытался горожанам объяснить. Это идёт от теории нашего российского урбаниста, который написал в 1928 году замечательный труд «Основы городского хозяйства», так вот он говорил о том, что образование горожанина должно происходить через городские практики. То есть, не в кабинетах, не аудиториях. Именно тогда, когда горожанин начинает соучаствовать, он сам образовывается, и управленческая команда образовывается, и начинает понимать, как вести обратную связь, и как это делать.
Регина Крутоус: Игорь Викторович, чем занимались ваши родители, любовь к архитектуре — это от них?
Игорь Поповский: Вообще, я из семьи речников. Мой отец и его брат оканчивали институт инженеров водного транспорта. Папа практически 20 лет работал главным инженером в порту. Мама была балериной, но по состоянию здоровья не смогла продолжать эту деятельность. Потом она многое меняла: и шила, и моделью была... В конечном итоге так сложилось, что она была очень много раз избираема в профсоюз порта, и была практически несменяемым заместителем председателя профсоюза порта. Папа и мама работали в порту.
Старший брат окончил тоже Институт инженеров водного транспорта, но не пошёл по этой специальности, сменил деятельность. По логике я тоже должен был двигаться в этом направлении. Но мама очень хорошо чертила, и в какой-то момент она заметила, что у меня тоже есть эти способности. Потом был случай такой, что отец участвовал в постройке речного вокзала в качестве заказчика, встречался с авторами, в частности, был связан с Анатолием Афанасьевичем Воловиком. И я очень сильно сомневался в своих художественных работах, отец принёс рисунки и показал Анатолию Афанасьевичу, который сказал: «вполне нормально, может поступить».
Но я двигался в сторону профессии уже целенаправленно с девятого класса. Два года ходил на подготовительные курсы в Сибстрин, потому что рисунок у меня был очень слаб. У меня было желание поступить в архитектурный не потому, что я люблю архитектуру, а потому что я очень любил город, хотел участвовать в изменении формы города, в изменении города вообще, в планировании, в проектировании, а архитектуру я полюбил уже в институте. Архитектурная школа Сибстрина была очень интересная, насыщенная великими преподавателями. Мне сначала было трудно, я прошёл через очень сильный конкурс, и попал в среду детей архитекторов, которые были хорошо подготовлены, психологически, в том числе. И я думаю, эта ситуация позволила мне получить много опыта и развить свой метод и свои подходы в проектировании и практической деятельности.
Регина Крутоус: Каковы были ваши первые шаги в профессии? Возникали ли какие-то трудности?
Игорь Поповский: Поскольку я защитил диплом на отлично и все 5 сессий были сданы на «отлично», то есть, учился очень хорошо. Я смог распределиться в «Новосибгражданпроект» — это был один из лучших проектных институтов города, и я очень хотел туда попасть. Там, не скрою, был ещё один человек, с которым я занимался пантомимой. Замечательный человек — Виктор Резник. И я попал сразу в такой водоворот событий, работы было очень много. Я считаю, что мне очень повезло во всех отношениях: и с людьми, с которыми я работал, все эти люди давали мне очень многое, я получил такое органичное образование после института. Поэтому уже через шесть лет, когда был конец перестройки, фактически перед развалом Советского Союза, я уже пошёл в самостоятельную деятельность, пошёл в малое предприятие и так далее. Ту школу я очень ценю и уважаю, и вообще уважаю всех тех людей, которые мне помогли стать таким архитектором, каким я являюсь сейчас.
Регина Крутоус: Игорь Викторович, вы являетесь членом союза архитекторов России, до этого председательствовали, если не ошибаюсь, два созыва в Новосибирском союзе архитекторов.
Игорь Поповский: Один срок я был председателем и два срока я был в правлении. Тоже был очень интересный опыт общественной работы. Очень непростой опыт.
И мы тоже проводили такой фестиваль: выставки, музыка, показ кино про архитектуру. Я думаю, это удалось, тогда как раз отмечали 70-летие Союза архитекторов, тогда я как раз выпустил брошюру. Конечно, эта работа велась в Новосибирске, я был членом центрального правления Союза архитекторов как председатель. Там тоже свои вопросы были, связанные с проблемами архитектурной деятельности. Такой достаточно большой опыт. Если сегодня появилась возможность повторить эту деятельность, это было бы очень трудно, потому что у меня очень большой объём общественной работы.
Регина Крутоус: Кроме того вы работаете в Новосибирском госуниверситете архитектуры, дизайна и искусств, а также в НГАСУ преподаёте, учите студентов. А чему студенты учат вас?
Игорь Поповский: В какой-то степени есть здесь такой скрытый меркантильный интерес профессионала обучать студентов, потому что студенты обучают профессионала. Во-первых, они заставляют преподавателя быть всегда в тренде последних, потому что они активны, они идут с новыми инновационными идеями, и соответственно, не дают профессионалу затвердеть в своих консервативных мыслях. И я ощущаю себя среди молодёжи молодым, и раз в пять лет появляются студенты, которые меня учат — они дают неординарные идеи, с ними можно спорить. Как правило, это сложные студенты, конфликтные, но с ними стоит поработать, потому что они дают очень серьёзные вещи для размышления.
Кроме того, для меня это некий долг, потому что я считаю, что тот опыт, который я накопил, было бы плохо с ним уйти. Я хотел полностью все передать людям. Я знаю многие случаи, когда талантливый архитекторы, великие профессионалы, которые не смогли передать опыт, не смогли передать свои интересные идеи. Хорошо, когда в процессе своей исследовательской работы я вскрываю такие идеи, и потом передаю молодёжи — в том числе, и это я считаю своим долгом.
Мне очень нравится прекрасная формулировка этого процесса Владимира Васильевича Бородкина, который тоже мне очень много дал в жизни дал как профессионал. Он сказал, что предшественнику нужно ставать не на голову, а на плечи, чтобы посмотреть дальше, как жить и что делать.
Регина Крутоус: Игорь Викторович, вы являетесь автором более 60 публикаций, четырёх книг. Расскажите об этой работе.
Игорь Поповский: Честно говоря, эта деятельность очень не раскрыта для меня. В будущем, я бы хотел заняться этим больше. Это не только связано с историей Новосибирска, с документами, событиями.
Если честно, я чувствую, что сейчас я мало пишу, и мне говорят об этом, так как мои статьи приняты профессиональным сообществом, ждут этих статей. Но так складывается, что объём занятости сейчас очень серьёзный, что это у меня вызывает только огорчение. Я сейчас делаю реконструкцию своего дома, буду делать там кабинет, своё гнездо. И думаю, что в ближайшие десять лет я перейду к созерцательному этапу в своей жизни: не только творить буду, но и описывать опыт и сообщать те вещи, которые я узнал в процессе своей жизни — есть у меня такая мечта.
Регина Крутоус: Игорь Викторович, биография состоявшегося архитектора — его построенные объекты. Чем вы здесь особенно гордитесь?
Игорь Поповский: Конечно, мне очень близок большой планетарий Новосибирска — это объект города, и это знаковый объект, который попадает сегодня в открытки, альбомы. И самое главное — я с детства люблю астрономию, я обожал сериал «Физика для малышей» Леонида Леонидовича Сикорука, физика была моим одним из любимейших предметов. И когда я делал Дворец пионеров ещё в «Новосибгражданпроекте» Леонид Леонидович заходил и консультировал по астрофизической башне, которая там предполагалась, я там не дышал. И мне посчастливилось в Большом Планетарии поработать очень плотно с Л. Л. Сикоруком. Это, наверное, счастье.
С другой стороны, у меня есть объекты, которые тоже имеют такую красивую историю, например, здание Сбербанка в Барнауле. Строили в 90-е, когда всё было очень тяжело, и мы создали здание, считаю, очень приличное, которое попало в журналы. И потом я построил несколько зданий в Алтайском крае...
Любой архитектурный объект имеет определённую особенность для архитектора.
И потом как любая мама следит за своим ребёнком — не обижают ли его и прочее. Я очень сильно воспринял эту цитату. Мои объекты — это какое-то определённое моё продолжение, мои дети. Это как спросить, кто ваш любимый сын. Невозможно ответить. Любой объект, самый неказистый, какой-то неудавшийся. Это знаете, если бы родился ребенок с недостатком, но он мой.
Регина Крутоус: Игорь Викторович, а если перевестись на N-ое количество лет назад, с какой профессией вы бы себя связали кроме архитектуры?
Игорь Поповский: Знаете, была у меня деятельность в жизни — я занимался пять лет пантомимой, причём, много клоунады сделал. Я очень любил эту деятельность. Она, может быть, не так сильно мне удавалось, но я шёл по определённому пути получения каких-то профессиональных навыков, и очень хотел эти навыки развить. И был момент, когда я хотел полностью уйти в эту деятельность. Поэтому сейчас, когда я смотрю Полунина, других известных классических мимов, у меня всегда сердце щемит. Вот эта деятельность могла быть для меня вполне приемлемой. Когда смотрел «Снежное шоу» Славы Полунина меня просто перевернуло — думаю, наверное, я ошибся, был такой момент. Это особая театральная деятельность, особые подходы, режиссура, которые, кстати, помогают и в архитектуре. Был у меня даже случай, я уже совсем немолодым смотрел французскую пантомиму в филармонии и подошёл к артистам, и не смог им никак объяснить, но они поняли, что я был мимом, нарисовали мне кучу картинок, автографов — и у меня дома висят эти из блокнота вырванные листы. Это замечательная театральная деятельность, она для меня была целой историей, и она всё дальше и дальше от меня уходит в ностальгию. И это, наверное, единственная деятельность, которая меня могла бы точно от архитектуры оторвать.
Регина Крутоус: Игорь Викторович, что лично вас заряжает энергией?
Игорь Поповский: Книги. Не просто картинки, а именно тексты. Я читаю сразу несколько книг, и связываю тексты.
Меня сильно заряжает город, на природе я скучаю. Я даже не представляю, как это — выехать на море и сидеть на пляже, я, наверное, через три дня сошёл бы с ума. Или в лесу где-нибудь... я бы просто не выдержал. Я даже в детстве, когда мы уезжали на дачу, я садился на велосипед и порывался уехать в город, искал пути, находил и приезжал в город, и очень радовался этому.
Мы живём в достаточно тихом месте, в частном секторе, и этой суеты нет. И выезд в город — это для нас отдых.
Регина Крутоус: Игорь Викторович, расскажите о вашей семье, кто сегодня в неё входит?
Игорь Поповский: У меня трое детей, я и супруга. Старшие родители. Даже в связи с трагичными событиями... У меня умер брат, его супруга и племянница тоже являются частью моей семьи. По большому счёту моя семья расширятся до бесконечности. Понятное дело, что тесно мы живем вчетвером: два сына и я с Мариной, а мой средний сын уехал вместе с супругой в Москву, начинает там развивать своё дело, свою жизнь.
Регина Крутоус: Какие традиции есть в вашей семье?
Игорь Поповский: Когда дети были маленькими, у нас было такое интересное хобби — мы выпускали семейный журнал. Мы тогда жили на улице Яснополянской, мы назвали его «Ясная поляна». В этот журнал входили произведения, стихи всех членов нашей семьи. У нас была печатная машинка, и средний сын набирал на этой машине всякую тарабарщину, просто нажимая на кнопки. Он говорил, что это особый язык, мы спрашивали перевод, он «переводил». И мы эти невероятные тексты печатали с переводом. И были очень хорошие стихи старшего сына (он даже снялся в документальном фильме о молодых поэтах, сейчас он не пишет стихи, он сильно увлёкся профессиональной деятельностью), и супруга пишет очень хорошие стихи. И этот журнал был таким жизненным узлом. Он прекратил существование органично, по мере созревания.
Кстати, мы создали такое издательство «Базиль-пресс». Кот у нас был Базиль, который пропал, и по нашему такому мифотворческому понятию он не погиб, он просто куда-то ушёл. И в честь этого кота было названо это издательство. И это издательство сделало ряд книг, стихов самоиздатом. Даже для школы издавали какие-то сборники. Иногда думаем, а не возобновить ли, но сейчас у нас настолько много работы и деятельности, есть куда вложить силы. Но иногда вспоминаем, всё это лежит таким архивом.
Регина Крутоус: А у вас есть хобби?
Игорь Поповский: У меня хобби устоявшееся, еще со школы я собирал маршруты городского транспорта. После этого я стал ездить по разным местам, искать маршруты, создавать свои бюллетени, и соответственным образом путешествие по городу проявилось любовью к городу, появилось видение города. А потом это перешло в чтение книг про истории, про архитектуру города.
Сейчас я тоже не могу уделить время своему хобби. Была идея систематизировать этот архив, но никак не получалось. Есть идея вместе с сыном что-то написать на основе этого архива. Это было бы, конечно, здорово. В ближайшие десять лет я бы хотел, чтобы это произошло.
БЛИЦ_ОПРОС:
—Ваш девиз?
—Делай что должно, и будь что будет.
— Что вы считаете своим долгом?
—Передачу опыта и образования участие в образовании.
— Кто повлиял на вас больше всего?
—У меня есть большое количество людей, которые на меня оказали разное влияние. Поэтому, наверное, нет человека, который прямо больше всех повлиял — в каждый период жизни у меня появляются новые люди, новые писатели новое кино, новые архитекторы. Не смогу ответить.
— Опишите себя в двух словах?
— Бородатый архитектор.
— Когда появляются силы двигаться дальше?
— Сегодня могу сказать, что мне нужна пауза в своей бурной деятельности, она должна быть не длинной, а ровно такой, которая даст это движение вперед.
— Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
— Скорее всего, никогда не убил бы человека.
— На что вам не хватает смелости?
— Сменить место жительства, уехать из Новосибирска.
—Три главных качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать герой нашего времени?
— Прежде всего, достоинство, второе качество — это честность и открытость, и третье — трудолюбие.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook — будьте в курсе актуальных новостей Новосибирска.