Деревянные ручки и ножки, пластиковые глазки, ворох эскизов и токарный станок. В этой мастерской появляются на свет персонажи, на которых, открыв рот, смотрят дети и взрослые на спектаклях новосибирского кукольного театра. Конструктор Юрий Юрин может сделать даже такую куклу, которая способна двигаться и общаться со зрителями без участия актёра.
У 40-сантиметрового Гришки — ярко-жёлтый костюм, огненная шевелюра, бордовое бархатное кресло и пронзительный голос. «Мысли-мысли... Вы в театр или в буфет? В буфете кофе дают с конфеткой, а на сцене — спектакль», — кукла не только говорит, но и оживлённо жестикулирует.
Создатель обаятельного рыжего пацана — художник-конструктор Юрий Юрин — тепло улыбается. По словам автора, ему несколько лет не давал покоя секрет коллеги-томича Владимира Захарова, который мастерил «живых кукол», способных самостоятельно петь песенки и общаться со зрителями.
Сначала удалось сделать «захаровскую» куклу на запястье. Такой может незаметно управлять актёр, умеющий чревовещать. При этом кажется, что он общается с живым существом. На свет появился домовёнок Кузя. Затем захотелось сделать аниматроника — куклу-полуробота, реагирующую на свет и движение. Она умеет петь и разговаривать. Работа над первым экземпляром заняла полтора года и сейчас почти завершена. Внутри у Гриши — датчики, механизмы и микросхемы.
«Меня иногда спрашивали, разговариваю ли я с куклами, которых делаю. Вопрос вызывал у меня недоумение. А с Гришкой я сроднился и на самом деле иногда разговариваю. Работа оказалась долгой и кропотливой, шла в свободное время. Нужно было придумать механизм, прошить микроконтроллер, привязать текст к анимации куклы, освоить много незнакомого софта и многое-многое другое. Бывало, по вечерам я уносил Гришку в коробке домой, а утром мы с ним вместе добирались на работу в театр. И сейчас накинуть сверху бумагу, чтоб не пылился, рука не поднимается. Думаешь: „А вдруг он обидится?“», — говорит Юрий Юрин.
На вопрос, героем какой сказки станет Гриша, мастер отвечает: «Я не ориентировался на конкретный сюжет. Это некий собирательный образ юного зрителя, не зря ведь его посадили в театральное кресло. Это маленький мальчик. Гришке 10–12 лет, он фантазёр и любит пофилософствовать».
Сейчас создатель учит персонажа говорить и общаться. Возможно, Гришка будет развлекать зрителей до и после спектаклей. Тексты для мини-скетчей написал сам конструктор, а вот свой голос полуроботу на первое время дарит замечательная актриса Новосибирского театра кукол Вера Червоткина.
Над пилотным проектом «Гришка-аниматроник» трудились несколько человек: Анна Бердникова, Ольга Павлушина, Виктор Бурмистров и Павел Сахаров. В перспективе кукла заговорит голосом своего автора. По словам мастера, когда-то он раздумывал — стать актёром или конструктором-кукольником. Желание делать что-то руками победило, но память о мечте осталась.
За 20 с лишним лет работы в Новосибирском театре кукол Юрий Юрин участвовал в создании более чем тысячи персонажей.
«Театр делает до десяти премьер в год. И у нас не принято с одними и теми же куклами играть разные спектакли. Для каждого спектакля делают своих. Образ придумывает художник, конструктор делает механизм, который позволит кукле раскрыть свой характер в пластике. Мои коллеги в другом цехе затем куклу обшивают, наряжают, раскрашивают. А влюблялся в своих кукол я всегда после того, как их оживит актёр», — рассказывает конструктор.
Как признался мастер, чаще всего приходится делать принцев и принцесс, королей и множество разной живности.
«Русалочки, красавицы, царевны — для меня они все принцессы. Какая сказка без прекрасной главной героини? Распространённые персонажи — зверушки: ёжики и медведи. Своей главной задачей я как конструктор считаю удобство куклы. У неё должны быть надёжный механизм и максимально лёгкий вес. Два килограмма — предел для верховой театральной куклы. Лучше — меньше. Актёру на репетициях придётся держать её на вытянутой руке не один час. А вот куклы-марионетки, напротив, могут весить до пяти килограммов, при более лёгком весе они теряют нужную управляемость», — объясняет Юрий Юрин.
Уменьшить массу позволяют современные материалы. Но пластик и 3D-принтеры у кукольников пока не прижились, потому что глянцевая пластмассовая фактура делает лица и ручки неживыми. И роспись по пластику — хоть и решаемая, но затруднительная задача, отмечает мастер. Сейчас, как и столетие назад, головки театральных кукол делают из папье-маше или дерева.
Многие персонажи играют в спектаклях около 10–20 лет, потом уходят на пенсию: в театральный музей, детский сад или детдома.
Самые известные куклы — перчаточные: их надевают на руку. Планшетные куклы используют, когда представление дают на столе, на полу работают марионетки или паркетные куклы. Тростевыми актёры управляют снизу, скрываясь за ширмой. Плоские силуэты нужны в постановках театра теней. Самая сложная кукла — марионетка, которой управляют с помощью ниточек, прикреплённых к деревянной крестовине. Раньше, по наблюдениям мастера, постановщики предпочитали тростевых, сейчас — планшетных кукол. Но главное не изменилось.
«Приходишь на спектакль и некоторое время смотришь на профессиональные детали, а потом как будто проваливаешься в детство. Тот же запах кулис, и то же чувство счастья. Театральная кукла — это про азарт и, наверное, про любовь», — резюмировал Юрий Юрин.
Дома у него обитают два персонажа: обезьянка, которую когда-то сделала мама для своего кукольного театра, и придумка мастера, у которого Юрий Юрин учился. И кажется, будто их создатели рядом.
#Милый город #Сделано в Новосибирске #Культурный город #Театр #Фотогалерея