О дизайнерской одежде, эффективности критики и путешествиях — в вечернем разговоре о жизни замечательных новосибирцев.
Досье: Ева Шафран — родилась в 1981 году в Ленинск-Кузнецком. Окончила Кемеровский Государственный институт культуры. После учёбы переехала в Новосибирск. Работала в некоторых СМИ города, в том числе, на телевидении. В начале двухтысячных начала профессионально заниматься фотографией. В 2013 году запустила линию женской одежды под брендом «Ева Шафран», которая стала популярной во многих городах России. Замужем, есть ребёнок.
Регина Крутоус: Здравствуйте, Ева. Очень рада, что нашли время прийти к нам в студию!
Ева Шафран: Здравствуйте, очень рада, что пригласили!
Регина Крутоус: Ева Шафран стала известна новосибирцам, в первую очередь, благодаря своим фотографиям. А с чего всё начиналось, насколько я знаю, стартовали вы с журналистики?
Ева Шафран: Не с журналистики, а с работы в газете «Николаевский проспект» — я была помощником редактора, что касается Новосибирска. До этого я работала в Юрге на телевидении, также помощником редактора. А после была работа на радио и на телевидении в роли помощника редактора.
По специальности я режиссер теле-, видео- и фотостудий. Закончила Кемеровскую Государственную Академию искусств и культуры, и изначально были планы работать именно в телевидении в режиссуре, но для этого надо было ехать в Москву после института. Но не получилось. Поэтому всё на сегодняшний день у меня по специальности.
Регина Крутоус: Ева, кто был вашим первым критиком фотографии?
Ева Шафран: Проработав какое-то время на телевидении, я просто отучилась на курсах по фотографии — есть творческая жилка, которая тянет к творчеству. Критика как такового не было, потому что ты сам себе самый большой критик — и этого вполне хватает. Если ты адекватно относишься к своему творчеству, то ты критикуешь по поводу и без. Поэтому внешнего критика нет, есть внутренний, всегда.
Регина Крутоус: А как вообще к критике относитесь?
Ева Шафран: Как любой творческий человек к критике я отношусь болезненно. Я понимаю, что есть и здравая критика, но к любой критике я отношусь сложно. Потому что сама себя критикуешь постоянно, а тут еще и внешняя критика.
Регина Крутоус: Ева, охарактеризуйте жанр, в котором вы снимаете?
Регина Крутоус: Наверное, это все-таки beauty-фотография, в которой всегда доминируют девушки и цветы. Я никогда не снимаю мужчин, детей, в своё время снимала свадьбы — сейчас уже нет.
Почему именно девушки и цветы? Пыталась снимать в других жанрах, отойти от этой истории, пыталась перейти на fashion-фотографии (такие тоже у меня есть), но не получается. Я поняла, смирилась с тем, что пока внутри идёт эта история, бороться с собой смысла нет. Лучше сделать что-то в своём направлении, в том, что тебе нравится, что тебя заряжает, чем слушать критиков. А когда ты, благодаря этим критикам, пытаешься себя изменить, хватаешься за то, что тебя не вдохновляет, то ничего не получится, некрасиво, не от души.
Регина Крутоус: Вы и сама часто выступаете как модель в различных фотосессиях. По какую сторону камеры легче работать?
Ева Шафран: Если бы вернуть мои 16 лет, я бы работала моделью, не фотографом. Это намного проще, так как за результат ты не отвечаешь. Это фотографу надо снять, отретушировать, отдать, согласовать. А моделью мне нравится работать, но нечасто зовут, к сожалению — не 17 просто. Когда тебе за 35 тут уже ты особо не востребован, но стремишься: косметологи, спортзалы...
Регина Крутоус: А есть у вас какая-то съемка мечты, какая-то задумка, которую вы не можете воплотить, но очень хотите?
Ева Шафран: Если бы позвонили из журнала Vogue и сказали бы: «Вы так здорово снимаете в своём жанре, мы хотели с вами бы отснять что-либо — проект, рекламную съёмку». Поработала бы для глянца в своем стиле. Есть такая мечта.
Регина Крутоус: Сегодня многие думают, что будь у них фотоаппарат, подобный вашему, они могли бы делать фотографии не хуже. Разделяете ли вы такую точку зрения?
Ева Шафран: В принципе, да, разделяю. Когда я начинала, не было столько инструментов, как сейчас. Но, как нас учили в институте: снимать можно и валенком, то есть, дело не в камере. А сегодня столько инструментов.
Думаю, что не в камере дело, снимать можно очень круто и на телефон. Если есть что-то внутри, если есть видение — то всё получится. Я на сегодняшний день очень много снимаю на iPhone — все путешествия свои и всё-всё-всё. Не представляю сейчас путешествие с камерой. Плюс у нас была пара рекламных съёмок, которые мы снимали реально на iPhone, ретушировали, и потом это выходило все в глянце, и качество было супер. Часто у меня спрашивают: какую камеру взять? Я отвечаю: купите хороший смартфон, и снимайте!
Регина Крутоус: Ева, а фотограф, на ваш взгляд, должен учиться профессии, или это всё-таки внутренний дар?
Ева Шафран: Знаю многих фотографов, которые не учились и снимают отлично. Мне нужно было обучение с точки зрения техники. Потому что спустя годы обучения в институте многое подзабылось. Но, если честно, технику я так и не освоила, снимаю интуитивно. Да, я прошла много мастер-классов, ездила и в Москву и Питер, но в один прекрасный момент я поняла, что хочу снимать своё. То есть, чуда на мастер-классах нет. Для того чтобы прийти к результату, нужно снимать-снимать-снимать. Только через свои съёмки ты придёшь к какому-то результату. Но я знаю очень многих, кто вообще не обучался. Это внутренний дар, и тем не менее, они добивались результата через свои съёмки.
Регина Крутоус: Ева, а как получилось так, что вы стали заниматься ещё и дизайном, пошивом одежды?
Ева Шафран: Я сама по себе — великая фанатка вещей и моды. И, скорее всего, чтобы шопоголизм не переходил в такую стадию, в бред, когда у тебя все шкафы забиты под завязку, мы с подругой решили создать свой бренд. Обратились к дизайнеру, чтобы он нам помог создать коллекцию, а потом мы отошли от сотрудничества с ним, и стали работать вдвоём. Здесь больше любовь к моде, потому что мода — это такое же искусство как фотография, театр, телевидение. Иногда смотришь на платье с подиума и понимаешь — это просто шедевр.
Регина Крутоус: Ева, какие страхи приходилось преодолевать перед открытием своего бренда? Ведь бизнес — это всегда риск.
Ева Шафран: Здесь самый большой страх был в критике. И критика была, с точки зрения, что «ещё один дизайнер родился», «туда же полезла». Не было страхов, что не продадим то, что создали. Но всё равно мы это сделали, и первый показ прошел очень круто. И первую коллекцию мы распродали сразу же.
Регина Крутоус: Ваши учителя и авторитеты в моде?
Ева Шафран: Учителей у меня тоже нет, но мне нравится высокая мода.
Регина Крутоус: Опишите, пожалуйста, весь творческий процесс, через который вы проходите, когда создаёте новую вещь?
Ева Шафран: В отличие от фотографии, где полное погружение в творческий процесс, в моде я ни рисую, ни шью, ни вышиваю — нет таких у меня способностей. А процесс у нас с моей подругой Ольгой строится так: мы примерно отрисовываем от руки, смотрим картинки, которые нам нравятся, потом отдаем это всё на производство, нам делают лекала, потом мы делаем экспериментальные модели, едем за тканями, а потом согласованные модели отшивает цех. По большому счёту я даже не дизайнер, для меня дизайнер — это тот, кто умеет шить, кроить, а я создатель бренда, вдохновитель. На кнопку фотоаппарата я могу жать, а на педаль швейной машины — нет, это от природы не моё.
Регина Крутоус: Ева, расскажите, почему ставка была сделана не просто на женской, а на женственной одежде?
Ева Шафран: Если присмотреться сегодня к толпе на улице, мало кого встретишь из девушек в платьях, юбках. Все выбирают джинсы, брюки, оправдывают себя погодой, морозами, удобством. Женственность и девушка ассоциируются с платьем и юбками же. И я за женственность.
Регина Крутоус: Откуда вы черпаете свое вдохновение в создании новых коллекций?
Ева Шафран: Это подиум, высокая мода, смотрю показы, fashion-каналы, сайты.
Регина Крутоус: Бренд EvaShafran знают только в Новосибирске?
Ева Шафран: Нет, мы работаем с другими городами, у нас есть оптовое направление. Отправляем наши вещи по всей России, по всему миру, есть заказы из Америки. О нас знают не так широко, как хотелось бы, но мы стараемся.
Регина Крутоус: Ева, расскажите о коллекции весна-лето 2018 от Ева Шафран?
Ева Шафран: В тканях — это клетка/полоска, по моделям это будут платья-рубахи, будут рюши, скорее всего. Будет комбинация из таких, на первый взгляд, некомбинируемых рисунков как клетка с полоской, клетка с цветочком — сложные комбинации. Хотим внедрить ещё молодёжное направление, от 15 до 20, там будут скорее всего юбки-сетки, футболки.
Регина Крутоус: Ева, вы считаете себя успешным человеком?
Ева Шафран: Мы понимаем, что все это относительно. Кто-то посмотрит на меня и подумает, что успешна, а я посмотрю на другого и подумаю, что я — ещё нет, а он — ого-го. Если адекватно себя оценивать, то я проделала длинный путь в любом случае, приехав из маленького городка, а теперь меня знают много где, поэтому, мне кажется, да. У нас есть традиция такая — обесценивать свои достижения, а они даже маленькие, но достижения. Но относительно себя, относительно начала своего пути, думаю, что я успешна. Понятно, что предела совершенства нет, и мой внутренний критик мне говорит каждое утро: вставай и иди работай, еще впереди много всего!
Регина Крутоус: Ева, секрет успеха у вас есть?
Ева Шафран: Терпение и труд всё перетрут. Не ленитесь, друзья.
Регина Крутоус: как вы распределяете своё время, чтобы всё успевать? Раскройте секрет?
Ева Шафран: У меня сейчас 2 проекта — это фотография и одежда, помимо этого есть желание сделать что-то ещё. А есть ещё семья, ребёнок. И тут понимаешь, что как разорваться, как сформировать свой собственный график — это очень сложно. Помогают муж, бабушки, дедушки — тут подключены все, все на подхвате. Я не представляю, как сегодня жить, заниматься активной деятельностью, воспитывать ребёнка, а может и двоих-троих, когда нет ни нянь, ни бабушек — я не представляю.
Регина Крутоус: Что лично вас заряжает энергией?
Ева Шафран: Да, собственно, это моя работа. Это и есть двигатель мой. Отснял проект — хочется что-то новое сделать, отшил коллекцию — думаешь о следующей. Это такое колесо, которое ты крутишь постоянно, и заряжаешься.
Регина Крутоус: Вы много ездите по миру. Какой город впечатлил вас больше всего?
Ева Шафран: Мне очень нравится Санкт-Петербург, мне нравится Новосибирск. У нас столько красивых мест, Алтай, например, хочу съездить в Крым. За границей всё хорошо, но Россия есть Россия — это мой дом.
Регина Крутоус: Где вы любите отдыхать в Новосибирске?
Ева Шафран: Это центр города. Атмосфера центра у нас очень сильная. Мне не нужны коттеджи, свои дома, моя мечта — жить в центре.
Регина Крутоус: Ева, ваше детство прошло в Кемеровской области, а как попали в Новосибирск?
Ева Шафран: Я сама из Ленинска-Кузнецкого, у меня там родители и сестра с семьёй живут. Но я всегда мечтала уехать из своего города: сначала переехала в Кемерово, потом пожила какое-то время в Юрге. В детстве мечтала стать певицей, работать на телевидении, игры мои сводились к тому, что у меня кто-то берёт интервью, если честно. Можно сказать, что мои мечты материализовались здесь и сейчас.
Регина Крутоус: А кто на вас повлиял больше всего, дал какие-то основы?
Ева Шафран: Наверное, никто. Мы сами себе были предоставлены, записывались сами на секции, в кружки, сами ходили. Никто с нами не возился. Сейчас глядя на своего ребенка, на то, как мы с ним и туда и сюда ходим, возим его везде, сюсюкаемся, думаешь, кто с нами так сюсюкался? Пожалуй, никто. Конечно, родители за нами смотрели — это нормально. Но сейчас очень многие озадачены детьми: какое дать им образование, в какое русло их направить, что будет в будущем у них. Нами, мною и сестрой, никто до такой степени не был так озадачен. Мы накормлены, одеты, крыша над головой есть — и всё. А развивались мы сами: мы ходили на лыжную секцию, я сама записалась в музыкальную школу.
Регина Крутоус: Чем занимаются ваши родители? Тоже, наверное, творческие люди?
Ева Шафран: Нет, у меня папа шахтёр, теперь уже на пенсии, мама — бухгалтер. А как ген творчества попал в мою кровь — не знаю. Но всё детство у меня с творчеством было связано, начиная со школьного КВН, и заканчивая тем, что есть на сегодняшний день.
Регина Крутоус: Расскажите о своей семье, кто в неё входит?
Ева Шафран: У меня старшая сестра, родители, муж и ребёнок — сын Матвей, 6 лет.
Регина Крутоус: А какая вы мама — строгая или, наоборот, можете назвать себя подругой сыну?
Ева Шафран: Знаете, странное выражение — быть другом своему ребёнку. Он же ребёнок. И ещё я, к сожалению, не строгая, хотелось бы построже, сильно он у нас избалованный ребенок. И папа не строжится, и я не строжусь, и, когда на него кто-то строжится, то он это не воспринимает. И нам говорят: когда его начнете воспитывать? А 6 лет — наверное, уже поздно.
Ну как дружить с ребёнком? Ему 6 лет. Я его воспринимаю как ребёнка своего — вот и всё. Друг — это громко сказано.
Регина Крутоус: Тогда что самое главное в воспитании детей, как вы считаете?
Ева Шафран: Для меня самое главное — это любить ребёнка. Что нужно ребёнку от нас? Только наша любовь, а она уже включает в себя и поддержку, и понимание. Формула простая.
Регина Крутоус: У вас есть семейное хобби?
Ева Шафран: Путешествия. Нам не составляет труда встать рано утром в субботу, и отправиться вдруг в Монголию или на Алтай, потому что у нас есть свободное время. Мы уже много что проехали на машине. Иногда даже Матвей просыпается утром в субботу и говорит: «А что, мы никуда сегодня не поедем?». Но я все равно стараюсь заполнить его выходные, чтобы куда-то сходить, например, в Аквапарк, планетарий. То есть, я не играю с ребёнком, я просто этого не умею. Мне проще куда-то сходить, сводить его куда-то, показать что-то. И я считаю, что это нормально, когда ребёнок сам играет, сам фантазирует, игрушек много. С нами в детстве никто не играл, мы фантазировали сами, сами играли.
Регина Крутоус: Что для вас значит дружба? Можете ли сказать, что у вас есть настоящие друзья, подруги?
Ева Шафран: С возрастом понимаешь, что крепкая, настоящая дружба идет из детства, из юности. И сейчас к вновь приобретенным друзьям относишься по-приятельски, спокойно, не так ревностно. С годами понимаешь, что друзья приходят, уходят — это нормально. Ты меняешься, меняются твои интересы, со многими, с кем общалась, уже не общаюсь. А с друзьями из детства мы до сих пор близки. Как говорит мой муж: «Я — твой друг». И ещё он говорит, что у вас, у девочек, не бывает дружбы, отчасти, я с ним согласна. А мужская дружба есть, я в неё верю. А женской дружбы, в той форме, в которой существует мужская, в такой форме её нет.
Регина Крутоус: Вы в отличной форме, прекрасно выглядите. Секрет в здоровом образе жизни?
Ева Шафран: Конечно, я не курю, не выпиваю. В последнее время, после того, как я прошла программу «Детокс», я стала задумываться просто о питании своём. И эта программа мне дала толчок, чтобы просто я перешла на раздельное питание — вот и всё. Перестала есть картошку, в принципе, макароны всё реже и реже. То есть, овощи/мясо, каши — раздельно, алкоголь — раздельно. Спортом особо не занимаюсь, я катаюсь на сноуборде, но не каждый день. И вообще я не фанат еды, и еда для меня — это как топливо, но в последнее время я стала задумываться о том, какое топливо я употребляю, чтобы жить.
Регина Крутоус: Идеальная женщина, по-вашему, какая?
Ева Шафран: Та, которая рассчитывает только на себя. К сожалению, или к счастью... Иногда я думаю бросить всё и уехать в кругосветку. Но эту роль на себя не примеряла, нет возможности ни физической, ни финансовой, чтобы бросить всё и не работать. В этой роли я не была, но иногда хочется. Но как показывают примеры моих знакомых, когда ты ни на кого не рассчитываешь, ни на кого не надеешься, то и обид нет. Тогда ты понимаешь, что, причём здесь кто-то, ты — есть ты. Ну и в кругосветку тоже хочется, что здесь лукавить.
БЛИЦ-ОПРОС
— Ваш девиз?
— Не отступать и не сдаваться.
— Ваше самое большое достижение?
— На сегодняшний день — моя семья.
— Самый впечатляющий провал?
— Таких прямо провалов не припомню, но самый ближайший — не пустили меня на светское мероприятие, сказали «Нет в списках».
— Что нужно воспитывать в себе?
Трудолюбие. Нужно бороться с ленью.
— Как нужно смотреть в будущее?
— Адекватно. Строить планы, но понимать, что может в жизни случиться всё, что угодно. Оптимально — жить сегодняшним днём.
— Когда вы ощущаете душевную пустоту?
— Пустота — когда не ладится что-то в работе.
— Каким людям вы не доверяете?
— Да особо не разграничиваю. Мне кажется, что людей чуть-чуть видно, понимаешь, что есть что. Но в то же время стараюсь воспринимать людей без оценок, чтобы потом не разочаровываться и не очаровываться.
— Что вас может вывести из себя?
— Когда ты понимаешь, что ты зависишь от кого-то. Зависеть от кого-либо, для меня страшнее просто нет.
— 3 главных качества, которыми должны обладать герои нашего времени?
— Правда, её в последнее время все сложнее и сложнее найти. Хотело бы сказать патриотизм, но сомнительно. Мне кажется, правды для сегодняшнего времени уже достаточно: быть правдивым с самим собой, с окружающими. Доброта. Человечность и гуманность — даже не по отношению к другому человеку, а к животным, элементарно.