Далеко не каждый художник или скульптор разрешит посторонним войти в свою мастерскую. Нам посчастливилось найти целый дом на проспекте Дзержинского, в котором держат свои арт-пространства разные творческие люди. Мы побывали в гостях у семерых мастеров и посмотрели, чем они занимаются и что красивого творят.
«В прошлой жизни я была скупщицей краденого»
Татьяна Сафронова, реставратор:
— В моей мастерской живёт мастеровой. Я его представляю таким спившимся творческим интеллигентом. Думаю, где-то за шкафом он тут сидит. Подкармливаю его конфетками, а он настраивает меня на вдохновение.
Мои знакомые знают, что я собираю старые вещи. Недавно позвонила подруга: «Таня, там кто-то выбросил чемодан. Тебе такой надо! Сходи забери». Был уже вечер, я пошла с фонариком искать чемодан. Вижу — стоит. Возраст я ему определила — лет 60. Открываю его, а там лежит книга «Домоводство», отрез ситцевой ткани и пакетики нафталина. Всё как я люблю!
Одна из недавних моих работ — столики из тополя. Летом возле моего дома рубили тополя, мне так жалко стало, что их увезут на дрова. Я попросила ребят, чтобы они нарезали мне из стволов кругляшей. Сосед сварил ноги, мы их прикрутили, и получился прекрасный предмет обихода.
Я не считала, сколько вещей у меня в мастерской. Очень много. Собирательство — это у меня в крови. Мне кажется, в прошлой жизни я была скупщицей краденого или антиквариатщицей.
Я люблю эпоху СССР, потому что сама оттуда родом. Но вещи того времени, на мой взгляд, скучноваты. Интересны предметы XVIII-XIX веков, но такие трудно достать, и стоят они дорого.
Вот на Avito нашла японское трюмо гейш. У него ящички выдвигаются и даже есть именной вензель. Оно было в ужасном состоянии, из какого-то московского театра. С удовольствием отреставрировала.
Ну а самая старая вещь здесь — сундук. Ему больше ста лет. Я тоже нашла его на Avito. Хозяйка сундука работала в КГБ, а в нём хранила архив судеб людей. По сути это секретный сейф. От него не сохранились ключи, я хочу их восстановить и сделать из него домашний шкаф. Покрашу в благородный зелёный цвет и украшу золотом.
«Разбитое недоразумение, завёрнутое в фольгу»
Юлия Маслова, витражист:
— Сейчас как раз собираю витраж. От прабабушки мне досталась раритетная ширма с цветными стёклами. Кое-где стекло выпало, и мне предстоит всё собрать заново, по кусочкам.
Это витраж Тиффани. Когда Тиффани показал чёртеж своего первого витража, то ему сказали: «Такое существовать не может. Это — разбитое вдребезги недоразумение, завернутое в фольгу». А сейчас технику Тиффани используют во всём мире, и до сих пор она считается самой красивой, изящной и дорогой.
Можно пойти в магазин художественного стекла или в большую витражную мастерскую, попросить у них кусочки витражного стекла. Для пробы и чтобы набить руку, лучше начинать с мелких элементов типа брошек, рамок, накладок для зеркал.
Стёкла для витражей уникальны. Их изготавливают на заводах, замешивая краску вручную. Закаливают стекло тоже по специальной технологии, миллиметр за миллиметром, чтобы потом его можно было легко расколоть. В окна такие стёкла, конечно, не поставишь.
Свою мастерскую я постоянно «обуючиваю». Самое любимое место у меня тут — это мой мольберт. Помимо витражей, ещё рисую иллюстрации к журналам. Картина, которую я никогда не продам — это портрет моей собаки, английской борзой. Я её рисовала года четыре.
К вашему приходу я сегодня задекорировала зеркало. Выглядит как жёваная жвачка, да? На самом деле это монтажная пена. По-моему, получилось неплохо! Может, кому-то пригодится мой лайфхак.
«Ванну лучше принимать с сибирской розой»
Лариса Штальдекер, флорист:
— Я влюблена в цветы, поэтому и мастерская у меня большую часть времени вся в цветочных украшениях.
Обычно открываешь холодильник — там яйца, молоко. А у меня — розы! Им тут самое место, в холоде цветы очень хорошо себя чувствуют.
Я садовод с большим стажем. Мне можно завязать глаза и дать понюхать цветок — я угадаю. Заметила, что импортные розы сложно узнать по запаху, потому что они все пахнут химией. С такими розами ванну я бы точно принимать не стала. А вот с сибирскими — пожалуйста! Когда у цветка отогреваются лепестки — кругом начинает пахнуть розовым садом.
Я собираю цветы в поле, ищу интересные колоски, плету венки, а уже тут, в мастерской, довожу свои композиции до ума. Я не использую покупной декор. После того как случились все эти наценки, теперь очень выручает наше, местное.
По сути, сейчас такое время и возможности, когда можно и нужно создавать что-то своё, новое и уникальное. От сложных цветочных инсталляций до изящных украшений по типу браслетов или серёжек.
«Мне казалось, что художники ходят всегда голодные»
Татьяна Арфёнова, художница-живописец:
— Бытует мнение, что мастерская художника должна быть завешена картинами сверху донизу. У кого-то это действительно так. Но всё-таки здорово, если картины продаются, а не висят молчаливо на стенах.
В моей мастерской картины сильно не задерживаются, я в основном пишу на заказ. Бывает, что все стены пустые. Но есть у меня тут нетленный натюрморт, над которым я работаю уже почти пять лет. Сначала я собрала его в натуре. Подобрала вазу, камешки, купила настоящую рыбью голову, высушила её. С годами она мумифицировалась и даже совсем не пахнет. Периодически я оттуда сметаю пыль — когда-нибудь я обязательно это всё дорисую.
Поэтому профессионально выучилась на эту профессию только к 38 годам.
На стенах в мастерской — одна из памятных мне работ: эскиз, сделанный в оперном театре. Это была моя дипломная работа, и её хотели забрать в учебный фонд, но я её выкрала, прямо как в фильме «Старики-разбойники». Да простят меня мои преподаватели.
Я придумала проект «Интерьерные картины» и сейчас работаю над ним. Рисую экзотических животных. Льва два раза заказывали — один уехал за границу, а другой в Новосибирске остался. Вот к нему сейчас попросили нарисовать львицу и львят.
Люди часто заказывают портреты, пейзажи, цветочки. Поэтому я всегда стараюсь сочетать популярное с собственным мастерством и вдохновением. А вообще могу изобразить на холсте что угодно. Даже если попросят нарисовать неведомую кракозябру — я её нарисую.
«Мне нравится, когда переползает со стены на потолок»
Елена Скирда, дизайнер интерьеров:
— Я давно занимаюсь дизайном интерьеров, но не могу не писать сама. Я очень люблю живопись. Сейчас рисую красками на холсте картину для интерьера в серых цветах. Этюд есть. Скоро на этих варежках появятся снегири.
Стол, за которым я работаю, достался мне по наследству от бывших хозяев. В советские времена здесь располагался научно-исследовательский институт, и много вещичек из прошлого осталось. Я сама вообще очень люблю делать вещи для атмосферы.
В интерьерах я часто использую светодиодные подсветки. Мне нравится эффект, когда что-то парит, висит, «переползает» со стены на потолок. Говорят, это чисто моя фишка.
Эту скульптуру я делала для интерьерной выставки, побелила и украсила по пояс. Такую можно, например, поставить в холле загородного дома. А пока мы с ней дружим тут — в мастерской.
А ещё в мастерской я храню свои кубки и медали. Я занимаюсь пилонным спортом — это такая акробатика на шесте. С художественной деятельностью это, конечно, никак не связано. Но это — моя параллельная вселенная.
«Это всё — моя фантазия!»
Владимир Керендитов, архитектор:
— Увлечение скульптурой у меня пошло из детства. Дома у нас всё было в пластилине. Помню, как мы с братом слепили шахматы. Кони — это у нас были мушкетёры. Чёрный король — Кощей Бессмертный. Брат тоже, кстати, стал скульптором, как и я.
Не пугайтесь, это — дракон, он не кусается. Это всё моя фантазия. Я придумываю эскиз и потом его увеличиваю. Эта скульптура, как будет готова, поедет в Санкт-Петербург. Пока что в ход у меня идёт глина. Потом с фигуры снимут форму и отольют её в бронзе. Выносить из мастерской планирую частями — будем с помощниками колоть и пилить болгаркой. Бочки с глиной сейчас уже пустые. А вообще на эту скульптуру мне понадобилось больше тонны глины.
Мы были в анатомичке, сняли с него форму и отлили из гипса. Я не шучу. Но я, конечно, больше предпочитаю с живыми людьми работать. У меня есть несколько статуй моих друзей и красивых девушек.
Челубея и Пересвета я делал по мотивам былины. У Челубея было копьё длиннее, чем обычно, и этого богатыря никто никогда не мог выбить из седла. И Пересвет в бою с Челубеем нарочно не стал надевать доспехи. Идея русского воина была в том, чтобы буквально «проскользить» по копью врага как можно дальше и нанести ему смертельный удар ценой своей жизни.
Этот момент меня впечатлил, и я его запечатлел в скульптуре. У меня в мастерской хранится маленький эскиз. На самом деле скульптура эта огромная. Один только меч — в длину два метра.
В Новосибирске моих работ немного. Может, помните — был такой голый мальчик с рыбой? Скульптура «Первый улов» стояла на Красном проспекте недалеко от «генеральского дома» с колоннами. Маленького рыбака переносили с места на место, ломали ему нос и не только. Потом скульптуру и вовсе разрушили. А задумка была со смыслом. Мальчик — это символ счастья и молодости, а рыба символизирует успех.
«Если „глюкануло“ — сразу записал у себя в голове»
Данила Захаров и Вероника Кудрявцева, digital-художники, криейторы:
— Нашу мастерскую мы используем для подготовки к выставкам. В эти моменты есть уникальная возможность увидеть, как и из чего на самом деле появляются все наши арт-объекты.
Разбираться в современном искусстве не всем удаётся с первого раза. Что вы тут видите? Кто-то видит лица, богов, кому-то видится колесо сансары. Это всё фракталы — то, что человек может увидеть сам. Многие объекты в природе обладают свойствами фрактала: облака, снежинки. Деревья в окне — тоже фрактал: посмотрите на строение ствола. Ну а у нас тут изначально был маленький шар с фонариком внутри. Мы его сфотографировали, наложили зеркальные фильтры и раскрутили.
Сейчас у нас проходит выставка «Город будущего». Она показывает, каким город может оказаться спустя столетия. Мы увидим то, к чему может человек привести сам себя, используя пластик и всё то, что портит нашу природу.
Разбитые яйца, они же шары — одна из таких инсталляций. Символизирует замедление времени в современном активном потоке. Некий такой дауншифтинг. Это объём, а это — разрушение.
Как всё это приходит в голову? Бывает, спишь ночью — и тебя «глюкануло», придумал — записал в голове. Можно из обычной зеркальной рамы такого напридумывать!
#Интервью #Культура #Живопись #Культурный город #Город в лицах #Фотогалерея