
Коллайдер глазами «блондинки» — корреспондент «Новосибирских новостей» Наталия Лавриченко побывала в подземном бункере Института ядерной физики СО РАН, где находится знаменитый сибирский коллайдер ВЭПП-2000. Какие эксперименты проводят учёные на этом агрегате и как это помогает им понять нашу жизнь — рассказываем простым, доступным языком.
Институт ядерной физики СО РАН в Академгородке на день открыл свои двери для простых посетителей. Мы не могли не воспользоваться случаем и не побывать в этом таинственном месте, чтобы узнать, над чем тут экспериментируют.
Конечно, в первую очередь нас интересует коллайдер, за работой которого следит весь мир. Устройство ВЭПП-2000 — своего рода младший брат Большого адронного коллайдера.
То, чем здесь занимаются, трудно объяснить простым языком. Учёные измеряют то, что нельзя увидеть и нельзя потрогать. Речь об элементарных частицах.
По своей сути коллайдер — это своеобразный инструмент, который позволяет учёным запечатлеть процессы, происходящие в природе. Такие установки сталкивают друг с другом заряженные частицы материи — электроны с позитронами, поэтому устройство и называется ВЭПП-2000 («встречные электрон-позитронные пучки»).
В ИЯФ первый коллайдер построили в 1963 году. До этого в практике сибирских физиков были только линейные ускорители, работающие по типу пушки, которая стреляет частицами по мишени-веществу. Сейчас тот самый коллайдер ВЭП-1 стоит как музейный экспонат в коридоре института, в устройство можно заглянуть и даже потрогать его.
Современный работающий коллайдер ВЭПП-2000 размещён в большом зале с толстыми стенами и высокими потолками. Обстановка напоминает лабораторию из научно-фантастического фильма.
Огромное устройство представляет собой сложный научно-инженерный комплекс. Кругом провода. Не сразу понятно, откуда и куда они идут.
Большую часть занимает накопитель. Его задача — принять пучок элементарных частиц, накопить и ускорить их. Дальше тот попадёт в коллайдер, где поделится пополам — на электроны и позитроны, и эти два пучка начнут двигаться в разных направлениях.
Движение управляется магнитным полем, которое нужно настроить так, чтобы пучок элементарных частиц шёл в трубе ровно и не ударялся о стенки. Рано или поздно эти два пучка встретятся — и это будет главным событием всего описанного действа.
Два детектора, похожих на огромные металлические цилиндры, — места, где сталкиваются пучки. Это происходит примерно десять миллионов раз в секунду.
Во время движения пучков людей в зале быть не должно. Поэтому, когда комплекс начинает свою работу, персонал проходит по экспериментальному залу и смотрит, чтобы никого не осталось.
Пультовая ВЭПП-2000 — штаб, откуда управляют коллайдером. Все кнопки вынесены сюда, чтобы можно было удалённо работать с машиной.
Предупреждающие таблички «Радиация» тут повсюду. Дело в том, что, когда частицы движутся в коллайдере, они начинают излучать опасные фотоны, которые способны прошивать людей насквозь. Но, как только движение останавливается, излучение прекращается.
«Те фотоны, которые уже были созданы, летают по всему этому залу, натыкаются на различные стенки и оседают. Иными словами, гасятся и потом уже не представляют опасности для человека. Стены настолько толстые, что фотоны не могут пробить эту преграду и вылететь наружу. На улице, на солнце мы получаем радиации в разы больше, чем в нашем бункере», — рассказывает инженер-исследователь ИЯФ Антон Горковенко.
А теперь главный вопрос, который волнует всех обывателей. Для чего всё-таки нужен коллайдер, чем он может быть полезен в обычной жизни?
На самом деле эта установка может помочь решить десятки проблем — разгадать загадку происхождения Вселенной или удалить раковую опухоль из мозга, уверяют учёные. Потому что, развивая ускорительную физику для исследования частиц, заодно они продвигают вперёд некоторые области промышленности и медицины.
Ради ускорителей, например, создали первую систему GRID — это сеть вычислительных мощностей по всему земному шару. Она нужна была для хранения огромного количества данных, которые коллайдер производит каждую секунду. Интернет, кстати, тоже изначально появился для нужд физики высоких энергий. Сенсорные экраны, которыми сейчас не удивишь, — ещё одна заслуга физиков, сталкивающих частицы.
Некоторые медицинские технологии, которые изначально придумали для ускорителей, нашли применение и в Академгородке. Сибирские исследователи научились с помощью пучка обеззараживать медицинские изделия и спецодежду врачей. Также с помощью активных частиц в ИЯФ изучают новые методы борьбы со злокачественными опухолями, в том числе и теми, которые пока считаются неизлечимыми.
#Наука #Город знаний #Сделано в Новосибирске #Медицина в городе #Фотогалерея