Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: сковорода, лики вождей и война за 5 сантиметров

15 декабря на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывали сотрудники Музея Железнодорожного района — заведующий Алексей Авдеев и методист Лариса Данилова. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
08:35, 20 декабря 2023

Взгляд назад. Исторический календарь

11 декабря 2008 года состоялся съезд новосибирской общественности, на котором была принята хартия города. Это общественный договор всех жителей Новосибирска, который декларирует их основные принципы, цели и стремления.

IMG_9332.JPG
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

12 декабря 1949 года Обком ВКП(б) направил секретарю ЦК ВКП(б) Маленкову письмо о необходимости укрепления Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР. Предлагалось, в частности, в 1950 году увеличить штаты филиала на 180 человек, выделить для приобретения научного оборудования по госбюджетным ассигнованиям 5 млн рублей и закончить строительство жилых домов на 16 и 21 квартиру.

В ночь с 13 на 14 декабря 1917 года Совет рабочих и солдатских депутатов Ново-Николаевска установил в городе Советскую власть. А ровно через два года, в ночь на 14 декабря 1919 года 27-я дивизия 5-й Красной Армии вошла в Ново-Николаевск и выбила из города последние колчаковские подразделения.

14 декабря 1949 года обком ВКП(б) обратился к председателю Совета министров СССР Сталину с просьбой решить в следующие три года вопрос о строительстве моста через Обь. В связи с этим отмечалось: «Ещё перед Великой Отечественной войной этот вопрос был предрешён. Проектная организация „Проектстальконструкция“ начала работы по составлению технического проекта, но в связи с войной строительство моста было приостановлено. За последние годы особенно развивалась в промышленном отношении левобережная часть города, население этой части города составляет около 150 тысяч человек... Весной и осенью Кировский район на длительный срок полностью отрезан от основных жизненных центров города Новосибирска».

14 декабря 2005 года после реконструкции, которая продолжалась почти два года, открылся Новосибирский государственный театр оперы и балета. Там были воссозданы оригинальные интерьеры, которые зрители увидели в мае 1945 года. Сцену и зал оснастили новым световым, звуковым и видеооборудованием. На торжественном открытии театра оперы и балета президент Владимир Путин назвал новосибирский оперный лучшей сценой страны.

NET_3139.jpg
Новосибирский театр оперы и балета. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

15 декабря 2005 года в школе №56 состоялась первая в истории Новосибирска встреча блокадников Ленинграда и школьников поискового отряда. Новосибирские школьники нашли в ленинградской земле останки более 3000 солдат Советской Армии, которых считали пропавшими без вести. Около 500 бойцов опознали. Солдат похоронили на родине.

16 декабря 1907 года работники торговых предприятий Ново-Николаевска под руководством Общества приказчиков, заключили с владельцами магазинов и лавок общегородской коллективный договор. Согласно этому договору рабочий день продавцов определен в восемь часов. Договорились также об отпусках — от двух недель и больше, освобождении женщин от работы при родах на шесть недель, оказании медицинской помощи и других социальных гарантиях.

16 декабря 1926 года в новом здании Сибкрайсоюза на Красном проспекте открылся самый большой на тот момент в городе универсальный магазин. Сегодня новосибирцы знают его как сотый универсам.

16 декабря 1941 года в окружном Доме Красной Армии открылась выставка трофеев Великой Отечественной войны.

17 декабря 1966 года в Новосибирске открыли городской Дворец бракосочетаний. В этот день было зарегистрировано восемь пар молодожёнов.

17 декабря 1987 года архитекторы Новосибгражданпроекта победили во Всесоюзном конкурсе на проект застройки города Кемерова. С 1972 года коллектив разработал проекты центров Тобольска, Красноярска, Омска, Ангарска, Нижневартовска, Нефтеюганска, Находки и Шарыпова. За эти работы получено шесть премий, в том числе четыре первых. 


Однажды в Новосибирске. Первенец советской индустрии

16 декабря 1929 года появилось распоряжение Совета Труда и Обороны при Совете народных комиссаров СССР о строительстве в Новосибирске завода по выпуску сельскохозяйственных комбайнов. За месяц до этого коллегия Главного управления Метстроя утвердила программу сооружения завода по выпуску 15 000, а потом и 25 000 комбайнов в год. Завод должны были сдать к 1 октября 1932 года.

Опыт решили заимствовать зарубежный, а за основу взять американскую технику, комбайны Caterpillar, в частности. За заказом оборудования в Европу и США отправили специальную комиссию под руководством начальника строительства и первого директора завода Александра Ивановича Морина.

Площадку для строительства выбрали на левом берегу, хотя рассматривался и правобережный вариант. В конце 1929 года организовали городской субботник и расчистили под строительство 250 гектаров земли. Первыми на расчистку площадки с тесаками и топорами прибыли курсанты местной военной школы. А к весне 1930 года строить новый завод пришли больше тысячи рабочих со всей Сибири. Завод получил название «Сибкомбайн».

DSC_1033.JPG
Продукция «Сибсельмаша». Фото: nsknews.info

Сотрудник областного архива, археограф Игорь Самарин в своей статье, опубликованной на сайте «Библиотека сибирского краеведения», пишет, что первый символический камень в фундамент основного корпуса «Сибкомбайна» заложили 2 мая 1930 года. В те же дни заложили административные здания и четыре цеха будущего завода: кузнечный, железозаготовительный, ремонтно-строительный и инструментальный. Начали строить соцгородок из десяти зданий для работников завода, фабричного училища и магазина. Кадров и стройматериалов не хватало. Вывез массовый энтузиазм рабочих и небывалые до того темпы строительства. К концу 1930 года на заводе построили и запустили семь цехов, управление, магазин и гараж.

Первый комбайн собрали и успешно испытали в полях Криводановского колхоза осенью 1931 года. Государственные испытания машины проходили в Омской области вместе с комбайнами завода «Коммунар» и Ростовского завода. 

Новосибирский комбайн признали лучшим.

В ноябре 1932 года «Сибкомбайн» перепрофилировали и переименовали в «Сибтекстильмашстрой». Завод начинает выпускать машины и оборудование для текстильной промышленности. Подобные преобразования произойдут на предприятии ещё не раз.

В декабре 1933 года завод входит в состав Наркомата тяжёлой промышленности СССР, становится «Сибметаллстроем» и выпускает отопительные приборы, сортировки, оборудование для железнодорожного и водного транспорта, а также запчасти для автомобилей и тракторов, текстильных станков, мелкие и средние двигатели.

Завод расширяется, и в 1936 году становится Комбинатом №179. Он выпускает шесть типов станков, в том числе токарные. Вместе с тем на предприятии разворачивается массовый выпуск оборонной продукции. К 1940 году там вводят в строй первое и второе снарядные, взрывательное, патронное, снаряжательное и прокатное производства.

IMG_9820.JPG
Музей «Сибсельмаша». Фото: Павел Комаров, nsknews.info

С началом Великой Отечественной войны основным производством становятся артиллерийские снаряды различного калибра, мины, взрыватели, торпеды, патроны, взрывчатки и бомбы. Каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, был новосибирского производства.

Начиная с 1944 года основной для предприятия вновь становится гражданская продукция.

В 1946 году завод становится «Сибсельмашем». К середине 1950-х из его цехов каждые две минуты выходит новая техника, в том числе секционная, с переменной широтой захвата. Это позволяло прицеплять её к тракторам различной мощности. В 1960-е годы больше половины российских сеялок были сделаны на «Сибсельмаше».

С начала 1990-х годов предприятие осталось без государственного оборонного заказа, для «Сибсельмаша» наступили трудные времена. И со временем лучше не стало. Сегодня легендарного предприятия «Сибсельмаш», первенца советской индустрии в Новосибирске, уже не существует. 


Было — не было. Коммунальное счастье

Гости в студии «Городской волны» — сотрудники Музея Железнодорожного района: заведующий Алексей Авдеев и методист Лариса Данилова.

Евгений Ларин: Сегодня мы поговорим о том, как довольно уродливый, хотя и вполне забавный феномен советского быта стал добрым ностальгическим воспоминанием об ушедшей эпохе. «Коммунальная квартира» — так называется выставка, которая работает в Музее Железнодорожного района, кажется, уже больше месяца.

Алексей Авдеев: Да, она была открыта 10 ноября. Только называется она несколько иначе — «Коммунальная страна».

Евгений Ларин: Как в песне!

Алексей Авдеев: Совершенно верно. Мы решили назвать выставку именно так, чтобы была ассоциация с песней группы «Дюна».

Евгений Ларин: Всё это время выставка, насколько я понимаю, бьёт рекорды посещаемости и неизменно приносит в копилку музея восторженные отзывы.

Сегодня мы поговорим, конечно, об этой выставке, но и не только о выставке как таковой. Прежде, чем мы обратимся собственно к экспозиции, предлагаю поговорить о самом этом историческом феномене советской эпохи — коммунальной квартире.

Очевидно, что такое явление, как коммуналка, возникло в нашей стране не от хорошей жизни, но что именно, какие обстоятельства привели к появлению коммунальных квартир? Как и когда это произошло?

KOMP8988_1.JPG
Лариса Данилова, Алексей Авдеев и Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Лариса Данилова: Появление коммунальных квартир связано, в первую очередь, с событиями революции 1917 года. Коммуналки у нас ассоциируются, прежде всего, с Санкт-Петербургом и Москвой. В столицах с коммунальными квартирами связана другая история, не та, что происходила у нас в городе. После революции 1917 года частную собственность в стране отменили, частные дома были национализированы.

То, что в крупные города стало прибывать большое количество народа, заставило правительство молодого государства начать думать, куда расселять людей. И правительство нашло такой выход, как «уплотнение». Большие многокомнатные особняки, доходные дома распределили между вновь прибывшими жителями больших городов. Таким путём коммунальные квартиры появились в Санкт-Петербурге и Москве.

Евгений Ларин: Как возникли коммуналки классического в нашем понимании вида? Это коридор, от которого отходит много комнат, а в этом коридоре происходит вся общественная жизнь. Такие квартиры изначально строились как общежития для ГОПников — городские общежития пролетариата? Или это те дома, которые так и не стали домами-коммунами, а превратились просто в коммуналки?

Алексей Авдеев: Мы начались историю возникновения коммуналок с революции 1917 года, но история таких общежитий начинается раньше. 

Первые подобные квартиры в доходных домах начали появляться в Москве в 1863 году. 

Они действительно представляли из себя коридорную систему, где по обе стороны были рекреации с комнатами, была общая кухня и уборная — на улице или в конце коридора. Жители таких доходных домов могли снимать комнату или угол. Они могли снимать комнату с кухаркой и пансионом, а могли самостоятельно питаться где-то в трактирах. Таким образом, история подобных домов уже достаточно длинная. Большевики потом взяли эту историю за основу, когда потребовалось расселять людей, приезжающих из деревень, в частности, пострадавших, сгоревших во время Гражданской войны.

Лариса Данилова: У нас в городе такой задачи не стояло. Мы не говорим о периоде конца 1920-х — начала 1930-х, когда была популярна идея домов-коммун, которые воплощали в жизнь архитекторы-конструктивисты. Это совсем другая история.

Евгений Ларин: В Новосибирске только один такой дом — Дом с часами.

Лариса Данилова: Коммунальная квартира в Новосибирске — это классическая застройка. У нас коммуналка — это обыкновенная квартира, но многокомнатная.

Евгений Ларин: То есть это такие квартиры, которые изначально строились для привольной комфортной жизни?

Лариса Данилова: Да, это 3-4-5-комнатные квартиры со стандартной планировкой. Мы знаем, что в квартирах комнаты могут быть смежными, а могут быть и раздельными. При покупке или обмене квартиры на это всегда обращали внимание, задавались вопросом, все ли комнаты раздельные в многокомнатной квартире — такой вариант был более престижным. Если какие-то комнаты были смежными — это уже менее престижно, другая ценовая категория.

И вот в этих многокомнатных квартирах расселялись люди разных социальных слоёв. В этом мы и видим их отличие от общежитий.

Общежития предоставляла какая-то одна организация. Мы помним объявления в таком духе, дескать, на фабрику требуется швея, предоставляется полный социальный пакет, как мы сегодня его называем, и, как в известном фильме, одиноким предоставляется общежитие. Таким образом, тот, кто устраивался на работу, понимал, что в первое время он не будет ночевать на вокзале, а у него будет крыша над головой и койко-место.

Евгений Ларин: У общаги и коммуналки по сути много общего. Тот же уклад жизни: есть какое-то личное пространство, а есть помещения общего пользования. Получается, что разница только в том, что в одном случае — в случае коммуналки — там живут совершенно разные люди, а в другом случае эти люди представляют собой сообщество, объединённое неким общим интересом, местом работы в данном случае, так?

Лариса Данилова: Да, так. Ещё общежитие — это несколько этажей и достаточно большое количество комнат. А коммунальная квартира — это малое пространство, но населённое абсолютно разными людьми в социальном плане. Люди с разных предприятий, с разным родом деятельности. Мы понимаем, что, например, в общежитии чкаловского завода будут жить работники завода имени Чкалова. Коммунальная квартира — это другая история.

KOMP8956_1.JPG
Алексей Авдеев. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

При райисполкомах были специальные отделы, которые контролировали социальное жильё. Его могли предоставить нуждающимся по запросам от разных организаций — если не было мест в общежитиях. Так, скажем, в системе МВД были свои общежития, но их было недостаточно, либо не было семейных общежитий. И, например, моя бабушка получила от МВД двухкомнатную смежную на подселение — так называемую коммунальную квартиру. Она имела право со своей семьей — с мужем и двумя дочерьми — занять две комнаты в четырёхкомнатной квартире.

Евгений Ларин: Сложилось очень любопытное явление, социальный феномен — коммунальная квартира. Это микромир, срез целой страны. Мне кажется, что это очень благодатное поле для научных экспериментов! Сталкивались ли вы с какими-либо научными работами, посвящёнными изучению социальных процессов, которые происходят в обществе, на примере отдельно взятой квартиры?

Лариса Данилова: Глубоко мы такое изучение не проводили, но есть у нас одна очень интересная книженция — «Коммунальная квартира. Хроника советского быта». Её автор — московский историк Алексей Митрофанов. Он собирал истории коммунальных квартир Москвы и Санкт-Петербурга и проводил аналогии между тем, что было в быту, и тем, о чём говорили наши писатели в литературе. Он даёт сравнение и делает некоторые научные выводы. Вообще, этой проблемой, конечно, занимаются, но не особенно глубоко. В основном это делают психологи. Это о психологии личности.

Алексей Авдеев: Если продолжать говорить о психологии, то эксперты изучали психологическую совместимость соседей, которые проживали на одной площади, а криминалисты заметили, что в советское время появилось такое понятие, как «бытовуха», то есть преступления на бытовой почве. Такого явления до советского периода не было. 

Люди разных сословий, разных социальных слоёв, вынужденные существовать на одной жилплощади, готовить пищу на одной общей кухне, постоянно конфликтовали. 

Атмосфера настолько накалялась, что достаточно было одного слова, одного косого взгляда — и понеслось! От ругани до поножовщины.

Когда в своё время мы ставили выставку про милицию, кто-то из оперативников нам рассказал, что самое распространённое орудие убийства — это чугунная сковорода.

Евгений Ларин: Значит, всё в анекдотах — правда!

Алексей Авдеев: Мы можем себе представить, откуда эта чугунная сковорода взялась. Первая сковорода была, скорее всего, на этой самой общей кухне.

Лариса Данилова: Все анекдоты и поговорки идут из народа.

Евгений Ларин: А каким мог быть типичный набор обитателей коммуналки? Если мы говорим о полноценном социальном наборе, настоящем общественном срезе.

Алексей Авдеев: Это, наверное, в большей степени, литературные персонажи, которых мы собрали у себя в квартире, на выставке.

Лариса Данилова: На примере одной отдельно взятой квартиры, которую мы постарались воссоздать и максимально наполнить предметами материального наследия (а у нас в экспозиции задействовано больше 700 предметов) мы как раз и рассказываем про социальное расслоение, про внутренние трудности, которые возникали у жителей этой квартиры.

Сейчас есть такое модное понятие, как иммерсивная экскурсия. Мы такие экскурсии по старинке называем театрализованными — это экскурсии с включением, с вовлечением посетителей. Когда человек приходит к нам и заказывает экскурсию, мы переодеваемся. У нас есть определённая задумка, и мы воплощаем её вместе с посетителем. Он включается сразу, начиная с входной зоны. Мы объясняем роли и начинаем погружать человека в проблему данной квартиры.

А в нашей квартире живёт семья — муж, жена и двое детей, которые обитают на 17 квадратных метрах. Они очень стеснены, и мы понимаем, что это обстоятельство двигает сюжет дальше — к неизбежному конфликту.

Также в этой квартире комнату в 22 квадратных метра занимает драматическая актриса из Ленинграда, которая вышла на пенсию во время эвакуации 1941-1945 годов. Театр вернулся обратно в Ленинград, а её по причине, о которой мы расскажем на экскурсии, оставили в Новосибирске. Но ей досталось 22 квадратных метра.

Евгений Ларин: И это много.

KOMP9279_1.JPG
Лариса Данилова. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Лариса Данилова: Это очень много! Хозяйка 17-метровой комнаты негодует: они с мужем — рабочие, они поднимают демографию, им уже жутко тесно, а ей уже зачем столько?!

Ещё одну комнату — в 25 «квадратов» — занимает уважаемый Юрий Николаевич Белкин, который мало того что на предприятии, где работает хозяйка комнаты в 17 «квадратов», является главным бухгалтером, так он ещё и председатель профсоюза, а также и народный депутат Центрального района. И как бы сильно хозяйке 17 квадратных метров этого ни хотелось, она, конечно, против него не попрёт, потому что она от него зависима. Это и путёвки в лагеря для её ребятишек, и места в детском саду, к тому же они, естественно, стоят на очереди для получения отдельной жилплощади, и она с ним, само собой, старается не враждовать, боже упаси! Наоборот, какие-то бытовые моменты она старается брать на себя: вы, мол, Юрий Николаевич, думаете о нас и днём, и ночью, так что, дескать, не распыляйтесь на мелочи. Это, например, касается графика уборки общих помещений — коридора, ванной, туалета и кухни. Дежурства распределялись по неделе на комнату, по очереди.

Житель ещё одной комнаты в 15 квадратных метров — это молодой 25-летний специалист, закончивший недавно институт, который занимается геологическими изысканиями. В этой квартире он практически не находится. Он постоянно в каких-то экспедициях, к себе он приезжает два-три раза в год на неделю. Он ведёт аскетический образ жизни, он вроде шестидесятника, бытовые мещанские вещи ему не нужны.

И это тоже хозяйку 17 «квадратов» раздражает: зачем ему?

В принципе, наш Саша Котов был бы не против остаться в общежитии на восьмой койке. Но общежитие у него было, когда он получал образование, институтское, а в том институте, куда он пришёл работать, ему выделили жилплощадь в 15 квадратных метров, отдельную комнату — это уже было достаточно престижно — в коммунальной квартире.

И женщина из 17-метровой комнаты понимает, что раз этот геолог два раза в год появляется в квартире, а комната пустует, то как бы было хорошо, если бы хотя бы её ребятишки занимали эту отдельную комнату. И приходится ей мыть и за себя, и за Юрия Николаевича, и за этого Сашу Котова. Неустроенность, нехватка места и постоянное недовольство друг другом. Сошлись культурные слои. Евдокия Петровна, хозяйка 17 «квадратов», назначила себя старшей по квартире, то есть приняла на себя определённые полномочия. Она враждует с «культурной» до мозга костей Эллой Эвальдовной Кисюковой, драматической актрисой, волею судеб оставшейся в Новосибирске. В силу своей воспитанности та не может себе позволить препираться с Евдокией Петровной, дамочкой напористой. У них постоянный конфликт интересов, а на самом деле это конфликт культурных слоёв. Воспитанная Эллочка не может противостоять наглости Евдокии. А эта наглость — из деревни, ребята приехали из села завоёвывать своё место под солнцем. Понятно, что подстёгивает Евдокию Петровну — её семье тесно в их комнате.

Евгений Ларин: В этой истории, вы, как я понимаю, собрали все возможные типологические истории коммуналок?

Лариса Данилова: Открываю секрет. У обитателей нашей коммунальной квартиры есть прототипы в реальной жизни. Прототип есть даже у этой квартиры. Эта квартира была в действительности — она существует и сегодня в доме на улице Урицкого, правда хозяин там уже один. Квартира эта со своей историей существовала с 1955 года, с года постройки этого дома, до 1988 года, когда квартиру расселили. Фамилии, имена и отчества обитателей квартиры мы немного изменили. И самое интересное заключается в том, что в этой квартире в определённое время проживала и я сама. Всё это из жизни. Мы рассказываем всё, как оно было. Абсолютно ничего в этой истории не придумано, разве что немного приукрашено.

Евгений Ларин: В слове «коммунальная» звучит и «коммуна», и «коммунизм», где, как известно, всё должно быть общим. А вот само это явление — коммунальная квартира — получается каким-то антикоммунистическим! Ведь все там только и делают, что пытаются отстоять своё. Выделить своё из общего. И основной сюжет коммуналки построен, как правило, на столкновении интересов, связанном с разделом территории и имущества, с частнособственническими ценностями.

KOMP9164_1.JPG
Лариса Данилова, Алексей Авдеев и Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Алексей Авдеев: Моя жена, когда ей было годика три, жила в Первомайском районе в коммунальной квартире. И каждый день на общей кухне шла война за пять сантиметров. Соседи постоянно отодвигали их стол на пять сантиметров и говорили, что эти пять сантиметров — это их территория. По этому поводу они даже писали жалобы в райисполком — дескать, соседи захватывают их территорию. Война за эти сантиметры была страшная!

Когда мы ставили экспозицию и пытались пять столов, холодильник и буфет воткнуть в имеющееся пространство, мы действительно поняли, что здесь очень важен каждый сантиметр — чтобы всё чётко расположить и чтобы в этом пространстве можно было ещё и что-то готовить.

Лариса Данилова: Расскажу еще печально-анекдотичную историю. Даже с уголовным оттенком. Мы помним, что в период тотального дефицита в Советском Союзе с туалетной бумагой была категорическая напряжёнка. Потому, естественно, мы пользовались газетами. А в туалете по санитарным нормам и правилам общежития был у каждого свой стульчак, а также свой кармашек или коробочка со своей туалетной бумагой. Нарезалась газета и вкладывалась в этот кармашек. 

А обитатели коммуналок порой были настолько «дружелюбны», что, посещая клозет, просматривали, какие газеты были в кармашках у соседей. И не приведи господь, чтобы там оказался лик генерального секретаря или кого-то в этом роде. 

Это был повод, чтобы пойти и донести, куда следует, что, мол, вот этот товарищ себе позволяет вольности.

Алексей Авдеев: Кстати, одна из идей общежитий была в том, что люди должны были быть друг у друга на виду. Мещанство и частную собственность хотели ликвидировать потому, что люди не должны были жить где-то в своём мирке, а они должны были стать коллективом. Никаких тайн за закрытыми дверями быть не должно было. И если кто-то начинал жить как-то не так, то об этом сразу же становилось всем известно.

Евгений Ларин: Давайте поговорим про предметы на выставке. Насколько я понял, их там какое-то невероятное количество!

Вообще, тема интерьера квартиры советского периода — это довольно распространённый сюжет в музейном пространстве. Но вы пошли дальше, — вы создали настоящий антиидеал советской квартиры. Вас что-то сподвигло на это — какой-то случай, может, какой-то конкретный предмет? Может, у кого-то подсмотрели?

Алексей Авдеев: Конечно, мы изучали опыт, потому что мы не первые и не уникальные в плане установки выставки про коммунальную квартиру. В стране есть даже несколько музеев, которые посвящены именно коммунальной квартире. Мы поглядели и поняли, что если вы побываете в одном таком музее, то можете считать, что вы побывали во всех этих музеях, потому что суть их приблизительно одна и та же. Мы постарались сделать что-то необычное. Мы впервые отважились на эксперимент и всё наше музейное пространство за исключением исторического зала превратили в одну большую коммунальную квартиру. Посетитель, ещё только подходя к дверям музея, сразу погружается в тему, потому что видит на нашем дверном звонке перечень жильцов, и ему предлагается позвонить определённое количество раз. Когда посетитель входит в музей, он попадает в прихожую, которая оборудована тоже в духе коммунальной квартиры — с четырьмя счётчиками на каждую комнату. Причём счётчики эти разные, то есть сразу можно увидеть коллекцию счётчиков прошлых лет.

Лариса Данилова: Счётчиков заявленного периода истории этой квартиры — с 1941 года до конца 1980-х.

Алексей Авдеев: Также посетителю предлагается снять свою верхнюю одежду и повесить её на крючок старинной вешалки. Здесь у нас нагромождения разнокалиберных корзин, чемоданов, какие-то подшитые валенки стоят...

Лариса Данилова: Предметы, которые просто негде хранить, потому что ты живешь вчетвером на 17 квадратных метрах. Как, например, велосипед, который висит на стене. Хотя по правилам общежития места общего пользования, такие, как коридор, кухня и туалет с ванной вообще не должны были захламляться.

KOMP9240_1.JPG
Лариса Данилова. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Где же правила пожарной безопасности?!

Лариса Данилова: Как-то между собой договаривались. И всё это скопление очень нужных предметов оказывалось на общей территории, потому что они уже буквально вываливались из комнат.

Евгений Ларин: Все предметы на вашей выставке — фондовые?

Алексей Авдеев: В основном, да. На 90% это музейные фонды.

Лариса Данилова: Идею этой выставки мы вынашивали четыре года. Всё это время в наших экспедициях постоянным пунктом были предметы, которые могли бы нам пригодится для этой выставки, мы уже понимали, где какие вещи будут находиться. Предметы, которые ещё не являются фондовыми, мы будем представлять на комиссию. Мы надеемся, что они будут заслуженно взяты в фонды, потому что это шикарное материальное наследие. И мы будем к этому вопросу возвращаться. 

Многие скептики могут задаться вопросом, мол, зачем вам этот хлам. А получается, что это не хлам. Новосибирцы возраста 40+ приходят на выставку с чувством ностальгии, узнают в экспонатах какие-то свои вещи. 
 

А у детей, которые не сразу понимают, куда они пришли, после посещения нашей выставки возникает понимание коммунального мышления.

Евгений Ларин: Расскажите пару самых ярких историй предметов, и будем выходить на финал.

Алексей Авдеев: Предметов у нас на самом деле очень много. Очень яркая локация у нас — это, конечно, общая кухня. Там есть старый холодильник, есть один из первых радиоприёмников — «Чайка», мясорубки, замечательная коллекция стиральных досок, среди которых есть стиральная доска из стекла.

Лариса Данилова: У нас представлено несколько стиральных досок фабричного производства. Они либо в деревянной оправе, либо полностью из металла. Но есть у нас ещё одна необычная стиральная доска, на которую посетители сразу обращают внимание. Рама этой стиральной доски сделана кустарным способом из авиационного металла, соединена авиационными клёпками. А основное ребристое полотно — это толстое стекло. И мы понимаем, что это стекло человек, который делал эту стиральную доску, взял на стройке. Межкоридорные окна в подъездах иногда украшались декоративными стёклами — квадратными или прямоугольными, полыми, как правило, зелёного цвета. Это витражное стекло межподъездных окон девятиэтажек.

И появляется такая история. Мастер с завода имени Чкалова получает задание от жены, у которой сломалась стиральная доска, сделать что-то, чтобы она могла стирать. И он проявляет смекалку. Находит где-то это витражное стекло и вставляет его в металлическую раму — ему ничего не стоило из остатков металла её склепать. Сделал, принёс — сказал, мол, вот тебе, женщина, успокойся. Эксклюзивный вариант! И сейчас эта доска — в основном фонде, на выставке она занимает одно из ведущих мест.

Евгений Ларин: У меня остался один вопрос, который я приберёг на самый финал. Как так получилось, что вот это воплощение социального зла — коммуналка — превратилось в тёплое ностальгическое воспоминание? Это свойство человеческой памяти — извлекать только хорошее и доброе? Или люди вдруг всё поняли и спустя много лет осознали, как на самом деле было там хорошо и они этого не ценили, а теперь горько об этом жалеют?

KOMP8849_1.JPG
Лариса Данилова и Алексей Авдеев. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Алексей Авдеев: Память наша, действительно, избирательна. Все отвратительные моменты сглаживаются. А мы тогда были молодыми, живы были наши родители, бабушки и дедушки, все были здоровы, никто не болел. Кстати, одной из идей нашей выставки было показать не постоянные конфликты на общей кухне из-за лишних сантиметров пространства. А показать то, что обитатели этой квартиры по большим праздникам — Новый год, День Победы, может быть, Пасха — собирались за одним большим столом. Каждый приносил какое-то своё блюдо, тут же носились ребятишки. И это было маленькое коммунальное счастье.

Лариса Данилова: Я думаю, что кроме ностальгии, это культурный код, который свойственен только жителям тогда Советского Союза, а сегодня многонациональной России. 

У нас другая душа, у нас другое начало. Какие бы мы склочные ни были, мы никогда не дойдём до точки.

Взаимопомощь, конечно, всегда присутствовала. И она всегда была выше какого-то недовольства друг другом. И, действительно, на практике было так: с Пасхой тогда у нас было сложно в силу идеологии, но все государственные праздники — 7 ноября, 9 мая, наш любимый Новый год — отмечали вместе. На этаже четыре квартиры, из которых одна, четырехкомнатная — это коммуналка. Холодная лестничная площадка — большая. И на праздник там всегда стоял разборный круглый стол. И на общие праздники, которые отмечала вся страна, все жильцы отдельных квартир и коммуналки выходили в холодный коридор, и каждый нёс что мог, и обсуждали какие-то вопросы, и друг друга поздравляли. И двери не закрывались. Вот это феномен, о котором мы, наверное, ещё долго будем вспоминать.

Наша мечта получить свою жилплощадь с собственной кухней, ванной и санузлом наконец-то исполнилась. Мы разбежались по своим норкам, мы проходим теперь мимо друг друга. И уже не справляем свадьбу и день рождения и не провожаем в последний путь всем двором, как пела Варум. Всё это ушло. Возможно ли всё это вернуть? Может быть, по окончании выставки мы сможем ответить на этот вопрос. А, может быть, и нет.

Не упускайте важное — подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Что происходит

Показать ещё